Анархизм во Франции
В этой статье отсутствует информация об анархизме во Франции после 1968 года. ( август 2022 г. ) |
Часть серии о |
Анархизм |
---|
Анархизм во Франции уходит своими корнями в мыслителя Пьера-Жозефа Прудона , который вырос во время Реставрации и был первым, назвавшим себя анархистом . Французские анархисты сражались в гражданской войне в Испании в качестве добровольцев в интернациональных бригадах . По словам журналиста Брайана Доэрти , «только в одной Франции число людей, подписавшихся на многие публикации анархистского движения, исчислялось десятками тысяч». [1]
История
[ редактировать ]Истоки современного анархистского движения лежат в событиях Французской революции . [2] которое историк Томас Карлейль охарактеризовал как «открытое насильственное восстание и победу заключенной анархии против коррумпированной изношенной власти ». [3] Сразу после штурма Бастилии коммуны Франции начали организовываться в системы местного самоуправления , сохраняя свою независимость от государства и организуя единство между коммунами на основе федералистских принципов. Прямая демократия была реализована в местных районах каждой коммуны, когда граждане собирались на общие собрания для принятия решений по вопросам без какой-либо необходимости представительства . Когда Национальное учредительное собрание попыталось принять закон об управлении коммунами, округа немедленно отклонили его, поскольку он был принят без их санкции, в результате чего его сторонники отказались от этой схемы. [4]
В частности, санкюлоты Парижской Коммуны «анархистами» были объявлены жирондистами . [5] Жирондиец Жак Пьер Бриссо подробно говорил о необходимости истребления «анархистов», группы, не образувшей никакой политической группировки в Национальном конвенте , но, тем не менее, являвшейся активными участниками революции и ярыми противниками зарождающейся буржуазии . [6] Группа Enragés была среди защитников санкюлотов и выражала форму протосоциализма , выступавшую за преобразование Франции в непосредственно демократическую «Коммуну коммун», призыв, который позже подхватило французское анархистское движение XIX века. «Безумие » атаковало буржуазию и представительский состав Национального собрания, против чего они выступили в пользу секционных ассамблей . [7]
Конфликт между Парижской Коммуной и Национальным Конвентом перерос в «третью революцию», поскольку восстание было открыто поддержано Enragés во главе с Жаном-Франсуа Варле , который желал свергнуть Конвент и установить прямую демократию по всей Франции. Однако эта попытка «революции анархии» потерпела поражение от жирондистов, отчасти из-за отсутствия поддержки со стороны Якобинского клуба и Национальной гвардии . [8] Тем не менее, продолжающаяся эскалация конфликта и растущая радикализация завершились восстанием 31 мая – 2 июня 1793 года , в ходе которого жирондисты были исключены из Конвента, а контроль взяли на себя монтаньяры , централизовав власть в руках Комитета общественного спасения и оставив прямые демократические амбиции санкюлотов и бешенцев совершенно нереализованными. [9]
С началом правления террора Enragés подверглись репрессивной кампании со стороны Комитета, хотя правительство также пыталось пойти на некоторые экономические уступки, чтобы не оттолкнуть санкюлотов . [10] Лидер Enragés покончил жизнь самоубийством после того , Жак Ру как его вызвал к суду Революционный трибунал , и к 1794 году Enragés практически исчезли из поля зрения общественности. [11] Впоследствии Комитет начал выступать против секционной демократии и предпринял масштабную бюрократизацию государственного аппарата, превратив выборные должности в назначаемые государством и передав власть из рук секционных собраний в руки правительства. [12] Власть санкюлотов начала ослабевать по мере усиления террора, при этом были подавлены также эбертисты и дантонисты . В конце концов, падение Максимилиана Робеспьера положило конец террору, и термидорианская реакция начала отменять многие из произошедших революционных изменений.
Сохранившиеся остатки революционного анархизма были выражены в « Заговоре равных» , который выступал за свержение Директории и замену ее коммунистическим обществом . В своем «Манифесте равных» (1796 г.) мыслитель-протоанархист Сильвен Марешаль требовал «совместного пользования плодами земли» и надеялся на исчезновение «отвратительного различия между богатыми и бедными, великими и малыми, господ и камердинеров, правителей и управляемых». [13] Попытка Заговора свергнуть Директорию провалилась, а ее лидер Франсуа-Ноэль Бабеф был казнен на гильотине , но их идеи продолжились и в 19 веке. После наполеоновских войн и восстановления монархии социалистические и анархистские идеи, вдохновленные « Безумием» и «Равными», начали заменять республиканские идеалы, создавая новую основу для французского радикализма, который начал достигать апогея во времена Июльской монархии . [14]
От Второй Республики к Федерации Юра
[ редактировать ]Пьер-Жозеф Прудон (1809–1865) был первым философом, назвавшим себя «анархистом». [15] Прудон выступал против государственных привилегий, которые защищают капиталистические , банковские и земельные интересы, а также против накопления или приобретения собственности (и любой формы принуждения, которая к этому приводила), которые, по его мнению, препятствуют конкуренции и удерживают богатство в руках немногих. Прудон выступал за право людей сохранять продукт своего труда как свою собственность, но считал, что любая собственность, выходящая за рамки той, которую человек произвел и мог владеть, была незаконной. Таким образом, он считал частную собственность одновременно необходимой для свободы и дорогой к тирании: первая, когда она возникла в результате труда и была необходима для труда, и вторая, когда она приводила к эксплуатации (прибыль, проценты, рента, налоги). Первое он обычно называл «владением», а второе — «собственностью». В крупной промышленности он поддерживал ассоциации рабочих с целью замены наемного труда и выступал против собственности на землю.
Прудон утверждал, что те, кто трудится, должны сохранять все, что они производят, и что монополии на кредит и землю являются силами, запрещающими это. Он защищал экономическую систему, которая включала частную собственность как владение и рынок обмена, но без прибыли, которую он называл мутуализмом . Именно философия Прудона была открыто отвергнута Жозефом Дежаком при зарождении анархо-коммунизма , причем последний прямо утверждал Прудону в письме, что «рабочий имеет право не на продукт своего труда, а на к удовлетворению его или ее потребностей, какова бы ни была их природа».
Одним из первых коммунистов-анархистов был Жозеф Дежак , первый человек, назвавший себя « либертером ». [16] В отличие от Прудона , он утверждал, что «рабочий имеет право не на продукт своего труда, а на удовлетворение своих потребностей, какова бы ни была их природа». [13] [17] По словам историка-анархиста Макса Неттлау , термин «либертарианский коммунизм» впервые был использован в ноябре 1880 года, когда французский анархический конгресс применил его для более четкого определения своих доктрин. [18] Французский журналист-анархист Себастьен Фор , позже основатель и редактор четырехтомной Анархической энциклопедии, в 1895 году основал еженедельную газету Le Libertaire ( «Либертарианец» ). [19]
Дежак был главным критиком Прудона. Дежак считал, что «прудонистская версия рикардианского социализма сосредоточена на вознаграждении за рабочую силу и проблеме меновой стоимости. В своей полемике с Прудоном по поводу эмансипации женщин Дежак призывал Прудона продвигаться «вплоть до отмены контракта, отмена не только меча и капитала, но и собственности и власти во всех их формах» и опроверг коммерческую и заработную логику требования «справедливого вознаграждения» за «труд» (рабочую власть) спросил: «Таким образом, я... прав, желая, как и в случае с системой контрактов, распределить каждому — в соответствии с его случайной способностью производить — то, на что он имеет право?» Ответ, данный Дежаком на этот вопрос, однозначен: «Работник имеет право не на продукт своего труда, а на удовлетворение своих потребностей, какова бы ни была их природа»». С другой стороны, для Дежака общественное положение дел — фаланстерия «без какой-либо иерархии, без какой-либо власти», кроме «книги статистики», — соответствовало «естественному обмену», т. е. «неограниченной свободе всех». производство и потребление; отмена любых признаков сельскохозяйственной, индивидуальной, художественной или научной собственности; уничтожение любого индивидуального владения продуктами труда; демонархизация и демонетаризация ручного и интеллектуального капитала, а также капитала в инструментах, торговле и зданиях. [20]
Дежак «отвергал бланкизм , который основывался на разделении между «учениками великого народного Архитектора» и «народом, или вульгарным стадом», и был одинаково против всех вариантов социал-республиканизма, против диктатуры одного человека и к «диктатуре маленьких вундеркиндов пролетариата». По поводу последнего из них он писал, что: «диктаторский комитет, состоящий из рабочих, есть, конечно, самая тщеславная и некомпетентная, а потому и самая антиреволюционная вещь, какую только можно найти... (Лучше иметь сомнительные враги у власти, чем сомнительные друзья)» Он видел в «анархической инициативе», «разумной воле» и «автономии каждого» условия социальной революции пролетариата, первым выражением которой стали баррикады в июне 1848 года. По мнению Дежака, правительство, возникшее в результате восстания, остается реакционными оковами свободной инициативы пролетариата. Или, скорее, такая свободная инициатива может возникнуть и развиться только благодаря избавлению масс от «авторитарных предрассудков», посредством которых Государство воспроизводит себя в своей основной функции представительства и делегирования. Дежак писал, что: «Под правительством я понимаю всякое делегирование, всю власть вне народа», которые в процессе преодоления политики должны быть заменены «народом напрямую». обладание своим суверенитетом», или «организованная коммуна». По мнению Дежака, коммунистическая анархическая утопия должна была выполнять функцию побуждения каждого пролетария исследовать свои собственные человеческие возможности, а также исправлять невежество пролетариев в отношении «социальных наук». [20]
После создания Первого Интернационала , или Международной ассоциации рабочих (IWA) в Лондоне в 1864 году, Михаил Бакунин сделал свою первую попытку создать антиавторитарную революционную организацию, «Международное революционное братство» («Fraternité Internationale Révolutionnaire») или Альянс («Альянс»). Он возобновил это в 1868 году, создав «Международных братьев» («Frères internationaux») или «Альянс за демократический социализм».
Бакунин и другие федералисты были исключены Карлом Марксом из IWA на Гаагском конгрессе 1872 года и сформировали Юрскую федерацию , которая собралась в следующем году на Конгрессе в Сент-Имье 1872 года , где был создан Анархистский Интернационал Сент-Имье (1872–1872). 1877).
Участие анархистов в Парижской Коммуне
[ редактировать ]В 1870 году Михаил Бакунин возглавил неудавшееся восстание в Лионе на принципах, позднее проиллюстрированных Парижской Коммуной , призывая к всеобщему восстанию в ответ на крах французского правительства во время франко-прусской войны , стремясь превратить империалистический конфликт в социальную революцию. . В своих «Письмах французу о современном кризисе » он выступал за революционный союз между рабочим классом и крестьянством и изложил свою формулировку того, что позже стало известно как пропаганда дела .
Историк-анархист Джордж Вудкок сообщает, что «Ежегодный Конгресс Интернационала не состоялся в 1870 году из-за начала Парижской Коммуны, а в 1871 году Генеральный совет созвал только специальную конференцию в Лондоне. На ней смог присутствовать один делегат из Испании. и ни одного из Италии, а техническое оправдание - что они отделились от Романской Федерации - было использовано, чтобы избежать приглашения швейцарских сторонников Бакунина. Таким образом, присутствовало лишь незначительное меньшинство анархистов, и резолюции Генерального совета были приняты почти единогласно. они были явно направлены против Бакунина и его последователей». [21] В 1872 году конфликт достиг кульминации окончательным расколом между двумя группами на Гаагском конгрессе , где Бакунин и Джеймс Гийом были исключены из Интернационала, а его штаб-квартира была перенесена в Нью-Йорк. В ответ секции федералистов сформировали свой собственный Интернационал на конгрессе в Сент-Имье, приняв революционную анархистскую программу. [22]
Парижская Коммуна — правительство, которое недолго управляло Парижем с 18 марта (более формально, с 28 марта) по 28 мая 1871 года. Коммуна возникла в результате восстания в Париже после поражения Франции во франко-прусской войне. Анархисты активно участвовали в создании Парижской Коммуны. В их число входили Луиза Мишель , братья Реклю и Эжен Варлен (последний впоследствии был убит в ходе репрессий). Что касается реформ, инициированных Коммуной, таких как повторное открытие рабочих мест в виде кооперативов, анархисты видят, что их идеи объединенного труда начинают реализовываться... Более того, идеи Коммуны о федерации явно отражают влияние Прудона. о французских радикальных идеях. Действительно, видение Коммуны общинной Франции, основанной на федерации делегатов, связанных императивными мандатами, выданными их избирателями и подлежащих отзыву в любой момент, перекликается с идеями Бакунина и Прудона (Прудон, как и Бакунин, выступал за «осуществление обязательный мандат» в 1848 году... и для федерации коммун). Таким образом, как экономически, так и политически Парижская Коммуна находилась под сильным влиянием анархистских идей. [23] Джордж Вудкок показывает, что «заметный вклад в деятельность Коммуны и особенно в организацию общественных служб внесли члены различных анархистских фракций, в том числе мутуалисты Курбе, Лонге и Верморель, либертарианские коллективисты Варлен, Малон, и Лефранге, и бакунисты Эли, Элизе Реклю и Луиза Мишель». [21]
Луиза Мишель была важным анархистским участником Парижской Коммуны . Сначала она работала женщиной скорой помощи, оказывая помощь раненым на баррикадах. Во время осады Парижа она неустанно проповедовала сопротивление пруссакам . После создания Коммуны она присоединилась к Национальной гвардии. Она предложила застрелить Тьера и предложила уничтожить Париж в отместку за его капитуляцию.
В декабре 1871 года она предстала перед 6-м военным советом по обвинению в правонарушениях, включая попытку свержения правительства, поощрение граждан к вооружению, а также использование оружия и ношение военной формы. Она демонстративно поклялась никогда не отрекаться от Коммуны и посмела судьям приговорить ее к смертной казни. [24] Как сообщается, Мишель заявил суду: «Поскольку кажется, что каждое сердце, которое бьется за свободу, не имеет права ни на что, кроме небольшого кусочка свинца, я требую свою долю. Если вы позволите мне жить, я никогда не перестану взывать о мести. " [25]
После Парижской Коммуны 1871 года анархистское движение, как и всё рабочее движение , на долгие годы было обезглавлено и глубоко затронуто.
Пропаганда периода деяний и изгнания в Британию
[ редактировать ]Части анархистского движения, базирующиеся в Швейцарии, начали теоретизировать пропаганду этого деяния . С конца 1880-х по 1895 год серия нападений самопровозглашенных анархистов привлекла внимание общественности к анархизму и вызвала волну беспокойства. Самыми позорными из этих деяний были бомбы Равашоля , Эмиля Анри и Огюста Вайяна республики Сади Карно президента , а также убийство Казерио .
После взрыва Огюста Вайяна в Палате депутатов « республиканцы-оппортунисты » проголосовали в 1893 году за первые антитеррористические законы , которые были быстро осуждены как lois scélérates («злодейские законы»). Эти законы жестко ограничивали свободу выражения мнений . Первый осудил извинение за любое уголовное преступление или преступление как преступление само по себе, допуская широкую цензуру прессы. Второе позволяло осудить любое лицо, прямо или косвенно участвовавшее в пропаганде содеянного , даже если никакого убийства фактически не было. Последний осуждал любого человека или газету, использующую анархистскую пропаганду (и, как следствие, социалистических либертарианцев, нынешних или бывших членов Международной ассоциации рабочих (IWA)):
"1. Либо путем провокации, либо путем извинения... [любое лицо, которое] подстрекало одного или нескольких лиц к совершению кражи или преступлений, связанных с убийством, грабежом или поджогом...; 2. Или направило провокацию в отношении военных из армии или флота с целью отвлечь их от военной службы и повиновения своим начальникам... будут отложены перед судом и накажутся тюремным заключением на срок от трех месяцев до двух лет. [26]
Таким образом, свобода слова и поощрение пропаганды поступков или антимилитаризма были строго ограничены. Некоторые люди были приговорены к тюремному заключению за то, что радовались убийству президента Франции Сади Карно в 1894 году итальянским анархистом Казерио . Термин lois scélérates («злодейские законы») с тех пор вошел в популярный язык для разработки любых суровых или несправедливых законов, в частности антитеррористического законодательства, которое часто широко подавляет все социальные движения.
Соединенное Королевство быстро стало последним пристанищем для политических беженцев, в частности анархистов, которых приравнивали к тем немногим, кто участвовал в взрывах. , был основан Первый Интернационал Карл Маркс Уже в 1871 году в Лондоне, где почти двадцать лет назад нашел убежище . В 1890-х годах Великобритания стала гнездом для анархистских колоний, изгнанных с континента, в частности, в период с 1892 по 1895 год, ознаменовавший разгар репрессий, когда « Суд Тридцати в 1884 году состоялся ». Луиза Мишель , она же « Красная Дева», Эмиль Пуже и Шарль Малато были самыми известными из множества анонимных анархистов, дезертиров или простых преступников, бежавших из Франции и других европейских стран. Многие из них вернулись во Францию после президента Феликса Фора в амнистии феврале 1895 года. Однако несколько сотен человек, связанных с анархистским движением, остались в Великобритании в период с 1880 по 1914 год. Право убежища было британской традицией со времен Реформации в Великобритании. 16 век. Однако оно постепенно разрушалось, и французские иммигранты были встречены враждебно. В 1890-х годах в британской прессе было проведено несколько кампаний ненависти против этих французских изгнанников, которые выражались в беспорядках и «рестрикционистской» партии, которая выступала за конец либерализма в отношении свободы передвижения и враждебности по отношению к французским и международным активистам. [27]
1895–1914
[ редактировать ]Le Libertaire , газета, созданная Себастьяном Фором из ведущих сторонников Альфреда Дрейфуса , и Луизой Мишель , псевдонимом «Красная Дева», опубликовала свой первый номер 16 ноября 1895 года , одним . Союз был создан в том же году в результате слияния различных « Бирж труда » ( Фернан Пеллутье ), профсоюзов и отраслевых федераций. в которой доминировали анархо-синдикалисты ВКТ, , приняла Амьенскую хартию в 1906 году, через год после объединения других социалистических тенденций в партии SFIO (Французская секция Второго Интернационала ) во главе с Жаном Жоресом и Жюлем Гедом .
Только восемь французских делегатов присутствовали на Международном анархистском конгрессе в Амстердаме в августе 1907 года. По словам историка Жана Метрона , анархистское движение во Франции разделилось на тех, кто отвергал единственную идею организации и поэтому был против самой идеи международной организации. и тех, кто возлагал все свои надежды на синдикализм и, таким образом, «был занят в другом месте». [28] Конгрессу оказали помощь только восемь французских анархистов, среди которых Бенуа Брутшу , Пьер Монатт и Рене де Марманд . [28]
За Конгрессом последовало несколько попыток организации, но все они просуществовали недолго. На промышленном Севере анархисты из Лилля , Армантьера , Денена , Ланса , Рубе и Туркуэна решили созвать Конгресс в декабре 1907 года и договорились о создании газеты Le Combat , редакция которой должна была действовать как неформальное бюро. официально несуществующей федерации. [28] Еще одна федерация была создана на Сене и Сене и Уазе в июне 1908 года. [29]
Однако по мере приближения выборов в законодательные органы 1910 года был создан Антипарламентский комитет, который, вместо того чтобы впоследствии распуститься, стал постоянным под названием Alliance communiste anarchiste (Коммунистический анархистский альянс). Новая организация исключила всех постоянных членов. [30] Хотя эта новая группа также столкнулась с противодействием со стороны некоторых анархистов (включая Жана Грава ), она была быстро заменена новой организацией, Fédération communiste (Коммунистическая Федерация).
Коммунистическая федерация была основана в июне 1911 года и насчитывала 400 членов, все из парижского региона. [30] Она быстро взяла название «Анархо-коммунистическая федерация» (Федерация анархо-коммунистов), выбрав Луи Лекуэна своим секретарем. [30] В августе 1913 года на смену ФКА пришла Федерация революционных коммунистов-анархистов , возглавляемая Себастьяном Фором .
Во французской анархистской среде также было немало индивидуалистов . Они сосредоточились вокруг таких изданий, как L'Anarchie и L'En-Dehors . Основными французскими теоретиками-анархистами-индивидуалистами были Эмиль Арманд и Хан Райнер, которые также имели влияние на Пиренейском полуострове . Другими важными активистами-индивидуалистами были Альберт Либертад , Андре Лоруло , Виктор Серж , Зо д'Акса и Риретт Мэтрежан . Под влиянием Макса Штирнера и эгоизма преступных/политических подвигов Клемана Дюваля и Мариуса Жакоба Франция стала родиной нелегализма , противоречивой анархистской идеологии, открыто пропагандирующей преступность.
Отношения между индивидуалистами и анархистами-коммунистами оставались плохими на протяжении всех предвоенных лет. После суда над печально известной бандой Бонно в 1913 году FCA осудило индивидуализм как буржуазный и больше соответствующий капитализму, чем коммунизму. В статье, предположительно написанной Петром Кропоткиным в британской анархистской газете Freedom , утверждалось, что «Простодушные молодые товарищи часто увлекались очевидной анархистской логикой нелегалов; посторонние просто чувствовали отвращение к анархистским идеям и определенно затыкали уши». любой пропаганде».
После убийства антимилитаристского социалистического лидера Жана Жореса за несколько дней до начала Первой мировой войны и последующего сплочения Второго Интернационала и рабочего движения на войну, даже некоторые анархисты поддержали Священный Союз ( Union Sacrée ). правительство. Жан Грав , Петр Кропоткин и другие опубликовали « Манифест шестнадцати» в поддержку Тройственного согласия против Германии. подпольный номер « Либертера» 15 июня 1917 года вышел .
Французский индивидуалистический анархизм
[ редактировать ]Из наследия Прудона и Штирнера возникла сильная традиция французского индивидуалистического анархизма . Ранним важным анархистом-индивидуалистом был Ансельм Бельгарриг . Он участвовал во Французской революции 1848 года , был автором и редактором журналов «Анархия», «Journal de l'Ordre» и «Au fait!». О свершившийся факт! Интерпретация демократической идеи» и написал важный ранний Анархистский Манифест в 1850 году. Каталонский историк индивидуалистического анархизма Ксавье Диес сообщает, что во время своих путешествий по Соединенным Штатам «он, по крайней мере, контактировал с (Генри Давидом) Торо и, возможно, с (Иосией) Уорреном. ." [31] Autonomie Individuelle — индивидуалистическое анархическое издание, выходившее с 1887 по 1888 год. Его редактировали Жан-Батист Луиш, Шарль Шеффер и Жорж Деэрм. [32]
Позже эту традицию продолжили такие интеллектуалы, как Альбер Либертад , Андре Лоруло , Эмиль Арман , Виктор Серж , Зо д'Акса и Риретт Мэтрежан , которые разработали теорию в главном индивидуалистическом анархистском журнале Франции L'Anarchie. [33] в 1905 году. Помимо этого журнала Хан Райнер написал «Маленький мануэль индивидуалист» (1903). Позже появился журнал L'En-Dehors, созданный Зо д'Акса в 1891 году.
Во французских индивидуалистических кругах было сильное чувство личного либертарианства и экспериментаторства. Натуризм и содержание свободной любви начали оказывать влияние в индивидуалистических анархистских кругах, а оттуда распространились на остальную часть анархизма, также появившуюся в испанских индивидуалистических анархистских группах. [34] «Наряду с лихорадочной деятельностью против социального порядка (Альберт) Либертад обычно также организовывал пиры, танцы и загородные экскурсии, вследствие своего видения анархизма как « радости жизни », а не как воинствующего жертвоприношения и инстинкта смерти, стремящегося примирить требования личности (в ее потребности в автономии) с необходимостью разрушения авторитарного общества». [35]
Анархистский натуризм пропагандировали Анри Зисли и Эмиль Гравель. [36] и Жорж Буто . Буто был индивидуалистом, «сторонником свободных сред» , издателем «Фламбо» («врага власти») в 1901 году в Вене. Большая часть его энергии была посвящена созданию анархистских колоний (communautés expérimentales), в нескольких из которых он участвовал. [37]
«В этом смысле теоретические позиции и жизненный опыт французского индивидуализма глубоко иконоборительны и скандальны даже в либертарианских кругах. Призыв нудистского натуризма , решительная защита методов контроля над рождаемостью, идея « союзов эгоистов » с единственное оправдание сексуальных практик, которое попытаются осуществить на практике, не без трудностей, установит образ мыслей и действий и приведет к сочувствию у одних и сильному неприятию у других». [34]
Нелегализм
[ редактировать ]Нелегализм [38] — анархистская философия, которая развивалась главным образом во Франции, Италии, Бельгии и Швейцарии в начале 1900-х годов как результат индивидуалистического анархизма Штирнера. [39] Нелегалы обычно не искали морального обоснования для своих действий, признавая лишь реальность «могущества», а не «права»; по большей части незаконные действия совершались просто для удовлетворения личных желаний, а не ради какого-то высшего идеала, [40] хотя некоторые совершали преступления как форму пропаганды поступка . [38] Нелегалисты перешли к прямому действию и пропаганде делом . [41]
теоретика Макса Штирнера Под влиянием эгоизма , а также Прудона (его точка зрения, что собственность — это воровство! ), Клеман Дюваль и Мариус Жакоб предложили теорию la reprise individuelle (англ. индивидуальное возмещение ), которая оправдывала грабеж богатых и личные прямые действия против эксплуататоров. и система., [40]
Нелегализм впервые приобрел известность среди поколения европейцев, вдохновленных беспорядками 1890-х годов, во время которых Равашоль , Эмиль Анри , Огюст Вайян и Казерио совершили дерзкие преступления во имя анархизма. [42] в так называемой пропаганде дела . Французская банда Бонно была самой известной группировкой, занимавшейся нелегальной деятельностью.
От Первой мировой войны до Второй мировой войны
[ редактировать ]После войны ВКТ стала более реформистской, и анархисты постепенно вышли из нее. (ФКП) , раскололась на некоммунистическую секцию и коммунистическую Всеобщую конфедерацию единого труда ВКТ, в которой раньше доминировали анархо-синдикалисты, после Турского конгресса 1920 года , ознаменовавшего создание Французской коммунистической партии (ВКТ) . Была издана новая еженедельная серия « Либертера» , и анархисты объявили о скором создании Анархической федерации. Группа «Союз анархистов» (UA) была создана в ноябре 1919 года против большевиков , а первый ежедневный номер « Libertaire» вышел 4 декабря 1923 года.
Русские эмигранты, в том числе Нестор Махно и Петр Аршинов , в 1925 году основали в Париже журнал « Дело труда» («Дело Труда», «Дело труда» ). Махно был соавтором и соавтором «Организационной платформы либертарианских коммунистов» , в которой выдвигались идеи о том, как анархистам следует организоваться, исходя из опыта революционной Украины и поражения от большевиков. Первоначально этот документ был отвергнут большинством анархистов, но сегодня имеет множество последователей. Это остается спорным и по сей день, некоторые (в том числе на момент публикации Волин и Малатеста ) считают его последствия слишком жесткими и иерархическими. Платформизм , как стала известна позиция Махно, защищал идеологическое единство, тактическое единство, коллективные действия и дисциплину, а также федерализм. присутствовало пятьсот человек На похоронах Махно в 1934 году на кладбище Пер-Лашез .
В июне 1926 года был запущен «Проект организационной платформы Всеобщего союза анархистов», наиболее известный под названием «Платформа Арчинова». Волин в ответ опубликовал проект Синтеза в своей статье «Le problèmeorganizationnel et l'idee de Synthèse» («Организационная проблема и идея синтеза»). После Орлеанского конгресса (12–14 июля 1926 г.) Анархический союз (UA) преобразовался в Коммунистический анархический союз (UAC, Union anarchiste communiste ). Расширился разрыв между сторонниками платформизма и теми, кто следовал синтетическому анархизму Волина .
Конгресс Автономной федерации Батимана (13–14 ноября 1926 г.) в Лионе создал CGT-SR (Всеобщая конфедерация труда-синдикалистского революционного движения) с помощью членов Испанской национальной конфедерации труда (CNT), что побудило революционные синдикалисты ВКТ присоединиться к ней. Жюльен Тубле стал новым секретарем профсоюза. В 1926 году Le Libertaire снова стала еженедельной газетой.
На Орлеанском конгрессе 31 октября и 1 ноября 1927 года ОАК стала платформистской . Меньшинство тех, кто следовал за Волином, раскололось и создало Ассоциацию анархистов-федералистов (AFA), которая распространила Trait d'union libertaire, а затем La Voix Libertaire. Часть синтетиков позднее вновь присоединилась к ОАК (в 1930 г.), которая взяла на себя инициативу Конгресса 1934 г. с целью объединения анархистского движения на основе антифашизма . Конгресс состоялся 20 и 21 мая 1934 года после ультраправых беспорядков в Париже 6 февраля 1934 года. Все левые опасались фашистского государственного переворота, и анархисты были во главе антифашистского движения. В том же году AFA распалась и присоединилась к новой группе, сразу же переименованной в Союз анархистов. Однако Федерация коммунистических свобод позже после нового раскола в UA возникла .
Затем анархисты участвовали во всеобщих забастовках во время Народного фронта (1936–1938), которые привели к Матиньонским соглашениям (40 часов в неделю и т. д.). Возглавляемый Леоном Блюмом , Народный фронт не вмешивался в гражданскую войну в Испании из-за Присутствие радикалов в правительстве. Таким образом, Блюм заблокировал пересечение границ бригадами и отправил машины скорой помощи испанским республиканцам , в то время как Адольф Гитлер и Бенито Муссолини отправляли людей и оружие Франсиско Франко . Точно так же Блюм отказался бойкотировать летние Олимпийские игры 1936 года в Берлине и поддержать Народную олимпиаду в Барселоне. Некоторые анархисты стали членами Международной антифашистской солидарности (Solidarité Internationale Antifasciste), которая помогала добровольцам нелегально пересекать границу, тогда как другие отправились в Испанию и присоединились к Дуррути франкоязычному контингенту Колонны , The Sébastien Faure Century . Анархическая федерация французского языка (FAF), возникшая в результате раскола в UA, осуждает сговор между французскими анархистами с Народным фронтом, а также критикует CNT – участие ФАИ в республиканском правительстве Испании. ФАФ редактировал Terre libre , в котором сотрудничал Волин. До Второй мировой войны существовало две организации: Анархистский союз (UA), у которого была газета Le Libertaire , и Французская анархическая федерация (FAF), у которой была газета Terre libre . Однако, в отличие от Коммунистической партии Франции (ФКП), которая организовала подпольную сеть до войны ( правительство Эдуарда Даладье даже объявило ее незаконной после пакта Молотова-Риббентропа ), анархистские группы в 1940 году не имели какой-либо подпольной инфраструктуры. Следовательно, как и все другие партии, за исключением ФКП, они быстро стали полностью дезорганизованными во время и после битвы за Францию .
Под Виши
[ редактировать ]После операции «Барбаросса» и высадки союзников в Северной Африке маршал Филипп Петен , глава нового «французского государства» ( режима Виши ), пришедшего на смену Третьей французской республике , увидел «приближающийся плохой ветер». («le mauvais vent s'approcher»). Сопротивление . начало организовываться в 1942–1943 годах Тем временем французская полиция по приказу Рене Буске и его заместителя Жана Леге систематически добавляла к списку целей, составленному гестапо ( коммунистов , масонов , евреев и анархистов ). [43]
состоялось тайное собрание активистов-анархистов 19 июля 1943 года в Тулузе ; они говорили о Международной синдикалистской революционной федерации. 15 января 1944 г. новая Анархическая Федерация приняла устав, одобренный в Ажене 29–30 октября 1944 г. Было принято решение тайно публиковать «Le Libertaire» для поддержания отношений; ее первый номер вышел в декабре 1944 года. После Освобождения газета снова стала выходить раз в две недели, а 6–7 октября 1945 года были проведены Assises du mouvement libertaire.
Четвертая республика (1945–1958)
[ редактировать ]( Анархическая Федерация ФА) была основана в Париже 2 декабря 1945 года, а в следующем году избрала Джорджа Фонтениса своим первым секретарем. В его состав вошли большинство активистов бывшей ФА (которая поддерживала Синтез Волина ) и некоторых членов бывшего анархистского Союза, который поддерживал поддержку CNT-FAI республиканскому правительству во время гражданской войны в Испании, а также некоторых молодых участников Сопротивления. . Была также создана молодежная организация ФА (Jeunesses libertaires). За исключением некоторых анархистов-индивидуалистов, группировавшихся вокруг Эмиля Армана , опубликовавшего «L'Unique» и «L' EnDehors» , и некоторых пацифистов (Луве и Майля, опубликовавших «A contre-courant» ), французские анархисты, таким образом, объединились в ФА. Кроме того, была создана конфедеративная структура для координации публикаций с газетой «Луве» и газетой «Ce qu'il faut dire» , анархо-синдикалистским меньшинством воссоединенной ВКТ (собранной в Французскую синдикалистскую федерацию (FSF). Они представляли нынешнее внутри «Синдикалистское действие» ВКТ) и Либертарианская газета. 6 декабря 1946 года FSF окончательно превратилась в настоящую Национальную конфедерацию труда (CNT), приняв Парижскую хартию и опубликовав Le Combat Syndicaliste .
Национальная конфедерация труда (CNT, или Национальная конфедерация труда) была основана в 1946 году испанскими анархо-синдикалистами в изгнании вместе с бывшими членами CGT-SR.
Анархисты начали в 1947 году повстанческие забастовки на заводах Renault , подавленные министром внутренних дел социалистом Жюлем Мохом , который создал по этому случаю полицейский отряд по охране общественного порядка (CRS). Из-за внутренних разногласий в CNT некоторые активисты FA решили принять участие в создании реформистской CGT-FO , возникшей в результате раскола внутри CGT, в котором доминировали коммунисты. ФА участвовала в Международном анархистском конгрессе в Пюто в 1949 году, который собрал структурированные организации, а также автономные группы и отдельных лиц (из Германии, США, Боливии, Кубы, Аргентины, Перу и других стран). Некоторые коммунистические анархисты организовались в начале 1950 года во фракцию под названием Организация мыслящей битвы (ОПБ), целью которой было навязать единую политическую позицию и централизовать организацию.
GAAP (Группы анархистов пролетарской деятельности) были созданы 24–25 февраля 1951 года в Италии бывшими членами ФАИ, исключенными на конгрессе в Анконе. В том же году ФА решает по предложению группы Луизы Мишель, вдохновленной Морисом Жуайе , заменить индивидуальное голосование групповым. Принятые позиции приобретают статус федералистов, но не навязываются отдельным лицам. Индивидуалисты, выступавшие против этого движения, не смогли его заблокировать. «Haute fréquence» Манифест сюрреалистов был опубликован в Le Libertaire 6 июля 1951 года. Некоторые сюрреалисты начали работать с FA. Кроме того, в конце 1951 года было создано Независимое движение молодежных общежитий (MIAJ, Независимое движение молодежных общежитий).
В 1950 году внутри ФА сформировалась подпольная группа под названием Organization Pensée Bataille (OPB) под руководством Джорджа Фонтениса. [44] ОПБ настаивала на шаге, согласно которому ФА сменила название на Федерацию коммунистических свобод (FCL) после Конгресса 1953 года в Париже, а статья в Le Libertaire указала на прекращение сотрудничества с Французской группой сюрреалистов во главе с Андре Бретоном . ФКЛ перегруппировала от 130 до 160 активистов. Новый процесс принятия решений был основан на единогласии : каждый человек имеет право вето на решения федерации. В том же году ФКЛ опубликовала « Манифест свободного коммунизма» . FCL опубликовала свою «рабочую программу» в 1954 году, которая во многом была вдохновлена реваншами CGT. Internationale comuniste libertaire (ICL), объединяющий итальянскую GAAP, испанскую Ruta и Северо-африканское либертарианское движение (MLNA, Североафриканское либертарианское движение), был основан, чтобы заменить Анархистский Интернационал , считавшийся слишком реформистским. Первый выпуск ежемесячного Monde libertaire , информационного органа ФА, который будет публиковаться до 1977 года, вышел в октябре 1954 года.
Несколько групп вышли из ФКЛ в декабре 1955 года, не согласившись с решением выставить «революционных кандидатов» на выборы в законодательные органы. 15–20 августа 1954 г. состоялся V межконтинентальный пленум НКТ. Появилась группа под названием Антанта анархистская, сформированная из боевиков, которым не нравилась новая идеологическая ориентация, которую ОПБ давала ФКЛ, считая ее авторитарной и почти марксистской. [45] FCL просуществовала до 1956 года, сразу после того, как она приняла участие в выборах в законодательные органы штата с 10 кандидатами. Этот шаг оттолкнул некоторых членов FCL и, таким образом, привел к распаду организации. [44]
Группа боевиков, не согласившихся с преобразованием ФА в ФКЛ, реорганизовала новую Анархическую Федерацию, созданную в декабре 1953 года. [44] В их число входили те, кто сформировал анархистскую «Антанту», которые присоединились к новой ФА, а затем распустили «Антанту». Новые базовые принципы ФА были написаны анархистом-индивидуалистом Шарлем-Огюстом Бонтемпсом и анархо-коммунистом-нонплатформистом Морисом Жуайе , которые создали организацию с множественностью тенденций и автономией групп, организованных вокруг синтетических принципов . [44] По словам историка Седрика Герена, «безоговорочное неприятие марксизма с этого момента стало элементом идентичности новой Анархической Федерации», и это было во многом мотивировано предыдущим конфликтом с Джорджем Фонтенисом и его ОПБ. [44] Также было решено учредить внутри организации Комитет по связям в составе Генерального секретаря, Секретаря по внутренним связям, Секретаря по внешним связям, Комитет редакции Le Monde Libertaire и Административный комитет. [44] В 1955 году в рамках ФА была создана Комиссия по синдикалистским отношениям по предложению анархо-синдикалистских членов. [44]
Перегруппировавшись вокруг Роберта и Больтона, некоторые активисты бывшего анархистского Антанты вышли из ФА и 25 ноября 1956 года создали в Брюсселе AOA (Alliance ouvrière anarchiste), который редактировал L'Anarchie и во время алжирской войны сместился к крайне правым позициям. война.
Группа французских сюрреалистов во главе с Андре Бретоном теперь открыто приняла анархизм и сотрудничала с Анархической федерацией . [46] В 1952 году Бретон написал: «Именно в черном зеркале анархизма сюрреализм впервые узнал себя». [47] «Бретон был последовательным в своей поддержке франкоязычной анархической федерации и продолжал предлагать свою солидарность после того, как платформисты вокруг Фонтениса преобразовали Анархистскую федерацию в Федерацию коммунистических свобод. Он был одним из немногих интеллектуалов, которые продолжали предлагать свою поддержку FCL. во время войны в Алжире, когда ФКЛ подверглась жестоким репрессиям и была вынуждена уйти в подполье. Он укрывал Фонтениса, пока тот скрывался. Он отказался принять сторону раскола во французском анархистском движении, и он, и Пере, также выразили солидарность с новой Федерацией. Анархист был создан анархистами-синтетиками и работал в антифашистских комитетах 60-х годов вместе с Федерацией анархистов». [47]
Пятая республика (1958 г.) и май 1968 г.
[ редактировать ]Многие лидеры «Движения 22 Марса» , децентрализованного студенческого протеста в Нантерре в марте 1968 года, были выходцами из небольших анархистских групп. Анархисты отвергли Анархическую Федерацию, которую они назвали догматической, и вместо этого смешались с другими революционерами, такими как троцкисты и другие боевики. [48] Во время радикальных событий мая 1968 года анархизм находился в затишье . Он минимально присутствовал в событиях и не получил от них никакого импульса. Даже ситуационисты , занимавшие аналогичные позиции, возмущались тем, что их публично объединяли с анархистами. [49] Книга Даниэля Герена « Анархизм: от теории к практике» была популярна во время майских событий 1968 года. [50]
Во время событий мая 1968 года анархистскими группами, действовавшими во Франции, были Анархическая федерация , Либертарианское коммунистическое движение, Федеральный союз анархистов, Анархистский рабочий союз, Союз коммунистических анархистских групп, Черное и красное, Национальная конфедерация труда, Анархо-синдикалистский союз, Организация анархо-революционеров, «Либертарианские социалистические тетради» , «Против течения» , «Пролетарская революция » и публикации, близкие к Эмилю Арману . [44]
В семидесятых годах ФА превратилась в объединение принципов синтеза анархизма и платформизма . Сегодня ФА состоит из около ста групп по всей стране. [51] Он издает еженедельник Le Monde Libertaire и управляет радиостанцией Radio Libertaire . [52]
Анархо-синдикализм
[ редактировать ]Национальная конфедерация труда ( НКНТ ), образованная в апреле 1946 года французскими анархо-синдикалистами . Анархо-синдикализм был традицией французского анархистского движения до Второй мировой войны, например, во время расцвета анархизма с 1890-х годов до Второй мировой войны. После того, как в 1920-е годы коммунисты захватили Всеобщую французскую конфедерацию труда , анархо-синдикалисты сформировали другую организацию, Социал-революционную ВКТ , которая просуществовала до начала Второй мировой войны. Французские анархо-синдикалисты начали издавать журналы в 1945 году и в следующем году объединились вокруг создания НКТ. [53]
Несмотря на свое раннее членство в Международной ассоциации рабочих (AIT), CNT имела минимальную поддержку в анархистском движении на протяжении 1980-х годов. [53] В 1970-х годах в CNT было менее 100 членов. [54] В этот период анархисты поддерживали профсоюзы, но в основном не поддерживали организацию анархо-синдикалистского союза в качестве своей основной тактики. [53] Другие анархистские организации имели некоторую популярность к 1970-м годам, такие как Анархо-синдикалистский союз ( UAS ), насчитывавший менее 150 членов, и Синдикалистский альянс ( SA ), который с 1970 года до середины десятилетия вырос до 50 подгрупп и 3000 подписчиков. [54]
Интерес к CNT возобновился в 1980-х годах, и к 1993 году в нем было несколько сотен членов. Участие профсоюза во всеобщих забастовках во Франции в 1995 году также расширило его присутствие. [54] В 1993 году в организации произошел раскол по вопросу о том, должны ли работники выбирать работников для совместного управления рабочим местом («совместное управление»). Две трети большинства сформировали CNT-Vignolles ( CNT-F ), а меньшинство стало CNT-AIT . Последняя была фракцией, официально признанной Международной анархической федерацией. Обе фракции имели периодические издания под одним и тем же названием Combat Syndicaliste . [55]
Хронология
[ редактировать ]- 1891: Дело Клиши
- 1893–1894: Незаконные законы
- 1894: Суд Тридцати
- 1894: Анархист убивает президента Франции: Убийство Сади Карно.
- 1934: Эмили Бускуант приписывают создание первой версии современного флага Алжира .
- 1955: Пьер Морен становится первым человеком из метрополии Франции, арестованным за поддержку Алжира.
- 2019: Союз коммунистических свобод (Либертарианский коммунистический союз). Основан
Известные имена во французском анархизме
[ редактировать ]См. также Категорию: Французские анархисты .
- Пьер Жозеф Прудон (1809–1865), философ.
- Ансельм Бельгарриг (1813–1869)
- Жозеф Дежак (1821–1864)
- Луиза Мишель (1830–1905), школьная учительница и коммунарка.
- Элизе Реклю (1830–1905), географ.
- Петр Кропоткин (1842–1921), сослан во Францию.
- Жорж Сорель (1847–1922)
- Жан Грейв (1854–1939)
- Себастьен Фор (1858–1942)
- Эмиль Пуже (1860–1931)
- Хан Райнер (1861–1938)
- Зо д'Акса (1864–1930)
- Эмиль Арманд (1872–1963)
- Леон Лакомб (1885–1913), грабитель и убийца.
- Альберт Либертад (1875–1908)
- Жюль Бонно (1876–1912), нелегалист
- Мариус Джейкоб (1879–1954)
- Нестор Махно (1888–1934), сослан во Францию.
- Шарль-Огюст Бонтемпс (1893–1981), писатель и активист.
- Даниэль Герен (1904–1988), писатель-анархо-коммунист.
- Жан Метрон (1910–1987), историк, специализирующийся на рабочем движении.
- Морис Жуайе (1910–1991), активист и организатор Французской анархической федерации.
- Жак Эллюль (1912–1994), философ, профессор права, социолог, теолог и христианский анархист.
- Альбер Камю (1913–1960), писатель и философ.
- Лео Ферре (1916–1993), певец, автор песен и поэт.
- Жорж Фонтенис (1920–2010)
- Александр Гротендик (1928–2014)
- Мишель Онфрей (1959), философ
Список французских либертарианских организаций
[ редактировать ]- ЭнДехорс ( анархист-индивидуалист , 1891)
- Банда Бонно ( нелегалист , 1911)
- Fédération Anarchiste ( синтезист , 1945, член Международной анархистской федерации )
- L'Anarchie ( анархист-индивидуалист , 1905)
- ННТ-Ф (революционер-синдикалист, 1945)
- CNT-AIT ( анархо-синдикалист , 1945) http://cnt-ait.info Английская часть веб-сайта: [56]
- Либертарианская коммунистическая организация (Франция) (OCL, платформер , 1976)
- Союз либертарианских коммунистических рабочих (UTCL, анархо-синдикалист , 1978)
- Прямое действие (1979)
- Союз анархистов (1979)
- КЛОДО (1980)
- Нет Пасаран (SCALP, антифашист, 1984)
- Альтернативный либертер (1991, член -платформист Anarkismo)
- Либертарианский коммунистический союз ( платформист , 2019)
См. также
[ редактировать ]- Коммунизм во Франции
- Французские левые
- Грядущее восстание , эклектичное объединение постситуационистских и анархо-коммунистических идей, приписываемое Девятке Тарнака.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Доэрти, Брайан (17 декабря 2010 г.) Первая война с террором , Причина
- ^ Маршалл, Питер Х. (1993). Требуя невозможного: история анархизма . Фонтана. п. 432. ИСБН 978-0-00-686245-1 .
- ^ Карлайл, Томас (1837). «Глава 1.6.I. Принятие Конституции». Французская революция: история . Том. Книга VI. Консолидация. Лондон: Чепмен и Холл . OCLC 924162942 .
- ^ Кропоткин, Петр (1927) [1909]. «Глава XXIV. «Округи» и «секции» Парижа». Великая французская революция 1789-1793 гг . Перевод Н. Ф. Драйхерста. Нью-Йорк: Vanguard Printings. OCLC 1120403401 .
- ^ Букчин, Мюррей (1996). Третья революция . Том. 1. Лондон: Касселл . стр. 317, 322. ISBN. 0304335932 . OCLC 312686046 .
- ^ Кропоткин, Петр (1927) [1909]. «Глава XLI. «Анархисты» ». Великая французская революция 1789-1793 гг . Перевод Н. Ф. Драйхерста. Нью-Йорк: Vanguard Printings. OCLC 1120403401 .
- ^ Букчин, Мюррей (1996). Третья революция . Том. 1. Лондон: Касселл . стр. 324–327. ISBN 0304335932 . OCLC 312686046 .
- ^ Букчин, Мюррей (1996). Третья революция . Том. 1. Лондон: Касселл. стр. 331–332. ISBN 0304335932 . OCLC 312686046 .
- ^ Букчин, Мюррей (1996). Третья революция . Том. 1. Лондон: Касселл. стр. 346–347. ISBN 0304335932 . OCLC 312686046 .
- ^ Букчин, Мюррей (1996). Третья революция . Том. 1. Лондон: Касселл . п. 351. ИСБН 0304335932 . OCLC 312686046 .
- ^ Букчин, Мюррей (1996). Третья революция . Том. 1. Лондон: Касселл. п. 354. ИСБН 0304335932 . OCLC 312686046 .
- ^ Букчин, Мюррей (1996). Третья революция . Том. 1. Лондон: Касселл. п. 356. ИСБН 0304335932 . OCLC 312686046 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Грэм, Роберт (2005). Анархизм: документальная история либертарианских идей ; Том первый: От анархии к анархизму (с 300 г. по 1939 г.) . Книги Черной розы.
- ^ Букчин, Мюррей (1996). Третья революция . Том. 1. Лондон: Касселл. п. 368. ИСБН 0304335932 . OCLC 312686046 .
- ^ «Анархизм» , BBC Radio 4 программа , В наше время , четверг, 7 декабря 2006 г. Ведущий Мелвин Брэгг из BBC, с Джоном Кином, профессором политики Вестминстерского университета , Рут Кинна , старшим преподавателем политики в Университете Лафборо и Питер Маршалл , философ и историк.
- ^ Жозеф Дежак, О мужчине и женщине - Письмо Жозефа Дежака П. Ж. Прудону (на французском языке)
- ^ «Обмен», статья в Le Libertaire № 6, 21 сентября 1858 г., Нью-Йорк. [1]
- ^ Неттлау, Макс (1996). Краткая история анархизма . Свобода Пресс. п. 145. ИСБН 978-0-900384-89-9 .
- ^ Неттлау, Макс (1996). Краткая история анархизма . Свобода Пресс. п. 162. ИСБН 978-0-900384-89-9 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пенгам, Ален. «Анархо-коммунизм» . Анархическая библиотека .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джордж Вудкок , Анархизм: история либертарианских идей и движений (1962).
- ^ Роберт Грэм ' Анархизм. Архивировано 23 сентября 2010 г. в Wayback Machine (Монреаль: Black Rose Books, 2005). ISBN 1-55164-251-4 .
- ↑ «Парижская коммуна» Анархо. Архивировано 25 июня 2012 г. в Wayback Machine.
- ↑ Луиза Мишель, французская женщина-анархистка, сражавшаяся в Парижской коммуне. Архивировано 10 июля 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ Томас, Эдит (2007) [1966]. Женщины-зажигатели . Книги Хеймаркет . ISBN 978-1-931859-46-2 .
- ^ (на французском языке) «1. Либо по провокации, либо извинениями [...] подстрекал одного или нескольких человек к совершению кражи или преступлений, таких как убийство, грабеж, поджог [...]; 2 Или адресовал провокацию солдатам сухопутных и морских армий с целью отвлечь их от военных обязанностей и подчинения своим лидерам [...] будут переданы в уголовные полицейские суды и наказываются лишением свободы на срок от трех месяцев до двух лет. "
- ↑ Проект докторской диссертации. Архивировано 8 августа 2007 г. в Wayback Machine , продолжается работа над «Французскими анархистами в Англии, 1880–1905 гг.», включая большую французскую и английскую библиографию, с архивами и современными газетами.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Жан Метрон , Анархистское движение во Франции , том I, Тель Галлимар ( Франсуа Масперо , 1975), стр. 443-445 (на французском языке)
- ^ Жан Метрон , 1975, том I, стр.446
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Жан Метрон , 1975, том I, стр.448
- ^ Ксавье Дьес. Индивидуалистический анархизм в Испании (1923–1938). Редакционный вирус. Барселона. 2007. стр. 60
- ^ http://www.la-presse-anarchiste.net/spip.php?rubrique258 Индивидуальная автономия (1887–1888)
- ^ «На окраинах движения, и особенно среди индивидуалистической фракции, которая стала относительно сильной после 1900 года и начала публиковать свою собственную сектантскую газету, -315- L'Anarchie 1905–14), были группы и отдельные лица, которые жили в основном за счет среди них были некоторые из самых оригинальных, а также некоторые из самых трагических фигур в анархической истории». Вудкок, Джордж. Анархизм: история либертарианских идей и движений. 1962 год
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Добровольное неповиновение. Испанский индивидуалистический анархизм во время диктатуры и Второй республики», Ксавье Диес. Архивировано 23 июля 2011 года в Wayback Machine.
- ^ « Мачете» №1. «Бонно и евангелисты » . Архивировано из оригинала 8 июня 2012 г. Проверено 3 июля 2013 г.
- ^ «Ежедневное кровотечение» . Архивировано из оригинала 1 июля 2016 г. Проверено 17 февраля 2010 г.
- ^ http://www.eskimo.com/~recall/bleed/0226.htm. Архивировано 9 сентября 2010 г. в Wayback Machine «1926 - Франция: Жорж Буто (1868–1926) умирает в Эрмоне».
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Нелегалисты». Архивировано 8 сентября 2015 года в Wayback Machine Дугом Имри (опубликовано Anarchy: A Journal of Desire Armed ).
- ^ «Параллельно социальному, коллективистскому анархистскому течению существовало индивидуалистическое течение, сторонники которого подчеркивали свою индивидуальную свободу и советовали другим людям делать то же самое. Индивидуалистическая анархическая деятельность охватывала весь спектр альтернатив авторитарному обществу, подрывая его, подрывая его способ жизнь грань за гранью». Таким образом, воровство, фальшивомонетничество, мошенничество и грабеж стали образом жизни сотен индивидуалистов, как это было уже для бесчисленных тысяч пролетариев. Волна анархистских взрывов и убийств 1890-х годов (Огюст Вайан, Равашоль, Эмиль Анри, Санте Казерио) и практика нелегальности с середины 1880-х годов до начала Первой мировой войны (Клеман Дюваль, Пини, Мариус Жакоб, Банда Бонно) были двумя аспектами одного и того же пролетарского наступления, но выражались в индивидуалистической практике, которая дополняла великую коллективную борьбу против капитала».
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Парри, Ричард. Банда Бонно. Rebel Press, 1987. с. 15
- ^ «Нелегалисты — Дуг Имри» . Архивировано из оригинала 8 сентября 2015 г. Проверено 20 сентября 2010 г.
- ^ «До Первой мировой войны Франция была местом возникновения единственного задокументированного анархистского революционного движения, которое охватывало всю незаконную деятельность как революционную практику. Карманные кражи, кражи с рабочих мест, грабежи, мошенничество с доверием, дезертирство из вооруженных сил, что угодно. Нелегальная деятельность восхвалялась как оправданный и необходимый аспект классовой борьбы». «Нелегализм» Роба лос Рикоса. Архивировано 20 ноября 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Морис Райсфус , Полиция Виши, французские правоохранительные органы на службе гестапо 1940–1944 , Le Cherche Midi, 1995. ISBN 2-86274-358-5
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Седрик Герен. «Мысли и действия анархистов во Франции: 1950-1970»
- ^ «Если критика авторитарного отклонения ФА является главной объединяющей точкой, с первого номера мы можем почувствовать состояние ума, которое надолго прилипнет к коже французских анархистов. Это состояние ума характеризуется как следует в двойной форме: с одной стороны, безоговорочное неприятие марксистского врага, с другой стороны вопросы о роли старейшин и идеологической эволюции анархизма. Фернан Робер нападает на первого: «ЛИБ стала Марксистская газета. Продолжая поддерживать его, признавая при этом, что он нам не нравится, вы поступаете плохо против своего анархистского идеала. Вы мысленно беретесь за руки со своими врагами. Даже если исчезнет ФА, даже если исчезнет ЛИБ, анархия выиграет. Марксизм больше ничего не представляет. Его необходимо положить; То же самое я думаю и о нынешних руководителях ФА. Враг проскальзывает повсюду». Седрик Герен. «Мысли и действия анархистов во Франции: 1950-1970 годы»
- ^ Бретон, Андре (14 декабря 2008 г.). «Черное зеркало анархизма». В Грэме, Роберте (ред.). Анархизм: Документальная история либертарианских идей, Том второй: Возникновение нового анархизма (1939-1977) . Архивировано из оригинала 28 октября 2010 г. Проверено 5 марта 2011 г.
Именно в черном зеркале анархизма сюрреализм впервые узнал себя
. Бретон вернулся во Францию в 1947 году, и в апреле того же года Андре Жюльен приветствовал его возвращение на страницах Le Libertaire , еженедельной газеты Анархической федерации . «1919-1950: Политика сюрреализма» Ника Хита - ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «1919-1950: Политика сюрреализма Ника Хита» . Libcom.org . Проверено 26 декабря 2009 г.
- ^ Берри 2018 , стр. 459–460.
- ^ Берри 2018 , стр. 461–462.
- ^ Берри 2018 , с. 455.
- ^ «Группы / связи / отдельные лица ФА» Федерации анархистов
- ^ Либертарианское радио
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Портер 2011 , с. 211.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Портер 2011 , с. 212.
- ^ Портер 2011 , стр. 212–213.
- ^ "[Английский/Английский - Новости анархо-синдикализма]" . Архивировано из оригинала 16 ноября 2006 г. Проверено 26 сентября 2006 г.
Библиография
[ редактировать ]- Берри, Дэйв (2018). «Анархизм и 1968 год». В Леви, Карл; Адамс, Мэтью С. (ред.). Справочник Пэлгрейва по анархизму . Пэлгрейв Макмиллан. стр. 449–470. ISBN 978-3-319-75619-6 .
- Берри, Дэвид. История французского анархистского движения: 1917–1945 гг . Гринвуд Пресс. 2002. новое издание АК Пресс. 2009.
- Карр, Рег. Анархизм во Франции: Дело Октава Мирбо . Монреаль. 1977.
- Фремион, Ив. Анархист: Дело Леотье . Париж. 1999.
- Майтрон, Жан . История анархистского движения во Франции (1880–1914) (первое издание, SUDEL, Париж, 1951, 744 стр.; переиздание в двух томах Франсуа Масперо , Париж, 1975, и переиздание Галлимара )
- Мерриман, Джон. Динамитный клуб: как взрыв в Париже конца века положил начало эпохе современного террора . Хоутон Миффлин Харкорт. 2009.
- Натаф, Андре. Повседневная жизнь анархистов во Франции, 1880–1910 гг . Париж, 1986 год.
- Патсурас, Луис. Анархизм Жана Грава . Монреаль. 2003.
- Портер, Дэвид (2011). Глаза на юг: французские анархисты и Алжир . АК Пресс. ISBN 978-1-84935-076-1 .
- Шая, Грегори. «Как стать анархистом-террористом: очерк политического воображения во Франции конца века», Journal of Social History 44 (2010). онлайн
- Сонн, Ричард Д. Анархизм и культурная политика во Франции конца века . Издательство Университета Небраски. 1989.
- Сонн, Ричард Д. Секс, насилие и авангард: анархизм в межвоенной Франции . Пенн Стейт Пресс. 2010.
- Вариас, Александр. Париж и анархисты . Нью-Йорк. 1996.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Майтрон, Жан (1965). «Французский анархизм, 1945-1965». Социальное движение (50): 97–110. дои : 10.2307/3777342 . ISSN 0027-2671 . JSTOR 3777342 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Нон Фидес - анархистский портал
- Франкоязычная анархическая федерация
- CNT Франция (Виньоль)
- CNT Франция (AIT)
- Либертарианское радио
- Либертарианский мир
- «Французское анархическое движение», Джованна Бернери
- Седрик Герен. Статья «Pensée et action des anarchistes en France: 1950–1970» об истории французского анархизма в период 1950–1970 годов (на французском языке).
- Анархия Архивы