Jump to content

Жонглер Нотр-Дама

Жонглер Нотр-Дама
Опера Жюля Массне
Плакат первой парижской постановки (1904 г.), изображающий заключительную сцену.
Либреттист Морис Лена
Язык Французский
На основе « Жонглер из Нотр-Дама »
Анатоль Франс
Премьера
18 февраля 1902 г. ( 18 февраля 1902 г. )

«Жонглер из Нотр-Дама» — трехактная опера (обозначенная в программе как «Чудо в трех действиях ») Жюля Массне на французское либретто Мориса Лены . [ 1 ] Впервые она была исполнена в Опере Гарнье в Монте-Карло 18 февраля 1902 года. [ 2 ] Это одна из пяти опер Массне, действие которых происходит в средние века , остальные — «Сид» (1885), «Эсклармонда» (1889), «Гризелидис» (1901) и «Панург» (1913). [ 3 ]

На этом этапе своей карьеры консьерж парижского дома Массне обычно разбирал спекулятивные либретти, представленные композитору, но в отсутствие консьержа Массне неожиданно получил посылку от Лены и прочитал ее в поезде до своего загородного дома в Эгревиле . [ 4 ] Он основан на одноименном рассказе Анатоля Франса из его сборника 1892 года «L'Etui de nacre» , который, в свою очередь, был основан на средневековой легенде XIII века, написанной монахом и трубадуром Готье де Куэнси , ок. 1220. [ 4 ] Массне ранее использовал Францию ​​в качестве источника для своей оперы 1894 года «Таис» . В «Жонглере» , уникальном для этого композитора, нет существенных женских ролей: ангелы за сценой, а девственница немая. Произведение было написано весной 1901 года и стало первой из его опер, премьера которой состоялась в Опере Монте-Карло под руководством Рауля Гюнсбура . [ 4 ]

В обзоре оперного творчества Массне, посвященном столетнему юбилею, Родни Милнс отметил, что « Жонглер слишком многими списан со счетов из-за его настроений», несмотря на юмористические характеристики конкурирующих монахов; брата Бонифация в работе также есть «Легенда о Саже» , в которой рассказывается, как трава шалфея защитила младенца Иисуса от солдат во время бегства в Египет . [ 5 ] В произведении чередуются мораль и комедия, преданность и портрет персонажа, и посредством разных тонов и красок избегается слащавости и мелодрамы. [ 4 ] Массне написал слова Heureux les simples, car ils verront Dieu вверху партитуры рукописи; Милнс отмечал, что «простота была путеводной звездой, без которой это сентиментальное «чудо в трех действиях» могло бы быть немного липким. чувство театрального эффекта скрывается за каждым тактом». [ 6 ]

Несмотря на обстановку и список актеров, исследователь отметил, что трудно уловить в партитуре настоящие цитаты из литургической музыки, хотя «части оперы создают впечатление, что они используют существующий материал» из-за того, что описывается как « техника аппроксимации и преобразования». Жана «Alléluia du vin» в первом акте или «Benedicite» монахов трудно сопоставить с существующей обстановкой, и хотя они «могут звучать как настоящая духовная музыка, практически невозможно проверить какое-либо конкретное происхождение». [ 7 ]

История выступлений

[ редактировать ]

После премьеры 1902 года в Монте-Карло опера была показана в Париже в Комической опере 10 мая 1904 года, где Марешаль повторил свою премьерную роль, Люсьен Фужер в роли Бонифация и Андре Аллар в роли приора. В более поздние возрождения вошли ведущие певцы Шарль Фриан , Марсель Клодель (Жан), Жан Вьей (Бонифас) и Гектор Дюфран (Прайор). До 1950 года опера была представлена ​​в Зале Фавар 356 раз. [ 8 ] Фюжер все еще играл Бонифация в Комической опере в 1922 году в возрасте 74 лет; вполне вероятно, что роль Бонифация была написана специально для него. [ 9 ]

Мэри Гарден, как Джин

Оперный импресарио Оскар Хаммерштейн I задумал переделать роль жонглера Джина в звезду для знаменитого сопрано Мэри Гарден с его Манхэттенской оперной труппой ; выбор актеров, который, по некоторым данным, привел в ужас композитора Массне, который имел в виду роль тенора. [ 10 ] Она исполнила роль на премьере произведения в США 27 ноября 1908 года в Манхэттенском оперном театре . [ 11 ] Гарден популяризировал оперу в Соединенных Штатах , широко и с некоторой частотой исполняя ее до 1931 года. [ 12 ] Хаммерштейн также выбрал Джин на роль сопрано, когда ставил произведение в своем Лондонском оперном театре в 1911 году, на этот раз с французским сопрано Викторией Фер. [ 13 ] После последнего выступления Гардена «Джин» с Чикагской оперной труппой в 1931 году это произведение больше не исполнялось в Соединенных Штатах до тех пор, пока сопрано Колетт Д'Арвиль не исполнила роль Джин в Ньюаркской гражданской опере в апреле 1942 года. [ 14 ]

Работа была возрождена в Комической опере в 1954 году, когда в этом театре прошло 400-е представление, когда Андре Дран спел Жана с «большим обаянием и умом... даже трюки жонглирования и танцы были убедительно исполнены»; Луи Мюзи был Бонифацием, [ 15 ] и Альберт Вольф дирижировал. [ 16 ] Он был поставлен в Нанте в 1979 году с Альбертом Воли в главной роли и Жаном-Кристофом Бенуа в роли Бонифация. [ 17 ] Предшественник балета Массне «Сигале» , современника оперы, «Жонглер» был исполнен на фестивале Массне в 2005 году под управлением Лорана Кампельоне с американским тенором Хесусом Гарсией, «чей театральный и гимнастический опыт сослужил ему хорошую службу» в роли Жана, Лионель Лот в роли Бонифаций и Фернан Бернади в роли приора в постановке Жана-Луи Пишона . [ 18 ]

За пределами Франции оперу видели в Муниципальном театре (авеню Бургибен) в Тунисе в 1912 году. [ 19 ] После местной премьеры в 1904 году его регулярно возрождали в Ла Монне (Брюссель) вплоть до ноября 1956 года, где главную роль играл Жан Маркор в его сценическом дебюте с Жаном Лаффоном в роли Бонифация и Жерменом Гисленом, аббатом. [ 20 ] В постановке « Жонглера Нотр-Дама» в Бостоне в 1961 году Оперным театром Новой Англии участвовал «певец, актер, жонглер и танцор» Томми Ролл ; Спиро Малас был Бонифацием. [ 21 ] Ян Паскаль Тортелье дирижировал оперой в Уэксфорде в 1984 году вместе с Патриком Пауэром , Сергеем Лейферкусом и Кристианом дю Плесси . [ 6 ] Первые выступления в Театре оперы в Риме состоялись в апреле 2000 года под управлением Джанлуиджи Гельметти с Сесилией Гасдиа и Массимо Джордано в главной роли, а также Массимилиано Гальярдо в роли Бонифация и Николаем Гьяуровым в роли приора. [ 22 ]

В Монте-Карло в мае 1978 года вся опера была впервые записана в стерео, и эта запись с тенором Аленом Ванзо в роли Жана и Жюлем Бастеном в роли Бонифация была переиздана на компакт-диске в 2003 году, за ней последовал еще один компакт-диск, содержащий радиоспектакль 1974 года, снова с Ванзо.

Роли, типы голоса, премьерный состав
Роль Тип голоса Премьерный состав, [ 23 ] 18 февраля 1902 г.
Дирижер: Леон Жеэн
Жан, жонглер тенор Адольф Марешаль
Бонифаций, монастырский повар баритон Морис Рено
Прежний бас Габриэль Сулакруа
Поэт-монах тенор Беркье
Монах-художник баритон Просто Ниветт
Монах-музыкант баритон Гримо
Скульптор-монах бас Крупенинка
Певец-монах баритон С Сенном
Монах, на страже баритон Делестан
парень баритон Бори
Пьяница бас Альберт Пайяр
Рыцарь тенор Якоби
первый ангел сопрано Маргарита де Бак
2-й ангел сопрано Мари Жирер
Явление Богородицы немой Симеоли
Голос баритон
Горожане, Рыцари, Клерки, Крестьяне, Нищие, Молодые девушки и юноши, Торговцы; Монахи, ангельские голоса.

Краткое содержание

[ редактировать ]
Место: Франция
Время: Средневековый период

Акт 1, площадь Клюни

[ редактировать ]

Перед монастырем поют и танцуют; Жан, жонглер, хочет заработать, развлекая прохожих. Отвергая его неуклюжие выходки, они требуют светской песни «Аллилуйя вину». Сначала он сопротивляется, но потом поет. Появляется настоятель и бросает вызов Жану, но, видя, что Жан полон раскаяния, настоятель просит его присоединиться к монахам, чтобы спасти свою душу и тело.

Акт 2, монастыри

[ редактировать ]

Внутри монастыря монахи выполняют свои различные обязанности. Жан видит, что хотя Богородицу чтут красивыми латинскими молитвами, он ничего не может ей предложить. Остальные монахи ссорятся, предлагая взять его в ученики. Подружившись с монастырским поваром, Бонифаций поет ему легенду о полыни, которая смиренно раскрыла свои ветви, чтобы укрыть Младенца Иисуса, когда Он спал. Когда Жан видит, что другие монахи предлагают щедрые и красивые дары только что завершенной статуе Девы Марии , он, не имея настоящего дара, решает сделать то, что он может делать лучше всего.

Акт 3, в часовне

[ редактировать ]

Монахи-художники и скульпторы восхищаются недавно завершенной статуей Богородицы. Когда Жан входит, первый прячется за колонной и наблюдает, как жонглер снимает свою одежду и надевает старую уличную одежду, о чем скрытый монах идет предупредить настоятеля. Играя на своей шарманке , он танцует, пока в ужасе не входят другие монахи и не собираются схватить Жана, чтобы отчитать его за богохульство . Бонифаций останавливает их, когда статуя Богородицы оживает, протягивает руки и благословляет Жана. Жан падает на колени, когда небесный свет сияет от алтаря Девы, возносящейся на Небеса. Пока настоятель поет слова, которые Массне поместил в начале своей партитуры Heureux les simples, car ils verront Dieu (Блаженны нищие духом, ибо они найдут Бога), Жан умирает, а другие монахи и ангелы поют «Аминь».

Габриэль Сулакруа записал созданную им мелодию Приора для Патэ в 1902/1903 году. Мэри Гарден , Давид Девриес , Марсель Клодель и Жори Буэ популяризировали арию «Ô liberté, ma mie».

« Légende de la sauge» для Бонифация записывалась много раз, среди певцов были Паоло Ананян в 1907 году, Антонио Маджини-Колетти в 1909 году на итальянском языке, Луи Дюпюа (в роли Жана Дуэза) в 1910 году, Эдуард Руар в 1921 году, Джузеппе Даниз в 1926 году, Люсьен Фюжер в 1928 году, Этьен Бийо в 1928 году, Ванни Марку в 1930 году, Роджер Бурден в 1933 году и Мишель Денс в 1947 году.

Было сделано две полные студийные записи:

  1. ^ Подробный контекст, касающийся композитора, композиции и раннего ответа на оперу, см. Ziolkowski 2018 , стр. 3–84.
  2. ^ Милнс, Р. , " Жонглер Нотр-Дама ". В: Оперный словарь New Grove . Макмиллан, Лондон и Нью-Йорк, 1997 г.
  3. ^ Циолковский 2018 , с. 22.
  4. ^ Jump up to: а б с д « Жонглер из Нотр-Дама ». В: Каминский, Петр. Тысяча и одна опера . Файярд, 2003, стр. 889–891.
  5. ^ Милнс, Родни . «Не обращай внимания на разрыв». Опера , август 2012, Том. 63, № 8, стр. 924–931.
  6. ^ Jump up to: а б Милнс, Родни. «Уэксфорд 1984». Опера , январь 1985, Том. 36, № 1, стр. 35–39.
  7. ^ Лессманн, Бенедикт. (2020). «Присвоение григорианского пения во французской опере конца века: местный цвет – сообщение-опера – аллюзия?», Журнал Королевской музыкальной ассоциации , 145 (1), 37–74. doi : 10.1017/rma.2020.7 , Издательство Кембриджского университета, 3 августа 2020 г.
  8. ^ Вольф, Стефан. Полвека Комической оперы (1900–1950) . Андре Бонн, Париж, 1953, стр. 97–98.
  9. ^ Жиру, Винсент. «Люсьен Фюжер, переводчик Массне». В: Массне и Комическая опера , ред. Жан-Кристоф Бранжер, Аньес Терьер. Университет Сент-Этьена, 2015, с. 140.
  10. ^ Циолковский 2018 , стр. 94–96.
  11. ^ Циолковский 2018 , с. 112.
  12. ^ Подробный контекст, касающийся Мэри Гарден и ее роли в продвижении оперы в Соединенных Штатах, см. Ziolkowski 2018 , стр. 85–158.
  13. ^ Циолковский 2018 , стр. 100–101.
  14. ^ «Концерты – Опера: Нотр-Дам в Ньюарке». Разнообразие . Том. 146, нет. 7. 22 апреля 1942 г. с. 38.
  15. ^ Анри-Луи де Ла Гранж . «Репортаж из Парижа». Опера , июль 1954 г., стр. 421–424.
  16. Буклет программы Национального театра Комической оперы , 19 декабря 1954 г.; Ален Ванзо, который позже записал Жана для радио и диска, спел «Поэта-монаха». Работа была частью двойного проекта с Cavalleria Rusticana .
  17. ^ Питт, Чарльз. «Франция. Приятный Массне. Нант». Опера , май 1979 г., Том №, стр. 475–476. [ нужен том и выпуск ]
  18. ^ Касов, Джоэл. «Репортаж из Сент-Этьена». Опера Март 2006, с. 304.
  19. ^ Питт, Чарльз. «Тунис – оперный форпост». Опера , февраль 2011. Том. 62, № 2, с. 147.
  20. ^ Рименс, Лео . «Репортаж из Бельгии». Опера , март 1957, Том. 8, № 3, с. 158.
  21. ^ Уильям Аллин Сторрер. «Репортаж из Бостона». Опера , июль 1961, Том. 12, № 7, с. 450.
  22. ^ Луиджи Беллингарди. «Репортаж из Рима». Опера , август 2000, Том. 51, № 8, стр. 967–968.
  23. ^ " Жонглера Нотр-Дама Веб-страница , French Art Lyrique, по состоянию на 5 сентября 2014 г.

Цитируемые работы

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 641d98eb5b1c50313b3ea25545f1a0a8__1707224880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/64/a8/641d98eb5b1c50313b3ea25545f1a0a8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Le jongleur de Notre-Dame - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)