Jump to content

Пол Витгенштейн

Пол Витгенштейн
Пауль Витгенштейн играет на фортепиано
Пауль Витгенштейн играет на фортепиано
Справочная информация
Рожденный ( 1887-11-05 ) 5 ноября 1887 г.
Вена, Австро-Венгрия
Умер 3 марта 1961 г. ) ( 1961-03-03 ) ( 73 года
Нью-Йорк, США
Род занятий Музыкант
Инструмент(ы) Фортепиано

Пауль Витгенштейн (5 ноября 1887 – 3 марта 1961) был австрийско-американским концертирующим пианистом, известным тем, что заказал новые фортепианные концерты только для левой руки после ампутации правой руки во время Первой мировой войны . Он разработал новые техники, в том числе комбинации движений педалей и рук, которые позволяли ему играть аккорды, которые ранее считались невозможными для пятипалого пианиста.

Он был старшим братом философа Людвига Витгенштейна .

Ранний период жизни

[ редактировать ]
Пауль Витгенштейн (спереди слева) со своими братьями и сестрами.
Семья Витгенштейнов, Вена, середина 1917 года. Слева направо: братья Курт, Пауль и Гермина Витгенштейн; зять Макс Зальцер; мать, Леопольдина Витгенштейн; Хелен Витгенштейн Зальцер; и Людвиг Витгенштейн

Витгенштейн родился в Вене, четвертый сын промышленника Карла Витгенштейна и Леопольдины Марии Йозефы Кальмус. Он был воспитан католиком; трое его бабушек и дедушек обратились из иудаизма, будучи взрослыми. Только его бабушка по отцовской линии не имела еврейского происхождения. [1] [2] Его брат Людвиг родился два года спустя. Дом часто посещали видные деятели культуры, среди них композиторы Иоганнес Брамс , Густав Малер , Йозеф Лабор и Рихард Штраус , с которыми молодой Пауль играл дуэтами. Его бабушка, Фанни Витгенштейн, приходилась двоюродной сестрой скрипачу Йозефу Иоахиму , которого она усыновила. [3] и отправился в Лейпциг, чтобы учиться у Феликса Мендельсона .

Он учился у Мальвины Бре, а затем у гораздо более известного деятеля, польского виртуоза Теодора Лешетицкого . Он дебютировал на публике в 1913 году, получив положительные отзывы. Однако в следующем году разразилась Первая мировая война, и его призвали на военную службу. Он был ранен в локоть и взят в плен русскими во время битвы за Галичину , и его правую руку пришлось ампутировать. [4]

Новая карьера пианиста-левши

[ редактировать ]

Во время выздоровления в лагере для военнопленных в Омске в Сибири он решил продолжить свою карьеру, используя только левую руку. Через датского посла он написал своему старому учителю Йозефу Лабору , который был слепым, с просьбой дать ему концерт для левой руки. Лейборист отреагировал быстро, заявив, что он уже начал работу над произведением. [5] После окончания войны Витгенштейн усиленно учился, аранжируя пьесы только для левой руки и разучивая новую композицию, написанную для него Лейбористом. Он снова начал давать концерты. Многие обзоры сопровождались комментариями о том, что для человека с одной рукой он играл очень хорошо, но он выстоял.

Затем он обратился к более известным композиторам с просьбой написать для него материал для исполнения. Бенджамин Бриттен , Пауль Хиндемит , Александр Тансман , Эрих Вольфганг Корнгольд , Сергей Прокофьев , Карл Вейгль , Франц Шмидт , Сергей Борткевич и Рихард Штраус — все создавали для него произведения. [6] Морис Равель написал свой Фортепианный концерт для левой руки , который стал более известным, чем любое другое сочинение, вдохновленное Витгенштейном. Но когда Витгенштейн внес изменения в партитуру премьеры, Равель пришел в ярость, и они так и не помирились. [7]

Витгенштейн не исполнил все заказанные им произведения. Он сказал Прокофьеву, что не понимает своего Четвертого фортепианного концерта , но когда-нибудь сыграет его; однако он никогда этого не делал. [5] Позже он заявил: «Даже концерт, который написал для меня Прокофьев, я еще не играл, потому что внутренняя логика произведения мне не ясна, и, конечно, я не могу его сыграть, пока он не будет». [4] Он категорически отверг «Фортепианную музыку Хиндемита с оркестром» , соч. 29; он спрятал партитуру в своем кабинете, и она была обнаружена только после смерти его вдовы в 2002 году (к тому времени сам Хиндемит был мертв уже 39 лет). [8] Он смог применить такой подход, потому что включил в свои контракты с композиторами условие, что он обладает уникальными правами на исполнение композиции в течение своей жизни. Как объяснил Витгенштейн Зигфриду Раппу 5 июня 1950 года:

Вы не строите дом только для того, чтобы в нем мог жить кто-то другой. Я заказал и оплатил произведения, вся идея была моей... Но те произведения, на исполнение которых у меня все еще есть исключительные права, должны оставаться моими, пока я еще выступаю публично; это только правильно и справедливо. Когда я умру или перестану давать концерты, тогда произведения будут доступны всем, потому что я не желаю, чтобы они пылились в библиотеках в ущерб композитору. [9]

(Зигфрид Рапп должен был исполнить премьеру Четвертого фортепианного концерта Прокофьева в 1956 году, за пять лет до смерти Витгенштейна.)

Многие из произведений, заказанных Витгенштейном, до сих пор часто исполняются двурукими пианистами; в частности, австрийский пианист Фридрих Вюрер , претендуя на разрешение композитора, но, очевидно, вопреки возражениям Витгенштейна, создал двуручные аранжировки произведений Франца Шмидта для левой руки, вдохновленных Витгенштейном. Пианисты, рожденные после Витгенштейна, которые по той или иной причине потеряли способность пользоваться правой рукой, такие как Леон Флейшер (хотя со временем он восстановил способности правой руки) и Жоао Карлос Мартинс , также исполняли сочиненные для него произведения.

Посмертная репутация Витгенштейна как исполнителя неоднозначна. Александр Во ​​комментирует в книге «Дом Витгенштейна: Семья на войне », что между 1928 и 1934 годами Витгенштейн был «пианистом мирового класса с выдающимися техническими способностями и чувствительностью», но его игра становилась все более «жесткой и неуклюжей». Оркестры и дирижеры, пригласившие его однажды, редко пытались перезаписать его. Его склонность без разрешения изменять и переписывать заказанные им произведения также способствовала его противоречивому музыкальному статусу. [10] [ нужна страница ]

Нацистские преследования и эмиграция

[ редактировать ]

Семья Витгенштейнов приняла христианство за три поколения до его рождения по отцовской линии и за два поколения до его рождения по материнской линии; тем не менее, они были в основном еврейского происхождения и согласно Нюрнбергским законам классифицировались как евреи. [11] После возникновения нацистской партии и аннексии Австрии Пауль пытался убедить своих старших сестер Гермину и Элен (в то время им было 69 и 64 года) покинуть Вену, но они возражали: они были привязаны к своим домам там, и не могли поверить, что такая выдающаяся семья, как их, находится в реальной опасности. Людвиг уже несколько лет жил в Англии, а Маргарет (Гретль) была замужем за американцем. Сам Пол, которому при нацистах больше не разрешалось выступать на публичных концертах, уехал в Соединенные Штаты в 1938 году. Оттуда он и Гретль при некоторой помощи Людвига (который получил британское гражданство в 1939 году) сумели использовать семейные финансы. (в основном находящихся за границей) и юридические связи для получения нееврейского статуса для своих сестер.

Финансовый портфель семьи состоял из недвижимости и других активов в Германии и оккупированных земель общей стоимостью около 6 миллиардов долларов США, что, возможно, было крупнейшим частным состоянием в Европе. По сути, все семейное имущество было передано нацистам в обмен на защиту, предоставленную двум сестрам в соответствии с исключительными интерпретациями расовых законов, позволяющую им продолжать жить в своем семейном дворце в Вене.

Личная жизнь

[ редактировать ]

Его жена Хильда была его ученицей; до брака у них было двое детей, первый из которых был зачат после первого урока игры на фортепиано, когда Хильде было восемнадцать лет, а Паулю — сорок семь. Поскольку Хильде не был евреем, Пола могли обвинить в « расовом осквернении »; в 1938 году он бежал в Нью-Йорк. В 1940 году он провел семь месяцев на Кубе, пытаясь получить постоянные визы для себя и Хильде, и именно в Гаване 20 августа 1940 года они поженились по католической церемонии. [12] Когда его жена и дети прибыли в Соединенные Штаты в 1941 году, он поселил их в доме на Лонг-Айленде , который посещал по выходным из своей квартиры на Риверсайд-Драйв . [1] Витгенштейн стал американским гражданином в 1946 году и провел остаток своей жизни в Соединенных Штатах, где он много преподавал, а также играл. Он умер в Нью-Йорке в 1961 году и первоначально был похоронен на Лонг-Айленде, но позже был обнаружен и перезахоронен на кладбище Пайнгроув, Южный Стерлинг, округ Пайк, штат Пенсильвания , куда переехала его вдова. [13]

Коллекционер произведений искусства

[ редактировать ]

Витгенштейн собирал произведения художников Венского сецессиона , особенно Густава Климта . Ему также принадлежал ряд работ Рудольфа фон Альта . У него также была большая коллекция музыки и музыкальных инструментов. [11] [14]

[ редактировать ]

Джон Барчилон написал роман, основанный на жизни Витгенштейна, под названием «Наследный принц» (1984). [15]

В эпизоде ​​многолетнего американского телесериала M*A*S*H «Моральная победа» Джеймс Стивенс сыграл призванного концертного пианиста с изнурительным повреждением нерва правой руки после ранения в бою. Чарльз Винчестер ( Дэвид Огден Стайерс ) предоставляет ему музыку к Равеля «Концерту для левой руки» , рассказывает ему историю Витгенштейна и призывает не отказываться от своего музыкального дара.

Витгенштейн появляется как персонаж в фильме Дерека Джармана 1993 года «Витгенштейн» о его брате Людвиге.

Витгенштейн широко упоминается во второй половине романа Брайана Эвенсона « Последние дни» . [16]

Жизнь Витгенштейна легла в основу песни Нила Холстеда «Wittgenstein's Arm» из его альбома 2012 года Palindrome Hunches .

В рассказе «Преображенная ночь» (в сборниках «Любовник снов» и «Судьба Натали Х» Уильяма Бойда ) рассказывается о Поле Витгенштейне.

  1. ^ Jump up to: а б «Нервное великолепие» . Житель Нью-Йорка . Проверено 6 июля 2018 г.
  2. ^ Монк Рэй, Людвиг Витгенштейн: Долг гения , Нью-Йорк: Свободная пресса, 1990, стр. 8.
  3. ^ Ковелл 2004 .
  4. ^ Jump up to: а б Рейх 2002 .
  5. ^ Jump up to: а б Брофельдт 2012 .
  6. ^ Эдель 1994 .
  7. ^ Илич 2011 .
  8. ^ Роу 2005 .
  9. ^ Калькман 2012 .
  10. ^ Во 2008 .
  11. ^ Jump up to: а б «Интернет-база данных потерянного искусства — еврейские коллекционеры и торговцы произведениями искусства (жертвы нацистских преследований и экспроприации) — Витгенштейн, Пауль» . www.lostart.de . Проверено 9 ноября 2021 г.
  12. ^ Александр Во, Дом Витгенштейнов: Семья на войне , 2008, гл. 65 «Воссоединение семьи»
  13. ^ Сосновая роща .
  14. ^ Шапро, Карла Дж. «Отчет Фонда австрийского плана Маршалла, 2014 г. Венские архивы: музыкальные экспроприации в эпоху нацизма и последствия 21 века» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 г.
  15. ^ Бархилон 1986 .
  16. ^ Бэррон, Зак (3 апреля 2009 г.). «Саундтреки Брайана Эвенсона Последние дни» . Деревенский голос . Проверено 20 мая 2020 г.

Источники

[ редактировать ]

Книги

Новости

Интернет-источники

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5458452ade66b3a58955fe9bb9218811__1721429100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/54/11/5458452ade66b3a58955fe9bb9218811.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Paul Wittgenstein - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)