Jump to content

Культ Разума

Собор Страсбургской Богоматери превратился в Храм Разума , изображенный в 1794 году.

Культ разума ( фр . Culte de la Raison ) [примечание 1] во Франции была первой поддерживаемой государством атеистической религией , задуманной как замена католицизму во время Французской революции . Продержав всего лишь год, в 1794 году его официально заменил конкурирующий деистический Культ Высшего Существа , продвигаемый Робеспьером . [1] [2] [3] [4] Оба культа были официально запрещены в 1802 году Наполеоном Бонапартом своим Законом о культах 18-го года X . [5]

Происхождение

[ редактировать ]

Оппозиция Римско-католической церкви была неотъемлемой частью причин Французской революции , и этот антиклерикализм закрепился в официальной политике правительства в 1792 году после Первой Французской республики провозглашения . Большая часть дехристианизации Франции была мотивирована политическими и экономическими проблемами, а философские альтернативы Церкви развивались медленнее. так называемый Culte de la Raison , определили Среди растущего инакомыслия некоторые из самых радикальных революционеров, таких как Анахарсис Клотс . [6] Жак Эбер , Антуан-Франсуа Моморо , Пьер-Гаспар Шометт и Жозеф Фуше .

О религиозности Культа Разума всегда велись серьезные споры. [7] Это была мешанина идей и действий, «многообразное явление, отмеченное беспорядочностью». [8] Культ включал в себя различные элементы антиклерикализма, включая подчинение священников светской власти, конфискацию богатства церкви и доктринальные ереси, как мелкие, так и глубокие. [8] Это было атеистично, [9] [10] но прославляли разные основные принципы в зависимости от региона и лидерства: наиболее известным был Разум , но другими были Свобода , Природа и победа Революции. [8]

Антуан-Франсуа Моро

[ редактировать ]
Антуан-Франсуа Моро (1756–1794)

Одним из наиболее философских сторонников был Антуан-Франсуа Моморо из Парижа. В его руках столичный Культ Разума был явно антропоцентричным . Его целью было совершенствование человечества посредством достижения Истины и Свободы, а руководящим принципом достижения этой цели было применение Разума. Подобно традиционной религии, она поощряла акты коллективного поклонения и проявления преданности идеалу Разума . [11] Всегда проводилось тщательное различие между рациональным уважением к Разуму и почитанием идола: «Есть одна вещь, которую нельзя утомлять говорить людям, — объяснил Моморо, — Свобода, разум, истина — это всего лишь абстрактные существа. боги, собственно говоря, они являются частью нас самих». [11]

Основная тема Культа была резюмирована Анахарсисом Клотцем , который заявил на Фестивале Разума, что отныне будет «только один Бог, Le Peuple ». [12] Культ был задуман как гражданская религия — вдохновленный работами Руссо , Катремера де Кенси и Жака-Луи Давида , он представлял собой «явную религию человека». [11]

Приверженность Культу Разума стала определяющим атрибутом фракции Эбертистов . Оно было также широко распространено в рядах санкюлотов . Многочисленные политические фракции, антиклерикальные группы и события, лишь слабо связанные с культом, стали объединяться с его названием. [13]

Жозеф Фуше (1759–1820)

Жозеф Фуше

[ редактировать ]

Будучи военачальником, которого якобинцы направили для обеспечения соблюдения своих новых законов, Фуше возглавил особенно ревностную кампанию дехристианизации. Его методы были жестокими, но эффективными и помогли распространить развивающееся учение во многих частях Франции. В своих юрисдикциях Фуше приказал убрать все кресты и статуи с кладбищ и дал культу один из его основных принципов, когда постановил, что на всех кладбищных воротах должна быть только одна надпись: «Смерть — это вечный сон». [14] Фуше зашел так далеко, что провозгласил свою собственную новую гражданскую религию, практически взаимозаменяемую с тем, что впоследствии стало известно как Культ Разума, на церемонии, которую он назвал «Праздником Брута » 22 сентября 1793 года. [15]

Fête de la Raison («Фестиваль разума»), Нотр-Дам, Париж.

Фестиваль разума

[ редактировать ]

Официальный общенациональный Fête de la Raison , проводимый Эбером и Моморо 20 брюмера второго года (10 ноября 1793 г.), стал олицетворением нового республиканского образа религии. В ходе церемоний, разработанных и организованных Шометтом, церкви по всей Франции были превращены в современные Храмы Разума . Самая масштабная церемония прошла в соборе Богоматери Парижской . Христианский алтарь был разобран и установлен алтарь Свободы , а над дверями собора на камне была высечена надпись «Философии». [11] Праздничные девушки в белом римском платье и трехцветных поясах толпились вокруг костюмированной Богини Разума, которая «воплотила в себе Свободу». [16] На жертвеннике горело пламя, которое было символом истины. [17] Чтобы избежать скульптурности и идолопоклонства, фигуры Богини изображались живыми женщинами. [18] а в Париже роль сыграла жена Моморо Софи, которая, как говорят, оделась «вызывающе». [19] и, по словам Томаса Карлейля , «стала одной из лучших богинь разума, хотя зубы у нее были немного дефектными». [20]

Перед выходом на пенсию Жорж Дантон предостерег от дехристианизаторов и их «риторических эксцессов», но поддержка Культа только возросла в ревностные первые годы Первой Республики. К концу 1793 года можно было предположить, что Конвент примет приглашение массово присутствовать на парижском фестивале, но непоколебимое сопротивление Максимилиана Робеспьера и ему подобных не позволило этому стать официальным делом. [21] Не испугавшись, Шометт и Эбер с гордостью возглавили значительную делегацию депутатов в Нотр-Дам. [22]

Надпись на церкви в Иври-ла-Батай

Во многих современных отчетах Фестиваль Разума описывался как «мрачное», «распутное» мероприятие скандальных «развратов». [23] хотя некоторые ученые оспаривают их правдивость. [24] Эти сообщения, реальные или приукрашенные, активизировали антиреволюционные силы и даже заставили многих преданных якобинцев, таких как Робеспьер, публично отделиться от радикальной фракции . [25] Робеспьер особенно презирал Культ и называл фестивали «нелепыми фарсами». [22]

Весной 1794 года Культ Разума столкнулся с официальным отказом, когда Робеспьер, приближавшийся к полной диктаторской власти во время правления Террора , объявил о своем собственном создании новой, деистической религии для Республики, Культа Высшего Существа . [26] Робеспьер осудил Эбертистов по различным философским и политическим мотивам, в частности отвергая их предполагаемый атеизм. Когда Эбер, Моморо, Ронсен , Винсент и другие были отправлены на 4 гильотину Жерминаля II года (24 марта 1794 г.), культ потерял свое самое влиятельное руководство; когда Шометт и другие Эбертисты последовали за ними четыре дня спустя, Культ Разума фактически прекратил свое существование. Оба культа были официально запрещены в 1802 году Наполеоном Бонапартом своим Законом о культах 18-го года X . [5]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Слово «культ» на французском языке означает «форма поклонения» без какого-либо негативного или исключительного значения на английском языке; его сторонники намеревались сделать его универсальным собранием.
  1. ^ Главы западной цивилизации, Том 1 . Издательство Колумбийского университета. 2012. с. 465. Гольбах довел культ разума и природы до кульминации в атеистическом отрицании Высшего Существа деистов и предпринял наиболее влиятельную атаку на рациональную религию...
  2. ^ Флуд, Гэвин (2012). Важность религии: смысл и действие в нашем странном мире . Джон Уайли и сыновья. ISBN  978-1405189712 . Во время Французской революции 1793 года готический собор Нотр-Дам де Пари был вновь посвящен Культу Разума, атеистической доктрине, призванной заменить христианство.
  3. ^ Бейкер, Кейт М. (1987). Чтения Чикагского университета по западной цивилизации, Том 7: Старый режим и Французская революция . Издательство Чикагского университета. п. 384. ИСБН  978-0226069500 . В мае он предложил провести целый цикл революционных фестивалей, начать с Праздника Высшего Существа. Последний был предназначен для прославления новой гражданской религии в отличие от христианства, как и атеизма крайних дехристианизаторов (чей ранний Культ Разума Робеспьер и его соратники отвергли).
  4. ^ МакГрат, Алистер (2008). Сумерки атеизма: взлет и падение неверия в современном мире . Случайный дом. п. 45. ИСБН  978-1407073767 . Он был активным членом фракции, которая успешно боролась за атеистический «Культ Разума», официально провозглашенный 10 ноября 1793 года.
  5. ^ Перейти обратно: а б Дойл 1989 , с. 389
  6. ^ Кир, К.Э. (1990). Энциклопедия Мелвилла: A-Loom . Энциклопедия Мелвилла: Романы (на французском языке). Издательство Уитстон. ISBN  978-0-87875-399-4 . Проверено 2 марта 2023 г.
  7. ^ Фюре и Озуф 1989 , стр. 563–564
  8. ^ Перейти обратно: а б с Фюре и Озуф 1989 , с. 564
  9. ^ Фремонт-Барнс 2007 , с. 237
  10. ^ Макгоуэн 2012 , с. 14
  11. ^ Перейти обратно: а б с д Кеннеди 1989 , с. 343
  12. ^ Карлейль 1838 , с. 375
  13. ^ Кеннеди 1989 , с. 343: «Фестиваль разума... стал символом парижского движения дехристианизации».
  14. ^ Дойл 1989 , с. 259: «Фуше заявил в манифесте… на кладбищах не должно быть никаких религиозных символов, а на воротах каждого должна быть надпись: «Смерть — это вечный сон»».
  15. ^ Дойл 1989 , с. 259: «[Фуше] открыл собственную гражданскую религию, устроив 22 сентября «Праздник Брута», на котором он осудил «религиозную софистику».
  16. ^ Палмер 1969 , с. 119
  17. ^ "Разум, Культ Богини" . Энциклопедия.com . Проверено 13 октября 2018 г.
  18. ^ Кеннеди 1989 , с. 343: «Красивая женщина» была выбрана символом Разума и Свободы, а не статуей, чтобы она не стала идолом».
  19. ^ Скарр 1989 , с. 267
  20. ^ Карлейль 1838 , с. 379
  21. ^ Шама 1989 , стр. 778–779.
  22. ^ Перейти обратно: а б Шама 1989 , с. 778
  23. ^ Кеннеди 1989 , с. 344: «Фестиваль разума в Нотр-Даме не оставил впечатления рациональности в воспоминаниях современных наблюдателей… [Было очевидно, что Фестиваль разума был скандалом».
  24. ^ Озуф 1988 , с. 100 фф.
  25. ^ Кеннеди 1989 , с. 344: «...рассказы о его хриплости, возможно, способствовали противодействию Робеспьера дехристианизации в декабре 1793 года».
  26. ^ « Война, террор и сопротивление » . Центр истории и новых медиа Университета Джорджа Мейсона. Архивировано из оригинала 16 августа 2018 года . Проверено 28 июля 2012 г.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2dba9dbf0a595faedbf77de88232f055__1722101700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2d/55/2dba9dbf0a595faedbf77de88232f055.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cult of Reason - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)