Jump to content

Анархизм во Вьетнаме

Анархизм во Вьетнаме впервые возник в начале 20 века, когда вьетнамцы начали борьбу против французского колониального правительства вместе с марионеточной феодальной династией (посредством демонстраций и насилия) за независимость или более высокую автономию. Некоторые известные радикальные деятели, такие как Фан Бои Чау и Нгуен Ан Нинь, подверглись воздействию анархизма в Японии, Китае и Франции. Анархизм достиг своего апогея во Вьетнаме в 1920-е годы, но вскоре начал терять свое влияние с появлением марксизма-ленинизма и началом вьетнамского коммунистического движения . [1] В последние годы анархизм во Вьетнаме привлек новых приверженцев.

Корни анархизма во Вьетнаме лежат в раннем сопротивлении французскому колониальному правлению, организованном среди различных тайных обществ. Среди них было Общество Неба и Земли , которое в 1884 году убило колониального коллаборациониста в Сайгоне. [2] Другие нападения на французские колониальные власти включали движение Кон Вонг , которое пыталось свергнуть французов в конце 1880-х годов, Ханойский ядовитый заговор , в ходе которого местные вьетнамские войска пытались уничтожить весь французский гарнизон в Цитадели Ханоя , а также последующие антиколониальные восстания в Кочинчине и Тонкине .

Официальные французские колониальные публикации подразумевали, что эти вьетнамские тайные общества и религиозные секты могут быть легко поглощены революционерами из-за их статуса местных методов организации, что повторяет Михаила Бакунина утверждение о том, что социальные бандиты были «инстинктивными революционерами». [3]

Международное происхождение

[ редактировать ]
Фан Бой Чау , активист, который первым привнес анархистские идеи во вьетнамский радикализм, еще во время работы с анархистами в Японии и Китае .

Анархизм впервые был представлен во вьетнамском антиколониальном движении в 1900-х годах. [1] одним из первых националистических лидеров Фан Бои Чау . [4] В январе 1905 года Фан переехал в Японию множеством новых политических идей, пропагандируемых среди китайских эмигрантов, включая конституционализм республиканизм Лян Цичао , , где Тунмэнхуэй он познакомился с и анархизм Токийской группы . [5] Первоначально будучи утилитаристом , Фан начал быстро ориентироваться в различных политических идеологиях и познакомился с рядом политически разнообразных групп и отдельных лиц в Японии. [6] В 1907 году Фан основал Ассоциацию конституционалистов ( вьетнамский : Cong Hien Hoi ) — организацию вьетнамских студентов-эмигрантов, выступавшую за конституционную монархию , но к 1908 году она была насильственно распущена японскими властями по требованию французов. В том же году Фан вступил в Ассоциацию азиатской дружбы — организацию, основанную изгнанными китайскими республиканцами и анархистами, а также японскими социалистами . Ассоциацией в основном руководил Лю Шипей , видный член Токийской анархистской группы и редактор ее газеты « Естественная справедливость» , и в нее входили многие другие китайские анархисты, такие как Чан Чи, который был близким другом Фана. [7]

Но к 1909 году Фан Бои Чау было приказано покинуть Японию, и последующие годы он провел, скитаясь по Восточной Азии. После свержения династии Цин во время революции 1911 года Фань был приглашен в недавно созданную Китайскую Республику своими старыми китайскими друзьями-республиканцами из Японии Чжан Бинлинь и Чэнь Цимэй . В январе 1912 года Фан прибыл в Китай и поселился в провинции Гуандун , находившейся теперь под губернаторством своего друга Ху Ханьминя , который активно предоставлял место убежища вьетнамским изгнанникам. Здесь, при финансовой помощи анархиста из Гуанчжоу Лю Шифу , Фан сформировал новую республиканскую и националистическую организацию под названием « Лига восстановления Вьетнама» ( вьетнамский : Quang Phục Hội ), созданную по образцу Сунь Ятсена » «Тунменхуэй и получившую свое название от Чжан Бинлиня Общество Реставрации . Шифу также призвал Фана создать Ассоциацию возрождения Китая , организацию, призванную заручиться китайской поддержкой движений за независимость в колонизированных азиатских странах, включая Индокитай , Индия , Бирма и Корея . [8] Переехав в Шанхай , Фан присоединился к Всемирной лиге человечества , тайной анархистской организации, которая осталась непризнанной новым правительством Бэйяна из-за ее «крайне левой программы». [9]

Флаг Вьетнамской лиги восстановления .

По мере того как все больше вьетнамских экспатриантов присоединялись к интернационалистским организациям в Китае, они все чаще вступали в контакты с анархистскими отдельными лицами и группами. [10] Сам Фан Бои Чау, который наладил связи с токийским направлением китайского анархизма, возглавляемым Чжан Бинлинем и Лю Шипэем, был вдохновлен их традиционалистским подходом к анархизму и социализму. [11] Фана особенно вдохновляли анархистские позиции в отношении антиимпериализма и прямого действия , что побудило его защищать насильственное свержение французских колониальных властей, даже к огорчению его республиканских союзников, таких как Ху Ханьминь и Чэнь Цимей. Развивая пропаганду этого поступка , Фан восхищался прошлыми попытками убийства государственных чиновников и поощрял нападения на французских колониальных чиновников, что привело к серии взрывов в Ханое , что привело как к усилению огласки, так и к репрессиям против Лиги восстановления. Несколько активистов Лиги были казнены, интернационалистские организации в Китае начали распадаться, а сам Фан был арестован и заключен в тюрьму правительством Бэйяна. [12] Пока Фань находился в тюрьме, Лю Шипей умер от туберкулеза в 1915 году, Чэнь Цимэй был убит в 1916 году, а Чжан Бинлинь отказался от анархизма и отказался от политических занятий, в результате чего Фань оказался в политической изоляции к моменту своего освобождения в феврале 1917 года. Под влиянием сторонника коллаборационизма Фан обратил свои интересы в сторону социализма, вдохновленный социалистическими течениями русской и китайской революций. [13]

После окончания Первой мировой войны многие вьетнамские радикалы отправились в изгнание в поисках знаний, которые подавлялись во Французском Индокитае. Люди из Аннама и Тонкина в основном уехали в Китай или Японию , где они подверглись социальным анархистским тенденциям, в то время как жители Кочинчины отправились во Францию , где они попали под влияние французских направлений индивидуалистического анархизма . [14] В то время как вьетнамские эмигранты, подхватившие китайское направление анархизма, были склонны использовать аспекты традиционализма, эмигранты, вдохновленные французским анархизмом, придерживались более радикальной, ориентированной на молодежь и дальновидной философии. [15]

Рост и распространение анархизма

[ редактировать ]

Это разнообразие мнений среди вьетнамских анархистов отразилось на возвращении изгнанников во Вьетнам. Политическая оппозиция подверглась жестоким репрессиям в северных колониях Аннам и Тонкин, антиколониальное движение перешло к нелегальному активизму и насильственным действиям против колониальных властей. Это, в сочетании с привезенным из-за границы социальным анархизмом, заложило основу для формирования политических организаций. Но в южной колонии Кочинчина существовала свобода прессы , позволяющая вьетнамским радикалам участвовать в открытом политическом дискурсе, что разрядило политическую напряженность. По возвращении из Франции анархист-индивидуалист Нгуен Ан Нинь нашел место в радикальной журналистике, опубликовав политические трактаты в своем журнале La Cloche Fêlée , которые поощряли синтез социальной борьбы за индивидуальные свободы с национальной борьбой за независимость Вьетнама. [5] Нинь призвал молодежь Вьетнама заново изобрести себя и взять свою судьбу под контроль, став невероятно популярным среди своих сверстников, поскольку его риторический тон резко контрастировал с тенденцией к умеренности и компромиссу. [16] Нинь раскритиковал конфуцианские семейные ценности родительского авторитета и гендерного неравенства, а также традиционную мораль, призывая людей «порвать с прошлым и освободиться от тирании всех видов» и создать действительно новую культуру. [17] Он также критиковал бюрократизм колониального государства, коренную вьетнамскую буржуазию и традиционное конфуцианское общество. [18] Нинь ясно изложил свои анархистские взгляды в своей статье « Порядок и анархия» , цитируя таких авторов, как Рабиндранат Тагор и Лев Толстой . [19] Антиавторитаризм Ниня распространился и на его личную жизнь, поскольку он ввязался в ряд конфликтов с колониальными властями. [20] Кроме того, хотя Нинь восхищался Советским Союзом, он твердо выступал против революции большевистского типа из-за ее человеческих жертв, предпочитая путь отдельных людей, непосредственно подрывающих социальное неравенство, а не участие в революционном насилии. Однако со временем Нинь все больше считал революцию неизбежной и начал агитировать за организованное сопротивление для достижения социальной справедливости. [21]

Фам Хонг Тай , покушение на генерал-губернатора военного Анри Мерлена .

К этому времени политическое влияние Фан Бои Чау было в значительной степени маргинализировано, и его последователи в Лиге восстановления начали оставлять его позади. [13] Несмотря на попытки сохранить Лигу, ее видные члены начали критиковать ее за элитарность и призывали вьетнамских революционеров погрузиться в среду простых людей. [22] В 1923 году из этих критических анархистских течений революционного движения возникло Общество одинаковых сердец ( вьетнамский : Там Там Ха) , вдохновленное, в частности, работами Лю Шифу, и попыталось объединить разрозненных вьетнамских антиколониальных активистов вокруг коллективного принятия решений. . [23] Общество также использовало прямые действия для дестабилизации колониальной администрации: Фум Хонг Тай предпринял попытку убийства генерал-губернатора Марсьяля Анри Мерлена . Хотя сама попытка провалилась, она активизировала вьетнамское антиколониальное движение, и Тай стал известен как революционный мученик. [24] В ответ Фан Бои Чау попытался открыть военную академию для обучения вьетнамских революционеров, встретившись со старейшиной анархистом Цай Юаньпеем и агентами Коммунистического Интернационала , чтобы обсудить этот проект, но в конечном итоге он не был реализован. [25] Поскольку Лига восстановления не смогла реформироваться по образцу Китайской националистической партии , а Общество сердец не смогло успешно отследить покушение, обе организации начали терять свою актуальность. [26] После реорганизации в 1924 году партия Фук Вьет попыталась мобилизовать общественное мнение в сторону антиколониализма: Тон Куанг Пьет написал статью « Южный ветер» , подчеркнув необходимость организации. [27] Однако ни одна из этих анархистских организаций не представила четкого видения будущего общества и не разработала основательный анализ нынешнего общества, поэтому осталась без прочной идеологической основы, на которой можно было бы объединиться. [28] В 1925 году французские агенты захватили Фан Бои Чау в Шанхае . Он был признан виновным в государственной измене и провел остаток своей жизни под домашним арестом в Хуэ . 21 марта 1926 года Нгуен Ан Нинь также был арестован, а всего через несколько дней Фан Чу Тринь умер, что вызвало массовые протесты против правительства в апреле 1926 года. [29] Именно в этой атмосфере на сцену вышел молодой марксист по имени Нгуен Ай Куок , имеющий связи с обоими направлениями вьетнамского анархизма и взяв на себя роль яростного критика радикализма. [25]

Революционный социализм и анархический популизм

[ редактировать ]
Нгуен Ай Куок , лидер раннего вьетнамского коммунистического движения и основатель Коммунистической партии Вьетнама .

Впервые слово «революция» появилось во Вьетнаме в трудах Лян Цичао . [30] В разгар Движения за новую культуру Цичао выступал за широкомасштабную культурную революцию, а не за насильственную политическую революцию. Определение «революции», принятое во Вьетнаме, означало «изменение Мандата Неба » ( вьетнамский : cách mạng ), что интерпретировалось по-разному. [30] Одним из первых таких революционных трактатов была книга Нгуена Тхонг Хиона « О революции» , опубликованная 3 января 1925 года, в которой он призывал к мирному движению бойкота, вдохновленному движением Свадеши , организованным Мохандасом К. Ганди , но в котором он также не смог определить ни средства, ни цели революции во Вьетнаме. [31] Ограничение распространения литературы на французском языке, такой как документы эпохи Просвещения или марксизма , означало, что им подвергались только городские элементы, получившие французское образование, что усилило элитарные тенденции, пронизавшие вьетнамский радикализм, и обеспечило продолжение идеи о том, что революция была делом сверху вниз, организованным интеллектуалами, а не массовым восстанием. [32]

Революционные социалистические идеи начали проникать во Вьетнам через труды Владимира Ленина , который выступал за создание четко организованного оппозиционного движения, возглавляемого образованными марксистскими интеллектуалами. Хотя раньше социализм и анархизм трактовались как одно и то же, вьетнамские революционеры теперь оказались вынуждены выбирать между двумя тенденциями, которые становились все более антагонистическими по отношению друг к другу. [33] Подъем коммунизма в Китае и Франции обеспечил значительно большее воздействие пробольшевистских течений, что в сочетании с последствиями подавления Кронштадтского восстания усилило враждебность по отношению к анархистским идеям. [34]

Нгуен Ай Куок обратился за помощью к Коммунистическому Интернационалу для поддержки вьетнамской антиколониальной борьбы, но сам скептически относился к формированию открыто коммунистического движения в стране из-за того, что он считал «политической наивностью» среди вьетнамских радикалов. Он особенно раскритиковал работу Нгуена Тхонг Хиона, настаивая на особой необходимости отвергнуть реформизм и эволюционные изменения в пользу политической революции, а также подверг критике использование ненасильственных движений бойкота. [35] В начале 1925 года Куок основал Вьетнамскую революционную лигу молодежи , чтобы организовать молодых вьетнамцев к коллективным действиям. [36] Анархизм, отстаиваемый Нгуен Ан Нинь , по-прежнему представлял серьезную проблему для зарождающегося коммунистического движения Куока, поскольку он обращался к тем же молодым людям, которых пытались завербовать коммунисты. Сам Куок выступил с резкой критикой анархизма: [37]

Сегодня анархизм — это нонсенс; Распространять анархизм так же глупо, как предлагать умирающему сражаться в рукопашной схватке или участвовать в скачках.

- Нгуен Ай Куок, юноша , 26 июля 1925 г.

Куок также раскритиковал анархо-коммунизм, предложенный Петром Кропоткиным , придерживаясь ортодоксальной марксистской линии, согласно которой государство может исчезнуть только после перераспределения богатства и перевоспитания людей. [38] Хотя он восхищался идеалом создания послереволюционного общества без законов, он пришел к выводу, что анархистские теории будут служить только «сеянию беспорядка в обществе», особенно пытаясь опровергнуть анархистскую критику политических партий, которая представляла собой величайший вызов для его собственного амбиции. [39]

Нгуен Ан Нинь , лидер анархистского популистского движения, соперничавшего с первыми коммунистами в 1920-х годах.

Несмотря на эти проблемы, связанные с зарождающимся коммунистическим движением, Нгуен Ан Нинь приступил к созданию революционного популистского движения для продвижения анархистского дела, основав Тайное общество Нгуен Ан Нинь . Нинь рассматривал революционный авангард в отличие от системы политических партий, продвигаемой ленинизмом, вместо этого выступая за то, чтобы это было свободное движение, возникающее в результате моральной и интеллектуальной трансформации людей. [40] Он резко критиковал авторитаризм политических партий, стремившихся к власти, а также становился все более враждебным по отношению к буржуазии. Вместо партийной политики он видел, что путь к антиавторитарному освободительному движению лежит через анархический популизм, охватывающий концепцию революционной спонтанности . Нинь также следовал бакунистской школе мысли в отношении революционного потенциала люмпен -пролетариата , класса, которым в значительной степени пренебрегали ортодоксальные марксисты, и стремился организовать вьетнамские низшие классы. Революционный популизм Нинь начал быстро распространяться по Хок Мону , его родному району Сайгона . [2] После освобождения Нинь из тюрьмы он начал активно агитировать среди рабочих и крестьян Сайгона и его окрестностей, путешествуя с места на место на велосипеде с помощью местных монахов и крестьян. [41] К марту 1928 года существование Тайного общества Нинь было обнаружено Сюрете , публично известной как Партия стремлений молодежи. [42] Общество вербовало людей в свои ассоциации взаимной дружбы и взаимопомощи, а также, по данным Sûreté , создавало структуры милиции, организованные местными деревнями. [43] Хотя организационная структура Тайного общества была весьма рыхлой, соратникам Нинь удалось завербовать до 800 членов из числа рабочих и крестьян Сайгона. [44] В конце концов Нинь предложила объединить Общество с рядом революционных политических партий. Революционная партия Нового Вьетнама отклонила это предложение, предпочтя сохранить небольшое и идеологически однородное членство, несмотря на потенциал, предлагаемый гораздо большим размером Общества. Националистическая партия Вьетнама также отвергла это предложение, поскольку оно было отклонено экстремизмом анархо-популистской политики Нинь. [45]

28 сентября 1928 года Нгуен Ан Нинь и его соратник Фан Ван Хом были арестованы после ссоры с полицией и приговорены к тюремному заключению. Впоследствии Служба безопасности разоблачила Тайное общество Нинь и задержала 500 его последователей, из них 115 предстали перед судом в следующем году. [45] Пока Нинь находился в тюрьме, некоторым активистам удавалось поддерживать деятельность Общества, но когда в 1930 году вспыхнула серия восстаний, забастовок и демонстраций , многие последователи Нинь попали в недавно созданную Коммунистическую партию Индокитая . [46]

Ла Лютте и Объединенный фронт

[ редактировать ]
La Lutte , газета, объединившая множество различных левых тенденций, включая троцкистов, сталинистов, националистов и анархистов.

После освобождения из тюрьмы в октябре 1931 года Нгуен Ан Нинь вернулся к своей организаторской работе в сельской местности. Нинь служил объединяющим беспартийным присутствием для антиколониальных элементов, которые объединились в единый фронт и юридически выступили против правительства на муниципальных выборах в Сайгоне 1933 года, объединив членов Коммунистической партии с националистами, троцкистами и анархистами. Они заручились поддержкой благодаря публикации газеты La Lutte и сумели избрать двух членов альянса в городской совет Сайгона. [47] В октябре 1934 года Нинь возобновил сотрудничество Ла Лютте для проведения различных кампаний и участия в выборах, «сосредоточившись исключительно на тяжелом положении городской бедноты, рабочих и крестьян». [48]

Флаг Ла Лютте .

На парламентских выборах в Кочинчине в марте 1935 года группа Ла Лютте получила 17% голосов. [49] хотя им не удалось получить место. [50] Была также кандидатура Ла Лютте , которая баллотировалась на муниципальных выборах в Сайгоне в мае 1935 года, на которых были избраны четыре члена альянса, но трое были признаны недействительными из-за их коммунистических симпатий. Альянс также организовал ряд забастовок в последующие годы. [49]

Однако единый фронт вскоре распался в 1936 году, когда недавно избранное правительство Народного фронта не смогло выполнить свои обещания о колониальной реформе. [51] [52] Троцкисты во главе с Ту Ту Тау , занявшие оппозиционную позицию по отношению к новому французскому правительству, вскоре стали доминирующей тенденцией в Ла Лютте . [53] привел Коммунистическую партию к отделению от альянса в 1937 году, открыв собственную газету и опубликовав нападки на троцкистов. [51] [54] На парламентских выборах в Кочинчине 1939 года троцкисты Ла Лютта и Коммунистическая партия баллотировались по разным спискам. Троцкистский «Рабочий и Крестьянский список» одержал победу, избрав трех кандидатов, набрав около 80% голосов, тогда как поддерживаемый коммунистами «Демократический фронт», в который входил сам Нгуен Ан Нинь, потерпел поражение, набрав всего 1% голосов. . [55]

После подписания Пакта Молотова-Риббентропа и начала Второй мировой войны дружеские отношения между Францией и Советским Союзом были разорваны, что побудило Францию ​​предпринять репрессии против любых мятежных группировок во Вьетнаме, приговорив Нгуен Ан Нинь к 5 годам лишения свободы. Тюрьма Кондо . Во время войны Фан Бои Чау и Нгуен Ан Нинь оба умерли в плену, положив окончательный конец руководству анархизма во Вьетнаме.

Революция и изгнанный радикализм

[ редактировать ]
Фан Ван Хом , лидер левой оппозиции Коммунистической партии Вьетнама в 1930-х и 1940-х годах, который позже был схвачен и казнен Вьетмином .
Члены Вьетминя стоят вместе с членами УСС .

Поражение и роспуск Третьей французской республики в битве за Францию ​​и последующее японское вторжение во французский Индокитай создали возможность для вьетнамских антиколониальных активистов начать подготовку к независимости. [56] 19 мая 1941 года Хо Ши Мин учредил Лигу независимости Вьетнама (Вьетминь), антиимпериалистическую коалицию, объединившуюся для противодействия как французскому колониализму, так и японской оккупации. [57] После освобождения Парижа в союзными войсками марте 1945 года Японская империя совершила государственный переворот в Индокитае, в результате чего Вьетнамская империя стала марионеточным государством. [58] Новое правительство во главе с Трун Чонг Кимом курировало масштабные реформы, включая расширение образования, территориальное воссоединение, поощрение массового политического участия и даже освобождение политических заключенных, многие из которых перешли на сторону Вьетминя и начали активно агитировать за падение Империи. [59] В августе 1945 года из-за отставки вьетнамского правительства и последующей капитуляции Японии имперский режим во Вьетнаме распался, и император Бо Ди официально отрекся от престола. [60]

Вьетминь ответил началом Августовской революции , захватив контроль над большей частью страны и провозгласив независимость Демократической Республики Вьетнам 2 сентября 1945 года. Однако в течение месяца Французская Республика восстановила колониальное господство над Вьетнамом, вызвав массовую антиколониальное восстание в Сайгоне 23 сентября. Под руководством Международной коммунистической лиги (МКЛ) население города вооружилось и организовало рабочие советы , которые они объявили независимыми от любых политических партий. [61] Но к октябрю рабочие ополчения потерпели поражение от возвращающейся французской колониальной армии. [62] Вынужденные отступить в сельскую местность после того, как они пережили резню, устроенную британскими и французскими колониальными войсками, члены ICL, в том числе Фан Ван Хом и То Тху Тхау, были выслежены и казнены Вьетминем. [63] После Первой Индокитайской войны Вьетнам был разделен между контролируемым коммунистами Севером и антикоммунистическим Югом .

Некоторые из тех, кто выжил, бежали во Францию , одним из них был Нго Ван , который встретился с рядом испанских анархистов и пумистов , которые также находились в изгнании в Париже . Встречи с испанскими анархистами-эмигрантами и рассказы об их опыте во время гражданской войны в Испании , который Ван отметил параллели с вьетнамским опытом, заставили его навсегда дистанцироваться от большевизма , критикуя коммунистические партии как стремящиеся сформировать «ядро нового правящего класса и не создадут ничего, кроме новой системы эксплуатации». [64] Ван нашел политический дом в Международной ассоциации трудящихся (IWA), которая поддерживала его критику вьетнамских троцкистских изгнанников, которые продолжали поддерживать Демократическую Республику Вьетнам. [65] Он также присоединился к либертарианской марксистской группе вокруг Максимилиана Рубеля и познакомился с работами Фридриха Ницше , который ранее вдохновлял индивидуалистическую анархистскую философию Нгуен Ан Нинь . [66] Позже Ван принял участие в захвате фабрики во время событий мая 1968 года . [67] Он вышел на пенсию через несколько лет после падения Сайгона и воссоединения Вьетнама [ и, наконец, смог вернуться на родину в 1998 году, где он отметил, что вьетнамские рабочие «до сих пор не пользуются коллективной собственностью на средства производства, а также иметь] ни времени для размышлений, ни возможности принятия собственных решений, ни средств самовыражения». [68]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хо Тай 1992 , с. 4
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хо Тай 1992 , с. 188
  3. ^ Хо Тай 1992 , с. 189
  4. ^ Дирлик, Ариф (25 ноября 2019 г.). «Анархизм во Вьетнаме и Корее» . Во Франклине Роузмонте (ред.). Британская энциклопедия . Британская энциклопедия, Inc. Дата обращения 15 мая 2021 г.
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хо Тай 1992 , с. 58
  6. ^ Хо Тай 1992 , стр. 58–59
  7. ^ Хо Тай 1992 , с. 59
  8. ^ Хо Тай 1992 , с. 60
  9. ^ Хо Тай 1992 , стр. 60–1
  10. ^ Хо Тай 1992 , с. 61
  11. ^ Хо Тай 1992 , стр. 61–62
  12. ^ Хо Тай 1992 , с. 62
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хо Тай 1992 , с. 63
  14. ^ Хо Тай 1992 , с. 57
  15. ^ Хо Тай 1992 , с. 74
  16. ^ Хо Тай 1992 , с. 73
  17. ^ Хо Тай 1992 , стр. 73–74
  18. ^ Хо Тай 1992 , с. 78
  19. ^ Хо Тай 1992 , стр. 81–82
  20. ^ Хо Тай 1992 , стр. 82–83
  21. ^ Хо Тай 1992 , с. 84
  22. ^ Хо Тай 1992 , стр. 63–64
  23. ^ Хо Тай 1992 , с. 64
  24. ^ Хо Тай 1992 , с. 66
  25. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хо Тай 1992 , с. 67
  26. ^ Хо Тай 1992 , стр. 66–67
  27. ^ Хо Тай 1992 , стр. 84–86
  28. ^ Хо Тай 1992 , с. 86
  29. ^ С 2010 года , стр. 40–42
  30. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хо Тай 1992 , с. 171
  31. ^ Хо Тай 1992 , стр. 171–172
  32. ^ Хо Тай 1992 , с. 172
  33. ^ Хо Тай 1992 , с. 173
  34. ^ Хо Тай 1992 , стр. 173–174
  35. ^ Хо Тай 1992 , с. 175
  36. ^ Хо Тай 1992 , стр. 176–178
  37. ^ Хо Тай 1992 , с. 186
  38. ^ Хо Тай 1992 , стр. 186–187
  39. ^ Хо Тай 1992 , с. 187
  40. ^ Хо Тай 1992 , стр. 187–188
  41. ^ Хо Тай 1992 , с. 190
  42. ^ Хо Тай 1992 , с. 191
  43. ^ Хо Тай 1992 , стр. 191–192
  44. ^ Хо Тай 1992 , с. 192
  45. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хо Тай 1992 , с. 193
  46. ^ Хо Тай 1992 , с. 194
  47. ^ С 2010 г. , с. 55
  48. ^ Гоща 2016 , с. 255
  49. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Александр 1991 , стр. 961–962.
  50. ^ Тейлор 2013 , с. 515
  51. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Трагер 1959 , с. 142
  52. ^ Александр 1991 , с. 964
  53. ^ Данн 1985 , с. 7
  54. ^ С 2010 г. , с. 161
  55. ^ С 2010 года , стр. 81, 156, 168
  56. ^ Хант 2016 , с. 125
  57. ^ Хант 2016 , с. 124
  58. ^ Чиу 1986 , с. 301
  59. ^ Чиу 1986 , с. 309
  60. ^ Чиу 1986 , стр. 311–312
  61. ^ С 2010 г. , с. 125
  62. ^ С 2010 г. , с. 131
  63. ^ С 2010 года , стр. 155–159
  64. ^ С 2010 г. , с. 2
  65. ^ С 2010 г. , с. 199
  66. ^ С 2010 года , стр. 79–80
  67. ^ С 2010 года , стр. 207–216
  68. ^ Ван 2010 , стр. xvii–xviii.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0c0a1a1b710a7a9b698f061c171300a8__1720275240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0c/a8/0c0a1a1b710a7a9b698f061c171300a8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Anarchism in Vietnam - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)