Анархизм и насилие
Часть серии о |
Анархизм |
---|
Анархизм и насилие были связаны друг с другом такими событиями в анархической истории, как насильственная революция , терроризм , попытки убийств и пропаганда деяний . Пропаганда поступка, или attentát , поддерживалась ведущими анархистами в конце 19 века и была связана с рядом случаев политического насилия . Анархистская мысль , однако, весьма разнообразна в вопросе насилия. В то время как некоторые анархисты выступали против средств принуждения на основе согласованности, другие поддерживали насильственные революционные действия как путь к анархии. [1] Анархо-пацифизм — это школа мысли внутри анархизма, которая отвергает любое насилие.
Многие анархисты считают, что государство находится в центре структурного насилия : оно прямо или косвенно мешает людям удовлетворить их основные потребности, призывая к насилию как к самообороне. [а]
Возможно, первое анархистское периодическое издание называлось «Мирный революционер» .
Пропаганда поступка [ править ]
В конце 19 века анархистские профсоюзы начали использовать тактику всеобщей забастовки . Это часто приводило к насилию с обеих сторон, а некоторые забастовки даже приводили к гибели бастующих рабочих, заменяющих их сотрудников и сотрудников службы безопасности.
В этой атмосфере некоторые анархисты начали защищать и практиковать терроризм или убийства , которые они называли пропагандой деяния . Во многих случаях газеты обвиняли анархистский терроризм в наивности иммигрантов, но ученый Ричард Бах Йенсен объяснил, что «опыт эмигрантов мог усилить ранее существовавший радикализм или придать более точную форму его насильственному выражению». [2]
Анархо-пацифизм [ править ]
Анархо-пацифизм (также пацифистский анархизм или анархический пацифизм) — это форма анархизма, которая полностью отвергает использование насилия в любой форме и для любых целей. Важными сторонниками являются Лев Толстой и Барт де Лигт . Мохандас Ганди оказал большое влияние.
Генри Дэвид Торо , хотя сам и не был пацифистом, [3] Мохандаса Ганди оказал влияние как на Льва Толстого, так и на пропаганду ненасильственного сопротивления через свою работу «Гражданское неповиновение» . [4]
В какой-то момент главным сторонником анархо-пацифизма стал христианский анархизм . Первым крупным анархо-пацифистским движением было толстовское крестьянское движение в России . Это было преимущественно крестьянское движение, которое создало сотни добровольных анархо-пацифистских коммун, основанных на их интерпретации христианства как требующего абсолютного пацифизма и отказа от всякой принудительной власти.
«Трактат голландского анархиста-пацифиста Барта де Лигта 1936 года «Покорение насилия» Кропоткина (с его не слишком тонким намеком на «Завоевание хлеба» ) также имел важное значение». [5] «Идеи Ганди были популяризированы на Западе в таких книгах, как Ричарда Грегга » «Сила ненасилия (1935) и «Завоевание насилия» Барта де Лигта (1937). Питер Гелдерлоос критикует идею о том, что ненасилие — единственный способ борьбы за лучший мир. По мнению Гелдерлооса, пацифизм как идеология служит интересам государства. [6]
Анархистская теория [ править ]
Анархизм включает в себя различные взгляды на насилие. Толстовская . традиция ненасильственного сопротивления распространена среди некоторых анархистов Урсулы К. Ле Гуин Роман «Обделенные », художественный роман об обществе, практикующем «одонианство», выразил этот анархизм:
Одонианство — это анархизм. Не бомба в кармане, то есть терроризм, каким бы именем он ни пытался себя величать, не социал-дарвинистский экономический « либертарианство » крайне правых; но анархизм, как он был прообразом ранней даосской мысли и изложен Шелли и Кропоткиным, Голдманом и Гудманом. Основная цель анархизма — авторитарное государство (капиталистическое или социалистическое); ее основная морально-практическая тема — сотрудничество (солидарность, взаимопомощь ). Это самая идеалистическая и, на мой взгляд, самая интересная из всех политических теорий. [7]
Эмма Гольдман включила в свое определение анархизма наблюдение, что все правительства основаны на насилии, и это одна из многих причин, по которым им следует противостоять. Сама Голдман в начале своей карьеры не выступала против такой тактики, как убийства, но изменила свои взгляды после того, как поехала в Россию, где стала свидетельницей насилия со стороны российского государства и Красной Армии . С тех пор она осуждала использование терроризма, особенно со стороны государства, и выступала за насилие только как средство самообороны.
Дискурс о насильственных и ненасильственных средствах [ править ]
Некоторые анархисты считают насильственную революцию необходимой для уничтожения капиталистического общества, в то время как другие выступают за ненасильственные методы. Эррико Малатеста , анархо-коммунист , утверждал, что «необходимо уничтожить насилием, поскольку иначе нельзя, насилие, которое лишает рабочих [средств жизни и развития]». [8] Как он выразился в «Umanità Nova» (№ 125, 6 сентября 1921 г.):
Наше стремление и наша цель — чтобы каждый стал социально сознательным и эффективным; но для достижения этой цели необходимо обеспечить всех средствами к жизни и для развития, и поэтому необходимо уничтожить насилием, так как иначе нельзя, насилие, которое лишает рабочих этих средств. [9]
Анархисты с этой точкой зрения выступают за насилие постольку, поскольку они считают его необходимым для избавления мира от эксплуатации, и особенно государства.
Пьер-Жозеф Прудон выступал за ненасильственную революцию посредством процесса двоевластия , в котором будут созданы либертарианские социалистические институты и сформированы ассоциации, позволяющие сформировать расширяющуюся сеть в рамках существующей государственно-капиталистической структуры с намерением в конечном итоге и государство, и капиталистическая экономика устарели. Прогресс к насилию в анархизме частично произошел из-за массовых убийств в некоторых коммунах, вдохновленных идеями Прудона и других. Многие анархо-коммунисты начали видеть необходимость в революционном насилии, чтобы противодействовать насилию, присущему как капитализму, так и правительству. [10]
Анархо-пацифизм — это тенденция внутри анархистского движения, которая отвергает использование насилия в борьбе за социальные изменения. [11] Основное влияние на ранние годы оказали мысли Генри Дэвида Торо. [4] и Лев Толстой . [11] [4] Он развивался «в основном в Голландии, Великобритании и США до и во время Второй мировой войны». [12] Противодействие применению насилия не запрещает анархо-пацифистам принять принцип сопротивления или даже революционного действия при условии, что оно не приводит к насилию; на самом деле именно их одобрение таких форм оппозиции власти побудило многих анархо-пацифистов поддержать анархо-синдикалистскую концепцию всеобщей забастовки как великого революционного оружия. Позже анархо-пацифисты также стали поддерживать ненасильственную стратегию двоевластия.
Другие анархисты считали, что насилие оправдано, особенно в целях самообороны , как способ спровоцировать социальные потрясения, которые могут привести к социальной революции.
Питер Гелдерлоос критикует идею о том, что ненасилие — единственный способ борьбы за лучший мир. По мнению Гелдерлооса, пацифизм как идеология служит интересам государства и психологически безнадежно захвачен схемой контроля патриархата и превосходства белой расы. [13] Влиятельный издательский коллектив CrimethInc. отмечает, что «насилие» и «ненасилие» являются политизированными терминами, которые используются в дискурсе непоследовательно, в зависимости от того, стремится ли писатель узаконить рассматриваемого деятеля. Они утверждают, что «[для анархистов] не является стратегическим сосредотачиваться на делегитимации усилий друг друга, а не на координации действий вместе там, где мы пересекаемся». По этой причине и CrimethInc. и Гелдерлоос выступают за разнообразие тактик . [14] Альберт Мельцер раскритиковал крайний пацифизм как авторитарный, полагая, что «культ крайнего ненасилия всегда подразумевает наличие элиты». Однако он верил, что менее крайний пацифизм совместим с анархизмом. [15]
Примечания [ править ]
- ^ См. Также: Право на самооборону.
Ссылки [ править ]
- ^ Фаулер, Р.Б. Западный политический ежеквартальный журнал, Vol. 25, № 4. (декабрь 1972 г.), стр. 743–744.
- ^ Дженсен, Ричард Бах (2015). «Анархистский терроризм и глобальные диаспоры, 1878–1914». Терроризм и политическое насилие . 27 (3): 441–453. дои : 10.1080/09546553.2015.1032032 . S2CID 142633873 .
- ^ Торо, Генри (23 мая 1996 г.). Розенблюм, Нэнси (ред.). Торо: Политические сочинения . Издательство Кембриджского университета. п. XXIV. ISBN 0521476755 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с « Возвращаясь к национальному государству, пацифистской и анархической традиции» Джеффри Остергаарда» . Архивировано из оригинала 14 мая 2011 г. Проверено 8 марта 2010 г.
- ^ « Анархизм и движение за новое общество: прямое действие и префигуративное сообщество в 1970-х и 80-х годах» Эндрю Корнелла» . Архивировано из оригинала 18 мая 2013 года.
- ^ Гелдерлоос, Питер (2007). Как ненасилие защищает государство . Кембридж, Массачусетс: South End Press. п. 128. ИСБН 9780896087729 .
- ^ Урсула К. Ле Гуин | Предисловие к книге « День перед революцией » («В память о Поле Гудмане 1911–1972»), опубликованной в антологии « Двенадцать четвертей ветра, том 2».
- ^ «Революционная поспешность Эррико Малатесты» . Архивировано из оригинала 10 февраля 2003 г. Проверено 11 января 2003 г.
- ^ Уманита Нова , н. 125, 6 сентября 1921 г. Перевод можно найти в книге Эррико Малатесты «Революционная спешка» . Проверено 17 июня 2006 г.
- ^ Гольдман, Эмма. «Анархизм и другие очерки» Мать-Земля (1910), с. 113.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вудкок, Джордж (1962). Анархизм: история либертарианских идей и движений .
- ^ Вудкок, Джордж (1962). Анархизм: история либертарианских идей и движений . , с. 21: «Наконец, несколько в сторону от кривой, проходящей от анархистского индивидуализма к анархо-синдикализму , мы приходим к толстовству и пацифистскому анархизму, которые появились, главным образом, в Голландии, Великобритании и Соединенных Штатах до и после Второй мировой войны и что продолжается с тех пор в глубоком участии анархистов в протестах против ядерного вооружения».
- ^ Гелдерлоос, Питер (2007). Как ненасилие защищает государство . Кембридж, Массачусетс: South End Press. п. 128. ИСБН 978-0-89608-772-9 .
- ^ Коллектив бывших работников CrimethInc (27 марта 2012 г.). «CrimethInc.: Нелегитимность насилия, насилие легитимности» . КриметИнк .
- ^ Мельцер, Альберт (1981). Анархизм: аргументы за и против . Сьенфуэгос Пресс. ISBN 978-0-904564-44-0 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Форман, Джеймс (1975). Анархизм: политическая невиновность или социальное насилие? . Нью-Йорк: Ф. Уоттс. ISBN 0-531-02790-2 .
- Хубак-Очипинти, Оливье (2007). «Анархисты-террористы девятнадцатого века» . В Шалиане, Жерар; Блин, Арно (ред.). История терроризма: от древности до Аль-Каиды . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-24533-4 .
- Ричардс, Вернон (1983). Насилие и анархизм . Лондон: Фридом Пресс . ISBN 0-900384-70-0 .
- Гелдерлоос, Питер (2007). Как ненасилие защищает государство . Бостон: Саут-Энд Пресс. ISBN 978-0-89608-772-9 .
- Черчилль, Уорд (2007). Пацифизм как патология . Стирлинг: АК Пресс . ISBN 978-1-904859-18-5 .
- Вы не можете взорвать социальные отношения: аргументы анархистов против терроризма . Австралия: Книги Анарес. 1979.
- Уоллис, Гленн (2022). « История анархистского насилия ». Анархическая библиотека .