Jump to content

Семейное сходство

Семейное сходство (нем. Familienähnlichkeit ) — философская идея, ставшая популярной благодаря Людвигу Витгенштейну , наиболее известное изложение которой дано в его посмертно опубликованной книге «Философские исследования» (1953). [1] Он утверждает, что вещи, которые можно было бы считать связанными одним существенным общим признаком, на самом деле могут быть связаны рядом перекрывающихся сходств , когда ни одна черта не является общей для всех вещей. Игры, которые Витгенштейн использовал в качестве примера для объяснения этого понятия, стали парадигматическим примером группы, связанной семейным сходством. Было высказано предположение, что Витгенштейн позаимствовал эту идею и термин у Фридриха Ницше , который использовал его, как и многие филологи девятнадцатого века, при обсуждении языковых семей . [2]

Впервые термин « семейное сходство» встречается у Артура Шопенгауэра (1788–1860; «Мир как воля и представление», §§17, 27, 28 ), который приписывал этот термин школе, разработанной Фридрихом Вильгельмом Йозефом фон Шеллингом (1775–1854) . ). Следующий случай появился в заметке 1930 года, комментирующей Освальда Шпенглера . идеи [3] Само это понятие широко фигурирует в более поздних работах Витгенштейна, а в «Исследованиях» оно вводится в ответ на вопросы об общей форме предложений и сущности языка — вопросы, которые были центральными для Витгенштейна на протяжении всей его философской карьеры. Это говорит о том, что семейное сходство имело первостепенное значение для более поздней философии Витгенштейна; однако, как и многие из его идей, во вторичной литературе трудно найти точное согласие ни по поводу их места в позднейшей мысли Витгенштейна, ни по поводу их более широкого философского значения.

С момента публикации « Исследований » понятие семейного сходства широко обсуждалось не только в философской литературе, но и, например, в работах, посвященных классификации, где подход описывается как «политетический», отличающий его от традиционного подхода. известный теперь как «монотетичный». Теория прототипов — это недавнее развитие когнитивной науки , где эта идея также исследовалась. По мере того, как идея приобретала популярность, более ранние случаи ее появления были заново открыты, например, в таксономии 18-го века . [4] в произведениях Льва Выготского [5] или Владислав Татаркевич . [6]

Философский контекст

[ редактировать ]

Местным контекстом, в котором появляется тема семейного сходства, является критика языка Витгенштейна. В §65–71 «Философских исследований» множественность языковых употреблений сравнивается с множественностью игр. Далее утверждается, что игры имеют общие черты, но ни одна особенность не обнаружена во всех из них. Весь этот аргумент стал известен под заголовком «языковые игры».

Более широкий контекст, в котором развивается философия Витгенштейна, рассматривает его бескомпромиссную оппозицию сущностям, ментальным сущностям и другим формам идеализма, которые были фактически приняты в континентальной философии на рубеже предыдущего столетия. По его мнению, основной причиной таких ошибок является язык и его некритическое использование. В принятом представлении понятия, категории или классы полагаются на необходимые признаки, общие для всех охватываемых ими предметов. Абстракция — это процедура, которая признает эту необходимость и выводит сущности , но при отсутствии единой общей черты она обречена на провал.

Терминология

[ редактировать ]

Термин «семейное сходство» как особенность философии Витгенштейна во многом обязан своему переводу на английский язык. Витгенштейн, писавший в основном по-немецки, использовал составное слово Familienähnlichkeit , но, читая лекции и общаясь на английском языке, он использовал «семейное сходство» (например, «Синяя книга» , стр. 17,33; «Коричневая книга» , §66). Однако в «Философских исследованиях» отдельное слово Ähnlichkeit было переведено как «сходство» (§§11,130,185,444), а в двух случаях (§§9,90) оно дано как «подобное». Немецкое семейное слово широко распространено и встречается в словаре Гримма ; Редкий случай «семейного сходства» был отмечен в лекции Дж. Ф. Моултона в 1877 году. [7]

Примеры и цитаты

[ редактировать ]

Игры — основной пример, рассматриваемый Витгенштейном в его тексте, где он также упоминает числа и проводит аналогию с нитью. Он развивает свою аргументацию дальше, настаивая на том, что в таких случаях не существует четкой границы, но возникает некоторая двусмысленность, если эту неопределенность удается отделить от основного пункта.

В §66 Витгенштейн предлагает нам

рассмотрим, например, процессы, которые мы называем «играми»… [чтобы] посмотреть, есть ли что-то общее для всех.

В разделе упоминаются карточные игры, настольные игры, игры с мячом, такие игры, как «кольцо-розы», и делается вывод:

И мы можем пройти через многие, многие другие группы игр таким же образом; мы можем видеть, как сходства возникают и исчезают.И результат этого исследования таков: мы видим сложную сеть перекрывающихся и перекрещивающихся сходств: иногда общие сходства.

Следующий §67 начинается с утверждения:

Я не могу придумать лучшего выражения для характеристики этих сходств, чем « семейное сходство »; ибо различные сходства между членами семьи: телосложение, черты лица, цвет глаз, походка, темперамент и т. д. и т. п. одинаково накладываются и перекрещиваются. – А я скажу: «игры» формируют семью.

и расширяет иллюстрацию

например, виды чисел таким же образом образуют семейство. Почему мы называем что-то «числом»? Ну, возможно, потому, что оно имеет прямое отношение к нескольким вещам, которые до сих пор назывались числом; и можно сказать, что это придает ему косвенное отношение к другим вещам, которые мы называем тем же именем. И мы расширяем наше представление о числе так же, как прядя нить, мы скручиваем волокно с волокном. И сила нити заключается не в том, что какое-то одно волокно проходит по всей ее длине, а в перекрытии многих волокон.

Проблема границ начинается в §68.

Я могу дать понятию «число» жесткие границы... то есть использовать слово «число» для жестко ограниченного понятия, но я могу использовать его и для того, чтобы расширение понятия не замыкалось границей. Вот как мы используем слово «игра». Чем ограничено понятие игры? Что по-прежнему считается игрой, а что уже нет? Можно ли указать границу? Нет. Вы можете нарисовать один; ибо ни один до сих пор не был нарисован. (Но раньше вас это никогда не беспокоило, когда вы использовали слово «игра».)

Формальные модели

[ редактировать ]

Есть простые модели. [5] [8] которое можно вывести из текста §66-9. Самым простым из них, который соответствует изложению Витгенштейна, является, по-видимому, тип соритов . Он состоит из коллекции элементов Item_1 , Item_2 , Item_3 ..., описываемых признаками A, B, C, D,...:

Элемент_1 : ABCD
Элемент_2 : BCDE
Item_3 : CDEF
Item_4 : ДЕФГ
Item_5 : EFGH
......... . . . .

В этом примере, который представляет неограниченно расширенное упорядоченное семейство, сходство проявляется в общих характеристиках: каждый элемент имеет три общих признака со своими соседями, например, Item_2 похож на Item_1 в отношении B, C, D и похож на Item_3 в отношении C, D, E Очевидно, то, что мы называем «сходством», включает в себя разные аспекты в каждом конкретном случае. Также видно, что он имеет разную «степень», и здесь он исчезает с «расстоянием»: Item_1 и Item_5 не имеют ничего общего.

Другая простая модель описывается как:

Item_1 : ABC
Item_2 : BCD
Item_3 : ACD
Item_4 : АБД
Он демонстрирует наличие постоянной степени сходства иотсутствие общего признака без расширения до бесконечности.

Витгенштейн отвергает разделение признаков или «свойств», то есть множества {A, B, C, D,...}, как нечто общее для всех предметов. Он признает, что «разделение» свойственно всем, но считает, что оно только словесное:

если бы кто-то захотел сказать: «Во всех этих конструкциях есть что-то общее, а именно — дизъюнкция всех их общих свойств», — я бы ответил: сейчас вы только играете словами. С таким же успехом можно было бы сказать: «Что-то проходит через всю нить, а именно непрерывное перекрытие этих волокон».

Известные приложения

[ редактировать ]
  • Томас Кун использует концепцию Витгенштейна в главе V («Приоритет парадигм») своей знаменитой «Структуры научных революций» (1962). Парадигмы не сводятся к одному обнаруживаемому набору научных правил, а состоят из предположений, которые относятся к другим правилам, признанным частью научного сообщества. [9]
  • Моррис Вайц впервые применил семейное сходство в попытке описать искусство . [10] который открыл перегонный куб [ когда? ] продолжающиеся дебаты. [11]
  • Умберто Эко утверждал, что, хотя режимы могут сильно различаться по своим особенностям, проявления фашизма можно распознать по своего рода семейному сходству. [12]
  • Ренфорд Бэмбро предположил, что «Витгенштейн решил то, что известно как « проблема универсалий » », и сказал о своем решении (как сказал Юм о подходе Беркли к той же теме), что это «одно из величайших и наиболее ценных открытий, которые когда-либо были сделаны». сделанные в последние годы в республике букв». [13] Его мнение дало повод для многочисленных дальнейших комментариев. [14]
  • Родни Нидэм исследовал семейные сходства в связи с проблемой союзов и отметил их присутствие в систематике, где они известны как политетическая классификация. [5]
  • Элеонора Рош использовала семейные сходства в своих когнитивистских исследованиях. [15] Другие когнитивные исследования [16] показало, что дети и даже макаки-резусы склонны использовать отношения семейного сходства, а не явные правила. [17] при изучении категорий.
  • Дэниел Лёнбах утверждал, что предпринимательство — это концепция семейного сходства. [18]

Критика и комментарии

[ редактировать ]

«Философские исследования» — основной текст, используемый при обсуждении семейного сходства, хотя эта тема появляется и в других работах Витгенштейна, особенно в «Коричневой книге» . [19] Многие вклады в дискуссию внесли люди, занимающиеся философскими исследованиями, но озабоченные более прагматичными вопросами, такими как таксономия. [4] или обработка информации . [20] Ганс Слуга заметил, что «понятие семейного сходства... опирается на два совершенно разных набора идей, два разных словаря, но трактует их так, как если бы они были одним и тем же. Первый — это словарь родства, происхождения, какой-то реальной и причинной связи... второй — это сходство, сходство, родство и соответствие». [21]

Настойчивое утверждение Витгенштейна о том, что границ на самом деле не существует, но их можно проследить произвольно, было описано как конвенционализм , и в более общем плане принятие его концепции рассматривалось как проявление утонченного номинализма . [22] [ нужны дальнейшие объяснения ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Витгенштейн, Людвиг (2001) [1953]. Философские исследования . Издательство Блэквелл. ISBN  0-631-23127-7 .
  2. ^ Слуга Х., Семейное сходство , Grazer Philosophische Studien 71 (2006) 1; см. также Словарь Витгенштейна под ред. Глок, Лондон: Блэквелл, 1996 г.
  3. ^ Витгенштейн Л., (1998) Культура и ценность , Лондон: Блэквелл, стр. 14. Влияние Шпенглера в этой и других формах рассматривалось в статьях, опубликованных после того, как этот сборник заметок стал доступен, см., например, ДеАнджелис В., «Витгенштейн и Шпенглер». », Диалог 33 (1994): 41–61.
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Винзор М., 2003, Неэссенциалистские методы в додарвиновской таксономии , Biology and Philosophy 18 (2003) 387–400.
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Нидэм Р., 1975, Политетическая классификация: конвергенция и последствия. [ постоянная мертвая ссылка ] , Мужчина 10 (1975) 349
  6. ^ Татаркевич В., Postawa estetyczna, literacka i poetycka (1933), где это было названо «сходством домино».
  7. ^ см. Гриффин, Н.: 1974, Витгенштейн, Универсалии и семейное сходство , Canadian Journal of Philosophy III, 635–651.
  8. ^ Андерсен Х.,: 2000, рассказ Куна о семейном сходстве , Insight 52: 313–337.
  9. ^ Кун, Т. (2012) «Структура научных революций», с. 45. Четвертое (юбилейное) издание, Чикаго: University of Chicago Press, 2012.
  10. ^ Вайц М., Роль теории в эстетике , Журнал эстетики и художественной критики 15:1 (1956): стр. 27-35.
  11. ^ Кауфман Д., Семейные сходства, реляционизм и значение «искусства», Британский журнал эстетики, том. 47, № 3, июль 2007 г. дои : 10.1093/aesthj/aym008 «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 28 мая 2010 г. Проверено 8 ноября 2010 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  12. ^ Eco U., «Ур-фашизм», New York Review of Books, vol. 42, № 11, 22 июня 1995 г. Эко, Умберто. «Ура-фашизм» . Проверено 1 июля 2018 г. {{cite magazine}}: Для журнала Cite требуется |magazine= ( помощь )
  13. ^ Бэмбро, Р.: 1961, Универсалии и семейное сходство , Proc. Арис. Соц. 61, 207–22
  14. ^ недавнее резюме в Blair D. (2006), Wittgenstein, Language and Information , стр. 118 (примечание 117); см. также Дилман И.: Универсалы: Бэмбро о Витгенштейне , Арис. Соц. Proc., 79 (1978): 35–58; перепечатано в издании Джона В. Канфи, «Философия Витгенштейна» , Vol. 5, Метод и суть, стр. 305–328. Нью-Йорк: Издательство Garland Publishing, 1986.
  15. ^ Рош Э. и Мервис К. (1975) Семейные сходства: исследования внутренней структуры категорий , Когнитивная психология 7 , 573-605;
    Рош, Э. (1987), Витгенштейн и исследования категоризации в когнитивной психологии , в М. Чепмен и Р. Диксон (ред.), Значение и рост понимания. Значение Витгенштейна для психологии развития , Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.
  16. ^ Коучман, Джастин Дж.; Коутиньо, MVC; Смит, доктор медицинских наук (2010). «Правила и сходство: их меняющийся баланс в категории обучения людей (Homo sapiens) и обезьян (Macaca mulatta)» . Журнал экспериментальной психологии: процессы поведения животных . 36 (2): 172–183. дои : 10.1037/a0016748 . ПМК   2890302 . ПМИД   20384398 . [ мертвая ссылка ]
  17. ^ Связь между соблюдением правил и применением или расширением концепции была отмечена в начале обсуждения семейных сходств, см., например, Pompa L., «Family подобие: ответ», The Philosophical Quarterly, 18 (1968) 347.
  18. ^ Лойнбах, Дэниел (01 марта 2021 г.). «Предпринимательство как концепция семейного сходства: витгенштейновский подход к проблеме определения предпринимательства» . Скандинавский журнал менеджмента . 37 (1): 101141. doi : 10.1016/j.scaman.2021.101141 . ISSN   0956-5221 .
  19. ^ ВитгенштейнЛ., Голубые и коричневые книги , Лондон: Блэквелл (1958); I 68, 17, 73.
  20. ^ Блер Д., Витгенштейн, Язык и информация, Берлин: Springer, 2006, ISBN   978-1-4020-4112-9
  21. ^ Слуга Х., Семейное сходство, Grazer Philosophische Studien 71 (2006) 14
  22. ^ Сходство Номинализм. В Н. Баннине и Дж. Ю [ред.] (2004). Словарь западной философии Блэквелла. Доступен в Интернете по адресу: http://www.blackwellreference.com/subscriber/uid=2241/tocnode?id=g9781405106795_chunk_g978140510679519_ss1-101 . [ постоянная мертвая ссылка ]
  • Андерсен Х.: 2000, рассказ Куна о семейном сходстве , Insight 52: 313–337.
  • Бэмбро, Р.: 1961, Универсалии и семейное сходство , Proc. Арист. Соц. 61, 207–22
  • Бердсмор, RW: 1992, Теория семейного сходства , Philosophical Investigations 15, 131–146.
  • Беллэйми, Дж. Э.: 1990, Семейные сходства и проблема недостаточного определения протяженности , Философские исследования 13, 31–43.
  • Дрешер, Ф.: 2017, Аналогия у Фомы Аквинского и Людвига Витгенштейна. Сравнение. Новые Блэкфрайерс. doi:10.1111/nbfr.12273
  • Гинзбург К. ,: 2004, Семейные сходства и генеалогические древа: две когнитивные метафоры , Критическое исследование , Том. 30, № 3 (весна 2004 г.), стр. 537–556.
  • Гриффин, Н.: 1974, Витгенштейн, Универсалии и семейное сходство , Canadian Journal of Philosophy III , 635–651.
  • Гупта, Р.К.: 1970, Теория «семейного сходства» Витгенштейна, в его «Философских исследованиях » (разделы 65–80) , Philosophia Naturalis 12, 282–286.
  • Хафф Д.: (1981), Семейные сходства и поведение, основанное на правилах , Философские исследования 4 (3) 1–23.
  • Кауфман Д.: 2007, Семейные сходства, реляционизм и значение «искусства» , Британский журнал эстетики , том. 47, № 3, июль 2007 г., дои : 10.1093/aesthj/aym008
  • Приен Б.: Семейные сходства – тезис об изменении значения с течением времени , Kriterion 18 (2004), стр. 15–24.
  • Раатч Р., Философские исследования 65ff. : О семейном сходстве. Архивировано 24 июля 2011 г. в Wayback Machine , в «Очерках Витгенштейна» П. Филиппа и Р. Раатча, Рабочие документы из архива Витгенштейна в Бергенском университете № 6 (1993), стр. 50–76.
  • Веннерберг, Х.: 1967, Концепция семейного сходства в поздней философии Витгенштейна , Теория 33, 107–132.
  • Витгенштейн, Людвиг (2001) [1953]. Философские исследования . Издательство Блэквелл. ISBN  0-631-23127-7 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 59743d7e6cc203aed17a9754a28c98b4__1713359400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/59/b4/59743d7e6cc203aed17a9754a28c98b4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Family resemblance - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)