Интеллект и личность
Интеллект и личность традиционно изучались в психологии как отдельные сущности , но более поздние работы все больше оспаривают эту точку зрения. В последнее время все большее число исследований изучает взаимосвязь между интеллектом и личностью , в частности черты личности «Большой пятерки» .
Общие отношения
[ редактировать ]Интеллект и личность имеют некоторые общие черты; например, они оба следуют относительно стабильному образцу на протяжении всей жизни и в некоторой степени детерминированы генетически. [1] [2] Кроме того, они оба являются важными предикторами различных результатов, таких как образовательные достижения, профессиональные результаты и здоровье. [3] [4] [5] [6] Традиционная точка зрения в психологии, согласно которой личность и интеллект следует изучать как строго отдельные сущности, оказалась под пристальным вниманием в свете современных исследований личности. [7]
Исторически психологи проводили жесткое различие между интеллектом и личностью, утверждая, что интеллект — это когнитивная черта, а личность — некогнитивная. Однако современные психологи утверждают, что интеллект и личность взаимосвязаны, отмечая, что черты личности, как правило, связаны с конкретными когнитивными моделями. Например, невротизм — это черта личности, связанная с размышлениями и навязчивыми размышлениями о возможных угрозах. [8] Точно так же приятность — это черта личности, связанная с вниманием к психическому состоянию других людей. [9] Тот факт, что IQ предсказывает производительность труда, академические достижения и здоровье, также может указывать на связь между интеллектом и личностью или стать основой для дальнейших исследований их взаимосвязи. [10] [11]
Рассматривая связи между интеллектом и личностью, возможно, стоит отметить, что они обычно не проверяются одинаковым образом. Интеллект оценивается с помощью тестов способностей (например, тестов IQ), тогда как личность оценивается с помощью анкет. Было высказано предположение, что интеллект должен отражать максимальную производительность человека , а личность должна отражать его типичное поведение . [12]
По чертам характера
[ редактировать ]Открытость
[ редактировать ]Открытость показывает самую сильную положительную связь с g (общим интеллектом) среди черт личности «Большой пятерки». Основные метааналитические оценки корреляций варьировались от 0,17 до 0,23. [13] [14] [15] Люди с высоким уровнем открытости получают удовольствие от обучения и предпочитают интеллектуально стимулирующую среду. Метааналитические исследования показывают, что открытость более тесно связана с кристаллизованным интеллектом ( r = 0,25 ), чем с подвижным интеллектом ( r = 0,17 ). [14]
Некоторые психологи недавно отметили, что предыдущие инструменты, используемые для измерения открытости, на самом деле оценивали два отличительных аспекта. Первый - это интеллект, который отражает интеллектуальную активность и воспринимаемый интеллект и отмечен идеями, а второй - это эмоции, которые отражают художественные и созерцательные качества, связанные с ощущением и восприятием, и характеризуются фантазией, эстетикой, чувствами и действиями. . [16] Интеллект более тесно связан с интеллектуальной деятельностью, чем с интересом к эстетике и фантазии. [14] На этом основании было обнаружено, что интеллект связан с нервной системой рабочей памяти, которая связана с g , тогда как открытость — нет. [17] Кроме того, согласно исследованию генетического поведения, интеллект генетически ближе к интеллекту, чем к открытости. [18]
Невротизм
[ редактировать ]Невротизм имеет значимую отрицательную корреляцию с интеллектом. В ходе основных крупных метаанализов были получены корреляции около r = -09 . [13] [14] Существуют споры о том, в какой степени корреляция отражает существенные взаимоотношения или проблемы с измерением. Исследователи отметили, что невротизм коррелирует с тревожностью перед экзаменами . [19] [20] Это относится к психологическому стрессу, испытываемому людьми до или во время оценочной ситуации. [21] Таким образом, некоторые исследователи утверждают, что невротизм приводит к тревожности перед экзаменами и неудовлетворительным результатам когнитивных тестов. Однако другие исследователи утверждают, что тревожность перед экзаменами в основном случайна и вызвана невротизмом, контекстуальным давлением и более низкими когнитивными способностями. [14] [22]
По результатам лонгитюдного исследования, проведенного Gow et al., (2005), невротизм влияет на возрастное снижение интеллекта и существует небольшая отрицательная корреляция между невротизмом и изменением уровня IQ ( r = -. 18 ). [23] Хотя до сих пор остается спорным вопрос о том, снижает ли невротизм общий интеллект, это исследование предоставило некоторые ценные доказательства и направление для исследований. Кроме того, обнаружено некоторое взаимодействие между интеллектом и невротизмом. Лица с высоким уровнем нейротизма демонстрировали плохую работоспособность, здоровье и адаптацию только при низком уровне интеллекта. [24] Следовательно, интеллект может выступать в качестве буфера против негативных последствий невротизма у людей.
Добросовестность
[ редактировать ]Связь между добросовестностью и интеллектом сложна и неопределенна. Некоторые исследователи предполагают, что люди с более низким уровнем интеллекта компенсируют более низкий уровень когнитивных способностей тем, что они более структурированы и трудолюбивы. [25] Хотя в некоторых исследованиях были получены отрицательные корреляции, [6] [25] [26] [13] [27] другие этого не сделали. [28] [29] В частности, метаанализ 214 исследований ( n = 120 885 ) выявил корреляцию r = -02 . [14] Метаанализ корреляций на уровне граней показал, что предпочтение порядка и самодисциплины может иметь небольшую отрицательную корреляцию, тогда как аспекты добросовестности, связанные с компетентностью, имеют небольшую положительную корреляцию с интеллектом. [14]
Более того, было обнаружено некоторое взаимодействие между добросовестностью и интеллектом. Было обнаружено, что добросовестность является более сильным предиктором безопасного поведения у людей с низким уровнем интеллекта, чем у людей с высоким уровнем. [30] Это взаимодействие также можно обнаружить в образовательных и профессиональных условиях в будущих исследованиях. Поэтому, условно говоря, рост либо совестливости, либо интеллекта может компенсировать недостаток другого.
Экстраверсия
[ редактировать ]Большинство метаанализов не обнаружили корреляции между общей экстраверсией и интеллектом. [14] [15] [13] Существуют некоторые метааналитические данные, позволяющие предположить, что аспекты экстраверсии, связанные с напористостью, могут быть слегка положительно связаны с интеллектом, тогда как аспекты, связанные с общительностью, могут быть слегка отрицательно связаны с интеллектом. [31] [14]
Есть некоторые смягчающие переменные во взаимосвязи между экстраверсией и g, включая различия в инструментах оценки, возрасте выборок и сенсорной стимуляции; например, в выборках детей не было обнаружено значимой корреляции между экстраверсией и интеллектом. [32] [33] Более того, Бейтс и Рок (2004) использовали матрицы Равена и обнаружили, что экстраверты работают лучше, чем интроверты, при усилении слуховой стимуляции. [34] тогда как интроверты лучше всего работали в тишине. Этот результат согласуется с результатами Revelle et al. (1976). [35]
приятность
[ редактировать ]Метааналитические исследования показывают, что приятность и интеллект не коррелируют. [29] [13] [14] Однако было обнаружено, что некоторые компоненты приятности связаны с интеллектом. Например, агрессия отрицательно связана с интеллектом ( r составляет около -0,20). [29] [36] [37] потому что неразумные люди могут испытывать большее разочарование, что может привести к агрессии [38] а агрессия и интеллект могут иметь общие биологические факторы. [39] Кроме того, было обнаружено, что эмоциональное восприятие и эмоциональное содействие, которые также являются компонентами приятности, в значительной степени коррелируют с интеллектом. [40] [41] Это может быть связано с тем, что эмоциональное восприятие и эмоциональное содействие являются компонентами эмоционального интеллекта , а некоторые исследователи обнаружили, что эмоциональный интеллект является фактором второго уровня g . [42] Точно так же метаанализ предполагает, что родственная черта честности и смирения также не коррелирует с интеллектом. [14]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Каспи, А. (2000). «Ребенок — отец мужчины: преемственность личности от детства к взрослой жизни». Журнал личности и социальной психологии . 78 (1): 158–172. CiteSeerX 10.1.1.589.3665 . дои : 10.1037/0022-3514.78.1.158 . ПМИД 10653512 .
- ^ Дорогой, Эй Джей; Уолли, Эл Джей; Леммон, Х.; Кроуфорд-младший; Старр, Дж. М. (2000). «Стабильность индивидуальных различий в умственных способностях от детства до старости: результаты шотландского исследования умственных способностей 1932 года». Интеллект . 28 (1): 49–55. дои : 10.1016/s0160-2896(99)00031-8 .
- ^ Баррик, MR; Маунт, МК (1991). «Большая пятерка личностных качеств и производительность труда: метаанализ». Психология персонала . 44 : 1–26. дои : 10.1111/j.1744-6570.1991.tb00688.x . S2CID 144689146 .
- ^ Кальвин, К.; Бэтти, Джорджия; Дорогой, Эй Джей (2011). Когнитивная эпидемиология: концепции, данные и будущие направления . Оксфорд: Уайли – Блэквелл.
- ^ Керн, М.; Фридман, Х. (2011). Личность и здоровье . Оксфорд: Уайли – Блэквелл.
- ^ Jump up to: а б Поропат, А. (2009). «Метаанализ пятифакторной модели личности и успеваемости». Психологический вестник . 135 (2): 322–338. дои : 10.1037/a0014996 . hdl : 10072/30324 . ПМИД 19254083 .
- ^ Кауфман, С.Б. (21 апреля 2014 г.). «Как IQ связан с личностью?» . Научный американец .
- ^ Нолан, ЮАР; Робертс, Дж. Э.; Готлиб, IH (1998). «Нейротизм и руминативный стиль ответа как предикторы изменения депрессивной симптоматики». Когнитивная терапия и исследования . 22 (5): 445–455. дои : 10.1023/а:1018769531641 . S2CID 15419457 .
- ^ Неттл, Д.; Лиддл, Б. (2008). «Приятность связана с социально-когнитивной, но не социально-перцептивной теорией разума». Европейский журнал личности . 22 (4): 323–335. CiteSeerX 10.1.1.594.7750 . дои : 10.1002/пер.672 . S2CID 51682037 .
- ^ Штернберг, Р.Дж.; Григоренко Е.Л. Общий фактор интеллекта: насколько он общий? . Махва: Нью-Джерси: Эрлбаум. стр. 331–380.
- ^ Готфредсон, Л.С.; Дорогой, Эй Джей (2004). «Разум предсказывает здоровье и долголетие, но почему?». Современные направления психологической науки . 13 : 1–4. дои : 10.1111/j.0963-7214.2004.01301001.x . S2CID 15176389 .
- ^ Кронбах, ЖЖ (1949). «Основы психологического тестирования».
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Jump up to: а б с д и Судья, Т.А.; Джексон, CL; Шоу, Джей Си; Скотт, бакалавр; Рич, Б.Л. (2007). «Самоэффективность и производительность труда: неотъемлемая роль индивидуальных различий». Журнал прикладной психологии . 92 (1): 107–127. дои : 10.1037/0021-9010.92.1.107 . ПМИД 17227155 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Англим, Джероми; Данлоп, Патрик Д.; Ви, Серена; Хорвуд, Шэрон; Вуд, Джошуа К.; Марти, Эндрю (2022). «Личность и интеллект: метаанализ» . Психологический вестник . 148 (5–6): 301–336. дои : 10.1037/bul0000373 . hdl : 20.500.11937/89668 . ISSN 1939-1455 . S2CID 253344751 .
- ^ Jump up to: а б Станек, Кевин (2014). «Метаанализ личности и когнитивных способностей» . Кандидатская диссертация . hdl : 11299/201107 .
- ^ ДеЯнг, CG; Куилти, ЖК; Петерсон, Дж. Б. (2007). «Между гранями и доменами: 10 аспектов Большой пятерки». Журнал личности и социальной психологии . 93 (5): 880–896. дои : 10.1037/0022-3514.93.5.880 . ПМИД 17983306 . S2CID 8261816 .
- ^ ДеЯнг, CG; Шамош, Н.А.; Грин, А.Е.; Бравер, Т.С.; Грей, младший (2009). «Интеллект в отличие от открытости: различия, выявленные с помощью фМРТ рабочей памяти» . Журнал личности и социальной психологии . 97 (5): 883–892. дои : 10.1037/a0016615 . ПМК 2805551 . ПМИД 19857008 .
- ^ Уэйнрайт, Массачусетс; Райт, MJ; Лучано, М.; Геффен, генеральный менеджер; Мартин, Н.Г. (2008). «Генетическая ковариация среди аспектов открытости опыту и общих когнитивных способностей» (PDF) . Исследования близнецов и генетика человека . 11 (3): 275–286. дои : 10.1375/близнец.11.3.275 . hdl : 20.500.11820/142f022a-ee86-4c68-b327-7c73601f0e34 . ПМИД 18498206 . S2CID 9994912 .
- ^ Чаморро - Премьюзик, Т.; Ахметоглу, Г.; Фернем, А. (2008). «Немного больше, чем личность: черты, определяющие тестовую тревожность». Обучение и индивидуальные различия . 18 (2): 258–263. дои : 10.1016/j.lindif.2007.09.002 .
- ^ Вихертс, Дж. М.; Схолтен, А. (2010). «Тестовая тревога и достоверность когнитивных тестов: перспектива подтверждающего факторного анализа и некоторые эмпирические результаты». Интеллект . 38 : 169–178. дои : 10.1016/j.intell.2009.09.008 .
- ^ Цукерман, М.; Спилбергер, К.Д. Эмоции и тревога: новые концепции, методы и приложения . Нью-Йорк: Уайли. стр. 57–81.
- ^ Соммер, Маркус; Арендаси, Мартин Э. (01 января 2014 г.). «Сравнение различных объяснений влияния тестовой тревожности на результаты тестов респондентов» . Интеллект . 42 : 115–127. дои : 10.1016/j.intell.2013.11.003 . ISSN 0160-2896 .
- ^ Гоу, Эй Джей; Уайтман, MC; Патти, А.; Дорогой, Эй Джей (2005). «Интерфейс личности и интеллекта: выводы стареющей когорты». Личность и индивидуальные различия . 39 (4): 751–761. дои : 10.1016/j.paid.2005.01.028 .
- ^ Лейкас, С.; Мёкинен, С.; Л¨ Оннквист, Дж. Э.; Веркасало, М. (2009). «Когнитивные способности × Взаимодействие эмоциональной стабильности при адаптации». Европейский журнал личности . 23 (4): 329–342. дои : 10.1002/пер.711 . S2CID 145265142 .
- ^ Jump up to: а б Чаморро-Премузик, Т.; Мутафи Дж.; Фернем, А. (2005). «Взаимосвязь между личностными качествами, субъективно-оценочным и подвижным интеллектом». Личность и индивидуальные различия . 38 (7): 1517–1528. дои : 10.1016/j.paid.2004.09.018 .
- ^ Мутафи Дж.; Фернем, А.; Крамп, Дж. (2003). «Демографические и личностные предикторы интеллекта: исследование с использованием опросника личности NEO и индикатора типа Майерс-Бриггс». Европейский журнал личности . 17 : 79–94. дои : 10.1002/пер.471 . S2CID 143599504 .
- ^ Мутафи Дж.; Фернем, А.; Крамп, Дж. (2006). «Какие аспекты открытости и добросовестности предсказывают изменчивый уровень интеллекта?». Обучение и индивидуальные различия . 16 : 31–42. дои : 10.1016/j.lindif.2005.06.003 .
- ^ Остин =, Эй Джей; Дорогой, Эй Джей; Уайтман, MC; Фаукс, ФГР; Падерсен, Нидерланды; Рэббитт, П.; Бент, Н.; Макиннес, Л. (2002). «Отношения между способностями и личностью: способствует ли интеллект положительному воздействию на личную и социальную адаптацию?». Личность и индивидуальные различия . 32 (8): 1391–1411. дои : 10.1016/s0191-8869(01)00129-5 .
- ^ Jump up to: а б с Акерман, Польша; Хеггестад, Эд (1997). «Интеллект, личность и интересы: свидетельства совпадения черт». Психологический вестник . 121 (2): 219–245. дои : 10.1037/0033-2909.121.2.219 . ПМИД 9100487 .
- ^ Постлетуэйт, Б.; Роббинс, С.; Рикерсон, Дж.; Маккиннисс, Т. (2009). «Умеренность добросовестности когнитивными способностями при прогнозировании безопасного поведения на рабочем месте». Личность и индивидуальные различия . 47 (7): 711–716. дои : 10.1016/j.paid.2009.06.008 .
- ^ Вольф, МБ; Акерман, Польша (2005). «Экстраверсия и интеллект: метааналитическое исследование». Личность и индивидуальные различия . 39 (3): 531–542. дои : 10.1016/j.paid.2005.02.020 . hdl : 1853/9454 .
- ^ Роулингс, Д.; Скок, М. (1993). «Экстраверсия, предприимчивость и интеллект у детей». Личность и индивидуальные различия . 15 (4): 389–396. дои : 10.1016/0191-8869(93)90066-c .
- ^ Саклофске, Д.Х.; Костура, Д.Д. (1990). «Экстраверсия-интроверсия и интеллект». Личность и индивидуальные различия . 11 (6): 547–551. дои : 10.1016/0191-8869(90)90036-q .
- ^ Бейтс, ТК; Рок, А. (2004). «Личность и скорость обработки информации: независимое влияние на интеллектуальную деятельность». Интеллект . 32 (1): 33–46. дои : 10.1016/j.intell.2003.08.002 .
- ^ Ревель, В.; Амарал, П.; Террифф, С. (1976). «Интроверсия/экстраверсия, временной стресс и кофеин». Наука . 192 (4235): 149–150. дои : 10.1126/science.1257762 . ПМИД 1257762 .
- ^ ДеЯнг, CG; Петерсон, Дж. Б.; Сегин, младший; Пиль, Р.О.; Трамбле, RE (2008). «Экстернализация поведения и факторы высшего порядка Большой пятерки». Журнал аномальной психологии . 117 (4): 947–953. дои : 10.1037/a0013742 . ПМИД 19025240 . S2CID 14737521 .
- ^ Сеген-младший; Булерис, Б.; Харден, П.; Трамбле, RE; Пиль, Р.О. (1999). «Исполнительные функции и физическая агрессия после контроля синдрома дефицита внимания и гиперактивности, общей памяти и IQ». Журнал детской психологии и психиатрии . 40 (8): 1197–1208. CiteSeerX 10.1.1.565.303 . дои : 10.1111/1469-7610.00536 . ПМИД 10604398 .
- ^ Линам, ДР; Моффитт, TE; Стаутхамер-Лёбер, М. (1993). «Объяснение связи между IQ и правонарушениями: класс, раса, мотивация к экзаменам, неуспеваемость в школе или самоконтроль?». Журнал аномальной психологии . 102 (2): 187–196. дои : 10.1037/0021-843x.102.2.187 . ПМИД 8315131 .
- ^ ДеЯнг, CG; Петерсон, Дж. Б.; Сеген-младший; Мехия, Дж. М.; Пиль, Р.О.; Бейчман, Дж. Х.; Джайн, У.; Трамбле, RE; Кеннеди, Дж. Л.; Палмур, РМ (2006). «Ген рецептора дофамина D4 и умеренность связи между внешним поведением и IQ» . Архив общей психиатрии . 63 (12): 1410–1416. дои : 10.1001/archpsyc.63.12.1410 . ПМЦ 3283582 . ПМИД 17146015 .
- ^ Майер, доктор медицинских наук; Саловей, П.; Карузо, ДР (2004). «Эмоциональный интеллект: теория, выводы и последствия». Психологический опрос . 60 (3): 197–215. дои : 10.1207/s15327965pli1503_02 . S2CID 144415437 .
- ^ Майер, доктор медицинских наук; Саловей, П.; Карузо, ДР (2008). «Эмоциональный интеллект: новые способности или эклектичные черты?». Американский психолог . 63 (6): 503–517. CiteSeerX 10.1.1.453.6438 . дои : 10.1037/0003-066x.63.6.503 . ПМИД 18793038 .
- ^ Макканн, К.; Джозеф, Д.Л.; Ньюман, Д.А.; Робертс, Р.Д. (2014). «Эмоциональный интеллект - это фактор второго уровня интеллекта: данные иерархических и бифакторных моделей». Эмоция . 14 (2): 358–374. дои : 10.1037/a0034755 . ПМИД 24341786 .