Средняя школа
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( декабрь 2022 г. ) |
Лицейский театр Монтесион (1837–1847) | |
Адрес | Ла Рамбла , 51–59. Барселона , Испания |
---|---|
Общественный транспорт | Средняя школа |
Владелец | Основание Большого театра дель Лисеу |
Тип | Театр |
Жанр (ы) | Опера |
Емкость | 2292 места |
Строительство | |
Открыто | 4 апреля 1847 г. (основан в 1837 г. в другом месте) |
вновь открыт |
|
Архитектор |
|
Веб-сайт | |
www.liceubarcelona.cat |
Большой театр дель Лисео (англ. Каталонское произношение: [ˈɡɾan teˈatɾə ðəl liˈsɛw] ; Русский: «Большой театр Лицея» ), обычно известный как Эль-Лисеу , — оперный театр в Барселоне , Каталония , Испания . Он находится на улице Ла-Рамбла и является старейшим театром Барселоны, который до сих пор используется как театр. [ 1 ]
Основанный в 1837 году в другом месте, Эль-Лисеу открылся по своему нынешнему адресу 4 апреля 1847 года. Театр был перестроен после пожаров 1861 и 1994 годов и вновь открылся 20 апреля 1862 года и 7 октября 1999 года. 7 ноября 1893 года, в ночь премьеры. В этом сезоне анархист бросил в партер две бомбы. Около двадцати человек погибли, многие получили ранения.
В период с 1847 по 1989 год «Лицеу» на 2338 мест был крупнейшим по вместимости оперным театром в Европе. [ 2 ] С 1994 года Лисеу принадлежит и управляется общественным фондом, попечительский совет которого представляет Министерство культуры , Женералитат Каталонии , Провинциальную депутацию Барселоны и Городской совет Барселоны . В театре есть собственный хор (Cor del Gran Teatre del Liceu), симфонический оркестр ( Симфонический оркестр Большого театра del Liceu ) и музыкальный колледж Conservatori Superior de Música del Liceu .
История
[ редактировать ]Происхождение (1837–1847)
[ редактировать ]В 1837 году в Барселоне был основан Liceo Filodramático de Montesión (Филодраматический лицей Монтесиона, ныне называемый Conservatori Superior de Música del Liceu) для содействия музыкальному образованию (отсюда и название «Liceo», или лицей ). Он организовывал оперные постановки в исполнении Лисео. студенты. [ 3 ]
В здании монастыря был основан театр (Teatro de Montesión, или Teatro del Liceo de Montesión), где ставились пьесы и оперы. Первым исполнением стала » Виченцо Беллини « Норма 3 февраля 1838 года. Репертуар был итальянский, наиболее исполняемыми композиторами были Доницетти , Меркаданте , Беллини и Россини . барселонская премьера Герольда » « Зампы Здесь прошла .
В 1838 году общество изменило свое название на Драматический филармонический лицей Ее Величества Королевы Елизаветы II. [ 3 ] Нехватка места и давление со стороны монахинь, которые раньше владели монастырем и имели право вернуться, побудили Лицеу покинуть свое место в 1844 году. Последнее представление там состоялось 8 сентября того же года.
Было куплено здание Тринитарного монастыря на центральной улице Ла Рамбла в Барселоне , и руководство Лисеу поручило Хоакиму де Гисперт д'Англий строительство нового здания. [ 3 ] Было создано два общества: строительный кооператив и вспомогательный строительный кооператив. Акционеры строительного общества получили постоянное право пользования некоторыми театральными ложами и сиденьями в обмен на свой экономический вклад. Акционеры вспомогательного строительного общества внесли остальную часть необходимых денег в обмен на права на другие помещения в здании, включая некоторые магазины и частный клуб Círculo del Liceo.
В отличие от других европейских городов, где монархия отвечала за строительство и содержание оперных театров, Лисеу финансировался частными акционерами того, что впоследствии стало Societat del Gran Teatre del Liceu (Великое театральное общество Лисеу, организованное по аналогии с торговой компанией или обществом). ). Это отражено в архитектуре здания; королевской ложи нет. Поскольку королева не участвовала в строительстве, название общества было изменено на Liceo Filarmónico Dramático.
Строительство началось 11 апреля 1845 года под руководством Микеля Гаррига-и-Рока . Театр был открыт 4 апреля 1847 года. [ 3 ]
Открытие, пожар и восстановление (1847–1862 гг.)
[ редактировать ]На открытии была представлена смешанная программа, включавшая премьеры Хосе Мельхиора Гомиса музыкальной увертюры , исторической пьесы «Дон Фернандо де Антекера» Вентуры де ла Веги, балета « » Девушка из Ронды Хосепа Юрча и кантаты «Реджио». Химене под музыку музыкального руководителя средней школы Марии Обиолс Первая полная опера « Анна Болена » Доницетти была исполнена 17 апреля.
Лицеу был крупнейшим оперным театром в Европе, рассчитанным на 3500 мест. Другими операми, исполненными в течение первого года, были (в хронологическом порядке): «Я должен Фоскари» (Верди), «Иль браво» (Меркаданте), «Паризина д'Эсте» (Доницетти), «Джованна д'Арко» (Верди), « Леонора» (Меркаданте), «Эрнани» (Верди). ), Норма (Беллини), Линда ди Шамуни (Доницетти) и Севильский цирюльник (Россини).
Здание сильно пострадало от пожара 9 апреля 1861 года, но было перестроено по проекту архитектора Хосепа Ориола Местреса и вновь открыто 20 апреля 1862 года исполнением оперы Беллини «Пуритане» . От старого здания остался только фасад, вестибюль и фойе (Зеркальный зал).
Бомбардировки и гражданская война (1862–1940)
[ редактировать ]7 ноября 1893 года, во время премьеры сезона и второго акта оперы Россена «Гийом Телль» две бомбы Орсини , в партер «Лисеу» были брошены . Хотя взорвалась только одна из бомб, около двадцати человек погибли и многие получили ранения. Нападение анархиста Сантьяго Сальвадора потрясло Барселону и стало символом социальных волнений той эпохи. Лицеу вновь открыл свои двери 18 января 1894 года, но места, занятые убитыми, не использовались в течение ряда лет. Вторая бомба была выставлена в музее Ван Гога в 2007 году во время выставки «Барселона около 1900 года».
В 1909 году зрительный зал был отремонтирован. Нейтралитет Испании во время Первой мировой войны позволил каталонской текстильной промышленности накопить огромное богатство, снабжая воюющие стороны. 1920-е годы были процветающими; Лицеу утвердился, принимая ведущих певцов, дирижеров и труппы, такие как Дягилева Сергея «Русский балет» .
Когда в 1931 году была провозглашена Вторая Испанская республика , политическая нестабильность спровоцировала финансовый кризис для Лисеу, который удалось преодолеть благодаря субсидиям городского совета Барселоны и регионального правительства Каталонии . Театр был национализирован во время гражданской войны в Испании и переименован в Teatre del Liceu – Teatre Nacional de Catalunya (Оперный театр Лисеу – Национальный театр Каталонии); его оперные сезоны были приостановлены. После гражданской войны, в 1939 году, Лицеу вернули первоначальным владельцам.
«Серебряный век» и кризис (1940–1980)
[ редактировать ]С 1940 по 1960-е годы сезоны были качественными. В 1955 году благодаря специальному совету Байройтский фестиваль впервые в своей истории был проведен вдали от обычного места проведения. Спектакли «Парсифаль» , «Тристан и Изольда» и «Валькирия» с новаторскими декорациями Виланда Вагнера были встречены с энтузиазмом. Экономический кризис затронул театр в 1970-е годы; частная организация не могла позволить себе рост стоимости современных оперных постановок, и общее качество ухудшилось.
Новое направление и второй пожар (1980–1994 гг.)
[ редактировать ]Смерть Жоана Антони Памиаса в 1980 году показала необходимость вмешательства официальных органов, если Лисеу хочет оставаться ведущим оперным театром. В 1981 году Женералитат Каталонии , городской совет Барселоны и Общество Большого театра Лисеу создали Консорциум Большого театра Лисеу, ответственный за управление театром. [ 3 ]
Депутация провинции Барселона и Министерство культуры Испании присоединились к консорциуму в 1985 и 1986 годах соответственно. [ 3 ] Консорциум быстро привлек публику обратно в Лисеу, улучшив его художественный уровень. Это включало более полный и современный взгляд на характер оперного спектакля, улучшение хора и оркестра, тщательный подбор актеров и привлечение общественного интереса к другим аспектам постановок, помимо главных ролей. Этот подход в сочетании с новой экономической поддержкой и более проницательной публикой привел к созданию качественной продукции.
Консорциум поддерживал высокие стандарты кастинга, производства и общественной лояльности (измеряемой по посещаемости) до тех пор, пока 31 января 1994 года не случился пожар, уничтоживший здание, вызванный искрой, упавшей на занавес во время планового ремонта во время показа « Хиндемита. » Пола Матиса дер Малер . Следующей оперой должна была стать Пуччини » «Турандот .
Общественность и ведомства единодушно высказались о необходимости восстановить оперный театр на том же месте с улучшенными условиями. Новый Лицеу является результатом усилий по сохранению частей здания, не пострадавших от пожара, которые также пережили пожар 1861 года. Зрительный зал был перестроен с той же планировкой, с новой росписью крыши Пережауме и современной сценической техникой.
Театр стал общественным, чтобы его перестроить и улучшить. Был создан Fundació del Gran Teatre del Liceu (Фонд Большого театра Лисеу), а Societat del Gran Teatre del Liceu передал фонду право собственности на здание. Некоторые заинтересованные стороны не согласились с решением, которое было безуспешно оспорено в суде. [ 3 ]
Открытие (1994-настоящее время)
[ редактировать ]С 1994 года и до открытия Лисеу в 1999 году оперные сезоны Барселоны проводились на арене Палау Сант Жорди (несколько масштабных представлений в 1994 году), Палау де ла Музика Каталана и Театре Виктория. Перестроенный, улучшенный и расширенный театр открылся 7 октября 1999 года. [ 3 ] с Пуччини » « Турандот , следующей оперой сезона на момент пожара 1994 года. На новой площадке был тот же традиционный зрительный зал в форме подковы, с улучшенными техническими, репетиционными, офисными и учебными помещениями, новым репетиционным залом, новым залом для камерной оперы и малыми представлениями, а также большим количеством общественных пространств. Архитекторами перестройки были Игнаси де Сола-Моралес и Ксавье Фабре и Луис Дилме.
Субтитры , проецируемые на экран над авансценой, используются во всех оперных спектаклях и некоторых концертах . Электронная система либретто обеспечивает переводы (на английский, испанский или каталанский язык) на небольших отдельных мониторах для большинства мест.
Во время пандемии COVID-19 в 2020 году Лисеу ознаменовал окончание карантина в Испании представлением для аудитории из 2292 комнатных растений, которое транслировалось в прямом эфире в социальных сетях. Затем каждое растение было передано в дар медицинским работникам Больничной клиники Барселоны. [ 4 ]
Здание
[ редактировать ]Театр находится на улице Ла Рамбла , в центре Барселоны. У него два фасада, так как две другие стороны до 1994 года были окружены жилыми домами.
Некоторые части первого здания сохранились:
- Главный фасад улицы Ла Рамбла (1847 г.)
- Зал и лестница (1861 г.) со статуей музыки в Вальмитяне (1901 г.)
- Романтически-орнаментальное фойе (Сало-де-Миральс, или Зеркальный зал, 1847), с картинами музыкантов, певцов и танцоров эпохи Пасты , Рубини , Доницетти , Беллини , Глюка и Мари Тальони . Он был частично отремонтирован в 1877 году Элисом Рогентом, и к этому периоду относится роспись крыши Парнаса .
Зрительный зал был перестроен после пожара 1994 года как улучшенная версия зала 1861 года. Он вмещает 2292 человека (что делает Лисеу одним из крупнейших оперных театров Европы) и представляет собой типичный итальянский театр в форме подковы с максимальной длиной и шириной 33 и 27 метров (108 и 89 футов). В зрительном зале есть площадка (основной этаж) и пять балконов. Ложи с пристроенными к ним небольшими комнатами стоят перед сценой, на площадке и в некоторых галереях. Между ящиками нет существенных физических разделений; низкая ширма отделяет одну коробку от другой. В театре нет колонн, за исключением внутренней части платформы , благодаря чему балконы выглядят как золотая подкова без визуальных помех. Амфитеатр Ubicare представляет собой проекцию первого балкона с менее выраженной подковообразной формой, вмещающего три ряда сидений, считающихся лучшими в театре.
Расходы на строительство были покрыты за счет продажи лож и сидений. Ящики были щедро украшены их владельцами, но они были уничтожены во время пожара 1994 года. Авансцена . воспроизводит старую, перестроенную в 1909 году. Она имеет большую центральную арку с двумя коринфскими колоннами по обеим сторонам и между колоннами четыре яруса коробов Эти более широкие и роскошные коробки известны как баньеры («ванны»).
Орнамент зрительного зала воспроизводит орнамент 1909 года: роскошный, с золотой и полихромной гипсовой лепниной, обычной для европейских театров XIX века. Его латунные лампы имеют стекло в форме дракона. Прилавки . на первом этаже сделаны из напряженного железа и красного бархата
В реконструкцию были введены современные черты. Восемь круглых картин на крыше и три на авансцене, потерянные в огне, были воссозданы современным художником Пережауме . Сценический занавес создан каталонским дизайнером Антони Миро . Новый светильник-полусфера в центре крыши представляет собой площадку для технических средств (света, звука и компьютера).
Другие технические возможности — это контрольно-проекционные кабины на некоторых балконах, «технический этаж» над крышей, высокотехнологичное оборудование для записи и трансляции выступлений. Благодаря компьютеризированным камерам зрительный зал также можно использовать как телевизор. Сценическое оборудование современное, что позволяет быстро менять сцены и одновременно использовать четыре разных декорации.
Под главным залом построено новое фойе для главного бара и ресторана, а также для проведения концертов, представлений малого формата, лекций, культурных мероприятий и встреч. станция Liceu 3- й линии метро Барселоны Рядом с театром находится .
Художественная история
[ редактировать ]Выполненные работы
[ редактировать ]«Лицеу» — это приемно - продюсерский дом , в котором каждый год ставятся две или три новые постановки. В состав его труппы входят постоянный оркестр и хор, а также певцы второго плана. Главные партии обычно исполняют приглашенные певцы. Сценическое искусство создается внутри театра (самостоятельно или совместно с другими оперными театрами) и арендуется у других театров. До 1990-х годов в Лицеу также действовала балетная труппа. Большинство исполняемых опер родом из Италии и Германии XIX века: Верди , Вагнер , композиторы бельканто и, в последнее время, Пуччини , Рихард Штраус и Моцарт .
История премьер «Лисеу» иллюстрирует эволюцию европейских оперных вкусов. Поначалу опера была лишь частью его художественной деятельности, чередуясь с сарсуэлой (испанская легкая опера ), романтическим балетом ( первое представление «Жизели» в Барселоне состоялось в 1847 году), театральными представлениями и магическими шоу.
Первые исполненные оперы, «Анна Болена Верди » Доницетти и «Я из-за Фоскари» , символизируют вкус к бельканто и итальянской романтической мелодраме: Россини , Доницетти, Беллини и Верди. Они до сих пор в репертуаре, а Верди — самый исполняемый композитор.
Первыми операми неитальянских композиторов, поставленными в Лисеу, были Фердинанда Герольда » «Зампа (1848), Карла Марии фон Вебера ( «Вольный стрелок» 1849), Джакомо Мейербера » «Роберт-дьявол Обера , «Муэтта Портичи» . (1852 г.) и Фра Дьяволо (1853 г.). Их пели на итальянском языке, принятом в то время.
Первые исполнения «Трубадура» (1854 г.) и «Травиаты» (1855 г.) привели к коронации Джузеппе Верди как короля оперы. Моцарта «Дон Жуан» В 1866 году в Лисео впервые была поставлена опера .
В 1883 году Вагнера » «Лоэнгрин впервые был исполнен . С 1880-х по 1950-е годы Вагнер был одним из самых любимых и уважаемых композиторов Лисео. Первый спектакль «Парсифаля» за пределами Байройта был поставлен 31 декабря 1913 года, после окончания монополии Байройта, с Франческом Виньясом в главной роли и под управлением Франца Бейдлера. В 1955 году труппа Байройтского фестиваля посетила театр и представила три оперы.
Веризмо , особенно Пуччини, — традиция конца XIX века. Первая русская опера была поставлена в 1915 году с большим успехом, Мусоргский , Римский-Корсаков и Чайковский часто исполнялись .
В начале 20 века Рихард Штраус его произведениями дирижировал . Зигфрид Вагнер дирижировал концертом в 1904 году, а год спустя — Пьетро Масканьи .
В 1915 году импресарио местрес Кальве расширил репертуар и представил таких композиторов, как де Фалья и Стравинский . Это был золотой век русских и немецких опер, которые теперь исполнялись на языке оригинала. С Местресом также связан, начиная с 1917 года, успех Дягилева балетов с Вацлавом Нижинским , Леонидом Мясином , Лидией Лопоковой , Черничевой и другими танцовщиками. Спустя годы Анна Павлова также выступала в Лицее.
В 1947 году режиссерская компания перешла в руки Аркера и Памиаса. В отличие от предыдущих лет, которые были отмечены программированием великих репертуарных произведений, первый сезон нового руководства обновил репертуар первыми выступлениями в Барселоне около 100 произведений ряда композиторов. » Доницетти В «Возрождении» участвовала «Анна Болена , которая впервые была поставлена в Лисеу сто лет назад. В течение 33 лет Памиас руководил деятельностью Лисео, когда казалось невозможным содержать оперный театр без официальной помощи.
В репертуар «Лицеу» вошли самые исполняемые в мире произведения с 1950-х годов, в том числе почти все великие композиторы 20-го века (Барток, Онеггер, Гершвин, Берг, Яначек, Вайль, Шостакович, Прокофьев, Бриттен, Шенберг и Хиндемит ) и эпохи барокко и классики композиторы Монтеверди , Гендель и Глюк . Балет остается важной частью деятельности театра, в нем выступают некоторые из самых известных трупп мира (в том числе балет Бежара ).
Самые исполняемые оперы
[ редактировать ]К январю 2009 года самыми исполняемыми операми Лисеу были:
- » Верди «Аида , 442 исполнения с 1877 по 2008 год.
- » Верди «Риголетто , 359 исполнений с 1853 по 2005 год.
- Гуно «Фауст» , 297 представлений с 1864 по 1988 год.
- Доницетти «Лючия ди Ламмермур» , с 1849 по 2007 год было представлено 274 спектакля.
- » Доницетти «Фаворита с 263 представлениями с 1850 по 2002 год (последние 10 представлений были французской версией)
- Верди «Трубадур» , с 1854 по 1993 год состоялось 259 представлений.
- » Вагнера «Лоэнгрин , с 1883 по 2006 год было представлено 241 спектакль.
- Пуччини «Богема» , 238 представлений с 1898 по 2001 год.
- Россини «Севильский цирюльник» , с 1847 по 1991 год было представлено 233 спектакля.
- » Верди «Травиата , 231 исполнение с 1855 по 2002 год.
- Мейербера «Гугеноты» с 228 представлениями с 1856 по 1971 год (в основном итальянская версия)
- » Бизе «Кармен , 205 представлений с 1888 по 1993 год.
- Бойто «Мефистофель» , 195 представлений с 1880 по 1988 год.
- Мейербера «Африкана» со 191 представлением с 1866 по 1977 год (в основном итальянская версия).
- Вагнера «Die Walküre» со 182 представлениями с 1899 по 2008 год.
Премьеры
[ редактировать ]В Лицеу состоялась премьера ряда театральных и музыкальных произведений, в том числе:
- 1847 (4 апреля) Историческая пьеса Вентуры де ла Веги « Дон Фернандо де Антекера».
- 1851 (июнь) Эль-грануха , сарсуэла на музыку Н. Гардина.
- 1853 (8 января) Темистокла Солера « Испанская опера Сестра Пелайо» ; «Тапада на пенсии» Николау Манента , сарсуэла ; Мечта и реальность , сарсуэла на музыку Фелипе Педрелла
- 1854 (16 февраля) опера Ж. Фрейшаса « Филья дель пустыни» .
- 1857 (23 мая) Опера Николау Манента, Гуальтеро ди Монсонис.
- Пуджадаса 1858 г. - Каталонская сарсуэла Setze jutges ( Шестнадцать судей ), первая пьеса на каталонском языке, представленная в Лисеу.
- 1858 Хуан Гарин, или Лас-Пеньяс-де-Монсеррат , на музыку Мариано Сориано Фуэртеса, Николау Манента и Франсиско Порселла.
- 1859 (12 мая) Опера Николау Гуаньабенса, Арнальдо д'Эрилль.
- 1859 Каталонская сарсуэла Жозепа Ансельма Клаве Сбор Лекарства
- 1867 (23 марта) Опера Франческа Санчеса Гаваньяка «Рахабба» .
- 1874 (28 января) опера Марии Обиольс, Эдитта ди Белькур.
- 1874 (14 апреля) Фелипе Педрелла Опера «Последний Абензерраджио» .
- 1878 (27 ноября) Опера Сальваторе Аутери-Манцокки «Негриеро» .
- 1885 (6 июня) опера Мануэля Жиро «Отступник Алонсо Гарсия».
- 1885 (12 июня) Опера Антони Баратты Lo desengany , первая опера на каталонском языке, исполненная в Лисеу.
- 1889 (10 июля) Опера Франческа Санчеса Гаваньяка «Мессажера».
- 1892 (14 мая) Томаса Бретона Опера «Гарин».
- 1895 (8 мая) Исаака Альбениса опера «Генри Клиффорд».
- 1896 (5 января) Исаака Альбениса опера «Пепита Хименес».
- 1902 (4 января) Фелипе Педрелла « Большая опера . Пиренеи»
- 1903 (3 декабря) Жоана Манена опера «Акте».
- 1906 (20 января) Энрика Мореры Опера , Emporium.
- 1906 (21 апреля) Энрика Мореры Опера «Брунисельда».
- 1907 (21 января) Жоан Ламот де Гриньон Опера «Гесперия».
- 1912 (17 января) Энрика Мореры » « Титаина на либретто Анхеля Гимера.
- 1913 (15 января) Жауме Пахиссы Первая опера «Галла Пласидия» .
- 1913 Хесуса Гуриди Опера «Мирентсу» (премьера сарсуэлы состоялась в 1910 году в Бильбао , переработанная автором как опера)
- 1916 (18 января) Энрика Мореры Опера «Тассарба» .
- 1919 (15 февраля) Жауме Пахиссы Опера «Мориска».
- 1920 (24 января) Хоаким Кассадо «Черный монах» .
- 1923 (31 марта) Жауме Пахиссы Марианела .
- 1924 (20 декабря) опера А. Маркеса « Сор Беатриу».
- 1927 (12 января) опера Факундо де ла Винья «Собиратель»
- 1928 (28 февраля) Пахиссы Жауме Принцесса Маргарет
- 1929 (12 февраля) Рикара Ламота де Гриньона Балет «Сомнис».
- 1929 (14 декабря) Хосе Марии Усандизаги Опера «Ласточки» (премьера как сарсуэла в 1914 году, переработка Рамона Усандизаги как опера)
- 1932 (3 марта) Жоана Манена опера «Нерон и Акте».
- 1935 (15 января) опера Джоан Гейг « Студент из Саламанки».
- 1938 Сальвадора Бакарисса « Балет Коррида де фериа» .
- 1948 (10 января) Ксавье Монсальватже Детская опера «Кот в сапогах» .
- 1948 (10 января) Карлоса Суринаха Опера «Молодой человек, женившийся на храброй женщине».
- 1950 (14 декабря) Конрадо дель Кампо опера «Лола ла Пиконера».
- 1952 (12 декабря) Жоана Манена опера «Соледад» и его балет «Росарио ла Тирана».
- Антони Массаны 1953 (21 мая) «Каниго» , первая опера на каталонском языке после гражданской войны в Испании.
- 1955 (17 декабря) Опера Анхеля Барриоса «Лола» отправляется в порты.
- 1955 (19 декабря) Хоакина Родриго балет «Павана Реал».
- 1956 (28 апреля) Фредерика Момпу и Ксавье Монсальватге Балет «Перлимплинада».
- 1959 (1 января) Опера Джоан Альтисент « Сумма!»
- 1960 (17 ноября) Рикар Ламот из оперы Гриньона «Голова дракона» (написано в 1939 году)
- 1960 (1 мая) Кристобаля Хальфтера балет «Jugando al toro» и Матильды Сальвадор балет «El segoviano esquivo».
- 1961 (24 ноября) Мануэля де Фальи и Эрнесто Хальфтера Живописная кантата , Атлантида.
- 1962 (11 декабря) Ксавье Монсальватже опера , Una voce in off
- 1969 (1 февраля) Жоан Гинчоан балет «Пять континентов».
- 1974 (19 января) опера Матильды Сальвадор «Винатея».
- 1975 (29 ноября) опера Дж. Вентуры Торта, Rondalla d'sparvers
- 1986 (22 мая) Хосепа Солера опера «Эдип и Иокаста» (премьера оратории во Дворце каталонской музыки , 1972)
- 1988 (21 сентября) Сценическая кантата Ксавье Бенгереля « Красная книга» .
- 1989 (24 сентября) Леонардо Балады опера «Христофор Колумб».
- 2000 (2 октября) Опера Хосе Луиса Турины, DQ, Дон Кихот в Барселоне , с декорациями La Fura dels Baus
- 2004 (3 ноября) опера Жоана Гиньхоана, Гауди
- 2006 (6 апреля) Хосепа Местреса Квадрени Операторская опера « Эль ганшо»
- 2009 (20 апреля) опера Энрика Паломара «Голова крестителя».
Испанские оперные премьеры
[ редактировать ]- 1847 Джузеппе Верди » « Жанна д'Арк (1845)
- 1848 г., Саверио Меркаданте Орази и Куриази (1846 г.)
- 1849 г. - Карла Марии фон Вебера ( «Вольный стрелок» Джузеппе Верди 1821), «Альзира» (1847) и Гаэтано Доницетти » «Мученики (1840, на итальянском языке).
- 1853 Даниэля-Франсуа Обера » «Фра Дьяволо (1830)
- » Джузеппе Верди 1854 «Трубадур (1853)
- Джузеппе Верди 1856 г. - «Сицилийские вечера» (1855, 1856), на итальянском языке; Джакомо Мейербера » « Гугеноты (на итальянском языке) (1836)
- Джузеппе Верди 1861 «Бал-маскарад» (1859)
- » Джузеппе Верди 1862 «Симон Бокканегра (1857)
- 1863 г., Джакомо Мейербера » « Пророк (на итальянском языке) (1849 г.)
- 1864 Шарля Гуно Фауст ( 1859)
- Джакомо Мейербера 1868 Динора (на итальянском языке) (1859)
- Джузеппе Верди 1870 г. « Дон Карлос» (1868 г., итальянская версия 1869 г.)
- Джузеппе Верди 1875 г. Реквием (1874 г.) и Амбруаза Тома ( Миньон 1866 г.)
- 1876 Карлос Гомеш ' Il guarany ' (1870)
- 1880 г., Арриго Бойто » «Мефистофель (1868 г., переработка 1875 г.)
- 1883 Амилькаре Понкьелли » « Джоконда (1876)
- 1885 г., Рихарда Вагнера ( «Летающий Гёлландец» 1843 г.)
- Рихарда Вагнера 1887 «Тангейзер» (1845, 1861)
- 1891 Пьетро Масканьи ( Деревенская кавалерия 1890)
- Пьетро Масканьи 1894 г. «Л'амико Фриц» (1891 г.) и Жюля Массне » «Манон (1884 г.)
- 1897 г. Камиль Сен-Санс « Самсон и Далила» (1877 г.)
- 1898 Джакомо Пуччини » «Богема (1896) и Умберто Джордано » «Андре Шенье (1896)
- Рихарда Вагнера 1899 «Тристан и Изольда» (1865) и Жюля Массне » «Вертер (1892)
- 1900 Умберто Джордано » «Федора Пьетро Масканьи (1898), «Ирис» (1898), » Рихарда Вагнера ( «Зигфрид 1876) и Кристофа Виллибальда Глюка » «Ифигения в Тавриде (1779).
- Рихарда Вагнера 1901 «Götterdammerung» (1876) и Энгельберта Хумпердинка » «Гензель и Гретель (1893)
- 1903 Франческо Чилеа ( Адриана Лекуврёр 1902)
- 1904 Гюстава Шарпантье Луиза ( 1900)
- 1905 Жюля Массне » « Таис » Рихарда Вагнера (1894) и «Нюрнбергские мейстерзингеры (1868)
- Пьетро Масканьи 1907 Амика (1905)
- 1908 Камиля Сен-Санса » «Варвары (1901)
- 1910 Рихарда Штрауса » «Саломея (1905) и » Ожена д'Альберта ( «Тифланд 1903) (исполняется на каталонском языке)
- 1911 Клод Дебюсси » « Блудный сын (1884)
- Рихарда Вагнера 1913 «Парсифаль» (1883)
- » Джакомо Пуччини 1915 «Волшебница Запада (1914) и Модеста Мусоргского » «Борис Годунов (1869)
- 1916 » Эрманно Вольф-Феррари ( «Тайна Сусанны 1909) и Вольфганга Амадея Моцарта ( «Женитьба Фигаро» 1786).
- 1919 г. Жюля Массне « Жонглер из Нотр-Дама» » Пьетро Масканьи (1902 г.) и «Гульельмо Раттклифф (1895 г.)
- Пьетро Масканьи 1920 Изабо (1911)
- » Рихарда Штрауса 1921 « Кавалер розы (1911) и Винсента д'Инди » «Незнакомец (1901)
- 1922 Nikolai Rimsky-Korsakov 's Schneguroschka (1885), Alexander Borodin 's Prince Igor (1890), Pyotr Ilyich Tchaikovsky Pikovaia dama (1890)
- 1923 Модеста Мусоргского » « Хованщина (1886; первое вестерн-спектакль 1913).
- 1924 Антонина Дворжака » «Русалка (1900), Бедржиха Сметаны » «Проданная невеста ( «Проданная невеста» , 1866), Жака Оффенбаха » «Сказки Гофмана (1881) и Жюля Массне » «Иродиада (1881).
- 1925 Умберто Джордано » « La cena delle beffe » Рихарда Штрауса (1924), «Интермеццо Моцарта (1924) и «Волшебная флейта» (1791).
- 1926 — Риккардо Зандонаи » «Франческа да Римини Римского-Корсакова (1914), «Сказание о невидимом граде Китеже» (1907, первое исполнение за пределами России), «Псковитянка» (1873, 1892), «Майская ночь» (1879);
- 1927 Золтана Кодая Сюита Яноша Хари (оркестровая сюита из оперы Янош Хари )
- 1928: Игоря Стравинского балет «Весна священная» Джакомо Пуччини (1913), «Турандот» Моцарта (1926), «Взгляд из Сераля» (1782).
- Массне 1929 Дон Кихот (1910)
- 1930 Итало Монтемецци » « Любовь трех королей (1913)
- Стравинского 1933 Царь Эдип (1927)
- 1936 Антонина Дворжака Якобинец ( 1897 , редакция)
- 1939 Энрика Гранадоса Гойески ( 1916 )
- 1943 Рихард Штраус « Ариадна на Наксосе» (1912)
- Джакомо Пуччини 1948 «Иль триттико» (1918), Отторино Респиги » «Пламя Стравинского (1934) и «Россиньоль» (1914).
- » Рихарда Штрауса 1949 « Электра (1909) и Эдуарда Лало » «Король д’И (1888)
- 1951 Штраус « Женщина без теней » (1918)
- 1952, Джана Карло Менотти » «Консул (1950)
- 1953 Риккардо Зандонаи » « Рыцари Экебу (1925)
- Менотти 1954 г.: «Амелия аль Балло» (1937), » Белы Бартока «Замок герцога Синей Бороды Пуччини (1919) и «Рондинка» (1920, 1924).
- 1955 Ильдебрандо Пиццетти » «Дебора и Джаэле (1921), Джорджа Гершвина » «Порги и Бесс (1935) и Петра Ильича Чайковского » «Евгений Онегин (1879).
- 1956 Генри Перселла » « Дидона и Эней (1689)
- Респиги 1957 «Мария Эгициака» Менотти (1932) и «Святая с Бликер-стрит» (1955).
- Ильдебрандо Пиццетти 1958 «Убийство в соборе» (1958) и Карла Орфа » «Клюдж (1943)
- 1959 Франсиса Пуленка ( «Диалоги кармелитов» 1959) и Франко Альфано » «Сирано де Бержерак (1936)
- 1962 « Арабелла » Штрауса (1932)
- Моцарта 1963 «Милосердие Тита» (1791)
- 1964 Альбана Берга » « Воццек (1925) и Георга Фридриха Генделя » «Джулио Чезаре (1724)
- 1965 Дмитрия Шостаковича » «Катерина Измайлова (1956) и Леоша Яначека » «Енуфа (1904)
- 1966 Хосе Пабло Монкайо » «Мулата Кордовы (1948), Луиса Санди » «Карлота , «Северино» Сальвадора Морено , Альфредо Кейля » «Серрана » Фрэнсиса Пуленка (1899), «Человеческий голос (1959), Анри Бюссера «La carrosse du» Сен-Сакрамент и Руджеро Леонкавалло » « Богема (1896)
- Игоря Стравинского 1969 «Прогресс повесы» (1962), Альбана Берга » «Лулу (1938) и Михаила Глинки . «Одна жизнь за царя»
- 1971 Курта Махагонни Вайля
- 1972 Богуслава Мартину » «Греческие страсти и « Далибор » Сметаны
- 1973 Леоша Яначека » «Катя Кабанова и Гаэтано Доницетти » «Катерина Корнаро
- 1975 — Бенджамина Бриттена » «Билли Бадд (1941), » Нино Роты , «Соломенная шляпа Флоренции « Джана Франческо Малипьеро » Капитан спавенто » Стравинского. и «Мавра
- 1976 Яначека « Из мертвого дома»
- 1977 Сергея Прокофьева « Война и мир» , Гектора Берлиоза » «Бенвенуто Челлини и » Луиджи Керубини . «Медея
- 1985 Арнольда Шенберга « Моисей и Аарон»
- 1987 » Альбана Берга « Лулу ( завершенная версия Фридриха Черхи Моцарта. , 1979) и «Лучио Силла»
- Штрауса 1991 Каприччио (1942)
- 1992 Филип Гласс « Эйнштейн на пляже» Яноша Вайды (1976) и «Марио и волшебник»
- 1994 Пауля Хиндемита » « Матис-художник (1938)
- Яначека 1999 Вец Макропулос
- 2000 Эрманно Вольф- Феррари Sly
- Бриттена 2001 Глориана
- 2002 Дмитрия Шостаковича « Леди Макбет де Мценк» (оригинальная версия 1934 года) и Гаэтано Доницетти » « Фаворитка (французская версия 1850 года)
- 2003 Филиппа Босманса Зимняя сказка (1999)
- 2004 Жюля Массне Клеопатра ( 1914)
- Бриттена 2005 г.: «Сон в летнюю ночь» » Джузеппе Верди (1960), «Корсаро (1848) и Джоаккино Россини » «Газетта (1816).
- 2006 Эриха Вольфганга Корнгольда » «Мертвый город » Генделя и «Ариоданте (1735)
- 2007 Ганса Вернера Хенце » «Бульвар одиночества (1952); Жюля Массне » « Портрет Манон (1894); Джузеппе Верди Французская оригинальная версия «Дон Карлоса» (1868).
- 2008 Смерть Бриттена в Венеции и L'ape musica ( пастиччо Лоренцо да Понте 1789 года на музыку Моцарта, Висенте Мартина и Солера , Джузеппе Газзаниги , Доменико Чимарозы , Джордани и Тарки)
- 2009 » Кароля Шимановского ( « Король Роджер Эктора Парры 1926) и гипермузыкальный пролог (2009)
- 2010 Джордж Бенджамин « На маленький холм » (2006)
- 2011 Агусти Чарльз « Лорд Байрон: un estiu sense estiu» (2011) и » Дьёрдя Лигети ( «Великая смерть 1978)
- 2013 Курта Вайля ( Уличная сцена 1946)
Режиссеры и сценическое искусство
[ редактировать ]Во второй половине XIX века в Лисеу развивалась школа сценического искусства и театральных декораций. Начав с Джоан Баллестер, известной своими декорациями для «Африкины» , ведущим художником-постановщиком стал Франческ Солер и Ровироза. Стиль был реалистичным, с использованием расписных бумажных балеток и штор. Декорации и костюмы изготавливались в театральных мастерских. С 1900-х по 1930-е годы школу представляли художники-декораторы, среди которых были Мауричи Виломара, Феликс Уржельес, Сальвадор Аларма и Олегер Жюньент. Последним из этих художников был Хосеп Местрес Кабанес, который писал пейзажи с 1930 по 1950-е годы.
Певцы
[ редактировать ]Многие известные певцы выступали в Лицеу; Когда Камиль Сен-Санс посетил Лисеу, он сказал: «Ils aiment trop the ténor» («Они [публика Лисе] слишком любят теноров»). В скобках указаны дебюты «Лисеу» и финальные (или самые последние) выступления:
- 1800-е: Мануэла Росси-Качча (1847), Пьетро Монджини (1860/1862), Джузеппе Марио (1863), Роберто Стагно (1867), Роза Верколини, Франческо Таманьо (1876/1890), Аделаида д'Альберти, Франческо Мэтью (Франческо Ветэм) (1874/1877), Каролина Сепеда (1877), Анджело Масини (1881), Хулиан Гаярре (1881/1888), Виктор Морель , Франческ Виньяс (1888/1913), Хариклеа Даркле (1894), Луиза Тетраццини (1896) ) ), Женевьева Викс , Жозефина Юге (1896), Мария Барриентос (1898/1918) и Розина Сторчио (1898)
- 1900-е: В 1904 году Энрико Карузо (в своем единственном появлении в Лисео) участвовал в двух спектаклях «Риголетто» . Джемма Беллинсиони исполнила главную роль в «Саломее» каталонская певица Кончита Супервиа , где дебютировала . Среди других исполнителей были Марио Саммарко (1902), Адамо Дидур (1905), Маттиа Баттистини (1906), Грациелла Парето (1906/1928), Джузеппе Ансельми (1907), Титта Руффо (1908/1926) и Риккардо Страччиари (1909/1939). ).
- 1910–1920-е: Эльвира де Идальго (1911), Эбе Стигнани , Кончита Супервиа (1912/1928), Иполито Лазаро (1914/1945), Джованни Зенателло , Джакомо Лаури-Вольпи (1922/1945 и 1972), Мигель Флета (1925/1933 ) ) ), Тоти Даль Монте (1925/1934), Федор Шаляпин (1927/1934), Лауриц Мельхиор (1927/1930), Тина Поли Рандаччо, Лили Хафгрен , Карло Галеффи, Джильда Далла Рицца , Жорж Тилль , Джаннина Аранджи Ломбарди и Джина Сигна
- 1940-е: Джульетта Симионато (1945/1951), Виктория де лос-Анхелес (1945/1968, 1994), Джузеппе Ди Стефано (1946/1970, 1986), Мария Канилья (1947/1954), Джанни Поджи (1947/1963), Кирстен Флагстад (1949/1952), Ганс Хоттер (1948/1987) и Макс Лоренц (1950/1954)
- 1950-е: Борис Кристофф (1951/1952), Рената Тебальди (1953/1959), Джузеппе Таддеи (1953/1986), Вольфганг Виндгассен (1954/1959), Уолтер Берри (1954/1985), Антон Дермота (1955/1966), Джанна Д'Анджело (1957/1965), Энрикета Таррес (1957/1992), Федора Барбьери , Маргарита Карозио , Астрид Варне (1955/1957), Гертруда Гроб-Прандл , Биргит Нильссон (1957/1958), Режин Креспен (1958/1966), Карло Бергонци (1958/1982) и Альфредо Краус (1958/1994)
- 1960-е: Джоан Сазерленд (1960/1989), Пьеро Каппуччилли (1961/1994), Фиоренца Коссотто (1961/1994), Монтсеррат Кабалье (1962/2007), Вирджиния Зеани (1963/1977), Педро Лавирхен (1964/1989), Пласидо Доминго (1966/2015), Жауме Арагалл (1964–1997), Висенте Сардинеро (1964/1997), Ричард Такер (1965/1975), Грейс Бамбри (1966/1988) и Аня Силья (1966/2000)
- 1970-е: Мирелла Френи (1970/1994), Хосе Каррерас (1958 в детстве и 1970/2008), Джоан Понс (1970/2006), Елена Образцова (1970/1984), Агнес Бальца (1971/1992) и Эдита . Груберова (1977/2008)
- 1980-е: Саймон Эстес (1981/1997), Матти Салминен (1981/2004), Ева Подлесь (1981/2007), Мартти Талвела (1982/1989), Франко Бонисолли, Ева Мартон (1982/2006), Гвинет Джонс (1985/1997 ) ) ), Николай Гяуров (1985/1992), Рокуэлл Блейк (1986/1996) и Долора Заджик (1988/2008)
- 1990-е и 2000-е: Хосеп Брос (1992/2007), Дебора Поласки (2000), Анджела Денок (2002), Натали Дессе , Хуан Диего Флорес (2002/2008), Роландо Вильясон (2005/2008), Питер Зайфферт , Фиоренца Седолинс ( 2005/2007) и Нина Штемме (2004–2005/2008–2009)
Компания
[ редактировать ]В Лицеу есть директор театра ( пеммари или администратор ). С 1980 года у него есть и художественный руководитель .
Менеджеры
[ редактировать ]- Альберт Бернис (1901–1911)
- Франческ Казановас (1911–1913)
- Альфредо Вольпини (1913–1914)
- Жоан Местрес и Кальве (1915–1947)
- Хосеп Ф. Аркер (до 1959 г.) и Жоан Памиас (1947–1980 г.)
- Луис Портабелла (1981–1986)
- Хосеп М. Бускетс (1986–1992)
- Хорди Малукер (1992–1993)
- Хосеп Каминаль (1993–2005)
- Роза Каллелл (2005–2008)
- Жоан Франческ Марко (2008–2013)
- Роджер Гуаш (2013–2018)
- Валенти Овьедо (2018 – настоящее время)
Художественные руководители
[ редактировать ]- Наполеоне Анновацци (1947–1952)
- Луис Андреу (1981–1990)
- Альбин Хансерот (1990–1996)
- Джоан Матабош (1996–2014)
- Кристина Шеппельманн (2014–2019)
- Виктор Гарсия де Гомар (2019 – настоящее время)
Оркестр и дирижеры
[ редактировать ]С момента своего основания в 1847 году у Лисеу был собственный оркестр Orquestra Simfònica del Gran Teatre del Liceu . В 2024 году это был старейший действующий оркестр Испании в Испании. Его первым дирижером была Мария Обиолс.
Музыкальные руководители и главные дирижеры
[ редактировать ]- Эрнест Ксанко (1959–1961)
- Эухенио Марко (1981–1984)
- Уве Мунд (1987–1994)
- Бертран де Билли (1999–2004)
- Себастьян Вейгл (2004–2008)
- Майкл Бодер (2008–2012)
- Хосеп Понс (2012-настоящее время)
В ноябре 2017 года «Лисеу» объявил, что продлил контракт Понса на сезон 2021–2022 годов. [ 5 ]
Руководители хора
[ редактировать ]Хор был сформирован в 1960-е годы под руководством дирижера Риккардо Боттино (1960–1982). С 1982 года дирижерами хора были Романо Гандольфи (1982–1993) с Витторио Сикури (1982–1990) и Андрес Масперо (с 1990). Нынешний дирижер хора - Уильям Сполдинг.
Музыкальная консерватория Лисеу
[ редактировать ]Conservatori Superior de Música del Liceu , музыкальный колледж, основанный в 1837 году, связан с театром.
Лицейский кружок
[ редактировать ]Círculo del Liceo — это частный клуб в здании Liceo. Согласно самым ранним записям, «Circulo» открылся в ноябре 1847 года и насчитывал 125 членов-учредителей. В клубе есть комнаты отдыха, конференц-залы, ресторан, библиотека и другие удобства. [ 6 ]
Первые 150 лет существования организации могли присоединиться только мужчины; женщинам был разрешен доступ в качестве гостей членов-мужчин. В 2001 году, после разногласий по поводу членства в клубе исключительно мужчин, в его конституцию были внесены поправки, и десяти женщинам (включая Монтсеррат Кабалье и родственников существующих членов) было разрешено подавать заявки на членство. Все десять были отклонены, [ 7 ] но были приняты после последующего голосования членов (373 голоса за и 279 против). [ 8 ] В клубе около тысячи членов. [ 6 ]
Циркуло дель Лисео — старейший клуб Испании, который до сих пор находится на своем первоначальном месте. [ 9 ] В клубе накопилось множество художественных произведений, а многие его помещения оформлены в стиле модерн . Четыре больших окна в низком фойе свидетельствуют о влиянии вагнеризма на каталонскую культуру начала ХХ века.
Помимо мебели и декора, в клубе имеется коллекция скульптур, маркетри , эмалей, гравюр, офортов и картин каталонских художников, среди которых Александр де Рикер , Сантьяго Русиньоль , Модест Уржель Инглада и Франческ Мираллес . Самым известным произведением клуба является набор из двенадцати тканей, написанных маслом, заказанный Рамоном Касасом и установленный в его ротонде. Каждая из двенадцати картин, самой амбициозной работы Касаса, вдохновлена музыкальной темой.
В художественной литературе и кино
[ редактировать ]Вымысел
[ редактировать ]- Фредерика Солера Сатирическая комедия «Liceístas» и «cruzados» (1865) о соперничестве XIX века между поклонниками «Лисеу» и поклонниками « Театра Принсипал» (двух главных оперных театров Барселоны).
- Нарциса Оллера Роман «Золотой февраль» (1892).
- Артура Масриеры Альбом для рисования «Хорошие барселонцы: мужчины, обычаи и анекдоты из Барселоны XVIII века (1850–1870)» (1925)
- Игнасио Агусти Романы Мариона Ребулл (1944) и Эль виудо Риус (1945) о взрыве театра в 1893 году.
- Эдуардо Мендосы Роман «Город вундеркиндов» (1986). Фильм по нему был снят в Театре Фортуни в Реусе .
- Джоан Агут Сборник рассказов ( 1995 « День, когда сгорел Лисеу» ).
Фильмы
[ редактировать ]- Мариона Ребулл (1947), режиссер Хосе Луис Саенс де Эредиа
- Гаярре (1958), Доминго Виладомат, биографический фильм о Хулиане Гаярре ( Альфредо Краус )
- Мир цирка (1964), режиссер Генри Хэтэуэй , с Джоном Уэйном и Клаудией Кардинале . Некоторые цирковые сцены снимались внутри театра.
- Финал «Романсы» (1986), режиссер Хосе Мария Форке, фильм о Хулиана Гаярре жизни с Хосепом Каррерасом .
- Подводная лодка под скатертью (1990), режиссер Игнаси Пере Ферре
- «Золотой фебр» (1993), режиссер Гонсало Эрральде, с Фернандо Гильеном, Розой М. Сарда и Алексом Казановой, с отрывками из спектакля Гуно . » « Фауст
- Жизнь Дэвида Гейла (2003), режиссер Алан Паркер , с Кевином Спейси и Кейт Уинслет
См. также
[ редактировать ]- Симфонический оркестр Большого театра дель Лисео.
- Высшая музыкальная консерватория Лицеу
- Список театров и концертных залов Барселоны
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Монтсальватге, Ксавье (10 ноября 1971 г.). «Большой лицейский театр: 125 лет истории» (PDF) . Авангард . Проверено 15 августа 2023 г.
- ^ Лойя Пиньера, Ванесса (2010). «Реконструкция памяти: Большой театр Лисео» . Журнал архитектуры . Проверено 15 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «История» . Большой театр дель Лисео . Проверено 5 декабря 2023 г.
- ^ Гай, Джек. «Оперный театр Барселоны вновь открывается для выступлений на 2292 площадках» . CNN . Проверено 24 июня 2020 г.
- ^ «Жозеп Понс продлевает свой пост музыкального руководителя Лисеу до сезона 2021–2022 годов» . Газета . 17 ноября 2017 года . Проверено 20 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Добро пожаловать – Циркуло дель Лисео» . Архивировано из оригинала 29 октября 2012 года . Проверено 6 января 2013 г.
- ^ «Цирк Лисео отклоняет 10 заявлений о приеме, поданных женщинами» . Мир . 25 февраля 2001 г. Проверено 6 января 2013 г.
- ^ «Циркуль Лисео одобряет прием женщин в члены» . Страна . 4 апреля 2001 года . Проверено 6 января 2013 г.
- ^ «Клуб – Циркуло дель Лисео» . Архивировано из оригинала 29 октября 2012 года . Проверено 6 января 2013 г.
Источники
- Альер, Роджер, Великая книга Лицеу . Барселона: Карроджо, ДЛ, 1999.
- Альер, Роджер, Большой театр Лисео: история искусства . Барселона: Франческ Х. Мата, 1991.
- Альер, Роджер, История Большого театра дель Лисео . Барселона: Ла Вангардия, 1983.
- Ежегодник Большого театра дель Лисеу за 1947–1997 годы . Исследование и компиляция: Пау Надаль. Барселона: Друзья Лисеу: Àmbit, DL 1997.
- Артис, Хосеп, Большой театр Лисео . Историческая и монументальная коллекция Барселоны. Барселона: Айма, 1946.
- Дауфи, Алисия. «От карнавального трансгресса к послевоенной тишине. Музыкальное, социальное, культурное и экономическое исследование танцев масок в Большом театре дель Лисеу (1848-1936)» [Неопубликованная докторская диссертация]. Автономный университет Барселоны, 2022 г. https://ddd.uab.cat/record/266133.
- Иллюстрированная хроника Большого театра дель Лисеу: 1947–1997 гг . Барселона: Друзья Лисеу: Àmbit, DL 1997.
- Льорет, Тереза, Гран Театр дель Лисеу, Барселона . [Барселона: Fundació Gran Teatre del Liceu], коп. 2002 г.
- Opera Liceu: выставка в пяти действиях: Музей истории Каталонии, 19 сентября 1997 г. - 11 января 1998 г., Барселона . [Барселона]: Женералитат Каталонии, Департамент культуры: Proa: Fundació Gran Teatre del Liceu, DL 1997.
- Радигалес, Хауме, Истоки Большого театра средней школы: 1837–1847: от площади Санта-Анна до Рамблы: история Филармонической средней школы Изабеллы II или Филодраматической средней школы Барселоны . Барселона: Publicacions de l'Abadia de Montserrat, 1998.
- Загружено, Хосе, Опера в театрах Барселоны: хронологическое историческое исследование с 18 по 20 век . Исторические монографии Барселоны, 9. 1946 год.
- Трибо, Жауме, Анналы 1847–1897 гг. Гранд-театра дель Лисеу . Барселона: Amics del Liceu: Gran Teatre del Liceu, 2004.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт (на английском, каталанском и испанском языках)
- Оперные театры Испании.
- Театры и концертные залы Барселоны
- Старый город
- Ла Рамбла, Барселона
- Музыка Каталонии
- Театры построены в 1847 году.
- Музыкальные площадки, построенные в 1847 году
- Театры построены в 1862 году.
- Музыкальные площадки, построенные в 1862 году
- Театры построены в 1999 году.
- Музыкальные площадки, построенные в 1999 году.
- 1837 заведений в Испании
- 1847 заведений в Испании
- Туристические достопримечательности Барселоны
- Средняя школа