Анархизм во Вьетнаме
Часть серии о |
Анархизм |
---|
Анархизм во Вьетнаме впервые возник в начале 20 века, когда вьетнамцы начали борьбу против французского колониального правительства вместе с марионеточной феодальной династией (посредством демонстраций и насилия) за независимость или более высокую автономию. Некоторые известные радикальные деятели, такие как Фан Бои Чау и Нгуен Ан Нинь, подверглись воздействию анархизма в Японии, Китае и Франции. Анархизм достиг своего апогея во Вьетнаме в 1920-е годы, но вскоре начал терять свое влияние с появлением марксизма-ленинизма и началом вьетнамского коммунистического движения . [1] В последние годы анархизм во Вьетнаме привлек новых приверженцев.
История
[ редактировать ]Корни анархизма во Вьетнаме лежат в раннем сопротивлении французскому колониальному правлению, организованном среди различных тайных обществ. Среди них было Общество Неба и Земли , которое в 1884 году убило колониального коллаборациониста в Сайгоне. [2] Другие нападения на французские колониальные власти включали движение Кон Вонг , которое пыталось свергнуть французов в конце 1880-х годов, Ханойский ядовитый заговор , в ходе которого местные вьетнамские войска пытались уничтожить весь французский гарнизон в Цитадели Ханоя , а также последующие антиколониальные восстания в Кочинчине и Тонкине .
Официальные французские колониальные публикации подразумевали, что эти вьетнамские тайные общества и религиозные секты могут быть легко поглощены революционерами из-за их статуса местных методов организации, что повторяет Михаила Бакунина утверждение о том, что социальные бандиты были «инстинктивными революционерами». [3]
Международное происхождение
[ редактировать ]Анархизм впервые был представлен во вьетнамском антиколониальном движении в 1900-х годах. [1] одним из первых националистических лидеров Фан Бои Чау . [4] В январе 1905 года Фан переехал в Японию множеством новых политических идей, пропагандируемых среди китайских эмигрантов, включая конституционализм республиканизм Лян Цичао , , где Тунмэнхуэй он познакомился с и анархизм Токийской группы . [5] Первоначально будучи утилитаристом , Фан начал быстро ориентироваться в различных политических идеологиях и познакомился с рядом политически разнообразных групп и отдельных лиц в Японии. [6] В 1907 году Фан основал Ассоциацию конституционалистов ( вьетнамский : Cong Hien Hoi ) — организацию вьетнамских студентов-эмигрантов, выступавшую за конституционную монархию , но к 1908 году она была насильственно распущена японскими властями по требованию французов. В том же году Фан вступил в Ассоциацию азиатской дружбы — организацию, основанную изгнанными китайскими республиканцами и анархистами, а также японскими социалистами . Ассоциацией в основном руководил Лю Шипей , видный член Токийской анархистской группы и редактор ее газеты « Естественная справедливость» , и в нее входили многие другие китайские анархисты, такие как Чан Чи, который был близким другом Фана. [7]
Но к 1909 году Фан Бои Чау было приказано покинуть Японию, и последующие годы он провел, скитаясь по Восточной Азии. После свержения династии Цин во время революции 1911 года Фань был приглашен в недавно созданную Китайскую Республику своими старыми китайскими друзьями-республиканцами из Японии Чжан Бинлинь и Чэнь Цимэй . В январе 1912 года Фан прибыл в Китай и поселился в провинции Гуандун , находившейся теперь под губернаторством своего друга Ху Ханьминя , который активно предоставлял место убежища вьетнамским изгнанникам. Здесь, при финансовой помощи анархиста из Гуанчжоу Лю Шифу , Фан сформировал новую республиканскую и националистическую организацию под названием « Лига восстановления Вьетнама» ( вьетнамский : Quang Phục Hội ), созданную по образцу Сунь Ятсена » «Тунменхуэй и получившую свое название от Чжан Бинлиня Общество Реставрации . Шифу также призвал Фана создать Ассоциацию возрождения Китая , организацию, призванную заручиться китайской поддержкой движений за независимость в колонизированных азиатских странах, включая Индокитай , Индия , Бирма и Корея . [8] Переехав в Шанхай , Фан присоединился к Всемирной лиге человечества , тайной анархистской организации, которая осталась непризнанной новым правительством Бэйяна из-за ее «крайне левой программы». [9]
По мере того как все больше вьетнамских экспатриантов присоединялись к интернационалистским организациям в Китае, они все чаще вступали в контакты с анархистскими отдельными лицами и группами. [10] Сам Фан Бои Чау, который наладил связи с токийским направлением китайского анархизма, возглавляемым Чжан Бинлинем и Лю Шипэем, был вдохновлен их традиционалистским подходом к анархизму и социализму. [11] Фана особенно вдохновляли анархистские позиции в отношении антиимпериализма и прямого действия , что побудило его защищать насильственное свержение французских колониальных властей, даже к огорчению его республиканских союзников, таких как Ху Ханьминь и Чэнь Цимей. Развивая пропаганду этого поступка , Фан восхищался прошлыми попытками убийства государственных чиновников и поощрял нападения на французских колониальных чиновников, что привело к серии взрывов в Ханое , что привело как к усилению огласки, так и к репрессиям против Лиги восстановления. Несколько активистов Лиги были казнены, интернационалистские организации в Китае начали распадаться, а сам Фан был арестован и заключен в тюрьму правительством Бэйяна. [12] Пока Фань находился в тюрьме, Лю Шипей умер от туберкулеза в 1915 году, Чэнь Цимэй был убит в 1916 году, а Чжан Бинлинь отказался от анархизма и отказался от политических занятий, в результате чего Фань оказался в политической изоляции к моменту своего освобождения в феврале 1917 года. Под влиянием сторонника коллаборационизма Фан обратил свои интересы в сторону социализма, вдохновленный социалистическими течениями русской и китайской революций. [13]
После окончания Первой мировой войны многие вьетнамские радикалы отправились в изгнание в поисках знаний, которые подавлялись во Французском Индокитае. Люди из Аннама и Тонкина в основном уехали в Китай или Японию , где они подверглись социальным анархистским тенденциям, в то время как жители Кочинчины отправились во Францию , где они попали под влияние французских направлений индивидуалистического анархизма . [14] В то время как вьетнамские эмигранты, подхватившие китайское направление анархизма, были склонны использовать аспекты традиционализма, эмигранты, вдохновленные французским анархизмом, придерживались более радикальной, ориентированной на молодежь и дальновидной философии. [15]
Рост и распространение анархизма
[ редактировать ]Это разнообразие мнений среди вьетнамских анархистов отразилось на возвращении изгнанников во Вьетнам. Политическая оппозиция подверглась жестоким репрессиям в северных колониях Аннам и Тонкин, антиколониальное движение перешло к нелегальному активизму и насильственным действиям против колониальных властей. Это, в сочетании с привезенным из-за границы социальным анархизмом, заложило основу для формирования политических организаций. Но в южной колонии Кочинчина существовала свобода прессы , позволяющая вьетнамским радикалам участвовать в открытом политическом дискурсе, что разрядило политическую напряженность. По возвращении из Франции анархист-индивидуалист Нгуен Ан Нинь нашел место в радикальной журналистике, опубликовав политические трактаты в своем журнале La Cloche Fêlée , которые поощряли синтез социальной борьбы за индивидуальные свободы с национальной борьбой за независимость Вьетнама. [5] Нинь призвал молодежь Вьетнама заново изобрести себя и взять свою судьбу под контроль, став невероятно популярным среди своих сверстников, поскольку его риторический тон резко контрастировал с тенденцией к умеренности и компромиссу. [16] Нинь раскритиковал конфуцианские семейные ценности родительского авторитета и гендерного неравенства, а также традиционную мораль, призывая людей «порвать с прошлым и освободиться от тирании всех видов» и создать действительно новую культуру. [17] Он также критиковал бюрократизм колониального государства, коренную вьетнамскую буржуазию и традиционное конфуцианское общество. [18] Нинь ясно изложил свои анархистские взгляды в своей статье « Порядок и анархия» , цитируя таких авторов, как Рабиндранат Тагор и Лев Толстой . [19] Антиавторитаризм Ниня распространился и на его личную жизнь, поскольку он ввязался в ряд конфликтов с колониальными властями. [20] Кроме того, хотя Нинь восхищался Советским Союзом, он твердо выступал против революции большевистского типа из-за ее человеческих жертв, предпочитая путь отдельных людей, непосредственно подрывающих социальное неравенство, а не участие в революционном насилии. Однако со временем Нинь все больше считал революцию неизбежной и начал агитировать за организованное сопротивление для достижения социальной справедливости. [21]
К этому времени политическое влияние Фан Бои Чау было в значительной степени маргинализировано, и его последователи в Лиге восстановления начали оставлять его позади. [13] Несмотря на попытки сохранить Лигу, ее видные члены начали критиковать ее за элитарность и призывали вьетнамских революционеров погрузиться в среду простых людей. [22] В 1923 году из этих критических анархистских течений революционного движения возникло Общество одинаковых сердец ( вьетнамский : Там Там Ха) , вдохновленное, в частности, работами Лю Шифу, и попыталось объединить разрозненных вьетнамских антиколониальных активистов вокруг коллективного принятия решений. . [23] Общество также использовало прямые действия для дестабилизации колониальной администрации: Фум Хонг Тай предпринял попытку убийства генерал-губернатора Марсьяля Анри Мерлена . Хотя сама попытка провалилась, она активизировала вьетнамское антиколониальное движение, и Тай стал известен как революционный мученик. [24] В ответ Фан Бои Чау попытался открыть военную академию для обучения вьетнамских революционеров, встретившись со старейшиной анархистом Цай Юаньпеем и агентами Коммунистического Интернационала , чтобы обсудить этот проект, но в конечном итоге он не был реализован. [25] Поскольку Лига восстановления не смогла реформироваться по образцу Китайской националистической партии , а Общество сердец не смогло успешно отследить покушение, обе организации начали терять свою актуальность. [26] После реорганизации в 1924 году партия Фук Вьет попыталась мобилизовать общественное мнение в сторону антиколониализма: Тон Куанг Пьет написал статью « Южный ветер» , подчеркнув необходимость организации. [27] Однако ни одна из этих анархистских организаций не представила четкого видения будущего общества и не разработала основательный анализ нынешнего общества, поэтому осталась без прочной идеологической основы, на которой можно было бы объединиться. [28] В 1925 году французские агенты захватили Фан Бои Чау в Шанхае . Он был признан виновным в государственной измене и провел остаток своей жизни под домашним арестом в Хуэ . 21 марта 1926 года Нгуен Ан Нинь также был арестован, а всего через несколько дней Фан Чу Тринь умер, что вызвало массовые протесты против правительства в апреле 1926 года. [29] Именно в этой атмосфере на сцену вышел молодой марксист по имени Нгуен Ай Куок , имеющий связи с обоими направлениями вьетнамского анархизма и взяв на себя роль яростного критика радикализма. [25]
Революционный социализм и анархический популизм
[ редактировать ]Впервые слово «революция» появилось во Вьетнаме в трудах Лян Цичао . [30] В разгар Движения за новую культуру Цичао выступал за широкомасштабную культурную революцию, а не за насильственную политическую революцию. Определение «революции», принятое во Вьетнаме, означало «изменение Мандата Неба » ( вьетнамский : cách mạng ), что интерпретировалось по-разному. [30] Одним из первых таких революционных трактатов была книга Нгуена Тхонг Хиона « О революции» , опубликованная 3 января 1925 года, в которой он призывал к мирному движению бойкота, вдохновленному движением Свадеши , организованным Мохандасом К. Ганди , но в котором он также не смог определить ни средства, ни цели революции во Вьетнаме. [31] Ограничение распространения литературы на французском языке, такой как документы эпохи Просвещения или марксизма , означало, что им подвергались только городские элементы, получившие французское образование, что усилило элитарные тенденции, пронизавшие вьетнамский радикализм, и обеспечило продолжение идеи о том, что революция была делом сверху вниз, организованным интеллектуалами, а не массовым восстанием. [32]
Революционные социалистические идеи начали проникать во Вьетнам через труды Владимира Ленина , который выступал за создание четко организованного оппозиционного движения, возглавляемого образованными марксистскими интеллектуалами. Хотя раньше социализм и анархизм трактовались как одно и то же, вьетнамские революционеры теперь оказались вынуждены выбирать между двумя тенденциями, которые становились все более антагонистическими по отношению друг к другу. [33] Подъем коммунизма в Китае и Франции обеспечил значительно большее воздействие пробольшевистских течений, что в сочетании с последствиями подавления Кронштадтского восстания усилило враждебность по отношению к анархистским идеям. [34]
Нгуен Ай Куок обратился за помощью к Коммунистическому Интернационалу для поддержки вьетнамской антиколониальной борьбы, но сам скептически относился к формированию открыто коммунистического движения в стране из-за того, что он считал «политической наивностью» среди вьетнамских радикалов. Он особенно раскритиковал работу Нгуена Тхонг Хиона, настаивая на особой необходимости отвергнуть реформизм и эволюционные изменения в пользу политической революции, а также подверг критике использование ненасильственных движений бойкота. [35] В начале 1925 года Куок основал Вьетнамскую революционную лигу молодежи , чтобы организовать молодых вьетнамцев к коллективным действиям. [36] Анархизм, отстаиваемый Нгуен Ан Нинь , по-прежнему представлял серьезную проблему для зарождающегося коммунистического движения Куока, поскольку он обращался к тем же молодым людям, которых пытались завербовать коммунисты. Сам Куок выступил с резкой критикой анархизма: [37]
Сегодня анархизм — это нонсенс; Распространять анархизм так же глупо, как предлагать умирающему сражаться в рукопашной схватке или участвовать в скачках.
- Нгуен Ай Куок, юноша , 26 июля 1925 г.
Куок также раскритиковал анархо-коммунизм, предложенный Петром Кропоткиным , придерживаясь ортодоксальной марксистской линии, согласно которой государство может исчезнуть только после перераспределения богатства и перевоспитания людей. [38] Хотя он восхищался идеалом создания послереволюционного общества без законов, он пришел к выводу, что анархистские теории будут служить только «сеянию беспорядка в обществе», особенно пытаясь опровергнуть анархистскую критику политических партий, которая представляла собой величайший вызов для его собственного амбиции. [39]
Несмотря на эти проблемы, связанные с зарождающимся коммунистическим движением, Нгуен Ан Нинь приступил к созданию революционного популистского движения для продвижения анархистского дела, основав Тайное общество Нгуен Ан Нинь . Нинь рассматривал революционный авангард в отличие от системы политических партий, продвигаемой ленинизмом, вместо этого выступая за то, чтобы это было свободное движение, возникающее в результате моральной и интеллектуальной трансформации людей. [40] Он резко критиковал авторитаризм политических партий, стремившихся к власти, а также становился все более враждебным по отношению к буржуазии. Вместо партийной политики он видел, что путь к антиавторитарному освободительному движению лежит через анархический популизм, охватывающий концепцию революционной спонтанности . Нинь также следовал бакунистской школе мысли в отношении революционного потенциала люмпен -пролетариата , класса, которым в значительной степени пренебрегали ортодоксальные марксисты, и стремился организовать вьетнамские низшие классы. Революционный популизм Нинь начал быстро распространяться по Хок Мону , его родному району Сайгона . [2] После освобождения Нинь из тюрьмы он начал активно агитировать среди рабочих и крестьян Сайгона и его окрестностей, путешествуя с места на место на велосипеде с помощью местных монахов и крестьян. [41] К марту 1928 года существование Тайного общества Нинь было обнаружено Сюрете , публично известной как Партия стремлений молодежи. [42] Общество вербовало людей в свои ассоциации взаимной дружбы и взаимопомощи, а также, по данным Sûreté , создавало структуры милиции, организованные местными деревнями. [43] Хотя организационная структура Тайного общества была весьма рыхлой, соратникам Нинь удалось завербовать до 800 членов из числа рабочих и крестьян Сайгона. [44] В конце концов Нинь предложила объединить Общество с рядом революционных политических партий. Революционная партия Нового Вьетнама отклонила это предложение, предпочтя сохранить небольшое и идеологически однородное членство, несмотря на потенциал, предлагаемый гораздо большим размером Общества. Националистическая партия Вьетнама также отвергла это предложение, поскольку оно было отклонено экстремизмом анархо-популистской политики Нинь. [45]
28 сентября 1928 года Нгуен Ан Нинь и его соратник Фан Ван Хом были арестованы после ссоры с полицией и приговорены к тюремному заключению. Впоследствии Служба безопасности разоблачила Тайное общество Нинь и задержала 500 его последователей, из них 115 предстали перед судом в следующем году. [45] Пока Нинь находился в тюрьме, некоторым активистам удавалось поддерживать деятельность Общества, но когда в 1930 году вспыхнула серия восстаний, забастовок и демонстраций , многие последователи Нинь попали в недавно созданную Коммунистическую партию Индокитая . [46]
Ла Лютте и Объединенный фронт
[ редактировать ]После освобождения из тюрьмы в октябре 1931 года Нгуен Ан Нинь вернулся к своей организаторской работе в сельской местности. Нинь служил объединяющим беспартийным присутствием для антиколониальных элементов, которые объединились в единый фронт и юридически выступили против правительства на муниципальных выборах в Сайгоне 1933 года, объединив членов Коммунистической партии с националистами, троцкистами и анархистами. Они заручились поддержкой благодаря публикации газеты La Lutte и сумели избрать двух членов альянса в городской совет Сайгона. [47] В октябре 1934 года Нинь возобновил сотрудничество Ла Лютте для проведения различных кампаний и участия в выборах, «сосредоточившись исключительно на тяжелом положении городской бедноты, рабочих и крестьян». [48]
На парламентских выборах в Кочинчине в марте 1935 года группа Ла Лютте получила 17% голосов. [49] хотя им не удалось получить место. [50] Была также кандидатура Ла Лютте , которая баллотировалась на муниципальных выборах в Сайгоне в мае 1935 года, на которых были избраны четыре члена альянса, но трое были признаны недействительными из-за их коммунистических симпатий. Альянс также организовал ряд забастовок в последующие годы. [49]
Однако единый фронт вскоре распался в 1936 году, когда недавно избранное правительство Народного фронта не смогло выполнить свои обещания о колониальной реформе. [51] [52] Троцкисты во главе с Ту Ту Тау , занявшие оппозиционную позицию по отношению к новому французскому правительству, вскоре стали доминирующей тенденцией в Ла Лютте . [53] привел Коммунистическую партию к отделению от альянса в 1937 году, открыв собственную газету и опубликовав нападки на троцкистов. [51] [54] На парламентских выборах в Кочинчине 1939 года троцкисты Ла Лютта и Коммунистическая партия баллотировались по разным спискам. Троцкистский «Рабочий и Крестьянский список» одержал победу, избрав трех кандидатов, набрав около 80% голосов, тогда как поддерживаемый коммунистами «Демократический фронт», в который входил сам Нгуен Ан Нинь, потерпел поражение, набрав всего 1% голосов. . [55]
После подписания Пакта Молотова-Риббентропа и начала Второй мировой войны дружеские отношения между Францией и Советским Союзом были разорваны, что побудило Францию предпринять репрессии против любых мятежных группировок во Вьетнаме, приговорив Нгуен Ан Нинь к 5 годам лишения свободы. Тюрьма Кондо . Во время войны Фан Бои Чау и Нгуен Ан Нинь оба умерли в плену, положив окончательный конец руководству анархизма во Вьетнаме.
Революция и изгнанный радикализм
[ редактировать ]Поражение и роспуск Третьей французской республики в битве за Францию и последующее японское вторжение во французский Индокитай создали возможность для вьетнамских антиколониальных активистов начать подготовку к независимости. [56] 19 мая 1941 года Хо Ши Мин учредил Лигу независимости Вьетнама (Вьетминь), антиимпериалистическую коалицию, объединившуюся для противодействия как французскому колониализму, так и японской оккупации. [57] После освобождения Парижа в союзными войсками марте 1945 года Японская империя совершила государственный переворот в Индокитае, в результате чего Вьетнамская империя стала марионеточным государством. [58] Новое правительство во главе с Трун Чонг Кимом курировало масштабные реформы, включая расширение образования, территориальное воссоединение, поощрение массового политического участия и даже освобождение политических заключенных, многие из которых перешли на сторону Вьетминя и начали активно агитировать за падение Империи. [59] В августе 1945 года из-за отставки вьетнамского правительства и последующей капитуляции Японии имперский режим во Вьетнаме распался, и император Бо Ди официально отрекся от престола. [60]
Вьетминь ответил началом Августовской революции , захватив контроль над большей частью страны и провозгласив независимость Демократической Республики Вьетнам 2 сентября 1945 года. Однако в течение месяца Французская Республика восстановила колониальное господство над Вьетнамом, вызвав массовую антиколониальное восстание в Сайгоне 23 сентября. Под руководством Международной коммунистической лиги (МКЛ) население города вооружилось и организовало рабочие советы , которые они объявили независимыми от любых политических партий. [61] Но к октябрю рабочие ополчения потерпели поражение от возвращающейся французской колониальной армии. [62] Вынужденные отступить в сельскую местность после того, как они пережили резню, устроенную британскими и французскими колониальными войсками, члены ICL, в том числе Фан Ван Хом и То Тху Тхау, были выслежены и казнены Вьетминем. [63] После Первой Индокитайской войны Вьетнам был разделен между контролируемым коммунистами Севером и антикоммунистическим Югом .
Некоторые из тех, кто выжил, бежали во Францию , одним из них был Нго Ван , который встретился с рядом испанских анархистов и пумистов , которые также находились в изгнании в Париже . Встречи с испанскими анархистами-эмигрантами и рассказы об их опыте во время гражданской войны в Испании , который Ван отметил параллели с вьетнамским опытом, заставили его навсегда дистанцироваться от большевизма , критикуя коммунистические партии как стремящиеся сформировать «ядро нового правящего класса и не создадут ничего, кроме новой системы эксплуатации». [64] Ван нашел политический дом в Международной ассоциации трудящихся (IWA), которая поддерживала его критику вьетнамских троцкистских изгнанников, которые продолжали поддерживать Демократическую Республику Вьетнам. [65] Он также присоединился к либертарианской марксистской группе вокруг Максимилиана Рубеля и познакомился с работами Фридриха Ницше , который ранее вдохновлял индивидуалистическую анархистскую философию Нгуен Ан Нинь . [66] Позже Ван принял участие в захвате фабрики во время событий мая 1968 года . [67] Он вышел на пенсию через несколько лет после падения Сайгона и воссоединения Вьетнама [ и, наконец, смог вернуться на родину в 1998 году, где он отметил, что вьетнамские рабочие «до сих пор не пользуются коллективной собственностью на средства производства, а также иметь] ни времени для размышлений, ни возможности принятия собственных решений, ни средств самовыражения». [68]
См. также
[ редактировать ]- Анархизм в Китае
- Анархизм во Франции
- Коммунизм во Вьетнаме
- Социализм во Вьетнаме
- Троцкизм во Вьетнаме
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хо Тай 1992 , с. 4
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хо Тай 1992 , с. 188
- ^ Хо Тай 1992 , с. 189
- ^ Дирлик, Ариф (25 ноября 2019 г.). «Анархизм во Вьетнаме и Корее» . Во Франклине Роузмонте (ред.). Британская энциклопедия . Британская энциклопедия, Inc. Дата обращения 15 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хо Тай 1992 , с. 58
- ^ Хо Тай 1992 , стр. 58–59
- ^ Хо Тай 1992 , с. 59
- ^ Хо Тай 1992 , с. 60
- ^ Хо Тай 1992 , стр. 60–1
- ^ Хо Тай 1992 , с. 61
- ^ Хо Тай 1992 , стр. 61–62
- ^ Хо Тай 1992 , с. 62
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хо Тай 1992 , с. 63
- ^ Хо Тай 1992 , с. 57
- ^ Хо Тай 1992 , с. 74
- ^ Хо Тай 1992 , с. 73
- ^ Хо Тай 1992 , стр. 73–74
- ^ Хо Тай 1992 , с. 78
- ^ Хо Тай 1992 , стр. 81–82
- ^ Хо Тай 1992 , стр. 82–83
- ^ Хо Тай 1992 , с. 84
- ^ Хо Тай 1992 , стр. 63–64
- ^ Хо Тай 1992 , с. 64
- ^ Хо Тай 1992 , с. 66
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хо Тай 1992 , с. 67
- ^ Хо Тай 1992 , стр. 66–67
- ^ Хо Тай 1992 , стр. 84–86
- ^ Хо Тай 1992 , с. 86
- ^ С 2010 года , стр. 40–42
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хо Тай 1992 , с. 171
- ^ Хо Тай 1992 , стр. 171–172
- ^ Хо Тай 1992 , с. 172
- ^ Хо Тай 1992 , с. 173
- ^ Хо Тай 1992 , стр. 173–174
- ^ Хо Тай 1992 , с. 175
- ^ Хо Тай 1992 , стр. 176–178
- ^ Хо Тай 1992 , с. 186
- ^ Хо Тай 1992 , стр. 186–187
- ^ Хо Тай 1992 , с. 187
- ^ Хо Тай 1992 , стр. 187–188
- ^ Хо Тай 1992 , с. 190
- ^ Хо Тай 1992 , с. 191
- ^ Хо Тай 1992 , стр. 191–192
- ^ Хо Тай 1992 , с. 192
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хо Тай 1992 , с. 193
- ^ Хо Тай 1992 , с. 194
- ^ С 2010 г. , с. 55
- ^ Гоща 2016 , с. 255
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Александр 1991 , стр. 961–962.
- ^ Тейлор 2013 , с. 515
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Трагер 1959 , с. 142
- ^ Александр 1991 , с. 964
- ^ Данн 1985 , с. 7
- ^ С 2010 г. , с. 161
- ^ С 2010 года , стр. 81, 156, 168
- ^ Хант 2016 , с. 125
- ^ Хант 2016 , с. 124
- ^ Чиу 1986 , с. 301
- ^ Чиу 1986 , с. 309
- ^ Чиу 1986 , стр. 311–312
- ^ С 2010 г. , с. 125
- ^ С 2010 г. , с. 131
- ^ С 2010 года , стр. 155–159
- ^ С 2010 г. , с. 2
- ^ С 2010 г. , с. 199
- ^ С 2010 года , стр. 79–80
- ^ С 2010 года , стр. 207–216
- ^ Ван 2010 , стр. xvii–xviii.
Ссылки
[ редактировать ]- Александр, Роберт Джексон (1991). Международный троцкизм, 1929-1985: документированный анализ движения . Лондон : Издательство Университета Дьюка . ISBN 0822309750 . OCLC 750715544 .
- Чиу, Ву Нгу (февраль 1986 г.). «Другая сторона вьетнамской революции 1945 года: Вьетнамская империя». Журнал азиатских исследований . 45 (2). Кембридж : Издательство Кембриджского университета . дои : 10.2307/2055845 . ISSN 1752-0401 . JSTOR 2055845 . OCLC 796027423 . S2CID 161998265 .
- Данн, Питер М. (1985). Первая война во Вьетнаме . Лондон : C. Hurst & Co. ISBN 0905838874 . ОСЛК 490910176 .
- Гоша, Кристофер (2016). История пингвинов современного Вьетнама . Лондон : Книги Пингвина . ISBN 978-1846143106 . OCLC 953130310 .
- Хо Тай, Хюэ-Там (1992). Радикализм и истоки вьетнамской революции . Кембридж : Издательство Гарвардского университета . ISBN 0674746120 . OCLC 464029400 .
- Хант, Майкл Х. (2016). Преобразованный мир: с 1945 года по настоящее время . Нью-Йорк : Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-937102-0 . OCLC 1123239161 .
- Лодия, Клаудия К. (июнь 2023 г.). «Анархизм во Вьетнаме». Анархические достижения в культурных исследованиях . 2023 (1): 59–71. ISSN 1923-5615 .
- Тейлор, Кейт Веллер (2013). История вьетнамцев . Кембридж : Издательство Кембриджского университета . ISBN 9780521875868 . OCLC 810273605 .
- Трагер, Фрэнк Н., изд. (1959). Марксизм в Юго-Восточной Азии; Исследование четырех стран . Стэнфорд : Издательство Стэнфордского университета . OCLC 906066150 .
- Ван, Нго (2010). Кен Кнабб; Элен Флери (ред.). Под перекрестным огнем: приключения вьетнамского революционера . Перевод Элен Флёри. Окленд : АК Пресс . ISBN 9781849350136 . OCLC 877726806 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Искусство не быть управляемым: анархическая история возвышенной Юго-Восточной Азии Джеймса К. Скотта . Издательство Йельского университета, 2009 г. ISBN 0-300-15228-0