Триархическая теория интеллекта
Триархическая теория интеллекта или три формы интеллекта . [1] сформулированная психологом Робертом Штернбергом , направлена на то, чтобы пойти против психометрического подхода к интеллекту и принять более когнитивный подход , который оставляет его в категории когнитивно-контекстуальных теорий. [2] Три метакомпонента также называются триархическими компонентами.
Определение человеческого интеллекта Штернбергом - это «(а) умственная деятельность, направленная на целенаправленную адаптацию, выбор и формирование реальной среды, имеющей отношение к его жизни». [3] Таким образом, Штернберг рассматривал интеллект как то, насколько хорошо человек справляется с изменениями окружающей среды на протяжении всей своей жизни. Теория Штернберга состоит из трех частей: компонентной, экспериментальной и практической.
Теория Штернберга с тех пор была расширена и развита в книге Сорена Каплана «Экспериментальный интеллект» .
Различные компоненты обработки информации
[ редактировать ]
Штернберг связал работу ума с рядом компонентов. Эти компоненты он назвал метакомпонентами, компонентами производительности и компонентами приобретения знаний. [4]
Метакомпоненты — это исполнительные процессы, используемые при решении проблем и принятии решений , которые включают в себя большую часть управления нашим разумом. Они говорят уму, как действовать. Метакомпоненты также иногда называют гомункулами . Гомункул — это вымышленный или метафорический «человек» внутри нашей головы, который контролирует наши действия и который часто рассматривается как вызывающий бесконечный регресс гомункулов, контролирующих друг друга. [4]
Следующий набор компонентов Штернберга, компоненты производительности , представляют собой процессы, которые фактически выполняют действия, диктуемые метакомпонентами. Это основные процессы, которые позволяют нам выполнять задачи, такие как восприятие проблем в нашей долговременной памяти , восприятие отношений между объектами и применение отношений к другому набору терминов. [5]
Последний набор компонентов — компоненты приобретения знаний — используются при получении новой информации . Эти компоненты выполняют задачи, которые включают в себя выборочный выбор релевантной информации из множества данных, часть из которых релевантна, а часть нерелевантна. Эти компоненты также можно использовать для выборочного объединения различных фрагментов собранной ими информации. Одаренные люди умеют использовать эти компоненты, поскольку они способны усваивать новую информацию с большей скоростью. [5]
Хотя Штернберг объясняет, что основные компоненты обработки информации, лежащие в основе трех частей его триархической теории, одинаковы, разные контексты и разные задачи требуют разных видов интеллекта. [6]
Компонентиально-аналитическая подтеория
[ редактировать ]Эта форма интеллекта ориентирована на академическую успеваемость. [1]
Штернберг связывал компонентную субтеорию с аналитической одаренностью . Это один из трех типов одаренности, которые признает Штернберг. Аналитическая одаренность помогает разбирать проблемы и видеть решения, которые редко встречаются. К сожалению, люди только этого типа не столь искусны в создании собственных уникальных идей. Эта форма одаренности подвергается испытаниям чаще всего. [5]
Экспериментально-творческая субтеория
[ редактировать ]Эта форма интеллекта фокусируется на «способности быть интеллектуально гибкими и инновационными». [1]
Эмпирическая субтеория является второй стадией триархической теории. На этом этапе в основном речь идет о том, насколько хорошо выполнено задание с учетом того, насколько оно знакомо. Штернберг разделяет роль опыта на две части: новизну и автоматизацию.
Новая ситуация – это ситуация , которая ранее не случалась. Люди, умеющие управлять новой ситуацией, могут взять задачу и найти новые способы ее решения, которые большинство людей не заметят. [5]
Процесс, который был автоматизирован, выполнялся несколько раз, и теперь его можно выполнить практически без каких-либо дополнительных размышлений. После автоматизации процесса его можно запускать параллельно с тем же или другими процессами. Проблема с новизной и автоматизацией заключается в том, что наличие навыков в одном компоненте не гарантирует, что вы обладаете навыками в другом. [5]
Эмпирическая подтеория также коррелирует с другим типом одаренности, предложенным Штернбергом. Синтетическая одаренность проявляется в творчестве , интуиции и изучении искусств . Людей с синтетической одаренностью не часто можно увидеть с самым высоким IQ , потому что в настоящее время не существует тестов, которые могли бы в достаточной степени измерить эти качества, но синтетическая одаренность особенно полезна для создания новых идей для создания и решения новых проблем. Штернберг также связал с синтетической одаренностью еще одну свою ученицу, «Барбару». Барбара не сдала экзамены для поступления в школу так же хорошо, как Алиса, но ее рекомендовали в Йельский университет из-за ее исключительных творческих и интуитивных способностей. Позже Барбара сыграла большую роль в создании новых идей для исследований. [5]
Практико-контекстуальная субтеория
[ редактировать ]Третья субтеория интеллекта Штернберга, называемая практической или контекстуальной, «имеет дело с умственной деятельностью, связанной с достижением соответствия контексту ». [3] Посредством трех процессов адаптации, формирования и отбора люди создают идеальное соответствие между собой и окружающей средой. Этот тип интеллекта часто называют «уличным умом».
Адаптация происходит, когда человек меняет себя, чтобы лучше приспособиться к окружающей среде. [4] Например, когда погода меняется и температура падает, люди адаптируются, надев дополнительные слои одежды, чтобы согреться.
Формирование происходит, когда человек меняет свое окружение, чтобы оно лучше соответствовало его потребностям. [4] Учитель может использовать новое правило поднятия рук для разговора, чтобы урок проходил с наименьшими возможными помехами.
Процесс отбора начинается, когда обнаруживается совершенно новая альтернативная среда, которая заменяет предыдущую, неудовлетворительную среду и отвечает целям человека. [4] Например, иммигранты оставляют свою жизнь на родине, где они переносят экономические и социальные трудности, и отправляются в другие страны в поисках лучшей и менее напряженной жизни.
Эффективность, с которой человек приспосабливается к своему окружению и справляется с повседневными ситуациями, отражает уровень интеллекта. Третий тип одаренности Штернберга, называемый практической одаренностью, предполагает способность применять синтетические и аналитические навыки в повседневных ситуациях. Практически одаренные люди превосходно способны добиться успеха в любых условиях. [5] Примером такого типа одаренности является «Селия». Селия не обладала выдающимися аналитическими или синтетическими способностями, но она «добилась больших успехов в понимании того, что ей нужно делать, чтобы добиться успеха в академической среде. Она знала, какие исследования ценятся, как поместить статьи в журналы, как произвести впечатление на людей на собеседованиях и тому подобное». [7] Контекстуальный интеллект Селии позволил ей использовать эти навыки с максимальной выгодой.
Штернберг также признает, что человек не ограничивается совершенством только в одном из этих трех видов интеллекта. Многие люди могут обладать интеграцией всех трех и иметь высокий уровень всех трех интеллектов.
Практический интеллект также является темой, затронутой Малкольмом Гладуэллом в его книге «Выбросы: история успеха» . [8]
Критика
[ редактировать ]Психолог Линда Готфредсон критикует неэмпирическую природу триархической теории. Кроме того, она утверждает, что абсурдно утверждать, что традиционные тесты интеллекта не измеряют практический интеллект, учитывая, что они показывают умеренную корреляцию с доходом, особенно в среднем возрасте, когда у людей был шанс достичь максимального карьерного потенциала, и даже более высокий уровень интеллекта. корреляция с профессиональным престижем и что тесты IQ предсказывают способность избежать тюрьмы и остаться в живых (все это квалифицируется как практический интеллект или « уличная смекалка »). [9] [10] Готфредсон утверждает, что то, что Штернберг называет практическим интеллектом, — это вовсе не широкий аспект познания, а просто определенный набор навыков, которым люди учатся справляться с конкретной средой (знания, специфичные для решения задачи).
Есть основания полагать, что определенные аспекты творчества (т.е. дивергентное мышление ) можно отделить от аналитического интеллекта и лучше объяснить когнитивным процессом исполнительного функционирования . [11] В частности, переключение задач предполагается, что и управление помехами играют важную роль в дивергентном мышлении. Более поздний метаанализ обнаружил лишь небольшую корреляцию между IQ и креативностью. [12]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Бергер, Кэтлин (12 мая 2014 г.). Развивающийся человек на протяжении всей жизни . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Worth Publishers, 2014. п. 610. ИСБН 978-1-4292-8381-6 .
- ^ «Человеческий интеллект — Когнитивно-контекстуальные теории | Британника» .
- ^ Jump up to: а б Штернберг 1985 , с. 45.
- ^ Jump up to: а б с д и Штернберг 1985 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Штернберг 1997 .
- ^ Штернберг и др. 2001 .
- ^ Штернберг 1997 , с. 44.
- ^ Малькольм Гладуэлл. Выбросы: история успеха.
- ^ Готфредсон, Л.С. (2003). «Анализ практической теории разведки: ее утверждения и доказательства» (PDF) . Интеллект . 31 (4): 343–397. дои : 10.1016/S0160-2896(02)00085-5 .
- ^ Готфредсон, Л.С. (2003). «Об ответе Штернберга Готфредсону » . Интеллект . 31 (4): 415–424. дои : 10.1016/S0160-2896(03)00024-2 .
- ^ Нусбаум Эмили С. (2011). «Действительно ли интеллект и креативность настолько разные? Подвижный интеллект, исполнительные процессы и использование стратегий в дивергентном мышлении» (PDF) . Интеллект . 39 (1): 36–45. дои : 10.1016/j.intell.2010.11.002 .
- ^ Ким 2005 .
Библиография
[ редактировать ]- Готфредсон Л. (2003). «Анализ практической теории разведки: ее утверждения и доказательства». Интеллект . 31 (4): 343–397. дои : 10.1016/s0160-2896(02)00085-5 .
- Штернберг, Р.Дж. (1985). За пределами IQ: триархическая теория интеллекта . Издательство Кембриджского университета.
- Штернберг, Р.Дж. (1997). «Триархический взгляд на одаренность: теория и практика». В Колеанджело; Дэвис (ред.). Справочник по обучению одарённых людей . стр. 43–53.
- Штернберг, Р.Дж.; Ноукс, К.; Гейсслер, В.; Принц, П.; Окатча, Ф.; Банди, округ Колумбия; Григоренке, Э.Л. (2001). «Взаимосвязь между академическим и практическим интеллектом: пример Кении». Интеллект . 29 (5): 401–418. дои : 10.1016/S0160-2896(01)00065-4 .
- Ким, К.Х. (2005). «Могут ли только умные люди быть творческими? Метаанализ». Журнал среднего образования для одаренных людей . 16 (2–3): 57. doi : 10.4219/jsge-2005-473 . S2CID 49475973 .