Jump to content

Триархическая теория интеллекта

Триархическая теория интеллекта или три формы интеллекта . [1] сформулированная психологом Робертом Штернбергом , направлена ​​на то, чтобы пойти против психометрического подхода к интеллекту и принять более когнитивный подход , который оставляет его в категории когнитивно-контекстуальных теорий. [2] Три метакомпонента также называются триархическими компонентами.

Определение человеческого интеллекта Штернбергом - это «(а) умственная деятельность, направленная на целенаправленную адаптацию, выбор и формирование реальной среды, имеющей отношение к его жизни». [3] Таким образом, Штернберг рассматривал интеллект как то, насколько хорошо человек справляется с изменениями окружающей среды на протяжении всей своей жизни. Теория Штернберга состоит из трех частей: компонентной, экспериментальной и практической.

Теория Штернберга с тех пор была расширена и развита в книге Сорена Каплана «Экспериментальный интеллект» .

Различные компоненты обработки информации

[ редактировать ]
Схема, иллюстрирующая одно испытание каждого пула стимулов в задаче Штернберга: буква, слово, объект, пространственный, решетка.

Штернберг связал работу ума с рядом компонентов. Эти компоненты он назвал метакомпонентами, компонентами производительности и компонентами приобретения знаний. [4]

Метакомпоненты это исполнительные процессы, используемые при решении проблем и принятии решений , которые включают в себя большую часть управления нашим разумом. Они говорят уму, как действовать. Метакомпоненты также иногда называют гомункулами . Гомункул — это вымышленный или метафорический «человек» внутри нашей головы, который контролирует наши действия и который часто рассматривается как вызывающий бесконечный регресс гомункулов, контролирующих друг друга. [4]

Следующий набор компонентов Штернберга, компоненты производительности , представляют собой процессы, которые фактически выполняют действия, диктуемые метакомпонентами. Это основные процессы, которые позволяют нам выполнять задачи, такие как восприятие проблем в нашей долговременной памяти , восприятие отношений между объектами и применение отношений к другому набору терминов. [5]

Последний набор компонентов — компоненты приобретения знаний — используются при получении новой информации . Эти компоненты выполняют задачи, которые включают в себя выборочный выбор релевантной информации из множества данных, часть из которых релевантна, а часть нерелевантна. Эти компоненты также можно использовать для выборочного объединения различных фрагментов собранной ими информации. Одаренные люди умеют использовать эти компоненты, поскольку они способны усваивать новую информацию с большей скоростью. [5]

Хотя Штернберг объясняет, что основные компоненты обработки информации, лежащие в основе трех частей его триархической теории, одинаковы, разные контексты и разные задачи требуют разных видов интеллекта. [6]

Компонентиально-аналитическая подтеория

[ редактировать ]

Эта форма интеллекта ориентирована на академическую успеваемость. [1]

Штернберг связывал компонентную субтеорию с аналитической одаренностью . Это один из трех типов одаренности, которые признает Штернберг. Аналитическая одаренность помогает разбирать проблемы и видеть решения, которые редко встречаются. К сожалению, люди только этого типа не столь искусны в создании собственных уникальных идей. Эта форма одаренности подвергается испытаниям чаще всего. [5]

Экспериментально-творческая субтеория

[ редактировать ]

Эта форма интеллекта фокусируется на «способности быть интеллектуально гибкими и инновационными». [1]

Эмпирическая субтеория является второй стадией триархической теории. На этом этапе в основном речь идет о том, насколько хорошо выполнено задание с учетом того, насколько оно знакомо. Штернберг разделяет роль опыта на две части: новизну и автоматизацию.

Новая ситуация – это ситуация , которая ранее не случалась. Люди, умеющие управлять новой ситуацией, могут взять задачу и найти новые способы ее решения, которые большинство людей не заметят. [5]

Процесс, который был автоматизирован, выполнялся несколько раз, и теперь его можно выполнить практически без каких-либо дополнительных размышлений. После автоматизации процесса его можно запускать параллельно с тем же или другими процессами. Проблема с новизной и автоматизацией заключается в том, что наличие навыков в одном компоненте не гарантирует, что вы обладаете навыками в другом. [5]

Эмпирическая подтеория также коррелирует с другим типом одаренности, предложенным Штернбергом. Синтетическая одаренность проявляется в творчестве , интуиции и изучении искусств . Людей с синтетической одаренностью не часто можно увидеть с самым высоким IQ , потому что в настоящее время не существует тестов, которые могли бы в достаточной степени измерить эти качества, но синтетическая одаренность особенно полезна для создания новых идей для создания и решения новых проблем. Штернберг также связал с синтетической одаренностью еще одну свою ученицу, «Барбару». Барбара не сдала экзамены для поступления в школу так же хорошо, как Алиса, но ее рекомендовали в Йельский университет из-за ее исключительных творческих и интуитивных способностей. Позже Барбара сыграла большую роль в создании новых идей для исследований. [5]

Практико-контекстуальная субтеория

[ редактировать ]

Третья субтеория интеллекта Штернберга, называемая практической или контекстуальной, «имеет дело с умственной деятельностью, связанной с достижением соответствия контексту ». [3] Посредством трех процессов адаптации, формирования и отбора люди создают идеальное соответствие между собой и окружающей средой. Этот тип интеллекта часто называют «уличным умом».

Адаптация происходит, когда человек меняет себя, чтобы лучше приспособиться к окружающей среде. [4] Например, когда погода меняется и температура падает, люди адаптируются, надев дополнительные слои одежды, чтобы согреться.

Формирование происходит, когда человек меняет свое окружение, чтобы оно лучше соответствовало его потребностям. [4] Учитель может использовать новое правило поднятия рук для разговора, чтобы урок проходил с наименьшими возможными помехами.

Процесс отбора начинается, когда обнаруживается совершенно новая альтернативная среда, которая заменяет предыдущую, неудовлетворительную среду и отвечает целям человека. [4] Например, иммигранты оставляют свою жизнь на родине, где они переносят экономические и социальные трудности, и отправляются в другие страны в поисках лучшей и менее напряженной жизни.

Эффективность, с которой человек приспосабливается к своему окружению и справляется с повседневными ситуациями, отражает уровень интеллекта. Третий тип одаренности Штернберга, называемый практической одаренностью, предполагает способность применять синтетические и аналитические навыки в повседневных ситуациях. Практически одаренные люди превосходно способны добиться успеха в любых условиях. [5] Примером такого типа одаренности является «Селия». Селия не обладала выдающимися аналитическими или синтетическими способностями, но она «добилась больших успехов в понимании того, что ей нужно делать, чтобы добиться успеха в академической среде. Она знала, какие исследования ценятся, как поместить статьи в журналы, как произвести впечатление на людей на собеседованиях и тому подобное». [7] Контекстуальный интеллект Селии позволил ей использовать эти навыки с максимальной выгодой.

Штернберг также признает, что человек не ограничивается совершенством только в одном из этих трех видов интеллекта. Многие люди могут обладать интеграцией всех трех и иметь высокий уровень всех трех интеллектов.

Практический интеллект также является темой, затронутой Малкольмом Гладуэллом в его книге «Выбросы: история успеха» . [8]

Психолог Линда Готфредсон критикует неэмпирическую природу триархической теории. Кроме того, она утверждает, что абсурдно утверждать, что традиционные тесты интеллекта не измеряют практический интеллект, учитывая, что они показывают умеренную корреляцию с доходом, особенно в среднем возрасте, когда у людей был шанс достичь максимального карьерного потенциала, и даже более высокий уровень интеллекта. корреляция с профессиональным престижем и что тесты IQ предсказывают способность избежать тюрьмы и остаться в живых (все это квалифицируется как практический интеллект или « уличная смекалка »). [9] [10] Готфредсон утверждает, что то, что Штернберг называет практическим интеллектом, — это вовсе не широкий аспект познания, а просто определенный набор навыков, которым люди учатся справляться с конкретной средой (знания, специфичные для решения задачи).

Есть основания полагать, что определенные аспекты творчества (т.е. дивергентное мышление ) можно отделить от аналитического интеллекта и лучше объяснить когнитивным процессом исполнительного функционирования . [11] В частности, переключение задач предполагается, что и управление помехами играют важную роль в дивергентном мышлении. Более поздний метаанализ обнаружил лишь небольшую корреляцию между IQ и креативностью. [12]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Бергер, Кэтлин (12 мая 2014 г.). Развивающийся человек на протяжении всей жизни . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Worth Publishers, 2014. п. 610. ИСБН  978-1-4292-8381-6 .
  2. ^ «Человеческий интеллект — Когнитивно-контекстуальные теории | Британника» .
  3. ^ Jump up to: а б Штернберг 1985 , с. 45.
  4. ^ Jump up to: а б с д и Штернберг 1985 .
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г Штернберг 1997 .
  6. ^ Штернберг и др. 2001 .
  7. ^ Штернберг 1997 , с. 44.
  8. ^ Малькольм Гладуэлл. Выбросы: история успеха.
  9. ^ Готфредсон, Л.С. (2003). «Анализ практической теории разведки: ее утверждения и доказательства» (PDF) . Интеллект . 31 (4): 343–397. дои : 10.1016/S0160-2896(02)00085-5 .
  10. ^ Готфредсон, Л.С. (2003). «Об ответе Штернберга Готфредсону » . Интеллект . 31 (4): 415–424. дои : 10.1016/S0160-2896(03)00024-2 .
  11. ^ Нусбаум Эмили С. (2011). «Действительно ли интеллект и креативность настолько разные? Подвижный интеллект, исполнительные процессы и использование стратегий в дивергентном мышлении» (PDF) . Интеллект . 39 (1): 36–45. дои : 10.1016/j.intell.2010.11.002 .
  12. ^ Ким 2005 .

Библиография

[ редактировать ]
  • Готфредсон Л. (2003). «Анализ практической теории разведки: ее утверждения и доказательства». Интеллект . 31 (4): 343–397. дои : 10.1016/s0160-2896(02)00085-5 .
  • Штернберг, Р.Дж. (1985). За пределами IQ: триархическая теория интеллекта . Издательство Кембриджского университета.
  • Штернберг, Р.Дж. (1997). «Триархический взгляд на одаренность: теория и практика». В Колеанджело; Дэвис (ред.). Справочник по обучению одарённых людей . стр. 43–53.
  • Штернберг, Р.Дж.; Ноукс, К.; Гейсслер, В.; Принц, П.; Окатча, Ф.; Банди, округ Колумбия; Григоренке, Э.Л. (2001). «Взаимосвязь между академическим и практическим интеллектом: пример Кении». Интеллект . 29 (5): 401–418. дои : 10.1016/S0160-2896(01)00065-4 .
  • Ким, К.Х. (2005). «Могут ли только умные люди быть творческими? Метаанализ». Журнал среднего образования для одаренных людей . 16 (2–3): 57. doi : 10.4219/jsge-2005-473 . S2CID   49475973 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cb4c96dd5be74c943a0d54396f6e5516__1687984320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cb/16/cb4c96dd5be74c943a0d54396f6e5516.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Triarchic theory of intelligence - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)