Кристофер Хаффтер
Кристобаль Хальфтер Хименес-Энсина (24 марта 1930 — 23 мая 2021) — испанский -классик композитор . Он был племянником двух других композиторов, Родольфо и Эрнесто Хальфтера , и считается самым важным испанским композитором из поколения композиторов, получившего название Generación del 51 . [ 1 ] [ 2 ]
Ранние годы
[ редактировать ]Хальффтер родился в Мадриде, но в 1936 году семья переехала в Фельберт , Германия, спасаясь от гражданской войны в Испании . Они вернулись в Мадрид в 1939 году, и Хальттер учился у Конрадо дель Кампо в Мадридской королевской консерватории , которую окончил в 1951 году. [ 1 ] Помимо университетского образования, он продолжил обучение у Александра Тансмана и Андре Жоливе в Париже.
Карьера
[ редактировать ]В 1955 году Хальффтер был назначен дирижером оркестра Фалья . Он сделал успешную карьеру композитора и дирижера , сочиняя музыку, сочетающую традиционный испанский элемент с авангардными техниками. Его неоклассический фортепианный концерт (1953) получил Национальную музыкальную премию в 1954 году. [ 1 ] В 1961 году он стал профессором композиции Королевской консерватории Мадрида, директором которой стал в 1964 году, но оставался там только до 1966 года. [ 3 ] Среди его известных учеников — Жан-Люк Дарбелле , [ 4 ] Дэвид Филип Хефти , [ 5 ] и Хавьер Хасинто . [ 6 ]
В течение 1960-х и 1970-х годов Хальффтер написал ряд произведений, касающихся прав человека, в том числе хоровое произведение 1968 года «Да, высказывайся, да» . [ 7 ] В 1984 году он входил в состав жюри Международного конкурса пианистов Паломы О'Ши . [ 8 ] В 1989 году он был удостоен высшей награды Испании в области композиции Premio Nacional de Música . [ 1 ] Также он получил премию BBVA Foundation Frontiers of Knowledge в области современной музыки в 2009 году. [ 9 ]
Среди произведений Хальфтера — опера «Дон Кихот» (2000). [ 10 ] его второй оперы «Лазарь Премьера » состоялась в 2008 году в Кильском оперном театре в честь его столетия. [ 11 ] Премьера третьей оперы, «Шахновелла» на либретто Вольфганга Генделера по одноименному роману Стефана Цвейга , должна была состояться в том же театре в мае 2013 года. [ 12 ]
Личная жизнь и смерть
[ редактировать ]Он был женат на пианистке Марии Мануэле Каро до ее смерти 18 декабря 2017 года, от которой у него было двое сыновей и дочь. [ 13 ]
Он мирно скончался 23 мая 2021 года в возрасте 91 года в Вильяфранка-дель-Бьерсо , провинция Леон . [ 14 ]
Избранные работы
[ редактировать ]- Концерт для фортепиано с оркестром (1953)
- Струнный квартет нет. 1 (1955)
- Три пьесы для струнного квартета (1956)
- Интродукция, фуга и финал , для фортепиано (1957)
- Кодекс I для гитары (1963)
- Линии и точки , для 20 духовых инструментов и электроакустики (1966)
- Кольца для оркестра (1966)
- Симпозиум кантат (1966)
- Да, выговорись, да , кантата (1966)
- Линии и точки , для 20 духовых инструментов и ленты (1967)
- Passive Night of Sense , для сопрано, двух перкуссионистов и четырех магнитофонов (1970)
- Струнный квартет нет. 2 «Воспоминания» (1970)
- Плач по жертвам насилия , по камерной группе и электроакустике (1971)
- Platero y yo , для хора, солистов и рассказчика, по стихотворению Хуана Рамона Хименеса (1974)
- Концерт для виолончели №. 1 (1974)
- Элегия на смерть трех испанских поэтов (1975)
- Вариации на тему «Резонанс крика » для 11 инструментов, кассеты и живой электроники (1976–77)
- Струнный квартет нет. 3 (1978)
- Officium defunctorum , для оркестра и хора (1979)
- Концерт для скрипки с оркестром №. 1 (1979)
- Fantasia sobre un sonoridad Г. Ф. Генделя для струнного оркестра (1981)
- Ricercare , для органа (1981)
- Против (1983)
- Парафраз для оркестра (1984)
- Концерт для виолончели №. 2 («Нет ничего, кроме тишины») (1985)
- Тьенто первого тона и имперской битвы , для большого оркестра (1986)
- Фортепианный концерт (1987–88)
- Фанданго , для октета виолончели (1989)
- «Фрактал» , для квартета саксофонов (1990)
- Концерт для скрипки с оркестром №. 2 (1990–91)
- Preludio para Madrid '92 , для хора и оркестра (1991)
- Семь песен Испании (1992)
- Veni Creator Spiritus , для смешанного хора, ансамблевого хора, 12 духовых инструментов и ударных (1992)
- Далиниана , для оркестра (1994)
- Дон Кихот , опера (2000)
- Attendite , для октета виолончели (2003)
- Струнный квартет нет. 7. Пространство тишины (2007)
- Концерт для альта с оркестром (2014)
- Alucinaciones (Галлюцинации), Коллаж для альта, виолончели и контрабаса (трио-бас) с оркестром (2015)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Алонсо 2001 .
- ^ Перес Кастильо 2001 .
- ^ Кеннеди 2006 .
- ^ Анон. ндб .
- ^ Анон. ндк .
- ^ Хасинто 2008 .
- ^ Каммингс и .
- ^ Анон. без даты .
- ^ Анон. 2009 .
- ^ Робес, Халфтер, Аморос и Сервантес 2004 .
- ^ Райнингхаус 2008 .
- ^ Анон. нд .
- ^ Анон. 2017 .
- ^ Анон. 2021 .
Источники
[ редактировать ]- Алонсо, Гонсало. 2001. «Халффтер: (3) Кристобаль Хальфтер (Хименес)». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Издательство Macmillan.
- Анон. 2009. « Современная музыка 2009: Кристобаль Хальфтер ». Веб-сайт Fundación BBVA (по состоянию на 24 мая 2015 г.).
- Анон. (19 декабря 2017 г.). «Пианистка Мария Мануэла Каро, жена композитора Кристобаля Хальфтера, умирает в Леоне» . Эль Бьерсо Digital (на испанском языке) . Проверено 24 мая 2021 г.
- Анон. (23 мая 2021 г.). «Композитор и дирижер Кристобаль Хальфтер умирает в возрасте 91 года» (на испанском языке). РТВЕ .
- Анон. nd « Музыкальный фонд EvS «Schachnovelle» – Комиссия по композиции, выданная Кристобалю Хальфтеру: Театр Киль » (по состоянию на 26 июня 2012 г.).
- Анон. ndb « Дарбелле, Жан-Люк» (по состоянию на 23 ноября 2015 г.).
- Анон. ndc " Дэвид Филип Хефти *13.4.1975 ". Composer A–Z на веб-сайте Edition Peters Group (архив от 11 марта 2016 г., по состоянию на 2 ноября 2016 г.).
- Анон. (без даты). «Premiados, Jurados, Orquestas y Artistas Invitados» [Победители, члены жюри и артистические гости] (на испанском языке). Международный конкурс пианистов Паломы О'Ши .
- Каммингс, Роберт. Кристобаль Хальфтер в AllMusic
- Хасинто, Хавьер . 2008. « Биография » (по состоянию на 23 ноября 2015 г.).
- Кеннеди, Майкл . 2006. «Халффтер, Кристобаль». Оксфордский музыкальный словарь , второе издание. Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-861459-4 .
- Перес Кастильо, Белен. 2001. «Испания, §I: Художественная музыка: 6. 20 век». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Издательство Macmillan.
- Рейнингхаус, Фридер . 2008. «Генеральная репетиция всеобщего воскресения: премьера оперы Кристобаля Хальфтера «Лазарь» в Киле». Новый музыкальный журнал 169, № 4 (июль – август): 70.
- Робес, Хосе Антонио, Кристобаль Хальфтер, Андрес Аморос и Мигель де Сервантес Сааведра . 2004. Так создается опера: Дон Кихот, Кристобаль Хальфтер . Барселона: Lunwerg Editores. ISBN 84-7782-835-0 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Андрашке, Питер . «Моменты традиции в композициях Кристобаля Хальфтера, Клауса Хубера и Вольфганга Рима ». В «Новой музыке и традиции». Семь материалов конференции и аналитическое исследование под редакцией Райнхольда Бринкманна , 130–152. Майнц: Шотт .
- Булез, Пьер , Йозеф Хойслер и Кристобаль Хальфтер. 1985. О Рипонсе: интервью с Йозефом Хойслером; Кристобаль Хальфтер: Вариации на тему эха крика: анализ . Кассель: Беренрайтер . ISBN 3-7618-0761-9 .
- Бринер, Андрес. 1986. «Человечность и насилие: о творчестве Кристобаля Хальфтера». В книге «Композиторы 20-го века в Фонде Пауля Захера » под редакцией Йорга Мейера Янса, 393–400. Базель: Фонд Пауля Захера .
- Касарес Родисио, Эмилио. 1980. Кристобаль Хальфтер . Коллекция этос-музыки 3. Овьедо: Департамент художественной музыковедения, Служба публикаций, Университет Овьедо. ISBN 84-7468-039-5 .
- Чарльз Солер, Агустин. 1992. «Универсальность языка, противостояние двух произведений: Дебла и Прелюдия для Мадрида 92 Кристобаля Хальфтера». Нассар: Арагонский журнал музыковедения 8, вып. 1:9–64.
- Чарльз Солер, Агустин. 2002. Анализ испанской музыки 20-го века: Вокруг поколения 51-го года . Валенсия: Ривера.
- Герман Данузер . 1986. «Кристобаль Хальфтер: композитор преданной музыки». Диссонанс , № 10.
- Данузер, Герман. 1987. «Кристобаль Хальфтер: пример новой преданной музыки», перевод Бернардо Мартинеса. В Испании в музыке Запада , 2 тома, под редакцией Хосе Лопеса-Кало, Эмилио Касареса Родисио и Исмаэля Фернандеса де ла Куэста , 2: 475–477. Мадрид: Министерство культуры. ISBN 84-505-5046-7 .
- Дашнер, Хьюберт. 1993. « Líneas y puntos Кристобаля Хальфтера: предпосылки, истоки, последствия». В источниковедении. II: Двенадцать композиторов 20-го века , под редакцией Феликса Мейера, 149–168. Публикации Фонда Пауля Захера, № 3. Винтертур: Amadeus-Verlag. ISBN 3-905049-57-0 .
- Дашнер, Хьюберт. 2000. Испанская музыка на пике своего времени: Кристобаль Хальфтер . Саарбрюккен: Пфау-Верлаг. ISBN 3-89727-077-3 .
- Дашнер, Хьюберт. 2001. «Кристобаль Хальфтер и испанская музыка после Второй мировой войны». В книге «На окраинах Европы: международный фестиваль музыки 20-го века — Концертхаус, Кунстфорум, Музикферайн, Одеон, Департамент культуры WUK: 31 октября — 30 ноября 1998 г.» , под редакцией Мари-Терезы Рудольф и Берно Одо Польцер, Саарбрюккен: Пфау -Издательство. ISBN 978-3-89727-153-1 .
- Дибелиус, Ульрих . 2000. «Испанский гражданин мира: композитор Кристобаль Хальфтер». In Vienna Modern: 27 октября по 26 ноября 2000 г. - Электроника, космос, «спектральная музыка» - Фестиваль музыки нашего времени под редакцией Берно Одо Польцера, переводы Эльфи Кагале, Сильвы Манфре и Мартина Кальтенекера, 137–140. . Саарбрюккен: Пфау-Верлаг. ISBN 3-89727-131-1 .
- Фернандес-Сид, Антонио. 1984. «Кристобаль Хальфтер и Антон Гарсиа Абриль». Ритм , нет. 541:28.
- Халфтер, Кристобаль. 1977. Кристобаль Хальфтер . Зодиак. Тетради мастерской Cam Ministry, у.е. 111. Св. Лигер Ванбау, Аббаджи Сент-Мари де ла Премеки-воре.
- Ган Кесада, Герман. 2003. «Творчество Кристобаля Хальфтера: музыкальное творчество и эстетические основы». Докторская диссертация, Университет Гранады.
- Ган Кесада, Герман. 2007. «Фольклорная тема, традиции и новаторства в «испанском» балете: «Игра в быка» Кристобаля Хальфтера». Музыковедческий журнал 30, вып. 1 (июнь) 181–206.
- Годёвы, Детлеф . 1974. «Испания в центре внимания». Мелос: Ежегодник современной музыки 41, № 5 (сентябрь – октябрь): 271–277.
- Хохраднер, Томас. 2001. «Трансформации: Кристобаль Хальфтер и мысль об Апокалипсисе». В «Апокалипсис: Симпозиум 1999» , под редакцией Кармен Оттнер , 296–311. Исследования Франца Шмидта 13. Вена: Доблингер. ISBN 3-900695-54-7 .
- Кассель, Матиас. 1998. «Кристобаль Хальфтер: Вариация [en] über das Thema eSACHERe (1975)». В книге «Сведение новых счетов: музыкальные рукописи Фонда Пола Захера » под редакцией Феликса Мейера, предисловие Чарльза Э. Пирса-младшего и Пола Захера , стр. 223–225. Майнц: Шотт. ISBN 3-7957-0347-6 .
- Левин-Рихтер, Андрес . 1985. «Электроакустическая музыка в Каталонии». Каталонский музыкальный журнал , 6 (апрель): 27–29.
- Маш, Франсуа-Бернар . 1978. "Неослышавшиеся. Композиторы 70-х". Музыкальное обозрение , вып. 314–315:166.
- Марко, Томас . 1972. Кристобаль Хальфтер . Мадрид: Служба публикаций Министерства образования и науки.
- Медина Альварес, Анхель. 1996. «Заметки о приеме открытой музыки в Испании». Музыкальный ежегодник: Журнал CSIC Musicology Magazine 51:217–232.
- Мош, Ульрих. 1991. «От неоклассицизма к авангарду: путь Кристобаля Хальфтера к новой музыке». Neue Zürcher Zeitung 212, № 231 (5–6 октября): 69–70.
- Эрляйн, Йозеф. 1982. «Звенящие цепи ради свободы. Музыка против диктатуры: испанский композитор Кристобаль Хальфтер». Музыка и медицина 2:61–68.
- Ревертер, Артуро. 1987. «Кристобаль Хальтер рассказывает о своих трех испанских лирических стихотворениях ». Скерцо: Музыкальный журнал , вып. 12 (февраль): 78–79.
- Родригес, Мария дель Мар. 1993. «Интервью о музыкальном образовании с… Кристобалем Хальфтером: Консерватории не могут быть привязаны к прошлому». Музыка и образование: Ежеквартальный журнал музыкальной педагогики 6, вып. 1 (апрель): 9–14.
- Ромеро, Эрнесто. 2002. «Дон Кихот Кристобаля Хальфтера: текст и партитура на службе нового поиска идентичности». В Текстуале. 41 (2002): Текст и партитура , под редакцией Юлии Кристевой с введением. Артур Томассин, 185–199. Париж: Парижский университет VII [Дени Дидро].
- Рос, Энрике А. 1991. «Культура беспокойна: испанский композитор Кристобаль Хальфтер». Новый музыкальный журнал 152, № 6 (июнь): 36–41.
- Сагастуме, Ману. 1996. «51-е поколение». Кантус , нет. 32 (июль – август): 27.
- Ульм, Рената. 1995. «Кристобаль Хальфтер: Традиция - это то, что осталось от культуры того времени». На языке настоящего: Musica Viva 1945–1995 , под редакцией Ренаты Ульм, 325–331. Майнц: Шотт. ISBN 3-492-18361-1 (ткань); ISBN 3-7957-8361-5 (пбк).
- Вега Тоскано, Ана Мария. 1989. «Кристобаль Хальфтер: боец в тысяче источников». Ритм , нет. 600 (июнь): 12–13.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Кристобаль Хальфтер , биография и творчество, Universal Edition
- Кристобаль Хальфтер в Naxos Records
- Кристобаль Хальфтер на IMDb
- 1930 рождений
- 2021 смертей
- Музыканты из Мадрида
- Испанские композиторы-классики
- Испанцы немецкого происхождения
- Композиторы-классики XX века
- Композиторы-классики XXI века
- Испанские оперные композиторы
- Испанские оперные композиторы-мужчины
- Выпускники Мадридской королевской консерватории
- Академический состав Мадридской королевской консерватории
- Члены Академии художеств, Берлин.
- Члены Европейской академии наук и искусств
- Испанские музыканты 20 века
- Испанские музыканты-мужчины 20-го века
- Музыканты-мужчины 21 века