Jump to content

татарский национализм

Флаг татарских националистов

Татарский национализм – это вера в то, что татары должны составлять независимую нацию. Находя историческую основу в Казанском ханстве и русско-татарской вражде, татарский национализм часто синтезировал ислам как национальный аспект. Татарский национализм исторически проявил себя как Государство Идель-Урал , а также Декларация о государственном суверенитете Татарстана [ ru ] независимости страны и период фактической от России в начале 1990-х годов.

Происхождение

[ редактировать ]
Русско -Казанские войны и Казанское ханство рассматривались как исторический источник татарского национализма.

Историк Сергей Кондрашов назвал татарский национализм имеющим две исторические причины: во-первых, это монгольское вторжение в Киевскую Русь и последующее «монголо-татарское господство над Россией». Во-вторых, это Казанское ханство и его подчинение в ходе русско-казанских войн . Татарский национализм также был разделен между двумя школами мысли, известными как «булгаристы» и «татаристы». Булгаристы считают Волжскую Булгарию историческим истоком современного Татарстана, а Золотая Орда является иностранной, но влиятельной в культурном отношении оккупационной державой. Татаристы же считают Волжскую Булгарию и Золотую Орду равноправными предками современных татар. [1]

После завоевания Россией Средней Азии Татарстан, как и другие страны с мусульманским большинством в составе Российской империи , находился в конфликте между борьбой этнического и религиозного национализма. Исторически, как и другие религиозно-исламские этнические группы внутри Империи, татары называли себя в первую очередь мусульманами, а не присоединялись к этнической или языковой идентичности. Против этого выступил , в частности, Шихабетдин Маркани , который выступал в пользу татарской этнической идентичности. До русской революции татарские активисты, такие как Габдулла Апанаев [ ru ], организовывались в основном в рамках Союза мусульман России . Татарский национализм в то время находился под влиянием прогрессивно настроенного движения джадидов , которое стремилось объединить ислам и западные инновации в отношении образования и других подобных тем. [2]

Русская революция и Советский Союз

[ редактировать ]
Татарские националисты в русской революции
Садри Максуди Арсал , лидер антикоммунистической партии « Государство Идель-Урал»
Мирсаид Султан-Галиев , лидер татарских национал-коммунистов в Советском Союзе.

Русская революция и последовавшая за ней Гражданская война в России привели к серьезным изменениям в развитии татарского национализма. Государство Идель-Урал было создано частично для представления татар, хотя оно просуществовало всего 28 дней, прежде чем было разгромлено Красной Армией . Антикоммунистические националисты, такие как Апанаев, были казнены. [3] После гражданской войны возникла группа мусульманских национал-коммунистов под руководством татарина Мирсаида Султан-Галиева . Начиная с 1920-х годов их постепенно отстраняли от власти в рамках одновременных чисток украинских, среднеазиатских и татарских национал-коммунистов.

Татарская диаспора, включающая значительные общины в Германии, Турции и Китае, была возмущена советским правительством в целом, и некоторые ее члены, такие как Аяз Ишаки, призывали к созданию независимого татарского государства на базе Идель-Урала. Эта пропаганда еще больше разожгла советскую паранойю, и во время Великой чистки многие татары были заключены в тюрьму по обвинению в связях с Султан-Галиевым или Ишаки. В результате Великой чистки большая часть городской интеллигенции Татарстана была арестована, сослана или казнена с началом Второй мировой войны . Крупнейшие города Татарстана были русифицированы .

Вторая мировая война

[ редактировать ]
Татарские солдаты в Вермахте , 1942 год.

После военных неудач во время операции «Барбаросса» и протестов правительства Турции по поводу обращения с советскими военнопленными-мусульманами, нацистская Германия организовала в 1942 году легион «Идель-Урал». В его состав вошли татары, а также представители других национальностей в регионе Идель-Урал , Идель-Урал. В состав Легиона входили некоторые татарские националисты, и в немецких пропагандистских листовках было указано, что его целью является восстановление государства Идель-Урал как независимого от Советского Союза. Большинство его членов, помимо своего статуса военнопленных, также указали различные причины присоединения, такие как антироссийские настроения , противодействие колхозам , антикоммунизму и религии своих семей. В то время члены Легиона не считали себя принадлежащими к отдельным этническим группам, а состояли как часть одного единого подразделения. [4] Это проявление татарского национализма не включало его лидеров межвоенного периода, таких как Ишаки, который, как и многие его сверстники, относился к немецкому правительству с подозрением и был отодвинут на второй план. [5]

В то же время татары также воевали за Советский Союз и стали национальными героями. Муса Джалиль и его группа Джалиль [ ru ] , будучи частью легиона Идель-Урал, тайно сопротивлялись Германии, а затем перешли обратно на сторону советских войск. было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза за боевую деятельность, а также Ленинская премия за тетрадь Моабитскую » . « Джалилю по настоянию татарской интеллигенции [6]

татарские диссиденты

[ редактировать ]
Диссиденты, такие как Саликс Баттал [ ru ], выступали за то, чтобы Татарская АССР (на фото флаг) стала полноценной республикой Советского Союза.

В отличие от многих других национальностей Советского Союза, таких как крымские татары и украинцы , после Второй мировой войны у волжских татар не было столь же хорошо организованного и существенного диссидентского движения. Однако были заметные события инакомыслия среди татар, такие как стихотворение Саликса Баттала [ ru ] 1961 года «Письмо хана Батыя» и призывы повысить статус Татарской Автономной Советской Социалистической Республики до статуса союзной республики . В ответ на предложение Баттала он был исключен из Коммунистической партии Советского Союза . Группа диссидентов из шести человек, известная КГБ как «Группа Айдельдинова», включала Нуриксана Фяттакса [ ru ] , Фуата Вялиева [ ru ] , Габдуллу Шамукова [ ru ] и Фаджека Мёксеметженова [ ru ] и была известна своими националистическими высказываниями . точки зрения. [7]

Независимый Татарстан (1990–1994)

[ редактировать ]
Президент Татарстана Минтимер Шаймиев и президент России Борис Ельцин пожимают друг другу руки, 1994 год.

На фоне распада Советского Союза татарские политические лидеры стремились утвердиться отдельно от России. Декларация о государственном суверенитете Татарстана [ ru ] , принятая 24 октября 1990 года, определила Татарстан как суверенное государство в составе Советского Союза. [8] Когда Советский Союз распался, Татарстан оказался в состоянии фактической независимости, которую татарские лидеры стремились укрепить с помощью референдума о суверенитете 1992 года и широкомасштабных мероприятий по государственному строительству. Татарский язык и исламское образование были публично возрождены. [9] в то время как мечеть Кул Шариф начала восстанавливаться. [10] Татарский национализм в это время раскололся на умеренный и радикальный лагеря. Радикальная партия «Иттифак» , возглавляемая Фаузией Байрамовой , открыто выступала против джадида, суфизма и европейского ислама , пропагандируя сильные антироссийские настроения и исламский Татарстан. Умеренный Всетатарский общественный центр , с другой стороны, в первую очередь интересовался независимостью татар, а не религиозными вопросами. [11]

В конечном итоге Татарстан подписал соглашение о разделе власти с правительством России в 1994 году. В рамках соглашения Татарстан получил значительные полномочия, которые позже были переданы другим республикам в системе асимметричного федерализма . [12]

С 1994 года

[ редактировать ]

С приходом Владимира Путина на пост президента России в 2000 году полномочия Татарстана существенно ослабли в результате процесса централизации. [13] Тем не менее, татарский национализм остается значительной частью политической жизни, в первую очередь в противовес воспринимаемой русской татарофобии . [14] Татарский национализм также иногда вступал в конфликт с русскими, например, во время протеста 2011 года против статуса России в Татарстане. [15]

  1. ^ Кондрашов, Сергей (1999). Национализм и стремление к суверенитету в Татарстане, 1988-1992 годы: истоки и развитие . Спрингер. стр. 66–67. ISBN  9781349407521 .
  2. ^ «Апанаев, Габдулла (1862–1919)» [Апанаев, Габдулла (1862–1919)]. Исламский портал (на русском языке) . Проверено 20 июня 2023 г.
  3. ^ Фаллер, Хелен М. (1 апреля 2002 г.). «Возврат Казани как форма государственного строительства в Татарстане, Россия». Журнал по делам мусульманских меньшинств . 22 (1): 82 – через Тейлора и Фрэнсиса.
  4. ^ Gilyazov, Iskander (2005). Легион "Идель-Урал" [ The Idel-Ural Legion ] (in Russian). Kazan: Tatar Book-Publishing House. pp. 9, 14, 18. ISBN  5-298-04052-7 .
  5. ^ Резунков Виктор (23 апреля 2016 г.). «Драма легиона «Идель- Урал » . Радио Свободная Европа/Радио Свобода (на русском языке) . Проверено 20 июня 2023 г.
  6. ^ Фарисов, Фарид. «Тайны татарского народа» Книга (на русском языке). Архивировано из оригинала 8 июня 2012 года . Проверено 20 июня 2023 г.
  7. ^ "Татарские диссиденты" [Tatar dissidents]. Tatarica (in Russian) . Retrieved 20 June 2023 .
  8. ^ «Татарский государственный суверенитет» . Мичиганский государственный университет . Проверено 20 июня 2023 г.
  9. ^ Поуп, В. (24 февраля 1992 г.). «Татарстан: Потомки Чингисхана маршируют». Новости США и мировой отчет .
  10. ^ Фаллер, Хелен М. (1 апреля 2002 г.). «Возврат Казани как форма государственного строительства в Татарстане, Россия». Журнал по делам мусульманских меньшинств . 22 (1): 84–85 – через Тейлора и Фрэнсиса.
  11. ^ Шмоллер, Йеско (2018). «Раскрытие тюльпана» . Антропологический журнал европейских культур . 27 (1): 110–111 – через JSTOR.
  12. ^ Солник, Стивен (29 мая 1996 г.). «Асимметрия в переговорах в Российской Федерации» (PDF) . Национальный совет советских и восточноевропейских исследований .
  13. ^ «Соглашение о разграничении полномочий с Татарстаном одобрено» . РБК . 26 июля 2007 года . Проверено 20 июня 2023 г.
  14. ^ Эрманн, Росс. «Новый дух Казани: долгосрочные социальные последствия движения за суверенитет Татарстана» . Международный центр ученых Вудро Вильсона . Проверено 20 июня 2023 г.
  15. ^ Дзуцати, Валерий (4 января 2012 г.). «Татарский национализм остается яркой силой в Поволжье» . Фонд Джеймстауна . Проверено 20 июня 2023 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7379f49527bb530abe9bbec08c96e67a__1705185660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/73/7a/7379f49527bb530abe9bbec08c96e67a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tatar nationalism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)