татарский национализм
Татарский национализм – это вера в то, что татары должны составлять независимую нацию. Находя историческую основу в Казанском ханстве и русско-татарской вражде, татарский национализм часто синтезировал ислам как национальный аспект. Татарский национализм исторически проявил себя как Государство Идель-Урал , а также Декларация о государственном суверенитете Татарстана независимости страны и период фактической от России в начале 1990-х годов.
Происхождение
[ редактировать ]Историк Сергей Кондрашов назвал татарский национализм имеющим две исторические причины: во-первых, это монгольское вторжение в Киевскую Русь и последующее «монголо-татарское господство над Россией». Во-вторых, это Казанское ханство и его подчинение в ходе русско-казанских войн . Татарский национализм также был разделен между двумя школами мысли, известными как «булгаристы» и «татаристы». Булгаристы считают Волжскую Булгарию историческим истоком современного Татарстана, а Золотая Орда является иностранной, но влиятельной в культурном отношении оккупационной державой. Татаристы же считают Волжскую Булгарию и Золотую Орду равноправными предками современных татар. [1]
После завоевания Россией Средней Азии Татарстан, как и другие страны с мусульманским большинством в составе Российской империи , находился в конфликте между борьбой этнического и религиозного национализма. Исторически, как и другие религиозно-исламские этнические группы внутри Империи, татары называли себя в первую очередь мусульманами, а не присоединялись к этнической или языковой идентичности. Против этого выступил , в частности, Шихабетдин Маркани , который выступал в пользу татарской этнической идентичности. До русской революции татарские активисты, такие как Габдулла Апанаев организовывались в основном в рамках Союза мусульман России . Татарский национализм в то время находился под влиянием прогрессивно настроенного движения джадидов , которое стремилось объединить ислам и западные инновации в отношении образования и других подобных тем. [2]
Русская революция и Советский Союз
[ редактировать ]Русская революция и последовавшая за ней Гражданская война в России привели к серьезным изменениям в развитии татарского национализма. Государство Идель-Урал было создано частично для представления татар, хотя оно просуществовало всего 28 дней, прежде чем было разгромлено Красной Армией . Антикоммунистические националисты, такие как Апанаев, были казнены. [3] После гражданской войны возникла группа мусульманских национал-коммунистов под руководством татарина Мирсаида Султан-Галиева . Начиная с 1920-х годов их постепенно отстраняли от власти в рамках одновременных чисток украинских, среднеазиатских и татарских национал-коммунистов.
Татарская диаспора, включающая значительные общины в Германии, Турции и Китае, была возмущена советским правительством в целом, и некоторые ее члены, такие как Аяз Ишаки, призывали к созданию независимого татарского государства на базе Идель-Урала. Эта пропаганда еще больше разожгла советскую паранойю, и во время Великой чистки многие татары были заключены в тюрьму по обвинению в связях с Султан-Галиевым или Ишаки. В результате Великой чистки большая часть городской интеллигенции Татарстана была арестована, сослана или казнена с началом Второй мировой войны . Крупнейшие города Татарстана были русифицированы .
Вторая мировая война
[ редактировать ]После военных неудач во время операции «Барбаросса» и протестов правительства Турции по поводу обращения с советскими военнопленными-мусульманами, нацистская Германия организовала в 1942 году легион «Идель-Урал». В его состав вошли татары, а также представители других национальностей в регионе Идель-Урал , Идель-Урал. В состав Легиона входили некоторые татарские националисты, и в немецких пропагандистских листовках было указано, что его целью является восстановление государства Идель-Урал как независимого от Советского Союза. Большинство его членов, помимо своего статуса военнопленных, также указали различные причины присоединения, такие как антироссийские настроения , противодействие колхозам , антикоммунизму и религии своих семей. В то время члены Легиона не считали себя принадлежащими к отдельным этническим группам, а состояли как часть одного единого подразделения. [4] Это проявление татарского национализма не включало его лидеров межвоенного периода, таких как Ишаки, который, как и многие его сверстники, относился к немецкому правительству с подозрением и был отодвинут на второй план. [5]
В то же время татары также воевали за Советский Союз и стали национальными героями. Муса Джалиль и его группа Джалиль , будучи частью легиона Идель-Урал, тайно сопротивлялись Германии, а затем перешли обратно на сторону советских войск. было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза за боевую деятельность, а также Ленинская премия за тетрадь Джалилю по настоянию татарской интеллигенции [6]
татарские диссиденты
[ редактировать ]В отличие от многих других национальностей Советского Союза, таких как крымские татары и украинцы , после Второй мировой войны у волжских татар не было столь же хорошо организованного и существенного диссидентского движения. Однако были заметные события инакомыслия среди татар, такие как стихотворение Саликса Баттала 1961 года «Письмо хана Батыя» и призывы повысить статус Татарской Автономной Советской Социалистической Республики до статуса союзной республики . В ответ на предложение Баттала он был исключен из Коммунистической партии Советского Союза . Группа диссидентов из шести человек, известная КГБ как «Группа Айдельдинова», включала Нуриксана Фяттакса , Фуата Вялиева , Габдуллу Шамукова и Фаджека Мёксеметженова и была известна своими националистическими высказываниями . точки зрения. [7]
Независимый Татарстан (1990–1994)
[ редактировать ]На фоне распада Советского Союза татарские политические лидеры стремились утвердиться отдельно от России. Декларация о государственном суверенитете Татарстана , принятая 24 октября 1990 года, определила Татарстан как суверенное государство в составе Советского Союза. [8] Когда Советский Союз распался, Татарстан оказался в состоянии фактической независимости, которую татарские лидеры стремились укрепить с помощью референдума о суверенитете 1992 года и широкомасштабных мероприятий по государственному строительству. Татарский язык и исламское образование были публично возрождены. [9] в то время как мечеть Кул Шариф начала восстанавливаться. [10] Татарский национализм в это время раскололся на умеренный и радикальный лагеря. Радикальная партия «Иттифак» , возглавляемая Фаузией Байрамовой , открыто выступала против джадида, суфизма и европейского ислама , пропагандируя сильные антироссийские настроения и исламский Татарстан. Умеренный Всетатарский общественный центр , с другой стороны, в первую очередь интересовался независимостью татар, а не религиозными вопросами. [11]
В конечном итоге Татарстан подписал соглашение о разделе власти с правительством России в 1994 году. В рамках соглашения Татарстан получил значительные полномочия, которые позже были переданы другим республикам в системе асимметричного федерализма . [12]
С 1994 года
[ редактировать ]С приходом Владимира Путина на пост президента России в 2000 году полномочия Татарстана существенно ослабли в результате процесса централизации. [13] Тем не менее, татарский национализм остается значительной частью политической жизни, в первую очередь в противовес воспринимаемой русской татарофобии . [14] Татарский национализм также иногда вступал в конфликт с русскими, например, во время протеста 2011 года против статуса России в Татарстане. [15]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кондрашов, Сергей (1999). Национализм и стремление к суверенитету в Татарстане, 1988-1992 годы: истоки и развитие . Спрингер. стр. 66–67. ISBN 9781349407521 .
- ^ «Апанаев, Габдулла (1862–1919)» [Апанаев, Габдулла (1862–1919)]. Исламский портал (на русском языке) . Проверено 20 июня 2023 г.
- ^ Фаллер, Хелен М. (1 апреля 2002 г.). «Возврат Казани как форма государственного строительства в Татарстане, Россия». Журнал по делам мусульманских меньшинств . 22 (1): 82 – через Тейлора и Фрэнсиса.
- ^ Gilyazov, Iskander (2005). Легион "Идель-Урал" [ The Idel-Ural Legion ] (in Russian). Kazan: Tatar Book-Publishing House. pp. 9, 14, 18. ISBN 5-298-04052-7 .
- ^ Резунков Виктор (23 апреля 2016 г.). «Драма легиона «Идель- Урал » . Радио Свободная Европа/Радио Свобода (на русском языке) . Проверено 20 июня 2023 г.
- ^ Фарисов, Фарид. «Тайны татарского народа» Книга (на русском языке). Архивировано из оригинала 8 июня 2012 года . Проверено 20 июня 2023 г.
- ^ "Татарские диссиденты" [Tatar dissidents]. Tatarica (in Russian) . Retrieved 20 June 2023 .
- ^ «Татарский государственный суверенитет» . Мичиганский государственный университет . Проверено 20 июня 2023 г.
- ^ Поуп, В. (24 февраля 1992 г.). «Татарстан: Потомки Чингисхана маршируют». Новости США и мировой отчет .
- ^ Фаллер, Хелен М. (1 апреля 2002 г.). «Возврат Казани как форма государственного строительства в Татарстане, Россия». Журнал по делам мусульманских меньшинств . 22 (1): 84–85 – через Тейлора и Фрэнсиса.
- ^ Шмоллер, Йеско (2018). «Раскрытие тюльпана» . Антропологический журнал европейских культур . 27 (1): 110–111 – через JSTOR.
- ^ Солник, Стивен (29 мая 1996 г.). «Асимметрия в переговорах в Российской Федерации» (PDF) . Национальный совет советских и восточноевропейских исследований .
- ^ «Соглашение о разграничении полномочий с Татарстаном одобрено» . РБК . 26 июля 2007 года . Проверено 20 июня 2023 г.
- ^ Эрманн, Росс. «Новый дух Казани: долгосрочные социальные последствия движения за суверенитет Татарстана» . Международный центр ученых Вудро Вильсона . Проверено 20 июня 2023 г.
- ^ Дзуцати, Валерий (4 января 2012 г.). «Татарский национализм остается яркой силой в Поволжье» . Фонд Джеймстауна . Проверено 20 июня 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с татарским национализмом, на Викискладе?