Музей Клюни
Учредил | 1843 |
---|---|
Расположение | 28, Рю дю Соммерар, Париж, Франция |
Тип | Музей средневекового искусства |
Веб-сайт | musee-moyenage.fr |
Музей Клюни (англ. Французское произношение: [myze də klyni] ), официально Musée de Cluny — Musée National du Moyen Âge ( букв. « Музей Клюни — Национальный музей средневековья » ) — музей средневекового искусства в Париже . Он расположен в 5-м округе Парижа , граничит с площадью Самюэль-Пати на юге, бульваром Сен-Мишель на западе, бульваром Сен-Жермен на севере и улицей Сен-Жак на востоке.
римской эпохи Его здание сочетает в себе термы , Термы Клюни , в том числе хорошо сохранившийся фригидарий , [1] 15-го века и Hôtel de Cluny , парижский особняк аббатства Клюни . В музее хранится одна из крупнейших коллекций искусства Средневековья, состоящая из 23 000 экспонатов, из которых около 2300 экспонируются. В фондах музея находится культовая серия из шести гобеленов XV века, известная как «Леди и единорог» .
История
[ редактировать ]Отель Клюни — редкий сохранившийся пример гражданской архитектуры средневекового Парижа, построенный в конце 15 века на замену более ранней постройки, построенной Пьером де Шаслюсом после того, как аббатство Клюни приобрело древнеримские бани в 1340 году. [2] В то время особняк был частью более крупного комплекса, который также включал религиозный колледж ( французский : Collège de Cluny , больше не существующий) на месте современной площади Сорбонны .
Особняк Клюни был перестроен под руководством Жака д'Амбуаза , комендантского аббата Клюни в 1485–1510 годах, сочетая в себе готику и некоторые элементы раннего Возрождения . Д'Амбуаз использовал его, будучи также епископом Клермона и аббатом Жюмьежа . [3] Среди более поздних пользователей была Мария Тюдор , сестра английского Генриха VIII , которая проживала там в 1515 году, после смерти своего мужа Людовика XII ; [4] Яков V Шотландский в 1537 году по случаю своей свадьбы с Мадлен Валуа ; и несколько папских нунций 17-го века , включая Мазарини . [5] В 18 веке башня Отеля де Клюни использовалась в качестве обсерватории астрономами Жозефом-Николя Делилем , Жеромом Лаландом и Шарлем Мессье , которые в 1771 году опубликовали свои наблюдения в каталоге Мессье . В часовне также располагалась типография Николя-Леже Мутара, официального печатника королевы Франции с 1774 по 1792 год. [6] Во время Французской революции 1789 года особняк был конфискован государством и в течение следующих трех десятилетий служил различным целям, включая использование бывшей часовни аббатов в качестве анатомического зала. [7]
В декабре 1832 года археолог и коллекционер произведений искусства Александр Дю Соммерар купил Отель де Клюни и использовал его для демонстрации своей большой коллекции предметов средневековья и эпохи Возрождения. [8] После его смерти в 1842 году коллекция была куплена французским государством. Здание было открыто как музей в 1843 году, сын Соммерара Эдмон Дю Соммерар первым директором которого был . Здания были восстановлены архитектором Альбертом Ленуаром , сыном защитника природы Александра Ленуара . [9]
Особняку был присвоен статус исторического памятника в 1846 году, а термальным баням — в 1862 году. [10] В феврале 1926 года музей был передан под эгиду Objets отдела декоративного искусства Лувра ( d'Art ). [11] из которого он был выпущен в 1977 году. [12] В конце 1940-х годов была создана новая музеография с тематической экспозицией произведений, посвященных различным категориям и техникам изготовления, таким как работа по камню, работа по металлу, работа со стеклом и т. д. В 1971 году открылся сад, включающий «лес единорога», вдохновленный культовым музейным экспонатом. серия гобеленов с изображением Дамы и Единорога . В 1977 году коллекции музея эпохи Возрождения были переданы недавно созданному Национальному музею Возрождения в замке д'Экуэн на северной окраине Парижа, освободив дополнительное пространство для средневековых произведений искусства. В 1992 году была обновлена экспозиция гобеленов « Дама и Единорог». [13]
В 2011 году министерство культуры Франции инициировало более комплексную реконструкцию, получившую название «Клюни 4», что является отголоском последней церкви аббатства Клюни, известной как Клюни III. Это включало в себя редизайн дисплея «Леди и единорог» в 2013 году; уборка римских бань и средневековой часовни в 2015-2017 гг.; строительство нового здания по проекту архитектора Бернара Демулена подсобных помещений в 2016-2018 гг.; и хронологически реорганизованная экспозиция коллекций средневекового искусства, включая структурные изменения, такие как новая лестница в северо-восточном углу здания, проводившаяся с 2019 по 2022 год. Отреставрированный музей вновь открылся 12 мая 2022 года, общая стоимость которого составила 23,1 миллиона евро, частично финансируемая доходы от контракта с Лувром Абу-Даби . [13]
- Римские бани Фригидарий
- Зал римских бань с капителями аббатства Сен-Жермен-де-Пре.
- Вид на двор и его галерею
- Вид на двор и башню
- Дверь башни
- Фронтонное окно
- Колодец
- Вид из средневекового сада
- Вид на садовые аркады
- Капители под аркадами
- Своды готической капеллы
- Одна из комнат музея
Коллекции
[ редактировать ]Площадь музея составляет 11 500 квадратных футов, 6500 из которых предназначены для экспозиций. Он содержит около 23 000 артефактов, датируемых галло-римским периодом до 16 века. В настоящее время на выставке представлено 2300 экспонатов. В коллекциях представлены произведения из Европы, Византийской империи и исламского мира Средневековья.
От античности до раннего средневековья
[ редактировать ]Иль-де-ла-Сите, Франция
[ редактировать ]Большую часть древних коллекций можно найти во фригидарии. Здесь посетитель может обнаружить артефакты, датируемые еще периодом романизации города Паризии , такие как знаменитая колонна лодочника I века. Этот столб был поднесен императору Тиберию парижскими лодочниками. Он содержит надписи, посвященные римскому богу Юпитеру, а также кельтские отсылки, что делает его прекрасным примером слияния двух культур в одном артефакте. [14] Он был обнаружен в 18 веке под хором Собора Парижской Богоматери. Еще один древний артефакт, который можно увидеть во фригидарии, — это столб Сен-Ландри. Эта колонна была вылеплена во втором веке на острове Иль-де-ла-Сите и обнаружена в XIX веке.
За пределами фригидария есть и более древние произведения искусства, в том числе две львиные головы, сделанные из горного хрусталя. Головы львов были изготовлены между 4 и 5 веками в Римской империи. Хотя их назначение неизвестно, наиболее вероятная гипотеза состоит в том, что они были созданы для украшения императорского трона.
За пределами Франции
[ редактировать ]В Клюни также хранится древнее коптское искусство . Коптские ткани получили известность за пределами Египта и некоторых изделий. Льняной медальон Ясона и Медеи сегодня хранится в Клюни.
Между 1858 и 1860 годами было обнаружено двадцать шесть вестготских корон (« Сокровище Гуаррасара »). Это было одно из самых важных открытий, связанных с Вестготским королевством Испания. Из первоначальных двадцати шести крон сегодня осталось 10. Остальные короны были распределены между двумя музеями: Королевским дворцом Мадрида и Клюни. Сегодня в Клюни хранятся три такие короны, а также кресты, подвески и подвесные цепочки того же открытия. Эти предметы были символами королевской власти и датируются VII веком. Скорее всего, их предложили религиозным учреждениям Толедо, тогдашней столицы Испании. [15]
Византийское искусство
[ редактировать ]Начиная с основания города Константинополя в 330 году, император Константин положил начало эпохе, известной как византийский период. Между 843 годом и падением Византийской империи в 1204 году политика и искусство этой империи процветали. В этот период Средневековья на Западе византийское искусство было связующим звеном с традиционной литературой, философией и греко-римским искусством.
Одним из примеров является примечательная скульптура из слоновой кости из Константинополя под названием Ариана. Ариана датируется первой половиной VI века и, скорее всего, была изготовлена для украшения предмета мебели. Статуя включает в себя Ариану, фавнов и несколько ангелов любви. Это один из самых знаковых образцов византийской работы из слоновой кости.
Еще один известный кусок византийской слоновой кости, найденный в Клюни, — это мемориальная доска, изображающая коронацию Оттона II . Его отец Оттон I был коронован королем Рима 2 февраля 962 года. Эта коронация знаменует собой начало возрождения в этой части Западной Европы. Подобно Карлу Великому, Оттон I позже принял титул императора Августа. В 972 году император Отто II женился на принцессе Теофано, которая стала императрицей Рима, и ее также можно увидеть на мемориальной доске из слоновой кости. [16]
В Клюни также имеется византийский сундук с мифологическими изображениями, изготовленный около 1000 года. Именно в это время в Константинополе правили македонские императоры.
Романское искусство
[ редактировать ]Термин « римское » искусство впервые появился в 1818 году. Он был использован Шарлем де Жервилем для описания искусства, возникшего после империи Каролингов, но до готического искусства. До XIX века большая часть искусства Средневековья называлась готическим искусством. Романское искусство определяется использованием света и цвета. Романские художники — мастера объема и контраста. Картины относительно простые, ориентированы на повествование. Начиная с романского периода, реликварии и другие религиозные артефакты больше не хранились в склепах, а вместо этого выставлялись на алтарях в церквях. Видимость веры имела первостепенное значение в то время. [17]
Во Франции
[ редактировать ]В романском искусстве есть два центральных элемента: педагогика и преданность. Эволюция веры – общая тема этих произведений. Одним из примеров сегодняшнего Клюни является капитель, построенная в Париже между 1030 и 1040 годами. Называемая величественной капителью Христа, она была создана для церкви Сен-Жермен-де-Пре и стала результатом сотрудничества двух мастерских. В Клюни также находится серия из двенадцати капителей Сен-Жермен-де-Пре, построенных в начале 11 века.
За пределами Франции
[ редактировать ]В Клюни есть романское искусство и из других стран, таких как Англия, Италия и Испания. Одним из наиболее известных примеров является английский посох середины XII века. На этом изделии, сделанном из слоновой кости, изображены несколько орлов и львов. Еще одна известная работа из слоновой кости — итальянский «Олифант» конца XI века. Это произведение было создано из слоновьего бивня и изображает сцену Вознесения Иисуса. [17]
В Клюни также представлены произведения романского искусства из Каталонии. Есть серия из восьми капителей, происходящих из церкви Сен-Пере-де-Родес . Одна из капителей изображает библейскую историю Ноя, а другая подробно описывает историю Авраама. Еще один экспонат из Каталонии — деревянная статуя святой женщины, датируемая второй половиной XII века. [18]
Работа из Лиможа
[ редактировать ]В Клюни хранится множество предметов из знаменитых эмалированных и золотых мастерских Лиможа . Эти мастерские впервые начали производить изделия во второй четверти XII века. Лимож расположен в юго-западной, центральной части Франции; его золотые и эмалированные шедевры к концу XII века собирались по всей Европе. Ювелиры и другие художники производили различные виды продукции, включая кресты, святыни, алтари, подсвечники и многое другое. Они, как правило, носили религиозный характер.
Одна из причин, по которой изделия из этих мастерских имели такой успех, заключается в доступности материалов. Таким образом, они смогли производить массово. Они производили не только много продукции, но и продукцию высокого качества. Цвета были яркими, а предмет был изображен красноречиво.
Сегодня в Клюни представлено много произведений из Лиможа. Наиболее примечательны две медные доски, датированные примерно 1190 годом. На одной изображено изображение Святого Этьена, а на другой — Трех мудрецов . Эти две мемориальные доски украшали главный алтарь аббатства Грандмонт. Поклонение трем мудрецам было популярной темой в произведениях Лиможа, и ее можно найти во многих их произведениях. Медный храм 1200 года также отражает эту тему. [19]
Готическое искусство из Франции
[ редактировать ]В 1120-е годы в Париже произошло много изменений в искусстве и образовании. Одной из тем, которая стала жизненно важной в обеих сферах, была важность света. Учение Платона и его ученика Платина подчеркивает важность света в истории творения. Это имеет параллели с изменениями, происходящими в архитектурном плане в Париже в то же время. Несущие балки и арки утончены, чтобы освободить больше места для окон и обеспечить больше света. Сент -Шапель с ее высокими и красивыми витражами отражает это изменение в архитектуре. Верхний собор имеет 15 оконных проемов, окружающих всю комнату, каждый высотой 50 футов, создавая иллюзию, что посетитель окружен светом.
Художники Парижа XII века экспериментировали в искусстве, исследуя новую концепцию пространства и взаимосвязь между архитектурой, скульптурой и витражами, как это видно в Сент-Шапель. В Клюни находится множество примеров этих экспериментов, таких как «двойные» капители и статуи, выполняющие функцию колонн. Есть двойная капитель, изображающая двух гарпий, стоящих лицом друг к другу, из церкви Сен-Дени, сделанная между 1140 и 1145 годами. Еще один артефакт из Сен-Дени — голова со статуи-колонны королевы Сабы. Эта статуя-колонна была изготовлена в 12 веке.
В Клюни также имеется одна из самых обширных коллекций витражей во Франции. Их коллекция включает 230 панно, медальонов и фрагментов XII-XIV веков. Сент-Шапель также подарила Клюни несколько панелей из своих культовых витражей, в том числе одну панель, на которой изображена сцена Сэмпсона и льва.
Если XII век был посвящен экспериментам, то XIII и XIV века в Париже представляют собой художественную зрелость. Именно в это время возрастает спрос на нерелигиозное искусство. В парижском искусстве XIII века доминируют две темы: интерес к античности и новое внимание к природе. Одним из самых известных примеров в Клюни является статуя Адама , сделанная из известняка. Статуя, созданная около 1260 года в Париже, изображает обнаженного Адама, прикрывающегося листьями небольшого дерева. В этом произведении явно чувствуется влияние Античности.
Сент-Шапель не только подарила Клюни куски витражей, но и шесть статуй апостолов, сделанных из известняка. Эти статуи когда-то располагались на колоннах верхней часовни в Сент-Шапель, но сегодня их можно увидеть в Клюни. Эти статуи были изготовлены в 1320-х годах и родом из Сен-Жак-о-Пелерин. [20] Эти статуи отмечают пик парижского искусства середины 13 века. [21]
искусство 15 века
[ редактировать ]В 15 веке богатство городской элиты способствовало художественному производству, поскольку спрос на искусство рос. Люди стали заказывать предметы искусства для повседневной жизни, такие как мебель, гобелены, керамика, предметы для игр и т. д. Именно в это время Париж стал столицей роскоши. Здесь соединились различные художественные движения, чтобы создать «международный» готический стиль. Художники начали подписывать свои работы, больше не желая оставаться анонимными.
Это явление особенно проявляется в значительном росте спроса на гобелены. Самыми известными гобеленами в Клюни сегодня являются гобелены из серии «Леди и единорог» ( La Dame à la licorne ). В эту коллекцию входят шесть гобеленов, каждый из которых представляет разные смыслы. Есть пять основных чувств (обоняние, слух, вкус, осязание и зрение), а на шестом гобелене изображена Дама с Единорогом. Таинственное значение шестого числа на протяжении многих лет породило множество интерпретаций. Наиболее распространенная интерпретация понимает, что Леди представляет шестое чувство морали или духовности, поскольку она откладывает свое мирское богатство. [22]
- Статуя римского священника, традиционно известная как портрет императора Юлиана.
- Элемент Столпа Лодочников , первая четверть I века н. э.
- Дьявол и женщина , витраж до 1248 года, из Сент-Шапель.
- Мраморная скульптура «Введение во храм» , Бургундия, конец 14 века.
- Реликварий Святой Пуповины : Богородица с Младенцем, позолоченное серебро, Франция (Париж?), 1407 г.
- Шкатулка: Апостолы и ангелы, позолоченная выемчатая лиможская эмаль , 2-я четверть XIII века.
- Адам, камень, Париж, около 1260 г., изнутри южного трансепта собора Парижской Богоматери.
- Алтарь аббатства Сен-Дени , около 1250–1260 гг., эпизоды жизни святого Бенедикта.
- «Меланхолический» апостол, камень, около 1243–1248 гг., из внутреннего убранства Сент -Шапель.
- Иллюстрированный Tacuinum Sanitatis Ибн Бутлана , Рейнская область, 2-я половина 15 века.
- Вестготские вотивные короны из Сокровищ Гуаррасара , Испания, VII век.
- Переплет из слоновой кости с изображением Ариадны с Менадой, Сатиром и Амурами, Константинополь , VI век.
- из слоновой кости Посох , Богородица с младенцем и двумя ангелами, около 1300 г.
- Гобелен с изображением Дамы и единорога , «Моё собственное желание» , конец 15 века.
- Гобелен Дама и Единорог , Слух
- Гобелен Дама и Единорог , Вкус , деталь
- Голова царицы Савской статуи-колонны , известняк, 1137–1140 гг. Из церкви Сен-Дени.
- «Введение во храм», сделанное во второй половине XIV века.
- Мадонна с Младенцем, изготовлена около 1240–1250 годов в Париже .
- Обморок Богородицы, выполненный в эпоху позднего средневековья.
- Восхождение на Голгофу совершено около 1400 г.
Лидерство
[ редактировать ]- Эдмон Дю Соммерар , куратор ( французский : консерватор ) 1843-1885 гг.
- Альфред Дарсель , директор 1885–1893 гг. [23]
- Эдмон Сальо , режиссер 1893–1903 гг. [24]
- Эдмон Аракур , режиссер 1903–1925 гг. [25]
- Жан-Жозеф Марке де Вассело , режиссер, 1926–1933 гг. [26]
[На полвека Музей Клюни был интегрирован в Лувра отдел предметов искусства ]
- Фрэнсис Салет , главный куратор, затем директор, 1967–1979 гг. [27]
- Ален Эрланд-Бранденбург , директор, 1980–1986 гг.
- Фабьен Жубер, директор, 1987–1991 гг. [28]
- Ален Эрланд-Бранденбург , директор, 1991–1994 гг.
- Вивиан Юшар, директор, 1994–2005 гг.
- Элизабет Табуре-Делаэ , директор, 2005–2019 гг. [29]
- Северин Лепап , директор, 2019 – настоящее время
В популярной культуре
[ редактировать ]Герман Мелвилл посетил Париж в 1849 году, и отель «Клюни», очевидно, возбудил его воображение. Это сооружение занимает видное место в главе 41 « Моби Дика» , когда Измаил, исследуя «более темные и глубокие» мотивы Ахава, называет это здание символом благородной, но похороненной души человека. [30]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Бардье-Фронти, Изабель (2015). Музей Клюни: Путеводитель . Париж: Editions de la Réunion des Musées nationalaux-Grand Palais. п. 7. ISBN 978-2-7118-5631-2 .
- ^ Бардье-Фронти, Изабель (2015). Музей Клюни: Путеводитель . Париж: Editions de la Réunion des Musées nationalaux-Grand Palais. п. 8.ISBN 978-2-7118-5631-2 .
- ^ Алистер Хорн, Семь веков Парижа , 2004:62.
- ^ Музей Клюни – Путешествие в Средневековье »
- ^ Хорн 2004:65.
- ^ «Мутар, Николя-Леже (1742?-1803)» . Идентификаторы и репозитории .
- ^ Мишлен, стр. 265-266.
- ^ Альбом Национального музея средневековья Термы де Клюни , с. 5.
- ^ «Ворота Нотр-Дама» , Le Petit Journal , 24 августа 1867 года.
- ^ База Мериме : бывший отель Клюни и Термальный дворец, в настоящее время Национальный музей средневековья , Министерство культуры Франции. (на французском языке)
- ^ Элен Броссье (2014). «Архивы национальных музеев, музей Клюни (серия J) - цифровой каталог № 20144783» . Французский национальный архив . п. 7.
- ^ Софи Жюги (осень 2020 г.), «Ален Эрланд-Брандебург, человек соборов», — Le Journal du Louvre , 52:12 Grande Galerie
- ^ Jump up to: а б Северин Лепап (декабрь 2022 г.), «Музей Клюни-Национальный музей средневековья: ожидаемое открытие», Revue des Musées de France - Revue du Louvre , 2022–4: 8–12
- ^ Бардье-Фронти, Изабель (2015). Музей Клюни: Путеводитель . Париж: Editions de la Réunion des Musées nationalaux-Grand Palais. п. 16. ISBN 978-2-7118-5631-2 .
- ^ Бардье-Фронти, Изабель (2015). Музей Клюни: Путеводитель . Париж: Editions de la Réunion des Musées nationalaux-Grand Palais. стр. 22–24. ISBN 978-2-7118-5631-2 .
- ^ Бардье-Фронти, Изабель (2015). Музей Клюни: Путеводитель . Париж: Editions de la Réunion des Musées nationalaux-Grand Palais. п. 32. ISBN 978-2-7118-5631-2 .
- ^ Jump up to: а б Дектот, Ксавье (2015). Музей Клюни: Путеводитель . Париж: Editions de la Réunion des Musées nationalaux-Grand Palais. стр. 41–42. ISBN 978-2-7118-5631-2 .
- ^ «Каталонский шатер: история Ноя» . musée-moyenage.fr . Проверено 1 августа 2019 г.
- ^ Дескатуар, Кристина (2015). Музей Клюни: Путеводитель . Париж: Издания собрания национальных музеев в Гран-Пале. п. 63. ИСБН 978-2-7118-5631-2 .
- ^ «Апостолы Сен-Жак-де-Лопиталь» . Коллекционные каталоги . Проверено 1 августа 2019 г.
- ^ Дектот, Ксавье (2015). Музей Клюни: Путеводитель . Париж: Editions de la Réunion des Musées nationalaux-Grand Palais. стр. 75–76. ISBN 978-2-7118-5631-2 .
- ^ Дескатуар, Кристина (2015). Музей Клюни: Путеводитель . Париж: Издания собрания национальных музеев в Гран-Пале. стр. 131–132. ISBN 978-2-7118-5631-2 .
- ^ «Обзор декоративного искусства» . Национальная библиотека Франции . 1892.
- ^ «Эдмон Сальо (1828-1911)» . Национальная библиотека Франции .
- ^ «Эдмон Аракур (1856-1941)» . Национальная библиотека Франции .
- ^ «МАРКЕТ ДЕ ВАССЕЛОТ, Жан-Жозеф» . ИНХА . 23 марта 2009 г.
- ^ «Салет, Фрэнсис» . Историки искусства . 21 февраля 2018 г.
- ^ «Фабьен ЖУБЕР» . Центр Андре Шастеля .
- ^ «Номинация Элизабет Табуре-Делаэ» . Министерство культуры .
- ^ Коткин, Джордж (13 сентября 2012 г.), «Моби-Дик: Главы 1–135», Dive Deeper , Oxford University Press, стр. 13–253, doi : 10.1093/acprof:osobl/9780199855735.003.0003 , ISBN 9780199855735
Ссылки
[ редактировать ]- Семь веков Парижа , Алистер Хорн ( ISBN 1-4000-3446-9 ) 2004 г.
- Мишлен, Зеленый гид: Париж , ( ISBN 2060008735 ), 2001 г.
- Альбом Национального музея Средневековья , Термы Клюни, Пьер-Ив Ле Погам, Дани Сандрон ( ISBN 2-7118-2777-1 ).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Художественные музеи и галереи Парижа
- Музеи Парижа
- Национальные музеи Франции
- Роман Пэрис
- История Парижа
- Здания и сооружения 5-го округа Парижа.
- Частные особняки в Париже
- Художественные музеи и галереи, основанные в 1843 году.
- 1843 заведения во Франции
- Средневековый Париж
- Встреча национальных музеев
- Музеи декоративного искусства во Франции