Jump to content

Когнитивная свобода

Когнитивная свобода , или «право на психическое самоопределение », — это свобода личности контролировать свои собственные психические процессы , познание и сознание . Утверждалось, что это является одновременно продолжением и принципом, лежащим в основе права на свободу мысли . [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] Хотя эта концепция была сформулирована относительно недавно, многие теоретики считают, что когнитивная свобода приобретает все большее значение, поскольку технологические достижения в нейробиологии позволяют постоянно расширять возможности непосредственного влияния на сознание. [9] [10] Когнитивная свобода не является признанным правом ни в одном международном договоре по правам человека , но получила ограниченный уровень признания в Соединенных Штатах и ​​считается принципом, лежащим в основе ряда признанных прав. [11]

Термин «когнитивная свобода» был придуман нейроэтиком Райем Сентентией и теоретиком права и юристом Ричардом Гленом Бойром , основателями и директорами некоммерческого Центра когнитивной свободы и этики (CCLE). [12] Сентенция и Буаре определяют когнитивную свободу как «право каждого человека мыслить независимо и автономно, использовать всю силу своего разума и использовать различные способы мышления». [13]

CCLE — это сеть ученых, занимающихся защитой свободы мысли в современном мире ускоряющихся нейротехнологий. Они стремятся разработать государственную политику, которая сохранит и укрепит свободу мысли, а также предложит рекомендации в отношении соответствующих разработок в области нейротехнологий, психофармакологии, когнитивных наук и права. [14]

Сентенция и Бойре задумали концепцию когнитивной свободы как ответ на растущую способность технологий контролировать и манипулировать когнитивными функциями и соответствующее увеличение необходимости обеспечивать индивидуальную когнитивную автономию и конфиденциальность. [15] Сентентия делит практическое применение когнитивной свободы на два принципа:

  1. Пока их поведение не подвергает опасности других, людей не следует принуждать против их воли использовать технологии, которые напрямую взаимодействуют с мозгом, или заставлять принимать определенные психоактивные препараты.
  2. До тех пор, пока они впоследствии не начнут вести себя, нанося вред другим, людям не следует запрещать или криминализировать использование новых психоактивных препаратов и технологий. [16]

Эти два аспекта когнитивной свободы напоминают Тимоти Лири «Две заповеди молекулярного века» из его книги «Политика экстази» 1968 года :

  1. Ты не должен изменять сознание ближнего твоего
  2. Ты не должен мешать своему ближнему изменять свое сознание. [17]

Таким образом, сторонники когнитивной свободы стремятся наложить на государства как негативные, так и позитивные обязательства: воздерживаться от несогласованного вмешательства в когнитивные процессы человека и позволить людям самостоятельно определять свое «внутреннее царство» и контролировать свое собственное психическое состояние. функции. [18]

Свобода от вмешательства

[ редактировать ]

Это первое обязательство - воздерживаться от вмешательства без согласия в когнитивные процессы человека - направлено на защиту людей от изменения или контроля их психических процессов без их согласия или ведома, «устанавливая защитную стену от нежелательных вторжений». [18] Продолжающиеся усовершенствования нейротехнологий , таких как транскраниальная магнитная стимуляция и электроэнцефалография (или «снятие отпечатков пальцев мозга»), а также фармакологии в виде селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (СИОЗС), ноотропов , модафинила и других психоактивных препаратов , продолжают повышать способность как контролировать, так и напрямую влиять на человеческое познание. [19] [20] [21] В результате многие теоретики подчеркнули важность признания когнитивной свободы, чтобы защитить людей от государства, использующего такие технологии для изменения психических процессов этих людей: «государствам необходимо запретить вторжение во внутреннюю сферу людей, доступ к их мыслям». , модулируя свои эмоции или манипулируя своими личными предпочтениями». [22] Эти конкретные этические проблемы, связанные с использованием нейробиологических технологий для вмешательства или вторжения в мозг, образуют области нейроэтики и нейроприватности . [23]

Этот элемент когнитивной свободы был поднят в связи с рядом санкционированных государством вмешательств в индивидуальное познание, от обязательного психиатрического «лечения» гомосексуалистов в США до 1970-х годов до назначения психоактивных препаратов без согласия и невольного введения в США психоактивных препаратов. граждан во время ЦРУ проекта MKUltra , к насильственному введению людям изменяющих сознание препаратов, чтобы сделать их способными предстать перед судом. [2] [24] Футурист и биоэтик Джордж Дворски , председатель правления Института этики и новых технологий, определил, что этот элемент когнитивной свободы имеет отношение к дебатам вокруг лечения состояний аутистического спектра . [25] юридического факультета Университета Дьюка Профессор Нита А. Фарахани также предложила законодательную защиту когнитивной свободы как способ обеспечения защиты от самообвинения, предусмотренной Пятой поправкой к Конституции США, в свете растущей способности доступа к человеческой памяти. . [26]

Хотя этот элемент когнитивной свободы часто определяется как свобода человека от вмешательства государства в человеческое познание, Ян Кристоф Бублиц и Рейнхард Меркель, среди других, предполагают, что когнитивная свобода также должна препятствовать вмешательству других, негосударственных субъектов в психическое «внутреннее царство» человека. ". [27] [28] Бублиц и Меркель предлагают ввести новое уголовное преступление, карающее «вмешательство, серьезно нарушающее психическую целостность другого человека путем подрыва психического контроля или использования ранее существовавшей умственной слабости». [28] Прямые вмешательства, которые снижают или ухудшают когнитивные способности, такие как память, концентрация и сила воли; изменить предпочтения, убеждения или поведенческие склонности; вызывать неадекватные эмоции; или нанести клинически идентифицируемые психические травмы, все это было бы prima facie недопустимо и подлежало бы уголовному преследованию. [29] Сентенция и Бойре также выразили обеспокоенность тем, что корпорации и другие негосударственные организации могут использовать новые нейротехнологии для изменения психических процессов людей без их согласия. [15] [27]

Свобода самоопределения

[ редактировать ]

Если первое обязательство направлено на защиту людей от вмешательства в когнитивные процессы со стороны государства, корпораций или других лиц, то второе обязательство направлено на то, чтобы гарантировать людям свободу изменять или улучшать свое собственное сознание. [27] Человек, который пользуется этим аспектом когнитивной свободы, имеет свободу изменять свои психические процессы любым способом, который он пожелает, будь то с помощью косвенных методов, таких как медитация , йога или молитва , или посредством прямого когнитивного вмешательства с помощью психоактивных препаратов или нейротехнологий .

Поскольку психотропные препараты являются мощным методом изменения когнитивных функций, многие сторонники когнитивной свободы также являются сторонниками реформы закона о наркотиках , утверждая, что « война с наркотиками » на самом деле является «войной с психическими состояниями». [30] CCLE, а также другие группы по защите когнитивной свободы, такие как Cognitive Liberty UK, лоббировали пересмотр и реформу закона о запрещенных наркотиках; Один из ключевых руководящих принципов CCLE заключается в том, что «правительства не должны криминально запрещать улучшение когнитивных функций или переживание любого психического состояния». [31] Призывы к реформированию ограничений на использование рецептурных препаратов, улучшающих когнитивные функции (также называемых «умными наркотиками» или ноотропами ), таких как прозак , риталин и аддералл, также раздавались на основании когнитивной свободы. [32]

Этот элемент когнитивной свободы также имеет большое значение для сторонников трансгуманистического движения , ключевым принципом которого является улучшение психических функций человека. Райе Сентенция подчеркнула важность когнитивной свободы в обеспечении свободы стремления к умственному совершенствованию человека, а также свободы выбора против улучшения. [33] Сентенция утверждает, что признание «права (а не) направлять, изменять или улучшать свои мыслительные процессы» жизненно важно для свободного применения новых нейротехнологий для улучшения человеческого познания и что существует нечто, выходящее за рамки нынешней концепции свободы мысли. нужный. [34] Сентентия утверждает, что «сила когнитивной свободы в том, что она защищает тех, кто хочет изменить свой мозг, но также и тех, кто этого не делает». [33]

Связь с признанными правами человека

[ редактировать ]

Когнитивная свобода в настоящее время не признана в качестве права человека ни одним международным договором по правам человека. [18] Хотя свобода мысли признана статьей 18 Всеобщей декларации прав человека (ВДПЧ), свободу мысли можно отличить от когнитивной свободы тем, что первая связана с защитой свободы человека думать все, что он хочет, тогда как когнитивная свобода озабочен защитой свободы человека думать так, как он хочет. [35] Когнитивная свобода направлена ​​на защиту права человека определять свое собственное состояние ума и быть свободным от внешнего контроля над своим состоянием ума, а не просто на защиту содержания мыслей человека. [36] Было высказано предположение, что отсутствие защиты когнитивной свободы в предыдущих документах по правам человека объяснялось относительным отсутствием технологий, способных напрямую влиять на психическую автономию во время создания основных договоров по правам человека. [27] Поскольку человеческий разум считался неуязвимым для прямого манипулирования, контроля или изменения, было сочтено ненужным явно защищать людей от нежелательного психического вмешательства. [22] Однако с учетом современных достижений нейробиологии и ожидания ее будущего развития утверждается, что такая экспресс-защита становится все более необходимой. [37]

Когнитивную свободу тогда можно рассматривать как расширение или «обновление» права на свободу мысли в его традиционном понимании. [33] Свободу мысли теперь следует понимать как включающую право определять свое психическое состояние, а также содержание своих мыслей. Однако вместо этого некоторые утверждают, что когнитивная свобода уже является неотъемлемой частью международной системы прав человека как принцип, лежащий в основе прав на свободу мысли, выражения и религии. [38] Свобода мыслить так, как вы пожелаете, является «необходимым предварительным условием этих гарантированных свобод». [36] Дэниел Уотерман и Кейси Уильям Хардисон утверждали, что когнитивная свобода имеет основополагающее значение для свободы мысли, поскольку она включает в себя способность получать определенные типы опыта, включая право испытывать измененные или необычные состояния сознания. [39] Было также высказано предположение, что когнитивную свободу можно рассматривать как часть неотъемлемого достоинства человека, признанного статьей 1 ВДПЧ. [38]

Однако большинство сторонников когнитивной свободы согласны с тем, что когнитивная свобода должна быть прямо признана как право человека, чтобы должным образом обеспечить защиту индивидуальной когнитивной автономии. [27] [40] [41]

По крайней мере, один ученый и сторонник когнитивной свободы, Кристоф Бублиц, использовал термин «свобода разума» для описания когнитивной свободы: «Вмешательства, изменяющие сознание, в первую очередь влияют на другое чувство свободы, свободу разума, концепцию, которая не получила большого внимания. хотя она должна причисляться к числу наиболее важных юридических и политических свобод… Эта свобода не часто рассматривается сама по себе, но должна быть признана и более полно развита перед лицом новых технологий, изменяющих сознание… Свобода мысли – это свобода человека использовать свои умственные способности по своему усмотрению, свободно от внешних помех и внутренних препятствий». [42] [43]

[ редактировать ]

В Соединенных Штатах

[ редактировать ]

Ричард Глен Бойр из Центра когнитивной свободы и этики подал amicus заключение в Верховный суд США по делу Селл против Соединенных Штатов , в котором Верховный суд исследовал, имеет ли суд полномочия выносить постановление о принудительном назначении антипсихотических препаратов. лекарства лицу, которое отказалось от такого лечения, с единственной целью сделать его способным предстать перед судом. [44] [45]

В Соединенном Королевстве

[ редактировать ]

В деле Р против Хардисона ответчик, обвиняемый по восьми пунктам Закона о злоупотреблении наркотиками 1971 года (MDA), включая производство ДМТ и ЛСД , утверждал, что когнитивная свобода гарантирована статьей 9 Европейской конвенции о правах человека. . [46] Хардисон утверждал, что «индивидуальный суверенитет над своей внутренней средой составляет самую суть того, что значит быть свободным», и что, поскольку психотропные препараты являются мощным методом изменения психического процесса человека, их запрет в соответствии с MDA противоречит статье 9. [47] Однако суд не согласился, назвав аргументы Хардисона «чемоданной защитой» и полагаясь на конвенции ООН по наркотикам и более раннее дело Р. против Тейлора , чтобы лишить Хардисона права подать апелляцию в вышестоящий суд. [48] Хардисон был признан виновным и приговорен к 20 годам тюремного заключения, но был освобожден 29 мая 2013 года после девяти лет тюремного заключения. [48]

Недавнее развитие нейробиологии увеличивает возможности контроля и влияния на определенные психические функции. [49] Риски, связанные с отменой ограничений на контролируемые препараты, улучшающие когнитивные функции, в том числе увеличение разрыва между теми, кто может позволить себе такое лечение, и теми, кто не может это сделать, заставили многих по-прежнему скептически относиться к мудрости признания когнитивной свободы как права. [50] Политический философ и Гарвардского университета профессор Майкл Дж. Сэндел , исследуя перспективы улучшения памяти , писал, что «некоторые, кто беспокоится об этике когнитивного улучшения, указывают на опасность создания двух классов людей – тех, кто имеет доступ к технологиям улучшения, и тех, кто имеет доступ к технологиям улучшения, и те, кому приходится довольствоваться неизмененной памятью, которая тускнеет с возрастом». [51]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Милль, Джон Стюарт (1859). О свободе .
  2. ^ Jump up to: а б Буаре, Ричард Глен (1999). «О когнитивной свободе (часть I)» . Журнал когнитивных свобод . 1 (1).
  3. ^ Буаре, Ричард Глен (2000). «О когнитивной свободе (Часть II)» . Журнал когнитивных свобод . 2 (1).
  4. ^ Буаре, Ричард Глен (2000). «О когнитивной свободе (часть III)» . Журнал когнитивных свобод . 2 (1).
  5. ^ Буаре, Ричард Глен (2002). «Джон Стюарт Милль и свобода опьянения» (PDF) . Независимый обзор . 7 (2): 253–258.
  6. ^ Сентенция, Рай (2004). «Нейроэтические соображения: когнитивная свобода и конвергентные технологии для улучшения человеческого познания». Анналы Нью-Йоркской академии наук . 1013 (1): 221–8. Бибкод : 2004NYASA1013..221S . дои : 10.1196/анналы.1305.014 . ПМИД   15194617 . S2CID   44354219 .
  7. ^ Уотерман, Дэниел (2013). Хардисон, Кейси Уильям (ред.). Энтеогены, общество и право: к политике сознания, автономии и ответственности . Книги Мелроуза. п. 18. ISBN  9781908645616 .
  8. ^ Бублиц, Ян Кристоф; Меркель, Рейнхард (2014). «Преступления против разума: о психических манипуляциях, вреде и праве человека на психическое самоопределение». Уголовное право и философия . 8:61 . doi : 10.1007/s11572-012-9172-y . S2CID   144449130 .
  9. ^ Уолш, Шарлотта (2010). «Наркотики и права человека: частные паллиативы, сакраментальные свободы и когнитивная свобода» (PDF) . Международный журнал по правам человека . 14 (3): 433. дои : 10.1080/13642980802704270 . S2CID   143908075 . Архивировано из оригинала (PDF) 8 февраля 2016 г. Проверено 16 мая 2015 г.
  10. ^ Бублиц, Ян Кристоф (2 апреля 2024 г.). «Как могла бы выглядеть Международная декларация по нейротехнологиям и правам человека: идеи, предложения, желания» . AJOB Нейронаука . 15 (2): 96–112. дои : 10.1080/21507740.2023.2270512 . ISSN   2150-7740 . ПМИД   37921859 .
  11. ^ Бублиц и Меркель, 60-1.
  12. ^ Сентентия, Рай (2013). «Свобода по замыслу: трансгуманистические ценности и когнитивная свобода». Трансгуманистический читатель: классические и современные очерки науки, технологий и философии человеческого будущего . Джон Уайли и сыновья. п. 356.
  13. ^ «Часто задаваемые вопросы — Центр когнитивной свободы и этики (CCLE)» . Центр когнитивной свободы и этики. 15 сентября 2003 г. Проверено 7 июня 2020 г.
  14. ^ "помня о свободе -" . www.cognitiveliberty.org . Проверено 7 июня 2024 г.
  15. ^ Jump up to: а б Мнение (2004), 223
  16. ^ Мнение (2004), 227
  17. ^ Лири, Тимоти (1968). Политика экстази . Беркли, Калифорния: Издательство Ronin. п. 95 . ISBN  1579510310 .
  18. ^ Jump up to: а б с Бублиц и Меркель, 60 лет
  19. ^ Мнение (2004), 223–224.
  20. ^ Блиц, Марк Джонатан (2010). «Свобода мысли для расширенного разума: когнитивное развитие и конституция» . Обзор закона штата Висконсин (1049): 1053–1055, 1058–1060.
  21. ^ Розен, Джеффри (11 марта 2007 г.). «Мозг на стенде» . Журнал Нью-Йорк Таймс . Проверено 3 мая 2014 г.
  22. ^ Jump up to: а б Бублиц и Меркель, 61 год
  23. ^ Роскис, Адина Л. (2015), «Чтение мыслей, обнаружение лжи и конфиденциальность», Клаузен, Йенс; Леви, Нил (ред.), Справочник по нейроэтике , Springer Нидерланды, стр. 679–695, doi : 10.1007/978-94-007-4707-4_123 , ISBN  9789400747074
  24. ^ Буаре, Ричард Глен (2002). Краткая информация Amicus Curiae Центра когнитивной свободы и этики в поддержку петиции, заархивированная 26 сентября 2018 г. в Wayback Machine , по делу Селл против Соединенных Штатов.
  25. ^ Дворский, Георгий. «Когнитивная свобода и право на собственный разум» . Институт этики и новых технологий . Проверено 3 мая 2014 г.
  26. ^ Фарахани, Нита (февраль 2012 г.). «Инкриминирующие мысли» . Стэнфордский юридический обзор . 64 : 405–406.
  27. ^ Jump up to: а б с д и Напиток, часть I
  28. ^ Jump up to: а б Бублиц и Меркель, 68 лет
  29. ^ Бублиц и Меркель, 68-70.
  30. ^ Буаре, Ричард Глен (2000). «О когнитивной свободе, часть II» . Журнал когнитивных свобод . 1 (2). Архивировано из оригинала 10 февраля 2017 г. Проверено 16 мая 2015 г.
  31. ^ «Помня о свободе» . Центр когнитивной свободы и этики . Проверено 7 июня 2024 г.
  32. ^ Блиц, 1058-1060 гг.
  33. ^ Jump up to: а б с Мнение (2013), 356
  34. ^ Мнение (2013), 355–6.
  35. Бублиц и Меркель, 64 года.
  36. ^ Jump up to: а б Напиток, часть вторая
  37. ^ Уолш 433
  38. ^ Jump up to: а б Бублиц и Меркель, 63 года
  39. ^ Уотерман, 345
  40. ^ Наконец, 405-6
  41. ^ Мнение (2004), 226–7.
  42. ^ Бублиц, Кристоф (февраль 2016 г.). «Нравственное совершенствование и психическая свобода» . Журнал прикладной философии . 33 (1): 88–106. дои : 10.1111/japp.12108 . ISSN   0264-3758 .
  43. ^ Бублиц, Кристоф (2015), Клаузен, Йенс; Леви, Нил (ред.), «Когнитивная свобода или международное право человека на свободу мысли» , Справочник по нейроэтике , Дордрехт: Springer Нидерланды, стр. 1309–1333, номер документа : 10.1007/978-94-007-4707-4_166 , ISBN  978-94-007-4707-4 , получено 7 июня 2024 г.
  44. ^ Буаре, Ричард Глен (2002). «Краткая информация Amicus Curiae Центра когнитивной свободы и этики в поддержку петиции по делу Селл против Соединенных Штатов». Архивировано 26 сентября 2018 г. на Wayback Machine.
  45. ^ Селл против США 539 США 166 (2003 г.)
  46. ^ Р против Хардисона [2007] 1 Cr App R (S) 37
  47. ^ Уолш, 433
  48. ^ Jump up to: а б Уолш, 437 лет
  49. ^ Сумаджо, Паоло; Маццокка, Марко; Джерола, Алессио; Ферро, Фульвио (01 ноября 2017 г.). «Когнитивная свобода. Первый шаг к декларации нейроправ человека» . Журнал BioLaw - Rivista di BioLaw (3): 27–45–45. ISSN   2284-4503 .
  50. ^ Блиц, 1063 г.
  51. ^ Сандел, Майкл Дж. (2007). Доводы против совершенства: этика в эпоху генной инженерии . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN  9780674036383 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 81b2fcd5fac7820c642e94e6d60ff473__1720224240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/81/73/81b2fcd5fac7820c642e94e6d60ff473.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cognitive liberty - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)