Jump to content

Джон Далберг-Актон, первый барон Эктон

Лорд Эктон
Член Парламента
для Бриджнорта
В офисе
25 июля 1865–1866 гг.
Предшественник Генри Уитмор
Преемник Генри Уитмор
Член Парламента
для Карлоу
В офисе
19 мая 1859 г. - 25 июля 1865 г.
Предшественник Джон Александр
Преемник Томас Сток
Личные данные
Рожденный
Джон Эмерик Эдвард Далберг-Актон

10 января 1834 г.
Неаполь , Обе Сицилии
Умер 19 июня 1902 г. (1902-06-19) (68 лет)
Тегернзее , Бавария
Германская империя
Национальность Британский
Политическая партия Либеральный
Супруг
Графиня Мария из Арко-он-Вэлли
( м. 1865)
Дети 6
Родитель
Родственники Алекс Каллиникос (внук)
Образование Оскотт Колледж
Альма-матер Мюнхенский университет Людвига-Максимилиана
Занятие Историк; политик

Джон Эмерих Эдвард Далберг-Актон, 1-й барон Эктон, 13-й маркиз Гропполи , KCVO , DL (10 января 1834 — 19 июня 1902), более известный как лорд Эктон , был английским католическим историком, политиком и писателем. Его лучше всего помнят по замечанию, которое он написал в письме англиканскому епископу в 1887 году: «Власть имеет тенденцию развращать, а абсолютная власть развращает абсолютно». [1]

Ранняя жизнь и предыстория

[ редактировать ]

Единственный сын сэра Фердинанда Дальберг-Актона, седьмого баронета . [2] и внук неаполитанского адмирала и премьер-министра сэра Джона Эктона, шестого баронета. [3] (унаследовавший титул баронета и поместья, принадлежавшие другой ветви семьи Эктонов в Шропшире в 1791 году), Эктон был известен как сэр Джон Далберг-Эктон, 8-й баронет, с 1837 по 1869 год. Его дед был представителем более молодой линии семьи Эктонов. семья, переехавшая во Францию ​​и Италию , но после угасания старшей ветви он стал патриархом. [3]

Отец Актона, известный как Ришар, женился на Марии Луизе Пеллине, единственной дочери Эммериха Жозефа, 1-го герцога де Дальберга , натурализованного французского дворянина древнегерманского происхождения, поступившего на французскую службу при Наполеоне и представлявшего Людовика XVIII на Венском конгрессе в Вене. 1814. После смерти сэра Ричарда Эктона в 1837 году она стала женой 2-го графа Грэнвилля (1840). [4] [2] Мария Луиза Пеллин де Дальберг была наследницей Хернсхайма в Германии. Она стала матерью Джона Далберга-Актона, родившегося в Неаполе . [3] [4]

Он был воспитан как католик и до 1848 года получил образование в Оскотт-колледже под руководством будущего кардинала Николаса Уайзмана . Затем он учился в частном порядке в Эдинбурге . Ему было отказано во вступлении в Кембриджский университет , поскольку он был католиком. [4] а затем отправился в Мюнхен, где учился в Мюнхенском университете Людвига-Максимилиана и жил в доме Иоганна Йозефа Игнаца фон Доллингера , теолога и предшественника Старой католической церкви , с которым он стал друзьями на всю жизнь. [5] Деллингер внушил ему глубокую любовь к историческим исследованиям и глубокое понимание их функций как важнейшего инструмента в изучении социально-политической свободы. [5]

Он владел основными иностранными языками и в раннем возрасте начал собирать великолепную историческую библиотеку, которую намеревался использовать для составления «Истории свободы». В политике он всегда был ярым либералом . [4]

Портрет Джона Актона работы Франца Серафа фон Ленбаха , около 1879 года.

Во время своих обширных путешествий Эктон много времени проводил в главных интеллектуальных центрах Европы, читая переписку исторических личностей. [5] Среди его друзей были Монталамбер , Токвиль , Фюстель де Куланж , Блюнчли , фон Сибель и Ранке . В 1855 году он был назначен заместителем лейтенанта Шропшира. [2] Год спустя он был прикреплен к миссии лорда Грэнвилля в Москве в качестве британского представителя на коронации Александра II в России . [4]

Политика

[ редактировать ]

В 1859 году Эктон поселился в Англии, в своем загородном доме Олденхэм , в Шропшире . В том же году он был возвращен в Палату общин в качестве члена от ирландского района Карлоу и стал преданным поклонником и сторонником премьер-министра Уильяма Юарта Гладстона . Однако Эктон не был активным депутатом, и его парламентская карьера подошла к концу после всеобщих выборов 1865 года , когда он возглавил избирательный бюллетень либералов в Бриджнорте возле своего дома в Шропшире. Эктон почти победил лидера консерваторов Генри Уитмора , но Уитмор успешно подал прошение о проверке бюллетеней и, таким образом, сохранил свое место. После Закона о реформе 1867 года Эктон снова оспорил Бриджнорт, на этот раз сокращенный до одного места, в 1868 году , но безуспешно. [6]

Эктон проявлял большой интерес к Соединенным Штатам, считая их федеральную структуру идеальным гарантом индивидуальных свобод. Во время Гражданской войны в США его симпатии полностью лежали на Конфедерации , которая защищала права штатов от централизованного правительства, которое, как он считал, неизбежно станет тираническим. Его заметки Гладстону по этому поводу помогли убедить многих в британском правительстве сочувствовать Югу . После капитуляции Юга он написал Роберту Э. Ли : «Я скорблю о ставке, потерянной в Ричмонде, сильнее, чем радуюсь о том, что было спасено при Ватерлоо», добавив, что он «считал, что вы сражались за нашу свобода, наш прогресс и наша цивилизация». [7] Позицию Эктона в отношении Конфедерации разделяли большинство английских католиков того времени, как либералов, так и ультрамонтанцев. [8] Редакторы «Ultramontane Tablet» осудили Авраама Линкольна как опасного радикала, а Джон Генри Ньюман , когда его спросили о его мнении по этому поводу, заявил, что рабство не является «само по себе злом» и что вопрос следует оценивать в каждом конкретном случае. -деловая основа. [8]

В 1869 году королева Виктория возвела Эктона в звание пэра как барона Эктона из Олденхема в графстве Шропшир . Его возвышение произошло главным образом благодаря заступничеству Гладстона. [9] Эти двое были близкими друзьями и частыми переписчиками. Гладстон был особенно озабочен повышением авторитета Эктона, когда он направлялся в Рим, чтобы противостоять плану Папы по подтверждению папской непогрешимости на Ватиканском соборе. И Эктон, и Гладстон выступали против этой схемы, и считалось, что, если бы Эктон был британским пэром, это укрепило бы его позиции в Риме. Мэтью Арнольд сказал: «Гладстон оказывает влияние на всех вокруг себя, кроме Эктона; именно Эктон влияет на Гладстона». [6] Эктон был назначен кавалером Королевского Викторианского ордена в качестве кавалера (KCVO) в честь Дня Рождения 1897 года. [10] [11] Он также был решительным сторонником ирландского самоуправления . [12]

Религия и писания

[ редактировать ]
Лорд Эктон с Деллингером и Уильямом Гладстоном , 1879 год.

Тем временем Эктон стал редактором римско-католической ежемесячной газеты The Rambler в 1859 году, после ухода Джона Генри (впоследствии кардинала) Ньюмана с поста редактора. [13] В 1862 году он объединил это периодическое издание с Home and Foreign Review . Хотя он был искренним католиком, его дух как историка был враждебен ультрамонтанским притязаниям, а его независимость мысли и либерализм вскоре привели его к конфликту с церковной иерархией. Еще в августе 1862 года кардинал Уайзман публично осудил « Ревью» ; и когда в 1864 году, после призыва Деллингера на Мюнхенском конгрессе к менее враждебному отношению к исторической критике, папа издал заявление о том, что мнения католических писателей подчиняются авторитету римских конгрегаций, Эктон почувствовал, что существует только один из способов примирить свою литературную совесть со своей церковной лояльностью, и он прекратил публикацию своего ежемесячного журнала. Однако он продолжал публиковать статьи в журнале North British Review , который ранее был органом Шотландской свободной церкви , а затем был приобретен симпатизировавшими к нему друзьями и который в течение нескольких лет (до 1872 года, когда он прекратил публикацию) продвигал интересы высококлассного либерализма как в светских, так и в церковных вопросах. Эктон также читал много лекций по историческим предметам. [6]

В мартовском номере журнала «Рамблер » 1862 года Эктон писал:

Кельты относятся не к числу прогрессивных, инициативных рас, а к числу тех, которые поставляют материалы, а не импульс истории, и являются либо стационарными, либо регрессивными. Персы, греки, римляне и германцы — единственные творцы истории, единственные творцы прогресса. Другие расы, обладающие высокоразвитым языком, умозрительной религией, наслаждающиеся роскошью и искусством, достигают определенной степени развития, которую они не могут ни передать, ни повысить. Они являются негативным элементом в мире.

И: «Подчинение народу с более высокими способностями к управлению само по себе не является несчастьем; и для большинства стран оно является условием их политического прогресса». [14]

В 1870 году вместе со своим наставником Деллингером Эктон выступил против попыток обнародовать доктрину папской непогрешимости на Первом Ватиканском соборе и отправился в Рим, чтобы лоббировать против нее, но в конечном итоге безуспешно. [15] В отличие от Деллингера , Эктон не стал старым католиком и продолжал регулярно посещать мессу; он получил последний обряд на смертном одре. [16] Католическая церковь не пыталась принудить его к этому. Именно в этом контексте в письме, которое он написал ученому и священнослужителю Манделлу Крейтону и датированному апрелем 1887 года, Эктон сделал свое самое известное заявление:

Но если бы мы могли обсуждать этот вопрос до тех пор, пока не обнаружили бы, что мы почти согласны, и если мы полностью согласны с неприемлемостью карильских обвинений и фарисейства в истории, я не могу принять ваш канон, согласно которому мы должны судить Папу и Короля в отличие от других людей, с благоприятная презумпция того, что они не сделали ничего плохого. Если и существует какая-либо презумпция, то она направлена ​​в другую сторону, против обладателей власти, и она увеличивается по мере увеличения власти. Историческая ответственность должна восполнить недостаток юридической ответственности. Власть имеет тенденцию развращать, а абсолютная власть развращает абсолютно. Великие люди почти всегда являются плохими людьми, даже когда они пользуются влиянием, а не властью, и тем более, когда к власти добавляется склонность или уверенность в коррупции. Нет худшей ереси, чем то, что должность освящает своего обладателя. Это тот момент, когда отрицание католицизма и отрицание либерализма встречаются и торжествуют, и цель учится оправдывать средства. Вы бы повесили человека без положения, такого как Равальяк ; но если то, что слышно, правда, то Елизавета попросила тюремщика убить Марию , а Вильгельм III Английский приказал своему шотландскому министру искоренить клан . Вот величайшие имена в сочетании с величайшими преступлениями; по какой-то загадочной причине вы пощадили бы этих преступников. Я бы повесил их выше Амана , по соображениям вполне очевидной справедливости, еще больше, еще выше ради исторической науки. [1]

С тех пор он избегал богословской полемики . Он посвятил себя чтению, учебе и обществу близких ему людей. При всей своей способности к учебе он был светским человеком и человеком дела, а не книжным червем. [6] Его единственными заметными публикациями были мастерское эссе «Демократия в Европе» в « Ежеквартальном обзоре » за январь 1878 года; две лекции, прочитанные в Бриджнорте в 1877 году, на тему «История свободы в древности» и «История свободы в христианстве» — это последние единственные осязаемые части, составленные им из его давно запланированной «Истории свободы»; и эссе о современных немецких историках в первом номере « Английского исторического обозрения» , основанному им (1886 г.). После 1879 года он делил свое время между Лондоном, Каннами и Тегернзее в Баварии, наслаждаясь обществом своих друзей и отвечая им взаимностью. присвоил ему почетную степень доктора философии В 1872 году Мюнхенский университет ; в 1888 году Кембридж присвоил ему почетную степень доктора права , а в 1889 году Оксфорд — доктора гражданского права ; а в 1890 году он получил высокую академическую награду, став членом Колледжа Олл Соулс в Оксфорде . [6]

В 1874 году, когда Гладстон опубликовал свою брошюру « Ватиканские декреты, касающиеся гражданской преданности» серию замечательных писем , лорд Эктон в ноябре и декабре написал в «Таймс» , иллюстрирующих главную тему Гладстона многочисленными историческими примерами папской непоследовательности. что, должно быть, было достаточно горьким для ультрамонтанской партии, но в конечном итоге не согласилось с выводом Гладстона и настаивало на том, что сама Церковь лучше, чем предполагалось из ее предпосылок. снова счел благоразумным Письма Эктона вызвали новую бурю в английском римско-католическом мире, но Святой Престол оставить его в покое. Несмотря на свои оговорки, он считал «общение с Римом дороже жизни». [6]

Личная жизнь

[ редактировать ]

1 августа 1865 года Эктон женился на графине Мари Анне Людомилле Евфросине фон Арко ауф Валле (1841–1923), дочери баварского графа Максимилиана фон Арко ауф Валле, от которой у него было шестеро детей: [ нужна ссылка ]

  1. Мэри Элизабет Энн Далберг-Актон (1866–1951) вышла замуж за подполковника. У Эдварда Блейддиана и Герберта были дети.
  2. Энни Мэри Кэтрин Далберг-Актон (1868–1917)
  3. Ричард Лайон-Дальберг-Актон, второй барон Эктон (1870–1924)
  4. Джон Далберг Далберг-Актон (1872–1873)
  5. Элизабет Мэри Далберг-Актон (1874–1881)
  6. Жанна Мари Дальберг-Актон (1876–1919)

Его племянником был Антон Граф фон Арко ауф Валле (1897–1945), немецкий граф и политический деятель, убийца социалистического баварского министра-президента Курта Эйснера в 1919 году.

Когда в 1888 году умерла его двоюродная сестра Мария, герцогиня Гальера , Эктон унаследовал дремлющий титул маркиза Гропполи .

Профессор Кембриджа

[ редактировать ]

Репутация Эктона как ученого постепенно распространилась за границу, во многом благодаря влиянию Гладстона. Гладстон нашел в нем ценного политического советника, и в 1892 году, когда к власти пришло либеральное правительство, лорд Эктон стал будущим лордом. Наконец, в 1895 году, после смерти сэра Джона Сили , лорд Роузбери назначил его королевским профессором современной истории в Кембридже . [5] Он прочитал два курса лекций по Французской революции и современной истории, а также занимался частным репетиторством. « Кембриджская современная история» , хотя он и не дожил до нее, планировалась под его редакцией. [6]

Смерть и наследие

[ редактировать ]

После того, как его здоровье начало ухудшаться в 1901 году, Актон умер 19 июня 1902 года в семейном доме своей жены в курортном городе Тегернзее , Бавария , Германия . Он был похоронен на небольшом братском кладбище на берегу озера Тегернзее , могила, которая сегодня остается безымянной, потеряв надгробие во второй половине 20-го века. [17] Ему наследовал этот титул его сын Ричард Лайон-Дальберг-Актон, 2-й барон Эктон . Его библиотека объемом 60 000 томов с книгами, полными его собственных аннотаций, была тайно куплена перед его смертью Эндрю Карнеги , чтобы сохранить библиотеку для использования Эктоном при его жизни. После смерти лорда Эктона он был подарен Джону Морли , который подарил его Кембриджскому университету. [6] [18] По словам Хью Чизхолма , автора статьи в Британской энциклопедии 1911 года :

Лорд Эктон оставил слишком мало завершенных оригинальных работ, чтобы его можно было причислить к великим историкам; кажется, что сама его ученость стояла на его пути; он знал слишком много, и его литературное сознание было слишком острым, чтобы ему было легко писать, а обилие информации перегружало его литературный стиль. Но он был одним из самых образованных людей своего времени, и его наверняка будут помнить за его влияние на других. [6]

В его честь была названа Школа бизнеса Актона , основанная в 2002 году в Остине, штат Техас.

Родословная

[ редактировать ]

Известные цитаты

[ редактировать ]
  • Власть имеет тенденцию развращать, а абсолютная власть развращает абсолютно. [1]
  • Великие люди почти всегда являются плохими людьми, даже когда они пользуются влиянием, а не властью. [1]
  • Нет худшей ереси, чем то, что должность освящает своего обладателя. [1]
  • История — арбитр споров, монарх всего, что она исследует. [19]
  • Всеобщая История есть... не бремя памяти, а просвещение души. [20]
  • Нет более опасного и безнравственного образа мыслей, чем освящение успеха. [сказано об Оливере Кромвеле ] [21]
  • За сильным человеком с кинжалом следует слабый с губкой. [22] [23]
  • Наука о политике — это единственная наука, которая откладывается потоками истории, как крупицы золота в речном песке; а знание прошлого, запись истин, открытых опытом, в высшей степени практичны как инструмент действия и сила, необходимая для создания будущего. [24]
  • За исключением дикой силы Природы, в этом мире не движется ничего, что не было бы греческим по своему происхождению. [25]
  • Свобода – это не возможность делать то, что нам хочется, а право иметь возможность делать то, что мы должны. [26]
  • Мудрость божественного правления проявляется не в совершенстве, а в улучшении мира... История есть истинное проявление Религии. [27]

Работает

[ редактировать ]

Посмертный

Статьи

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и Письмо епископу Манделлу Крейтону, 5 апреля 1887 г. Стенограмма, опубликованная в журнале «Исторические очерки и исследования » под редакцией Дж. Н. Фиггиса и Р. В. Лоуренса (Лондон: Macmillan, 1907).
  2. ^ Перейти обратно: а б с Дод, Роберт П. (1860). Пэрство, баронетство и рыцарство Великобритании и Ирландии . Лондон: Whitaker and Co. p. 83.
  3. ^ Перейти обратно: а б с Биографический словарь Чемберса, ISBN   0-550-16010-8 , с. 6
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и Чисхолм 1911 , с. 159.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д Гронбахер, Грегори (2008). «Актон, Лорд (1834–1902)». В Хамови, Рональд (ред.). Энциклопедия либертарианства . Таузенд-Оукс, Калифорния: Сейдж ; Институт Катона . стр. 4–5. дои : 10.4135/9781412965811.n3 . ISBN  978-1412965804 . LCCN   2008009151 . OCLC   750831024 .
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Чисхолм 1911 , с. 160.
  7. 4 ноября 1866 г., письмо Роберту Э. Ли, Переписка Эктона-Ли, заархивированная 18 июня 2015 г. на сайте Wayback Machine на сайте lewrockwell.com, по состоянию на 21 февраля 2011 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б МакГриви, Джон Т. (2003). Католицизм и американская свобода: история . WW Нортон и компания. п. 79.
  9. ^ Норман, Эдвард (1988). Кэннон, Джон (ред.). Словарь историков Блэквелла . Оксфорд; Нью-Йорк: Basil Blackwell Ltd., с. 1 . ISBN  0-631-14708-Х .
  10. ^ «№26871» . Лондонская газета . 9 июля 1897 г. с. 3819.
  11. ^ «№10900» . Эдинбургская газета . 13 июля 1897 г. с. 673.
  12. ^ Пауэлл, Джон (2001). Биографический словарь литературных влияний: Девятнадцатый век, 1800–1914 гг . Издательская группа Гринвуд. п. 11 . ISBN  978-0313304224 .
  13. ^ Макдугалл, Хью А. (1962). Отношения Эктона и Ньюмана: дилемма христианского либерализма . Издательство Фордхэмского университета.
  14. ^ Эктон, Джон Эмерих Эдвард Далберг Эктон (15 февраля 2010 г.). История свободы и другие эссе – через Project Gutenberg.
  15. ^ Тонсор, Стивен Дж (1959). «Лорд Эктон об исторической теологии Доллинджера». Журнал истории идей . 20 (3): 329–352. дои : 10.2307/2708113 . JSTOR   2708113 .
  16. ^ Терстон, Герберт (1907). «Джон Эмерих Эдвард Далберг Эктон, барон Эктон» . В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Том. 1. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
  17. ^ «Лорд Эктон», Роланд Хилл (паб. Yale University Press, 2000)
  18. ^ Карнеги, Эндрю (2006). Автобиография Эндрю Карнеги; и его эссе «Евангелие богатства» . Пингвин. п. 166. ИСБН  0-451-53038-1 . OCLC   74823252 .
  19. ^ «История вигов в восемьдесят лет | Уилфред М. Макклей» . Первые вещи . Март 2011.
  20. ^ Лекции по современной истории (1895 г.) Приложение I. в Project Gutenberg.
  21. ^ Лекции по современной истории (1895 г.) Лекция XI, Пуританская революция. в Проекте Гутенберг.
  22. ^ Лекции о Французской революции (1910) Макмиллан, с. 92, в Проекте Гутенберг.
  23. ^ цитируется в «Запретном знании » (1996) Роджера Шаттака, стр. 236
  24. ^ Лекция по изучению истории , 1895 г. Макмиллан (1911), с. 3, в Проекте Гутенберг.
  25. Цитаты Джона Эктона с сайтаbrainyquote.com, по состоянию на 21 февраля 2011 г.
  26. ^ цитируется в The American Political Science Review, том. 56, 1963, из The Rambler, том 2 (1860), с. 146.
  27. ^ «Религия и инновации в человеческих отношениях» . бу.еду .
  28. ^ Виллерт, П.Ф. (январь 1907 г.). «Обзор лекций по современной истории покойного досточтимого Джона Эдварда Эмериха, первого барона Актона; под редакцией Дж. Н. Фиггиса и Р. Вера Лоуренса» . Английский исторический обзор . 22 : 164–166. дои : 10.1093/ehr/XXII.LXXXV.164 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Парламент Соединенного Королевства
Предшественник Член парламента от Карлоу
1859 1865
Преемник
Предшественник Член парламента от Бриджнорта
1865 –1866
С: Джоном Причардом
Преемник
Пэрство Соединенного Королевства
Новое творение Барон Эктон
1869–1902
Преемник
Баронет Англии
Предшественник баронет
(из Олденхема)
1837–1902
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8c4812026217295e7170b915d90cd83a__1719023400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8c/3a/8c4812026217295e7170b915d90cd83a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
John Dalberg-Acton, 1st Baron Acton - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)