Эгоизм
Эгоизм — это чрезмерная или исключительно забота о себе или о собственной выгоде, удовольствии или благополучии, независимо от других. [1] [2]
Эгоизм является противоположностью альтруизма или бескорыстия; и также противопоставлялся (как К.С. Льюис ) эгоцентризму . [3]
Различные взгляды
[ редактировать ]Последствия эгоизма породили различные взгляды в религиозном , философском , психологическом , экономическом и эволюционном контекстах. Некоторыми ранними примерами «эгоистического» мышления являются эгоистические философии янизма в древнем Китае и киренаического гедонизма в древней Греции . Янгисты следовали учению Ян Чжу и, возможно, находились под влиянием даосизма . Киренаики , основанные Аристиппом Киренским , были скептиками и материалистами (но, возможно, номинально греческими язычниками ). Томас Гоббс , которого также можно было рассматривать как эгоиста , был материалистом , но также выступал за лояльность сильному правительству и государственной церкви . Взгляды Фридриха Ницше и Макса Штирнера обеспечивают более тесную связь с современными эгоистами.
Классический
[ редактировать ]Аристотель присоединился к предполагаемому большинству своих соотечественников в осуждении тех, кто стремился только к собственной выгоде; но он одобрял человека разумного, стремившегося получить для себя наибольшую долю того, что заслуживало общественной похвалы. [4]
Сенека предлагал культивирование личности в рамках более широкого сообщества — заботу о себе, которую он противопоставлял простому эгоизму в теме, которая позже была поднята Фуко . [5]
Средневековье/Ренессанс
[ редактировать ]Эгоизм рассматривался в западной христианской традиции как центральный порок , лежащий в основе семи смертных грехов в форме гордыни. [6]
Фрэнсис Бэкон продолжил эту традицию, когда охарактеризовал «Мудрость для человека... как мудрость крыс». [7]
Модерн и современность
[ редактировать ]С появлением коммерческого общества Бернар Мандевиль предложил парадокс, заключающийся в том, что социальный и экономический прогресс зависит от частных пороков – от того, что он называл отвратительным эгоизмом. [8]
Адам Смит с концепцией невидимой руки видел, что экономическая система эффективно направляет эгоистичные интересы на более широкие цели. [9] Джон Локк , наряду с Адамом Смитом, был ключевой фигурой раннего классического либерализма : [10] идеология, которая отстаивает идеи индивидуализма и негативной свободы . Эти основные темы неизбежно связаны с концепцией эгоизма. Локк, например, стремился к тому, чтобы люди осуществляли «самоуправление» — идею о том, что человек должен принимать собственные решения. [11] Это неотъемлемое право позволит людям преследовать собственные интересы, а не нести бремя каких-либо альтруистических обязательств. [12] Таким образом, в отличие от политических идеологий, таких как социализм , Локк и другие классические либералы считают, что эгоизм укоренен в человеческой природе. Локк, возможно, открыл дверь для более поздних мыслителей, таких как Айн Рэнд, чтобы они могли отстаивать эгоизм как социальную добродетель и корень социального прогресса. [13] Айн Рэнд считала, что эгоизм — это добродетель. [14]
Римско-католический философ Жак Маритен выступил против последней точки зрения, используя аргумент Аристотеля о том, что постановка фундаментального вопроса политики как выбора между альтруизмом и эгоизмом является основной и вредной ошибкой современных государств. Скорее, сотрудничество должно быть нормой: люди по своей природе являются социальными животными, и поэтому отдельные люди могут найти свое полное благо только в стремлении к благу сообщества . [15]
Экология
[ редактировать ]В экологии виды иногда сотрудничают друг с другом, что можно рассматривать как мутуалистическое поведение. Но виды предпочитают мутуалистическое поведение, потому что мутуалистическое поведение может дать им больше преимуществ для приспособления к окружающей среде, что в конечном итоге является эгоистичным поведением. [16] Например, в сообществе диких собак существует сотрудничество животных. Им легче охотиться вместе на крупных млекопитающих. Во время охоты у каждого человека будут определенные роли, например, преследовать добычу к скале и облегчать охоту на других особей. [16]
Согласно теории Дарвина, виды понимают интенсивность конкуренции в природе, которая нуждается в эгоизме, чтобы получить более ограниченные ресурсы. [17]
Селфизм
[ редактировать ]Термин «эгоизм» был использован Полом Витцем в его книге 1977 года «Психология как религия: культ самопоклонения» для обозначения любой философии, теории, доктрины или тенденции, которая поддерживает явно эгоистичные принципы как желательные. Этот термин обычно используется уничижительно . Витц деконструирует эгоистическое движение(я) и пытается поддержать богоцентричный , а также утверждает , альтруизм что весь современный либерализм и левачество по своей сути являются эгоистическими. Он возлагает вину преимущественно на Эрика Эриксона , Эриха Фромма и других выдающихся психологов третьей четверти 20-го века (ок. 1950–1975 гг. н.э.).
Явный эгоизм как желаемая цель и моральное благо имел разнообразные проявления в тот период, например, в трудах Дэвида Сибери , Айн Рэнд и даже у некоторых почти противоположностей Рэнд, таких как Эриксон и Фромм. Рэнд назвала свою философию объективизмом . Более поздние популяризаторы подобных позиций включают Натаниэля Брандена , Пола Лепанто , Роберта Рингера , Гарри Брауна и Дэвида Келли и других. Никто из них не назвал систему, которую они поддерживали, «эгоизмом» и не охарактеризовал ее как «эгоистическую», хотя и Сибери, и Рэнд включали слово «эгоизм» в названия книг, излагающих их взгляды. Многие из этих деятелей были прокапиталистическими секуляристами ( « капиталистами- атеистами »), но Сибери был христианином , а Эриксон и Фромм были видными левыми .
Антон ЛаВей , основатель Церкви Сатаны и автор «Сатанинской Библии» , признает Айн Рэнд и объективизм источником вдохновения для лаВейского сатанизма . Эта форма сатанизма ставит личность превыше всего, подобно объективизму. Несмотря на некоторое сходство, они остаются отдельными образованиями, поскольку между этими двумя понятиями существуют явные различия. [18]
Психология
[ редактировать ]Отсутствие сочувствия корней эгоизма, простирающийся до холодного манипулирования психопатом рассматривается как один из . [19]
Контраст между самоутверждением и эгоизмом стал ареной конфликта, на которой между родителями и детьми часто разыгрываются соответствующие претензии личности/сообщества. [20] или мужчины и женщины, например. [21]
Психоаналитики выступают за развитие подлинного самоощущения и могут даже говорить о здоровом эгоизме. [22] в отличие от самоокклюзии [23] того, что Анна Фрейд называла «эмоциональной капитуляцией». [24]
Криминология
[ редактировать ]Эгоцентризм был отмечен как ключевая особенность феноменологической теории преступности, названной моделью «Криминальный спин». Соответственно, в большинстве преступных поступков наблюдается повышенное состояние эгоцентризма, которое по-разному проявляется в разных ситуациях и в разных формах преступности. [25]
См. также
[ редактировать ]- Этический эгоизм
- Эгоизм
- Просвещенный личный интерес
- Этика взаимности («Золотое правило»)
- Теория игр (эгоистичные и кооперативные стратегии)
- Щедрость
- Гедонизм
- Движение за человеческий потенциал
- Индивидуализм
- Индивидуалистический анархизм
- Нарциссизм
- Ницше
- Объективизм
- Философия Фридриха Ницше
- Философия Макса Штирнера
- Психологический эгоизм
- Рациональный эгоизм
- Светский гуманизм
- Корыстная предвзятость
- Эгоистичный ген
- Телема
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Эгоистичный». Архивировано 19 октября 2014 г. в Wayback Machine , словарь Merriam-Webster, по состоянию на 23 августа 2014 г.
- ^ Эгоизм – значение , reference.com, по состоянию на 23 апреля 2012 г.
- ^ К.С. Льюис, Удивленный радостью (1988), стр. 116–17.
- ^ Аристотель, Этика (1976), стр. 301–03.
- ^ Изд. Г. Потрошения, Кембриджский спутник Фуко (2003), стр. 138–
- ^ Данте, Чистилище (1971), с. 65
- ^ Фрэнсис Бэкон, Очерки (1985), с. 131
- ^ Мандевиль, Басня о пчелах (1970), стр. 81–83, 410.
- ^ М. Скоусен, Большая тройка в экономике (2007), с. 29
- ^ Лонгли, Роберт (29 июня 2020 г.). «Что такое классический либерализм? Определение и примеры» . МысльКо .
- ^ Узгалис, Уильям (1 мая 2018 г.). «Джон Локк» . Стэнфордская энциклопедия философии .
- ^ Гудман, Джон К. «Что такое классический либерализм?» . Гудманский институт исследований государственной политики .
- ^ П. Л. Невинс (2010). Политика эгоизма, стр. xii–xiii.
- ^ Рэнд, Айн (1964). Добродетель эгоизма: новая концепция эгоизма . Пингвин. ISBN 0-451-16393-1 . OCLC 123776818 .
- ^ Маритен, Жак (1973). Человек и общее благо . Нотр-Дам, Индиана: Издательство Университета Нотр-Дам. ISBN 978-0268002046 .
- ^ Перейти обратно: а б Тингли, Морган В. (декабрь 2016 г.). « Экология: эволюция, применение, интеграция . Дэвид Т. Кроне. Оксфорд и Нью-Йорк: Oxford University Press. $ 129,95 (бумага). xxv + 520 стр.; илл.; индекс. ISBN 978-0-19-975745-9 . 2015" . Ежеквартальный обзор биологии . 91 (4): 501–502. дои : 10.1086/689495 . ISSN 0033-5770 .
- ^ reader2.yuzu.com https://reader2.yuzu.com/reader/books/9780190638900/pageid/40 . Проверено 10 ноября 2023 г.
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ Немо (27 декабря 2014 г.). «Сатанизм и объективизм» . Производство Адской кухни. Архивировано из оригинала 1 октября 2014 года . Проверено 27 декабря 2014 г.
- ^ Д. Гоулман, Эмоциональный интеллект (1996), стр. 104–10.
- ^ Р. Д. Лэнг, «Я и другие» (1969), стр. 142–43.
- ^ «Что такое эгоизм? | Психология сегодня» . www.psychologytoday.com .
- ^ Н. Симингтон, Нарциссизм (1993), с. 8
- ^ Теренс Реал, я не хочу об этом говорить (1997), стр. 203–05.
- ^ Адам Филлипс, О флирте (1994), с. 98
- ^ Ронель, Н. (2011). «Преступное поведение, преступный ум: попадание в криминальную ловушку». Международный журнал терапии правонарушителей и сравнительной криминологии , 55 (8), 1208–33.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Теория справедливости ( Джон Ролз )
- Эволюция сотрудничества , Роберт Аксельрод , Basic Books, ISBN 0-465-02121-2
- Эгоистичный ген , Ричард Докинз (1990), второе издание — включает две главы об эволюции сотрудничества. ISBN 0-19-286092-5
- Достоинство эгоизма , Айн Рэнд . ISBN 0451163931
- Дэвид Сибери. Искусство эгоизма (1990, 1971).
- Пол Витц. Психология как религия: культ самопоклонения (2-е изд., Эрдманс, 1994 г., оригинальное издание, 1977 г.) (WB Eerdmans Publishing Co., Гранд-Рапидс, Мичиган)