Фридер Наке

Фридер Наке
Фотография головы и плеч Фридера Наке
я в 2012 году
Рожденный ( 1938-12-16 ) 16 декабря 1938 г. (85 лет)
Штутгарт , Германия
Национальность немецкий
Альма-матер Штутгартский университет
Род занятий Математик, компьютерный художник

Фридер Наке (родился 16 декабря 1938 года) — математик, ученый-компьютерщик и пионер компьютерного искусства . Он наиболее известен во всем мире благодаря своему вкладу в самые ранние проявления компьютерного искусства , области вычислений, которая впервые появилась на публике на трех небольших выставках в 1965 году.

Художественная карьера [ править ]

Свою первую выставку Наке провел в галерее Wendelin Niedlich в Штутгарте в ноябре 1965 года вместе с художником Георгом Нисом . [1] [2]

До 1969 года Наке в быстрой последовательности создал большое количество работ, которые на протяжении многих лет демонстрировал на многих выставках. Он оценивает свое производство примерно в 300-400 работ за эти годы. Некоторые из них были выпущены ограниченным тиражом, отдельными экземплярами и портфолио. Основная часть была выполнена тушью на бумаге с помощью планшетного высокоточного плоттера Zuse Graphomat Z64. [3] [4] [5]

Наке участвовал в важных групповых шоу 1960-х годов, таких как, в первую очередь, Cybernetic Serendipity (Лондон, Великобритания, 1968), [6] [7] Тенденции 4: Компьютеры и визуальные исследования (Загреб, Югославия, 1968 г.), [8] [9] Исследования и дизайн. Предложения по экспериментальной выставке (35-я Венецианская биеннале , Италия, 1970), Arteonica (Сан-Паулу, Бразилия, 1971).

Плоттер Konrad Zuse Z64 Graphomat, модель, которую Наке использовал для своей работы в 1960-х годах.
Плоттер Konrad Zuse Z64 Graphomat, модель, которую Наке использовал для своей работы в 1960-х годах.

В 1971 году он написал короткую и провокационную заметку для «Пейджа», «Бюллетеня Общества компьютерных искусств» (членом которого он был и остается), под заголовком «Не должно быть компьютерного искусства» (страница № 18, октябрь 1971 года). 1971, стр. 1–2. Перепечатано в журнале Арье Альтена, Лукас ван дер Фельден (ред.): Антология компьютерного искусства. Амстердам: Sonic Acts 2006, стр. 59–60. Записка вызвала оживленные противоречивые дебаты среди тех, кто тем временем начал создавать активное сообщество художников, писателей, музыкантов и дизайнеров в цифровой сфере. Его заявление основывалось на моральной позиции. Участие компьютерных технологий во Вьетнамской войне и массовые попытки капитала автоматизировать производственные процессы и тем самым вызвать безработицу не должны позволять художникам закрывать глаза и становиться молчаливыми слугами правящих классов, примиряя высокие технологии с массами бедные и угнетенные.

Его книга Ästhetik als Informationsverarbeitung (1974) — одна из первых книг, в которых изучаются связи между эстетикой, компьютерными технологиями и теорией информации , которая стала важной для трансдисциплинарной области цифровых медиа. Эта книга и многие из его ок. 300 публикаций (2012 г.) демонстрируют его интеллектуальную позицию между наукой и гуманитарными науками – позицию, которая всегда включала элемент беспокойства по поводу угроз полностью человеческому обществу, представленных компьютерными технологиями, и эта озабоченность полностью проявляется в итоговом интервью, посвященном о том, что он называет «алгоритмической революцией». [10]

Академическая карьера [ править ]

Фридер Наке является профессором интерактивной компьютерной графики на факультете компьютерных наук в Бремене , Германия , с 1972 года. С 2005 года он также преподает там дизайн цифровых медиа. После изучения математики в Штутгартском университете , где он получил диплом и докторскую степень (по теории вероятностей), он преподавал в Штутгарте, Торонто и Ванкувере , прежде чем приехать в Бремен. Его курсы и семинары, помимо компьютерной графики, интерактивности и цифровых медиа , посвящены области компьютерного искусства, эстетики , семиотики , компьютеров и общества, а также теории вычислений. Он был приглашенным профессором в Университете Осло , Орхусском университете , Венском университете , Дунайском университете Кремса , Университете Колорадо , Университете Любека , Базельском университете , Университете Коста-Рики , Сианьском университете науки и технологий и Университете Тунцзи .

Награды [ править ]

В 1966 году он выиграл первый приз конкурса компьютерного искусства «Компьютеры и автоматизация». В 1997 году его преподавательская работа была отмечена Премией Бернингхаузена за выдающиеся достижения и инновации в преподавании (Бременский университет).

Публичные коллекции [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ МакКормак, Джон; д'Инверно, Марк (21 августа 2012 г.). Компьютеры и творчество . Спрингер. ISBN  9783642317279 .
  2. ^ Кэнди, Линда; Эдмондс, Эрнест; Полтроньери, Фабрицио (04 октября 2018 г.). Исследования в области искусства и технологий . Спрингер. ISBN  9781447173670 .
  3. ^ Кейн, Кэролин Л. (13 августа 2014 г.). Хроматические алгоритмы: синтетический цвет, компьютерное искусство и эстетика после кода . Издательство Чикагского университета. ISBN  9780226002873 .
  4. ^ Медош, Армин (10 июня 2016 г.). Новые тенденции: искусство на пороге информационной революции (1961 – 1978) . МТИ Пресс. ISBN  9780262331920 .
  5. ^ Кэнди, Линда; Эдмондс, Эрнест (30 апреля 2002 г.). Исследования в области искусства и технологий . Спрингер. ISBN  9781852335458 .
  6. ^ «Кибернетическая интуиция: история и прочное наследие» .
  7. ^ Смит, Гленн В. (31 мая 2019 г.). «Интервью с Фридером Наке» . Искусство . 8 (2): 69. doi : 10.3390/arts8020069 .
  8. ^ «Тенденции 4 (1968), Симпозиум (1968) | База данных цифрового искусства» . dada.compart-bremen.de .
  9. ^ Пол, Кристиана (2 марта 2016 г.). Компаньон цифрового искусства . Джон Уайли и сыновья. ISBN  9781118475188 .
  10. ^ Смит, Гленн (31 мая 2019 г.). «Интервью с Фридером Наке» . Искусство . 8 (2): 69. doi : 10.3390/arts8020069 .
  11. ^ Юргенс, Мартин К. (2009). Цифровая печать: идентификация и сохранение . Публикации Гетти. ISBN  9780892369607 .
  12. ^ «9.13.65 № 7 Случайная ломаная | База данных цифрового искусства» .
  13. ^ «Наке, Фридер» .
  14. ^ «Фридер Наке, 1938 года рождения» .
  15. ^ «Прогулка по растру, серия 2. 1–4 | Наке, Фридер | Виктория и Альберта Поиск в коллекциях» . 15.02.2020.
  16. ^ «Посвящение Паулю Клее, 9.13.65, № 2 | Наке, Фридер | Виктория и Альберта. Поиск в коллекциях» . 15.02.2020.
  17. ^ «1) Полигон 6/7/64 №2; 2) Штриховка прямоугольника 30/3/65 №1-4; 3-6) Квадраты становятся красными по Фридеру Наке» .
  18. ^ «Фридер Наке V&A: ознакомьтесь с коллекциями» .

Внешние ссылки [ править ]