Синие и коричневые книги
Автор | Людвиг Витгенштейн |
---|---|
Язык | Английский |
Предметы | |
Издатель | Бэзил Блэквелл |
Дата публикации | 1958 г. (неофициально доступен с 1935 г.) |
Место публикации | Англия |
Тип носителя | Книга |
Страницы | 185 |
ОКЛК | 660088937 |
«Синяя и коричневая книги» представляют собой два набора заметок, сделанных во время лекций, которые Людвиг Витгенштейн проводил с 1933 по 1935 год. Они были мимеографированы как две отдельные книги, и несколько экземпляров распространялись в ограниченном кругу при жизни Витгенштейна. [1] Конспекты лекций 1933–1934 годов были переплетены в синий тканевый переплет, а конспекты, продиктованные в 1934–1935 годах, – в коричневый. Раш Рис впервые опубликовал их вместе в 1958 году под названием « Предварительные исследования к «Философским исследованиям» . [2]
Здесь можно найти зачаточные версии многих идей, которые позже будут более полно исследованы в «Философских исследованиях» , поэтому они предлагают текстовые свидетельства происхождения того, что стало известно как поздняя философия Витгенштейна. [1]
Синяя книга
[ редактировать ]«Синяя книга» диктовалась с 1933 по 1934 год и содержит некоторые темы, не затронутые в более поздних работах Витгенштейна, включая размышления о мышлении как оперировании знаками. В тексте присутствует ранняя концепция того, что позже стало известно как языковые игры , и представляет собой первый период мысли Витгенштейна после 1932 года, метод лингвистического анализа , который позже стал обычной философией языка .
Хотя Витгенштейн в «Синей книге» не является ни догматичным, ни систематическим, он приводит аргументы, указывающие на более самокритичный взгляд на язык. Например, он не считает, что «понимание» и «объяснение» обязательно связаны между собой. Он предполагает, что когда люди изучают языковую игру, их на самом деле учат понимать ее. Он пишет:
Если нас учат значению слова «желтый», давая какое-то указательное определение (в данном случае указательное означает что-то вроде «обозначения способа определения посредством непосредственной демонстрации, например, указывания»] (правило употребления этого слова) это учение можно рассматривать двояко: (а) Обучение представляет собой упражнение. Это упражнение заставляет нас ассоциировать желтый образ, желтые предметы со словом «желтый». Таким образом, когда я отдал приказ «Выбрать желтый шар из этой сумки», слово «желтый» могло вызвать желтый образ или чувство узнавания, когда взгляд человека упал на желтый шар. В этом случае можно сказать, что тренировка обучения создала психический механизм. Однако это будет лишь гипотеза или метафора. Мы могли бы сравнить обучение с установкой электрического соединения между выключателем и лампочкой. Тогда параллелью с неверным или разрывом связи будет то, что мы называем забыванием объяснения или значения слова... [Это] гипотеза о том, что процесс обучения должен быть необходим для того, чтобы добиться эти эффекты. В этом смысле вполне возможно, что все процессы понимания, подчинения и т. д. должны были происходить без того, чтобы человека когда-либо учили языку; (б) Учение могло дать нам правило, которое само вовлечено в процессы понимания, подчинения и т. д.: «вовлечено», однако, означает, что выражение этого правила образует часть этих процессов... [3]
Как следует из цитаты, Витгенштейн считает, что понимание языковой игры в основном связано с обучением (которое он называет «тренировкой» в приведенной выше цитате). При этом Витгенштейн не из тех, кто верит, что даже понимание языковой игры можно свести к одному процессу; Подобно множеству языковых игр, доступных людям, существует также множество «пониманий». Например, «понимание» языка может быть достигнуто путем «тренировки» ассоциации между словом «желтый» и желтым пятном; или это может включать в себя изучение правил, например правил, используемых в игре в шахматы. Более того, Витгенштейн не считает, что люди используют язык механически, как будто следуя математическому анализу. он пишет В «Синей книге» : «[В] общем, мы не используем язык в соответствии со строгими правилами — нас также не учили этому с помощью строгих правил». [4]
Витгенштейн проясняет проблему общения с использованием человеческого языка, когда обсуждает изучение языка путем «наглядного определения». Например, если кто-то хочет научить кого-то, что карандаш называется «карандаш», указывает на карандаш и говорит «карандаш», как слушатель узнает, что человек пытается передать, что вещь передо мной (например, весь карандаш) называется «карандашом»? Разве не может быть, что у слушателя слово «карандаш» будет ассоциироваться с «деревом»? Возможно, слушатель вместо этого ассоциировал бы слово «карандаш» со словом «круглый» (поскольку карандаши обычно на самом деле круглые!). Витгенштейн пишет о нескольких возможных «интерпретациях», которые могут возникнуть после такого урока. Учащийся может интерпретировать ваше указание на карандаш и слово «карандаш» как следующее: (1) Это карандаш; (2) Это круглое; (3)Это дерево; (4)Это один; (5)Это тяжело и т. д. и т. п. [5]
Коричневая книга
[ редактировать ]В течение 1934–1935 учебного года Витгенштейн продиктовал Фрэнсису Скиннеру и Элис Эмброуз текст, три копии которого были напечатаны и переплетены. Позже она стала известна как Коричневая книга . Витгенштейн подумывал о публикации и предпринял попытку переиздания на немецком языке, но в конечном итоге отказался от проекта как бесполезного. [2]
Возможна дальнейшая книга
[ редактировать ]еще один предмет под названием «Розовая книга» или «Желтая книга» , который может содержаться в архиве документов, которые Витгенштейн отправил другу Скиннера через несколько дней после его смерти. Предполагается, что существует [6]
В популярной культуре
[ редактировать ]В фильме «Из машины» название компании, разрабатывающей искусственный интеллект, названо «Синяя книга» в честь набора заметок Витгенштейна. [7] и он в общих чертах смоделирован на Google . [8]
В романе Филлипа Керра «Философское расследование» происходит диалог между убийцей, идентифицированным как нейроанатомически отличающийся, и интуитивной женщиной-детективом. Предполагается, что нейроанатомические аномалии указывают на склонность к убийству, и людей выявляют и проводят проспективное лечение. Им присвоены кодовые имена в якобы анонимной базе данных. Убийца, получивший кодовое имя Витгенштейн, склонен к убийству из-за своего «диагноза», который взламывает базу данных и приступает к убийству других ненормальных людей, получивших кодовое имя в честь других философов, чтобы помешать им убивать других. В конце концов его опознают, но он пытается покончить жизнь самоубийством до ожидаемого суда и наказания путем введения постоянной вегетативной комы, которая заменила смертную казнь. Написанный в 1990 году роман представляет собой научно-футуристическое фэнтези-антиутопию, основанное на философских позициях Витгенштейна.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Грейлинг, AC , Витгенштейн: очень краткое введение (1988) Oxford University Press ISBN 0192854119
- ^ Jump up to: а б Витгенштейн, Людвиг, Предварительные исследования для «Философских исследований», широко известные как «Синие и коричневые книги», (1958) Blackwell Publishers Ltd.
- ^ Витгенштейн, Людвиг (1958). Синие и коричневые книги: предварительные исследования для «Философских исследований» . Нью-Йорк: Харпер и Роу. стр. 12–13. ISBN 0-06-090451-8 .
- ^ Витгенштейн, Людвиг (1958). Синие и коричневые книги: предварительные исследования для «Философских исследований» . Нью-Йорк: Харпер и Роу. п. 25. ISBN 0-06-090451-8 .
- ^ Витгенштейн, Людвиг (1958). Синие и коричневые книги: предварительные исследования для «Философских исследований» . Нью-Йорк: Харпер и Роу. п. 2. ISBN 0-06-090451-8 .
- ^ «Утерянный архив показывает Витгенштейна в новом свете»
- ^ Голд, Ханна К. (11 мая 2015 г.). « Ex Machina» критикует то, как мы эксплуатируем женскую заботу» . Новая Республика . Проверено 16 апреля 2020 г.
- ^ Дупкик, Кевин (16 января 2019 г.). «Как «Ex Machina» предвидела превращение данных в оружие» . Популярная механика . Проверено 16 апреля 2020 г.