Вьетнамский национализм
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Вьетнамский национализм ( вьетнамский : chủ nghĩa dân tộc Việt Nam , или chủ nghĩa quốc gia Việt Nam ) — форма национализма , которая утверждает Вьетнам как суверенное государство и объединяет вьетнамских граждан в нацию . Он охватывает широкий спектр идей и чувств, присущих вьетнамским этническим группам (в основном кинь ) в отношении национальной идентичности и интересов . [ нужна ссылка ]
Некоторые современные националистические концепции во Вьетнаме были сосредоточены на Китае, где антикитайские настроения во Вьетнаме разжигались в различных формах, от споров в Южно-Китайском море до культурных и исторических обид , и на каком-то этапе нахождение монгольского и маньчжурского правления «менее цивилизованным». или ему пришлось дать отпор нескольким династиям с севера, приютив беженцев Сун и Мин из-за этих империй. [1] [2] Национализм, пропагандировавший антифранцузскую направленность [3] взгляды также были заметными в прошлом. Нынешняя правительственная пропаганда Вьетнама также рассматривается как синтез социализма и национализма. [4] Длительные периоды иностранного господства также породили опасения, что Вьетнам может быть «отвоеван», что также имеет тенденцию служить топливом для вьетнамского национализма. [5] [6]
История
[ редактировать ]доисторический
[ редактировать ]Полумифические фигуры, такие как короли Хун до китайского правления на юге Китая и северном Вьетнаме с 2879 по 258 годы до нашей эры, сыграли роль в формировании Вьетнама как отдельной нации в современную эпоху. Такие мифы о происхождении использовались вьетнамской элитой еще в 15 веке как катализатор формирования идентичности и объединения в рамках имперского государства. Во времена французского правления и в ранний национальный период эти мифы были интегрированы в официальную историографию Дай Вьета . [7]
Националистическая историография
[ редактировать ]На историографию Вьетнама под властью Китая оказало существенное влияние французская колониальная наука и вьетнамская постколониальная национальная история. В XIX веке французы продвигали точку зрения, что Вьетнам имеет мало собственной культуры и почти полностью заимствовал ее у Китая, что было по большей части ошибочным, поскольку источником вьетнамской культуры была культура Донгшон до того, как она была китаизирована. Они сделали это, чтобы попытаться оправдать европейское колониальное правление во Вьетнаме. Изображая вьетнамцев просто как заёмщиков цивилизации, французские колонизаторы поставили себя в историческую парадигму «переноса цивилизации» в «отсталый регион» мира. Французский ученый Леонар Оруссо утверждал, что Вьетнам не только заимствовал культурные и политические заимствования у Китая, но и население Вьетнама также было прямым результатом миграции из штата Юэ в Китае. Этой линии мысли придерживался Джозеф Баттингер, автор первой англоязычной книги по истории Вьетнама. Он считал, что для борьбы с китайцами вьетнамцы должны стать похожими на китайцев. [8]
Национальная школа вьетнамской истории изображает этот период в «воинственном, националистическом и очень современном видении, благодаря которому возник гипотетический субстрат первоначального Вьетнама, который чудесным образом сохранился на протяжении тысячелетия китайского присутствия». [8] Национальная вьетнамская история изображает китайцев коррумпированным и жаждущим прибыли народом и всего лишь первой из иностранных колонизирующих империй, которые в конечном итоге были изгнаны из Вьетнама. По словам Кэтрин Чёрчман, это не совершенно новая историческая традиция, а ее переписывание или обновление, и она уходит корнями в Дай Вьет , который позиционировал себя как Южная империя, равная Северной Империи (Китаю). Литераторы дайвьетов династий Трун и Ле искали древнее происхождение своей автономии до китайского правления и проследили свою генеалогию до Триу Да или полулегендарной династии Хонг Банга . Они зафиксировали, что Северная империя потерпела поражение из-за неуважения этих взглядов. Однако такие ученые, как Нхи Хоанг Тхук Нгуен, утверждают, что «образ маленькой страны, последовательно отражающей культурную силу Китая, является недавним постколониальным сооружением середины 20-го века». [1] [9] Работы японских ученых 1970-х годов, а также англоязычные работы 1980-х годов приняли элементы национальной школы. Катакуры Минору «Тюгоку сихайка-но бетанаму» подчеркивает врожденные особенности вьетнамского народа. В книге Кейта Тейлора «Рождение Вьетнама» (1983) утверждается четкая преемственность от полулегендарных королевств на равнине Красной реки до основания Дай Вьета, которое стало результатом тысячелетней борьбы против китайцев, кульминацией которой стало восстановление Вьетнамский суверенитет. В книге Дженнифер Холмгрен « Китайская колонизация Северного Вьетнама» используются китаизация и вьетнамизация как термины для обозначения политических и культурных изменений в различных направлениях. Работы, следующие национальной школе вьетнамской истории, задним числом относят вьетнамское групповое сознание к прошлым периодам ( эпоха Хань - Тан ) на основе свидетельств более поздних эпох. Национальная школа вьетнамской истории практически не изменилась с 1980-х годов и стала национальной ортодоксальной. [10]
Аргументы в пользу внутренней, трудноразрешимой и отчетливо выраженной вьетнамской идентичности Юго-Восточной Азии на равнине Ред-Ривер на протяжении всей истории были классифицированы Кэтрин Черчман как контекст , культурная преемственность и сопротивление . [11] Контекст относится к преуменьшению сходства между Вьетнамом и Китаем, но при этом подчеркивается идентичность Вьетнама в Юго-Восточной Азии в постколониальный период. Культурная преемственность относится к внутреннему вьетнамскому «культурному ядру», которое всегда существовало на равнине Красной реки с незапамятных времен. Сопротивление — это национальная борьба вьетнамского народа против иностранных агрессоров. Сторонники этого исторического повествования, такие как Нгуен Хак Вьен, характеризуют историю Вьетнама под китайским правлением как «стойкое народное сопротивление, отмеченное вооруженными восстаниями против иностранного господства», в то время как оппоненты, такие как Черчман, отмечают отсутствие доказательств, анахронизмы, языковые проблемы. , приверженность китайским политическим и культурным нормам, а также сходства и различия с другими народами, находящимися под властью Китая. [12]
Вьетнамский национальный нарратив ввел анахронизмы, чтобы доказать единое вьетнамское национальное сознание. Слово вьет/юэ часто используется для обозначения этнической группы, хотя на протяжении всей истории оно имело различные значения. В период Хань-Тан не существовало терминологии для описания китайско-вьетнамской дихотомии, а также не было термина для описания сплоченной группы, населявшей территорию между Жемчужной и Красной реками. [13] В период Тан коренные жители Аннана или округа Цзинхай назывались дикими людьми (дикими варварами), ли или аннамцами (народ Аннана). [14] [15] Кроме того, национальная история имеет тенденцию иметь узкий взгляд, ограниченный современными национальными границами, что приводит к выводам об исключительности. Хотя это правда, что политическая ситуация на равнине Красной реки была менее стабильной, чем в Гуанчжоу на севере, такие обстоятельства не ограничивались этим районом. Вьетнамский национальный нарратив задним числом связывает любые местные восстания, возникновение местных династий и их местную автономию с мотивом стремления к национальной независимости. [16] Язык также использовался как свидетельство особой вьетнамской идентичности в период Хань-Тан. Однако некоторые исследования указывают на формирование вьетнамского языка только позже, в результате креолизации и языкового сдвига с участием среднекитайского языка . [11]
Южный прогресс
[ редактировать ]Начиная с 20-го века под эгидой национализма , современная вьетнамская историография ввела термин нам тин для обозначения того, что они считали постепенным и неизбежным расширением вьетнамских владений на юг. [17] [18] Нам Тьен стал одной из доминирующих тем повествования, созданного вьетнамскими националистами в 20 веке, наряду с акцентом на некитайское происхождение и вьетнамскую однородность. [19] : 7 В рамках вьетнамского национализма это послужило романтической концептуализацией вьетнамской идентичности, особенно в Южном Вьетнаме и современном Вьетнаме . [20]
В период правления династии Нгуен император Гиа Лонг заявил, что «Hán di hữu hạn» (漢夷有限, «вьетнамцы и варвары должны иметь четкие границы»), проводя различие между кхмерами и вьетнамцами. [21] Император Минь Монг , сын Джиа Лонга, заявил относительно того, что вьетнамцы принуждают этнические меньшинства следовать китайско-вьетнамским обычаям: «Мы должны надеяться, что их варварские привычки подсознательно рассеются и что они с каждым днем будут все больше заражаться Хань [Цивилизованные] обычаи». [22] Династия Нгуен, находившаяся под этим влиянием, когда-то считала себя « Хан нхан » (цивилизованными людьми). [23] [24]
Вьетнамский антиколониальный период
[ редактировать ]После того, как французы начали править Вьетнамом ( Французским Индокитаем ), вьетнамский национализм стал движимым чувством антиколониализма, поскольку появились доказательства французских зверств во Вьетнаме. [25] Французы стремились привнести христианство во Вьетнам, но правители относились к этой религии с подозрением, а французские миссионеры были казнены, что привело к войне между Францией и Вьетнамом и, в конечном итоге, к завоеванию Вьетнама под властью Франции. [26] Первоначально были попытки «модернизировать» Вьетнам с использованием западного образа мышления через Францию. [27] Однако репрессивное колониальное правление создало раскол между буржуазией и угнетенным крестьянским классом Вьетнама, в результате чего такие лидеры, как Хо Ши Мин , выступили против французского колониального правления и нашли коммунизм заманчивым во время своего пребывания за границей, полагая, что его можно использовать для освобождения. вьетнамский народ. [28] Хотя Хо Ши Мин и по сей день остается почитаемым и вызывающим споры, существовали аргументы в пользу того, что Хо Ши Мин по своей сути был вьетнамским националистом, обратившимся к коммунизму. [29] [30] [31] [32] [33] Сочетание французского колониализма с последующей временной японской оккупацией и новой попыткой французского колониализма еще больше стимулировало вьетнамский национализм и, наконец, независимость от иностранных держав. [34]
Вьетнамская война и современная эпоха
[ редактировать ]Во время войны во Вьетнаме вьетнамский национализм был разделен между китайским и союзным Советскому Союзу Северным Вьетнамом , а также США и поддерживаемым Западом Южным Вьетнамом . [35] Споры продолжаются и по сей день: коммунистические символы или нынешний флаг Вьетнама вызвали разногласия внутри зарубежной диаспоры Южного Вьетнама, в то время как флаг Южного Вьетнама подвергается пренебрежению во Вьетнаме, контролируемом коммунистами. [36] [37]
Современный вьетнамский национализм
[ редактировать ]Экономика
[ редактировать ]Среди вьетнамцев растет движение, бойкотирующее китайскую продукцию, использующее вместо нее продукцию вьетнамского производства или склоняющееся к предпочтению продукции японского или западного производства китайской продукции. «Сделано в Китае» можно рассматривать как дешевую продукцию массового производства, но иногда и низкого качества. [38] Торговая война между Китаем и США, начавшаяся с 2018 года, также сделала другие страны бенефициарами торговой войны. [39] [40] [41]
Территориальный
[ редактировать ]Спорные споры о Южно-Китайском море (во Вьетнаме называемые Восточным морем) могут стать горячей точкой для возникновения национализма. [42] Фильм о Барби был запрещен из-за предполагаемых рисунков, напоминающих 9- или 11-пунктирные линии. [43]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Нхи Хоанг Тхук Нгуен (2017). «Антикитайские настроения в современном Вьетнаме: построение национализма, новой демократии и использование «другого» » (PDF) . Тринити-университет . Проверено 21 января 2021 г.
- ^ Балданза, Кэтлин, изд. (2016), «Краткая история Аннана» , Минский Китай и Вьетнам: переговоры о границах в Азии раннего Нового времени , Кембридж: Cambridge University Press, стр. 15–48, doi : 10.1017/CBO9781316440551.004 , ISBN 978-1-107-12424-0 , получено 14 октября 2023 г.
- ^ Манхолланд, Дж. Ким (декабрь 1975 г.). «Французский ответ вьетнамскому националистическому движению, 1905–1914 годы» . Журнал современной истории . 47 (4): 655–675. дои : 10.1086/241371 . S2CID 145604977 . Проверено 8 февраля 2021 г.
- ^ Моисей 1988 , с. 9.
- ^ «Восстановление опустошенных внутренних лесов Южного Вьетнама» . 1978 год . Проверено 26 декабря 2023 г.
- ^ Балданза, Кэтлин, изд. (2016), «Минский Китай и Вьетнам» , Минский Китай и Вьетнам: переговоры о границах в Азии раннего Нового времени , Кембридж: Cambridge University Press, стр. i, ISBN 978-1-107-12424-0 , получено 30 октября 2023 г.
- ^ Нгуен, Дьеу Тхи (2013). «Мифографическое путешествие в современность: текстовые и символические трансформации мифов-основателей королей Хун» . Журнал исследований Юго-Восточной Азии . 44 (2): 315–337. дои : 10.1017/S002246341300009X . ISSN 0022-4634 . JSTOR 43863030 . S2CID 162651203 .
- ^ Jump up to: а б Черчман 2016 , с. 24.
- ^ Рид и Тран 2006 , с. 5.
- ^ Черчман 2016 , с. 24-25.
- ^ Jump up to: а б Черчман 2016 , с. 27.
- ^ Черчман 2016 , с. 27-29.
- ^ Черчман 2016 , с. 26.
- ^ Шафер 1967 , с. 53.
- ^ Тейлор 1983 , с. 149.
- ^ Черчман 2016 , с. 26-27.
- ^ Рид, Энтони; Тран, Нхунг Тайет (2006). Вьетнам: истории без границ . Университет Висконсина Пресс. п. 7. ISBN 978-1-316-44504-4 .
- ^ Марр, Дэвид Г. (2013). Вьетнам: государство, война и революция (1945–1946) . Книга Филиппа Э. Лилиенталя. Том. 6 книги «От Индокитая до Вьетнама: революция и война в глобальной перспективе» (иллюстрированное издание). Издательство Калифорнийского университета. п. 123. ИСБН 978-0520274150 . ISSN 2691-0403 .
- ^ Тран, Нхунг Тайет; Рид, Энтони , ред. (2006). Вьетнам: истории без границ . Университет Висконсина Пресс . ISBN 9780299217730 .
- ^ Пелли, Патрисия М. (2002). Постколониальный Вьетнам: новые истории национального прошлого . Издательство Университета Дьюка. п. 241. ИСБН 978-0-822-32966-4 .
- ^ Чой Бён Ук (2004). Южный Вьетнам под властью Минь Монга (1820–1841): центральная политика и местная реакция . Публикации ПДУЭР. стр. 34–. ISBN 978-0-87727-138-3 .
- ^ А. Дирк Мозес (1 января 2008 г.). Империя, колония, геноцид: завоевание, оккупация и сопротивление подчиненных в мировой истории . Книги Бергана. стр. 209–. ISBN 978-1-84545-452-4 .
- ^ «Отношения Вьетнама и Чампы и малайско-исламская региональная сеть в 17–19 веках» . 17 июня 2004 г. Проверено 19 ноября 2017 г. . [ мертвая ссылка ]
- ^ Вудсайд, Александр (1971). Вьетнам и китайская модель: сравнительное исследование вьетнамского и китайского правительства в первой половине девятнадцатого века . Азиатский центр Гарвардского университета. стр. 8–. ISBN 978-0-674-93721-5 .
- ^ «Инь и Ян вьетнамского национализма: мысли Фан Чау Триня и Фан Бой Чау о независимости Вьетнама» . Вьетнамский журнал . 12 октября 2021 г. Проверено 8 октября 2023 г.
- ^ Луонг, Хи Ван (01 января 2015 г.), «Вьетнамская революция» , в книге Райт, Джеймс Д. (редактор), Международная энциклопедия социальных и поведенческих наук (второе издание) , Oxford: Elsevier, стр. 95 –99, ISBN 978-0-08-097087-5 , получено 29 сентября 2023 г.
- ^ Гоша, Кристофер (1 января 2004 г.). « Современный варвар»: Нгуен Ван Винь и сложность колониальной современности во Вьетнаме» . Европейский журнал восточноазиатских исследований . 3 (1): 135–169. дои : 10.1163/1570061033004758 . ISSN 1568-0584 .
- ^ Сингх, Судхир Кумар (2009). «Хо Ши Мин и борьба Вьетнама за свободу» . Труды Индийского исторического конгресса . 70 : 795–801. ISSN 2249-1937 . JSTOR 44147726 .
- ^ Мойзе 1988 , стр. 6–22.
- ^ «МОЖНО ЛИ МЫ ИЗБЕЖАТЬ ВЬЕТНАМА» . Нью-Йорк Таймс . 11 января 1981 г. ISSN 0362-4331 . Проверено 29 сентября 2023 г.
- ^ «США проигнорировали просьбы Хо Ши Мина о помощи, говорится в статье Monitor» . Нью-Йорк Таймс . 30 июня 1971 г. ISSN 0362-4331 . Проверено 29 сентября 2023 г.
- ^ «Вехи: 1953–1960 — Кабинет историка» . History.state.gov . Проверено 29 сентября 2023 г.
- ^ Беккер, Элизабет (9 июня 2021 г.). «Тайны и ложь войны во Вьетнаме, раскрытые в одном эпическом документе» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 29 сентября 2023 г.
- ^ «BBC - История - Исторические личности: Хо Ши Мин (1890-1969)» . www.bbc.co.uk. Проверено 30 сентября 2023 г.
- ^ Янг, Стивен Б. (10 марта 2018 г.). «Мнение | Кто были настоящими националистами во Вьетнаме?» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 8 октября 2023 г.
- ^ «Правительство Вьетнама протестует против выпуска австралийской памятной монеты» . thediplomat.com . Проверено 8 октября 2023 г.
- ^ Нгуен, Куок Тан Чунг (9 марта 2023 г.). «Реакция на звезду K-pop Ханни показывает, что Вьетнам все еще борется с наследием войны» . Разговор . Проверено 8 октября 2023 г.
- ^ «Вьетнамские потребители сопротивляются Китаю, а чиновники пытаются ужиться» . VOA . 25 августа 2017 г. Проверено 29 сентября 2023 г.
- ^ Лондон, Королевский колледж. «Торговая война между сверхдержавами дает неожиданный импульс развитию Вьетнама» . физ.орг . Проверено 29 сентября 2023 г.
- ^ «США улучшают отношения с Вьетнамом, поскольку Байден критикует Китай за «изменение правил» » . Никкей Азия . Проверено 29 сентября 2023 г.
- ^ кмэнке (23 августа 2023 г.). «В торговой войне между США и Китаем страны-свидетели увеличивают экспорт» . Обзор Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Андерсона . Проверено 29 сентября 2023 г.
- ^ Ханна, Аиша (01 июня 2014 г.). «Сведет ли национализм на нет экономический успех Азии?» . Параг Кханна . Проверено 8 октября 2023 г.
- ^ Шенхерр, Джордан Ричард (6 июля 2023 г.). «Что запрет Вьетнама на фильм о Барби говорит нам о китайской политике убеждения» . Разговор . Проверено 8 октября 2023 г.
Библиография
[ редактировать ]- Гиймо, Франсуа (2012) [2009]. «Размышления о революционном национализме во Вьетнаме: политические идентичности и особые маршруты в поисках гипотетического «третьего пути»». Муссоны (13–14) (онлайн-изд.): 174–184. дои : 10.4000/муссоны.1043 .
- Миллер, Эдвард (2017). «Пути к власти». В Уорде, Джеффри К.; Бернс, Кен (ред.). Война во Вьетнаме: интимная история . Кнопф. стр. 44–49.
- Мойс, Эдвин Э. (1988). «Национализм и коммунизм во Вьетнаме». Журнал исследований третьего мира . 5 (2). Университетское издательство Флориды: 6–22. JSTOR 45193059 .
- Ву, Туонг (2007). «Вьетнамские политические исследования и дебаты о вьетнамском национализме». Журнал вьетнамских исследований . 2 (2): 175–230. дои : 10.1525/vs.2007.2.2.175 .
- Ву, Туонг (2014). «Партия против народа: антикитайский национализм в современном Вьетнаме». Журнал вьетнамских исследований . 9 (4): 33–66. дои : 10.1525/vs.2014.9.4.33 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Нгуен Хак Нгу (1991a). Национальные партии в изгнании 1946–1950: Конференция Хуонг Цан, 9 сентября 1947 г. Монреаль, Канада: Исследовательская группа по истории и географии.
- Нгуен Хак Нгу (1991b). Бао Дай, Национальные партии и формирование национального правительства . Монреаль, Канада: Исследовательская группа по истории и географии.
- Диссертации
- Тран, Ну-Ань (2013). Спорные идентичности: национализм в Республике Вьетнам (1954–1963) (докторская диссертация). Калифорнийский университет, Беркли.
- Нго, Лан А. (2016). Нгуен – католическая история (1770–1890-е годы) и зарождение вьетнамской католической национальной идентичности (докторская диссертация). Джорджтаунский университет.
- Рейли, Бретт (2018). Истоки гражданской войны во Вьетнаме и государство Вьетнам (докторская диссертация). Университет Висконсина-Мэдисона.