Крипто-анархия
Часть серии о |
Анархо-капитализм |
---|
![]() |

Криптоанархия , криптоанархизм , киберанархия или киберанархизм [1] — политическая идеология, ориентированная на защиту частной жизни , политической и экономической свободы , приверженцы которой используют криптографическое программное обеспечение для обеспечения конфиденциальности и безопасности при отправке и получении информации по компьютерным сетям . [2] [3] В своем «Манифесте криптоанархистов» 1988 года Тимоти К. Мэй представил основные принципы криптоанархизма, зашифрованные обмены, обеспечивающие полную анонимность , полную свободу слова и полную свободу торговли . В 1992 году он зачитал текст на учредительном собрании движения шифропанков. [4] Большинство криптоанархистов — анархо-капиталисты , но некоторые — анархо-мутуалисты .
Терминология [ править ]
«Крипто-» происходит от древнегреческого κρυπτός kruptós, что означает «скрытый» или «секретный». [5] Это использование приставки отличается от того, которое используется в таких словах, как « криптофашист » или « криптоеврей », где он указывает на то, что сама идентичность скрыта от мира; скорее, многие криптоанархисты открыто заявляют о своем анархизме и продвижении инструментов, основанных на криптологии .
Мотивы [ править ]
Одним из мотивов криптоанархистов является защита от слежки за общением в компьютерных сетях. Криптоанархисты пытаются защититься от правительственной массовой слежки , такой как PRISM , ECHELON , Tempora , хранения телекоммуникационных данных , споров о несанкционированной слежке АНБ , Комнаты 641A , FRA и так далее. Криптоанархисты считают развитие и использование криптографии главной защитой от таких проблем. [6]
В исследовании 2022 года изучалось, может ли криптоанархизм быть полезным инструментом в решении социально-политических проблем. Их результаты показали, что криптоанархизм не оказывает существенного влияния на реальную политику, но его изучение может быть полезно для создания политических движений, ориентированных на пользователей Интернета. [7]
Анонимная торговля [ править ]
Биткойн — это валюта, созданная и защищенная одноранговыми сетевыми устройствами, которые ведут общий учет всех транзакций внутри системы, которые могут использоваться в криптоанархическом контексте. Адриан Чен, пишущий для The New York Times , говорит, что идею Биткойна можно проследить до «Манифеста криптоанархиста» . [8] Шелковый путь был примером нелегального рынка наркотиков, на котором биткойн был единственной принимаемой валютой. [8]
Рынок убийств — это Tor, на базе даркнет-рынок управляемый самопровозглашенным криптоанархистом под псевдонимом Кувабатаке Санджуро. [9]
В «Шиферномиконе» Тимоти К. Мэй предполагает, что криптоанархизм квалифицируется как форма анархо-капитализма :
Что из этого получится, неясно, но я думаю, что это будет форма анархо-капиталистической рыночной системы, которую я называю «криптоанархией». [10]
Другая цитата из «Шиферномикона» определяет криптоанархизм. Под заголовком «Что такое криптоанархия?» Мэй пишет:
Некоторые из нас полагают, что различные формы сильной криптографии приведут к снижению мощи государства, а возможно, даже к довольно резкому краху. Мы считаем, что проникновение в киберпространство с безопасными коммуникациями, цифровыми деньгами, анонимностью и псевдонимностью, а также другими криптоопосредованными взаимодействиями глубоко изменит природу экономики и социальных взаимодействий. Правительствам будет трудно собирать налоги, регулировать поведение отдельных лиц и корпораций (по крайней мере, небольших) и вообще принуждать людей, когда оно даже не может сказать, на каком континенте они находятся! [11]
и Виртуальные состояния сетевые
Сетевое государство — это теоретическое сообщество пользователей, называемых «гражданами-подписчиками», связанных через Интернет, которые накапливают достаточный капитал, территорию или политическое влияние для достижения дипломатического признания в качестве государства . [12]
Для криптоанархистов создание такого виртуального или сетевого государства для увеличения свободы и уменьшения физического принуждения было постоянной темой для разговоров, по крайней мере, с 1992 года, когда Тимоти Мэй впервые обсудил версию этих идей в своей статье « Либертария в киберпространстве» . [13] Мэй сказал:
Это самое убедительное преимущество «Crypto Libertaria»: одновременно может существовать сколь угодно большое количество отдельных «наций». Это позволяет проводить быстрые эксперименты, самоотбор и эволюцию. Если людям надоест какое-то виртуальное сообщество, они могут уйти. Криптографические аспекты означают, что их членство в одном сообществе неизвестно другим (по отношению к физическому или внешнему миру, т. е. их «истинным именам »), а физическое принуждение снижается. [13]
В своей книге 1999 года «Виртуальные состояния » шифропанк Джерри Эверард исследовал эти идеи через призму философии Фуко , особенно в контексте формирования дискурса . Его дискурс-анализ был сосредоточен на взаимосвязи между объектами и утверждениями, описывающими состояние. Он признал, что государство существует как монополия на насилие по отношению к своим подданным. Другими словами, государство испытывает дисбаланс сил между собой и своими гражданами. [14]
Эверард сформулировал идею дезагрегирования различных элементов национального государства, рассматривая, как будут выглядеть добровольно приобретенные «виртуальные государства» в рыночной среде. Он предполагает, что виртуальные государства, базирующиеся в киберпространстве, возьмут на себя аспект «экономики товаров и услуг» государственного аппарата. В конечном итоге он не верил, что «государству» грозит исчезновение, а только то, что его власть может уменьшиться в некоторых областях, но усилиться в других. [14]
Технолог, бизнес-ангел и бывший Coinbase технический директор полностью Баладжи Шринивасан конкретизировал идею сетевых состояний. В своей книге 2022 года «Сетевое государство: как создать свою собственную страну» он подробно описывает, как нетерриториальное объединение единомышленников может объединиться, чтобы заключить договор о совместном использовании, построении и распределении власти в форме сетевого государства. . [12] Шринивасан кратко сформулировал это определение:
Сетевое государство — это тесно связанное онлайн-сообщество, способное к коллективным действиям, которое собирает средства на территориях по всему миру и в конечном итоге получает дипломатическое признание со стороны ранее существовавших государств. [12]
Он также предоставил более полную и сложную формулировку:
Сетевое государство — это социальная сеть с моральными инновациями, чувством национального сознания, признанным основателем, способностью к коллективным действиям, личным уровнем вежливости, интегрированной криптовалютой, консенсусным правительством, ограниченным социальным смарт-контрактом. архипелаг физических территорий, финансируемых краудфандингом, виртуальная столица и сетевая перепись, которая доказывает достаточно большое население, доходы и площадь недвижимости, чтобы достичь определенной степени дипломатического признания. [12]
«Моральная инновация» криптоанархистской формулировки Шринивасана лежит в основе цели сетевого государства. Его мотивация — более сплоченно согласовать идеологии, положить конец политической борьбе и создать более свободное человеческое будущее. На протяжении всей книги он выражает проблемы традиционных национальных государств и подчеркивает их территориальный, принудительный характер. В разделе о национальных государствах он говорит: «( Государство ) относится к субъекту, который управляет этими людьми, который командует полицией и вооруженными силами и который обладает монополией на насилие над географической территорией, в которой проживает нация». [12]
В одном заметном разделе Шринивасан приводит доводы в пользу современной вариации « Фредерика Джексона Тернера Пограничного тезиса» . Он доказывает, что границы на протяжении всей истории были открытыми, неоспоримыми территориями, позволяющими исследовать, экспериментировать и заселять территории. В его современном взгляде на эту диссертацию киберпространство представляет собой новый криптоанархический рубеж социального творчества и роста. По его словам, только благодаря этим новым границам люди смогут обеспечить больший суверенитет и построить более разумные и добровольные механизмы управления. [12]
«Тезис о границах» напоминает знаменитую « Декларацию независимости киберпространства» Джона Перри Барлоу , в которой он избегает доминирования национальных государств, сравнивая киберпространство с границей, населенной «вирусом» свободы. [15]
Критика [ править ]
Некоторые ученые критикуют, что криптоанархизм ссылается на термин «анархизм» в отношении свободы как основной ценности в них, тогда как политические мысли криптоанархизма более тесно связаны с либертарианством как с анархизмом:
Однако в случае криптоанархизма дело обстоит иначе. Это мысль и деятельность, не основанные на анархизме начала 20-го века, в котором идея свободы имела социальное измерение. Свобода в анархизме того времени трактовалась как ценность, проявляющаяся в других людях и по отношению к ним, а не как конкуренция между личностями. Таким образом, криптоанархизм имеет другое – либертарианское – происхождение, и либертарианство не рассматривается социальными анархистами как анархизм. Тем не менее, идею свободы можно рассматривать как основную ценность в криптоанархизме, и хотя она может быть реализована в виртуальном мире, она также может быть реализована и в реальном мире. [16]
См. также [ править ]
- Джим Белл — автор идеи политики убийств
- Шифропанк
- Компьютерная безопасность
- Технолибертарианство
Примечания [ править ]
- ^ «Что означает киберанархизм?» . www.definitions.net . Архивировано из оригинала 20 января 2024 г. Проверено 8 января 2022 г.
- ^ Мэй, Тимоти К. (декабрь 2014 г.). «Криптоанархия и виртуальные сообщества» . Архивировано из оригинала 29 января 2021 г. Проверено 22 января 2021 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Криптоанархизм и криптовалюты. Архивировано 1 июня 2018 г. в электронном журнале Wayback Machine Philosophy & Methodology of Economics. Сеть исследований социальных наук (SSRN). По состоянию на 29 марта 2021 г.
- ^ «Криптоанархистский манифест» . www.activism.net . Архивировано из оригинала 14 ноября 2019 г. Проверено 17 марта 2019 г.
- ^ Май 1994 г. , раздел 19.4.29.
- ^ Альбано, Алессандра (29 сентября 2019 г.). «Автономные распределенные сети: несбывшаяся либертарианская мечта освободиться от ограничений» . Рочестер, штат Нью-Йорк. ССНН 3461166 . Архивировано из оригинала 4 апреля 2024 г. Проверено 20 марта 2021 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Брехов, Глеб С. (07.09.2022). «Криптоанархизм: идеология блокчейн-технологий» . Журнал политологии РУДН . 24 (3): 393–407. дои : 10.22363/2313-1438-2022-24-3-393-407 . ISSN 2313-1446 . Архивировано из оригинала 15 декабря 2023 г. Проверено 15 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Чен, Адриан (26 ноября 2013 г.). «Много шума вокруг биткойнов» . Международная Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 10 декабря 2013 года.
- ^ Гринберг, Энди (18 ноября 2013 г.), «Знакомьтесь с создателем «Рынка убийств», который краудфандинг убийств с помощью биткойнов» , Forbes , заархивировано из оригинала 10 декабря 2013 г.
- ^ Май 1994 г. , раздел 2.3.4.
- ^ Май 1994 г. , раздел 2.13.1.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж «Сетевое государство: как создать новую страну» . Сетевое состояние . Архивировано из оригинала 28 июля 2023 г. Проверено 1 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Либертария в киберпространстве | Институт Сатоши Накамото» . nakamotoinstitute.org . Архивировано из оригинала 15 августа 2019 г. Проверено 1 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эверард, Джерри (19 сентября 1999 г.). Виртуальные государства: Интернет и границы национального государства (0-е изд.). Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-415-17213-4 .
- ^ Барлоу, Джон Перри (20 января 2016 г.). «Декларация независимости киберпространства» . Фонд электронных границ . Архивировано из оригинала 15 июля 2021 г. Проверено 1 августа 2023 г.
- ^ Малендович, Павел (01 января 2022 г.). «Неанархистские анархизмы и анархизмы неанархистского происхождения в современной политической мысли» . Атенеум . 75 (3): 67–86. дои : 10.15804/athena.2022.75.04 . Архивировано из оригинала 4 апреля 2024 г. Проверено 16 февраля 2024 г.
- Цитируемые работы
- Мэй, Тимоти К. (1994), Циферномикон , заархивировано из оригинала 22 августа 2013 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Барлоу, Джон Перри (февраль 1996 г.), Декларация независимости киберпространства , заархивировано из оригинала 23 октября 2013 г.
- Виндж, Вернор; Франкель, Джеймс (2001), Истинные имена: и открытие границ киберпространства , Tor Books
- Хара Вера, Висенте (2022), «Новые направления в криптополитике» , Журнал либертарианских исследований , 25 (1), заархивировано из оригинала 14 февраля 2023 г. , получено 13 мая 2022 г.