Фридер Наке
Фридер Наке | |
---|---|
![]() я в 2012 году | |
Рожденный | Штутгарт , Германия | 16 декабря 1938 г.
Национальность | немецкий |
Альма-матер | Штутгартский университет |
Род занятий | Математик, компьютерный художник |
Фридер Наке (родился 16 декабря 1938 года) — математик, ученый-компьютерщик и пионер компьютерного искусства . Он наиболее известен во всем мире благодаря своему вкладу в самые ранние проявления компьютерного искусства , области вычислений, которая впервые появилась на публике на трех небольших выставках в 1965 году.
Художественная карьера [ править ]
Свою первую выставку Наке провел в галерее Wendelin Niedlich в Штутгарте в ноябре 1965 года вместе с художником Георгом Нисом . [1] [2]
До 1969 года Наке в быстрой последовательности создал большое количество работ, которые на протяжении многих лет демонстрировал на многих выставках. Он оценивает свое производство примерно в 300-400 работ за эти годы. Некоторые из них были выпущены ограниченным тиражом, отдельными экземплярами и портфолио. Основная часть была выполнена тушью на бумаге с помощью планшетного высокоточного плоттера Zuse Graphomat Z64. [3] [4] [5]
Наке участвовал в важных групповых шоу 1960-х годов, таких как, в первую очередь, Cybernetic Serendipity (Лондон, Великобритания, 1968), [6] [7] Тенденции 4: Компьютеры и визуальные исследования (Загреб, Югославия, 1968 г.), [8] [9] Исследования и дизайн. Предложения по экспериментальной выставке (35-я Венецианская биеннале , Италия, 1970), Arteonica (Сан-Паулу, Бразилия, 1971).

В 1971 году он написал короткую и провокационную заметку для «Пейджа», «Бюллетеня Общества компьютерных искусств» (членом которого он был и остается), под заголовком «Не должно быть компьютерного искусства» (страница № 18, октябрь 1971 года). 1971, стр. 1–2. Перепечатано в журнале Арье Альтена, Лукас ван дер Фельден (ред.): Антология компьютерного искусства. Амстердам: Sonic Acts 2006, стр. 59–60. Записка вызвала оживленные противоречивые дебаты среди тех, кто тем временем начал создавать активное сообщество художников, писателей, музыкантов и дизайнеров в цифровой сфере. Его заявление основывалось на моральной позиции. Участие компьютерных технологий во Вьетнамской войне и массовые попытки капитала автоматизировать производственные процессы и тем самым вызвать безработицу не должны позволять художникам закрывать глаза и становиться молчаливыми слугами правящих классов, примиряя высокие технологии с массами бедные и угнетенные.
Его книга Ästhetik als Informationsverarbeitung (1974) — одна из первых книг, в которых изучаются связи между эстетикой, компьютерными технологиями и теорией информации , которая стала важной для трансдисциплинарной области цифровых медиа. Эта книга и многие из его ок. 300 публикаций (2012 г.) демонстрируют его интеллектуальную позицию между наукой и гуманитарными науками – позицию, которая всегда включала элемент беспокойства по поводу угроз полностью человеческому обществу, представленных компьютерными технологиями, и эта озабоченность полностью проявляется в итоговом интервью, посвященном о том, что он называет «алгоритмической революцией». [10]
Академическая карьера [ править ]
Фридер Наке является профессором интерактивной компьютерной графики на факультете компьютерных наук в Бремене , Германия , с 1972 года. С 2005 года он также преподает там дизайн цифровых медиа. После изучения математики в Штутгартском университете , где он получил диплом и докторскую степень (по теории вероятностей), он преподавал в Штутгарте, Торонто и Ванкувере , прежде чем приехать в Бремен. Его курсы и семинары, помимо компьютерной графики, интерактивности и цифровых медиа , посвящены области компьютерного искусства, эстетики , семиотики , компьютеров и общества, а также теории вычислений. Он был приглашенным профессором в Университете Осло , Орхусском университете , Венском университете , Дунайском университете Кремса , Университете Колорадо , Университете Любека , Базельском университете , Университете Коста-Рики , Сианьском университете науки и технологий и Университете Тунцзи .
Награды [ править ]
В 1966 году он выиграл первый приз конкурса компьютерного искусства «Компьютеры и автоматизация». В 1997 году его преподавательская работа была отмечена Премией Бернингхаузена за выдающиеся достижения и инновации в преподавании (Бременский университет).
Публичные коллекции [ править ]
- Музей Абтайберг , Менхенгладбах, Германия [11]
- Кунстхалле Бремен , Германия [12]
- Художественный музей Мэри и Ли Блок , Эванстон, Иллинойс
- Музей современного искусства, Загреб , Хорватия
- Национальный музей изящных искусств Квебека [13]
- Музей Шпренгеля , Ганновер, Германия
- Музей Университета искусств Тама, Токио, Япония
- Галерея Тейт , Лондон [14]
- Музей Виктории и Альберта , Лондон [15] [16] [17] [18]
Ссылки [ править ]
- ^ МакКормак, Джон; д'Инверно, Марк (21 августа 2012 г.). Компьютеры и творчество . Спрингер. ISBN 9783642317279 .
- ^ Кэнди, Линда; Эдмондс, Эрнест; Полтроньери, Фабрицио (04 октября 2018 г.). Исследования в области искусства и технологий . Спрингер. ISBN 9781447173670 .
- ^ Кейн, Кэролин Л. (13 августа 2014 г.). Хроматические алгоритмы: синтетический цвет, компьютерное искусство и эстетика после кода . Издательство Чикагского университета. ISBN 9780226002873 .
- ^ Медош, Армин (10 июня 2016 г.). Новые тенденции: искусство на пороге информационной революции (1961 – 1978) . МТИ Пресс. ISBN 9780262331920 .
- ^ Кэнди, Линда; Эдмондс, Эрнест (30 апреля 2002 г.). Исследования в области искусства и технологий . Спрингер. ISBN 9781852335458 .
- ^ «Кибернетическая интуиция: история и прочное наследие» .
- ^ Смит, Гленн В. (31 мая 2019 г.). «Интервью с Фридером Наке» . Искусство . 8 (2): 69. doi : 10.3390/arts8020069 .
- ^ «Тенденции 4 (1968), Симпозиум (1968) | База данных цифрового искусства» . dada.compart-bremen.de .
- ^ Пол, Кристиана (2 марта 2016 г.). Компаньон цифрового искусства . Джон Уайли и сыновья. ISBN 9781118475188 .
- ^ Смит, Гленн (31 мая 2019 г.). «Интервью с Фридером Наке» . Искусство . 8 (2): 69. doi : 10.3390/arts8020069 .
- ^ Юргенс, Мартин К. (2009). Цифровая печать: идентификация и сохранение . Публикации Гетти. ISBN 9780892369607 .
- ^ «9.13.65 № 7 Случайная ломаная | База данных цифрового искусства» .
- ^ «Наке, Фридер» .
- ^ «Фридер Наке, 1938 года рождения» .
- ^ «Прогулка по растру, серия 2. 1–4 | Наке, Фридер | Виктория и Альберта Поиск в коллекциях» . 15.02.2020.
- ^ «Посвящение Паулю Клее, 9.13.65, № 2 | Наке, Фридер | Виктория и Альберта. Поиск в коллекциях» . 15.02.2020.
- ^ «1) Полигон 6/7/64 №2; 2) Штриховка прямоугольника 30/3/65 №1-4; 3-6) Квадраты становятся красными по Фридеру Наке» .
- ^ «Фридер Наке V&A: ознакомьтесь с коллекциями» .
Внешние ссылки [ править ]
- Биография Наке в MediaArtNet (на английском и немецком языках)