Jump to content

Чувашский национализм

Флаг Чувашии

Чувашский национализм или чувашское национальное движение ( чувашский : Чӑваш наци юмӑхӗ ) — это убеждение в том, что чувашский народ составляет нацию, а также борьба среди чувашского народа за равноправие. Стихийные элементы чувашского национализма проявлялись, начиная с XVI века, в различных формах социальных выступлений. Уклонение от уплаты налогов и пошлин, локальные вооруженные действия местного значения, подача петиций властям, отход в слабоподконтрольные государству регионы, участие в широкомасштабных антиправительственных выступлениях, упорное сопротивление массовой христианизации (см. Томеев О., Бунт Разина , Бунт Пугачева , Комиссия подполковника А.И. Свечина, Шурчинский бунт ) явились свидетельством протестного потенциала этноса. [1]

Начало единения чувашского народа

[ редактировать ]
Депутаты II Государственной Думы от Казанской губернии
Standing: Grigory Petrukhin , Aleksandr Fyodorov , Sadri Maksudi Arsal , Gumer Musin ;
sitting: Zinoviy Talantsev , Mikhail Baturov , Mikhil Kapustin , Dmitry Kushnikov Safiulla Maksyutov

Реформы Александра II и связанные с ними социально-экономические, политические и духовные преобразования открыли новую эпоху в истории народов Поволжья . Значимым фактором национальной мобилизации чувашского народа стала либерализация общественно-политической жизни, связанная с расширением граждан, как в правовой, так и в образовательной сфере. Николай Ильминский , Николай Золотницкий , Иван Яковлев , Илья Ульянов , Симбирская чувашская школа сыграла важную роль в развитии школьного дела и культуры среди чувашского населения. Социально-экономические сдвиги и изменения во второй половине XIX века нашли отражение в общественном сознании. Они подготовили идеологическую основу для возникновения чувашского национализма, формулирования его лозунгов, политических интересов и требований.

На рубеже XIX века чувашский народ консолидировался. Объединяющим их стал чувашский язык , сросшийся до единого литературного языка, профессиональная культура, возникновение национальной интеллигенции. Язык и культура, общность чувашского народа поддерживались компактным проживанием большинства людей на общей территории. и основе процессов На этноконсолидации Рост сознательности чувашей в начале 20 века положил начало организованному чувашскому националистическому движению.

В первом десятилетии XX века национальное движение чувашского народа перешло от ранней фазы, характеризующейся появлением народных просветителей, патриотических деятелей образования и культуры, которые занимались изучением языка, истории и культуры. народа, ко второй фазе, связанной с распространением самосознания среди чувашей. Третий этап чувашского национализма завершился массовым движением с открытыми политическими лозунгами и сетью национальных организаций, сформировавшихся за этническое освобождение в 1917 году.

Чувашский национализм в революции 1905 года.

[ редактировать ]

Национальное движение народов Поволжья было ускорено Русской революцией 1905 , переплетшей общественно-политические, экономические и национальные противоречия и конфликты. Идеи национального подъема носила, прежде всего, молодая чувашская интеллигенция, представленная учителями, священниками и юристами. Многие были воспитанниками Симбирской чувашской учительской школы, но не могли удовлетвориться теми целями и задачами, которые ставил тогда Иван Яковлев. Подавляющее большинство представителей чувашской интеллигенции разделяли идеи партии эсеров, имевшей самое сильное влияние на чувашское население из всех революционных движений Поволжья, — в этой среде сформировались идеология и руководство чувашского национализма. Чувашские эсеры требовали национально-культурной автономии. Издание газеты «Хыпар» (январь 1906 г.) способствовало сплочению авангардных сил нации, пониманию путей социального и культурного возрождения народа. Газета «Хыпар» стояла у истоков отечественной журналистики, что свидетельствовало о значительном сдвиге в чувашской общественной мысли, диапазон которой расширился от просветительских до общественно-политических, государственно-правовых взглядов. Газета сыграла свою роль на выборах в Госдуму. Парламентарии Чувашии (Ю. А. Абрамов, Н. П. Ефремов, Д. А. Кушников, К. В. Лаврский, И. И. Соколов, З. М. Таланцев, А. Ф. Федоров) независимо от партийной принадлежности в своей парламентской деятельности выступали за развитие просвещения, в защиту национального равноправия.

В ходе революции 1905—07 движение превратилось в чувашское крестьянство, в котором аграрный вопрос выдвигался с общественно-политическими и национальными требованиями — гражданских прав и свобод, равенства языков, обучения на родном языке, избрания судей местного населения, использование чувашского языка в судопроизводстве, формирование местного управления с учетом национального состава населения и т. д. В 1905–07 на арену чувашства выходят новые силы в лице молодежи и политических радикалов. общественной жизни, дополняя концепцию национального объединения на основе всестороннего образования и культуры с упором на рост политического сознания, классовую борьбу за социальное освобождение чувашского народа. Качественные изменения произошли в чувашской общественно-политической мысли, которая, опираясь на просветительские и либеральные идеи, имела общую тенденцию к формированию национальной идеологии и не выходила за рамки требования культурной и национальной автономии. Идею территориальной автономии высказывали лишь некоторые деятели чувашской культуры (И. Н. Юркин, Г. А. Кореньков).

После Февральской революции

[ редактировать ]

Развитие чувашского национализма после Февральской революции 1917 года первоначально шло в рамках многонациональных территориальных образований народов Волго-Камья, сложилась общая форма организации-общества (затем Союз малых народностей Поволжья). и съезды малых народностей Поволжья. Первые национальные чувашские объединения начали возникать весной 1917 г.: 27 марта было создано Уфимское чувашское национальное общество под председательством Г. И. Комиссарова; к лету сложилась сеть чувашских национальных организаций, в которую входили не только губернские, но и уездные и сельские.

Национальный подъем был своего рода преобразованием в церковной жизни. Ряд священнослужителей стали активными деятелями чувашского национализма (П. П. Шленкин, Д. Ф. Филимонов, Т. А. Земляницкий, Г. Т. Тихонов, А. С. Иванов, К. П. Прокопьев и др.). В качестве основных требований они выдвинули: назначение чувашских священников на чувашские приходы, введение родного языка в церковное богослужение, учреждение должности чувашского епископа.

Возрожденный 1 мая 1917 года, «Хипар» стал рупором чувашского национализма, призывая к единству всех чувашей.

Отличительной чертой послефевральского периода стала радикальная демократизация существующих и появление новых политических институтов в стране. они неизбежно были наполнены этническим содержанием. Чуваши впервые в истории были избраны председателями Гражданской, Чебоксарской и Ядринской земских управ. Существовали альтернативные формы массового участия чувашского населения в общественно-политических жизнесоветах депутатов, крестьянских съездах и союзах, воинских организаций и т. д.

Наиболее ярко национальная специфика проявилась в деятельности уездных крестьянских съездов, на которых поднимались и обсуждались вопросы национального самоопределения народов, административно-территориального устройства России. Национально ориентированными были объединения чувашских военнослужащих (чувашские военные комитеты и земляки), в их среде зарождалось новое поколение политических лидеров (А.Д. Краснов, Д.П. Петров, Г.Т. Титов и др.). Многообразие форм кувашского национализма после Февральской революции отразилось и на других общественных объединениях, таких как союзы учителей, Союз чувашских студентов и др. Они не ставили перед собой программу национальных и политических целей, а формировали социальное пространство для развития. социальных и гражданских инициатив чувашского общества.

Февраль 1917 г. резко стимулировал многопартийность, выдвинув на первый план либеральные и социалистические партии, которые в своих программах неизбежно должны были четко формулировать видение и пути решения национальных проблем. Политические партии, за исключением черной сотни, действующие в Чувашской области, выдвигают требование автономии в составе Российского государства, преобразованной в демократическую или федеративную. Руководители эсеров в качестве программных целей партии летом 1917 года выдвинули лозунги демократической республики с перспективой преобразования в федеративное государство с наступлением соответствующих социально-политических условий, национально-культурных автономия чувашей, пропорционально-национальное представительство в выборных органах власти.

Стратегия национального подъема и идеологическая платформа чувашского национального движения были приняты на Всечувашском национальном форуме в июне 1917 года в Симбирске, на котором были избраны члены Чувашского национального общества.

После Октябрьской революции

[ редактировать ]

Свержение Российской республики и переход власти в руки коалиции большевиков и левых эсеров в октябре 1917 создали новую конфигурацию политических сил в стране. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика в своих декретах провозгласила право народов России de jure на свободное самоопределение до образования независимого государства.

Во многом под влиянием этого обстоятельства в конце 1917 года национальные лидеры татар и башкир выдвинули план региональной автономии Среднего Поволжья и Урала (Волго-Уральское государство, Урало-Волжское государство, Среднее Поволжье и Южно-Уральское государство, Волжско-Камское государство, Волжско-Уральскую советскую республику или Татаро-Башкирскую советскую республику).

В дискуссиях о его создании основными требованиями представителей Чувашии были равенство и суверенитет всех ее народов и всякая национально-культурная автономия; сформированное государство рассматривалось как неотделимая часть России, а внутренняя административная единица - как «региона (региональная) федеративная республика национальностей». Окончательная позиция в спорах о Татаро-Башкирской Советской Республике была выражена на Всечувашском рабоче-крестьянском съезде (июнь 1918 г.), выступавшим против включения чувашского населения.

В феврале-марте 1918 г. в чувашском национальном движении произошел раскол на левые и правые группы, который в конечном итоге завершился победой левых. В число левых входили эсеры, Чувашская эсеровская партия, а также беспартийные солдаты, учителя и студенты, поддерживавшие большевиков. Члены левого блока отобрали у правых эсеров имущество редакции газеты «Хыпар» и начали издавать новую типографию «Канаш». 5 марта был образован Чувашский левый социалистический комитет, по его инициативе открыт Комиссариат по чувашским делам при Казанской губернской управе.

Окончательное размежевание чувашских националистических лидеров произошло летом 1918 года, когда большая группа национальных деятелей, чувашских делегатов Учредительного собрания (Г. Ф. Алунов, С. Н. Николаев, Д. П. Петров, Г. Т. Титов, И. В. Васильев) перешла на сторону антисоветской партии. лагерь. Однако движение продолжало свое организационное оформление в форме советско-партийных организаций. В 1918–19 в Казани, Симбирске, Самаре. и Саратовской губерниях возникли чувашские подотделы в губернских отделах Исполкомов Советов, созданы соответствующие секции при губернских комитетах РКП(б); Чувашские подразделения (отделения) действовали также при политотделах штаба Красной Армии и реввоенсоветах. Центральным советским учреждением был Чувашский отдел при Наркомате по делам национальностей РСФСР, возглавляемый Д.С. Эльменом.

Chuvash autonomy

[ редактировать ]

Начиная со 2-й Полины 1918 года чувашские националистические лидеры стали склоняться к идее национально-территориальной автономии - создания чувашской административно-территориальной единицы. Документирован проект образования Чувашской трудовой коммуны. Идея организации отдельной национально-территориальной единицы чувашского народа нашла свое воплощение в создании Чувашской автономной области с последующим преобразованием ее в Чувашскую АССР.

Существовала сеть национальных учебных заведений в Башкирии, Татарстане, Симбирской, Самарской и других губерниях. Чувашские газеты выпускались в Самаре и Казани. Для чувашей по всему Советскому Союзу «Голос трудящихся» в Москве издавалась газета на чувашском языке. В Башкирии, Симбирской губернии, Татарской АССР, Саратовской губернии, Казахстане и Сибири были образованы чувашские национальные административно-территориальные единицы. В 1920-е годы существовала сеть чувашских представительств в центральных партийных и советских органах и учреждениях.

Отказ от НЭПа и приход к власти И.В. Сталина сопровождались свертыванием демократических процессов в сфере национальных отношений: с начала 1930-х гг. преобладала тенденция к объединению. Национальное стало трактоваться как националистическое и противопоставленное международному. Сеть чувашских представительств в Москве была ликвидирована, а издание центральной газеты на чувашском языке «Коммунар» приостановлено. Под знаменем борьбы с «национализмом» оказался забытый опыт учета интересов всех этнотерриториальных групп чувашей. В официальных документах исчезло упоминание о компактном проживании чувашей за пределами республики, что свернуло процессы коренизации и реализации чувашской языковой политики. В середине 1960-х годов была провозглашена теория стирания национальных различий и слияния национальностей в один «советский народ».

Перестройка

[ редактировать ]

Ситуация в национальных отношениях начала коренным образом меняться в годы перестройки. С конца 1980-х годов чувашский национализм снова приобрел известность. Одной из его организационных форм был Координационный центр поддержки творческой молодежи (КСПД) при Чувашском обкоме комсомола, решение о создании которого было принято в апреле 1987 года. В состав КССМ вошли молодые писатели, художники, актеры, ученые, гуманитарии. и студенты. События ККТМ вызвали острые дискуссии о перспективах поэтического слова, традициях художественно-поэтического авангарда начала ХХ века, статусе родного языка и будущем национальных культур, праве нации на свободную политическую свободу. , экономическое и культурное развитие.

Весной 1988 года группа исследователей ЧНИИ Йельского университета и ЧГУ выступила с инициативой создания Общества И.Я. Яковлева были разработаны программа и Устав общества как народного общественно-политического движения. В числе целей и задач провозглашались нравственное и национальное возрождение общества, объединение национально-культурных стремлений всего чувашского народа независимо от места его проживания, суверенитет Чувашской Автономной Республики в сфере экономики, политики и культуры. сохранение и развитие национальных традиций, придание чувашскому государственному языку, изучение и популяризация наследия И.Я. Яковлев и другие. В республиканских средствах массовой информации состоялась дискуссия, 30 ноября 1988 г. состоялось широкое собрание, посвященное обсуждению программных целей и задач Яковлевского общества.

Инициатива встретила сопротивление со стороны чувашей. обкома КПСС, а назначенный на апрель 1989 года учредительный съезд был запрещен.

В качестве альтернативы в декабре 1989 года состоялся учредительный съезд Чувашского общественно-культурного центра (ЧГКЦ), председателем которого был избран М. Н. Юхма. В феврале и марте Совет Министров Чувашской АССР утвердил Устав и платформу ЧГКК. В марте 1991 года состоялся учредительный съезд Чувашской партии национального возрождения (Чувашская партия Аталану, ЧАП), программа которого была направлена ​​на достижение экономического и политического суверенитета Чувашии. 9 октября 1992 года состоялся учредительный съезд Чувашского национального конгресса (ЧНК), лейтмотивом которого стала реализация государственного суверенитета в полном объеме. Атнер Хосанги был избран председателем ПНП.

С конца 1980-х годов существуют национально-культурные объединения чувашей в различных регионах России, прежде всего в Поволжье (республики Башкортостан и Татарстан , Ульяновская и Самарская области), где сравнительно компактно проживает наибольшая масса чувашского населения. за пределами территории Чувашии. Различные формы чувашских культурных организаций были созданы в Москве и Санкт-Петербурге , в странах СНГ ( Казахстан , Молдавия , Украина ) и Прибалтике ( Латвия , Эстония ). После принятия российским правительством Закона «О национально-культурной автономии» в 1996 году начала формироваться Чувашская национально-культурная автономия (ЧНКА). По состоянию на 2011 год В России 85 чувашских культурных организаций, в том числе 25 национально-культурных автономий. В 2001 году Федеральная национально-культурная автономия чувашского народа России была утверждена как экстерриториальное общественно-государственное образование.

Большинство чувашских культурных организаций занимаются культурно-просветительской деятельностью, такой как создание фольклорных коллективов, празднование традиционных чувашских праздников, издание газет, фольклорных и исторических книг, инициативы по поддержке чувашского образования (в том числе по изучению чувашского языка). язык и литература), организация чувашских радио- и телепрограмм.

См. также

[ редактировать ]

Литература

[ редактировать ]
  • С.В. Щербаков, "Чувашское национальное движение 1917–1921 годах. Взлёты и падения." /Chuvash national movement of 1917–1921. UPS and downs.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e5560c16123dbc4dd37e4e4e1e8e10bd__1705354980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e5/bd/e5560c16123dbc4dd37e4e4e1e8e10bd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chuvash nationalism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)