Обработка информации (психология)
В когнитивной психологии обработка информации — это подход к пониманию человеческого мышления, который рассматривает познание как по сути вычислительный по своей природе, при этом разум является программным обеспечением , а мозг — аппаратным обеспечением . [1] Оно возникло в 1940-х и 1950-х годах, после Второй мировой войны. [2] Подход к обработке информации в психологии тесно связан с вычислительной теорией разума в философии; это также связано с когнитивизмом в психологии и функционализмом в философии. [3]
Два типа [ править ]
Обработка информации может быть вертикальной или горизонтальной , причем любая из них может быть централизованной или децентрализованной ( распределенной ). Горизонтально -распределенный подход к обработке данных в середине 1980-х годов стал популярен под названием «коннекционизм» . Коннекционистская сеть состоит из различных узлов и работает за счет «эффекта прайминга», и это происходит, когда «основной узел активирует подключенный узел». [2] Но «в отличие от семантических сетей , здесь не один узел имеет определенное значение, а, скорее, знания представлены в комбинации по-разному активируемых узлов» (Гольдштейн, цитируется по Sternberg, 2012).
Модели и теории [ править ]
Существует несколько предложенных моделей или теорий, описывающих способ, которым мы обрабатываем информацию.У каждого человека есть разные точки информационной перегрузки с одинаковой информационной нагрузкой, поскольку у людей разные способности обработки информации. [4]
интеллекта Триархическая Штернберга теория
состоит Штернберга Теория интеллекта из трех различных компонентов: творческих, аналитических и практических способностей. [2] Креативность — это способность генерировать новые оригинальные идеи, а аналитический подход может помочь человеку решить, хороша ли эта идея или нет. «Практические способности используются для реализации идей и убеждения других в их ценности». [5] В центре теории Штернберга находится познание , а вместе с ним и обработка информации. В теории Штернберга он говорит, что обработка информации состоит из трех различных частей: метакомпонентов, компонентов производительности и компонентов приобретения знаний. [2] Эти процессы переходят от исполнительных функций высшего порядка к функциям низшего порядка. Метакомпоненты используются для планирования и оценки проблем, в то время как компоненты производительности следуют указаниям метакомпонентов, а компонент приобретения знаний учится решать проблемы. [2] Эту теорию в действии можно объяснить, работая над арт-проектом. Сначала решается, что рисовать, затем план и эскиз. В ходе этого процесса одновременно осуществляется мониторинг процесса и того, приносит ли он желаемые результаты. Все эти шаги относятся к обработке метакомпонентов, а компонент производительности — это искусство. Часть приобретения знаний — это обучение или совершенствование навыков рисования.
: рабочая обработки информации память Модель

Обработка информации описывается как «наука, занимающаяся сбором, манипулированием, хранением, извлечением и классификацией записанной информации». [6] Согласно модели памяти Аткинсона-Шиффрина или модели мультихранилища, чтобы информация прочно закрепилась в памяти, она должна пройти три стадии умственной обработки: сенсорную память , кратковременную память и долговременную память . [7]
Примером этого является модель рабочей памяти. Сюда входят центральный исполнительный орган, фонологическая петля, эпизодический буфер, зрительно-пространственный блокнот, вербальная информация, долговременная память и визуальная информация. [2] Центральный исполнительный директор подобен секретарю мозга. Он решает, что требует внимания и как реагировать. Затем центральный исполнительный орган ведет к трем различным подразделам. Первый — это фонологическое хранение, субвокальная репетиция и фонологическая петля. Эти разделы работают вместе, чтобы понимать слова, запоминать информацию и затем удерживать ее. Результатом является вербальное хранение информации. Следующий подраздел — зрительно-пространственный блокнот, предназначенный для хранения визуальных изображений. Емкость памяти непродолжительна, но позволяет лучше понять зрительные стимулы. Наконец, есть эпизодический буфер. Этот раздел способен принимать информацию и помещать ее в долговременную память. Он также способен получать информацию из фонологического контура и зрительно-пространственного блокнота, объединяя их с долговременной памятью, чтобы создать «единое эпизодическое представление». [2] Чтобы они работали, сенсорный регистр учитывает пять чувств: зрительное, слуховое, тактильное, обонятельное и вкусовое. Все они присутствуют с рождения и способны обрабатывать одновременную обработку (например, пищу – попробовать ее, понюхать, увидеть). В целом, преимущества обучения возникают тогда, когда существует развитый процесс распознавания образов. Сенсорный регистр обладает большой емкостью, а его поведенческая реакция очень коротка (1–3 секунды). В рамках этой модели сенсорная память и кратковременная память или рабочая память имеют ограниченную емкость. Сенсорное хранилище способно хранить очень ограниченное количество информации в течение очень ограниченного промежутка времени. Это явление очень похоже на снимок, сделанный со вспышкой. В течение нескольких коротких мгновений после того, как вспышка погаснет, кажется, что вспышка все еще существует. Однако вскоре он исчез, и узнать, где он был, невозможно. [2] Кратковременная память хранит информацию в течение немного более длительных периодов времени, но ее емкость все же ограничена. По словам Линдена, [8] «Вместимость СТМ первоначально оценивалась в « семь плюс-минус два » объекта. [9] что соответствует наблюдениям нейропсихологического тестирования, согласно которым средний диапазон цифр у здоровых взрослых составляет около семи. [10] Однако выяснилось, что такое количество предметов можно сохранить только в том случае, если они сгруппированы в так называемые фрагменты с использованием перцептивных или концептуальных ассоциаций между отдельными стимулами». Это часто происходит с именами людей, с которыми недавно познакомились. Здесь также хранятся образы или информация, основанная на значении, но она разрушается без повторения или повторения такой информации. С другой стороны, долговременная память имеет потенциально неограниченную емкость. [2] и его продолжительность практически бессрочна. Хотя иногда к нему трудно получить доступ, он включает в себя все, что было изучено до этого момента. Человек может стать забывчивым или почувствовать, будто информация вертится на кончике языка .
Теория когнитивного развития
Другой подход к рассмотрению способов обработки информации у людей был предложен Жаном Пиаже в так называемой теории когнитивного развития Пиаже . [11] Пиаже разработал свою модель, основанную на развитии и росте. Он выделил четыре различных этапа между разными возрастными группами, характеризующимися типом информации и своеобразным мыслительным процессом. Четыре стадии: сенсомоторный (от рождения до 2 лет), предоперационный (2–6 лет), конкретный операционный (6–11 лет) и формальный операционный периоды (11 лет и старше). На сенсомоторном этапе новорожденные и малыши полагаются на свои чувства при обработке информации, на которую они реагируют рефлексами. На дооперациональном этапе дети учатся посредством подражания и остаются неспособными принять точку зрения других людей. Стадия конкретной эксплуатации характеризуется развитием способности использовать логику и учитывать множество факторов для решения проблемы. Последний этап — формальный операционный, на котором предподростковые и подростки начинают понимать абстрактные концепции и развивать способность создавать аргументы и контраргументы.
Кроме того, подростковый возраст характеризуется рядом изменений в биологической, когнитивной и социальной сферах. В когнитивной сфере префронтальная кора головного мозга , а также лимбическая система претерпевают важные изменения. Префронтальная кора — это часть мозга, которая активна при выполнении сложных когнитивных действий, таких как планирование, постановка целей и стратегий, интуитивное принятие решений и метапознание (мышление о мышлении). Это соответствует последнему этапу формальных операций Пиаже. [12] Префронтальная кора формируется в период между подростковым возрастом и ранним взрослением. Лимбическая система — это часть мозга, которая модулирует чувствительность к вознаграждению на основе изменений уровней нейротрансмиттеров (например, дофамина ) и эмоций .
Короче говоря, когнитивные способности различаются в зависимости от нашего развития и этапов жизни. Именно на взрослом этапе мы лучше умеем планировать, обрабатывать и понимать абстрактные концепции, а также более точно оценивать риски и выгоды, чем это могут сделать подросток или ребенок.
В вычислительной технике обработка информации в широком смысле означает использование алгоритмов для преобразования данных — определяющую деятельность компьютеров; [13] действительно, широкая профессиональная организация в области компьютерных технологий известна как Международная федерация обработки информации ( IFIP ). По сути, это синоним терминов «обработка данных» или «вычисление» , хотя и имеет более общий смысл. [14]
См. также [ править ]
- Информационная инженерия — инженерная дисциплина.
- Компьютерная обработка данных – использование автоматизированных методов для обработки коммерческих данных.
- Технологии обработки информации и старение
Ссылки [ править ]
- ^ Шеннон и Уивер 1963 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Штернберг 2012 .
- ^ Хорст 2011 .
- ^ Эпплер и Менгис 2004 .
- ^ Штернберг 2012 , с. 21.
- ^ «Определение обработки информации» . Бесплатный словарь . Принстонский университет. 2012 . Проверено 26 июля 2016 г.
- ^ Аткинсон, Р.С.; Шиффрин, Р.М. (1968). «Человеческая память: предлагаемая система и процессы ее управления». Психология обучения и мотивации . Нью-Йорк: Академическая пресса. стр. 89–195.
- ^ Линден 2007 .
- ^ Миллер 1956 .
- ^ Коуэн и др. 2005 .
- ^ Преснелл 1999 .
- ^ Маклеод 2010 .
- ^ Иллингворт, Валери (11 декабря 1997 г.). Словарь вычислительной техники . Оксфордский справочник в мягкой обложке (4-е изд.). Издательство Оксфордского университета. п. 241 . ISBN 9780192800466 .
- ^ Энтони Ралстон (2000). Энциклопедия информатики . Природный паб. Группа. ISBN 978-1-56159-248-7 .
Библиография [ править ]
- Деннинг, П.Дж. и Белл, Т. (2012). «Информационный парадокс» . Американский учёный . Том. 100, нет. 6. С. 470–477. дои : 10.1511/2012.99.470 .
- Хорст, Стивен (весна 2011 г.). «Вычислительная теория разума» . В Эдварде Н. Залте (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии (изд. весны 2011 г.).
- Лерл С. и Фишер Б. (1990). «Базовый информационно-психологический параметр (BIP) для реконструкции концепций интеллекта» . Европейский журнал личности . 4 (4): 259–286. дои : 10.1002/пер.2410040402 . S2CID 143547241 .
- Линден, Делавэр (2007). «Рабочие сети памяти человеческого мозга». Нейробиолог . 13 (3): 257–269. дои : 10.1177/1073858406298480 . ПМИД 17519368 . S2CID 23799348 .
- МакГонигл Д. и Мастриан К. (2011). Введение в информацию, информатику и информационные системы (PDF) (2-е изд.). Джонс и Бартлетт. п. 22.
- Маклеод, SA (2010). «Формальная эксплуатационная стадия» . Просто Психология .
- Наке, Ф. (1974). как Эстетика . обработка информации (на немецком языке) Спрингер. ISBN 978-3-211-81216-7 . , ISBN 978-3-211-81216-7
- Преснелл, Ф. (1999). «Жан Пиаже» . Архивировано из оригинала 28 октября 2017 г. Проверено 3 декабря 2012 г.
- Шеннон К. и Уивер В. (1963). Математическая теория связи . Урбана, Иллинойс: Издательство Университета Иллинойса.
- Стейнберг, Л. (2010). Подростковый возраст (9-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: МакГроу Хилл.
- Штернберг, Р.Дж. и Штернберг, К. (2012). Когнитивная психология (6-е изд.). Бельмонт, Калифорния: Уодсворт. стр. 21, 193–205, 212–213.
- Эпплер, MJ; Менгис, Дж. (2004). «Концепция информационной перегрузки: обзор литературы по организационным наукам, бухгалтерскому учету, маркетингу, MIS и смежным дисциплинам». Информационное общество . 20 (5): 325–344. дои : 10.1080/01972240490507974 .