Jump to content

Интеллект и личность

Интеллект и личность традиционно изучались в психологии как отдельные сущности , но более поздние работы все больше оспаривают эту точку зрения. В последнее время все большее число исследований изучает взаимосвязь между интеллектом и личностью , в частности черты личности «Большой пятерки» .

Общие отношения

[ редактировать ]

Интеллект и личность имеют некоторые общие черты; например, они оба следуют относительно стабильному образцу на протяжении всей жизни и в некоторой степени детерминированы генетически. [1] [2] Кроме того, они оба являются важными предикторами различных результатов, таких как образовательные достижения, профессиональные результаты и здоровье. [3] [4] [5] [6] Традиционная точка зрения в психологии, согласно которой личность и интеллект следует изучать как строго отдельные сущности, оказалась под пристальным вниманием в свете современных исследований личности. [7]

Исторически психологи проводили жесткое различие между интеллектом и личностью, утверждая, что интеллект — это когнитивная черта, а личность — некогнитивная. Однако современные психологи утверждают, что интеллект и личность взаимосвязаны, отмечая, что черты личности, как правило, связаны с конкретными когнитивными моделями. Например, невротизм — это черта личности, связанная с размышлениями и навязчивыми размышлениями о возможных угрозах. [8] Точно так же приятность — это черта личности, связанная с вниманием к психическому состоянию других людей. [9] Тот факт, что IQ предсказывает производительность труда, академические достижения и здоровье, также может указывать на связь между интеллектом и личностью или стать основой для дальнейших исследований их взаимосвязи. [10] [11]

Рассматривая связи между интеллектом и личностью, возможно, стоит отметить, что они обычно не проверяются одинаковым образом. Интеллект оценивается с помощью тестов способностей (например, тестов IQ), тогда как личность оценивается с помощью анкет. Было высказано предположение, что интеллект должен отражать максимальную производительность человека , а личность должна отражать его типичное поведение . [12]

По чертам характера

[ редактировать ]

Открытость

[ редактировать ]

Открытость показывает самую сильную положительную связь с g (общим интеллектом) среди черт личности «Большой пятерки». Основные метааналитические оценки корреляций варьировались от 0,17 до 0,23. [13] [14] [15] Люди с высоким уровнем открытости получают удовольствие от обучения и предпочитают интеллектуально стимулирующую среду. Метааналитические исследования показывают, что открытость более тесно связана с кристаллизованным интеллектом ( r = 0,25 ), чем с подвижным интеллектом ( r = 0,17 ). [14]

Некоторые психологи недавно отметили, что предыдущие инструменты, используемые для измерения открытости, на самом деле оценивали два отличительных аспекта. Первый - это интеллект, который отражает интеллектуальную активность и воспринимаемый интеллект и отмечен идеями, а второй - это эмоции, которые отражают художественные и созерцательные качества, связанные с ощущением и восприятием, и характеризуются фантазией, эстетикой, чувствами и действиями. . [16] Интеллект более тесно связан с интеллектуальной деятельностью, чем с интересом к эстетике и фантазии. [14] На этом основании было обнаружено, что интеллект связан с нервной системой рабочей памяти, которая связана с g , тогда как открытость — нет. [17] Кроме того, согласно исследованию генетического поведения, интеллект генетически ближе к интеллекту, чем к открытости. [18]

Невротизм

[ редактировать ]

Невротизм имеет значимую отрицательную корреляцию с интеллектом. В ходе основных крупных метаанализов были получены корреляции около r = -09 . [13] [14] Существуют споры о том, в какой степени корреляция отражает существенные взаимоотношения или проблемы с измерением. Исследователи отметили, что невротизм коррелирует с тревожностью перед экзаменами . [19] [20] Это относится к психологическому стрессу, испытываемому людьми до или во время оценочной ситуации. [21] Таким образом, некоторые исследователи утверждают, что невротизм приводит к тревожности перед экзаменами и неудовлетворительным результатам когнитивных тестов. Однако другие исследователи утверждают, что тревожность перед экзаменами в основном случайна и вызвана невротизмом, контекстуальным давлением и более низкими когнитивными способностями. [14] [22]

По результатам лонгитюдного исследования, проведенного Gow et al., (2005), невротизм влияет на возрастное снижение интеллекта и существует небольшая отрицательная корреляция между невротизмом и изменением уровня IQ ( r = -. 18 ). [23] Хотя до сих пор остается спорным вопрос о том, снижает ли невротизм общий интеллект, это исследование предоставило некоторые ценные доказательства и направление для исследований. Кроме того, обнаружено некоторое взаимодействие между интеллектом и невротизмом. Лица с высоким уровнем нейротизма демонстрировали плохую работоспособность, здоровье и адаптацию только при низком уровне интеллекта. [24] Следовательно, интеллект может выступать в качестве буфера против негативных последствий невротизма у людей.

Добросовестность

[ редактировать ]

Связь между добросовестностью и интеллектом сложна и неопределенна. Некоторые исследователи предполагают, что люди с более низким уровнем интеллекта компенсируют более низкий уровень когнитивных способностей тем, что они более структурированы и трудолюбивы. [25] Хотя в некоторых исследованиях были получены отрицательные корреляции, [6] [25] [26] [13] [27] другие этого не сделали. [28] [29] В частности, метаанализ 214 исследований ( n = 120 885 ) выявил корреляцию r = -02 . [14] Метаанализ корреляций на уровне граней показал, что предпочтение порядка и самодисциплины может иметь небольшую отрицательную корреляцию, тогда как аспекты добросовестности, связанные с компетентностью, имеют небольшую положительную корреляцию с интеллектом. [14]

Более того, было обнаружено некоторое взаимодействие между добросовестностью и интеллектом. Было обнаружено, что добросовестность является более сильным предиктором безопасного поведения у людей с низким уровнем интеллекта, чем у людей с высоким уровнем. [30] Это взаимодействие также можно обнаружить в образовательных и профессиональных условиях в будущих исследованиях. Поэтому, условно говоря, рост либо совестливости, либо интеллекта может компенсировать недостаток другого.

Экстраверсия

[ редактировать ]

Большинство метаанализов не обнаружили корреляции между общей экстраверсией и интеллектом. [14] [15] [13] Существуют некоторые метааналитические данные, позволяющие предположить, что аспекты экстраверсии, связанные с напористостью, могут быть слегка положительно связаны с интеллектом, тогда как аспекты, связанные с общительностью, могут быть слегка отрицательно связаны с интеллектом. [31] [14]

Есть некоторые смягчающие переменные во взаимосвязи между экстраверсией и g, включая различия в инструментах оценки, возрасте выборок и сенсорной стимуляции; например, в выборках детей не было обнаружено значимой корреляции между экстраверсией и интеллектом. [32] [33] Более того, Бейтс и Рок (2004) использовали матрицы Равена и обнаружили, что экстраверты работают лучше, чем интроверты, при усилении слуховой стимуляции. [34] тогда как интроверты лучше всего работали в тишине. Этот результат согласуется с результатами Revelle et al. (1976). [35]

приятность

[ редактировать ]

Метааналитические исследования показывают, что приятность и интеллект не коррелируют. [29] [13] [14] Однако было обнаружено, что некоторые компоненты приятности связаны с интеллектом. Например, агрессия отрицательно связана с интеллектом ( r составляет около -0,20). [29] [36] [37] потому что неразумные люди могут испытывать большее разочарование, что может привести к агрессии [38] а агрессия и интеллект могут иметь общие биологические факторы. [39] Кроме того, было обнаружено, что эмоциональное восприятие и эмоциональное содействие, которые также являются компонентами приятности, в значительной степени коррелируют с интеллектом. [40] [41] Это может быть связано с тем, что эмоциональное восприятие и эмоциональное содействие являются компонентами эмоционального интеллекта , а некоторые исследователи обнаружили, что эмоциональный интеллект является фактором второго уровня g . [42] Точно так же метаанализ предполагает, что родственная черта честности и смирения также не коррелирует с интеллектом. [14]

  1. ^ Каспи, А. (2000). «Ребенок — отец мужчины: преемственность личности от детства к взрослой жизни». Журнал личности и социальной психологии . 78 (1): 158–172. CiteSeerX   10.1.1.589.3665 . дои : 10.1037/0022-3514.78.1.158 . ПМИД   10653512 .
  2. ^ Дорогой, Эй Джей; Уолли, Эл Джей; Леммон, Х.; Кроуфорд-младший; Старр, Дж. М. (2000). «Стабильность индивидуальных различий в умственных способностях от детства до старости: результаты шотландского исследования умственных способностей 1932 года». Интеллект . 28 (1): 49–55. дои : 10.1016/s0160-2896(99)00031-8 .
  3. ^ Баррик, MR; Маунт, МК (1991). «Большая пятерка личностных качеств и производительность труда: метаанализ». Психология персонала . 44 : 1–26. дои : 10.1111/j.1744-6570.1991.tb00688.x . S2CID   144689146 .
  4. ^ Кальвин, К.; Бэтти, Джорджия; Дорогой, Эй Джей (2011). Когнитивная эпидемиология: концепции, данные и будущие направления . Оксфорд: Уайли – Блэквелл.
  5. ^ Керн, М.; Фридман, Х. (2011). Личность и здоровье . Оксфорд: Уайли – Блэквелл.
  6. ^ Jump up to: а б Поропат, А. (2009). «Метаанализ пятифакторной модели личности и успеваемости». Психологический вестник . 135 (2): 322–338. дои : 10.1037/a0014996 . hdl : 10072/30324 . ПМИД   19254083 .
  7. ^ Кауфман, С.Б. (21 апреля 2014 г.). «Как IQ связан с личностью?» . Научный американец .
  8. ^ Нолан, ЮАР; Робертс, Дж. Э.; Готлиб, IH (1998). «Нейротизм и руминативный стиль ответа как предикторы изменения депрессивной симптоматики». Когнитивная терапия и исследования . 22 (5): 445–455. дои : 10.1023/а:1018769531641 . S2CID   15419457 .
  9. ^ Неттл, Д.; Лиддл, Б. (2008). «Приятность связана с социально-когнитивной, но не социально-перцептивной теорией разума». Европейский журнал личности . 22 (4): 323–335. CiteSeerX   10.1.1.594.7750 . дои : 10.1002/пер.672 . S2CID   51682037 .
  10. ^ Штернберг, Р.Дж.; Григоренко Е.Л. Общий фактор интеллекта: насколько он общий? . Махва: Нью-Джерси: Эрлбаум. стр. 331–380.
  11. ^ Готфредсон, Л.С.; Дорогой, Эй Джей (2004). «Разум предсказывает здоровье и долголетие, но почему?». Современные направления психологической науки . 13 : 1–4. дои : 10.1111/j.0963-7214.2004.01301001.x . S2CID   15176389 .
  12. ^ Кронбах, ЖЖ (1949). «Основы психологического тестирования». {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  13. ^ Jump up to: а б с д и Судья, Т.А.; Джексон, CL; Шоу, Джей Си; Скотт, бакалавр; Рич, Б.Л. (2007). «Самоэффективность и производительность труда: неотъемлемая роль индивидуальных различий». Журнал прикладной психологии . 92 (1): 107–127. дои : 10.1037/0021-9010.92.1.107 . ПМИД   17227155 .
  14. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Англим, Джероми; Данлоп, Патрик Д.; Ви, Серена; Хорвуд, Шэрон; Вуд, Джошуа К.; Марти, Эндрю (2022). «Личность и интеллект: метаанализ» . Психологический вестник . 148 (5–6): 301–336. дои : 10.1037/bul0000373 . hdl : 20.500.11937/89668 . ISSN   1939-1455 . S2CID   253344751 .
  15. ^ Jump up to: а б Станек, Кевин (2014). «Метаанализ личности и когнитивных способностей» . Кандидатская диссертация . hdl : 11299/201107 .
  16. ^ ДеЯнг, CG; Куилти, ЖК; Петерсон, Дж. Б. (2007). «Между гранями и доменами: 10 аспектов Большой пятерки». Журнал личности и социальной психологии . 93 (5): 880–896. дои : 10.1037/0022-3514.93.5.880 . ПМИД   17983306 . S2CID   8261816 .
  17. ^ ДеЯнг, CG; Шамош, Н.А.; Грин, А.Е.; Бравер, Т.С.; Грей, младший (2009). «Интеллект в отличие от открытости: различия, выявленные с помощью фМРТ рабочей памяти» . Журнал личности и социальной психологии . 97 (5): 883–892. дои : 10.1037/a0016615 . ПМК   2805551 . ПМИД   19857008 .
  18. ^ Уэйнрайт, Массачусетс; Райт, MJ; Лучано, М.; Геффен, генеральный менеджер; Мартин, Н.Г. (2008). «Генетическая ковариация среди аспектов открытости опыту и общих когнитивных способностей» (PDF) . Исследования близнецов и генетика человека . 11 (3): 275–286. дои : 10.1375/близнец.11.3.275 . hdl : 20.500.11820/142f022a-ee86-4c68-b327-7c73601f0e34 . ПМИД   18498206 . S2CID   9994912 .
  19. ^ Чаморро - Премьюзик, Т.; Ахметоглу, Г.; Фернем, А. (2008). «Немного больше, чем личность: черты, определяющие тестовую тревожность». Обучение и индивидуальные различия . 18 (2): 258–263. дои : 10.1016/j.lindif.2007.09.002 .
  20. ^ Вихертс, Дж. М.; Схолтен, А. (2010). «Тестовая тревога и достоверность когнитивных тестов: перспектива подтверждающего факторного анализа и некоторые эмпирические результаты». Интеллект . 38 : 169–178. дои : 10.1016/j.intell.2009.09.008 .
  21. ^ Цукерман, М.; Спилбергер, К.Д. Эмоции и тревога: новые концепции, методы и приложения . Нью-Йорк: Уайли. стр. 57–81.
  22. ^ Соммер, Маркус; Арендаси, Мартин Э. (01 января 2014 г.). «Сравнение различных объяснений влияния тестовой тревожности на результаты тестов респондентов» . Интеллект . 42 : 115–127. дои : 10.1016/j.intell.2013.11.003 . ISSN   0160-2896 .
  23. ^ Гоу, Эй Джей; Уайтман, MC; Патти, А.; Дорогой, Эй Джей (2005). «Интерфейс личности и интеллекта: выводы стареющей когорты». Личность и индивидуальные различия . 39 (4): 751–761. дои : 10.1016/j.paid.2005.01.028 .
  24. ^ Лейкас, С.; Мёкинен, С.; Л¨ Оннквист, Дж. Э.; Веркасало, М. (2009). «Когнитивные способности × Взаимодействие эмоциональной стабильности при адаптации». Европейский журнал личности . 23 (4): 329–342. дои : 10.1002/пер.711 . S2CID   145265142 .
  25. ^ Jump up to: а б Чаморро-Премузик, Т.; Мутафи Дж.; Фернем, А. (2005). «Взаимосвязь между личностными качествами, субъективно-оценочным и подвижным интеллектом». Личность и индивидуальные различия . 38 (7): 1517–1528. дои : 10.1016/j.paid.2004.09.018 .
  26. ^ Мутафи Дж.; Фернем, А.; Крамп, Дж. (2003). «Демографические и личностные предикторы интеллекта: исследование с использованием опросника личности NEO и индикатора типа Майерс-Бриггс». Европейский журнал личности . 17 : 79–94. дои : 10.1002/пер.471 . S2CID   143599504 .
  27. ^ Мутафи Дж.; Фернем, А.; Крамп, Дж. (2006). «Какие аспекты открытости и добросовестности предсказывают изменчивый уровень интеллекта?». Обучение и индивидуальные различия . 16 : 31–42. дои : 10.1016/j.lindif.2005.06.003 .
  28. ^ Остин =, Эй Джей; Дорогой, Эй Джей; Уайтман, MC; Фаукс, ФГР; Падерсен, Нидерланды; Рэббитт, П.; Бент, Н.; Макиннес, Л. (2002). «Отношения между способностями и личностью: способствует ли интеллект положительному воздействию на личную и социальную адаптацию?». Личность и индивидуальные различия . 32 (8): 1391–1411. дои : 10.1016/s0191-8869(01)00129-5 .
  29. ^ Jump up to: а б с Акерман, Польша; Хеггестад, Эд (1997). «Интеллект, личность и интересы: свидетельства совпадения черт». Психологический вестник . 121 (2): 219–245. дои : 10.1037/0033-2909.121.2.219 . ПМИД   9100487 .
  30. ^ Постлетуэйт, Б.; Роббинс, С.; Рикерсон, Дж.; Маккиннисс, Т. (2009). «Умеренность добросовестности когнитивными способностями при прогнозировании безопасного поведения на рабочем месте». Личность и индивидуальные различия . 47 (7): 711–716. дои : 10.1016/j.paid.2009.06.008 .
  31. ^ Вольф, МБ; Акерман, Польша (2005). «Экстраверсия и интеллект: метааналитическое исследование». Личность и индивидуальные различия . 39 (3): 531–542. дои : 10.1016/j.paid.2005.02.020 . hdl : 1853/9454 .
  32. ^ Роулингс, Д.; Скок, М. (1993). «Экстраверсия, предприимчивость и интеллект у детей». Личность и индивидуальные различия . 15 (4): 389–396. дои : 10.1016/0191-8869(93)90066-c .
  33. ^ Саклофске, Д.Х.; Костура, Д.Д. (1990). «Экстраверсия-интроверсия и интеллект». Личность и индивидуальные различия . 11 (6): 547–551. дои : 10.1016/0191-8869(90)90036-q .
  34. ^ Бейтс, ТК; Рок, А. (2004). «Личность и скорость обработки информации: независимое влияние на интеллектуальную деятельность». Интеллект . 32 (1): 33–46. дои : 10.1016/j.intell.2003.08.002 .
  35. ^ Ревель, В.; Амарал, П.; Террифф, С. (1976). «Интроверсия/экстраверсия, временной стресс и кофеин». Наука . 192 (4235): 149–150. дои : 10.1126/science.1257762 . ПМИД   1257762 .
  36. ^ ДеЯнг, CG; Петерсон, Дж. Б.; Сегин, младший; Пиль, Р.О.; Трамбле, RE (2008). «Экстернализация поведения и факторы высшего порядка Большой пятерки». Журнал аномальной психологии . 117 (4): 947–953. дои : 10.1037/a0013742 . ПМИД   19025240 . S2CID   14737521 .
  37. ^ Сеген-младший; Булерис, Б.; Харден, П.; Трамбле, RE; Пиль, Р.О. (1999). «Исполнительные функции и физическая агрессия после контроля синдрома дефицита внимания и гиперактивности, общей памяти и IQ». Журнал детской психологии и психиатрии . 40 (8): 1197–1208. CiteSeerX   10.1.1.565.303 . дои : 10.1111/1469-7610.00536 . ПМИД   10604398 .
  38. ^ Линам, ДР; Моффитт, TE; Стаутхамер-Лёбер, М. (1993). «Объяснение связи между IQ и правонарушениями: класс, раса, мотивация к экзаменам, неуспеваемость в школе или самоконтроль?». Журнал аномальной психологии . 102 (2): 187–196. дои : 10.1037/0021-843x.102.2.187 . ПМИД   8315131 .
  39. ^ ДеЯнг, CG; Петерсон, Дж. Б.; Сеген-младший; Мехия, Дж. М.; Пиль, Р.О.; Бейчман, Дж. Х.; Джайн, У.; Трамбле, RE; Кеннеди, Дж. Л.; Палмур, РМ (2006). «Ген рецептора дофамина D4 и умеренность связи между внешним поведением и IQ» . Архив общей психиатрии . 63 (12): 1410–1416. дои : 10.1001/archpsyc.63.12.1410 . ПМЦ   3283582 . ПМИД   17146015 .
  40. ^ Майер, доктор медицинских наук; Саловей, П.; Карузо, ДР (2004). «Эмоциональный интеллект: теория, выводы и последствия». Психологический опрос . 60 (3): 197–215. дои : 10.1207/s15327965pli1503_02 . S2CID   144415437 .
  41. ^ Майер, доктор медицинских наук; Саловей, П.; Карузо, ДР (2008). «Эмоциональный интеллект: новые способности или эклектичные черты?». Американский психолог . 63 (6): 503–517. CiteSeerX   10.1.1.453.6438 . дои : 10.1037/0003-066x.63.6.503 . ПМИД   18793038 .
  42. ^ Макканн, К.; Джозеф, Д.Л.; Ньюман, Д.А.; Робертс, Р.Д. (2014). «Эмоциональный интеллект - это фактор второго уровня интеллекта: данные иерархических и бифакторных моделей». Эмоция . 14 (2): 358–374. дои : 10.1037/a0034755 . ПМИД   24341786 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 65fae078209067c3a85da84cb2583ebe__1718179500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/65/be/65fae078209067c3a85da84cb2583ebe.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Intelligence and personality - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)