Jump to content

Жозеф Дежак

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Жозеф Дежак
Рожденный ( 1821-12-27 ) 27 декабря 1821 г.
Париж , Франция
Умер 18 ноября 1865 г. (1865-11-18) (43 года)
Париж , Франция
Род занятий Маляр , журналист , поэт
Годы активности 1848–1861
Эра Поздний современный период
Заметная работа Либертарианец
Движение Анархо-коммунизм , либертарианство

Жозеф Дежак (англ. Французский: [deʒak] ; 27 декабря 1821 — 18 ноября 1865) — французский политический журналист и поэт. Маляр по профессии , в 1840-х годах он стал участником французского рабочего движения и научился писать стихи. Был активным участником Французской революции 1848 года , сражался на баррикадах во время Июньского восстания , за что был арестован и заключен в тюрьму. Он быстро стал объектом политических репрессий со стороны правительства Луи-Наполеона Бонапарта , которое заключило его в тюрьму за его стихи и вынудило бежать в изгнание. Его опыт радикализировал его в сторону анархизма , и он регулярно критиковал республиканских политиков за их антирабочие настроения.

Проведя время в Лондоне и Джерси , он эмигрировал в Соединенные Штаты , завоевав репутацию скандального смутьяна в Нью-Йорке . Там он стал активным участником организации радикальных эмигрантов , помогая основать Международную ассоциацию в 1855 году. Затем он переехал в Новый Орлеан , где агитировал за отмену рабства посредством социальной революции , а также публиковал эссе, в которых критиковал бонапартистских деятелей и защищал гендерное равенство . Не сумев найти издателя из-за своих аболиционистских высказываний, он вернулся в Нью-Йорк. Там он основал Le Libertaire , первую неанглоязычную анархистскую газету в Соединенных Штатах, в которой напечатал свой утопический фантастический роман L'humanisphère . После того как правительство Бонапарта продлило амнистию изгнанным радикалам, он вернулся во Францию, где и умер в безвестности в середине 1860-х годов.

Сегодня его помнят как раннего предшественника анархистского коммунизма и, в частности, за то, что он придумал политическое определение слова « либертарианец » ( по-французски : libertaire ).

Биография

[ редактировать ]

Жозеф Дежак родился в 1821 году. [ 1 ] Его отец умер, когда он был младенцем, а его мать работала прачкой , платя за его обучение в школе в предместье Сен-Антуан , где он стал свидетелем июльской революции 1830 года. [ 2 ] В 1834 году он бросил школу, чтобы работать вешалкой для бумаг, а затем начал продавать обои на бульваре Капуцинок . [ 3 ] Ему эта работа показалась скучной, и он решил вступить во французский флот в 1841 году, но его быстро оттолкнули военная дисциплина и иерархия жизни на море. [ 4 ] Он вернулся к продаже обоев в Париже и к 1847 году стал самостоятельным маляром . В это время он связался с радикальной рабочей группой, которая издавала христианское социалистическое издание L'Atelier [ fr ] . [ 5 ] За это время Дежак научился писать то, что он называл « социальной поэзией ». [ 6 ]

Революционная деятельность (1848–1851)

[ редактировать ]
Картина женщины, поднимающей кулак в толпе.
Жанна Деруан , изображенная как лидер Французской революции 1848 года , в «Восстании» (L'Emeute) Оноре Домье .

Вместе с Эрнестом Кердеруа [ 7 ] Дежак был активным участником Французской революции 1848 года . [ 8 ] который сверг Июльскую монархию и установил Вторую французскую республику . После революции Дежак присоединился к социалистическим феминистским кругам Жанны Деруан и Полины Ролан , став ярым сторонником прав женщин и начав карьеру революционного журналиста . [ 9 ]

Несмотря на смену режима, вызванную революцией, безработица и бедность все еще были широко распространены, что вынудило недавно созданное временное правительство пойти на уступки Луи Блана . социалистической фракции [ 10 ] Временное правительство учредило национальные мастерские для трудоустройства парижских рабочих, и 10 мая в эту программу вступил сам Дежак. Но в течение месяца последующее правительство Исполнительной комиссии закрыло мастерские и арестовало ряд социалистических лидеров, что привело к тому, что тысячи рабочих вышли на улицы, что стало восстанием Июньских дней . [ 11 ] Дежак сражался на баррикадах против правительства. [ 12 ] но восстание было жестоко подавлено французской армией , и Дежак был среди тысяч арестованных. [ 13 ] Свыше 15 000 рабочих было депортировано, сам Дежак был заключен в тюрьму в Шербуре . [ 11 ]

Когда Луи Наполеон Бонапарт был избран президентом Франции в декабре 1848 года, его правительство подавило свободу объединений и запретило оставшиеся социалистические клубы. [ 14 ] Дежак был освобожден из тюрьмы в марте 1849 года. [ 15 ] но у него продолжали возникать проблемы с властями. [ 16 ] После избрания консервативного правительства в июне 1849 года он и Кердеруа присоединились к [ Горы восстанию фр ] против администрации. Когда и это было подавлено, Кердеруа бежал в Швейцарию . [ 17 ] Дежак стремился оправдать июньские события через свою поэзию, написав сборник романтических стихов в которых изображались проблемы классового конфликта , социальной несправедливости и авторитаризма религиозных , и политических институтов . Этот сборник был опубликован в августе 1851 года под названием Les Lazaréenes, Fables et Poesies Sociales (английский: The Lazarenes, Fables and Social Poetry ); к октябрю 1851 года Дежаку было предъявлено обвинение в подстрекательстве к антиавторитарным темам, которые он выразил в книге: [ 18 ] за что его приговорили к двум годам лишения свободы. [ 19 ]

Изгнание и радикализация (1851–1854)

[ редактировать ]

В « реакционный период» Второй Французской империи (1851–1871) социалистическая пресса подавлялась , но французская анархическая мысль продолжала развиваться за рубежом. [ 20 ] Вместе с Ансельмом Бельгарригом , Клодом Пеллетье [ фр ] и Эрнестом Кёрдеруа, [ 21 ] Дежак стал одним из самых выдающихся французских анархистских голосов того периода. [ 22 ] содействие популяризации произведений мыслителя-анархиста Пьера-Жозефа Прудона . [ 23 ]

Портретная фотография Гюстава Лефрансе с бородой и в аккуратном костюме.
Гюстав Лефрансе , французский анархист, с которым Дежак жил во время ссылки в Лондоне.

Ко времени французского государственного переворота 1851 года Дежак бежал в изгнание. [ 24 ] направляется в Брюссель , а затем в Лондон . [ 25 ] По прибытии в британскую столицу он воссоединился с коллегой-французским анархистом Гюставом Лефрансе , который проинформировал его о положении своих сосланных соотечественников. [ 26 ] Дежак жаловался Лефрансе на моральное отстранение республиканских , обнаружив, что он изгнанников во главе с Александром Огюстом Ледрю-Ролленом и культ личности вокруг лидеров фракций, таких как Луи Огюст Бланки разочарован полным отсутствием взаимопонимания между соперничающими эмигрантскими фракциями. [ 27 ]

На похоронах изгнанного французского рабочего, когда республиканские лидеры решили преждевременно уйти, Дежак вырвался вперед, требуя высказаться и быть услышанным. [ 28 ] Он яростно критиковал « буржуазных республиканцев» и объявлял себя врагом «всех, кто в Лондоне и Париже мечтает управлять, чтобы лучше гарантировать свои социальные привилегии против требований пролетариата , одного во имя Империи , другого во имя Республика ». [ 29 ] Некоторые из изгнанных французских рабочих, в том числе Дежак и Лефрансе, оказались в бедности в Сохо , питаясь лишь скудным пайком. [ 30 ] Сочувствующие им рабочие во Франции присылали им средства помощи, но распределение этих денег контролировали изгнанные политические лидеры, а их общества взаимопомощи получали большую часть собранных ими денег. [ 31 ]

К 1853 году Дежак переехал на остров Джерси , расположенный в Ла-Манше . [ 32 ] Там он начал открыто выступать за насилие против государства. [ 33 ] и начал писать эссе «Революционный вопрос». [ 34 ] вдохновленный примером Армана Барбеса . [ 35 ] Он также присутствовал на похоронах французской революционной поэтессы Луизы Жюльен , где протестовал против назначения Виктора Гюго «единственным оратором» на похоронах. [ 36 ] Такие продолжающиеся радикальные вспышки в конечном итоге изолировали Дежака от остальных французских изгнанников, что побудило его переехать в Соединенные Штаты в следующем году. [ 37 ]

Эмигрантские организации в Нью-Йорке (1854–1855)

[ редактировать ]
Фотография Карла Маркса, стоящего над стулом, в смокинге, с аккуратно причесанными волосами и бородой.
Карл Маркс , чьи немецкие последователи-коммунисты составят большую часть Международной ассоциации Дежака.

По прибытии в Нью-Йорк Дежак вернулся к работе по покраске домов и стал сотрудничать с французскими радикальными эмигрантами в городе. Заслужив известность своей романтической поэзией, в июне 1854 года он был приглашен выступить в республиканском обществе, где впервые представил свое эссе «Революционный вопрос». [ 38 ] В своей речи он призвал к «войне с цивилизацией преступными методами». [ 34 ] выступая за то, чтобы небольшие революционные ячейки осуществляли прямые действия против традиционных институтов, таких как церковь , государство , частная собственность и даже семья . [ 39 ] Хотя оно было в основном плохо воспринято аудиторией, он получил достаточную поддержку, чтобы опубликовать эссе в следующем месяце. [ 40 ]

Признав международный характер революций 1848 года и то, что контрреволюционные репрессии объединили революционеров разных национальностей, Дежак начал призывать рабочих отказаться от буржуазного национализма и вместо этого практиковать пролетарский интернационализм . [ 41 ] В феврале 1855 года Дежак участвовал в создании Международной ассоциации (МА). [ 42 ] Организация была образована коалицией: британских чартистов ; [ 42 ] немецкие коммунисты , ветераны Вильгельма Вейтлинга и Союза Справедливых Коммунистического Карла Маркса Союза ; [ 43 ] американцы Национальной ассоциации реформ ; [ 44 ] и французские социалисты Революционной коммуны , французской революционной организации, основанной в Лондоне в 1852 году Феликсом Пиа . [ 45 ] Несмотря на международный характер организации, Дежак в основном придерживался французского сообщества; нет никаких доказательств того, что он когда-либо говорил по-английски во время своего пребывания в Соединенных Штатах. [ 46 ] К 1858 году ИА распалась из-за внутренних разногласий по поводу революционного национализма . [ 47 ]

Активизм в Новом Орлеане (1855–1858)

[ редактировать ]
Фотография Джона Брауна в костюме и с большой густой бородой.
Джон Браун , радикальный аболиционист, которого Дежак хвалил во время своего пребывания в Новом Орлеане.

Вскоре после основания Международной ассоциации Дежак переехал в Новый Орлеан , относительно космополитичный южный город, где французский радикализм уже пустил корни, хотя его последователи предпочли отложить решение насущного вопроса об отмене смертной казни . [ 48 ] Хотя его коллеги-эмигранты уважали эти границы американского республиканизма, сам Дежак не претендовал на респектабельность. [ 49 ] В 1856 году он выступил с публичной речью в баре на Ройал-стрит , призывая рабов вооружиться и восстать против Соединённых Штатов. [ 50 ] Он высоко оценил действия радикального аболициониста Джона Брауна. [ 51 ] и выступал за единый фронт между белым рабочим классом и черными рабами , которые, по его мнению, вместе могли свергнуть Соединенные Штаты в результате социальной революции и создать пострасовую Америку . [ 52 ] Ему не удалось найти издателя для своих аболиционистских высказываний. [ 53 ]

Тем не менее он продолжал публиковать свои радикальные сочинения, в том числе полемику против бонапартиста Пьера-Жана де Беранже и открытое письмо о гендерном равенстве, адресованное Пьеру-Жозефу Прудону , последнее из которых он включил в расширенное второе издание « Les Lazaréenes» . [ 54 ] В открытом письме он раскритиковал Прудона за его антифеминизм , который он считал несовместимым с анархизмом ; [ 55 ] Дежак заявил, что он отказывается «устанавливать иерархические различия между полами и расами», говоря, что для него «человечность есть человечность». [ 56 ] Он также стал первым человеком, который использовал термин «либертарианец» ( фр . libertaire ) в политическом смысле, определяя его как синоним «анархиста». [ 57 ]

Он также пытался опубликовать произведение утопической фантастики , но не смог обеспечить достаточное количество подписок, чтобы покрыть расходы на печать. [ 58 ] К февралю 1858 года неудача издательских усилий Дежака оставила его разочарованным в Новом Орлеане, и он вернулся в Нью-Йорк. [ 59 ]

Издательство в Нью-Йорке (1858–1861).

[ редактировать ]
Первая полоса газеты Le Libertaire
Первая полоса Le Libertaire , газеты, основанной Дежаком в Нью-Йорке.

По возвращении Дежак обнаружил, что живет в бедности; [ 60 ] Чтобы финансировать свои издательские усилия, он вернулся к работе, разрисовывая дома, и собирал пожертвования от сочувствующих. [ 61 ] В июне 1858 года он основал газету Le Libertaire, журнал общественного движения . [ 62 ] Газета, издававшаяся с ограниченным бюджетом и главным автором которой выступил Дежак, в период с 1858 по 1861 год выпустила 27 номеров. [ 63 ] Благодаря этому Дежак стал первым издателем неанглоязычной анархистской газеты в Соединенных Штатах, хотя это ограничило ее охват французскими эмигрантами. [ 64 ]

В этот период он наконец опубликовал свой утопический роман «L'humanisphère» , который он опубликовал в журнале «Le Libertaire» . [ 65 ] Действие происходит в 2858 году. [ 66 ] L'humanisphère изобразил тот тип общества, который, как надеялся Дежак, в конечном итоге возникнет после отмены капитализма . [ 67 ] Вдохновленный работами Шарля Фурье , [ 68 ] Дежак сформулировал радикальную форму коммунизма, отличную от авторитарных моделей, пропагандируемых многими его коллегами. [ 69 ] В его обществе не было правительства или религии ; вместо этого суверенные личности управляли собой и непосредственно участвовали в принятии всех групповых решений . [ 70 ]

Пытаясь пойти дальше, чем любые предыдущие произведения утопической фантастики, он изобразил L'humanisphere как мир, в котором каждый человек мог реализовать свой потенциал , поскольку он жил в условиях постдефицита , без какой-либо формы бедности. [ 71 ] В этом будущем обществе « торговля , бич XIX века», была устранена; ничего не покупалось и не продавалось. Чтобы добиться этого, Дежак предложил отмену всей частной собственности , меновых ценностей и государств и замену их анархией . [ 72 ] Он считал, что право рабочего - это удовлетворение его потребностей, а не продукт его собственного труда, поскольку он чувствовал, что последнее неизбежно приведет к накоплению капитала . [ 73 ] Таким образом, он выступал за «неограниченную свободу производства и потребления». [ 74 ] подчинены только авторитету « статистической книги». [ 75 ] Чтобы гарантировать всеобщее удовлетворение потребностей, Дежак видел необходимость отмены принудительного труда посредством рабочего самоуправления , которое, по его мнению, заменит « тяжелый труд » на «привлекательный труд». [ 76 ]

Дежака Творческие произведения в «L'humanisphère» были описаны как «серия анархических мечтаний о чудесных текстурах и чудесных замыслах», выходящих за рамки рациональности и конструирующих совершенно альтернативную реальность. [ 77 ] Его цитировали как литературную форму неоимпрессионизма , а историк искусства Робин Рослак выделил следующий отрывок: «Подобно тому, как шары [атомы и молекулы] циркулируют анархически в универсальности, так и люди должны анархически циркулировать в человечестве, под единственным импульсом симпатии и отвращения, взаимные притяжения и отталкивания могут существовать только через анархию. [ 78 ] Хотя оно предвосхищало утопическое общество, изображенное Гербертом Уэллсом в книге «Люди как боги» , [ 39 ] L'humanisphère часто упускается из виду в исследованиях утопической художественной литературы, которые пренебрегают ею в пользу сосредотачивания внимания на более известных примерах, таких как Платона » «Республика , » Томаса Мора и «Утопия « Этьена Кабе » Путешествие на Икарию . [ 67 ]

Последние годы ( 1861–1864 гг. )

[ редактировать ]

С началом франко-австрийской войны в 1859 году Луи-Наполеон Бонапарт начал восстанавливать связи с ранее репрессированными французскими секуляристами и предложил амнистию всем изгнанным радикалам. [ 79 ] до начала Гражданской войны в США Незадолго [ 79 ] в феврале 1861 года Le Libertaire выпустил свой последний номер. [ 80 ] и Дежак наконец вернулся в Париж. [ 81 ]

Дежак прожил свои последние годы в безвестности, что привело к разным мнениям о причине и времени его смерти. [ 17 ] По словам Гюстава Лефрансе, Дежак умер в 1864 году, как сообщается, от психического заболевания . [ 82 ] Согласно больничным записям, он был госпитализирован в больницу Бисетр 22 апреля 1864 года и умер от паралича 18 ноября 1865 года. [ 83 ] Другие источники утверждают, что он покончил жизнь самоубийством в 1867 году или умер гораздо позже естественной смертью после религиозного обращения . [ 84 ]

Наследие

[ редактировать ]

Анархический коммунизм

[ редактировать ]
Луиджи Галлеани , восставший анархист-коммунист , подхвативший пропаганду Дежака « пропаганды дела ».

Примерно в то время, когда умер Дежак, в 1864 году, социалистическое движение пережило возрождение с основанием Международной ассоциации рабочих (IWA). [ 85 ] создан коалицией британских чартистов [ 86 ] и французские мутуалисты . [ 20 ] Со временем анархисты в Интернационале все больше отклонялись от мутуализма Прудона к анархистскому коммунизму, который поддерживал Дежак. [ 87 ] Части его программы были реализованы во время Парижской Коммуны в 1871 году. [ 88 ]

Пропаганда насилия Дежаком также предвосхитила более позднюю повстанческих анархистов концепцию о « пропаганде дела », а также нигилизм Сергея Нечаева . Смущенный своим жестоким темпераментом, когда Жан Грав переиздал «L'humanisphère» в 1899 году, он вырезал из него части, которые можно было бы расценить как подстрекательство . [ 89 ] Тем не менее, это переиздание раскрыло концепцию коммунизма Дежака новому поколению. [ 90 ] «Иконоборческий» анархический коммунизм Дежака, с его утопическими и повстанческими аспектами, вскоре был подхвачен Петром Кропоткиным и Луиджи Галлеани . [ 91 ] На рубеже 20-го века историки-анархисты Макс Неттлау и Густав Ландауэр начали характеризовать Дежака как «важного предшественника» анархистского коммунизма. [ 92 ]

Либертарианство

[ редактировать ]
Портретная фотография Бенджамина Такера с бородой.
Бенджамин Такер , один из первых людей, принявших термин « либертарианец » от Дежака.

До Дежака « либертарианство » относилось к метафизической философии , которая поддерживала идею свободы воли . [ 93 ] Дежака Со временем либертарианство превратилось в политическую философию , поддерживающую свободу . [ 94 ] Впервые он был принят в 1880-х годах американскими анархистами-индивидуалистами, такими как Бенджамин Такер ; [ 95 ] а затем в 1890-х годах французские анархисты, такие как Себастьен Фор , [ 96 ] чтобы отличить анархизм от авторитарного социализма . [ 93 ]

В течение 20-го века деятели « Новых левых» начали называть себя « либертарианскими социалистами »; анархисты, такие как Даниэль Герен, использовали этот термин, чтобы избежать негативного подтекста «анархизма», в то время как марксисты, такие как Э. П. Томпсон, использовали его, чтобы дистанцироваться от марксизма-ленинизма . [ 93 ] К этому времени этот термин также приобрел популярность среди сторонников невмешательства свободной и рыночной экономики. [ 97 ] такие как Роберт Нозик , Дэвид Фридман и Мюррей Ротбард . [ 98 ] Это новое определение либертарианства широко используется в англоязычном мире ; в современном французском языке эта последняя форма сегодня обозначается словом «либертариен», тогда как термин «либертарий» сохранил свое левоанархистское определение. [ 95 ]

Спустя более ста лет после его смерти творчество Дежака постепенно открывалось заново: протесты 1968 года и последующий распад Советского Союза стимулировали новый интерес к его видению либертарианского социализма. [ 99 ] Его работы недавно приобрели «подпольную репутацию», отчасти благодаря переводам на английский язык, выполненным Шоном Уилбуром. [ 100 ]

Избранные работы

[ редактировать ]

Эссе

  • Дежак, Жозеф (2 июля 1854 г.). «Революционный вопрос» . Ле Републикен . Перевод Уилбура, Шона П. – через Либертарианский лабиринт. [ 101 ]
  • ————————— (май 1857 г.). «О человеке, мужчине и женщине» . Les Temps nouveau [ фр ] . Перевод Мэйо Крейн, Джонатан – через Либертарианский лабиринт. [ 102 ]
  • ————————— (2 августа 1858 г.). «Скандал» . Ле Либертер . № 4. Перевод Уилбура, Шона П. – через Либертарианский лабиринт. [ 103 ]
  • ————————— (21 сентября 1858 г.). «По обмену» . Ле Либертер . № 6. Перевод Уилбура, Шона П. – через Либертарианский лабиринт. [ 104 ]
  • ————————— (7 апреля 1859 г.). «Долой боссов!» . Ле Либертер . № 12. Перевод Уилбура, Шона П. – через Либертарианский лабиринт. [ 105 ]
  • ————————— (26 октября 1859 г.). «Рабочая война» . Ле Либертер . № 18. Перевод Уилбура, Шона П. – через Либертарианский лабиринт. [ 106 ]

Романы

Поэзия

  • ————————— (1851). Лазарейцы, басни и социальная поэзия (на французском языке). Париж : Chez l’Auteur. [ 108 ]
  1. ^ Грэм 2005 , с. 60; Хартман и Лаузе 2012 , с. 4; Длинный 2017 , с. 285.
  2. ^ Hartman & Lause 2012 , стр. 4–5.
  3. ^ Хартман и Лаузе 2012 , с. 5.
  4. ^ Hartman & Lause 2012 , стр. 5–6.
  5. ^ Хартман и Лаузе 2012 , с. 6.
  6. ^ Стоун 2014 , стр. 12–13; Вудкок 1962 , с. 281.
  7. ^ Маршалл 2008 , с. 434; Вудкок 1962 , с. 278.
  8. ^ Грэм 2005 , с. 60; Хартман и Лаузе, 2012 г. , стр. 6–7; Маршалл 2008 , с. 434; Вудкок 1962 , с. 278.
  9. ^ Hartman & Lause 2012 , стр. 6–7.
  10. ^ Hartman & Lause 2012 , стр. 7–8.
  11. ^ Jump up to: а б Хартман и Лаузе 2012 , с. 8.
  12. ^ Хартман и Лаузе 2012 , с. 8; Вудкок 1962 , стр. 278–279.
  13. ^ Грэм 2005 , с. 60; Хартман и Лаузе 2012 , с. 8; Вудкок 1962 , стр. 278–279.
  14. ^ Hartman & Lause 2012 , стр. 8–9.
  15. ^ Хартман и Лаузе 2012 , с. 8; Вудкок 1962 , с. 279.
  16. ^ Хартман и Лаузе 2012 , с. 9.
  17. ^ Jump up to: а б Вудкок 1962 , с. 279.
  18. ^ Hartman & Lause 2012 , стр. 9–10.
  19. ^ Грэм 2005 , с. 60; Hartman & Lause 2012 , стр. 9–10; Стоун 2014 , с. 13; Вудкок 1962 , с. 279.
  20. ^ Jump up to: а б Кропоткин 1911 , с. 916.
  21. ^ Хартман и Лаузе 2012 , с. 24–25; Кропоткин 1911 , с. 916; Маршалл 2008 , с. 434; Вудкок 1962 , с. 285.
  22. ^ Грэм 2019 , с. 326; Хартман и Лаузе 2012 , с. 24–25; Кропоткин 1911 , с. 916; Маршалл 2008 , с. 434.
  23. ^ Hartman & Lause 2012 , стр. 24–25.
  24. ^ Грэм 2005 , с. 60; Хартман и Лаузе 2012 , с. 10; Вудкок 1962 , с. 279.
  25. ^ Хартман и Лаузе 2012 , с. 10.
  26. ^ Хартман и Лаузе 2012 , с. 11.
  27. ^ Hartman & Lause 2012 , стр. 11–12.
  28. ^ Hartman & Lause 2012 , стр. 12–13.
  29. ^ Грэм 2019 , с. 326; Хартман и Лаузе 2012 , с. 13.
  30. ^ Hartman & Lause 2012 , стр. 13–14.
  31. ^ Хартман и Лаузе 2012 , с. 14.
  32. ^ Хартман и Лаузе 2012 , с. 14; Вудкок 1962 , с. 281.
  33. ^ Маршалл 2008 , с. 434.
  34. ^ Jump up to: а б Маршалл 2008 , стр. 434–435; Вудкок 1962 , с. 281.
  35. ^ Hartman & Lause 2012 , стр. 33–34.
  36. ^ Hartman & Lause 2012 , стр. 14–15.
  37. ^ Хартман и Лаузе 2012 , с. 15.
  38. ^ Hartman & Lause 2012 , стр. 15–16.
  39. ^ Jump up to: а б Вудкок 1962 , с. 282.
  40. ^ Вудкок 1962 , стр. 279, 281–282.
  41. ^ Hartman & Lause 2012 , стр. 23–24.
  42. ^ Jump up to: а б Хартман и Лаузе 2012 , с. 16.
  43. ^ Hartman & Lause 2012 , стр. 16–17.
  44. ^ Hartman & Lause 2012 , стр. 17–18.
  45. ^ Хартман и Лаузе 2012 , с. 18.
  46. ^ Хартман и Лаузе 2012 , с. 19.
  47. ^ Хартман и Лаузе 2012 , стр. 24, 30.
  48. ^ Hartman & Lause 2012 , стр. 19–20.
  49. ^ Гордон 2017 , с. 199; Хартман и Лаузе 2012 , с. 20.
  50. ^ Хартман и Лаузе 2012 , с. 20.
  51. ^ Гордон 2017 , с. 199; Хартман и Лаузе, 2012 , стр. 34–35; Стоун 2014 , с. 13.
  52. ^ Гордон 2017 , с. 199; Хартман и Лаузе, 2012 , стр. 31–32.
  53. ^ Хартман и Лаузе 2012 , с. 20; Стоун 2014 , с. 13.
  54. ^ Hartman & Lause 2012 , стр. 20–21.
  55. ^ Грэм 2005 , с. 68; Стоун 2014 , с. 13.
  56. ^ Хартман и Лаузе 2012 , с. 31.
  57. ^ Грэм 2005 , с. 60; Длинный 2017 , с. 285; Стоун 2014 , с. 12.
  58. ^ Hartman & Lause 2012 , стр. 20–21; Стоун 2014 , с. 13.
  59. ^ Hartman & Lause 2012 , стр. 21–22.
  60. ^ Грэм 2005 , с. 60.
  61. ^ Хартман и Лаузе 2012 , с. 22.
  62. ^ Hartman & Lause 2012 , стр. 21–22; Стоун 2014 , с. 13; Вудкок 1962 , с. 281.
  63. ^ Хартман и Лаузе 2012 , с. 22; Стоун 2014 , с. 13.
  64. ^ Hartman & Lause 2012 , стр. 25–26.
  65. ^ Хартман и Лаузе 2012 , с. 27; Стоун 2014 , с. 13; Вудкок 1962 , с. 281.
  66. ^ Стоун 2014 , с. 13; Вудкок 1962 , с. 282.
  67. ^ Jump up to: а б Хартман и Лаузе 2012 , с. 27.
  68. ^ Стоун 2014 , стр. 13–14.
  69. ^ Пенгам 1987 , с. 63; Стоун 2014 , с. 13.
  70. ^ Маршалл 2008 , стр. 434–435; Пенгам 1987 , стр. 63; Стоун 2014 , стр. 14; Вудкок 1962 , стр. 283–284.
  71. ^ Стоун 2014 , с. 13.
  72. ^ Пенгам 1987 , стр. 63–64.
  73. ^ Пенгам 1987 , с. 64.
  74. ^ Пенгам 1987 , стр. 64–65.
  75. ^ Пенгам 1987 , стр. 64–65; Вудкок 1962 , с. 284.
  76. ^ Пенгам 1987 , с. 65.
  77. ^ Стоун 2014 , с. 14.
  78. ^ Антлифф 2017 , с. 41.
  79. ^ Jump up to: а б Хартман и Лаузе 2012 , с. 23.
  80. ^ Hartman & Lause 2012 , стр. 30–31; Маршалл 2008 , стр. 434–435; Вудкок 1962 , с. 281.
  81. ^ Хартман и Лаузе 2012 , с. 23; Вудкок 1962 , с. 279.
  82. ^ Хартман и Лаузе 2012 , с. 23; Майтрон, Пишон и Вейрон 2014 .
  83. ^ Майтрон, Пишон и Вейрон 2014 .
  84. ^ Хартман и Лаузе 2012 , с. 23н23; Вудкок 1962 , с. 279.
  85. ^ Хартман и Лаузе 2012 , стр. 32–33; Кропоткин 1911 , с. 916; Пенгам 1987 , с. 67.
  86. ^ Hartman & Lause 2012 , стр. 32–33.
  87. ^ Уилбур 2019 , стр. 217–218.
  88. ^ Пенгам 1987 , с. 66.
  89. ^ Вудкок 1962 , стр. 281–282.
  90. ^ Вудкок 1962 , с. 284.
  91. ^ Пенгам 1987 , стр. 66–67.
  92. ^ Хартман и Лаузе 2012 , с. 37.
  93. ^ Jump up to: а б с Маршалл 2008 , с. 641.
  94. ^ Длинный 2017 , с. 285; Маршалл 2008 , с. 641.
  95. ^ Jump up to: а б Длинный 2017 , с. 285.
  96. ^ Маршалл 2008 , с. 641; Вудкок 1962 , с. 281.
  97. ^ Длинный 2017 , с. 285; Маршалл 2008 , стр. 641–642.
  98. ^ Маршалл 2008 , стр. 641–642.
  99. ^ Hartman & Lause 2012 , стр. 37–38.
  100. ^ Стоун 2014 , с. 12.
  101. ^ Грэм 2005 , стр. 60–63; Hartman & Lause 2012 , стр. 15–16; Маршалл 2008 , стр. 434–435; Пенгам 1987 , стр. 79–80; Стоун 2014 , стр. 15–17.
  102. ^ Грэм 2005 , с. 68–71; Хартман и Лаузе 2012 , стр. 20–21; В 2017 году с. 285н1; Пенгам 1987 , с. 79 .
  103. ^ Стоун 2014 , стр. 19–21.
  104. ^ Пенгам 1987 , стр. 64–65, 79н16.
  105. ^ Маршалл 2008 , с. 779; Пенгам 1987 , с. 79.
  106. ^ Hartman & Lause 2012 , стр. 31–32; Стоун 2014 , стр. 21–24.
  107. ^ Гордон 2017 , с. 199н11; Хартман и Лаузе 2012 , с. 27; Кропоткин 1911 , с. 916; Маршалл 2008 , стр. 434–435, 779; Пенгам 1987 , с. 79; Стоун, 2014 г. , стр. 12–14; Вудкок 1962 , с. 482.
  108. ^ Hartman & Lause 2012 , стр. 9–10; Вудкок 1962 , с. 281.

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e970d12708581611e83025434e5413e2__1724227860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e9/e2/e970d12708581611e83025434e5413e2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Joseph Déjacque - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)