Общество Друзей Истины

Общество Друзей Истины ( Amis de la Verité ), также известное как Социальный клуб (франц.: Cercle Social ) — французская революционная организация, основанная в 1790 году. Она представляла собой «смесь революционного политического клуба, масонской ложи и литературного салона». [1] Он также издавал влиятельную революционную газету « Железные уста» .
Начало
[ редактировать ]Общество Друзей Истины было основано Николасом Бонневилем и Клодом Фоше , которые объявили о его создании в популярной прессе 21 февраля 1790 года. Первоначальная цель клуба заключалась в том, чтобы стать «информационным центром» для переписки между учеными. со всей Европы. В духе своих основателей клуб хотел создать «общественный мандат», в соответствии с которым будет регулироваться его деятельность. Так, ее информационный бюллетень «Железные уста » ( La Bouche de Fer ) собирал письма читателей с комментариями по политическим вопросам и с осуждением контрреволюционных заговоров.
Фактически клуб был открыт в октябре 1790 года, когда в Цирке Пале-Рояль начались заседания «Всеобщей конфедерации друзей истины». Перед аудиторией, которая составляла от пяти до восьми тысяч человек каждую неделю, Клод Фоше, самопровозглашенный «поверенный истины», читал лекцию о работе Жан-Жака Руссо « 1762 года Общественный договор» . Клуб также сформулировал политические теории демократического правления, в конечном итоге отказавшись от прямой демократии в пользу системы, напоминающей всенародно избранную диктатуру, которую граждане могли свергнуть всякий раз, когда ее действия становились невыносимыми. Социальный клуб также выступал за шаги к более справедливому распределению богатства, всегда с учетом идеалов Руссо, но клуб не поддерживал земельную реформу.
Встречи были подробно описаны в «Железных устах», где были опубликованы протоколы лекций и дискуссий Фоше, а также пришедшая после них почта. Эта публикация важна для понимания генезиса демократических идей во время Французской революции . Социальный клуб также был первой революционной группой, четко идентифицировавшей себя как космополитическую организацию , а это означает, что ее цели выходили за рамки национальных границ. Он обратился к ученым всего мира и подготовил полиглотное издание Конституции 1791 года для распространения по всему миру. Его целью было создание универсальной республики, возглавляемой учеными.
Членство и приверженцы
[ редактировать ]Среди ключевых фигур, посещавших Социальный клуб, были Николас Бонневиль и Клод Фоше , а также Сильвен Марешаль , «Гракх» Бабеф , Гупиль де Префельн , Камиль Демулен , Бертран Барер и маркиз де Кондорсе . Около ста тридцати человек были членами и регулярно посещали собрания.
Встречи были публичными, потому что клуб хотел показать как можно более широкой аудитории, чего может достичь дискурс в атмосфере литературного или философского салона . (Это объясняет выбор Цирка Пале-Рояль в качестве места встречи, а не какого-то небольшого помещения, например частного дома.) Зрителям предлагалось задавать вопросы, и в конце каждого сеанса принималось решение.
В 1791 году члены Социального клуба открыто объявили себя республиканцами . Затем он стал местом встречи жирондистов , которые соперничали с более радикальными якобинскими фракциями за главенство республиканской идеологии и действий. Политическая ориентация клуба была либеральной и продвигала идеал общества, состоящего из мелких и средних производителей: ремесленников, фермеров, торговцев и предпринимателей.
Члены Социального клуба также считали себя современными феминистками, и хотя никаких заметных феминистских изменений в клубе не произошло, члены клуба индивидуально помогали разрабатывать основу для того, что впоследствии стало Декларацией прав женщины и права женщин. Женщина-гражданка . Олимпия де Гуж , автор Декларации прав женщины , была членом клуба и часто развивала свои идеи через либеральную линию Социального клуба. Хотя члены действительно заявляли себя сторонниками республиканских идеалов публично, их принятие феминистских идеалов рассматривалось как гораздо более предательское (и, как таковое, было совершенно засекречено). [2]
С 1791 года офисы клуба вели издательский бизнес. Он стал центром распространения революционной литературы, включая многочисленные газеты, политические брошюры, театральные произведения, поэзию, плакаты и т. д. Ряд выдающихся авторов, Луи-Себастьян Мерсье , Николя-Эдме Ретиф де ла Бретон , Бернарден де Сен- Пьера , Жан-Батиста Ламарка , Кондорсе , Жака Пьера Бриссо , Джона Скей Юстаса и Жан-Мари Роланда , издавались под эгидой клуба.
После падения жирондистов клуб распался. Фоше был арестован и казнен 31 октября 1793 года. Типограф Бонневиль возобновил деятельность после 9 термидора (27 июля 1794 года). Его пресса пыталась возродить Социальный клуб, но так и не вернула себе прежнюю аудиторию. В раздробленном состоянии он продолжал существовать до брюмера VIII года (ноябрь 1800 г.). К тому времени такие идеологи, как Дауну , Волни , Добентон и Бертолле в центре внимания оказались .
«Друзей истинных» вспоминали с любовью, и они стали пробным камнем для романтиков девятнадцатого века, таких как Шарль Нодье и Виктор Гюго , но они также пользовались большим уважением среди политиков и социальных теоретиков, таких как Шарль Фурье , Сен-Симон и Карл Маркс .
Революционное движение, начавшееся в 1789 году в Социальном круге, главными представителями которого в середине своего развития были Леклер и Ру и которое, наконец, благодаря заговору Бабефа, было временно подавлено, породило коммунистическую идею, которую Бабефа друг Буонарроти вновь введенная во Франции после революции 1830 года. Эта идея, последовательно развиваясь, есть идея нового мирового порядка . — Карл Маркс , Святое семейство (нем. Die heilige Familie).
рот Железный
[ редактировать ]La Bouche defer , « Железные уста », возможно, иронично получило свое название от Луция Лициния Красса замечания о консуле Домиции , «неудивительно, что человек, имевший медную бороду, имел также и уста железные и сердце свинцовое». [3] [4] [5] [6] Другие полагают, что название происходит от почтового ящика в форме львиной пасти, расположенного в штаб-квартире клуба, на улице дю Театр-Франс, дом № 4, куда помещались письма, петиции, предложения, доносы, статьи и другие трактаты. можно было бы сдать на хранение. Третья теория состоит в том, что это название, «Железные уста» , было тем же названием, что и ложа масонов, к которой когда-то принадлежали Бонневиль и Фоше. [7]
В любом случае « Железные уста» публиковались в Париже в период с октября 1790 г. по 28 июля 1791 г., сначала три раза в неделю, затем ежедневно, начиная с 22 июня 1791 г. В бюллетене содержались комментарии к «Общественному договору» Жана- Жака Руссо, эссе Клода Фоше, стенограммы речей Кондорсе, петиции Клуба кордельеров и т. д. Подписка стоила тридцать шесть фунтов (ливров) в год, и каждый, кто подписался , автоматически становился членом Социального клуба. ; Итак, поскольку членами клуба считались случайные читатели и любители любопытства, численность членов клуба, вероятно, была несколько завышена.
Железный рот был источником [8] знаменитой цитаты, часто приписываемой Дени Дидро : «Когда последнего из королей повесят на кишках последнего священника, соблюдавшего целомудрие, человечество сможет надеяться на счастье». («Когда последний король будет увешан внутренностями последнего священника, соблюдавшего целомудрие, человечество может надеяться на счастье».)
Библиография
[ редактировать ]- Альберт Собул , Исторический словарь Французской революции , PUF, 1989 г.
- М. Дориньи, «Социальный клуб: эгалитаризм и либерализм в начале революции: невозможный компромисс», Труды симпозиума по МРТ , 1987 г.
- Гэри Кейтс , Социальный круг, жирондисты и французская революция , Princeton University Press, 1 985
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Альберт Собул, Исторический словарь Французской революции , PUF, 1989, стр. 196
- ^ Дикенсон, Донна. Маргарет Фуллер: Написание женской жизни . (Нью-Йорк: Пресса Св. Мартина, 1993). ISBN 0-312-09145-1 , 45–46.
- ^ Плиний Старший , Naturalis Historia xviii. 1
- ^ Светоний , Нерон, 2
- ^ Валерий Максим , ix. 1. § 4
- ^ Макробий , Сатурналии II. 11
- ^ Поль Копен-Альбанчелли , Масонская драма. Оккультная сила против Франции , 1908, стр. 334–35
- ^ Пеллерен, Паскаль (15 октября 2003 г.). «Дидро и призыв к потомкам: определенное отношение к произведению» . Исследования Дидро и Энциклопедии (на французском языке) (35): 25–40. дои : 10.4000/rde.176 . ISSN 0769-0886 .