Jump to content

Александр Тансман

Александр Тансман, 1932 г.

Александр Тансман (польский: Aleksander Tansman , французский: Alexandre Tansman; 12 июня 1897 — 15 ноября 1986) — польский композитор, пианист и дирижёр, ставший натурализованным гражданином Франции в 1938 году. Один из первых представителей неоклассицизма , связанный с Школой де Пэрис Тансман был всемирно признанным и знаменитым композитором. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]

Ранняя жизнь и наследие

[ редактировать ]

Тансман родился и вырос в Лодзи , Польша . Оба его родителя были литовскими евреями. Его отец Моше Танцман (1868–1908) умер, когда Александру было 10 лет, и его мать Ханна ( урожденная Гурвич, 1872–1935) одна воспитывала его и его старшую сестру Терезу. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]

Мемориальная доска в Лодзи с надписью: «В этом доме 12 июня 1897 года родился Александр Тансман, всемирно известный польский композитор, и провел здесь первые 17 лет своей жизни».

Позже Тансман писал:

Семья моего отца происходила из Пинска , и я знал одного известного раввина, связанного с ним. Мой отец умер очень молодым, и наверняка было две или более ветвей семьи, поскольку наша семья была довольно богатой: у нас в Лодзи было несколько прислуги, две гувернантки (француженка и немка) и т. д. У моего отца была сестра, которая поселился в Израиле и женился там. Я встретил ее семью во время моих [концертных] туров по Израилю. ... Моя семья была в том, что касается религии, довольно либеральной и не исповедующей. Моя мать была дочерью профессора Леона Гурвича, довольно известного человека. [ 7 ]

Тансман объяснил свои более поздние франкофильские наклонности:

Меня всегда привлекала французская культура. У меня была гувернантка, которая привила нам любовь к Франции. Моя семья была очень франкофильской; дома мы часто говорили по-французски, и у нас была обширная французская библиотека. Обычно восточноевропейские музыканты отправлялись в Германию, чтобы продолжить свою карьеру. Что касается меня, то я выбрал Париж и ни разу об этом не пожалел. Тем не менее, я несколько раз возвращался в Польшу. [ 8 ]

Среди его первых учителей музыки были Войцех Гавронский (ученик Зигмунта Носковского , Морица Мошковского и Теодора Лешетицкого ) и Наум Подкаминер (ученик Германа Греденера и Рихарда Гофмана ).

Хотя он начал свое музыкальное образование в Лодзинской консерватории , его обучение проходило на юридическом факультете Варшавского университета . 8 января 1919 года Тансман выиграл первый конкурс композиторов, проходивший в независимой Польше дал серию концертов в Варшавской филармонии , и в последующие месяцы . Осенью 1919 года, воодушевленный своими наставниками Игнацием Яном Падеревским , Генриком Мельцер-Щавинским и Здиславом Бирнбаумом , Тансман решил продолжить музыкальную карьеру в Париже. [ 9 ] Первыми художниками, с которыми ему посчастливилось познакомиться вскоре после приезда, были Мориц Мошковский и Сара Бернар . В Париже его музыкальные идеи оценили, повлияли и одобрили композиторы Морис Равель , Альбер Руссель , Жак Ибер , Игорь Стравинский , музыковеды и критики Эмиль Вильермоз , Борис де Шлецер , Алексис Ролан-Мануэль , Артюр Эре , дирижеры Андре Капле , Гастон Пуле. , Владимир Гольшманн . Хотя Артур Онеггер и Дариус Мийо пытались убедить его присоединиться к Les Six , он отказался, заявив о необходимости творческой независимости. Тем не менее, он был одним из первых и ведущих представителей неоклассицизма , наряду со Стравинским, Лесом Сиксом, Сергеем Прокофьевым , Паулем Хиндемитом , Альфредо Казеллой . Он также был одним из самых уважаемых членов международной музыкальной группы École de Paris , наряду с Богуславом Мартину , Тибором Харшаньи , Александром Черепниным , Марселем Михаловичем , Конрадом Беком . [ 6 ]

Обложка партитуры Второго концерта Тансмана (1927), посвященного Чарли Чаплину , Éditions Max Eschig

С 1920-х годов восхождение Тансмана к славе было стремительным: его работы дирижировали и пропагандировали такие всемирно известные мастера игры на дубинках, как Артуро Тосканини , Туллио Серафин , Виллем Менгельберг , Вальтер Дамрош , сэр Генри Вуд , Серж Кусевицкий , Пьер Монтё , Отто Клемперер , Рене- Батон , Дезире-Эмиль Ингельбрехт , Вальтер Страрам , Герман Абендрот , Леопольд Стоковски , Эрих Кляйбер , сэр Адриан Боулт , Дмитрий Митропулос , Фредерик Сток , Юджин Орманди . Тансман следует за Падеревским как второй польский композитор, чья театральная пьеса – балет « Секстуор » – была поставлена ​​Метрополитен-опера (1927). [ 2 ] [ 10 ]

Еще в первой половине 1920-х годов бельгийский музыкальный критик и композитор Жорж Систерманс писал, что музыкальная личность Тансмана «сочетает в себе поэтический гений с латинской культурой». Произведения Тансмана стали часто исполняться в программах с произведениями Мориса Равеля, Игоря Стравинского и Джан Франческо Малипьеро, с одной стороны, и Вольфганга Амадея Моцарта , Карла Марии фон Вебера и Николая Римского-Корсакова — с другой. [ 6 ] Каждый раз, когда он посещал Германию, его приглашали домой к Арнольду Шенбергу , который в то время читал лекции в Берлине. [ 8 ] В 1927 году Николай Слонимский назвал Тансмана «музыкальным полномочным представителем Польши в западном мире». [ 3 ]

С середины 1920-х годов и в последующие десятилетия произведения Тансмана исполнялись в некоторых из лучших концертных залов мира, таких как Зал Гаво , Королевский театр де ла Монне , Карнеги-холл , Парижская национальная опера , Нью-Йоркская филармония. , Театр Елисейских Полей , Зал Плейель , Бостонский симфонический зал , Театр Могадор , Лионская национальная опера , Замок Рояль де Лакен , Театр де ля Виль , Пале-Рояль , Берлинская государственная опера , Королевский Альберт-холл , Метрополитен-опера , Северанс-холл , Центр изящных искусств, Брюссель , Концертгебау, Амстердам , Конституционный зал DAR , Кёльнская опера , Общественный зал Токио Хибия, Берлинская филармония , Национальный театр Осло , Вигмор-холл , Ла Фениче , Музыкальная академия (Филадельфия) , Де Дулен , Национальный театр Сана Карлос , Опера Ниццы , Оркестровый зал , Театр дю Вьё-Коломбье , Голливуд Боул , Пауэлл Холл , Аудитория Манна , Мэрия Йоханнесбурга , Театр Колон , Большая Аудитория , Ройс Холл . [ 6 ] [ 10 ]

Обложка книги Ирвинга Шверке, Париж, 1931 г., Éditions Max Eschig

В 1931 году вышла книга Ирвинга Шверке под названием « Александр Тансман». Compositeur polonais (Александр Тансман. Польский композитор) был издан в Париже. Книга была посвящена творчеству Тансмана до 1930 года и его рецепции, его индивидуальному стилю и эстетике его творчества. Он также содержал краткую биографию Тансмана и первый каталог его произведений, а также их европейских и американских премьер. Музыка Тансмана, по словам Шверке, «несомненно, является наиболее полным уважением, которое любой польский композитор его поколения оказал своей стране. Она занимает видное место среди наиболее важных художественных проявлений современности». [ 2 ]

В 1932–1933 годах Тансман совершил беспрецедентное творческое турне по всему миру – начиная с США, через Японию, Гонконг, Индонезию, Сингапур, Цейлон , Индию и Египет, в Италию. Его чтили Махатма Ганди и император Хирохито Японии . В Токио Тансману было присвоено почетное членство Императорской музыкальной академии и вручена Золотая медаль Джи Джи Симпо в знак признания его выдающегося вклада в мир искусства. [ 6 ] [ 11 ]

Как отметил Марсель Михалович , Тансман был одним из наиболее ярких современных представителей многовековой традиции Школы Парижа: «Сюда входили музыканты собора Парижской Богоматери в эпоху Возрождения , а позднее Люлли , Моцарт и Вагнер . Не говоря уже о Шопен , Фалья , Энеску , Онеггер , Стравинский , Прокофьев , Копланд и, конечно же, наш старый коллега Александр Тансман». [ 12 ]

В июне 1938 года, через четыре года после Стравинского и в том же году, что и Бруно Вальтер , Тансман получил французское гражданство от последнего президента Третьей республики Альберта Лебрена . [ 9 ] Тансман бежал из Европы, поскольку его еврейское происхождение подвергало его опасности с приходом Гитлера к власти. Он переехал в Лос-Анджелес благодаря усилиям своего друга Чарли Чаплина комитета по созданию визы . В 1941 году он смог войти там в круг известных эмигрировавших художников и интеллектуалов, в который входили Игорь Стравинский , Томас Манн , Арнольд Шёнберг , Альма Малер , Франц Верфель , Эмиль Людвиг , Олдос Хаксли , Лион Фейхтвангер , Ман Рэй , Эжен Берман , Жан Ренуар . За это время он также встретил и подружился с Голо Манном и Шоломом Ашем . [ 11 ] [ 13 ]

Обложка партитуры «Дивертисмента» Тансмана (1944), посвященной Арнольду Шенбергу , Éditions Max Eschig

В течение своих американских лет Тансман много гастролировал как пианист и дирижер и написал множество музыкальных произведений, например, три симфонии, два квартета, произведения для фортепиано. В 1944 году он принял приглашение Натаниэля Шилкрета стать соавтором сюиты «Бытие» вместе с Арнольдом Шенбергом , Дариусом Мийо , Игорем Стравинским , Эрнстом Тохом , Марио Кастельнуово-Тедеско . [ 9 ] В 1940-х годах он также написал несколько саундтреков к голливудским фильмам : « Плоть и фантазия » с Барбарой Стэнвик в главной роли , биографический фильм об австралийской медицинской исследовательнице сестре Элизабет Кенни в главной роли с Розалиндой Рассел и «Парижское метро в главной роли » с Констанс Беннетт . На церемонии вручения премии «Оскар» 1946 года он был номинирован на «Оскар» за лучшую музыку, озвучку драматического или комедийного фильма за фильм «Парижское метро» . [ 11 ] В 1948 году Тансман опубликовал книгу об Игоре Стравинском, ставшую результатом дружбы двух композиторов в годы ссылки в США . [ 14 ]

В 1946 году Тансман вернулся в Париж, и его музыкальная карьера возобновилась по всей Европе. Его произведения, количество выступлений которых иногда достигало более 500 в год, исполнялись лучшими оркестрами и дирижерами, такими как Яша Горенштейн , Рафаэль Кубелик , Андре Клюйтенс , Карлос Чавес , Пауль Клецки , Чарльз Мунк , Бруно Мадерна , Пауль ван Кемпен , Сэр Малькольм Сарджент , Ференц Фрисе , Шарль Брук , Ойвин Фьельдстад , Эжен Биго , Франц Андре , Жан Фурне , Франц Ваксман , Жорж Ципин , Педро де Фрейтас Бранко , Альфред Валленштейн , Эдуард Флипс , Роберт Уитни , Мануэль Розенталь , Роже Вагнер , Жан Периссон , Васил Казанджиев . [ 10 ]

Несмотря на многочисленные выступления Тансмана вдали от его дома во Франции, он не вернулся в Соединенные Штаты после окончания своей резиденции в Калифорнии в 1946 году. [ 9 ] В конечном итоге это уменьшило число американцев, знавших, кто он такой. [ 9 ]

Обложка партитуры Тансмана Hommage à Erasme de Rotterdam (1969), Éditions Max Eschig

Как композитор балета, Тансман на протяжении десятилетий сотрудничал с такими выдающимися хореографами, как Ольга Преображенская , Рудольф фон Лабан , Жан Бёрлен , Адольф Больм , Курт Йосс , Эрнст Утхофф , Франсуаза Адре . [ 10 ]

В 1966 году он был удостоен премии Гектора Берлиоза . В 1977 году в знак признания его вклада в европейскую культуру Тансману было предоставлено членство (в честь покойного Дмитрия Шостаковича ) Королевской академии наук, литературы и изящных искусств Бельгии . В 1978 году ему была присуждена Музыкальная премия Французской академии , а в 1986 году — высшая командная степень Ордена искусств и литературы . [ 6 ]

Среди известных учеников Тансмана Кристобаль Хальфтер , Леонардо Балада , Кармело Бернаола , Юксель Коптагель .

В последний период своей жизни он начал восстанавливать связи с Польшей, хотя карьера и семья удерживали его во Франции, где он жил до своей смерти в Париже в 1986 году. С 1996 года в родном городе Лодзи действует Ассоциация Александра Тансмана. по развитию культуры организует Международный фестиваль и конкурс музыкальных деятелей имени Александра Тансмана (Фестиваль Тансмана). [ 15 ]

Спустя двадцать лет после смерти композитора, в 2006 году Генрик Гурецкий написал свою долгожданную Четвертую симфонию, которую назвал «Тансмановскими эпизодами» не случайно . Гурецкий оставил криптограмму , объясняющую, как он создал тему симфонии, используя музыкальные буквы имени и фамилии «Александра Тансмана». [ 16 ] [ 17 ]

Частная жизнь

[ редактировать ]
Александр Тансман и Анна Э. Брочинер, 1920-е годы.

Первой женой Тансмана была Анна Э. Брочинер румынско-швейцарского происхождения, чья семья служила королевскому дому румынской правящей династии . Они развелись в 1932 году. В 1934 году он влюбился в принцессу Надежду де Браганса, дочь Мигеля, герцога де Визеу . Они оставались парой до 1936 года. В 1937 году он женился на известной французской пианистке Колетт Крас, ученице Лазаря Леви и дочери Жана Краса , контр-адмирала порта и генерал-майора Брестского , который также был композитором. У них было двое детей. [ 13 ]

Тансман был не только всемирно признанным композитором, но также виртуозным пианистом и дирижером. С 1920-х годов он регулярно выступал в качестве пианиста в Карнеги-холле и зале Плейель , Вигмор-холле , зале Гаво . Он совершил пять концертных турне по США, первое из которых - в качестве солиста под управлением Сергея Кусевицкого с Бостонским симфоническим оркестром (1927–1928). [ 10 ] [ 13 ]

Многие музыковеды продемонстрировали, что музыка Тансмана написана во французском неоклассическом стиле его приемного дома и в польском национальном стиле места его рождения, а также с опорой на его еврейское наследие и американские танцевальные идиомы. Что часто ускользало от внимания, так это значение Эдварда Грига в развитии самой ранней музыкальной мысли Тансмана, которая дала ему представление о «чистоте замысла и завещала ему внимание к народным мелодиям», а позднее – влияние Альбера Русселя и с другой стороны Поля Дюка , который иногда был даже более самобытен, чем у Игоря Стравинского , который помог ему восстановить абсолютную музыкальную форму и традиционную доромантическую эстетику. В своем отходе от традиционной тональности Тансмана сравнивали с Александром Скрябиным , с которым он лично познакомился в 1914 году. Он перенял расширенные гармонии Мориса Равеля , с 1919 года ставшего центральной фигурой в его музыкальной карьере. [ 3 ] [ 6 ] Более того, Тансман подчеркнул, что «Равель помог мне развить чувство экономии средств, развить тесную связь между линией и средствами выражения и противостоять пустой музыкальной болтовне». Сам композитор также признавал и указывал на значение и влияние Белы Бартока и Арнольда Шенберга , но подчеркивал, что это не следует рассматривать с системной точки зрения. [ 8 ] Однако оба влияния, Равеля и одновременно Шенберга, были замечены Алексисом Роландом-Мануэлем Тансмана в «Маленькой сюите» (1919), пьесе, уже запечатлевшей явный след все более сильной личности композитора. [ 6 ]

Обложка партитуры Septuor Тансмана (1932), посвященной Беле Бартоку , Éditions Max Eschig

Несмотря на присоединение к музыкальному авангарду, стиль Тансмана никогда не отличался каким-то особым радикализмом, хотя политональность он применил еще в 1916 году ( «Польский альбом ») и в последующие годы сильно способствовал ее популяризации во всем мире. Его самобытный стиль, проявившийся уже в начале 1920-х годов, что особенно подчеркнулось после парижской премьеры его Струнного квартета № 2 (1922), часто характеризовался как сочетание выразительного колорита, сильных лирических качеств и плодовитой мелодической изобретательности с идеальная четкость, аристократическая элегантность и точность структуры. Ряд французских, бельгийских, голландских, немецких, австрийских, итальянских, испанских и американских критиков восхищались его мастерством в оркестровке , инструментах и ​​использовании контрапункта . Они говорили о «феномене Тансмана» и указывали на его сложный музыкальный язык, в том числе на такие его отличительные черты, как индивидуальный подход к форме, где он ввел так называемые «мосты» или «клещи», свои собственные расширенные гармонические структуры, называемые «Тансман». аккорды» или «небоскребы», а позже и характерные тансманийские ритмические структуры. [ 2 ] [ 3 ] [ 6 ] [ 18 ]

По словам Алехо Карпентье , Тансман был «одним из самых одарённых музыкальных личностей нашего времени». [ 19 ]

Польский артист, чья музыка имела глобальное влияние, Тансман переплел польскую музыку с новым современным языком и эстетикой 20-го века. Кароль Шимановский , пятнадцать лет старше Тансмана, также смешивал польское влияние с другими этническими влияниями, но Тансман вышел за пределы музыкальной поэтики XIX века и немецких образцов гораздо больше, чем Шимановский. Более того, Тансман стал первым композитором в истории польской музыки, который сочетал явную и преимущественно классическую ориентацию с столь широким творчеством и значительными достижениями в современном искусстве. [ 11 ] [ 18 ]

Обложка партитуры « Фантазии Тансмана» (1936), посвященной Грегору Пятигорскому , Éditions Max Eschig

Тансман всегда называл себя польским композитором: «Очевидно, что я многим обязан Франции, но всякий, кто когда-либо слышал мои сочинения, не может сомневаться, что я был, есть и навсегда останусь польским композитором». [ 6 ] После Фредерика Шопена Тансмана можно считать одним из ведущих сторонников традиционных польских форм, таких как мазурка или полонез . Они часто были вдохновлены Шопеном и написаны в его честь. [ 20 ] В этих произведениях, от беззаботных миниатюр до виртуозных спектаклей, Тансман опирался на традиционные польские народные темы, адаптировал их к своему стилю, обогащая тем самым мелодические и гармонические средства современного музыкального языка. [ 9 ] а также его инструментальный окрас и ритмические вариации. Однако он не стал писать прямые постановки народных песен, а пошел по пути Белы Бартока и Мануэля де Фальи , как он заявляет в интервью:

Я не использовал популярные темы как таковые. Однако я использовал их общий мелодический контур. Польский фольклор чрезвычайно богат. Я думаю, что, наряду с испанским фольклором, он наиболее богат возможностями. С польским фольклором я познакомился очень рано. ... Этот фольклор по-прежнему сильно присутствовал в моем музыкальном восприятии, но только как воображаемый фольклор. Я никогда не использовал настоящую польскую народную песню в ее оригинальной форме и не пытался ее гармонизировать. Я считаю, что модернизация популярной песни портит ее. Он должен быть сохранен в своей первоначальной гармонизации. Но польский характер выражается не только через фольклор. В моей музыке есть что-то неуловимое, раскрывающее аспект моего польского происхождения. [ 21 ]

Как заключил Ирвинг Шверке: «Глубоко польский, благодаря Франции, Тансман стал универсальным». [ 2 ]

Обложка партитуры « Элегии в память о Дариусе Мийо» Тансмана (1975), Éditions Max Eschig

Ключом, определяющим художественную позицию Тансмана, были его постоянно повторяющиеся попытки создать новый классический стиль. Скорее это означало более широкую концепцию быть современным классиком, чем приверженность неоклассическому течению или любой другой исключительной системе. Хотя несоответствие композиторской практики Тансмана основным принципам неоклассицизма можно было наблюдать еще в 1940-е годы, признаки такого отношения явно присутствовали в его ранних произведениях. Тем не менее, после Второй мировой войны Тансман применил более радикальные методы. Послевоенная европейская премьера его «Sextuor à cordes» (1940) ознаменовала «новый стиль Тансмана». Он ввел больше фактурных контрастов и метроритмической сложности ( «Musique pour orchester» – Симфония № 8 , 1948), применял кластеры (опера «Саббатаи Цви» , 1957–1958), экспериментировал с новыми жанрами и интересовался чисто качественными характеристиками звуков. Сосуществование различных конструктивных принципов в одной форме – идея объединения музыкального материала, которую он применил и развил в своей композиторской практике еще до войны, – привело к столкновению разных типов выразительности, что усилило драматизм, динамику и мощь. презентации своей музыки. И все это, не прекращая непрерывного поиска своей музыки: найти новый классический стиль. [ 11 ] [ 15 ] [ 18 ]

Рецензируя ораторию Тансмана «Исайя, Пророк» в 1955 году, Альфред Франкенштейн и Герберт Дональдсон сочли, что ее «следует причислить к основным произведениям религиозной музыки», и восхитились «гением композитора». [ 6 ]

Обложка Сюиты Тансмана по-польски (1962), посвященная Андресу Сеговии , Éditions Max Eschig

Тансман много сочинял в большинстве жанров и написал более 300 произведений, в том числе 7 опер, 10 балетов, 6 ораторий, 80 оркестровых пьес (в том числе 9 симфоний), виртуозные концерты и значительную часть камерной музыки, среди них 8 струнных квартетов, десятки пьес. для фортепиано, а также пьесы для радиотеатров и педагогические произведения. Он также известен своими гитарными пьесами, в основном написанными для Андреса Сеговии , в частности « Мазурка» (1925), «Каватина» (1950), «Сюита в модо полонико» (1962), «Вариации на тему Скрябины» (1972). Сеговия часто исполнял эти произведения в записях и на гастролях; сегодня они являются частью стандартного репертуара. [ 22 ] [ 23 ] Музыку Тансмана исполняли такие артисты, как певицы Мария Фройнд , Джейн Батори , Мадлен Грей , Фанели Ревуа , Сюзанна Данко , Жан Жиродо , Дениз Дюваль , Фреда Бетти , Ксавье Депра , Джейн Роудс , Андре Эспозито , флейтисты Луи Флери , Максанс Ларрье , кларнетист Луи Каузак , клавесинист Марсель де Лакур , пианисты Мари-Эме Роже-Микло , Лео-Поль Морен , Мечислав Хоршовский , Вальтер Гизекинг , Юра Гуллер , Ян Сметерлин , Роберт Шмитц , Дмитрий Тёмкин , Николь Анрио-Швейцер , Хосе Итурби , Артуро Бенедетти Микеланджели , Алисия де Ларроша , скрипачи Стефан Френкель , Бронислав Губерман , Элен Журдан-Моранж , Жозеф Сигети , Александр Могилевский , Анри Темянка , Яша Хейфец , виолончелисты Пабло Казальс , Грегор Пятигорский , Морис Марешаль , Энрико Майнарди , Гаспар Кассадо , Мария-Луиза Жиро , квартеты Pro Arte , Бургин , Будапешт , Кальве , Паганини , Паскаль , Парренен , трио Паскье . [ 2 ] [ 10 ] [ 6 ]

Почти все его произведения сейчас записаны на компакт-дисках. [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ]

Избранные работы

[ редактировать ]

В число многих сотен композиций Александра Тансмана входят:

  • Album polski (Польский альбом) для фортепиано (1915–1916)
  • Симфония № 1 [позже снята] (1916)
  • Серенада № 1 для оркестра (1916)
  • Струнный квартет № 1 (1917)
  • Восемь японских мелодий Марии Фройнд для голоса и фортепиано или оркестра (1918)
  • Соната № 2 Бронислава Губермана для скрипки и фортепиано (1919)
  • Маленькая сюита (Маленькая сюита) для фортепиано (1919)
  • Впечатления Владимира Гольшмана для оркестра (1920)
  • Симфоническое интермеццо для оркестра (1920)
  • Струнный квартет № 2 (1922)
  • Сонатина Мечислава Горшовского для фортепиано (1923)
  • Симфоническое скерцо Сержа Кусевицкого для оркестра (1923)
  • Юон де Бордо ( Huon of Bordeaux ), сюита для оркестра (1923)
  • Секстет — балет по рассказу Александра Арну (1923).
  • Танец волшебницы для оркестра (1923)
  • Двадцать легких пьес на популярные польские мелодии Игнация Яна Падеревского для фортепиано (1917–1924)
  • Симфониетта № 1 для оркестра (1924)
  • Деревенская соната Мориса Равеля для фортепиано (1925)
  • Концерт для фортепиано с оркестром № 1 Эдуарда Ганша [ фр ] (1925)
  • Симфония № 2 (1926)
  • Курдская ночь , опера (1927)
  • Фортепианный концерт № 2 Чарли Чаплина (1927)
  • Сюита для двух фортепиано с оркестром (1928)
  • Мазурки Альберу Русселю для фортепиано (1918–1928)
  • Токката а Пьер Монте для оркестра (1928–1929)
  • Сюита – Дивертисмент для скрипки, альта, виолончели и фортепиано (1929)
  • «Вечный круг» , балет (1929)
  • Пять пьес Джозефа Сигети для скрипки с оркестром (1930)
  • Трансатлантическая Сонатина для фортепиано (1930)
  • Триптих (Триптих) для струнного оркестра (1930)
  • Концертино Хосе Итурби для фортепиано с оркестром (1931)
  • Четыре польских танца для оркестра (1931)
  • Симфония № 3 (Symphonie Concertante) Ее Величества Королевы Бельгии Елизаветы для фортепиано, скрипки, альта, виолончели и оркестра (1931)
  • Septuor à Béla Bartók для флейты, гобоя, кларнета, фагота, трубы, альта, виолончели (1932)
  • Большой город в Курта Йосса (1932–1933) балете
  • Еврейская рапсодия для оркестра (1933)
  • Сонатина № 3 Уолтера Спайса для фортепиано (1933)
  • «Брик à Bra c à Владимир» Терликовского , балет (1935)
  • Фантазия Грегора Пятигорского для виолончели с оркестром или фортепиано (1936)
  • Концерт для альта с оркестром (1936–1937)
  • Концерт для скрипки с оркестром (1937)
  • Вариации на тему Фрескобальди для струнного оркестра (1937)
  • Фортепианное трио № 2 (1938)
  • Симфония № 4 (1939)
  • La Toison d'or ( «Золотое руно» ), опера (1939) – мировая премьера: 2016, Тансманский фестиваль, Лодзинская Гранд-Опера
  • Рапсодия-полонез (Польская рапсодия) для оркестра (1940)
  • Струнный секстет для Игоря Стравинского 2-х скрипок, 2-х альтов, 2-х виолончелей (1940)
  • Симфония № 5 Пауля Клецкого (1942)
  • Концертная пьеса (Konzertstück) для фортепиано (левая рука) и оркестра Пауля Витгенштейна (1943)
  • Симфония № 6 «In Memoriam» для смешанного хора и оркестра (1944).
  • Адам и Ева , третья часть сюиты «Бытие» , для рассказчика и оркестра (1944)
  • Дивертисмент Арнольда Шенберга для гобоя, кларнета, трубы, виолончели и фортепиано (1944)
  • Симфония № 7 «Лирика» (1944)
  • Коль-Нидрей для тенора соло, смешанного хора и оргии (1945)
  • Две старинные польские религиозные песни для смешанного хора и оргии (1945)
  • Концертино Андреса Сеговии для гитары с оркестром (1945)
  • Музыка для струнных инструментов для струнного оркестра (1947)
  • Музыка для оркестра (Симфония № 8) в опере Франца Андре [ fr ] (1948)
  • » , Магеллана «Путешествия сюита для оркестра (1949)
  • Томбо де Шопена для струнного квинтета или струнного оркестра (1949)
  • Исайя, Пророк , симфоническая оратория для тенора соло, хора и оркестра (1949–1950)
  • Каватин Андресу Сеговии для гитары (1950)
  • Малая симфония (1951–1952)
  • Концертино для гобоя, кларнета и струнного оркестра (1952)
  • Христофор Колумб ( Christopher Columbus ), сюита для оркестра (1952)
  • Сонатина да камера для флейты, скрипки, альта, виолончели и арфы (1952)
  • Le Serment (Клятва) в опере Анри Барро (1953)
  • Концерт для оркестра Дариуса Мийо (1954)
  • Посвящение Мануэлю де Фалья для гитары и камерного оркестра (1954)
  • Соната № 5 памяти Белы Бартока для фортепиано (1955)
  • Партита Гаспара Кассадо для виолончели и фортепиано (1955)
  • Струнный квартет № 8 (1956)
  • Пролог и кантата для смешанного хора и камерного оркестра (1957)
  • Концерт Луи Каузака для кларнета с оркестром (1957)
  • Саббатай Цви, le fauxmessie ( Саббатай Цви , Лжемессия), опера (1957–1958)
  • Симфония № 9 (1957–1958).
  • Барочная сюита Ее Величеству королеве Бельгии Елизавете для камерного оркестра (1958)
  • Les Habits Neufs du Roi à Charles Bruck , балет-пантомима по мотивам Ганса Христиана Андерсена (1958–1959)
  • Сюита для фагота и фортепиано (1960)
  • Придворная музыка Андреса Сеговии для гитары и камерного оркестра (1960)
  • Псаумы ( Псалмы ) Сальвадора де Мадариаги для тенора соло, хора и оркестра (1960–1961)
  • «Воскресение» (по мотивам Л. Н. Толстого, «Воскресение» ), балет (1961–1962)
  • Сюита в польском стиле Андреса Сеговии для гитары (1962)
  • Шесть частей Пьера Капдевиля для струнного оркестра (1962–1963)
  • Соловей Боболи , опера (1963)
  • Fantaisie à Diane и Андре Гертлер для скрипки и фортепиано (1963)
  • Концерт Шарлю Рено для виолончели с оркестром (1963–1964)
  • Посвящение Шопену в опере Андреса Сеговии для гитары (1966)
  • Концертная сюита для гобоя и камерного оркестра (1966)
  • Четыре части моим друзьям Лулу и Владимиру Янкелевичам для оркестра (1967–1968)
  • Концертино для флейты, струнного оркестра и фортепиано (1968)
  • Hommage à Erasmus de Rotterdam (Посвящение Эразму Роттердамскому ) для оркестра (1968–1969)
  • Стела памяти Игоря Стравинского для оркестра (1972).
  • Элегия памяти Дариуса Мийо для оркестра (1975)
  • Симфониетта № 2 для оркестра (1978)
  • «Птица, которой не существует» для Клода Авелина для фортепиано (1978)
  • Десять заповедей для оркестра (1978–1979)
  • Huit Stèles de Victor Segalen (Восемь стел Виктора Сегалена ) для голоса и камерного оркестра (1979)
  • Альбом d'amis для фортепиано (1980)
  • Музыка Никанора Сабалеты для арфы с оркестром (1981)
  • Посвящение Леху Валенсе для гитары (1982)
  • Алла Полакка для альта и фортепиано (1985)
  • 7 опер (1927; 1939; Король-дурак 1948; 1953; 1957–1958; 1963; Жорж Данден 1973–1974)
  • 10 балетов (1922; 1923; Люмьер 1927; Le Cercel Eternel 1929; 1935; 1944; Он, Она и я 1946; Le train de nuit 1951; 1958–1959; 1961–1962)
  • 9 симфоний (1917; 1926; 1931; 1939 ; 1942; Лирика 1944; 1948; 1957–1958)
  • 8 струнных квартетов (1917; 1922; 1925; 1935; 1940; 1944; 1947; 1956)

Музыка из фильма: Пуаль де Каррот , реж. Жюльен Дювивье (1932), «Шателен дю Либан» , реж. Жан Эпштейн (1933), «Плоть и фантазия» , реж. Жюльен Дювивье (1943), «Судьба» , реж. Реджинальд Ле Борг (1944), «Парижское метро» , реж. Грегори Ратофф (1945), «Сестра Кенни» , реж. Дадли Николс (1946).

Избранные записи

[ редактировать ]
  1. ^ Гийо 2000 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Шверке, Ирвинг (1931). Александр Тансман, польский композитор . Париж: Éditions Max Eschig .
  3. ^ Перейти обратно: а б с д Слонимский, Николас (2004). Сочинения о музыке. Ранние статьи для Boston Evening Transcript . Нью-Йорк и Лондон: Рутледж. ISBN  0-203-97028-4 .
  4. ^ Индексирование еврейских записей: Лодзь
  5. ^ «Регистрационная карта Ханы Танкман» . Архивировано из оригинала 25 июня 2021 г. Проверено 18 сентября 2019 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Цегелла, Януш [на польском языке] (1986). Дитя счастья. Александр Тансман и его время [ Дитя удачи. Александр Тансман и его время . Варшава: Национальный издательский институт. ISBN  83-06-01256-9 .
  7. ^ «Александр Тансман (Композитор, Аранжировщик) – Краткая биография» . www.bach-cantatas.com . Проверено 29 января 2021 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б с «Александр Тансман: Дневник композитора ХХ века» . Польский музыкальный центр . Проверено 31 октября 2021 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Хьюгон, Джеральд. «Презентация композитора и его творчества». В Гийо (2000) .
  10. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Хьюгон, Джеральд (1995). Александр Тансман (1897–1986). Каталог работ . Париж: Издания Макса Эшига.
  11. ^ Перейти обратно: а б с д и Вендланд, Войцех (2013). Вокруг света за 89 лет. Александр Тансман у истоков культуры и идентичности [ Вокруг света за 89 лет. Александр Тансман у истоков культуры и идентичности . Лодзь: Astra Editions, Ассоциация содействия культуре Александра Тансмана. ISBN  978-83-938620-0-9 .
  12. ^ Корабельникова, Людмила (2008). Александр Черепнин. Сага о русском композиторе-эмигранте . Блумингтон, Индианаполис: Издательство Университета Индианы. ISBN  978-0-253-34938-5 .
  13. ^ Перейти обратно: а б с Тансман, Александр (2013). Седрик Сегонд-Дженовезе; Танцовщица Зануттини Мирей; Тансман Мартиноцци Марианна (ред.). Оглядываясь назад, Маршрут космополитического музыканта ХХ века . Шато-Гонтье: Aedam Musicae. ISBN  978-2-919046-08-9 .
  14. ^ Тансман, Александр (1948). Игорь Стравинский . Игорь Стравинский (ред. первой публикации). Амио Дюмон, Париж.
  15. ^ Перейти обратно: а б «Тансманская филармония» . tansman.org.pl . Проверено 31 января 2021 г.
  16. ^ «(2014) Тансман, Стравинский, Гурецкий» . О польской музыке . 03 мая 2014 г. Проверено 2 ноября 2021 г.
  17. ^ Вендланд, Анджей (2017). «Феномен и тайна Четвертой симфонии Гурецкого - Тансманские эпизоды». В Трохимчике, Майя (ред.). Гурецкий в контексте. Очерки о музыке . Лос-Анджелес: Moonrise Press. ISBN  978-1-945938-10-8 .
  18. ^ Перейти обратно: а б с Зелински, Тадеуш А. (1980). Стили, направления и создатели музыки 20 века . Варшава: Центральный центр методологии продвижения культуры.
  19. ^ Карпентье, Алехо (1986). «А. Тансман и его светлые работы, 1929». Полное собрание сочинений Алехо Карпентье . Мексика, Мадрид: Siglo Veintiuno Editores. ISBN  968-23-1350-3 .
  20. ^ Качиньский, Тадеуш. «Между Польшей и Францией». В Гийо (2000) .
  21. ^ «Александр Тансман» . Польский музыкальный центр . Проверено 26 сентября 2020 г.
  22. ^ Вендланд, Эндрю (1996). в творчестве Александра Тансмана Гитара . Лодзь: Ars Longa Edition. ISBN  83-905532-0-1 .
  23. ^ Тансман, Марианна (2018). Гитара в жизни Александра Тансмана . Лион: Éditions Habanera. ISBN  978-2-9565816-0-4 .
  24. ^ «Концертная музыка Александра Тансмана» . www.alexandre-tansman.com (на французском языке) . Проверено 1 февраля 2021 г.
  25. ^ «Александр Тансман – Биография, альбомы, изображения – Классическая музыка Наксоса» . www.naxos.com . Проверено 13 ноября 2021 г.
  26. ^ «Тансман – книги, компакт-диски, пластинки и многое другое – jpc.de» . www.jpc.de. ​Проверено 13 ноября 2021 г.

Источники

  • Гийо, Пьер [на французском языке] , изд. (2000). Дань уважения композитору Александру Тансману (1897–1986) . Пресса Университета Париж-Сорбонна. ISBN  2-84050-175-9 . ISSN   1275-2622 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Обложка книги Януша Цегеллы «Дитя счастья». Александр Тансман и его время , 1996 год.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9a08a8c350cab722e98cc9fc288fe176__1712801220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9a/76/9a08a8c350cab722e98cc9fc288fe176.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Alexandre Tansman - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)