Jump to content

Светский гуманизм

Светский гуманизм — это философия , система убеждений или жизненная позиция , которая охватывает человеческий разум , логику , светскую этику и философский натурализм , в то же время категорически отвергая религиозные догмы , сверхъестественное и суеверия как основу морали и принятия решений. [1] [2] [3] [4]

Светский гуманизм утверждает, что люди способны быть этичными и моральными без религии или веры в божество . Однако он не предполагает, что люди по своей природе добры или злы , и не представляет людей как превосходящих природу. Скорее, гуманистическая жизненная позиция подчеркивает уникальную ответственность, стоящую перед человечеством, и этические последствия человеческих решений. Фундаментальным для концепции светского гуманизма является твердо распространенная точка зрения, согласно которой идеология — будь то религиозная или политическая — должна тщательно изучаться каждым человеком, а не просто приниматься или отвергаться на веру. Наряду с этим существенной частью светского гуманизма является постоянно адаптирующийся поиск истины, прежде всего посредством науки и философии . Многие светские гуманисты черпают свои моральные кодексы из философии утилитаризма , этического натурализма или эволюционной этики , а некоторые защищают науку о морали .

Humanists International , основанный Джулианом Хаксли и Яапом ван Праагом , представляет собой мировой союз более ста гуманистических, рационалистических , нерелигиозных, атеистических , светских , светских , этических культурных и свободомыслящих организаций в более чем 40 странах. « Счастливый человек » признан официальным символом гуманизма во всем мире и используется светскими гуманистическими организациями во всех частях мира.

Сам термин не является бесспорным. «Секулярный гуманизм» не является универсально используемой фразой и наиболее распространен в Соединенных Штатах. Большинство организаций-членов Humanists International, например, используют просто термин « гуманизм » для обозначения этой концепции, при этом некоторые комментаторы отмечают, что «гуманизм, написанный через дефис», легко становится скорее прилагательным, чем его референтом».

Терминология [ править ]

Значение фразы « светский гуманизм» со временем менялось. Эта фраза использовалась, по крайней мере, с 1930-х годов англиканскими священниками. [5] а в 1943 году тогдашний архиепископ Кентерберийский . Уильям Темпл предупредил, что «христианская традиция... находится под угрозой подрыва со стороны «светского гуманизма», который надеялся сохранить христианские ценности без христианской веры» [6] В 1960-х и 1970-х годах этот термин был принят некоторыми гуманистами, считавшими себя антирелигиозными. [7] а также те, кто, хотя и не критиковал религию в ее различных проявлениях, предпочитал нерелигиозный подход. [8] Выпуск в 1980 году Декларации светского гуманизма недавно сформированным Советом демократического и светского гуманизма (CODESH, позже Советом светского гуманизма) , который вместе с CSICOP в 1991 году совместно сформировал Центр исследований , а в 2015 году оба прекратили отдельные операции, став CFI. программы) придали светскому гуманизму организационную идентичность в Соединенных Штатах; но ни одна вовлеченная организация в настоящее время не использует название, характеризующее «светский гуманизм».

Однако многие приверженцы этого подхода отвергают использование слова «светский» как сбивающее с толку и сбивающее с толку и считают, что термин «светский гуманизм» «демонизирован религиозными правыми… Слишком часто светский гуманизм сводится к бесплодному мировоззрению, состоящему из не более чем секуляризм, слегка расширенный академической этикой. Этот вид «гуманизма, написанного через дефис», легко становится скорее прилагательным, чем его референтом». [9] Приверженцы этой точки зрения, в том числе Humanists International и Американская гуманистическая ассоциация , считают, что следует использовать немодифицированное, но написанное с заглавной буквы слово «Гуманизм». Одобрение Международным гуманистическим и этическим союзом (IHEU) использования слова «гуманизм» с заглавной буквы и исключение любого прилагательного, такого как «светский» , произошло совсем недавно. Американская гуманистическая ассоциация начала принимать эту точку зрения в 1973 году, а IHEU официально поддержал эту позицию в 1989 году. В 2002 году Генеральная ассамблея IHEU единогласно приняла Амстердамскую декларацию , которая представляет собой официальное определяющее заявление мирового гуманизма для гуманистов. В этой декларации используются исключительно слова «гуманист» и «гуманизм» , написанные с заглавной буквы, что соответствует общей практике и рекомендациям IHEU по продвижению единой гуманистической идентичности. [10] [ ненадежный источник ] В целях дальнейшего продвижения гуманистической идентичности в этих словах также отсутствуют прилагательные, как рекомендуют видные члены IHEU. [11] Такое использование не является универсальным среди организаций-членов IHEU, хотя большинство из них соблюдают эти конвенции.

История [ править ]

Историческое использование термина «гуманизм» (отраженное в некоторых современных академических употреблениях) связано с трудами философов-досократиков . Эти сочинения были потеряны для европейских обществ до тех пор, пока ученые эпохи Возрождения не открыли их заново через мусульманские источники и не перевели с арабского на европейские языки. [12] Таким образом, термин «гуманист» может означать ученого-гуманитария, а также относиться к интеллектуалам эпохи Просвещения / Возрождения и тем, кто согласен с досократиками, в отличие от светских гуманистов.

Секуляризм [ править ]

Джордж Холиок ввел термин «секуляризм» и возглавил светское движение в Великобритании с середины 19 века.

В 1851 году Джордж Холиок ввёл термин «секуляризм». [13] описать «форму мнения, которая касается только вопросов, результаты которых могут быть проверены опытом этой жизни». [14]

Современное светское движение сплотилось вокруг Холиока, Чарльза Брэдло и их интеллектуального круга. Первое светское общество, Лестерское светское общество , датируется 1851 годом. Подобные региональные общества объединились, чтобы сформировать Национальное светское общество в 1866 году.

Позитивизм и Церковь человечества [ править ]

Холиока Секуляризм находился под сильным влиянием Огюста Конта , основателя позитивизма и современной социологии . Конт считал, что человеческая история будет развиваться по « закону трех стадий » от теологической фазы к « метафизической » и к полностью рациональному «позитивистскому» обществу. В более позднем возрасте Конт попытался ввести « религию человечества » в свете растущих антирелигиозных настроений и социального неблагополучия в революционной Франции . Эта религия обязательно будет выполнять ту функциональную и связующую роль, которой когда-то служила сверхъестественная религия.

Хотя религиозное движение Конта не имело успеха во Франции, позитивистская философия науки сама по себе сыграла важную роль в распространении светских организаций в XIX веке в Англии. Ричард Конгрив посетил Париж вскоре после Французской революции 1848 года , где он встретил Огюста Конгрева и находился под сильным влиянием его позитивистской системы. В 1867 году он основал Лондонское общество позитивистов, в которое, вошли Фредерик Харрисон , Эдвард Спенсер Бисли , Вернон Лашингтон и Джеймс Коттер Морисон среди прочих, .

В 1878 году Общество основало Церковь человечества под руководством Конгрива. Там они представили таинства Религии Человечества и опубликовали совместный перевод «Позитивной политики» Конта. Когда Конгрив отрекся от своих парижских единоверцев в 1878 году, Бизли, Харрисон, Бриджес и другие сформировали свое собственное позитивистское общество во главе с Бизли и открыли конкурирующий центр «Ньютон-холл» во дворе недалеко от Флит-стрит.

Версия церкви в Нью-Йорке была основана английским иммигрантом Генри Эджером . Американская версия «Церкви человечества» во многом была создана по образцу английской церкви. Как и английская версия, она не была атеистической и содержала проповеди и сакраментальные обряды. [15] Иногда службы включали в себя чтение традиционных религиозных произведений, таких как Книга Исайи . [16] Она не была столь значимой, как церковь в Англии, но включала в себя несколько образованных людей. [17]

движение Этическое

Конвей Холл в Лондоне

Другим важным предшественником было этическое движение XIX века. было Этическое общество Саут-Плейс основано в 1793 году как часовня Саут-Плейс на Финсбери-сквер , на окраине лондонского Сити . [18] а в начале девятнадцатого века был известен как «место сбора радикалов». [19] На тот момент это была унитарная часовня, и это движение, как и квакеры, поддерживало равенство женщин. [20] Под руководством преподобного Уильяма Джонсона Фокса [21] он предоставил свою кафедру таким активисткам, как Анна Уиллер , одна из первых женщин, выступавших за феминизм на публичных собраниях в Англии, которая в 1829 году говорила о «правах женщин». В последующие десятилетия часовня сменила название на Этическое общество Саут-Плейс, ныне Этическое общество Конвей-Холла . Сегодня Конвей-Холл явно идентифицирует себя как гуманистическую организацию, хотя в первую очередь она занимается концертами, мероприятиями и поддержанием своей гуманистической библиотеки и архивов. Он позиционирует себя как «ориентир независимой интеллектуальной, политической и культурной жизни Лондона».

В Америке этическое движение было выдвинуто Феликсом Адлером , основавшим в 1877 году Нью-Йоркское общество этической культуры . [22] К 1886 году подобные общества возникли в Филадельфии, Чикаго и Сент-Луисе. [23]

Все эти общества приняли одно и то же заявление о принципах:

  • Вера в то, что мораль независима от теологии;
  • Утверждение того, что в современном индустриальном обществе возникли новые моральные проблемы, которые не были должным образом решены мировыми религиями;
  • Обязанность заниматься благотворительностью в целях развития нравственности;
  • Вера в то, что самореформа должна идти в ногу с социальной реформой;
  • Установление республиканского, а не монархического управления Этическими обществами;
  • Соглашение о том, что образование молодежи является наиболее важной целью.

По сути, движение отреагировало на религиозный кризис того времени, заменив теологию чистой моралью. Его целью было «отделить моральные идеи от религиозных доктрин , метафизических систем и этических теорий и сделать их независимой силой в личной жизни и социальных отношениях». [23] Адлер также особенно критически относился к религиозному акценту на вероисповедании, считая его источником сектантского фанатизма. Поэтому он попытался обеспечить универсальное общение, лишенное ритуалов и церемоний, для тех, кто в противном случае был бы разделен по вероисповеданию. Хотя организация в подавляющем большинстве состояла из атеистов (и полностью возглавлялась ими) и во многом состояла из тех же людей, что и светское движение, этические организации в то время публично избегали дебатов о религиозных убеждениях, публично не защищая ни атеизм , ни теизм , , ни агностицизм ни деизм , вместо этого подчеркивая «деяние без веры» и «чисто человеческую основу» морали. [23]

Первое этическое общество этого направления в Великобритании было основано в 1886 году. К 1896 году четыре лондонских общества образовали Союз этических обществ, а между 1905 и 1910 годами в Великобритании существовало более пятидесяти обществ, семнадцать из которых были связаны с Союзом. Союз этических обществ позже в 1928 году будет преобразован в Этический союз, зарегистрированную благотворительную организацию. Под руководством Гарольда Блэкхэма он переименовал себя в Британскую гуманистическую ассоциацию в 1967 году. В 2017 году он стал Гуманистами Великобритании .

Светский гуманизм [ править ]

В 1930-х годах «гуманизм» обычно использовался в религиозном смысле Этическим движением в Соединенных Штатах и ​​не пользовался особой популярностью среди нерелигиозных людей в Британии. Тем не менее, «именно из этического движения нерелигиозное философское чувство гуманизма постепенно возникло в Великобритании, и именно в результате сближения этического и рационалистического движений это чувство гуманизма в конечном итоге преобладало во всем движении свободомыслия ». [24]

Как самостоятельное организованное движение, гуманизм возник из ярких нерелигиозных движений 18 и 19 веков, таких как оуэниты, «Этическая культура», вольнодумцы, секуляристы и позитивисты, а также нескольких нерелигиозных радикальных унитарных конгрегаций. . Первый Гуманистический Манифест объявил публике о гуманистическом движении под таким названием в 1933 году, после работы в Чикагском университете в 1920-х годах. [25] Американская гуманистическая ассоциация была зарегистрирована как некоммерческая организация штата Иллинойс в 1943 году. Международный гуманистический и этический союз был основан в 1952 году, когда собрание гуманистов со всего мира встретилось под руководством сэра Джулиана Хаксли . Британская гуманистическая ассоциация получила это название в 1967 году, но возникла из Союза этических обществ, основанного Стэнтоном Койтом в 1896 году. [26]

Манифесты и декларации [ править ]

Такие организации, как Humanists International, используют символ « Счастливый человек », основанный на дизайне Дениса Баррингтона 1965 года.

Гуманисты собрали различные гуманистические манифесты , пытаясь объединить гуманистическую идентичность.

Первые, подписавшие первый Гуманистический Манифест 1933 года, объявили себя религиозными гуманистами . Поскольку, по их мнению, традиционные религии не могли удовлетворить потребности своего времени, подписавшие Конвенцию 1933 года заявили о необходимости создания религии, которая была бы динамичной силой, отвечающей потребностям дня. Однако эта «религия» не исповедовала веру ни в какого бога. С тех пор два дополнительных Манифеста взамен первого были написаны . В предисловии к «Гуманистическому манифесту II» 1973 года авторы Пол Курц и Эдвин Х. Уилсон утверждают, что вера и знания необходимы для обнадеживающего видения будущего. Манифест II ссылается на раздел, посвященный религии, и утверждает, что традиционная религия оказывает человечеству плохую услугу. Манифест II признает следующие группы частью своей натуралистической философии: «научный», «этический», «демократический», «религиозный» и «марксистский» гуманизм.

и этический союз Международный гуманистический

В 2002 году Генеральная ассамблея IHEU единогласно приняла Амстердамскую декларацию 2002 года , которая представляет собой официальное определяющее заявление мирового гуманизма. [27]

Все организации-члены Международного гуманистического и этического союза обязаны согласно постановлению 5.1. [28] принять Минимальное заявление о гуманизме :

Гуманизм – это демократическая и этическая жизненная позиция, которая утверждает, что люди имеют право и ответственность придавать смысл и форму своей жизни. Он выступает за построение более гуманного общества посредством этики, основанной на человеческих и других природных ценностях в духе разума и свободного исследования посредством человеческих способностей. Оно не теистично и не принимает сверхъестественных взглядов на реальность.

Чтобы продвигать и унифицировать «гуманистическую» идентичность, видные члены IHEU одобрили следующие заявления о гуманистической идентичности: [11]

  • Все гуманисты, как на национальном, так и на международном уровне, всегда должны использовать одно слово «Гуманизм» в качестве названия гуманизма: без добавления прилагательного и с заглавной начальной буквы (в соответствии с орфографией жизненной позиции );
  • Все гуманисты на национальном и международном уровне должны использовать ясный, узнаваемый и единый символ в своих публикациях и в других местах: наш гуманистический символ « Счастливый человек »;
  • Все гуманисты, как на национальном, так и на международном уровне, должны стремиться к признанию того факта, что гуманизм — это жизненная позиция.

светского гуманизма Совет

По данным Совета светского гуманизма в Соединенных Штатах, термин «светский гуманизм» описывает мировоззрение со следующими элементами и принципами: [8]

  • Необходимость проверки убеждений . Убежденность в том, что догмы, идеологии и традиции, будь то религиозные, политические или социальные, должны быть взвешены и проверены каждым человеком, а не просто приняты верой.
  • Разум, доказательства, научный метод – стремление использовать критический разум, фактические данные и научный метод исследования в поисках решений человеческих проблем и ответов на важные человеческие вопросы.
  • Реализация, рост, творчество . Основная задача, связанная с самореализацией, ростом и творчеством как для отдельного человека, так и для человечества в целом.
  • Поиск истины . Постоянный поиск объективной истины с пониманием того, что новые знания и опыт постоянно меняют наше несовершенное восприятие ее.
  • Эта жизнь – забота об этой жизни (в отличие от загробной жизни ) и стремление сделать ее значимой посредством лучшего понимания себя, нашей истории, наших интеллектуальных и художественных достижений, а также взглядов тех, кто отличается от нас.
  • Этика – поиск жизнеспособных индивидуальных, социальных и политических принципов этического поведения, оценка их способности повышать благосостояние человека и повышать индивидуальную ответственность.
  • Справедливость и справедливость – заинтересованность в обеспечении справедливости и справедливости в обществе и в устранении дискриминации и нетерпимости. [29]
  • Построение лучшего мира . Убежденность в том, что при наличии разума, открытого обмена идеями, доброй воли и терпимости можно добиться прогресса в построении лучшего мира для себя и наших детей.

Декларация светского гуманизма была издана в 1980 году предшественником Совета светского гуманизма, CODESH. В нем излагаются десять идеалов: Свободное расследование в отличие от цензуры и навязывания убеждений; отделение церкви от государства; идеал свободы от религиозного контроля и шовинистического государственного контроля; этика, основанная на критическом разуме, а не на том, что выводится из религиозных убеждений; нравственное воспитание; религиозный скептицизм; причина; вера в науку и технику как лучший способ познания мира; эволюция; и образование как важнейший метод построения гуманного, свободного и демократического общества. [30]

гуманистическая ассоциация Американская

Общая схема гуманизма также изложена в Гуманистическом манифесте, подготовленном Американской гуманистической ассоциацией . [31]

Этика и отношение убеждениям к религиозным

В 20-м и 21-м веках члены гуманистических организаций разошлись во мнениях относительно того, является ли гуманизм религией. Они классифицируют себя по одному из трех способов. Религиозный (или этический) гуманизм , следуя традициям первых гуманистических организаций Великобритании и США, пытается выполнить традиционную социальную роль религии. Современное использование слова «религиозный» не имело того же значения, что и сегодня. [32] Светский гуманизм считает, что все формы религии, включая религиозный гуманизм, вытеснены. [33]

Однако различия между «этическими» и «светскими» гуманистами по большей части носят исторический характер и практически бессмысленны в наши дни или для современных людей, которые идентифицируют себя с гуманизмом. С середины 20-го века развитие новых концепций, таких как « жизненная позиция » (которая охватывает как гуманистические взгляды, так и религиозные взгляды), разрядило этот конфликт. Большинство гуманистических организаций идентифицируют себя с «гуманизмом» без предварительных модификаторов (таких как «светский» или «этический») и утверждают гуманизм как нерелигиозную философию или подход к жизни. Вообще говоря, все гуманисты, включая религиозных гуманистов, отвергают уважение к верованиям в сверхъестественное; продвигать практический, методологический натурализм науки; и в значительной степени поддерживают позицию метафизического натурализма . [34] Результатом является светский подход к вопросам. Гуманизм обращается к этике без ссылки на сверхъестественное, подтверждая, что этика — это человеческое предприятие (см. Натуралистическая этика ). [2] [3] [4]

В подходах к гуманизму также стараются не относиться к светскому гуманизму аналогично религиям, что подразумевает сообщество, которое строго пытается придерживаться тех же обязательств или убеждений. Светская гуманистическая философия не предписывает конкретной теории морали или этического кодекса. Как заявил Совет светского гуманизма,

Светский гуманизм — это не столько конкретная мораль, сколько метод объяснения и открытия рациональных моральных принципов. [35]

Светские гуманисты утверждают, что при нынешнем состоянии научных знаний догматическая вера в абсолютистскую моральную или этическую систему (например, кантианскую, исламскую, христианскую) необоснованна. Однако он подтверждает, что люди, участвующие в рациональных морально-этических обсуждениях, могут обнаружить некоторые универсальные «объективные стандарты».

Мы выступаем против абсолютистской морали, однако мы утверждаем, что объективные стандарты возникают, а этические ценности и принципы могут быть обнаружены в ходе этического обсуждения. [35]

Многие гуманисты принимают принципы Золотого правила . Некоторые считают, что для правильного функционирования общества необходимы универсальные моральные стандарты. Однако они считают, что такая необходимая универсальность может и должна быть достигнута путем развития более богатого понятия морали посредством разума, опыта и научных исследований, а не через веру в сверхъестественную сферу или источник. [36]

Фундаменталисты правильно понимают, что для правильного функционирования общества необходимы универсальные моральные стандарты. Но они ошибочно полагают, что Бог является единственным возможным источником таких стандартов. Такие разные философы, как Платон , Иммануил Кант , Джон Стюарт Милль , Джордж Эдвард Мур и Джон Ролз, продемонстрировали, что возможно иметь универсальную мораль без Бога. Таким образом, вопреки тому, во что нас пытаются убедить фундаменталисты, нашему обществу действительно нужно не больше религии, а более богатое представление о природе морали. [37]

Гуманисты Эндрю Копсон и Элис Робертс в своем случайном введении в гуманизм «Маленькая книга гуманизма » предполагают, что отличительным аспектом гуманистической морали является признание того, что каждая моральная ситуация в некотором смысле уникальна и поэтому потенциально требует иного подхода, чем предыдущая. (т.е. способность ситуативно колебаться между консеквенциализмом и этикой добродетели ). [38] В книге они цитируют позицию Кристен Белл по защите морального партикуляризма , развитую Джонатаном Дэнси . [39]

Гуманизм совместим с атеизмом и по определению обычно влечет за собой, по крайней мере, форму слабого или агностического атеизма . [40] и агностицизм, [41] но атеист или агностик не делает человека автоматически гуманистом. Тем не менее гуманизм диаметрально противоположен государственному атеизму . [42] [43] По словам Пола Курца , которого некоторые считают основателем американского светского гуманистического движения, [44] Одним из различий между марксистско-ленинскими атеистами и гуманистами является приверженность последних «свободе человека и демократии», при этом заявляя, что воинствующий атеизм Советского Союза постоянно нарушал основные права человека. [45] Курц также заявил, что «защита религиозной свободы так же ценна для гуманиста, как и права верующих». [45] Грег М. Эпштейн утверждает, что «современный организованный гуманизм зародился в сознании его основателей как не что иное, как религия без Бога». [46]

Многие гуманисты рассматривают этику с точки зрения этического натурализма , а некоторые поддерживают настоящую науку о морали . [47]

Современный контекст [ править ]

Дэвид Ниосе , президент Американской гуманистической ассоциации , выступает на конференции 2012 года.

Светские гуманистические организации существуют во всех частях мира. Тех, кто называет себя гуманистами, по оценкам, насчитывается от четырех [48] [ не удалось пройти проверку ] и пять [49] [ сомнительно обсудить ] миллионов человек во всем мире в 31 стране, но существует неопределенность из-за отсутствия универсального определения во время переписей. Гуманизм — это нетеистическая система убеждений, и, как таковая, он может быть подкатегорией «Религия» только в том случае, если этот термин определен как означающий «Религия и (любая) система убеждений ». Так обстоит дело в Международном пакте о гражданских и политических правах, касающемся свободы религии и убеждений . Многие национальные переписи населения спорно определяют гуманизм как дополнительную подкатегорию подкатегории «Нет религии», которая обычно включает атеистическую, рационалистическую и агностическую мысль. В Англии, Уэльсе [50] 25% людей указывают, что у них нет религии, по сравнению с 15% в 2001 году и в Австралии. [51] около 30% населения указали «нет религии» в национальной переписи населения. В США в ходе десятилетней переписи населения не задается вопрос о религиозной принадлежности или ее отсутствии; опросы показывают, что эта цифра составляет примерно 13%. [52] По данным переписи населения Канады 2001 года, 16,5% населения заявили, что не имеют религиозной принадлежности. [53] По данным переписи населения Шотландии 2011 года , 37% заявили, что не исповедуют никакой религии, по сравнению с 28% в 2001 году. [54] Одной из крупнейших гуманистических организаций в мире (по численности населения) является норвежский Human -Etisk Forbund . [55] в котором в 2013 году насчитывалось более 86 000 членов из примерно 4,6 миллиона человек – примерно 2% населения. [56]

Леви Фрагелл , бывший генеральный секретарь Норвежской гуманистической ассоциации и бывший президент Международного гуманистического и этического союза , на Всемирном гуманистическом конгрессе 2011 года в Осло.

Международный гуманистический и этический союз (IHEU) — всемирная головная организация для тех, кто придерживается гуманистической жизненной позиции. Он представляет взгляды более трех миллионов гуманистов, объединенных в более чем 100 национальных организаций в 30 странах. [57] Первоначально базирующийся в Нидерландах , IHEU теперь работает из Лондона. Некоторые региональные группы, придерживающиеся вариантов гуманистической жизненной позиции, такие как гуманистическая подгруппа Унитарной универсалистской ассоциации , не принадлежат к IHEU. Хотя Европейская гуманистическая федерация также отделена от IHEU, обе организации работают вместе и имеют согласованный протокол. [58]

Начиная с середины 20 века религиозные фундаменталисты и религиозные правые начали враждебно использовать термин «светский гуманизм». Фрэнсис А. Шеффер утверждал, что безудержный светский гуманизм приведет к моральному релятивизму и этическому банкротству. , американский теолог, базирующийся в Швейцарии, в своей книге «Как нам тогда жить: подъем и упадок» западной мысли и культуры (1976). Шеффер охарактеризовал светский гуманизм как пагубный и дьявольский и предупредил, что он подорвет моральный и духовный облик Америки. Его темы очень широко повторялись в проповедях фундаменталистов в Северной Америке. [59] Туми (1993) обнаружил, что светский гуманизм обычно изображается как огромный злой заговор, лживый и аморальный, ответственный за феминизм, порнографию, аборты, гомосексуализм и духовность Нью-Эйдж . [60] В некоторых регионах мира гуманизм находится в конфликте с религиозным фундаментализмом, особенно по вопросу разделения церкви и государства . Многие гуманисты считают религии суеверными, репрессивными и ограниченными, в то время как религиозные фундаменталисты могут рассматривать гуманистов как угрозу ценностям, изложенным в их священных текстах. [61]

В последние годы гуманисты, такие как Дуайт Гилберт Джонс и Р. Джозеф Хоффманн, осудили чрезмерную связь гуманизма с утверждениями неверия и атеизма. Джонс ссылается на отсутствие новых идей, представленных или обсуждаемых за пределами секуляризма: [62] в то время как Гофман недвусмыслен: «Я считаю, что использование термина «гуманизм» для обозначения светского гуманизма или атеизма является одной из величайших трагедий движениеологии двадцатого века, совершенной умами второго сорта и увековеченной полемистами третьего класса и деревенскими атеистами. . Попытка отделить гуманизм от религиозного и духовного была бестактным, в основном американским способом борьбы с религиозным правом. Ему не хватало утонченности, тонкости и европейского чувства истории». [63]

праздники Гуманистические

Гуманизм, как термин, описывающий нерелигиозные взгляды человека, не предполагает никаких обязательств праздновать или почитать определенные дни в году, как это делает религия. В результате отдельные гуманисты самостоятельно решают, принимать ли участие в господствующих национальных праздниках там, где они живут. Например, гуманисты в Европе и Северной Америке обычно отмечают праздники, такие как Рождество , но как светские праздники, а не как христианские праздники. [64] Другие гуманисты предпочитают отмечать зимнее и летнее солнцестояние и равноденствия . Европейские гуманисты могут часто подчеркивать тот факт, что люди нашли причины праздновать это время в Северном полушарии за тысячи лет до прихода христианства. [65] Гуманисты также могут культурно идентифицировать себя с религиозными традициями и праздниками, отмечаемыми в их семье в обществе. Например, гуманисты еврейской идентичности часто отмечают большинство еврейских праздников светским образом.

Humanists International поддерживает Всемирный день гуманиста (21 июня), День Дарвина (12 февраля), День прав человека (10 декабря) и HumanLight (23 декабря) как официальные дни гуманистического празднования, хотя ни один из них еще не является государственным праздником. Гуманистические организации обычно организуют мероприятия примерно в эти даты, которые привлекают внимание к их программам деятельности.

Во многих странах празднующие-гуманисты (служители) выполняют праздничные услуги на свадьбах, похоронах, наречении имен детей , церемониях совершеннолетия и других ритуалах. В таких странах, как Шотландия и Норвегия, они чрезвычайно популярны. В Шотландии больше людей устраивают гуманистическую свадьбу, чем женятся представители любой религиозной конфессии, включая крупнейшие церкви Шотландии; более 20% шотландских свадеб являются гуманистическими. В Норвегии более 20% молодых людей ежегодно выбирают гуманистические церемонии совершеннолетия.

США Юридические в упоминания

Вопрос о том, можно ли и в каком смысле считать светский гуманизм религией и каковы будут последствия этого, стал предметом юридических маневров и политических дебатов в Соединенных Штатах. Первое упоминание о «светском гуманизме» в правовом контексте США было в 1961 году , хотя юрист по разделению церкви и государства Лео Пфеффер упомянул об этом в своей книге 1958 года «Кредо веры в конкуренции» .

Поправка к штриховке [ править ]

Закон об образовании в целях экономической безопасности 1984 года включал раздел 20 USCA 4059, который первоначально гласил: «Гранты в соответствии с этим подразделом ['Магнитная школьная помощь'] не могут использоваться для консультантов, для транспортировки или для любой деятельности, которая не увеличивает академический прогресс». Без публичного уведомления сенатор Оррин Хэтч добавил к предложенному исключающему подразделу слова «или к любому курсу обучения, сутью которого является светский гуманизм». Реализация этого положения столкнулась с практическими проблемами, поскольку ни аппарат сенатора, ни сенатский комитет по труду и человеческим ресурсам , ни министерство юстиции не смогли предложить определение того, что будет представлять собой «курс обучения, сутью которого является светский гуманизм». . Таким образом, это решение было оставлено на усмотрение местных школьных советов. Это положение вызвало бурю споров, которая в течение года привела к тому, что сенатор Хэтч предложил, а Конгресс принял поправку, исключающую из статута все ссылки на светский гуманизм. Хотя этот эпизод не отговорил фундаменталистов продолжать возражать против того, что они считали «учением светского гуманизма», он все же указал на неясность этого утверждения.

Прецедентное право [ править ]

Torcaso v. Watkins [ edit ]

Фраза «светский гуманизм» стала заметной после того, как она была использована в Верховного суда США деле «Торкасо против Уоткинса» . В решении 1961 года судья Хьюго Блэк прокомментировал в сноске: «Среди религий в этой стране, которые не учат тому, что обычно считается верой в существование Бога, являются буддизм , даосизм , этическая культура , светский гуманизм и другие».

Аламеда Братство человечества против округа

В сноске к делу «Торкасо против Уоткинса» упоминается «Братство человечества» против округа Аламеда . [66] дело 1957 года, когда организация гуманистов [67] добивались освобождения от налогов на том основании, что они использовали свою собственность «исключительно и исключительно для религиозного поклонения». убеждения группы Несмотря на нетеистические , суд постановил, что деятельность «Содружества Человечества» , включающая еженедельные воскресные собрания, аналогична деятельности теистических церквей и, следовательно, имеет право на исключение. В самом деле « Содружества человечества» упоминался гуманизм , но не упоминался термин « светский гуманизм» . Тем не менее, судья Блэк процитировал этот случай, чтобы оправдать включение светского гуманизма в список религий в своей записке. Предположительно судья Блэк добавил слово «светский», чтобы подчеркнуть нетеистическую природу Содружества Человечества и отличить их разновидность гуманизма от той, которая связана, например, с христианским гуманизмом .

Колумбия против Вашингтонское общество этики округа

Еще один случай, упомянутый в сноске к делу «Торкасо против Уоткинса» и, по мнению некоторых, установивший светский гуманизм как религию согласно закону, — это налоговое дело 1957 года « Вашингтонское этическое общество против округа Колумбия» , 249 F.2d 127 (округ Колумбия). Цир. 1957). Вашингтонское этическое общество функционирует во многом как церковь, но считает себя нетеистическим религиозным учреждением, уважающим важность этического образа жизни, но не требующим веры в сверхъестественное происхождение этики. Дело касалось отклонения заявления Общества об освобождении от налогов как религиозной организации. Апелляционный суд США отменил решение Налогового суда, определил Общество как религиозную организацию и предоставил ему освобождение от налогов. Общество называет свою практику «этической культурой» . Хотя этическая культура основана на гуманистической философии, некоторые считают ее разновидностью религиозного гуманизма. Следовательно, было бы наиболее точным сказать, что этот случай подтвердил, что религия не обязательно должна быть теистической , чтобы квалифицироваться как религия по закону, а не утверждать, что он установил общий светский гуманизм как религию.

В делах « Содружества человечества» и « Вашингтонского этического общества» судебные решения основывались не столько на конкретных убеждениях практикующих, сколько на том, что функция и форма практики аналогичны функции и форме практики других религиозных организаций. учреждения.

Пелоса против школьного округа Капистрано [ править ]

Подтекст в сноске судьи Блэка о том, что светский гуманизм является религией, был подхвачен религиозными противниками учения об эволюции , которые выдвинули аргумент, что преподавание эволюции равнозначно преподаванию религиозной идеи. Утверждение о том, что светский гуманизм можно считать религией в юридических целях, было рассмотрено Апелляционным судом девятого округа США в деле Пелоса против школьного округа Капистрано , 37 F.3d 517 (9-й округ 1994 г.), свидетельство. отказано , 515 US 1173 (1995). В данном случае учитель естествознания утверждал, что, требуя от него преподавания эволюции, его школьный округ заставлял его преподавать «религию» светского гуманизма. Суд ответил: «Мы отклоняем это утверждение, поскольку ни Верховный суд, ни этот округ никогда не считали, что эволюционизм или светский гуманизм являются «религиями» для целей Основополагающей статьи ». Верховный суд отказался пересматривать дело.

Решение по последующему делу Kalka v. Hawk et al. , предложил этот комментарий: [67]

Заявление Суда по делу Торкасо не подтверждает утверждения о том, что гуманизм, независимо от того, в какой форме и как бы он ни практиковался, приравнивается к религии согласно Первой поправке. Суд не предложил никакого теста для определения того, какая система убеждений квалифицируется как «религия» согласно Первой поправке. Максимум, что можно прочитать в сноске Торкасо , — это идею о том, что определенная нетеистическая группа, называющая себя «Содружеством Человечества», квалифицируется как религиозная организация в соответствии с законодательством Калифорнии.

Споры [ править ]

Решения о налоговом статусе основывались на том, функционирует ли организация как церковь. С другой стороны, дела об установлении положений зависят от того, являются ли рассматриваемые идеи или символы религиозными по своей сути. Организация может функционировать как церковь, защищая убеждения, которые не обязательно являются религиозными по своей сути. Автор Марси Гамильтон отметила: «Более того, дебаты ведутся не между секуляристами и религиозными людьми. В дебатах верующие и неверующие с одной стороны спорят между верующими и неверующими с другой стороны. У вас есть граждане, которые [...] веры, которые верят в разделение церкви и государства, и у вас есть группа верующих, которые не верят в разделение церкви и государства». [68]

В деле Смит против Совета школьных комиссаров округа Мобил в 1987 году группа истцов возбудила дело, утверждая, что школьная система преподавала принципы антирелигиозной религии, называемой «светским гуманизмом», в нарушение Учредительной статьи. Заявители просили исключить из учебной программы 44 различных учебника для начального и старшего школьного уровня (включая книги по домоводству, общественным наукам и литературе). Федеральный судья Уильям Бревард Хэнд вынес решение в пользу истцов, согласившись с тем, что книги пропагандируют светский гуманизм, который, по его мнению, является религией. Одиннадцатый окружной суд единогласно отменил это решение, при этом судья Фрэнк заявил, что Хэнд придерживался «неправильного представления об отношениях между церковью и государством, предусмотренного статьей об учреждении», отметив также, что учебники не демонстрируют «отношения, антагонистического по отношению к теистическим убеждениям». переданная в этих учебниках, является нейтральной: учебники не поддерживают теистическую религию как систему убеждений и не дискредитируют ее». [69]

гуманисты Известные

Манифесты [ править ]

Существует множество гуманистических манифестов и деклараций, в том числе следующие:

  • Гуманистический манифест I (1933)
  • Гуманистический манифест II (1973)
  • Светская гуманистическая декларация (1980 г.)
  • Декларация взаимозависимости (1988 г.)
  • Минимальное заявление IHEU о гуманизме (1996 г.)
  • ГУМАНИЗМ: Почему, что и зачем, в 882 словах (1996)
  • Гуманистический манифест 2000: призыв к новому планетарному гуманизму (2000)
  • Утверждения гуманизма: заявление принципов
  • Амстердамская декларация (2002 г.)
  • Гуманизм и его устремления : Гуманистический манифест III, преемник Гуманистического манифеста 1933 года (2003)
  • Альтернативы Десяти заповедям

Связанные организации [ править ]

См. также [ править ]

Викикниги [ править ]


Примечания и ссылки [ править ]

  1. ^ Совет светского гуманизма. «10 мифов о светском гуманизме» . Архивировано из оригинала 12 мая 2015 года . Проверено 12 июня 2015 г.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эдвордс, Фред (1989). «Что такое гуманизм?» . Американская гуманистическая ассоциация. Архивировано из оригинала 30 января 2010 года . Проверено 19 августа 2009 г. Светский гуманизм является результатом просветительского рационализма восемнадцатого века и свободомыслия девятнадцатого века... Однако явно антитеистическая версия светского гуманизма развита Адольфом Грюнбаумом в книге «В защиту светского гуманизма» (1995) в его Собрании сочинений . (под редакцией Томаса Купки), том. Я, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2013, гл. 6 (стр. 115–48)
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Компактный Оксфордский словарь английского языка . Издательство Оксфордского университета. 2007. Гуманизм н. 1 рационалистическая система мышления, придающая первостепенное значение человеческим, а не божественным или сверхъестественным вещам.
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Определения гуманизма (подраздел)» . Институт гуманистических исследований. Архивировано из оригинала 18 января 2007 года . Проверено 16 января 2007 г.
  5. ^ См. «Безработные на службе: церковь и мир», The Guardian , 25 мая 1935 г., стр. 18: цитируем комментарии преподобного У. Г. Пека, настоятеля церкви Св. Иоанна Крестителя в Хьюме Манчестере, относительно «современной эпохи светского гуманизма». Цифровой архив Guardian и Observer
  6. ^ «Свободные служители церкви на англиканских кафедрах. Призыв доктора Темпла: Схема Южной Индии». The Guardian , 26 мая 1943 г., с. 6 Цифровой архив Guardian and Observer
  7. ^ См. Муат, Кит (1972) Введение в светский гуманизм . Хейуордс-Хит: Charles Clarke Ltd. Кроме того, The Freethinker начал использовать фразу «ежемесячник светских гуманистов» на своей первой полосе.
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Что такое светский гуманизм?» . Совет светского гуманизма. Архивировано из оригинала 15 сентября 2011 года . Проверено 2 октября 2005 г.
  9. Гуманизм без изменений. Архивировано 5 мая 2008 года в Wayback Machine, автор Эдд Дорр. Опубликовано в журнале Humanist (ноябрь/декабрь 2002 г.).
  10. ^ «Капитализация [ гуманизма ] не является обязательной... Это рекомендуется и обычное использование в IHEU» - Джереми Уэббс, веб-мастер IHEU, из ответа на запрос редактора Википедии от 2 марта 2006 г.
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гуманизм — это восемь букв, больше нет», поддержанный Гарольдом Джоном Блэкхемом , Леви Фрагеллом , Корлиссом Ламонтом , Гарри Стоупс-Роу и Робом Тилманом.
  12. ^ «Исламская политическая философия: Аль-Фараби, Авиценна, Аверроэс» . Фордхэм.edu . Проверено 13 ноября 2011 г.
  13. ^ Холиок, GJ (1896). Происхождение и природа секуляризма. Лондон: Watts & Co., с. 50.
  14. ^ «Секуляризм 101: Определение секуляризма: истоки с Джорджем Джейкобом Холиоком» . Атеизм.about.com. 2 сентября 2011 г. Архивировано из оригинала 22 сентября 2006 г. Проверено 13 ноября 2011 г.
  15. ^ Харп, Гиллис Дж. (1 ноября 2010 г.). Позитивистская республика . Пенн Стейт Пресс. ISBN  978-0271039909 . Проверено 12 июня 2015 г.
  16. ^ «Фестиваль позитивистов» . Нью-Йорк Таймс . 16 января 1881 года.
  17. ^ Арфа, Гиллис Дж. (1991). « Церковь человечества»: Поклоняющиеся позитивисты Нью-Йорка». История Церкви . 60 (4): 508–523. дои : 10.2307/3169031 . JSTOR   3169031 . S2CID   162304255 .
  18. ^ [1] Архивировано 4 марта 2016 года на странице Wayback Machine , лондонский Сити, на странице «Краткое описание персонажей заповедника цирка Финсбери».
  19. ^ Сексуальный контракт , Кэрол Патема. п. 160
  20. ^ « Женская политика в Великобритании 1780–1870: требование гражданства» Джейн Рендалл, особенно «72. Религиозное происхождение активисток- феминисток .
  21. ^ «Страница истории Этического общества» . Ethicalsoc.org.uk. Архивировано из оригинала 18 января 2000 года . Проверено 29 сентября 2013 г.
  22. ^ Говард Б. Радест. 1969. На пути к общей основе: история этических обществ в Соединенных Штатах. Нью-Йорк: Издательство Фредрика Унгера.
  23. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Колин Кэмпбелл. 1971. К социологии иррелигии. Лондон: Макмиллан Пресс.
  24. ^ Уолтер, Николас (1997). Гуманизм: что в этом слове? Лондон: RPA/BHA/Secular Society Ltd, стр. 43.
  25. ^ «Текст Гуманистического манифеста I» . Американский гуманист.org. Архивировано из оригинала 7 ноября 2011 года . Проверено 13 ноября 2011 г.
  26. ^ «Британская гуманистическая ассоциация: история» . Humanism.org.uk. Архивировано из оригинала 24 ноября 2012 года . Проверено 13 ноября 2011 г.
  27. ^ «Амстердамская декларация 2002 года» . Международный гуманистический и этический союз. Архивировано из оригинала 9 мая 2008 года . Проверено 5 июля 2008 г.
  28. ^ «Устав ИГЭУ» . Международный гуманистический и этический союз . Проверено 5 июля 2008 г.
  29. ^ «Утверждения гуманизма: заявление о принципах» . сайт secularhumanism.org . Совет светского гуманизма. Архивировано из оригинала 9 июня 2012 года . Проверено 28 мая 2012 г.
  30. ^ Совет светского гуманизма (1980). «Секулярная гуманистическая декларация» . Совет светского гуманизма. Архивировано из оригинала 17 августа 2008 года . Проверено 27 ноября 2008 г.
  31. ^ «Гуманизм и его устремления - Гуманистический манифест III, преемник Гуманистического манифеста 1933 года» . Американский гуманист.org. Архивировано из оригинала 9 августа 2007 года . Проверено 13 ноября 2011 г.
  32. ^ Уилсон, Эдвин Х. (1995). Генезис гуманистического манифеста . Амхерст, Нью-Йорк: Гуманист Пресс. В этой книге цитируется конституция Гуманистической религиозной ассоциации Лондона, основанной в 1853 году, в которой говорится: «Формируя себя в прогрессивную религиозную организацию, мы приняли название «Гуманистическая религиозная ассоциация», чтобы передать идею о том, что религия является неотъемлемым принципом. в человеке и является средством развития его существа к большему совершенству. Мы освободились от древних обязательных догм, мифов и церемоний, заимствованных в древности из Азии и до сих пор пронизывающих правящие церкви нашего времени».
  33. ^ Курц, Пол (1995). Жизнь без религии: Евпраксофия . Амхерст, Нью-Йорк: Книги Прометея. п. 8.
  34. ^ Юджини К. Скотт, Национальный центр науки и образования, «Наука и религия, методология и гуманизм» : «Наука должна быть ограничена использованием только природных сил в своих объяснениях. Иногда это называют принципом методологического материализма в науке. ... Ученые используют только методологический материализм, потому что он логичен, но прежде всего потому, что он работает. Нам не нужно использовать сверхъестественные силы для объяснения природы, и мы продвигаемся дальше в нашем понимании природы, полагаясь на естественные причины».
  35. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Секулярная гуманистическая декларация» . Secularhumanism.org. 29 июля 2005 г. Архивировано из оригинала 17 августа 2008 г. Проверено 13 ноября 2011 г.
  36. ^ Норман, Ричард (2004). О гуманизме . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN  9780415305228 .
  37. ^ Теодор Шик-младший (29 июля 2005 г.). «Нравственность требует Бога… или так?» . Сайт Secularhumanism.org . Проверено 12 декабря 2020 г.
  38. ^ Копсон, Эндрю; Робертс, Алиса (2020). Маленькая книга гуманизма . Пиактус . стр. 94–95. Каждый раз, когда нам предстоит сделать трудный моральный выбор, в нем будет что-то новое и необычное. Поэтому применять одно и то же правило каждый раз не получится. Это не значит, что наши ценности изменились. Более того, ситуации, в которых мы их применяем, различны – и поэтому на практике мы делаем разный выбор.
    Это требует тщательного размышления. Иногда мы можем обнаружить, что привыкли к образу мышления, который означает, что мы применяем правила, даже если это собственные правила. Нам нужно бросить вызов самим себе – не просто действовать согласно тому, что кажется инстинктом или интуицией, но снова вернуться к тщательному обдумыванию последствий и достоинств.
  39. ^ Ям, Кимберли (9 августа 2018 г.). «Кристен Белл рассказывает о некоторых этических жемчужинах, которые она узнала в «Хорошем месте» » . Проверено 1 февраля 2021 г.
  40. ^ Баггини, Джулиан (2003). Атеизм: очень краткое введение . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 3–4. ISBN  0-19-280424-3 . Отказ атеиста от веры в Бога обычно сопровождается более широким отказом от любой сверхъестественной или трансцендентной реальности. Например, атеист обычно не верит в существование бессмертных душ , жизни после смерти , призраков или сверхъестественных сил. Хотя, строго говоря, атеист может верить в любую из этих вещей и при этом оставаться атеистом... аргументы и идеи, поддерживающие атеизм, естественным образом исключают другие верования в сверхъестественное или трансцендентное.
  41. ^ Уинстон, Роберт, изд. (2004). Человек . Нью-Йорк: DK Publishing, Inc., с. 299. ИСБН  0-7566-1901-7 . Ни атеизм, ни агностицизм не являются полноценной системой убеждений, поскольку у них нет фундаментальной философии или требований к образу жизни. Эти формы мышления представляют собой просто отсутствие веры в существование божеств или их отрицание.
  42. ^ Пол Курц; Верн Л. Буллоу; Тим Мэдиган (19 октября 2009 г.). На пути к новому Просвещению: философия Пола Курца . Книги транзакций. ISBN  978-1-56000-118-8 . В прошлом Коммунистическая партия Советского Союза вела неослабевающую войну против религии. Оно преследовало верующих, конфисковало церковное имущество, казнило или сослало десятки тысяч священнослужителей и запретило верующим заниматься религиозным обучением или публикацией религиозных материалов. Оно также проводило воинственные проатеистические пропагандистские кампании как часть официальной идеологии государства, стремясь создать «нового советского человека», приверженного идеалам коммунистического общества. Михаил Горбачев разрушает такую ​​политику, предоставляя большую свободу религиозному сознанию. Если его реформы не ослабнут, они могут иметь драматические последствия для всего коммунистического мира, поскольку россияне могут перейти от воинствующего атеизма к толерантному гуманизму.
  43. ^ Пол Курц; Верн Л. Буллоу; Тим Мэдиган (19 октября 2009 г.). На пути к новому Просвещению: философия Пола Курца . Книги транзакций. ISBN  978-1-56000-118-8 . Против истинно верующих выступают воинствующие атеисты, которые категорически отвергают веру как ложную, глупую и реакционную. Они считают всех верующих легковерными дураками и заявляют, что склонны принимать грубые преувеличения и несостоятельные предпосылки. Они считают, что исторические религиозные утверждения совершенно неправдоподобны, невероятны, постыдны и спорны, поскольку они выходят за пределы разумного. Воинствующие атеисты не могут найти никакой ценности ни в каких религиозных верованиях или институтах. Они сопротивляются любым попыткам участвовать в исследованиях или дебатах. Мадалин Мюррей О'Хэйр так же высокомерна в своем неприятии религии, как и истинно верующий в своем исповедании веры. Таким образом, эта форма атеизма становится просто догмой.
  44. ^ Новый атеизм и светский гуманизм . Центр расследований. 19 октября 2009 г. Пол Курц, которого многие считают отцом светского гуманистического движения, является почетным профессором философии Университета штата Нью-Йорк в Буффало.
  45. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пол Курц; Верн Л. Буллоу; Тим Мэдиган (19 октября 2009 г.). На пути к новому Просвещению: философия Пола Курца . Книги транзакций. ISBN  978-1-56000-118-8 . Между гуманистами и атеистами, особенно марксистами-ленинцами, существовали фундаментальные и непримиримые различия. Определяющей характеристикой гуманизма является его приверженность человеческой свободе и демократии; тот тип атеизма, который практиковался в Советском Союзе, постоянно нарушал основные права человека. Гуманисты верят прежде всего в свободу совести, свободу мысли и право на инакомыслие. Защита религиозной свободы так же ценна для гуманиста, как и права верующих.
  46. ^ Эсптайн, Грег М. (2010). Добро без Бога: во что верят миллиарды нерелигиозных людей . Нью-Йорк: ХарперКоллинз. ISBN  978-0-06-167011-4 .
  47. ^ «Наука нравственности» . Центр расследований. 7 сентября 2010 г. Проверено 12 июня 2015 г.
  48. ^ «Американская гуманистическая ассоциация – Публикации – Глава восьмая: Развитие организации» . Американский гуманист.org. Архивировано из оригинала 4 июня 2011 года . Проверено 13 ноября 2011 г.
  49. ^ «Индийский гуманист» . India.humanists.net. 25 июня 1997 года. Архивировано из оригинала 4 февраля 2012 года . Проверено 13 ноября 2011 г.
  50. ^ «Перепись 2011 года – Этническая принадлежность и религия в Англии и Уэльсе» . Статистика.gov.uk. 27 марта 2011 года . Проверено 13 ноября 2011 г.
  51. ^ «РЕЛИГИЯ В АВСТРАЛИИ» . Австралийское статистическое бюро. 26 сентября 2017 г. Архивировано из оригинала 20 сентября 2017 г. Проверено 16 октября 2017 г.
  52. ^ «Двадцать крупнейших религий США, 2001 г. (самоидентификация, АРИС)» . Adherents.com. Архивировано из оригинала 8 мая 1999 года . Проверено 13 ноября 2011 г. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  53. ^ «Статистическое управление Канады – Население по вероисповеданию, по провинциям и территориям (перепись 2001 года)» . 0.statcan.ca. 25 января 2005 г. Архивировано из оригинала 9 февраля 2006 г. Проверено 13 ноября 2011 г.
  54. ^ «Перепись Шотландии – этническая принадлежность, идентичность, язык и религия» . https://scottlandscensus.gov.uk. 2017 . Проверено 26 мая 2017 г.
  55. ^ «Человек-Этиск Форбунд» . Архивировано из оригинала 23 марта 2016 года . Проверено 12 июня 2015 г.
  56. ^ «Норвегия – Члены философских2 сообществ вне Церкви Норвегии. 1990–2013» .
  57. ^ «Международный гуманистический и этический союз – наши члены» . Проверено 12 июня 2015 г.
  58. ^ Международный гуманистический и этический союз. « IHEU и EHF согласовывают пересмотренный протокол , 24 февраля 2009 г.» . Iheu.org . Проверено 13 ноября 2011 г.
  59. ^ Рэндалл Балмер, Энциклопедия евангелизма, 2002 г., стр. 516
  60. ^ Кристофер П. Туми, «Эволюция и светский гуманизм», Журнал Американской академии религии, лето 1993 г., Vol. 61 Выпуск 2, стр. 275–301.
  61. ^ «Радио ИсламВэй» . English.islamway.com . Проверено 13 ноября 2011 г.
  62. ^ Джонс, Дуайт (2009). Очерки философии гуманизма . Том. 17. Архивировано из оригинала 22 февраля 2014 года . Проверено 7 июля 2015 г.
  63. ^ «Р. Джозеф Хоффманн, Гуманизм – чем он не является», опубликовано 7 июля 2012 г. в блоге «@Humanism» . Архивировано из оригинала 26 сентября 2018 года . Проверено 6 июля 2015 г.
  64. ^ « Гуманистическое обсуждение… религиозных праздников и церемоний» » (PDF) .
  65. ^ Эндрю Копсон (25 декабря 2017 г.). «Я гуманист, который любит Рождество – для меня это гораздо больше, чем религиозное событие» . Независимый . Проверено 4 ноября 2020 г. .
  66. ^ Братство человечества против округа Аламеда , 153 Cal.App.2d 673, 315 P.2d 394 (1957).
  67. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бен Калка против Кэтлин Хок и др. (Апелляция округа Колумбия США № 98-5485, 2000 г.)
  68. Point of Inquiry Подкаст (17:44), 3 февраля 2006 г.
  69. ^ Айверс, Грег (1992). Новое определение первой свободы: Верховный суд и консолидация государственной власти, 1980–1990 гг . Книги транзакций. стр. 47–48 . ISBN  978-1560000549 .

Дальнейшее чтение [ править ]

Первоисточники [ править ]

  • Адлер, Феликс. Этическая философия жизни (1918).
  • Эриксон, Эдвард Л. Гуманистический путь: введение в этическую гуманистическую религию (1988). ISBN   978-0804421768
  • Франкель, Чарльз. Дело о современном человеке (1956). ISBN   978-1199637154
  • Крюк, Сидни. Не в ногу: беспокойная жизнь в 20 веке (1987). ISBN   978-0060156329
  • Хаксли, Джулиан. Очерк гуманиста (1964).
  • Рассел, Бертран. Почему я не христианин (1957).
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7065bd51cf90b4d5875e197f983cd1ca__1718517480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/70/ca/7065bd51cf90b4d5875e197f983cd1ca.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Secular humanism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)