Закон трех стадий
Закон трех стадий — идея, развитая Огюстом Контом в его работе «Курс позитивной философии» . В нем говорится, что общество в целом и каждая отдельная наука развивается через три мыслимых стадии: (1) теологическую стадию, (2) метафизическую стадию и (3) позитивную стадию.
Развитие трех стадий социологии
[ редактировать ](1) Теологический этап относится к обращению к персонифицированным божествам. На более ранних этапах люди верили, что все явления природы являются творениями божественными или сверхъестественными. Взрослые и дети не смогли обнаружить естественные причины различных явлений и поэтому приписывали их сверхъестественной или божественной силе. [1] [ ненадежный источник? ] Конт разбил этот этап на 3 подэтапа:
- 1А. Фетишизм . Фетишизм был основной стадией теологической стадии мышления. На этом этапе первобытные люди верили, что в неодушевленных предметах есть живые духи, что также известно как анимизм. Люди поклоняются неодушевленным объектам, таким как деревья, камни, куски дерева, извержения вулканов и т. д. [1] Благодаря этой практике люди верят, что все сущее имеет сверхъестественный источник. [2]
- 1Б. Политеизм . В какой-то момент фетишизм начал вызывать сомнения в умах верующих. В результате люди обратились к политеизму: объяснению вещей с помощью множества богов. Первобытные люди верили, что всеми природными силами управляют разные Боги; несколькими примерами могут быть Бог воды, Бог дождя, Бог огня, Бог воздуха, Бог земли и т. д. [1]
- 1С. Монотеизм . Монотеизм означает веру в единого Бога или Бога в одном; приписывая все единому верховному божеству. Первобытные люди верили, что за существование Вселенной ответственна одна теистическая сущность. [1]
(2) Метафизическая стадия является продолжением теологической стадии. Это относится к объяснению безличными абстрактными понятиями. Люди часто пытаются охарактеризовать Бога как абстрактное существо. [1] Они верят, что абстрактная сила направляет и определяет события в мире. Метафизическое мышление отвергает веру в конкретного Бога. Например: В классическом индуистском индийском обществе принцип переселения души, концепция возрождения и идеи следования во многом определялись метафизическим подъемом. [1]
(3) Стадия позитивности , также известная как научная стадия, относится к научному объяснению, основанному на наблюдении, эксперименте и сравнении. Позитивные объяснения опираются на особый метод, научный метод , для их обоснования. Сегодня люди пытаются установить причинно-следственные связи. Позитивизм — это чисто интеллектуальный взгляд на мир; кроме того, в нем также делается упор на наблюдение и классификацию данных и фактов. По мнению Конта, это высшее, наиболее развитое поведение. [1]
Конт, однако, осознавал тот факт, что три стадии мышления могут сосуществовать или действительно сосуществуют в одном и том же обществе или в одном и том же сознании и не всегда могут быть последовательными.
Конт предложил иерархию наук, основанную на исторической последовательности, где области знания проходят через эти стадии в порядке сложности. Первыми научными становятся самые простые и отдаленные области знаний — механические или физические. За ними следуют более сложные науки, считающиеся наиболее близкими нам.
Тогда науки, согласно «закону» Конта, развивались в следующем порядке: математика ; Астрономия ; Физика ; химия ; Биология ; Социология . Таким образом, наука об обществе является «королевской наукой» в иерархии Конта, поскольку она должна быть наиболее фундаментально сложной. Поскольку Конт рассматривал социальную науку как наблюдение за человеческим поведением и знаниями, его определение социологии включало наблюдение за развитием человеческой науки как таковой. По этой причине Конт представил эту интроспективную область исследования как науку, стоящую выше всех остальных. Социология не только дополнит корпус позитивных наук, рассматривая человечество как последнюю неизученную научную область, но и свяжет области науки вместе в истории человечества, показав «тесную взаимосвязь научного и социального развития». [3]
По мнению Конта, закон трех стадий сделал развитие социологии неизбежным и необходимым. Формирование своего права Конт рассматривал как активное использование социологии, но это формирование зависело от достижения позитивной стадии другими науками; Трехступенчатый закон Конта не имел бы доказательств положительной стадии без наблюдаемого прохождения других наук через эти три стадии. Таким образом, социология и ее первый закон трех стадий будут разработаны после того, как другие науки разовьются из метафизической стадии, при этом наблюдение за этими развитыми науками станет научным свидетельством, используемым на позитивной стадии социологии. Эта особая зависимость от других наук способствовала тому, что Конт считал социологию самой сложной. Это также объясняет, почему социология стала последней наукой, которая была разработана.
Конт считал результаты своего трехступенчатого закона и социологии не только неизбежными, но и хорошими. По мнению Конта, позитивная стадия была не только наиболее развитой, но и лучшей для человечества. Конт надеялся, что благодаря постоянному развитию позитивных наук люди усовершенствуют свои знания о мире и добьются реального прогресса в улучшении благосостояния человечества. [4] Он назвал положительную стадию «высшим достижением человеческого разума». [4] и как обладающие «естественным превосходством» [5] над другими, более примитивными стадиями.
В целом Конт рассматривал свой закон трех стадий как начало научной области социологии как позитивной науки. Он считал, что это развитие является ключом к завершению позитивной философии и, наконец, позволит людям изучать каждый наблюдаемый аспект Вселенной. По мнению Конта, социологические исследования, ориентированные на человека, могли бы связать области науки друг с другом как прогресс в истории человечества и превратить позитивную философию в единый целостный массив знаний. Конт представлял положительную стадию как конечное состояние всех наук, которое позволит усовершенствовать человеческое знание, ведущее к человеческому прогрессу.
Критика закона
[ редактировать ]Историк Уильям Уэвелл писал: «Представление г-на Конта о прогрессе науки как последовательно метафизическом и позитивном, фактически противоречит истории и в принципе противоречит здравой философии». [6] Историк науки Х. Флорис Коэн приложил значительные усилия, чтобы привлечь современный взгляд к этой первой дискуссии об основах позитивизма . [7]
Напротив, в записи, датированной началом октября 1838 года, Чарльз Дарвин написал в одном из своих тогдашних личных блокнотов, что «идея Конта о теологическом состоянии науки [является] великой идеей». [8]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г « Каков основной вклад Огюста Конта в социологию » ? PreserveArticles.com: Сохранение ваших статей на вечность . Проверено 24 февраля 2012 г.
- ^ Махешвари, доктор В.К. «Закон трех стадий Огюста Конта » . вкмахешвари . Проверено 2 декабря 2017 г.
- ^ Кремер-Мариетти, Анжель. « Позитивизм » . Всемирная история в контексте . Проверено 30 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Кант, Иммануил (1998). Введение в позитивную философию . Индианаполис: Hackett Publishing Company, Inc., с. 15.
- ^ Кант, Иммануил (1998). Введение в позитивную философию . Индианаполис: Hackett Publishing Company, Inc., с. 14.
- ^ стр.233 книги «О философии открытий: исторические и критические главы» (включая завершение третьего издания философии индуктивных наук) , Уильям Уэвелл, Нью-Йорк: Берт Франклин, 1860 г.
- ^ Х. Флорис Коэн, Научная революция: историографическое исследование , University of Chicago Press, 1994, стр.35-39.
- ^ Тетрадь N (Метафизика и выражение) . Чарльз Дарвин . Период существования журнала: осень 1838 г. — лето 1839 г. страница[лист] 12.