Клуни аббатство
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2022 г. ) |
![]() Аббатство Клюни в 2004 году | |
Информация о монастыре | |
---|---|
Заказ | бенедиктинец |
Учредил | 910 |
Упразднен | 1790 |
Посвящается | Святой Петр и Святой Павел |
епархия | Отен |
Люди | |
Основатель(и) | Вильгельм I, герцог Аквитании |
Сайт | |
Расположение | Клюни , Сона и Луара , Франция |
Координаты | 46 ° 26'03 ″ с.ш. 4 ° 39'33 ″ в.д. / 46,43417 ° с.ш. 4,65917 ° в.д. |
Веб-сайт | cluny-abbaye.fr |
Клюни Эбби (англ. Французский: [клини] ; Французский : Abbaye de Cluny , ранее также Cluni или Clugny ; Латинское : Abbatia Cluniacensis ) — бывший бенедиктинский монастырь в Клюни , Сона и Луара , Франция. Он был посвящен святым Петру и Павлу .
Аббатство было построено в романском архитектурном стиле , с тремя церквями, построенными подряд с 4 по начало 12 веков. Самая ранняя базилика была самой большой церковью в мире, пока в Риме не началось строительство базилики Святого Петра . [1]
Клюни был основан герцогом Аквитании Вильгельмом I в 910 году. Он назначил Берно первым аббатом Клюни, подчинявшимся только папе Сергию III . Аббатство отличалось более строгим соблюдением правила св. Бенедикта , благодаря чему Клюни стал признанным лидером западного монашества . В 1790 году во время Французской революции аббатство было разграблено и почти полностью разрушено, уцелела лишь небольшая часть.
Примерно с 1334 года аббаты Клюни содержали в Париже таунхаус, известный как Отель де Клюни , который с 1843 года является общественным музеем. Помимо названия и самого здания, в нем больше нет ничего, изначально связанного с Клюни.

История
[ редактировать ]Фундамент
[ редактировать ]В 910 году Вильгельм I, герцог Аквитании «Благочестивый» и граф Овернь , основал скромное бенедиктинское аббатство Клюни как материнский дом Конгрегации Клюни. [2] В дарственную грамоту входили виноградники , поля, луга, леса, воды, мельницы, крепостные и земли, как обрабатываемые, так и необработанные. Гостеприимство должно было оказываться бедным, странникам и паломникам. [3] Было оговорено, что монастырь будет свободен от местных властей, мирских или церковных, и подчиняться только Папе, с оговоркой, что даже он не сможет конфисковать имущество, разделить или передать его кому-либо другому или назначить аббата без согласия. из монахов. Вильгельм поставил Клюни под защиту Святых Петра и Павла, наложив проклятие на любого, кто нарушит хартию. [3] Поскольку Папа находился за Альпами в Италии, это означало, что монастырь был по сути независимым.
Пожертвовав свой охотничий заповедник в лесах Бургундии , Уильям освободил аббатство Клюни от всех будущих обязательств перед ним и его семьей, кроме молитвы. Современные покровители обычно сохраняли имущественный интерес и рассчитывали назначить своих родственников настоятелями. Вильгельм, по-видимому, заключил эту договоренность с Берно, первым аббатом , чтобы освободить новый монастырь от таких светских затруднений и начать Клюнийские реформы . Соответствующие действия сделали все имущество добавленного аббатства священным, и забрать его означало совершить кощунство. Вскоре Клюни начал получать завещания со всей Европы – от Священной Римской империи до испанских королевств, от южной Англии до Италии. Он стал мощной монашеской общиной, которая владела и управляла сетью монастырей и монастырей под властью центрального аббатства Клюни. Это была весьма оригинальная и успешная система. Аббаты Клюни стали лидерами на международной арене, а монастырь Клюни считался величайшим, самым престижным и наиболее обеспеченным монашеским учреждением в Европе. Пик влияния Клюниака пришелся на вторую половину X - начало XII века. Первые монахини были приняты в Орден в 11 веке. [4] [5]
Клюни и григорианские реформы
[ редактировать ]

Реформы, проведенные в Клюни, в некоторой степени объяснялись влиянием Бенедикта Анианского , который выдвинул свои новые идеи на первом большом собрании аббатов ордена, состоявшемся в Аахене (Экс-ла-Шапель) в 817 году. [2] Берно принял интерпретацию Правил Бенедикта ранее в аббатстве Бауме .Клюни не был известен строгостью своей дисциплины или аскетизмом, но аббаты Клюни поддержали возрождение папства и реформы Папы Григория VII . Истеблишмент Клюниака оказался тесно связан с папством. В начале 12 века орден утратил силу из-за плохого управления. Впоследствии он был возрожден при аббате Петре Достопочтенном (умер в 1156 г.), который привел в порядок слабые монастыри и вернулся к более строгой дисциплине. Клюни достиг апогея власти и влияния при Петре, когда его монахи стали епископами, легатами и кардиналами по всей Франции и Священной Римской империи. Но ко времени смерти Петра новые и более строгие ордена, такие как цистерцианцы, породили следующую волну церковных реформ. За пределами монастырских структур рост английского и французского национализма создал климат, неблагоприятный для существования монастырей, самодержавно управляемых главой, проживающим в Бургундии. Папский раскол 1378–1409 годов еще больше разделил лояльность: Франция, признавшая папу в Авиньоне, а Англия — в Риме, вмешалась в отношения между Клюни и зависимыми от него домами. В условиях напряженности некоторые английские дома, такие как монастырь Лентон в Ноттингеме , были натурализованы ( Лентон в 1392 году) и больше не считались чужеродными монастырями, что ослабило структуру Клюниака.
Ко времени Французской революции революционная ненависть к католической церкви привела к подавлению ордена во Франции в 1790 году, а монастырь в Клюни был почти полностью снесен в 1810 году. Позже он был продан и использовался в качестве каменоломни до 1823 года. Сегодня от всего монастыря осталось немногим больше одной из восьми первоначальных башен.
Современные раскопки аббатства начались в 1927 году под руководством Кеннета Джона Конанта , американского историка архитектуры Гарвардского университета , и продолжались (хотя и не непрерывно) до 1950 года.
Организация
[ редактировать ]Аббатство Клюни отличалось от других бенедиктинских домов и конфедераций по трем параметрам:
- организационная структура;
- запрет на владение землей феодальной службой; и
- акцент на литургии как основной форме работы.
Клюни разработал высокоцентрализованную форму правления, совершенно чуждую бенедиктинским традициям. [2] В то время как большинство бенедиктинских монастырей оставались автономными и были связаны друг с другом лишь неформально, Клюни создал большой федеративный орден, в котором администраторы вспомогательных домов выполняли функции заместителей аббата Клюни и подчинялись ему. Дома Клюниака, находящиеся под непосредственным надзором аббата Клюни, главы Ордена, назывались монастырями , а не аббатствами. Приоры или главы монастырей собирались в Клюни раз в год для решения административных вопросов и представления отчетов. Многие другие бенедиктинские монастыри, даже те, которые были созданы раньше, стали считать Клюни своим наставником. Когда в 1016 году Папа Бенедикт VIII постановил распространить привилегии Клюни на подчиненные дома, у бенедиктинских общин появился дополнительный стимул присоединиться к Ордену Клюниака.
Частично из-за богатства Ордена клюнийские монастыри монахинь не считались особенно рентабельными. Орден не был заинтересован в создании большого количества новых домов для женщин, поэтому их присутствие всегда было ограничено.
Обычаи Клюни представляли собой отход от прежнего идеала бенедиктинского монастыря как самодостаточной в сельскохозяйственном отношении единицы. Это было похоже на современные виллы в более романизированных частях Европы и поместья в более феодальных частях, в которых каждый член выполнял физический труд, а также возносил молитвы. В 817 году святой Бенедикт Анианский , «второй Бенедикт», по настоянию Людовика Благочестивого разработал монашеские конституции , чтобы управлять всеми монастырями Каролингов. Он признал, что «Черные монахи» больше не поддерживают себя физическим трудом. Согласие Клюни возносить вечную молитву ( laus perennis , буквально «вечная хвала») означало, что оно увеличило специализацию в ролях.
Будучи, пожалуй, самым богатым монашеским домом западного мира, Клюни нанимал менеджеров и рабочих для выполнения традиционной работы монахов. Клюнийские монахи почти постоянно посвящали себя молитве, тем самым возвысив свое положение до профессии. Несмотря на монашеский идеал скромной жизни, аббатство Клюни заказало канделябры из цельных серебряных и золотых чаш, украшенных драгоценными камнями, для использования на мессах аббатства. Вместо того, чтобы ограничиваться традиционными блюдами из бульона и каши, монахи ели очень хорошо, наслаждаясь жареными цыплятами (тогда это была роскошь во Франции), винами со своих виноградников и сырами, приготовленными их сотрудниками. На мессе монахи носили лучшие льняные религиозные одежды и шелковые облачения . Артефакты, иллюстрирующие богатство аббатства Клюни, сегодня выставлены в Музее Клюни в Париже.
Клюнийская молитва
[ редактировать ]О Боже, по чьей милости слуги Твои, святые аббаты Клюни , зажженные огнём Твоей любви, стали горящими и сияющими огнями в Твоей Церкви: Даруй, чтобы и мы пылали духом любви и дисциплины и могли всегда ходите пред Тобою, как дети света; через Иисуса Христа, Господа нашего, Который с Тобою, в единстве Святаго Духа, живет и царствует, единый Бог, ныне и во веки веков. [6]
Клюниакские дома в Британии
[ редактировать ]Все английские и шотландские дома Клюниака, кроме одного, которые были больше келий, были известны как монастыри , что символизировало их подчинение Клюни. Исключением был монастырь в Пейсли , которому в 1245 году был присвоен статус аббатства, подотчетного только Папе. Влияние Клюни распространилось на Британские острова в 11 веке, сначала в Льюисе , а затем и в других местах. Главой их ордена был аббат Клюни. Все английские и шотландские клюньяки были обязаны переправиться во Францию, в Клюни, чтобы посоветоваться или с ними проконсультировались, если только аббат не решил приехать в Британию, что происходило пять раз в 13 веке и только дважды в 14 веке.
Искусство
[ редактировать ]В Клюни главным занятием была литургия; он был обширным и красиво представленным в вдохновляющей обстановке, отражая новую, ощущаемую лично, волну благочестия 11 века. Монашеское заступничество считалось необходимым для достижения состояния благодати, и правители-миряне соревновались, чтобы их поминали в бесконечных молитвах Клюни; это вдохновило на пожертвования землей и бенефиции, которые сделали возможными другие искусства.


Быстрорастущему сообществу Клюни требовались масштабные здания. Примеры Клюни глубоко повлияли на архитектурную практику в Западной Европе с десятого по двенадцатый века. Три последовательные церкви условно называются Клюни I, II и III. Строительство Клюни II, ок. 955–981 годы, начавшиеся после разрушительных венгерских набегов 953 года, привели к тому, что бургундские церкви стали иметь каменные своды.
Клюни III
[ редактировать ]В 1088 году аббат Гуго Семюрский (1024–1109, аббат с 1049 г.) начал строительство третьей и последней церкви в Клюни, которая должна была стать крупнейшим церковным зданием в Европе и оставалась таковой до 16 века, когда в Риме палеохристианская базилика Святого Петра была заменена нынешней церковью . Эзелон де Льеж был призван архитектором новой церкви в 1088 году. [7]
Строительная кампания финансировалась за счет ежегодной переписи населения , учрежденной Фердинандом I Леонским , правителем объединенного Леона и Кастилии, где-то между 1053 и 1065 годами ( Альфонсо VI восстановил ее в 1077 году и подтвердил в 1090 году). сумма составляла 1000 золотых ауреев , сумму, которую Альфонсо VI удвоил в 1090 году. Это была самая большая рента , которую Орден когда-либо получал от короля или мирянина, и она никогда не была превышена. Ежегодный грант Генриха I Англии от 1131 года в размере 100 марок серебра , а не золота , по сравнению с этим казался незначительным. Альфонсинская перепись позволила аббату Хью (умершему в 1109 году) начать строительство огромной третьей церкви аббатства. Когда позже выплаты в ауреях прекратились, орден Клюниак пережил финансовый кризис, который нанес ему вред во время аббатства Понса Мельгейльского (1109–1125) и Петра Достопочтенного (1122–1156). Испанское богатство, пожертвованное Клюни, способствовало росту популярности испанских христиан и впервые вовлекло центральную Испанию в более широкую европейскую орбиту.
Библиотека
[ редактировать ]Библиотека Клюни была одной из самых богатых и важных во Франции и Европе. Это было хранилище множества очень ценных рукописей. Во время религиозных конфликтов 1562 года гугеноты разграбили аббатство, уничтожив или разбросав многие рукописи. Из тех, что остались, некоторые были сожжены в 1790 году бунтующей толпой во время Французской революции . Другие все еще хранились в ратуше Клюни.
Французское правительство работало над перемещением таких сокровищ, в том числе тех, которые оказались в частных руках. Сейчас они хранятся в Национальной библиотеке Франции в Париже. В Британском музее хранится около шестидесяти грамот, выданных из Клюни.
Захоронения
[ редактировать ]Влияние Клюни
[ редактировать ]
Аббатство в Клюни было родным домом Конгрегации Клюни.
В фрагментированной и локализованной Европе X и XI веков сеть Клюниака далеко распространила свое реформаторское влияние. Свободный от светского и епископского вмешательства и ответственный только перед папством (которое находилось в состоянии слабости и беспорядка, когда конкурирующие папы поддерживали конкурирующую знать), Клюни, как считалось, возродил норманнскую церковь, реорганизовал королевский французский монастырь во Флери. и вдохновил Святого Данстана в Англии. Официальных английских монастырей Клуниак не существовало до прихода Льюиса в Сассексе, основанного англо-нормандским графом Уильямом де Вареном около 1077 года. Наиболее хорошо сохранившимися домами Клуниака в Англии являются монастырь Касл-Акр в Норфолке и монастырь Венлок в Шропшире. Считается, что в Англии было всего три монастыря Клюниак, одним из которых было аббатство Делапре в Нортгемптоне .
До правления Генриха VI все дома Клюниаков в Англии были французскими, управлялись французскими приорами и напрямую контролировались из Клюни. Акт Генриха по превращению английских монастырей в независимые аббатства был политическим жестом, знаком зарождающегося национального самосознания Англии.
Ранние учреждения Клюния предлагали убежище от беспорядочного мира, но к концу 11 века клюнийское благочестие проникло в общество. Это период окончательной христианизации центральной части Европы. К двенадцатому веку в Европе насчитывалось 314 монастырей, присягнувших Клюни. [2]

Родовитые и образованные приоры Клюниака охотно работали с местными королевскими и аристократическими покровителями своих домов, занимали ответственные должности в их канцеляриях и назначались в епископства. Клюни распространил обычай почитания короля как покровителя и поддержки Церкви, и, в свою очередь, поведение королей XI века и их духовное мировоззрение, похоже, претерпели изменения. В Англии Эдуард Исповедник позже был канонизирован. В Германии проникновение идеалов Клюниака было осуществлено совместно с Генрихом III из династии Салиан, который женился на дочери герцога Аквитанского. Генрих проникся ощущением своей сакраментальной роли посланника Христа в мирской сфере. У него была духовная и интеллектуальная основа для руководства немецкой церковью, кульминацией которого стал понтификат его родственника, Папы Льва IX . Новое благочестивое мировоззрение светских лидеров позволило усилить движение « Божьего перемирия» для обуздания аристократического насилия.
В рамках своего ордена аббат Клюни имел право назначать любого монаха в любой дом; он создал текучую структуру [ нужны разъяснения ] вокруг центральной власти, которая должна была стать характерной чертой королевских канцелярий Англии и Франции, а также бюрократии великих независимых герцогов, таких как Бургундский. Высокоцентрализованная иерархия Клюни была тренировочной площадкой для католических прелатов: папами стали четыре монаха Клюни : Григорий VII , Урбан II , Пасхал II и Урбан V.
Клюни возглавляла упорядоченная череда способных и образованных аббатов, взятых из высших аристократических кругов, и все первые шесть аббатов Клюни были канонизированы:
- Святой Берно Клюни (умер в 927 г.)
- Святой Одо Клюнийский (умер в 942 г.)
- Святой Эмар Клюни (умер в 965 г.)
- Святой Майол из Клюни (умер в 994 г.)
- Святой Одило (умер в 1049 г.)
- Святой Хью Клюни (умер в 1109 г.)
Одило продолжал реформировать другие монастыри, но, будучи аббатом Клюни, он также осуществлял более жесткий контроль над обширными монастырями ордена.
Упадок и разрушение зданий
[ редактировать ]Начиная с XII века, у Клюни возникли серьезные финансовые проблемы, в основном из-за затрат на строительство третьего аббатства (Клюни III). Благотворительность, оказываемая бедным, также увеличила расходы. По мере того как внутри западной христианской церкви возникли другие религиозные ордена, такие как цистерцианцы в 12 веке, а затем нищенствующие в 13 веке, конкуренция постепенно ослабила статус и влияние аббатства. Более того, плохое управление поместьями аббатства и нежелание его дочерних монастырей выплачивать свою долю ежегодных налогооблагаемых квот ежегодно сокращали общий доход Клюни.
В ответ на эти проблемы Клюни привлек кредиты под залог своих активов, но это обременило религиозный орден долгами. На протяжении всего позднего средневековья конфликты с его монастырями увеличивались. Это ослабевающее влияние было омрачено растущей властью Папы внутри католической церкви. К началу 14 века папа часто назначал имена аббатов Клюни.
Хотя монахи, число которых никогда не превышало 60 человек, жили в этот период в относительной роскоши, политические и религиозные войны 16 века еще больше ослабили статус аббатства в христианском мире. [8] Например, благодаря Болонскому конкордату 1516 года под руководством Антуана Дюпра Франциск I , король Франции, получил право назначать аббата Клюни от Папы Льва X.
В течение следующих 250 лет аббатство так и не восстановило свою власть и положение в европейском христианстве. , что является примером эксцессов Ancien Régime Монастырские здания и большая часть церкви были разрушены во время Французской революции . Его обширная библиотека и архивы были сожжены в 1793 году, а церковь подверглась разграблению. Поместье аббатства было продано в 1798 году за 2 140 000 франков. В течение следующих двадцати лет огромные стены аббатства добывались из камня, который использовался при восстановлении города.
Хотя это была самая большая церковь в христианском мире до завершения строительства базилики Святого Петра в Риме в начале 17 века, от первоначальных зданий мало что осталось. В общей сложности сохранившиеся части составляют около 10% первоначальной площади Клюни III. К ним относятся южный трансепт и его колокольня, а также нижние части двух западных фасадных башен. В 1928 году это место было раскопано американским археологом Кеннетом Дж. Конантом при поддержке Средневековой академии Америки . Разрушенные основания колонн передают размеры бывшей церкви и монастыря. [9]
С 1901 года он является центром Высшей национальной школы искусств и ремесел (ENSAM), элитной инженерной школы.
См. также
[ редактировать ]- Библия Сувиньи
- Аббат Клюни
- Базилика Парай-ле-Мониаль
- Берно из Клюни
- Жонглер Нотр-Дама
- История средневековых арабских и западноевропейских куполов
Примечания
[ редактировать ]- ^ Хопкинс, Дэниел Дж., редактор (1997). Географический словарь Мерриам-Вебстера. (Третье издание). Спрингфилд (Симпсоны), Массачусетс: Издательство Merriam-Webster, Inc. п. 262. ISBN 0-87779-546-0 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Олстон, Джордж Киприан. «Конгрегация Клюни» . Католическая энциклопедия . Том. 4. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. (1908). 15 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Смит, Люси Маргарет. «Ранняя история монастыря Клюни» . Издательство Оксфордского университета. (1920).
- ^ Патрик Бушерон и др., ред. Франция в мире: новая глобальная история (2019), стр. 120–125.
- ^ Бушар, Констанс Бриттен (2009). «Меч, митра и монастырь: дворянство и церковь в Бургундии, 980–1198». Корнельский университет Пресс.
- ^ Кифер, Джеймс Э. «Ранние настоятели Клюни» . Биографические очерки памятных христиан прошлого . Проверено 7 октября 2017 г.
- ^ Салет, Фрэнсис (1967). «Эзелон из Льежа, архитектор Клюни» . Бюллетень Монументальный (на французском языке). 125–1:81–82 . Проверено 13 декабря 2023 г.
- ^ Герхардс, Аббатство Клюни , 1992, стр.85.
- ^ Кеннет Джон Конант, «Исследования Клуни, 1968–1975». Зеркало 50.3 (1975): 383–390.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бейнтон, Роланд Х. (1962). Средневековая церковь . Принстон: Компания Д. Ван Ностранд, Inc.
- Бишко, Чарльз Джулиан. Испанская и португальская монашеская история 600–1300 гг ., VIII. «Литургическое заступничество в Клюни за королей-императоров Леона» Бернара : Повествования в историческом контексте.
- Бушар, Констанс Бриттен. (2009) Меч, митра и монастырь: дворянство и церковь в Бургундии, 980–1198 (Корнеллский университет)
- Бушерон, Патрик и др., ред. (2019) Франция в мире: новая глобальная история (2019), стр. 120–125.
- Конант, Кеннет Дж. (1975) «Исследования Клюни, 1968–1975». Зеркало 50.3 (1975): 383–390.
- Конант, Кеннет Джон. (1970) «Раскопки Средневековой академии в Клюни, X». Зеркало 45.1 (1970): 1–35.
- Каудри, HEJ (1970). Клюниаки и григорианская реформа .
- Эванс, Джоан (1968). Монашеская жизнь в Клюни 910–1157 гг . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Лоуренс, Швейцария (2015). Средневековое монашество . 4-е изд.
- Марквардт, Джанет Т. (2007). От мученика к памятнику: аббатство Клюни как культурное достояние .
- Маллинз, Эдвин (2006). В поисках Клюни: Затерянная империя Бога .
- Мелвилл, Герт (2016). Мир средневекового монашества: его история и формы жизни (Богослужебная пресса)
- Розенвейн, Барбара Х. (1982). Привязанный носорог: Клюни в 10 веке .
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- ИКОМОС, Монументум, Том. 7, 1971, К. Дж. Конант, История романского Клюни, выясненная в результате раскопок и сравнений (PDF)
- (Университет Мюнстера: Институт исследований раннего средневековья) Клюни . (на английском языке) Научный портал по многим аспектам Клюни.
- Кристофер Голден, «Орден Клюниака». Архивировано 6 октября 2008 г. в Wayback Machine.
- Аббатство Клюни на территории Бургундии Романе
- Энциклопедия Societas Christiana: Клюнийское движение
- Устав аббатства Клюни
- Большой архив фотографий аббатства. Архивировано 14 сентября 2007 г. в Wayback Machine.
- История романского Клюни, разъясненная посредством раскопок и сравнений, К. Дж. Конант (pdf)
- Paradoxplace – Клуни Пейдж – Фотографии
- Панорама аббатства Клюни в высоком разрешении на 360° | Художественный Атлас
- Google Планета Земля
- Бенедиктинские монастыри во Франции.
- Здания и сооружения в Соне и Луаре
- 910 заведений
- Религиозные здания и сооружения, построенные в 910-х годах.
- Христианские монастыри, основанные в X веке.
- Заведения Каролингской империи
- Сайты папских выборов
- Захоронения пап
- История католического монашества
- Клюнийские монастыри во Франции.
- Романская архитектура во Франции
- Церкви в Соне и Луаре
- Памятники Национального центра памятников