Jump to content

Манон

Манон
Опера Жюля Массне
Джеральдин Фаррар в главной роли
Либреттист
Язык Французский
На основе Манон Леско
Аббат Прево
Премьера
19 января 1884 г. ( 19 января 1884 г. )

Манон ( Французское произношение: [manɔ̃] ) — комическая опера в пяти действиях Жюля Массне на французское либретто Анри Мейяка и Филиппа Жиля , основанная на романе L'histoire du Chevalier des Grieux et de Manon Lescout» аббата Прево « 1731 года . Впервые он был исполнен в Комической опере в Париже 19 января 1884 года с декорациями, созданными Эженом Карпеза (акт 1), Огюстом Альфредом Рубе и Филиппом Шапероном (акты 2 и 3) и Жаном-Батистом Лавастром (акт 4).

До работы Массне Галеви ( «Манон Леско» , балет, 1830) и Обер ( «Манон Леско» , комическая опера, 1856) использовали эту тему в музыкальных сценических произведениях. Массне также написал одноактное продолжение « Манон » «Портрет Манон» (1894), в котором кавалер де Грие изображен в пожилом возрасте. [1]

Над партитурой « Манон» композитор работал в своем загородном доме под Парижем, а также в доме в Гааге, когда-то принадлежавшем самому Прево . [2]

«Манон» - самая популярная и устойчивая опера Массне, «быстро покорившая мировые сцены». [3] с момента своего создания он занимает важное место в репертуаре. Это типичный пример очарования и жизненной силы музыки и культуры парижской Прекрасной эпохи . В 1893 году состоялась премьера оперы Джакомо Пуччини « Манон Леско» , основанной на том же романе, которая также стала популярной.

История выступлений

[ редактировать ]
«Собираясь вокруг партитуры» Шарля Бода (1853–1935) показано, как Массне репетирует «Манон» с Сибил Сандерсон в гостиной Пьера Лоти. Он использовался в качестве обложки Le Théâtre в июле 1889 года.

Опера была основой Комической оперы в Париже: ее 1000-е представление состоялось там в 1919 году, 1500-е в 1931 году и 2000-е в 1952 году. [4]

Первой Манон была Мари Хейльброн ; Среди других известных переводчиков - Сибила Сандерсон (личная любимица Массне), Фанни Хелди , Лукреция Бори , Амелита Галли-Курчи , Биду Саяо , Виктория де лос-Анхелес , Анна Моффо , Беверли Силлс , Эдита Груберова , Рене Флеминг , Анна Нетребко и Натали Дессе . Из-за тяжелых вокальных требований роль Манон была описана Силлсом как «Французская Изольда ». В качестве знаменитых интерпретаторов Де Грие Коббе перечисляет Эдмона Клемана , Энрико Карузо , Беньямино Джильи , Тито Скипу и Ферруччо Тальявини ; Вольф также перечисляет Гастона Микелетти, Адольфа Марешаля , Шарля Фонтена и Либеро де Лука .

Через год после премьеры в Париже «Манон» в январе 1885 года в Ливерпуле состоялась премьера в Великобритании; в США Музыкальная академия в Нью-Йорке представила оперу позже в том же году, 23 декабря. [3] Впервые он был представлен в Королевском оперном театре в Лондоне 19 мая 1891 года. [5] Метрополитен -опера дала свою первую постановку 16 января 1895 года, и впоследствии «Манон» часто исполнялась там. Анна Нетребко снялась в новой постановке Лорана Пелли , совместной постановке с Королевским оперным театром , которая транслировалась одновременно в формате HD 7 апреля 2012 года. [6] Опера Сан-Франциско дала опере множество постановок, начиная с 29 сентября 1924 года. [7]

В 1980-х годах была обнаружена фортепианная партитура, в которой Массне использовал устный диалог как речитатив, возможно, для итальянской премьеры; эта версия была исполнена в Опере Сент-Этьен в рамках фестиваля Массне 2009 года . [8]

Сегодня «Манон» исполняется часто. [9]

Балет «История Манон» Кеннета Макмиллана , хотя и использует музыку, полностью написанную Массне, не включает ничего из «Манон» . [10]

Dmitri Smirnov as Le Chevalier des Grieux (1909, by Aleksandr Golovin )
Роль Тип голоса Премьера актерского состава, 19 января 1884 г.
(Дирижер: Жюль Данбе )
Манон Леско сопрано Мари Хейльброн
Рыцарь Грие тенор Жан-Александр Талазак
Леско, двоюродный брат Манон баритон Эмиль-Александр Таскин
Граф де Грие, отец кавалера бас Кобале
Гильо из Морфонтена тенор Пьер Гриво
г-н де Бретиньи баритон Коллин
Пуссетт, актриса сопрано Зои Моле-Трюффье
Жавот, актриса меццо-сопрано Эстер Шевалье
Розетта, актриса меццо-сопрано Реми
трактирщик бас Слишком
Носильщик тенор Легран
Сержант баритон Этьен Трой
Гвардейцы, Горожане, Путешественники,
Лоточники, Конгрегация, Игроки, Солдаты

Краткое содержание

[ редактировать ]
Место: Франция
Время: правление Людовика XV.

Двор гостиницы в Амьене

Де Бретиньи, дворянин, только что прибыл в компании Гийо, стареющего повесы, министра финансов, и трех кокетливых молодых актрис. Пока трактирщик подает ужин для гостей, горожане собираются, чтобы стать свидетелями прибытия кареты из Арраса . Среди них Леско, гвардеец, который сообщает товарищам, что планирует встретиться с родственницей. Появляется карета, и Леско быстро узнает среди толпы свою хрупкую молодую кузину Манон, которая, кажется, несколько смущена (« Je suis encor tout étourdie »), поскольку это ее первое путешествие, ведущее ее в монастырь.

К Манон обращается оппортунистический Гийо и говорит ей, что его ждет карета, в которой они могут уехать вместе. Его жесткое соблазнение подрывается возвращением Леско, который затем читает молодой женщине лекции (« Regardez-moi bien dans les yeux ») о правильном поведении. Он еще раз оставляет ее без присмотра, и она любуется тремя модно одетыми актрисами, но упрекает себя (« Войоны, Манон »), неубедительно клянясь избавиться от всех мирских видений.

Де Грие, возвращаясь домой, чтобы увидеться с отцом, замечает Манон и мгновенно влюбляется. Когда он приближается, она очарована его рыцарским обращением (« Et je sais votre nom »), и их разговор быстро превращается во взаимное признание в любви. Обе запланированные поездки: ее в монастырь и поездки де Грие к себе домой, быстро прекращаются, поскольку они решают бежать вместе (« Nous vivrons à Paris »). Но есть намеки на несовместимые стремления: в то время как он снова и снова возвращается к «tous les deux» (вместе), фраза, которую она с любовью повторяет, звучит так: «à Paris». Воспользовавшись каретой, предоставленной разочарованным Гийо, влюбленные сбегают.

Квартира Манон и де Грие в Париже.

Без особой надежды де Грие пишет отцу, умоляя разрешить жениться на Манон. Леско намеревается устроить сцену в сопровождении де Бретиньи, который маскируется под товарища-гвардейца. Но его забота об оскорбленной семейной чести — лишь маскировка союза с другом. Пытаясь доказать свои благородные намерения, де Грие показывает Леско письмо отцу. Тем временем де Бретиньи предупреждает Манон, что де Грие в тот вечер будет похищен по приказу отца, и предлагает ей свою защиту и богатство, пытаясь убедить ее двигаться дальше к лучшему будущему.

После того, как двое посетителей уходят, Манон, кажется, колеблется между принятием предложения де Бретиньи и предупреждением де Грие. Когда ее возлюбленный выходит, чтобы отправить свое письмо, ее прощание со скромной домашней жизнью, которую она разделяла (« Adieu, notre petite table »), ясно дает понять, что она решила пойти с де Бретиньи. Не подозревая об изменении ее взглядов, де Грие возвращается и передает свое более скромное видение их будущего счастья (« En Fermant les yeux », «Песня мечты»). Выйдя на улицу, чтобы расследовать очевидное нарушение, его схватили и увезли, оставив Манон выразить свои сожаления.

Сцена 1: Париж, набережная Кур-ла-Рейн в праздничный день.

Среди толпы отдыхающих и всевозможных продавцов есть Леско и Гийо, последний все еще флиртует с молодыми актрисами, а Леско выражает радость азартных игр (« À quoi bon l'économie? »). Приходит де Бретиньи, к которому вскоре присоединяется Манон, теперь роскошно одетая и со свитой поклонников. Она поет о своей новой ситуации (« Je Marche sur tous les chemins »), сопровождая ее гавотом (« Obéissons quand leur voix appelle ») о радостях любви и молодости.

Отец Де Грие, граф, приветствует де Бретиньи, и Манон подслушивает, что ее бывший любовник шевалье уже не , а аббат , поступивший в семинарию Сен-Сюльпис. Подойдя к графу, Манон пытается узнать, любит ли ее еще его сын. Затем Гийо пытается расположить к себе Манон, приводя артистов балета из Королевской академии музыки, которую она выразила желание увидеть. Однако Манон охватывает желание еще раз увидеть де Грие, и, к досаде Гийо, когда его спрашивают, она признается, что не обратила внимания на танцоров. Она спешит в Сен-Сюльпис.

Сцена 2: Сен-Сюльпис

Из часовни выходит прихожане, воодушевленные проповедью нового аббата (« Quelle éloquence! »). Входит Де Грие в облачении священнослужителя, и его отец присоединяется к хору похвал, но пытается отговорить сына от этой новой жизни, чтобы тот мог увековечить фамилию (« Epouse quelque храбрая дочка »).

Он уходит, не сумев поколебать решимость сына, и в одиночестве де Грие вновь переживает воспоминания о Манон (« Ах! Фюэ, дурной образ »). Пока он молится, появляется сама Манон, чтобы умолять его о прощении за свое предательство. В ярости он пытается отвергнуть ее, но когда (в « N'est-ce plus ma main? ») она вспоминает их прошлую близость, его сопротивление преодолевается, и их голоса сливаются в страстном признании в любви.

Американское сопрано Сибил Сандерсон в роли Манон в 1888 году.

Игровой салон в отеле de Transylvanie.

Леско и Гийо входят в число игроков, и три молодые актрисы готовы присоединиться к любому победителю. Приходит Манон с де Грие, который признается в своей полной любви: (« Манон! Манон! Этоннант Сфинкса »). Его уговаривают сыграть в азартные игры в надежде получить богатство, которого она жаждет. Он играет в карты с Гийо и постоянно выигрывает, поскольку Гийо удваивает и удваивает ставку. Пока Манон ликует, Гийо обвиняет де Грие в мошенничестве. Де Грие отрицает обвинение, и Гийо уходит, вскоре возвращаясь с полицией, которой он объявляет де Грие мошенником, а Манон - распутницей.

Входит старший де Грие и говорит сыну, что, хотя он и будет заступаться за него, он ничего не сделает для спасения Манон. В большом ансамбле, где Гийо ликует по поводу своей мести, Манон оплакивает конец всей радости, де Грие клянется защищать ее, а остальные выражают испуг и ужас, арестованную пару уводят.

[Акт 4, сцена 2 в оригинальной версии]

Пустынное место недалеко от дороги в Гавр.

Осужденная как женщина с дурной славой, Манон была приговорена к депортации. Де Грие, освобожденный благодаря вмешательству своего отца, и кающийся Леско, теперь его союзник, ждут, чтобы подстерегать конвой, в котором Манон везут в порт. Прибывает отряд солдат с пленными. Будущие спасатели осознают безнадежность нападения на столь сильный конвой, но Леско удается подкупить их сержанта, чтобы тот позволил Манон остаться до вечера. Конвой движется дальше, и больная и измученная Манон падает на землю к ногам де Грие.

В его объятиях, почти в бреду, она вновь переживает свое былое счастье. Де Грие говорит ей, что прошлое может существовать снова, но Манон, теперь спокойная, знает, что уже слишком поздно. Со словами « Et c'est là l'histoire de Manon Lescout » она умирает.

Отмеченные арии

[ редактировать ]
  • Акт 1 – Манон: «Я все еще совершенно ошеломлена»
  • Акт 2 – Де Грие: «Закрываю глаза»
  • Акт 2 - Манон: «Adieu, notre petite table» («Прощай, наш столик»)
  • Акт 3 - Манон: «Obéissons quand leur voix appelle» («Давайте подчинимся, когда их голос зовет нас»)
  • Акт 3 – Де Грие: «Ах, беги, милый образ»
Год Бросать
(Манон,
де Грие,
Леско,
граф Грие)
Дирижер,
Оперный театр и оркестр
Этикетка [11]
1923 Фанни Хелди ,
Жан Марни ,
Леон Понцио ,
Пьер Дюпре
Анри Бюссер
Оркестр и хор Комической оперы
Компакт-диск: Музыка Малибрана
Кот: MR 558
Компакт-диск: Марстон [12] 52003-2
1928–29 Жермен Феральди ,
Иосиф Рогачевский ,
Жорж Вилье ,
Луи Гено
Эли Коэн
Оркестр и хор Комической оперы
CD: Наксос «Исторический»
Кот: 8.110203-04
1937 Биду Саяо ,
Сидни Рейнер ,
Ричард Бонелли ,
Чейз Баромео
Морис Абраванель
Оркестр Метрополитен-опера
CD: Наксос «Исторический»
Кот: 8.110003-5
1951 Жанин Мишо ,
Либеро де Лука ,
Роджер Бурден ,
Жюльен Джованетти
Альберт Вольф
Оркестр и хор Комической оперы
Компакт-диск: Preiser Records
Кот: 20013
1955 Победа Ангелов ,
Анри Леге ,
Мишель Денс ,
Рене Херент
Жан Бортер
Пьер Монтё
Оркестр и хор Комической оперы
компакт-диск: ДУХ
Кот: 63549/ Наксос «Исторический»
Кот: 8.111268-70
1969 Мирелла Френи ,
Лучано Паваротти ,
Роландо Панерай ,
Антонио Зербини
Питер Мааг
Театр Ла Скала в Милане
(живое выступление)
Компакт-диск: Золотая опера
Кот: OPD-1270
1970 Беверли Силлс ,
Николай Гедда ,
Жерар Сузе ,
Габриэль Бакье
Юлиус Рудель
Амброзианский оперный хор
Оркестр Новой Филармонии
компакт-диск: ДГ
Кот: 474 950-2
1982 Илеана Котрубас ,
Альфредо Краус ,
Джино Килико ,
Хосе ван Дам
Мишель Плассон
Хор и оркестр Капитолия Тулузы
Компакт-диск: Ангел
Кот: 49610
1999 Анжела Георгиу ,
Роберто Аланья ,
Эрл Патриарко ,
Хосе ван Дам
Антонио Паппано
Хор и оркестр Королевского театра де ла Монне.
компакт-диск: ДУХ
Кот: 81842
2001 Рене Флеминг ,
Марсело Альварес ,
Жан-Люк Шено ,
Ален Верн
Хесус Лопес-Кобос
Хор и оркестр Парижской национальной оперы.
(Аудио и видеозаписи выступлений в Опере Бастилии, июнь/июль)
Компакт-диск: Сони
С3К 90458
DVD (Видео): ТДК «Медиактив»
Кот: ДВОПМАНОН
2007 Анна Нетребко ,
Роландо Вильясон ,
Альфредо Даса ,
Кристоф Фишессер
Даниэль Баренбойм
Государственная капелла Берлина и Хор Берлинской государственной оперы
DVD: Deutsche Grammophon
Кот: 073 4431
2007 Натали Дессе ,
Роландо Вильясон ,
Мануэль Ланца ,
Сэмюэл Рэми
Виктор Пабло Перес
Симфонический оркестр и хор Большого театра дель Лисео , Барселона
DVD: Девственная классика
Кот: 5050689 7

Примечания

  1. ^ Хардинг 1970, с. 116.
  2. ^ Хардинг 1970, стр. 75–76.
  3. ^ Перейти обратно: а б Макдональд 2001, с. 544.
  4. ^ Вольф 1953, стр. 113–114.
  5. ^ Архивная база данных Королевского оперного театра
  6. ^ Манон в архиве Met Opera .
  7. ^ Онлайн-база данных оперы Сан-Франциско.
  8. ^ Лоран Бюри, «Жан-Луи Пишон: «Я думаю, что изменил мнение людей о Массне»» , Интервью с Жаном-Луи Пишоном, 9 ноября 2011 г., на forumopera.com. По состоянию на 10 августа 2014 г.
  9. ^ Например, выступления, перечисленные на Operabase.com.
  10. ^ Бланд 1981, с. [ нужна страница ]
  11. ^ Записи Манон на Operadis-opera-discography.org.uk.
  12. ^ По словам Джеймса Камнера в Fanfare vol. 21, нет. 3 (январь/февраль 1998 г.) : «Из-за более раннего и неточного перевода этой записи 1923 года на пластинку исполнение Фанни Хелди в роли Манон было названо пронзительным, но благодаря корректирующей, сверхъестественно точной работе Уорда Марстона мы теперь слышим, почему прекрасное бельгийское сопрано было кумиром Парижа».

Источники

  • Бланд, Александр (1981). Королевский балет: первые 50 лет . Лондон: Пороговые книги. ISBN   978-0-901366-11-5 .
  • Хардинг, Джеймс (1970). Массне. Лондон: Дент. ISBN   978-0-460-03928-4 .
  • Холден, Аманда , редактор (2001). Путеводитель по опере «Новый пингвин» , Нью-Йорк: Пингвин Патнэм. ISBN   0-14-029312-4 .
  • Коббе, Густав (1976). Полная оперная книга . Нью-Йорк: Сыновья Г.П. Патнэма, стр. 858–864. ISBN   978-0-399-14332-8 .
  • Макдональд, Хью (2001). «Жюль Массне» в Холдене, 2001 г., стр. 542–554.
  • Вольф, Стефан (1953). Полвека Комической оперы (1900–1950) . Париж: Андре Бонн. Объявления на WorldCat .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: dc9b5da6847a6b21a4eef515d6fdc019__1721778900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/dc/19/dc9b5da6847a6b21a4eef515d6fdc019.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Manon - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)