Религия человечества
Религия человечества (от французского Religion de l'Humanité или église positiviste ) — светская религия, созданная Огюстом Контом (1798–1857), основоположником позитивистской философии. Приверженцы этой религии построили часовни Человечества во Франции и Бразилии . [1]
В Соединенных Штатах и Европе идеи Конта повлияли на других и способствовали появлению этических обществ и «этических церквей», что привело к развитию этической культуры, конгрегационалистских гуманистических и светских гуманистических организаций.
Происхождение
[ редактировать ]Конт разработал «Религию человечества» для позитивистских обществ, чтобы выполнить объединяющую функцию, которую когда-то выполняло традиционное богослужение. Религия возникла после страстных платонических отношений Конта с Клотильдой де Во , которую он идеализировал после ее смерти. Он пришел к убеждению, что женские ценности олицетворяют триумф чувств и морали. В будущем позитивистском обществе, основанном на науке, также должна существовать религия, которая имела бы власть только благодаря моральной силе. [2] В 1849 году он предложил календарную реформу, названную « позитивистским календарем », в которой месяцы были названы в честь величайших лидеров, мыслителей и художников в истории и расположены в хронологическом порядке. Каждый день был посвящен мыслителю. В то время как Религия Человечества почитала только тех, кто внес положительный вклад, и исключала тех, кто этого не сделал, религия Людвига Фейербаха почитала всех людей. [3] [4]
Принципы
[ редактировать ]По словам Тони Дэвиса, светская и позитивная религия Конта представляла собой «полную систему верований и ритуалов с литургией и таинствами, священством и понтификом, организованными вокруг публичного почитания человечества», называемую Nouveau Grand-Être Suprême (Новая Высшее Великое Существо). «Позже это было дополнено в позитивистской троице Великим Фетишем (Земля) и Великой Средой (Космическое Пространство)». [5]
В «Системе позитивной политики» (1851–1854) Конт заявил, что столпами религии являются:
- альтруизм, ведущий к щедрости и бескорыстной преданности другим.
- порядок: Конт считал, что после Французской революции общество нуждалось в восстановлении порядка.
- прогресс: последствия промышленных и технических прорывов для человеческого общества.
В «Позитивистском катехизисе» Церкви человечества (1851 г.) Конт определил семь таинств :
- Введение; (номинация и спонсорство)
- Допуск; (окончание обучения)
- Место назначения; (выбор профессии)
- Свадьба;
- Выход на пенсию; (возраст 63 года),
- Разделение; (похоронные обряды),
- Регистрация; (погружение в историю) – через 3 года после смерти.
Литургия и священство
[ редактировать ]Религия человечества была описана Томасом Хаксли как «католицизм минус христианство». [2] Помимо святой троицы Человечества, Земли и Судьбы, у него было священство. Священники должны были быть женатыми из-за облагораживающего влияния женственности. Они проводили службы, в том числе позитивистскую молитву, которая представляла собой «торжественное излияние, будь то конфиденциально или публично, благородных чувств людей, вдохновляющее их на более широкие и всеобъемлющие мысли». Целью религии было повышение альтруизма, чтобы верующие всегда действовали в интересах человечества в целом. Священники будут международными послами альтруизма, обучения, арбитра в промышленных и политических спорах и направления общественного мнения. Они должны быть учеными, врачами, поэтами и художниками. Действительно, все искусства, включая танцы и пение, должны практиковаться ими, как барды в древних обществах.
Это требовало длительного обучения. Они начали обучение с двадцати восьми лет, обучаясь в позитивистских школах. С тридцати пяти до сорока двух лет жрец занимал должность ученика учителя и ритуалиста. Лишь в сорок два года он смог стать полноправным священником. Они не зарабатывали денег и не могли занимать должности вне священства. Таким образом, их влияние было чисто духовным и нравственным. Первосвященник человечества должен был жить в Париже, который заменил Рим в качестве центра религии. [2]
Влияние
[ редактировать ]Дэвис утверждает, что строгая и «слегка удручающая» философия человечества Конта – рассматриваемая как одинокая в безразличной вселенной (которая может быть объяснена только «позитивной» наукой) – «была даже более влиятельной в викторианской Англии, чем теории Чарльза Дарвина или Карла Маркс». [5]
Система в конечном итоге оказалась неудачной , но, наряду с Дарвиновской работой « О происхождении видов» , она повлияла на распространение различных светских гуманистических организаций в 19 веке, особенно благодаря работе таких секуляристов, как Джордж Холиок и Ричард Конгрив . Хотя английские последователи Конта, в том числе Джордж Элиот и Гарриет Мартино , по большей части отвергали весь арсенал его системы, им нравилась идея религии человечества и его призыв «vivre pour altrui» («жить для других», от откуда происходит слово « альтруизм »).
Глубокую критику исходил Джон Стюарт Милль, который защищал Конта, но отвергал его «Религию человечества», стремясь провести различие между (хорошим) ранним Контом, автором « Курса позитивной философии» , и (проблемным) поздним Контом, автором книги «Религия». Человечества. [6] Сочувствуя необходимости светской религии и высоко оценивая уважение Конта к «человеческой расе, рассматриваемой как непрерывное целое, включая прошлое, настоящее и будущее», Милль считал, что детали ритуализма Конта были не только нелиберальными, но и нелиберальными. «Не мог быть написан ни одним человеком, который когда-либо смеялся». [7]
Социальное влияние идей Конта трудно оценить в полной мере, но примеры можно найти в истории. Одним из преданных английских последователей Конта был Генри Беверидж . -младший Под влиянием идей своего отца Уильям Беверидж заложил основы государства всеобщего благосостояния в Великобритании, опубликовав крупный доклад, ускоривший создание Национальной службы здравоохранения . [8]
Международное влияние
[ редактировать ]Контовский позитивизм был относительно популярен в Бразилии. В 1881 году Мигель Лемос и Раймундо Тейшейра Мендес организовали «Позитивистскую церковь Бразилии». В 1897 году был создан «Храм Человечества». [9] Службы в Храме могли продолжаться до четырех часов, и это в сочетании с определенной моральной строгостью привело к некоторому упадку в республиканский период. [10] Тем не менее, она понравилась военному классу, поскольку Бенджамин Констан присоединился к группе, прежде чем порвать с ней, поскольку считал Мендеса и Лемоса слишком фанатичными. Обращение Кандидо Рондона оказалось более прочным, поскольку он оставался ортодоксальным позитивистом и членом веры еще долгое время после того, как важность церкви пошла на убыль. [11] Несмотря на то, что она пришла в упадок, церковь все еще существует в Бразилии. На национальном флаге Бразилии изображен девиз «Ordem e Progresso» («Порядок и прогресс»), вдохновленный позитивистским девизом Конта: «L'amour pour principe et l'ordre pour base; le progrès pour not» («Любовь как принцип и порядок как основа; прогресс как цель»). [12]
Конт также оказал влияние на политическое движение младотурок . [13]
Другие примеры
[ редактировать ]Есть и другие примеры «Религии человечества», основанные позитивистами, и есть несколько авторов, которые дали эпитет религии, которую они поддерживают, какой бы она ни была. В Индии Баба Факир Чанд основал Манавта Мандир (Храм Человечества), чтобы распространять свою религию человечества с научным подходом, как объяснил Дэвид К. Лейн в книге «Незнающий мудрец» . Конт оказал влияние на мысли викторианских секуляристов Джорджа Холиока (придумавшего термин « секуляризм ») и Ричарда Конгрива . Руссо Религия человечества была четко названа Гражданской религией . [14]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Où peut-on visiter un Temple positiviste? (Где можно увидеть позитивистские святыни?)» (на французском языке) . Проверено 30 октября 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с Роллин Чамблисс, Социальная мысль: от Хаммурапи до Конта , Dryden Press, Нью-Йорк, 1954, стр. 424.
- ^ Вуд, СК (2010). Духовная экзегеза и церковь в богословии Анри де Любака . Издатели Wipf & Stock. п. 137. ИСБН 978-1-60899-881-4 . Проверено 15 февраля 2023 г.
- ^ Де Марко, Д.; Викер, Б. (2016). Архитекторы культуры смерти . Игнатиус Пресс. п. 78. ИСБН 978-1-68149-043-4 . Проверено 15 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Дэвис, Тони. Гуманизм , Новая критическая идиома. Дракакис, Джон, редактор серии. Университет Стерлинга, Великобритания. Рутледж, 1997, с. 28-29 ISBN 0-415-11052-1
- ^ См. центральный отрывок из книги Милля «Огюст Конт и позитивизм» : Джон Стюарт Милль о «Религии человечества» Огюста Конта ( [1] )
- ^ Милль, в книге А. Райана, Дж. С. Милля (Лондон, 1974), с. 234-5.
- ^ «Кем был Уильям Беверидж» . Фабианское общество . 21 декабря 2012 года . Проверено 6 июля 2018 г.
- ^ Латиноамериканская мысль: философские проблемы и аргументы Сусаны Нуччетелли: стр. 184
- ^ Человеческие традиции в современной Бразилии Питер М. Битти: страницы 112–113
- ^ Объединение нации: Кандидо Мариано да Силва Рондон и... Тодд А. Диакон: стр. 83–84
- ^ Флаги и значения Historianet. Проверено 9 октября 2010 г. (на португальском языке) .
- ^ «Огюст Конт» . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета. 2021.
- ^ Юппес-Клюсенер, Л.; Коэльо, НММС (2018). Аристотель об эмоциях в праве и политике . Библиотека права и философии. Международное издательство Спрингер. п. 156. ИСБН 978-3-319-66703-4 . Проверено 15 июня 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Позитивистская церковь Бразилии // Энциклопедия латиноамериканской истории и культуры
- Англоязычный сайт бразильской «Религии человечества»
- Олаф Симонс, Религия человечества (структурированный сборник стенограмм английских переводов основных публикаций Конта по этой теме)
- «Катехизис позитивной религии», Огюст Конт, 1858 г.