Пол Витгенштейн
Пол Витгенштейн | |
---|---|
![]() Пауль Витгенштейн играет на фортепиано | |
Справочная информация | |
Рожденный | Вена, Австро-Венгрия | 5 ноября 1887 г.
Умер | 3 марта 1961 г. Нью-Йорк, США | ( 73 года
Род занятий | Музыкант |
Инструмент(ы) | Фортепиано |
Пауль Витгенштейн (5 ноября 1887 – 3 марта 1961) был австрийско-американским концертирующим пианистом, известным тем, что заказал новые фортепианные концерты только для левой руки после ампутации правой руки во время Первой мировой войны . Он разработал новые техники, в том числе комбинации движений педалей и рук, которые позволяли ему играть аккорды, которые ранее считались невозможными для пятипалого пианиста.
Он был старшим братом философа Людвига Витгенштейна .
Ранний период жизни
[ редактировать ]

Витгенштейн родился в Вене, четвертый сын промышленника Карла Витгенштейна и Леопольдины Марии Йозефы Кальмус. Он был воспитан католиком; трое его бабушек и дедушек обратились из иудаизма, будучи взрослыми. Только его бабушка по отцовской линии не имела еврейского происхождения. [1] [2] Его брат Людвиг родился два года спустя. Дом часто посещали видные деятели культуры, среди них композиторы Иоганнес Брамс , Густав Малер , Йозеф Лабор и Рихард Штраус , с которыми молодой Пауль играл дуэтами. Его бабушка, Фанни Витгенштейн, приходилась двоюродной сестрой скрипачу Йозефу Иоахиму , которого она усыновила. [3] и отправился в Лейпциг, чтобы учиться у Феликса Мендельсона .
Он учился у Мальвины Бре, а затем у гораздо более известного деятеля, польского виртуоза Теодора Лешетицкого . Он дебютировал на публике в 1913 году, получив положительные отзывы. Однако в следующем году разразилась Первая мировая война, и его призвали на военную службу. Он был ранен в локоть и взят в плен русскими во время битвы за Галичину , и его правую руку пришлось ампутировать. [4]
Новая карьера пианиста-левши
[ редактировать ]Во время выздоровления в лагере для военнопленных в Омске в Сибири он решил продолжить свою карьеру, используя только левую руку. Через датского посла он написал своему старому учителю Йозефу Лабору , который был слепым, с просьбой дать ему концерт для левой руки. Лейборист отреагировал быстро, заявив, что он уже начал работу над произведением. [5] После окончания войны Витгенштейн усиленно учился, аранжируя пьесы только для левой руки и разучивая новую композицию, написанную для него Лейбористом. Он снова начал давать концерты. Многие обзоры сопровождались комментариями о том, что для человека с одной рукой он играл очень хорошо, но он выстоял.
Затем он обратился к более известным композиторам с просьбой написать для него материал для исполнения. Бенджамин Бриттен , Пауль Хиндемит , Александр Тансман , Эрих Вольфганг Корнгольд , Сергей Прокофьев , Карл Вейгль , Франц Шмидт , Сергей Борткевич и Рихард Штраус — все создавали для него произведения. [6] Морис Равель написал свой Фортепианный концерт для левой руки , который стал более известным, чем любое другое сочинение, вдохновленное Витгенштейном. Но когда Витгенштейн внес изменения в партитуру премьеры, Равель пришел в ярость, и они так и не помирились. [7]
Витгенштейн не исполнил все заказанные им произведения. Он сказал Прокофьеву, что не понимает своего Четвертого фортепианного концерта , но когда-нибудь сыграет его; однако он никогда этого не делал. [5] Позже он заявил: «Даже концерт, который написал для меня Прокофьев, я еще не играл, потому что внутренняя логика произведения мне не ясна, и, конечно, я не могу его сыграть, пока он не будет». [4] Он категорически отверг «Фортепианную музыку Хиндемита с оркестром» , соч. 29; он спрятал партитуру в своем кабинете, и она была обнаружена только после смерти его вдовы в 2002 году (к тому времени сам Хиндемит был мертв уже 39 лет). [8] Он смог применить такой подход, потому что включил в свои контракты с композиторами условие, что он обладает уникальными правами на исполнение композиции в течение своей жизни. Как объяснил Витгенштейн Зигфриду Раппу 5 июня 1950 года:
Вы не строите дом только для того, чтобы в нем мог жить кто-то другой. Я заказал и оплатил произведения, вся идея была моей... Но те произведения, на исполнение которых у меня все еще есть исключительные права, должны оставаться моими, пока я еще выступаю публично; это только правильно и справедливо. Когда я умру или перестану давать концерты, тогда произведения будут доступны всем, потому что я не желаю, чтобы они пылились в библиотеках в ущерб композитору. [9]
(Зигфрид Рапп должен был исполнить премьеру Четвертого фортепианного концерта Прокофьева в 1956 году, за пять лет до смерти Витгенштейна.)
Многие из произведений, заказанных Витгенштейном, до сих пор часто исполняются двурукими пианистами; в частности, австрийский пианист Фридрих Вюрер , претендуя на разрешение композитора, но, очевидно, вопреки возражениям Витгенштейна, создал двуручные аранжировки произведений Франца Шмидта для левой руки, вдохновленных Витгенштейном. Пианисты, рожденные после Витгенштейна, которые по той или иной причине потеряли способность пользоваться правой рукой, такие как Леон Флейшер (хотя со временем он восстановил способности правой руки) и Жоао Карлос Мартинс , также исполняли сочиненные для него произведения.
Посмертная репутация Витгенштейна как исполнителя неоднозначна. Александр Во комментирует в книге «Дом Витгенштейна: Семья на войне », что между 1928 и 1934 годами Витгенштейн был «пианистом мирового класса с выдающимися техническими способностями и чувствительностью», но его игра становилась все более «жесткой и неуклюжей». Оркестры и дирижеры, пригласившие его однажды, редко пытались перезаписать его. Его склонность без разрешения изменять и переписывать заказанные им произведения также способствовала его противоречивому музыкальному статусу. [10] [ нужна страница ]
Нацистские преследования и эмиграция
[ редактировать ]Семья Витгенштейнов приняла христианство за три поколения до его рождения по отцовской линии и за два поколения до его рождения по материнской линии; тем не менее, они были в основном еврейского происхождения и согласно Нюрнбергским законам классифицировались как евреи. [11] После возникновения нацистской партии и аннексии Австрии Пауль пытался убедить своих старших сестер Гермину и Элен (в то время им было 69 и 64 года) покинуть Вену, но они возражали: они были привязаны к своим домам там, и не могли поверить, что такая выдающаяся семья, как их, находится в реальной опасности. Людвиг уже несколько лет жил в Англии, а Маргарет (Гретль) была замужем за американцем. Сам Пол, которому при нацистах больше не разрешалось выступать на публичных концертах, уехал в Соединенные Штаты в 1938 году. Оттуда он и Гретль при некоторой помощи Людвига (который получил британское гражданство в 1939 году) сумели использовать семейные финансы. (в основном находящихся за границей) и юридические связи для получения нееврейского статуса для своих сестер.
Финансовый портфель семьи состоял из недвижимости и других активов в Германии и оккупированных земель общей стоимостью около 6 миллиардов долларов США, что, возможно, было крупнейшим частным состоянием в Европе. По сути, все семейное имущество было передано нацистам в обмен на защиту, предоставленную двум сестрам в соответствии с исключительными интерпретациями расовых законов, позволяющую им продолжать жить в своем семейном дворце в Вене.
Личная жизнь
[ редактировать ]Его жена Хильда была его ученицей; до брака у них было двое детей, первый из которых был зачат после первого урока игры на фортепиано, когда Хильде было восемнадцать лет, а Паулю — сорок семь. Поскольку Хильде не был евреем, Пола могли обвинить в « расовом осквернении »; в 1938 году он бежал в Нью-Йорк. В 1940 году он провел семь месяцев на Кубе, пытаясь получить постоянные визы для себя и Хильде, и именно в Гаване 20 августа 1940 года они поженились по католической церемонии. [12] Когда его жена и дети прибыли в Соединенные Штаты в 1941 году, он поселил их в доме на Лонг-Айленде , который посещал по выходным из своей квартиры на Риверсайд-Драйв . [1] Витгенштейн стал американским гражданином в 1946 году и провел остаток своей жизни в Соединенных Штатах, где он много преподавал, а также играл. Он умер в Нью-Йорке в 1961 году и первоначально был похоронен на Лонг-Айленде, но позже был обнаружен и перезахоронен на кладбище Пайнгроув, Южный Стерлинг, округ Пайк, штат Пенсильвания , куда переехала его вдова. [13]
Коллекционер произведений искусства
[ редактировать ]Витгенштейн собирал произведения художников Венского сецессиона , особенно Густава Климта . Ему также принадлежал ряд работ Рудольфа фон Альта . У него также была большая коллекция музыки и музыкальных инструментов. [11] [14]
В популярной культуре
[ редактировать ]Джон Барчилон написал роман, основанный на жизни Витгенштейна, под названием «Наследный принц» (1984). [15]
В эпизоде многолетнего американского телесериала M*A*S*H «Моральная победа» Джеймс Стивенс сыграл призванного концертного пианиста с изнурительным повреждением нерва правой руки после ранения в бою. Чарльз Винчестер ( Дэвид Огден Стайерс ) предоставляет ему музыку к Равеля «Концерту для левой руки» , рассказывает ему историю Витгенштейна и призывает не отказываться от своего музыкального дара.
Витгенштейн появляется как персонаж в фильме Дерека Джармана 1993 года «Витгенштейн» о его брате Людвиге.
Витгенштейн широко упоминается во второй половине романа Брайана Эвенсона « Последние дни» . [16]
Жизнь Витгенштейна легла в основу песни Нила Холстеда «Wittgenstein's Arm» из его альбома 2012 года Palindrome Hunches .
В рассказе «Преображенная ночь» (в сборниках «Любовник снов» и «Судьба Натали Х» Уильяма Бойда ) рассказывается о Поле Витгенштейне.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Нервное великолепие» . Житель Нью-Йорка . Проверено 6 июля 2018 г.
- ^ Монк Рэй, Людвиг Витгенштейн: Долг гения , Нью-Йорк: Свободная пресса, 1990, стр. 8.
- ^ Ковелл 2004 .
- ^ Jump up to: а б Рейх 2002 .
- ^ Jump up to: а б Брофельдт 2012 .
- ^ Эдель 1994 .
- ^ Илич 2011 .
- ^ Роу 2005 .
- ^ Калькман 2012 .
- ^ Во 2008 .
- ^ Jump up to: а б «Интернет-база данных потерянного искусства — еврейские коллекционеры и торговцы произведениями искусства (жертвы нацистских преследований и экспроприации) — Витгенштейн, Пауль» . www.lostart.de . Проверено 9 ноября 2021 г.
- ^ Александр Во, Дом Витгенштейнов: Семья на войне , 2008, гл. 65 «Воссоединение семьи»
- ^ Сосновая роща .
- ^ Шапро, Карла Дж. «Отчет Фонда австрийского плана Маршалла, 2014 г. Венские архивы: музыкальные экспроприации в эпоху нацизма и последствия 21 века» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 г.
- ^ Бархилон 1986 .
- ^ Бэррон, Зак (3 апреля 2009 г.). «Саундтреки Брайана Эвенсона Последние дни» . Деревенский голос . Проверено 20 мая 2020 г.
Источники
[ редактировать ]Книги
- Барчилон, Дж. (1986). Наследный принц . Популярная библиотека. ISBN 978-0-445-20162-0 .
- Эдель, Теодор (1994). Фортепианная музыка для одной руки . Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-31905-0 .
- Во, Александр (2008). Дом Витгенштейнов: Семья на войне . Блумсбери. ISBN 978-0-7475-9185-6 .
- Тиолле, Жан-Пьер (2017). «W значит Витгенштейн», в кн. «Импровизация под фортепиано» , Невское изд., 2017, с. 121–127. ISBN 978-2-35055-228-6
Новости
- Илич, Иван (4 декабря 2011 г.). «Уравновешенность и настойчивость: История Пауля Витгенштейна, однорукого пианиста» . Вашингтон Таймс . Проверено 6 января 2013 г.
- Райх, Ховард (11 августа 2002 г.). «Заново открытое последнее наследие пианиста» . Чикаго Трибьюн . Архивировано из оригинала 7 декабря 2002 года . Проверено 6 января 2013 г.
Интернет-источники
- Брофельдт, Ганс (2012). «Фортепианная музыка только для левой руки» . Архивировано из оригинала 19 января 2013 года . Проверено 6 января 2013 г.
- Ковелл, Грант Чу (ноябрь 2004 г.). «Музыка Витгенштейна, Музыка Витгенштейна и Йозеф Лейборист» . Ла Фолия . Проверено 6 января 2013 г.
- Калькман, Воутер (2012). «Сергей Борткевич (1877–1952): его жизнь и творчество – Первый австрийский период (1922–1928)» . Архивировано из оригинала 15 июля 2007 года . Проверено 6 января 2013 г.
- Роу, Джорджия (8 октября 2005 г.). «Фортепианный концерт для левой руки Пола Хиндемита, отвергнутый его посвященным, получает запоздалую премьеру в США» . Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 года . Проверено 6 января 2013 г.
- «Сосновая роща» . Историки Стерлинг-Тауншип . Проверено 2 декабря 2017 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Шейнин, Ричард (5 октября 2005 г.). «Давно похороненный фортепианный концерт Пауля Хиндемита для левой руки наконец-то состоялась премьера» . Сан-Хосе Меркьюри Ньюс . Архивировано из оригинала 3 июля 2007 года.
- Марковиц, Майкл (12 августа 2002 г.). «Давно утраченный концерт Хиндемита для левой руки фортепиано в фермерском доме в Пенсильвании» . Чикаго Трибьюн . Архивировано из оригинала 3 июля 2007 года.
- Райх, Ховард (11 августа 2002 г.). «Заново открытое последнее наследие пианиста» . Чикаго Трибьюн . Чикаго. стр. 1–1, 1–12, 1–13 . Проверено 6 августа 2020 г. - через Newspapers.com . Часть 2 , Часть 3
- Лесни, Мелисса (22 марта 2014 г.). «Пауль Витгенштейн: Человек с золотой рукой» . Журнал «Лаймлайт» . Австралия.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Пол Витгенштейн
- 1887 рождений
- 1961 смертей
- Классические пианисты 20 века
- Американские пианисты 20-го века
- Американские музыканты-мужчины 20-го века
- Австрийские классические пианисты
- Австрийцы немецкого происхождения
- Австрийцы еврейского происхождения
- Австрийские христиане
- Американские пианисты-мужчины
- Американский народ австрийско-еврейского происхождения
- Американские классические пианисты
- Еврейские классические пианисты
- Мужские классические пианисты
- Музыканты из Вены
- Австрийские инвалиды
- Классические пианисты, игравшие одной рукой
- Австрийские военнопленные
- Австро-венгерские военнослужащие Первой мировой войны
- Семья Витгенштейнов
- Коллекционеры еврейского искусства
- Эмигранты из нацистской Германии в США
- Американские музыканты с ограниченными возможностями