приятность

Доброжелательность — это черта личности , относящаяся к людям, которых воспринимают как добрых, отзывчивых , готовых к сотрудничеству , теплых, честных и внимательных. [1] [2] В психологии личности приятность является одним из пяти основных измерений структуры личности, отражающим индивидуальные различия в сотрудничестве и социальной гармонии. [3]
Люди, которые набирают высокие баллы по шкале приятности, чутки и альтруистичны , тогда как люди с низким уровнем приятности склонны к эгоистическому , конкурентному поведению и отсутствию сочувствия. [4] Те, у кого очень низкие показатели приятности, могут проявлять тенденции темной триады , такие как нарциссическое , антисоциальное и манипулятивное поведение. [5]
Доброжелательность считается высшей чертой, то есть представляет собой группу субчерт личности, которые статистически группируются вместе. Черты более низкого уровня, или грани , которые сгруппированы под приятностью: доверие , прямота , альтруизм , уступчивость , скромность и нежность . [6]
История
[ редактировать ]Раннее исследование черт
[ редактировать ]Как и в случае со всеми личностными качествами «большой пятерки» , корни современной концепции приятности можно проследить в исследовании 1936 года, проведенном Гордоном Олпортом и Генри С. Одбертом. [7] Через семь лет после этого исследования Рэймонд Кеттелл опубликовал кластерный анализ тысяч слов, связанных с личностью, выявленных Олпортом и Одбертом. [8] Кластеры, выявленные в этом исследовании, послужили основой для дальнейших попыток Кеттелла выявить фундаментальные, универсальные факторы человеческой личности. [9] В конечном итоге Кеттелл определил 16 личностных факторов (16PF) посредством факторного анализа . Дальнейший факторный анализ выявил пять факторов более высокого порядка, или «глобальных», которые охватывают эти 16. [10] Хотя Кеттелл назвал его «независимостью», один из глобальных факторов, выявленных в опроснике 16PF, был ранним предшественником современной концепции приятности. [11]
Большая пятерка
[ редактировать ]Доброжелательность в пятифакторной модели личности чаще всего измеряется по самоотчетам, хотя также можно использовать отчеты коллег и наблюдение третьих лиц. Показатели самоотчета являются либо лексическими, либо лексическими. [2] или на основании заявлений . [12] Какая мера используется, зависит от оценки психометрических свойств. [ нечеткий ] а также временные и пространственные ограничения проводимого исследования.
Лексические меры используют отдельные прилагательные, которые отражают черты приятности или неприятности, такие как отзывчивый, отзывчивый, теплый, внимательный, резкий, недобрый, грубый. Слова, обозначающие неприятность, закодированы в обратном порядке. Гольдберг (1992) [13] разработал меру из 20 слов как часть своих маркеров «Большой пятерки» из 100 слов, а Сосье (1994) [14] разработал более краткую меру из 8 слов как часть своих мини-маркеров из 40 слов. Томпсон (2008) [2] пересмотрели эти маркеры, чтобы разработать показатель из 40 слов с лучшими психометрическими свойствами как в американском, так и в неамериканском населении: международные мини-маркеры английского языка. Эта краткая мера имеет хорошую внутренней согласованности. надежность [ жаргон ] и другие возможности для оценки приятности и других пятифакторных параметров личности как внутри американского населения, так и, особенно, за его пределами. внутренней согласованности Надежность показателя приятности для носителей английского языка составляет 0,86, а для неносителей английского языка - 0,80.
Меры утверждения, как правило, включают больше слов и, следовательно, занимают больше места для исследовательских инструментов, чем лексические меры. Респондентов спрашивают, в какой степени они, например, [находятся] в хороших отношениях практически со всеми , [не] интересуются проблемами других людей или [со]сочувствуют чувствам других людей . [12]
Кеттелла Факторный аналитический подход , направленный на выявление универсальных структур личности. [ нужны разъяснения ] , вдохновил на множество исследований в течение десятилетий после появления 16PF. Используя оригинальные кластеры Кеттелла, 16PF, и оригинальные данные, несколько исследователей за этот период независимо друг от друга разработали пятифакторную модель личности. С начала 1960-х годов эти исследования обычно включали фактор, называемый «приятность» или «коммуникабельность». [11] [15] Несмотря на неоднократное повторение пяти стабильных факторов личности после новаторской работы Кеттелла, эта концепция начала доминировать в исследованиях личности только в начале 1980-х годов благодаря работе Льюиса Голдберга . Используя лексические исследования, аналогичные исследованиям Олпорта и Одберта, Голдберг выбрал термин «большая пятерка», чтобы отразить огромное количество терминов, связанных с личностью, охватываемых каждым из этих пяти различных факторов. [11] Один из них, приятность, определялся рядом слов, связанных с личностью, подобных тем, которые присутствовали в более ранних и более поздних проявлениях конструкции; примеры включают «дружелюбный», «добродушный», «сотруднический», «доверчивый», «заботливый», «общительный» и «внимательный». [16] [17]
НЕО ПИ
[ редактировать ]Начиная с 1970-х годов Пол Коста и Роберт МакКрэй начали исследовать разработку методов оценки личности на основе факторных моделей. Начав с кластерного анализа 16PF Кеттелла, Коста и МакКрэй первоначально остановились на трехфакторной модели личности. Этими тремя факторами были невротизм (против эмоциональной стабильности), экстраверсия (против интроверсии) и открытость (против закрытости) опыту, что привело к появлению аббревиатуры «NEO». [18] Из-за сходства между своим трехфакторным опросником личности NEO и «Большой пятеркой» Голдберга Коста и МакКрэй начали разрабатывать шкалы для оценки покладистости и добросовестности в начале 1980-х годов. [11] Кульминацией этой работы стала публикация в 1985 году первого руководства NEO PI, основанного на полной пятифакторной модели . [19] Хотя это и ознаменовало появление приятности в NEO PI, Коста и МакКрэй еще семь лет работали над выявлением и разработкой аспектов, включающих этот фактор в пересмотренном опроснике личности NEO . [20]
Фасеты NEO PI
[ редактировать ]В NEO PI каждый из пяти факторов, выявленных Костой и Маккреем, отождествляется с шестью чертами более низкого уровня. Черты более низкого уровня, относящиеся к приятности, известные как фасеты , были впервые представлены в 1992 году, когда была опубликована пересмотренная версия NEO PI. Согласно современному NEO PI-R, шестью гранями приятности являются: доверие, прямота, альтруизм, уступчивость, скромность и нежность. [6]
Доверять
[ редактировать ]Доверие рассматривается как важная особенность психосоциального развития, теории личности и народных психологических концепций личности. [21] Люди с высокими показателями доверия обычно считают намерения других доброжелательными и могут быть наивными , если довести их до крайности. Те, кто имеет низкий балл по этому аспекту, склонны быть циничными и параноиками и считают других подозрительными, нечестными или опасными.
Прямолинейность
[ редактировать ]Прямолинейность — это качество быть прямым, открытым и честным в общении с другими. Несмотря на долгую историю моральной философии , прямолинейность не так важна для теории личности, как другие аспекты приятности. [21] Те, кто имеет высокие показатели прямолинейности, склонны взаимодействовать с другими прямо и честно. Люди с низкими показателями менее прямолинейны, склонны к самоконтролю и более сдержанны. Те, у кого низкий балл по этому аспекту, также склонны к высокому уровню макиавеллизма , лживы или манипулируют другими. [22] Прямолинейность аналогична параметру межличностного круга, называемому «простодушие против расчетливости». [21] По мнению Майкла К. Эштона и Кибеома Ли, прямолинейность аналогична аспекту честности-смирения в модели HEXACO . [23]
Альтруизм
[ редактировать ]Подобно альтруизму животных и этическому альтруизму , этот аспект определяется мерами самоотверженности, самопожертвования, щедрости, а также внимания, вежливости и заботы о других. [21] Альтруизм похож на концепцию социального интереса Альфреда Адлера , которая представляет собой тенденцию направлять свои действия на улучшение общества. [24] как «личный интерес» Люди с низким уровнем альтруизма склонны быть невежливыми, эгоистичными или жадными — такая модель поведения известна в психологии Адлера .
Согласие
[ редактировать ]Как аспект согласия, уступчивость определяется как типичная реакция человека на конфликт. Те, кто набирает высокие баллы по уступчивости, как правило, кротки и мягки и предпочитают сотрудничество или уважение как средство разрешения конфликта. Люди с низкими показателями, как правило, агрессивны, враждебны, склонны к соперничеству, сварливы и мстительны. [21]
Скромность
[ редактировать ]В то время как доверие, прямота, альтруизм и уступчивость относятся к межличностному или социальному поведению, скромность относится к самооценке человека . Те, у кого высокие показатели скромности, как правило, скромны и ориентированы на других, в то время как люди с низкими показателями, как правило, высокомерны, показушны и самовозвеличиваются. [21] Низкая скромность иначе известна как тщеславие или нарциссизм и, в крайних случаях, может проявляться как нарциссическое расстройство личности или истерическое расстройство личности . [25] Скромность , иначе известная как «смирение» в пересмотренном опроснике личности NEO , напоминает аспект смирения честности-смирения в модели HEXACO . [23]
Нежность
[ редактировать ]Нежность определяется как степень, в которой суждения и отношения человека определяются эмоциями. Этот термин , придуманный Уильямом Джеймсом , также широко использовался в ранних версиях 16PF. [21] Нежность определяется прежде всего сочувствием [26] и соответствует шкале «симпатии» Международного пула личностных качеств . [27] Напротив, «жёсткий характер» — это черта, связанная с психотизмом в личностном опроснике Айзенка . [28]
Эквиваленты в психобиологических моделях
[ редактировать ]Каждая из моделей, основанных на психобиологических теориях личности, включает в себя фактор, аналогичный приятности. В Клонинджера «Описи темперамента и характера» черта характера, известная как склонность к сотрудничеству, очень похожа на доброжелательность и положительно коррелирует с ней. [29] Цукермана В альтернативной пяти модели личности черта, известная как агрессия-враждебность, обратно пропорциональна приятности. [30]
Модель ГЕКСАКО
[ редактировать ]Чтобы решить проблему отсутствия показателей темной триады (т.е. нарциссизма , макиавеллизма и психопатии ), Майкл Эштон и Кибеом Ли предложили добавить шестой фактор к пятифакторной модели. [31] Подтверждено психолексическими исследованиями, аналогичными тем, которые использовались при разработке пятифакторной модели. [32] Модель HEXACO добавляет честность-смирение к пяти факторам, напоминающим те, которые используются в NEO PI. [33] Хотя честность и смирение напрямую не соответствуют какой-либо черте «Большой пятерки», она тесно коррелирует с прямолинейностью и скромностью, аспектами приятности «Большой пятерки». Поскольку оба этих аспекта лишь слабо коррелируют с приятностью Большой Пятерки, Эштон и Ли предлагают разделить приятность NEO PI на два фактора, аналогичные факторам в модели HEXACO: честность-смирение (т. е. прямолинейность и скромность) и новое определение приятности (доверие, альтруизм , уступчивость и нежность). [23] Отражая эту концепцию честности-смирения и приятности HEXACO как уникальные, хотя и схожие концепции, Эштон и Ли предполагают, что они представляют разные аспекты взаимного альтруизма : справедливость (честность-смирение) и толерантность (приятность). [34]
Несмотря на то, что Эштон и Ли предлагают эту новую концепцию приятности для NEO PI, они не верят, что приятность HEXACO точно отражается доверием, альтруизмом, уступчивостью и нежностью. Помимо учета этих четырех аспектов приятности «большой пятерки», конструкция приятности в модели HEXACO включает содержание, отнесенное к категории невротизма в NEO PI (т. е. темпераментность и раздражительность). [35] Чтобы отразить негативное эмоциональное содержание нижнего предела приятности HEXACO, этот фактор также называют «приятностью (по сравнению с гневом)». [34] Включение гнева в определение приятности HEXACO еще больше помогает отличить этот фактор от честности и смирения. В ответ на оскорбительные или трансгрессивные действия люди с низкими показателями честности и смирения, как правило, не реагируют немедленно. Вместо этого они откладывают ответ, планируя месть и ожидая идеальной возможности для ее осуществления. Хотя те, у кого низкий балл по доброжелательности HEXACO, также используют эту заранее обдуманную стратегию, они также склонны немедленно реагировать гневом. [36]
Аспекты приятности HEXACO
[ редактировать ]Чтобы помочь уловить многочисленные различия между моделями «Большой пятерки» и HEXACO, Эштон и Ли предлагают четыре новых аспекта в своей концепции приятности: прощение, мягкость, гибкость и терпение. [35] В дополнение к этим четырем аспектам, специфичным для доброжелательности, Ли и Эштон предложили дополнительный «промежуточный» аспект, расположенный в пространстве, разделяемом приятностью, честностью-смирением и эмоциональностью: альтруизм против антагонизма. [37]
- Прощение : мера реакции человека на обман или другие проступки. Люди, набравшие высокие баллы по этому аспекту, склонны восстанавливать доверие и восстанавливать дружеские отношения, прощая обидчика, тогда как те, кто набирает низкие баллы, склонны затаить обиду. Также известно как «прощение». [38]
- Мягкость : мера того, как человек обычно оценивает других. Люди, набравшие высокие баллы по этому аспекту, склонны избегать чрезмерного осуждения, тогда как те, кто набирает низкие баллы, очень критичны и осуждающи.
- Гибкость : мера поведения, связанного с компромиссом и сотрудничеством. Люди, набравшие высокие баллы по этому аспекту, предпочитают сотрудничество и компромисс как средства разрешения разногласий, в то время как те, кто набирает низкие баллы, обычно упрямы, склонны к спорам и не желают идти навстречу другим.
- Терпение : мера реакции человека на гнев и раздражение. Люди, набравшие высокие баллы по этому аспекту, как правило, способны переносить очень высокий уровень гнева и сохранять самообладание при его выражении. Те, у кого низкий показатель терпения, испытывают трудности с сохранением спокойствия при выражении гнева и склонны к вспыльчивому характеру, сильно злясь в ответ на сравнительно небольшую провокацию.
- Альтруизм против антагонизма : хотя альтруизм и антагонизм являются общими для трех факторов HEXACO, они умеренно коррелируют с приятностью. [37] Этот промежуточный аспект оценивает, насколько человек сочувствует, мягкосердечен и готов помочь, при этом люди с низкими показателями склонны к антагонистическому стилю межличностного общения.
Межличностные отношения
[ редактировать ]Доброжелательность является преимуществом в ситуациях, требующих ладить с другими. По сравнению с неприятными людьми, приятные люди демонстрируют тенденцию воспринимать других в более позитивном свете.
Поскольку покладистые дети более чувствительны к потребностям и взглядам других, они реже страдают от социального неприятия . Дети, которые менее деструктивны, менее агрессивны и более умело входят в игровые группы, с большей вероятностью получат признание своих сверстников. [39]
Одно исследование показало, что люди с высоким уровнем доброжелательности более эмоционально отзывчивы. [ нужны разъяснения ] в социальных ситуациях. Этот эффект был измерен как с помощью анкет самоотчета, так и с помощью физиологических показателей, и он свидетельствует о том, что экстраверсия и невротизм — не единственные личностные факторы «большой пятерки», влияющие на эмоции. Эффект был особенно выражен среди женщин. [40]
Исследования также показывают, что люди с высоким уровнем доброжелательности с большей вероятностью будут контролировать негативные эмоции, такие как гнев, в конфликтных ситуациях. Те, у кого высокий уровень согласия, с большей вероятностью будут использовать тактику избегания конфликтов в конфликте с другими (тогда как люди с низким уровнем согласия с большей вероятностью будут использовать тактику принуждения, например, препятствование или избегание ). [41] Они также с большей готовностью уступают место своему противнику и могут проиграть споры с людьми, которые менее приятны. С их точки зрения, они на самом деле не столько проиграли спор, сколько сохранили близкие отношения с другим человеком. [42]
Просоциальное поведение
[ редактировать ]Доброжелательность положительно связана с альтруизмом и помогающим поведением. В разных ситуациях люди с высоким уровнем доброжелательности с большей вероятностью сообщают о заинтересованности и участии в помощи другим. Эксперименты показали, что большинство людей склонны помогать своим родственникам и помогать, когда сочувствие у них возникает . Приветливые люди, скорее всего, помогут, даже если этих условий нет. [43] Другими словами, приятные люди, похоже, «способны помогать». [44] и не нужны никакие другие мотивации.
В то время как приятные люди обычно склонны помогать другим, неприятные люди с большей вероятностью причинят вред. Исследователи обнаружили, что низкий уровень доброжелательности связан с враждебными мыслями и агрессией у подростков, а также с плохой социальной адаптацией. [45] Люди с низким уровнем доброжелательности также с большей вероятностью будут относиться к стигматизированным группам, таким как люди с избыточным весом, с большей вероятностью. [46]
В сочетании с психическим заболеванием низкая доброжелательность может быть связана с [ нечеткий ] нарциссические и антисоциальные тенденции. [47] В теории, [ по мнению кого? ] люди с чрезвычайно высоким уровнем покладистости подвергаются риску возникновения проблем зависимости. Эмпирические исследования показывают, что гораздо больше проблем [ нечеткий ] связаны с низкой приятностью.
Однако высокая доброжелательность не всегда приводит к просоциальному поведению. В эксперименте Милгрэма добросовестные и покладистые люди, получив совет от злонамеренного авторитета, с большей готовностью применяют к жертве электрошок высокой интенсивности, потому что добросовестные и покладистые люди менее способны к сопротивлению. [48]
Интеллект
[ редактировать ]Обычно считается, что доброжелательность и связанные с ней черты не коррелируют с когнитивными способностями. В общем, оно имеет наименьшую и самую малую связь с интеллектом. Однако крупномасштабные метаанализы показали, что аспекты доброжелательности (т. е. сострадание и вежливость) имеют значимые и противоположные отношения с когнитивными способностями. Например, сострадание коррелирует 0,26 с общими умственными способностями, тогда как вежливость коррелирует -0,22 с общими научными знаниями. [49] Аспекты приятности также демонстрируют некоторые значимые связи с различными когнитивными способностями (например, корреляция сотрудничества и скорости обработки информации составляет 0,20, скромность и беглость мыслей коррелируют - 0,17). [50]
Из детства во взрослую жизнь
[ редактировать ]Доброжелательность важна для психологического благополучия, предсказывает психическое здоровье, положительный аффект и хорошие отношения с другими. И в детстве, и в подростковом возрасте покладист. Наряду с этим это также влияет на навыки управления конфликтами, адаптацию к школе, статус среди сверстников и самооценку. Среди молодых людей люди, у которых были диагностированы как экстернализирующие, так и интернализующие расстройства, демонстрируют более низкий уровень доброжелательности и общности, а также более высокий уровень негативной эмоциональности, чем молодые люди без таких расстройств. [ нужна ссылка ] Сообщается, что доброжелательность также проявляется в гневе и депрессии у молодых людей. [51] Среди студентов колледжа доброжелательность часто ассоциируется с [ нечеткий ] самоотчеты об эмоциональных переживаниях и контроле [ нечеткий ] наряду с психофизиологическими реакциями на аффективно заряженные стимулы. Было обнаружено, что в зрелом возрасте низкая доброжелательность представляет собой риск для здоровья. Высокая доброжелательность, особенно доверие и честность, связана с долголетием. [52]
Исследование, проведенное Каспи, Элдером и Бемом (1987), показало, что у взрывных и вспыльчивых детей во взрослом возрасте наблюдался более высокий уровень разводов по сравнению с их уравновешенными сверстниками. Кроме того, вспыльчивые мужчины имели более низкий уровень образования, профессиональный статус и стабильность работы, а вспыльчивые женщины выходили замуж за мужчин с такими же низкими показателями успеваемости. [53] Второе, более позднее исследование Шайнера (2000) показало, что составные переменные, описывающие доброжелательность и дружелюбную уступчивость в среднем детстве, предсказывают успеваемость, поведенческое поведение и социальную компетентность подростков десять лет спустя. [54]
География
[ редактировать ]Соединенные Штаты
[ редактировать ]
В Соединенных Штатах жители Запада , Среднего Запада и Юга , как правило, имеют более высокие средние баллы по доброжелательности, чем люди, живущие в других регионах. [55] По мнению исследователей, в десятку самых приятных штатов входят Северная Дакота , Миннесота , Миссисипи , Юта , Висконсин , Теннесси , Северная Каролина , Джорджия , Оклахома и Небраска . [56] Эти результаты согласуются с такими широко известными в этих штатах выражениями, как « южное гостеприимство » и « хорошая Миннесота ». Поскольку эти штаты, как правило, менее урбанизированы, чем восточное и западное побережья, люди с большей вероятностью будут жить в небольших сообществах и знать своих соседей. Следовательно, они могут с большей готовностью заботиться о своих соседях и помогать им.
В исследовании, проведенном Олбрайтом и соавт. (1997) группы студентов колледжей из Китая и США оценивали незнакомцев из обеих стран по личностным качествам «большой пятерки», внешним чертам и тому, насколько хорошо они были одеты. Они обнаружили, что как китайские, так и американские студенты оценили лица как демонстрирующие одинаковый уровень доброжелательности и экстраверсии. Люди, которых считали самыми приятными, носили улыбки — выражение лица, признанное во всем мире. [57] Полученные данные, похоже, позволяют предположить, что черта приятности приписывается людям универсально. [58]
См. также
[ редактировать ]- Аспект (психология) – конкретный и уникальный аспект более широкой черты личности.
- Лексическая гипотеза - Черты личности, отраженные в языке.
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ «Приятность» в журнале Psychology Today, получено 21 февраля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с Томпсон, ER (октябрь 2008 г.). «Разработка и проверка международной английской большой пятерки мини-маркеров». Личность и индивидуальные различия . 45 (6): 542–548. дои : 10.1016/j.paid.2008.06.013 .
- ^ Грациано, В.Г.; Айзенберг, Н. (1997). «Приятность; аспект личности». В Хогане, Р.; Бриггс, С.; Джонсон, Дж. (ред.). Справочник по психологии личности . Сан-Диего, Калифорния: Academic Press.
- ^
- Бэмфорд, Джошуа Майкл Зильберштейн; Дэвидсон, Джейн Уитфилд (28 марта 2017 г.). «Черта сопереживания, связанная с доброжелательностью и ритмической увлеченностью спонтанным движением под музыку, задание: предварительные исследовательские исследования» . Музыкальные науки . 23 (1): 5–24. дои : 10.1177/1029864917701536 . S2CID 151504600 .
- Сун, Ян (10 февраля 2017 г.). «Связь между эмпатией и личностными качествами большой пятёрки среди китайских студентов-медиков» . ПЛОС ОДИН . 12 (2): e0171665. Бибкод : 2017PLoSO..1271665S . дои : 10.1371/journal.pone.0171665 . ПМК 5302826 . ПМИД 28187194 .
- ^ Кауфман, Скотт Бэрри; Яден, Дэвид Брайс; Хайд, Элизабет; Цукаяма, Эли (12 марта 2019 г.). «Светлая и темная триада личности: противопоставление двух совершенно разных профилей человеческой природы» . Границы в психологии . 10 : 467. дои : 10.3389/fpsyg.2019.00467 . ПМК 6423069 . ПМИД 30914993 .
- ^ Jump up to: а б Мацумото, Д.; Хуанг, Л. (2012). Культура и психология: 5-е издание . Бельмонт, Калифорния: Обучение Уодсворта-Сенгейджа. п. 271. ИСБН 978-1-111-34493-1 .
- ^ Олпорт, Джорджия; Одберт, HS (1936). «Имена черт: психолексическое исследование». Психологические монографии . 47 (1): я – 171. дои : 10.1037/h0093360 .
- ^ Кеттелл, РБ (октябрь 1943 г.). «Описание личности: основные черты, разбитые на кластеры». Журнал аномальной и социальной психологии . 38 (4): 476–506. дои : 10.1037/h0054116 .
- ^ Кеттелл, Р.Б. Описание и измерение личности . Нью-Йорк: Всемирная книга.
- ^ «Анкета 16PF®» . ИПАТ. Архивировано из оригинала 29 февраля 2012 года . Проверено 16 февраля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д Первин, доктор философии, Лоуренс А.; Джон, доктор философии, Оливер П. (1999). Справочник личности: теория и исследования (2-е изд.). Нью-Йорк: Гилфорд Пресс. стр. 102–138. ISBN 978-1-57230-695-0 .
- ^ Jump up to: а б Гольдберг, ЛР; Джонсон, Дж.А.; Эбер, Х.В.; и др. (2006). «Международный пул показателей личности и будущее общедоступных показателей личности». Журнал исследований личности . 40 (1): 84–96. дои : 10.1016/j.jrp.2005.08.007 . S2CID 13274640 .
- ^ Гольдберг, ЛР (1992). «Разработка маркеров факторной структуры большой пятерки». Психологическая оценка . 4 (1): 26–42. дои : 10.1037/1040-3590.4.1.26 . S2CID 144709415 .
- ^ Сосье, Дж. (1994). «Мини-маркеры - краткая версия однополярных маркеров большой пятерки Голдберга». Журнал оценки личности . 63 (3): 506–516. дои : 10.1207/s15327752jpa6303_8 . ПМИД 7844738 .
- ^ Чаморро-Премузик, Т. (2007). Личность и индивидуальные различия . Молден, Массачусетс: Blackwell Publishing. ISBN 978-1-4051-3008-0 .
- ^ Гольдберг, ЛР (1981). «Язык и индивидуальные различия: поиск универсалий в лексиконах личности». В Уилер, Л. (ред.). Обзор личности и социальной психологии: Том 2 . Беверли-Хиллз, Калифорния: Сейдж. стр. 141–165. ISBN 978-0-8039-1667-8 .
- ^ Гольдберг, ЛР (1981). «Разработка таксономии признаковоописательных терминов». В Фиске, Д.В. (ред.). Проблемы языковой неточности: новые направления методологии социальных и поведенческих наук . Сан-Франциско, Калифорния: Джосси-Басс. стр. 43–65 .
- ^ Коста, ПТ; МакКрэй, Р.Р. (1976). «Возрастные различия в структуре личности: кластерный аналитический подход». Журнал геронтологии . 31 (5): 564–570. дои : 10.1093/geronj/31.5.564 . ПМИД 950450 .
- ^ Коста, П.Т. младший; МакКрэй, Р.Р. (1985). Руководство по инвентаризации личности NEO . Одесса, Флорида: Ресурсы психологической оценки, Inc.
- ^ Коста, ПТ; МакКрэй, Р.Р. (1992). Пересмотренный личностный опросник NEO (NEO PI-R) и профессиональное руководство по пятифакторному опроснику NEO (NEO-FFI) . Одесса, Флорида: Ресурсы по психологической оценке.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Коста, ПТ; МакКрэй, Р.Р. (1991). «Аспектные шкалы приятности и добросовестности: пересмотр личностного опросника NEO». Личность и индивидуальные различия . 12 (9): 888. doi : 10.1016/0191-8869(91)90177-D .
- ^ Якобвиц С.; Иган В. (2006). «Темная триада и нормальные черты личности». Личность и индивидуальные различия . 40 (2): 331–339. дои : 10.1016/j.paid.2005.07.006 .
- ^ Jump up to: а б с Эштон, MC; Ли, К. (октябрь 2005 г.). «Честность-смирение, большая пятерка и пятифакторная модель» (PDF) . Журнал личности . 73 (5): 1321–53. дои : 10.1111/j.1467-6494.2005.00351.x . ПМИД 16138875 . Архивировано из оригинала (PDF) 17 марта 2012 г.
- ^ Адамс, HD; Саткер, ПБ (2004). Комплексный справочник по психопатологии: третье издание . Нью-Йорк: Спрингер. ISBN 978-0-306-46490-4 .
- ^ Коста, ПТ; МакКрэй, Р.Р. «NEO-PI-R • Личностный опросник NEO – пересмотренный» . Тест-система Хогрефе 4 . Проверено 19 марта 2012 г.
- ^ «Сравнение 30-гранных шкал Косты и опросника личности NEO Маккрея (NEO-PI-R) и соответствующих предварительных шкал IPIP, измеряющих подобные конструкции» . Орегонский исследовательский институт . Проверено 19 марта 2012 г.
- ^ Айзенк, HJ; Айзенк, SBG (1975). Руководство по личностному опроснику Айзенка . Сан-Диего: Служба образовательных и промышленных испытаний.
- ^ Де Фруйт, Ф.; Ван Де Виле, Л.; Ван Херинген, К. (2000). «Психобиологическая модель темперамента и характера Клонингера и пятифакторная модель личности». Личность и индивидуальные различия . 29 (3): 441–452. дои : 10.1016/S0191-8869(99)00204-4 .
- ^ Алуя, Антон; Гарсиа, Оскар; Гарсиа, Луис Ф. (2002). «Сравнительное исследование трех структурных моделей личности Цукермана с помощью NEO-PI-R, ZKPQ-III-R, EPQ-RS и 50-биполярных прилагательных Голдберга». Личность и индивидуальные различия . 33 (5): 713–725. дои : 10.1016/S0191-8869(01)00186-6 .
- ^ Эштон, MC; Лук-порей.; Сын, С (2000). «Честность как шестой фактор личности: корреляция с макиавеллизмом, первичной психопатией и социальной ловкостью». Европейский журнал личности . 14 (4): 359–368. doi : 10.1002/1099-0984(200007/08)14:4<359::AID-PER382>3.0.CO;2-Y . S2CID 144035257 .
- ^ Эштон, MC; Лук-порей.; Перуджини, М.; и др. (февраль 2004 г.). «Шестифакторная структура личностно-описательных прилагательных: решения психолексических исследований на семи языках». Журнал личности и социальной психологии . 86 (2): 356–66. дои : 10.1037/0022-3514.86.2.356 . ПМИД 14769090 .
- ^ Лук-порей.; Эштон, MC (2004). «Опросник личности HEXACO: новый показатель основных аспектов личности». Многомерное поведенческое исследование . 39 .
- ^ Jump up to: а б Эштон, MC; Ли, К. (май 2007 г.). «Эмпирические, теоретические и практические преимущества модели структуры личности HEXACO». Обзор личности и социальной психологии . 11 (2): 150–66. дои : 10.1177/1088868306294907 . ПМИД 18453460 . S2CID 13183244 .
- ^ Jump up to: а б Лук-порей.; Эштон, MC (2004). «Психометрические свойства личностного опросника HEXACO» (PDF) . Многомерное поведенческое исследование . 39 (2): 329–358. дои : 10.1207/s15327906mbr3902_8 . ПМИД 26804579 . S2CID 27763606 . Архивировано из оригинала (PDF) 17 марта 2012 г.
- ^ Лук-порей.; Эштон, MC (апрель 2012 г.). «Разозлиться и отомстить: доброжелательность и честность-смирение как предсказатели намерений мести». Личность и индивидуальные различия . 52 (5): 596–600. дои : 10.1016/j.paid.2011.12.004 . S2CID 14026546 .
- ^ Jump up to: а б Лук-порей.; Эштон, MC (июнь 2006 г.). «Дальнейшая оценка личностного опросника HEXACO: две новые фасетные шкалы и форма отчета наблюдателя». Психологическая оценка . 18 (2): 182–91. дои : 10.1037/1040-3590.18.2.182 . ПМИД 16768594 .
- ^ Лук-порей.; Эштон, MC «Пересмотренный опросник личности HEXACO: описания шкалы» . Проверено 20 марта 2012 г.
- ^ Бирман, КЛ (2003). Отвержение сверстников: процессы развития и стратегии вмешательства . Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.
- ^ Тобин Р.М.; Грациано В.Г.; Ванман Э.; Тассинарий Л. (2000). «Личность, эмоциональный опыт и усилия по контролю эмоций». Журнал личности и социальной психологии . 79 (4): 656–669. дои : 10.1037/0022-3514.79.4.656 . ПМИД 11045745 .
- ^ Дженсен-Кэмпбелл, Лос-Анджелес; Грациано В.Г. (2001). «Доброжелательность как модератор межличностного конфликта». Журнал личности . 69 (2): 323–361. дои : 10.1111/1467-6494.00148 . ПМИД 11339802 . S2CID 801327 .
- ^ Грациано В.Г.; Дженсен-Кэмпбелл, Лос-Анджелес; ЭК «Волосы» (1996). «Восприятие межличностного конфликта и реагирование на него: аргументы в пользу согласия». Журнал личности и социальной психологии . 70 (4): 820–835. дои : 10.1037/0022-3514.70.4.820 . ПМИД 8636901 .
- ^ Грациано, В.Г.; Хабаши, ММ; Шиз, Бельгия; Тобин, РМ (2007). «Доброжелательность, сочувствие и помощь: точка зрения человека X». Журнал личности и социальной психологии . 93 (4): 583–599. дои : 10.1037/0022-3514.93.4.583 . ПМИД 17892333 .
- ^ Пеннер Л.А.; Фриче Б.А.; Крейгер Дж. П.; Фрейфельд Т.С. (1995). «Измерение просоциальной личности». Достижения в оценке личности . 10 : 147–163.
- ^ Глисон К.А.; Дженсен-Кэмпбелл, Лос-Анджелес; Ричардсон Д. (2004). «Доброжелательность и агрессия в подростковом возрасте». Агрессивное поведение . 30 : 43–61. дои : 10.1002/ab.20002 .
- ^ Грациано В.Г.; Брюс Дж.В.; Шиз БЭ; Тобин Р.М. (2007). «Притяжение, индивидуальность и предубеждения: большую часть времени никто из людей не нравится». Журнал личности и социальной психологии . 93 (4): 565–582. дои : 10.1037/0022-3514.93.4.565 . ПМИД 17892332 .
- ^ Коста, ПТ; МакКрэй, Р.Р. (1992). Профессиональное руководство NEO Personal Inventory . Одесса, Флорида: Ресурсы по психологической оценке.
- ^ Бег, Лоран; Бовуа, Жан-Леон; Курбер, Дидье; Обербле, Доминик; Лепаж, Йохан; Герцог, Аарон (2014). «Личность предсказывает послушание в парадигме Милгрэма» (PDF) . Журнал личности . 83 (3): 299–306. дои : 10.1111/jopy.12104 . ПМИД 24798990 . S2CID 13868371 .
- ^ Станек, Кевин С.; Онс, Дениз С. (6 июня 2023 г.). «Метааналитические отношения между личностью и когнитивными способностями» . Труды Национальной академии наук . 120 (23): e2212794120. Бибкод : 2023PNAS..12012794S . дои : 10.1073/pnas.2212794120 . ISSN 0027-8424 . ПМЦ 10266031 . ПМИД 37252971 .
- ^ Станек, Кевин; Онс, Дениз (20 ноября 2023 г.). О якорях и парусах: расстановки черт личности и способностей . Университет Миннесоты. дои : 10.24926/9781946135988 . ISBN 978-1-946135-98-8 . S2CID 265335858 .
- ^ Ода, Скотт; Робинсон, Майкл Д. (апрель 2009 г.). «Может ли доброжелательность сделать серое небо синим? Роль доброжелательности в смягчении дисфории, связанной с невротизмом» . Журнал социальной и клинической психологии . 28 (4): 436–462. дои : 10.1521/jscp.2009.28.4.436 . ISSN 0736-7236 .
- ^ Лаурсен Б.; Пулккинен Л.; Адамс Р. (2002). «Предпосылки и корреляты приятности во взрослом возрасте» . Журнал психологии развития . 38 (4): 591–603. дои : 10.1037/0012-1649.38.4.591 . ПМК 2730208 . ПМИД 12090488 .
- ^ Каспи А.; Старейшина Г.Х.; Бэм DJ (1987). «Движение против мира: Образ жизни взрывных детей». Журнал психологии развития . 23 (2): 308–313. дои : 10.1037/0012-1649.23.2.308 .
- ^ Шайнер Р.Л. (2000). «Связь детской личности с адаптацией: свидетельства преемственности и изменений со временем в позднем подростковом возрасте». Журнал личности и социальной психологии . 78 (2): 310–325. дои : 10.1037/0022-3514.78.2.310 . ПМИД 10707337 .
- ^ «Отношения между государством и личностью США» . мои исследования личности. 9 декабря 2008 года. Архивировано из оригинала 18 марта 2012 года . Проверено 7 апреля 2012 г.
- ^ Стефани Саймон (23 сентября 2008 г.). «Соединенные Штаты разума. Исследователи определяют региональные черты личности по всей Америке» . WSJ.com . Оригинальная исследовательская статья: Питер Дж. Рентфроу; Сэмюэл Д. Гослинг; Джефф Поттер (2008). «Теория возникновения, устойчивости и выражения географического разнообразия психологических характеристик» . Перспективы психологической науки . 3 (5): 339–369. дои : 10.1111/j.1745-6924.2008.00084.x . ПМИД 26158954 . S2CID 17059908 .
- ^ КБ Вортман; Э. Ф. Лофтус; Калифорния Уивер (1999). Психология . Компании МакГроу-Хилл. Архивировано из оригинала 18 марта 2016 г. Проверено 29 марта 2012 г.
- ^ Олбрайт, Линда; Маллой, Томас Э.; Дун, Ци; Кенни, Дэвид А.; Фан, Сяои; Винквист, Линн; Ю, Да (1997). «Межкультурный консенсус в личностных суждениях». Журнал личности и социальной психологии . 72 (3): 558–569. дои : 10.1037/0022-3514.72.3.558 . ISSN 1939-1315 . ПМИД 9120784 .