Жозеф Дежак
Жозеф Дежак | |
---|---|
Рожденный | Париж , Франция | 27 декабря 1821 г.
Умер | 18 ноября 1865 г. Париж , Франция | (43 года)
Род занятий | Маляр , журналист , поэт |
Годы активности | 1848–1861 |
Эра | Поздний современный период |
Заметная работа | Либертарианец |
Движение | Анархо-коммунизм , либертарианство |
Часть серии о |
Анархический коммунизм |
---|
![]() |
Жозеф Дежак (англ. Французский: [deʒak] ; 27 декабря 1821 — 18 ноября 1865) — французский политический журналист и поэт. Маляр по профессии , в 1840-х годах он стал участником французского рабочего движения и научился писать стихи. Был активным участником Французской революции 1848 года , сражался на баррикадах во время Июньского восстания , за что был арестован и заключен в тюрьму. Он быстро стал объектом политических репрессий со стороны правительства Луи-Наполеона Бонапарта , которое заключило его в тюрьму за его стихи и вынудило бежать в изгнание. Его опыт радикализировал его в сторону анархизма , и он регулярно критиковал республиканских политиков за их антирабочие настроения.
Проведя время в Лондоне и Джерси , он эмигрировал в Соединенные Штаты , завоевав репутацию скандального смутьяна в Нью-Йорке . Там он стал активным участником организации радикальных эмигрантов , помогая основать Международную ассоциацию в 1855 году. Затем он переехал в Новый Орлеан , где агитировал за отмену рабства посредством социальной революции , а также публиковал эссе, в которых критиковал бонапартистских деятелей и защищал гендерное равенство . Не сумев найти издателя из-за своих аболиционистских высказываний, он вернулся в Нью-Йорк. Там он основал Le Libertaire , первую неанглоязычную анархистскую газету в Соединенных Штатах, в которой напечатал свой утопический фантастический роман L'humanisphère . После того как правительство Бонапарта продлило амнистию изгнанным радикалам, он вернулся во Францию, где и умер в безвестности в середине 1860-х годов.
Сегодня его помнят как раннего предшественника анархистского коммунизма и, в частности, за то, что он придумал политическое определение слова « либертарианец » ( по-французски : libertaire ).
Биография
[ редактировать ]Жозеф Дежак родился в 1821 году. [ 1 ] Его отец умер, когда он был младенцем, а его мать работала прачкой , платя за его обучение в школе в предместье Сен-Антуан , где он стал свидетелем июльской революции 1830 года. [ 2 ] В 1834 году он бросил школу, чтобы работать вешалкой для бумаг, а затем начал продавать обои на бульваре Капуцинок . [ 3 ] Ему эта работа показалась скучной, и он решил вступить во французский флот в 1841 году, но его быстро оттолкнули военная дисциплина и иерархия жизни на море. [ 4 ] Он вернулся к продаже обоев в Париже и к 1847 году стал самостоятельным маляром . В это время он связался с радикальной рабочей группой, которая издавала христианское социалистическое издание L'Atelier . [ 5 ] За это время Дежак научился писать то, что он называл « социальной поэзией ». [ 6 ]
Революционная деятельность (1848–1851)
[ редактировать ]
Вместе с Эрнестом Кердеруа [ 7 ] Дежак был активным участником Французской революции 1848 года . [ 8 ] который сверг Июльскую монархию и установил Вторую французскую республику . После революции Дежак присоединился к социалистическим феминистским кругам Жанны Деруан и Полины Ролан , став ярым сторонником прав женщин и начав карьеру революционного журналиста . [ 9 ]
Несмотря на смену режима, вызванную революцией, безработица и бедность все еще были широко распространены, что вынудило недавно созданное временное правительство пойти на уступки Луи Блана . социалистической фракции [ 10 ] Временное правительство учредило национальные мастерские для трудоустройства парижских рабочих, и 10 мая в эту программу вступил сам Дежак. Но в течение месяца последующее правительство Исполнительной комиссии закрыло мастерские и арестовало ряд социалистических лидеров, что привело к тому, что тысячи рабочих вышли на улицы, что стало восстанием Июньских дней . [ 11 ] Дежак сражался на баррикадах против правительства. [ 12 ] но восстание было жестоко подавлено французской армией , и Дежак был среди тысяч арестованных. [ 13 ] Свыше 15 000 рабочих было депортировано, сам Дежак был заключен в тюрьму в Шербуре . [ 11 ]
Когда Луи Наполеон Бонапарт был избран президентом Франции в декабре 1848 года, его правительство подавило свободу объединений и запретило оставшиеся социалистические клубы. [ 14 ] Дежак был освобожден из тюрьмы в марте 1849 года. [ 15 ] но у него продолжали возникать проблемы с властями. [ 16 ] После избрания консервативного правительства в июне 1849 года он и Кердеруа присоединились к [ Горы восстанию администрации. Когда и это было подавлено, Кердеруа бежал в Швейцарию . [ 17 ] Дежак стремился оправдать июньские события через свою поэзию, написав сборник романтических стихов в которых изображались проблемы классового конфликта , социальной несправедливости и авторитаризма религиозных , и политических институтов . Этот сборник был опубликован в августе 1851 года под названием Les Lazaréenes, Fables et Poesies Sociales (английский: The Lazarenes, Fables and Social Poetry ); к октябрю 1851 года Дежаку было предъявлено обвинение в подстрекательстве к антиавторитарным темам, которые он выразил в книге: [ 18 ] за что его приговорили к двум годам лишения свободы. [ 19 ]
Изгнание и радикализация (1851–1854)
[ редактировать ]В « реакционный период» Второй Французской империи (1851–1871) социалистическая пресса подавлялась , но французская анархическая мысль продолжала развиваться за рубежом. [ 20 ] Вместе с Ансельмом Бельгарригом , Клодом Пеллетье и Эрнестом Кёрдеруа, [ 21 ] Дежак стал одним из самых выдающихся французских анархистских голосов того периода. [ 22 ] содействие популяризации произведений мыслителя-анархиста Пьера-Жозефа Прудона . [ 23 ]

Ко времени французского государственного переворота 1851 года Дежак бежал в изгнание. [ 24 ] направляется в Брюссель , а затем в Лондон . [ 25 ] По прибытии в британскую столицу он воссоединился с коллегой-французским анархистом Гюставом Лефрансе , который проинформировал его о положении своих сосланных соотечественников. [ 26 ] Дежак жаловался Лефрансе на моральное отстранение республиканских , обнаружив, что он изгнанников во главе с Александром Огюстом Ледрю-Ролленом и культ личности вокруг лидеров фракций, таких как Луи Огюст Бланки разочарован полным отсутствием взаимопонимания между соперничающими эмигрантскими фракциями. [ 27 ]
На похоронах изгнанного французского рабочего, когда республиканские лидеры решили преждевременно уйти, Дежак вырвался вперед, требуя высказаться и быть услышанным. [ 28 ] Он яростно критиковал « буржуазных республиканцев» и объявлял себя врагом «всех, кто в Лондоне и Париже мечтает управлять, чтобы лучше гарантировать свои социальные привилегии против требований пролетариата , одного во имя Империи , другого во имя Республика ». [ 29 ] Некоторые из изгнанных французских рабочих, в том числе Дежак и Лефрансе, оказались в бедности в Сохо , питаясь лишь скудным пайком. [ 30 ] Сочувствующие им рабочие во Франции присылали им средства помощи, но распределение этих денег контролировали изгнанные политические лидеры, а их общества взаимопомощи получали большую часть собранных ими денег. [ 31 ]
К 1853 году Дежак переехал на остров Джерси , расположенный в Ла-Манше . [ 32 ] Там он начал открыто выступать за насилие против государства. [ 33 ] и начал писать эссе «Революционный вопрос». [ 34 ] вдохновленный примером Армана Барбеса . [ 35 ] Он также присутствовал на похоронах французской революционной поэтессы Луизы Жюльен , где протестовал против назначения Виктора Гюго «единственным оратором» на похоронах. [ 36 ] Такие продолжающиеся радикальные вспышки в конечном итоге изолировали Дежака от остальных французских изгнанников, что побудило его переехать в Соединенные Штаты в следующем году. [ 37 ]
Эмигрантские организации в Нью-Йорке (1854–1855)
[ редактировать ]
По прибытии в Нью-Йорк Дежак вернулся к работе по покраске домов и стал сотрудничать с французскими радикальными эмигрантами в городе. Заслужив известность своей романтической поэзией, в июне 1854 года он был приглашен выступить в республиканском обществе, где впервые представил свое эссе «Революционный вопрос». [ 38 ] В своей речи он призвал к «войне с цивилизацией преступными методами». [ 34 ] выступая за то, чтобы небольшие революционные ячейки осуществляли прямые действия против традиционных институтов, таких как церковь , государство , частная собственность и даже семья . [ 39 ] Хотя оно было в основном плохо воспринято аудиторией, он получил достаточную поддержку, чтобы опубликовать эссе в следующем месяце. [ 40 ]
Признав международный характер революций 1848 года и то, что контрреволюционные репрессии объединили революционеров разных национальностей, Дежак начал призывать рабочих отказаться от буржуазного национализма и вместо этого практиковать пролетарский интернационализм . [ 41 ] В феврале 1855 года Дежак участвовал в создании Международной ассоциации (МА). [ 42 ] Организация была образована коалицией: британских чартистов ; [ 42 ] немецкие коммунисты , ветераны Вильгельма Вейтлинга и Союза Справедливых Коммунистического Карла Маркса Союза ; [ 43 ] американцы Национальной ассоциации реформ ; [ 44 ] и французские социалисты Революционной коммуны , французской революционной организации, основанной в Лондоне в 1852 году Феликсом Пиа . [ 45 ] Несмотря на международный характер организации, Дежак в основном придерживался французского сообщества; нет никаких доказательств того, что он когда-либо говорил по-английски во время своего пребывания в Соединенных Штатах. [ 46 ] К 1858 году ИА распалась из-за внутренних разногласий по поводу революционного национализма . [ 47 ]
Активизм в Новом Орлеане (1855–1858)
[ редактировать ]
Вскоре после основания Международной ассоциации Дежак переехал в Новый Орлеан , относительно космополитичный южный город, где французский радикализм уже пустил корни, хотя его последователи предпочли отложить решение насущного вопроса об отмене смертной казни . [ 48 ] Хотя его коллеги-эмигранты уважали эти границы американского республиканизма, сам Дежак не претендовал на респектабельность. [ 49 ] В 1856 году он выступил с публичной речью в баре на Ройал-стрит , призывая рабов вооружиться и восстать против Соединённых Штатов. [ 50 ] Он высоко оценил действия радикального аболициониста Джона Брауна. [ 51 ] и выступал за единый фронт между белым рабочим классом и черными рабами , которые, по его мнению, вместе могли свергнуть Соединенные Штаты в результате социальной революции и создать пострасовую Америку . [ 52 ] Ему не удалось найти издателя для своих аболиционистских высказываний. [ 53 ]
Тем не менее он продолжал публиковать свои радикальные сочинения, в том числе полемику против бонапартиста Пьера-Жана де Беранже и открытое письмо о гендерном равенстве, адресованное Пьеру-Жозефу Прудону , последнее из которых он включил в расширенное второе издание « Les Lazaréenes» . [ 54 ] В открытом письме он раскритиковал Прудона за его антифеминизм , который он считал несовместимым с анархизмом ; [ 55 ] Дежак заявил, что он отказывается «устанавливать иерархические различия между полами и расами», говоря, что для него «человечность есть человечность». [ 56 ] Он также стал первым человеком, который использовал термин «либертарианец» ( фр . libertaire ) в политическом смысле, определяя его как синоним «анархиста». [ 57 ]
Он также пытался опубликовать произведение утопической фантастики , но не смог обеспечить достаточное количество подписок, чтобы покрыть расходы на печать. [ 58 ] К февралю 1858 года неудача издательских усилий Дежака оставила его разочарованным в Новом Орлеане, и он вернулся в Нью-Йорк. [ 59 ]
Издательство в Нью-Йорке (1858–1861).
[ редактировать ]
По возвращении Дежак обнаружил, что живет в бедности; [ 60 ] Чтобы финансировать свои издательские усилия, он вернулся к работе, разрисовывая дома, и собирал пожертвования от сочувствующих. [ 61 ] В июне 1858 года он основал газету Le Libertaire, журнал общественного движения . [ 62 ] Газета, издававшаяся с ограниченным бюджетом и главным автором которой выступил Дежак, в период с 1858 по 1861 год выпустила 27 номеров. [ 63 ] Благодаря этому Дежак стал первым издателем неанглоязычной анархистской газеты в Соединенных Штатах, хотя это ограничило ее охват французскими эмигрантами. [ 64 ]
В этот период он наконец опубликовал свой утопический роман «L'humanisphère» , который он опубликовал в журнале «Le Libertaire» . [ 65 ] Действие происходит в 2858 году. [ 66 ] L'humanisphère изобразил тот тип общества, который, как надеялся Дежак, в конечном итоге возникнет после отмены капитализма . [ 67 ] Вдохновленный работами Шарля Фурье , [ 68 ] Дежак сформулировал радикальную форму коммунизма, отличную от авторитарных моделей, пропагандируемых многими его коллегами. [ 69 ] В его обществе не было правительства или религии ; вместо этого суверенные личности управляли собой и непосредственно участвовали в принятии всех групповых решений . [ 70 ]
Пытаясь пойти дальше, чем любые предыдущие произведения утопической фантастики, он изобразил L'humanisphere как мир, в котором каждый человек мог реализовать свой потенциал , поскольку он жил в условиях постдефицита , без какой-либо формы бедности. [ 71 ] В этом будущем обществе « торговля , бич XIX века», была устранена; ничего не покупалось и не продавалось. Чтобы добиться этого, Дежак предложил отмену всей частной собственности , меновых ценностей и государств и замену их анархией . [ 72 ] Он считал, что право рабочего - это удовлетворение его потребностей, а не продукт его собственного труда, поскольку он чувствовал, что последнее неизбежно приведет к накоплению капитала . [ 73 ] Таким образом, он выступал за «неограниченную свободу производства и потребления». [ 74 ] подчинены только авторитету « статистической книги». [ 75 ] Чтобы гарантировать всеобщее удовлетворение потребностей, Дежак видел необходимость отмены принудительного труда посредством рабочего самоуправления , которое, по его мнению, заменит « тяжелый труд » на «привлекательный труд». [ 76 ]
Дежака Творческие произведения в «L'humanisphère» были описаны как «серия анархических мечтаний о чудесных текстурах и чудесных замыслах», выходящих за рамки рациональности и конструирующих совершенно альтернативную реальность. [ 77 ] Его цитировали как литературную форму неоимпрессионизма , а историк искусства Робин Рослак выделил следующий отрывок: «Подобно тому, как шары [атомы и молекулы] циркулируют анархически в универсальности, так и люди должны анархически циркулировать в человечестве, под единственным импульсом симпатии и отвращения, взаимные притяжения и отталкивания могут существовать только через анархию. [ 78 ] Хотя оно предвосхищало утопическое общество, изображенное Гербертом Уэллсом в книге «Люди как боги» , [ 39 ] L'humanisphère часто упускается из виду в исследованиях утопической художественной литературы, которые пренебрегают ею в пользу сосредотачивания внимания на более известных примерах, таких как Платона » «Республика , » Томаса Мора и «Утопия « Этьена Кабе » Путешествие на Икарию . [ 67 ]
Последние годы ( 1861–1864 гг. )
[ редактировать ]С началом франко-австрийской войны в 1859 году Луи-Наполеон Бонапарт начал восстанавливать связи с ранее репрессированными французскими секуляристами и предложил амнистию всем изгнанным радикалам. [ 79 ] до начала Гражданской войны в США Незадолго [ 79 ] в феврале 1861 года Le Libertaire выпустил свой последний номер. [ 80 ] и Дежак наконец вернулся в Париж. [ 81 ]
Дежак прожил свои последние годы в безвестности, что привело к разным мнениям о причине и времени его смерти. [ 17 ] По словам Гюстава Лефрансе, Дежак умер в 1864 году, как сообщается, от психического заболевания . [ 82 ] Согласно больничным записям, он был госпитализирован в больницу Бисетр 22 апреля 1864 года и умер от паралича 18 ноября 1865 года. [ 83 ] Другие источники утверждают, что он покончил жизнь самоубийством в 1867 году или умер гораздо позже естественной смертью после религиозного обращения . [ 84 ]
Наследие
[ редактировать ]Анархический коммунизм
[ редактировать ]
Примерно в то время, когда умер Дежак, в 1864 году, социалистическое движение пережило возрождение с основанием Международной ассоциации рабочих (IWA). [ 85 ] создан коалицией британских чартистов [ 86 ] и французские мутуалисты . [ 20 ] Со временем анархисты в Интернационале все больше отклонялись от мутуализма Прудона к анархистскому коммунизму, который поддерживал Дежак. [ 87 ] Части его программы были реализованы во время Парижской Коммуны в 1871 году. [ 88 ]
Пропаганда насилия Дежаком также предвосхитила более позднюю повстанческих анархистов концепцию о « пропаганде дела », а также нигилизм Сергея Нечаева . Смущенный своим жестоким темпераментом, когда Жан Грав переиздал «L'humanisphère» в 1899 году, он вырезал из него части, которые можно было бы расценить как подстрекательство . [ 89 ] Тем не менее, это переиздание раскрыло концепцию коммунизма Дежака новому поколению. [ 90 ] «Иконоборческий» анархический коммунизм Дежака, с его утопическими и повстанческими аспектами, вскоре был подхвачен Петром Кропоткиным и Луиджи Галлеани . [ 91 ] На рубеже 20-го века историки-анархисты Макс Неттлау и Густав Ландауэр начали характеризовать Дежака как «важного предшественника» анархистского коммунизма. [ 92 ]
Либертарианство
[ редактировать ]
До Дежака « либертарианство » относилось к метафизической философии , которая поддерживала идею свободы воли . [ 93 ] Дежака Со временем либертарианство превратилось в политическую философию , поддерживающую свободу . [ 94 ] Впервые он был принят в 1880-х годах американскими анархистами-индивидуалистами, такими как Бенджамин Такер ; [ 95 ] а затем в 1890-х годах французские анархисты, такие как Себастьен Фор , [ 96 ] чтобы отличить анархизм от авторитарного социализма . [ 93 ]
В течение 20-го века деятели « Новых левых» начали называть себя « либертарианскими социалистами »; анархисты, такие как Даниэль Герен, использовали этот термин, чтобы избежать негативного подтекста «анархизма», в то время как марксисты, такие как Э. П. Томпсон, использовали его, чтобы дистанцироваться от марксизма-ленинизма . [ 93 ] К этому времени этот термин также приобрел популярность среди сторонников невмешательства свободной и рыночной экономики. [ 97 ] такие как Роберт Нозик , Дэвид Фридман и Мюррей Ротбард . [ 98 ] Это новое определение либертарианства широко используется в англоязычном мире ; в современном французском языке эта последняя форма сегодня обозначается словом «либертариен», тогда как термин «либертарий» сохранил свое левоанархистское определение. [ 95 ]
Спустя более ста лет после его смерти творчество Дежака постепенно открывалось заново: протесты 1968 года и последующий распад Советского Союза стимулировали новый интерес к его видению либертарианского социализма. [ 99 ] Его работы недавно приобрели «подпольную репутацию», отчасти благодаря переводам на английский язык, выполненным Шоном Уилбуром. [ 100 ]
Избранные работы
[ редактировать ]Эссе
- Дежак, Жозеф (2 июля 1854 г.). «Революционный вопрос» . Ле Републикен . Перевод Уилбура, Шона П. – через Либертарианский лабиринт. [ 101 ]
- ————————— (май 1857 г.). «О человеке, мужчине и женщине» . Les Temps nouveau . Перевод Мэйо Крейн, Джонатан – через Либертарианский лабиринт. [ 102 ]
- ————————— (2 августа 1858 г.). «Скандал» . Ле Либертер . № 4. Перевод Уилбура, Шона П. – через Либертарианский лабиринт. [ 103 ]
- ————————— (21 сентября 1858 г.). «По обмену» . Ле Либертер . № 6. Перевод Уилбура, Шона П. – через Либертарианский лабиринт. [ 104 ]
- ————————— (7 апреля 1859 г.). «Долой боссов!» . Ле Либертер . № 12. Перевод Уилбура, Шона П. – через Либертарианский лабиринт. [ 105 ]
- ————————— (26 октября 1859 г.). «Рабочая война» . Ле Либертер . № 18. Перевод Уилбура, Шона П. – через Либертарианский лабиринт. [ 106 ]
Романы
- ————————— (1859). Гуманисфера: анархическая утопия . Перевод Уилбура, Шона П. Ле Либертера – через Либертарианский лабиринт. [ 107 ]
Поэзия
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Грэм 2005 , с. 60; Хартман и Лаузе 2012 , с. 4; Длинный 2017 , с. 285.
- ^ Hartman & Lause 2012 , стр. 4–5.
- ^ Хартман и Лаузе 2012 , с. 5.
- ^ Hartman & Lause 2012 , стр. 5–6.
- ^ Хартман и Лаузе 2012 , с. 6.
- ^ Стоун 2014 , стр. 12–13; Вудкок 1962 , с. 281.
- ^ Маршалл 2008 , с. 434; Вудкок 1962 , с. 278.
- ^ Грэм 2005 , с. 60; Хартман и Лаузе, 2012 г. , стр. 6–7; Маршалл 2008 , с. 434; Вудкок 1962 , с. 278.
- ^ Hartman & Lause 2012 , стр. 6–7.
- ^ Hartman & Lause 2012 , стр. 7–8.
- ^ Jump up to: а б Хартман и Лаузе 2012 , с. 8.
- ^ Хартман и Лаузе 2012 , с. 8; Вудкок 1962 , стр. 278–279.
- ^ Грэм 2005 , с. 60; Хартман и Лаузе 2012 , с. 8; Вудкок 1962 , стр. 278–279.
- ^ Hartman & Lause 2012 , стр. 8–9.
- ^ Хартман и Лаузе 2012 , с. 8; Вудкок 1962 , с. 279.
- ^ Хартман и Лаузе 2012 , с. 9.
- ^ Jump up to: а б Вудкок 1962 , с. 279.
- ^ Hartman & Lause 2012 , стр. 9–10.
- ^ Грэм 2005 , с. 60; Hartman & Lause 2012 , стр. 9–10; Стоун 2014 , с. 13; Вудкок 1962 , с. 279.
- ^ Jump up to: а б Кропоткин 1911 , с. 916.
- ^ Хартман и Лаузе 2012 , с. 24–25; Кропоткин 1911 , с. 916; Маршалл 2008 , с. 434; Вудкок 1962 , с. 285.
- ^ Грэм 2019 , с. 326; Хартман и Лаузе 2012 , с. 24–25; Кропоткин 1911 , с. 916; Маршалл 2008 , с. 434.
- ^ Hartman & Lause 2012 , стр. 24–25.
- ^ Грэм 2005 , с. 60; Хартман и Лаузе 2012 , с. 10; Вудкок 1962 , с. 279.
- ^ Хартман и Лаузе 2012 , с. 10.
- ^ Хартман и Лаузе 2012 , с. 11.
- ^ Hartman & Lause 2012 , стр. 11–12.
- ^ Hartman & Lause 2012 , стр. 12–13.
- ^ Грэм 2019 , с. 326; Хартман и Лаузе 2012 , с. 13.
- ^ Hartman & Lause 2012 , стр. 13–14.
- ^ Хартман и Лаузе 2012 , с. 14.
- ^ Хартман и Лаузе 2012 , с. 14; Вудкок 1962 , с. 281.
- ^ Маршалл 2008 , с. 434.
- ^ Jump up to: а б Маршалл 2008 , стр. 434–435; Вудкок 1962 , с. 281.
- ^ Hartman & Lause 2012 , стр. 33–34.
- ^ Hartman & Lause 2012 , стр. 14–15.
- ^ Хартман и Лаузе 2012 , с. 15.
- ^ Hartman & Lause 2012 , стр. 15–16.
- ^ Jump up to: а б Вудкок 1962 , с. 282.
- ^ Вудкок 1962 , стр. 279, 281–282.
- ^ Hartman & Lause 2012 , стр. 23–24.
- ^ Jump up to: а б Хартман и Лаузе 2012 , с. 16.
- ^ Hartman & Lause 2012 , стр. 16–17.
- ^ Hartman & Lause 2012 , стр. 17–18.
- ^ Хартман и Лаузе 2012 , с. 18.
- ^ Хартман и Лаузе 2012 , с. 19.
- ^ Хартман и Лаузе 2012 , стр. 24, 30.
- ^ Hartman & Lause 2012 , стр. 19–20.
- ^ Гордон 2017 , с. 199; Хартман и Лаузе 2012 , с. 20.
- ^ Хартман и Лаузе 2012 , с. 20.
- ^ Гордон 2017 , с. 199; Хартман и Лаузе, 2012 , стр. 34–35; Стоун 2014 , с. 13.
- ^ Гордон 2017 , с. 199; Хартман и Лаузе, 2012 , стр. 31–32.
- ^ Хартман и Лаузе 2012 , с. 20; Стоун 2014 , с. 13.
- ^ Hartman & Lause 2012 , стр. 20–21.
- ^ Грэм 2005 , с. 68; Стоун 2014 , с. 13.
- ^ Хартман и Лаузе 2012 , с. 31.
- ^ Грэм 2005 , с. 60; Длинный 2017 , с. 285; Стоун 2014 , с. 12.
- ^ Hartman & Lause 2012 , стр. 20–21; Стоун 2014 , с. 13.
- ^ Hartman & Lause 2012 , стр. 21–22.
- ^ Грэм 2005 , с. 60.
- ^ Хартман и Лаузе 2012 , с. 22.
- ^ Hartman & Lause 2012 , стр. 21–22; Стоун 2014 , с. 13; Вудкок 1962 , с. 281.
- ^ Хартман и Лаузе 2012 , с. 22; Стоун 2014 , с. 13.
- ^ Hartman & Lause 2012 , стр. 25–26.
- ^ Хартман и Лаузе 2012 , с. 27; Стоун 2014 , с. 13; Вудкок 1962 , с. 281.
- ^ Стоун 2014 , с. 13; Вудкок 1962 , с. 282.
- ^ Jump up to: а б Хартман и Лаузе 2012 , с. 27.
- ^ Стоун 2014 , стр. 13–14.
- ^ Пенгам 1987 , с. 63; Стоун 2014 , с. 13.
- ^ Маршалл 2008 , стр. 434–435; Пенгам 1987 , стр. 63; Стоун 2014 , стр. 14; Вудкок 1962 , стр. 283–284.
- ^ Стоун 2014 , с. 13.
- ^ Пенгам 1987 , стр. 63–64.
- ^ Пенгам 1987 , с. 64.
- ^ Пенгам 1987 , стр. 64–65.
- ^ Пенгам 1987 , стр. 64–65; Вудкок 1962 , с. 284.
- ^ Пенгам 1987 , с. 65.
- ^ Стоун 2014 , с. 14.
- ^ Антлифф 2017 , с. 41.
- ^ Jump up to: а б Хартман и Лаузе 2012 , с. 23.
- ^ Hartman & Lause 2012 , стр. 30–31; Маршалл 2008 , стр. 434–435; Вудкок 1962 , с. 281.
- ^ Хартман и Лаузе 2012 , с. 23; Вудкок 1962 , с. 279.
- ^ Хартман и Лаузе 2012 , с. 23; Майтрон, Пишон и Вейрон 2014 .
- ^ Майтрон, Пишон и Вейрон 2014 .
- ^ Хартман и Лаузе 2012 , с. 23н23; Вудкок 1962 , с. 279.
- ^ Хартман и Лаузе 2012 , стр. 32–33; Кропоткин 1911 , с. 916; Пенгам 1987 , с. 67.
- ^ Hartman & Lause 2012 , стр. 32–33.
- ^ Уилбур 2019 , стр. 217–218.
- ^ Пенгам 1987 , с. 66.
- ^ Вудкок 1962 , стр. 281–282.
- ^ Вудкок 1962 , с. 284.
- ^ Пенгам 1987 , стр. 66–67.
- ^ Хартман и Лаузе 2012 , с. 37.
- ^ Jump up to: а б с Маршалл 2008 , с. 641.
- ^ Длинный 2017 , с. 285; Маршалл 2008 , с. 641.
- ^ Jump up to: а б Длинный 2017 , с. 285.
- ^ Маршалл 2008 , с. 641; Вудкок 1962 , с. 281.
- ^ Длинный 2017 , с. 285; Маршалл 2008 , стр. 641–642.
- ^ Маршалл 2008 , стр. 641–642.
- ^ Hartman & Lause 2012 , стр. 37–38.
- ^ Стоун 2014 , с. 12.
- ^ Грэм 2005 , стр. 60–63; Hartman & Lause 2012 , стр. 15–16; Маршалл 2008 , стр. 434–435; Пенгам 1987 , стр. 79–80; Стоун 2014 , стр. 15–17.
- ^ Грэм 2005 , с. 68–71; Хартман и Лаузе 2012 , стр. 20–21; В 2017 году с. 285н1; Пенгам 1987 , с. 79 .
- ^ Стоун 2014 , стр. 19–21.
- ^ Пенгам 1987 , стр. 64–65, 79н16.
- ^ Маршалл 2008 , с. 779; Пенгам 1987 , с. 79.
- ^ Hartman & Lause 2012 , стр. 31–32; Стоун 2014 , стр. 21–24.
- ^ Гордон 2017 , с. 199н11; Хартман и Лаузе 2012 , с. 27; Кропоткин 1911 , с. 916; Маршалл 2008 , стр. 434–435, 779; Пенгам 1987 , с. 79; Стоун, 2014 г. , стр. 12–14; Вудкок 1962 , с. 482.
- ^ Hartman & Lause 2012 , стр. 9–10; Вудкок 1962 , с. 281.
Библиография
[ редактировать ]- Антлифф, Аллан (2017). «Анархизм и эстетика». В июне, Натан (ред.). Компаньон Брилла по анархизму и философии . Лейден : Брилл . стр. 39–50. дои : 10.1163/9789004356894_003 . ISBN 978-90-04-35689-4 .
- Гордон, Ури (2017). «Анархизм и национализм». В июне, Натан (ред.). Компаньон Брилла по анархизму и философии . Лейден : Брилл . стр. 196–215. дои : 10.1163/9789004356894_009 . ISBN 978-90-04-35689-4 .
- Грэм, Роберт , изд. (2005). «Революционные идеи и действия». Анархизм: документальная история либертарианских идей . Том. 1. Монреаль : Книги Черной розы. стр. 43–71. ISBN 1-55164-251-4 .
- Грэм, Роберт (2019). «Анархизм и Первый Интернационал». В Адамсе, Мэтью С.; Леви, Карл (ред.). Справочник Пэлгрейва по анархизму . Лондон: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 325–342. дои : 10.1007/978-3-319-75620-2_19 . ISBN 978-3319756196 . S2CID 158605651 .
- Хартман, Джанин С.; Лаузе, Марк А. (2012). «Жозеф Дежак: журналист-эмигрант». В сфере человечества: Жозеф Дежак, рабство и борьба за свободу . Университет Цинциннати . стр. 4–39.
- Кропоткин, Петр (1911). « Анархизм ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 1 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 914–919.
- Лонг, Родерик Т. (2017). «Анархизм и либертарианство». В июне, Натан (ред.). Компаньон Брилла по анархизму и философии . Лейден : Брилл . стр. 285–317. дои : 10.1163/9789004356894_012 . ISBN 978-90-04-35689-4 .
- Майтрон, Жан; Пишон, Карин; Вейрон, Франк (2014). «ДЕЖАК Жозеф» . Словарь анархистов (на французском языке). Париж : Éditions de l’Atelier . OCLC 1158613719 . Проверено 7 ноября 2023 г.
- Маршалл, Питер Х. (2008) [1992]. Требуя невозможного: история анархизма . Лондон : Харпер Многолетник . ISBN 978-0-00-686245-1 . OCLC 218212571 .
- Пенгам, Ален (1987). «Анархо-коммунизм» . В Рибеле, Максимилиан; Крамп, Джон (ред.). Нерыночный социализм в девятнадцатом и двадцатом веках . Пэлгрейв Макмиллан. стр. 60–82. дои : 10.1007/978-1-349-18775-1_4 . ISBN 978-1-349-18775-1 .
- Стоун, Винсент, изд. (2014). «Жозеф Дежак (1821-1864)». Подрывные элементы: крайности французского анархизма . Ардент Пресс. стр. 12–24. OCLC 908851863 .
- Уилбур, Шон П. (2019). «Мутуализм». В Адамсе, Мэтью С.; Леви, Карл (ред.). Справочник Пэлгрейва по анархизму . Лондон: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 213–224. дои : 10.1007/978-3-319-75620-2_11 . ISBN 978-3319756196 . S2CID 242074567 .
- Вудкок, Джордж (1962). «Анархизм во Франции». Анархизм: история либертарианских идей и движений . Всемирная издательская компания . стр. 275–326. LCCN 62-12355 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Буше, Томас; Самзун, Патрик, ред. (2019). Либертарианец! очерки о творчестве, мыслях и жизни Жозефа Дежака (1821–1865) . Записные книжки Дома гуманитарных наук Леду (на французском языке). Полет. 38. Безансон : Университетские прессы Франш-Конте . дои : 10.4000/books.pufc.18302 . ISBN 978-2-84867-669-2 . S2CID 213132632 .
- Жарриж, Франсуа; Лауриселла, Мари (2015). «Форум рабочего класса. Опыт Мастерской» . В Буше, Томас; Бурдо, Винсент; Каслтон, Эдвард; Фроберт, Людовик; Жарриж, Франсуа (ред.). Книга «Когда социалисты изобрели будущее» (на французском языке). Париж : Ла Декуверт. стр. 226–238. дои : 10.3917/dec.bouch.2015.01.0226 . ISBN 9782707185914 .
- Ленинг, Артур Мюллер (1938). «Международная ассоциация (1855-1859): вклад в предварительную историю Первого Интернационала» . Международное обозрение социальной истории . 3 : 185–284. дои : 10.1017/S187308410000032X . ISSN 0020-8590 .
- Маккей, Иэн (2008). «150 лет либертарианству» . Свобода . Том. 69, нет. 23–4. ISSN 0016-0504 .
- Маккей, Иэн (17 мая 2017 г.). «160 лет либертарианству» . Писатели-анархисты .
- Немет, Люк (2016). Те же права: перед лицом гордого женоненавистничества [ Те же права: перед лицом гордого женоненавистничества ] (на французском языке). Пэрис : Немет. ISBN 9782953737226 . OCLC 946649064 .
- Немет, Люк (2019). Жозеф Дежак, или: радикальность, которая пугала (Тезис) (на французском языке).
- Неттлау, Макс (1996). Краткая история анархизма . Свобода Пресс . ISBN 978-0900384899 . ОСЛК 37529250 .
- Перро, Николь (1994). «В поисках родины прав человека: анархист-пролетарий Жозеф Дежак» . В Кри, Рональд (ред.). Французы США со вчерашнего дня до сегодняшнего дня (на французском языке). Монпелье : Университет Монпелье 3 . стр. 281–295. ISBN 9782907293143 . OCLC 33155389 .
- Пишон, Карин (2002). «Дежак Жозеф» . В Кордилло, Мишель (ред.). Социальное в Америке. Биографический словарь франкоязычного общественного движения в США (на французском языке). Париж : Éditions de l’Atelier . стр. 141–144. ISBN 2-7082-3543-5 .
- Ван, Нго , изд. (2011). «Дежак или анархическая страсть» ( PDF) . Жозеф Дежак: Вокруг революционного вопроса (1852–1861) [ Жозеф Дежак: Вокруг революционного вопроса (1852–1861) ] (на французском языке). Мятежные восстания. стр. 5–32. OCLC 943968627 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Жозеф Дежак: анархист и изобретатель термина «либертарианство» , архив RevoltLib.
- Работает на французском языке
- Страница Жозефа Дежака из Анархической энциклопедии
- Страница Жозефа Дежака в Либертарианском лабиринте
- 1821 рождений
- 1864 смерти
- Французские журналисты XIX века
- Основатели французских газет XIX века
- Издатели французских газет XIX века (чел.)
- Французские поэты XIX века.
- Анархистские теоретики
- Анархо-коммунисты
- Французские аболиционисты
- Французские анархисты
- Французские антикапиталисты
- Французские коммунисты
- Французские эмигранты в США
- Французские писательницы-феминистки
- Французские либертарианцы
- Французские журналисты-мужчины
- Французские поэты-мужчины
- Французские писатели-мужчины
- Французский народ революций 1848 года
- Французские политические журналисты
- Французские политические писатели
- Французские пленные и задержанные
- Французские революционеры
- Французские социалистические феминистки
- История либертарианства
- Журналисты из Парижа
- Либертарианские социалисты
- Либертарианские теоретики
- Мужчины-феминисты
- Поэты из Парижа
- Писатели из Парижа