Кхмерский национализм
Кхмерский национализм (или камбоджийский национализм ) [а] — это форма национализма, распространенная в Камбодже , которая утверждает, что кхмеры (камбоджийцы) являются нацией, и способствует культурному единству кхмерской (камбоджийской) расы.
Возникновение кхмерского национализма
[ редактировать ]В отличие от Вьетнама, камбоджийский национализм оставался относительно спокойным на протяжении большей части французского правления, в основном из-за меньшего влияния образования, что помогало уровню грамотности оставаться низким и предотвращало националистические движения, подобные тем, которые имели место во Вьетнаме. Однако среди камбоджийской элиты, получившей французское образование, западные идеи демократии и самоуправления, а также французская реставрация таких памятников, как Ангкор-Ват, создали чувство гордости и осознания некогда могущественного статуса Камбоджи в прошлом. В сфере образования среди камбоджийских студентов также росло недовольство вьетнамским меньшинством, имеющим более привилегированный статус. В 1936 году Сон Нгок Тан и Пак Чойн начали издавать «Нагараватту» ( Notre cité ) как французскую антиколониальную, а иногда и антивьетнамскую газету. Незначительные движения за независимость, особенно « Кхмерский Иссарак» , начали развиваться в 1940 году среди камбоджийцев в Таиланде, которые опасались, что их действия привели бы к наказанию, если бы они действовали на своей родине. [1]
Кхмерский национализм и буддизм
[ редактировать ]Камбоджийский буддизм сыграл важную роль в разжигании кхмерской национальной идентичности и движении за независимость в 20 веке, что привело к независимости Камбоджи как суверенного государства. [ нужна ссылка ]
В своей попытке отделить кхмерский народ от его культурной приверженности соседнему сиамскому королевству Тхеравада французские «защитники» взращивали чувство кхмерской идентичности, уделяя особое внимание изучению кхмерского языка и кхмерскому буддизму. Они основали палийские школы в Камбодже, чтобы удержать камбоджийских монахов от поездок в Сиам для получения высшего образования. Эти центры изучения кхмерского языка стали местом зарождения камбоджийского национализма. [ нужна ссылка ]
Красные кхмеры
[ редактировать ]Лидеры красных кхмеров мечтали возродить Ангкорскую империю, существовавшую тысячу лет назад, которая управляла значительной частью территорий, которые сегодня являются Таиландом и Вьетнамом. [ нужна ссылка ] Это включало в себя военные нападения на южный Вьетнам, в ходе которых были убиты тысячи безоружных жителей деревни.
Сразу после победы красных кхмеров в 1975 году произошли стычки между их войсками и вьетнамскими войсками. Множество инцидентов произошло в мае 1975 года. Камбоджийцы атаковали вьетнамские острова Фукуок и Тхо Чу , в результате чего погибло более 500 мирных жителей. [2] и вторглись во вьетнамские приграничные провинции. США нанесли авиаудар по нефтеперерабатывающему заводу в Компонг Сом В конце мая, примерно в то же время, когда после в Маягуэсе инцидента , вьетнамские войска захватили камбоджийский остров Поуло Вай . По данным Республики Вьетнам , Поуло Вай входил в состав Вьетнама с 18 века, а с 1939 года остров находился под административным управлением Камбоджи в соответствии с решениями французских колонистов. Вьетнам признал Поуло Вая частью Камбоджи с 1976 года, и это признание рассматривается как знак доброй воли Вьетнама по сохранению своих отношений с Камбоджей. [3]
В следующем месяце Пол Пот, Нуон Чеа и Иенг Сари в мае тайно отправились в Ханой, где предложили заключить Договор о дружбе между двумя странами. В краткосрочной перспективе это успешно ослабило напряженность. [4] Хотя в августе вьетнамцы эвакуировали Поуло Вая, инциденты вдоль северо-восточной границы Камбоджи продолжались. По наущению режима Пномпеня тысячи вьетнамцев также были изгнаны из Камбоджи.
В мае представители Камбоджи и Вьетнама встретились в Пномпене, чтобы создать комиссию по разрешению пограничных разногласий. Вьетнамцы отказались признать линию Бревье — демаркационную линию морских границ между двумя странами в колониальную эпоху — и переговоры сорвались. [ нужна ссылка ]
В 1977 году ситуация резко ухудшилась. Инциденты обострились вдоль всех границ Камбоджи. Силы красных кхмеров атаковали деревни в приграничных районах Таиланда недалеко от Араньяпратета . Жестокие убийства жителей тайских деревень, в том числе женщин и детей, стали первым широко известным конкретным свидетельством зверств красных кхмеров. Были также инциденты на границе с Лаосом . [ нужна ссылка ]
Примерно в то же время деревни в приграничных районах Вьетнама подверглись новым нападениям. В свою очередь Вьетнам нанес авиаудары по Камбодже. С 18 по 30 апреля 1978 года камбоджийские войска после вторжения во вьетнамскую провинцию Анзянг устроили резню в Ба Чуке , в результате которой погибло 3157 мирных жителей в провинции Тайнинь , Вьетнам. В сентябре в результате пограничных боев погибло около 1000 вьетнамских мирных жителей. В следующем месяце вьетнамцы контратаковали в ходе кампании, в которой участвовали силы численностью 20 000 человек.
Однако министр обороны Вьетнама генерал Вы Нгуен Зиап недооценил упорство красных кхмеров и был вынужден в декабре выделить дополнительно 58 000 подкреплений. 6 января 1978 года силы Зиапа начали организованный вывод войск с территории Камбоджи. Вьетнамцы, видимо, считали, что «преподали урок» камбоджийцам, но Пол Пот провозгласил это «победой», даже большей, чем победа 17 апреля 1975 года. В течение нескольких лет вьетнамское правительство тщетно стремилось установить мирные отношения с КР. режим. Но лидеры КР были настроены на войну. За этим кажущимся безумием явно скрывалось предположение, что Китай поддержит КР в военном отношении в таком конфликте. [ нужна ссылка ]
Столкнувшись с растущей воинственностью красных кхмеров, вьетнамское руководство в начале 1978 года решило поддержать внутреннее сопротивление режиму Пол Пота, в результате чего Восточная зона стала очагом восстания. Военная истерия достигла причудливого уровня в Демократической Кампучии. В мае 1978 года, накануне восстания Со Фима в восточной зоне, Радио Пномпеня заявило, что если каждый камбоджийский солдат убьет тридцать вьетнамцев, то для уничтожения всего вьетнамского населения в 50 миллионов понадобится всего 2 миллиона солдат. Похоже, что руководство Пномпеня было охвачено огромными территориальными амбициями, т.е. вернуть Кампучию Кром , регион дельты Меконга , который они считали кхмерской территорией. [ нужна ссылка ]
Массовые убийства этнических вьетнамцев и их сторонников со стороны красных кхмеров усилились в Восточной зоне после майского восстания. В ноябре Ворн Вет возглавил неудачный государственный переворот. На территории Вьетнама теперь находились десятки тысяч камбоджийских и вьетнамских изгнанников.
Новая эра камбоджийского общества
[ редактировать ]В 2018 году Хун Сен и правящая партия Камбоджийской народной партии получили все 125 мест в Национальном собрании после его избрания на всеобщих выборах в Камбодже в 2018 году, что стало новой эрой однопартийного правления всей Камбоджи, как и большей части бывшего Французского Индокитая. включая Вьетнам и Лаос с обеими правящими партиями в 1975 году, начиная с Народно-революционной партии Лаоса и Коммунистической партии Вьетнама, для поддержания мира, безопасности и развития. Как и в Камбодже, у НПК есть свой кхмерский национализм, который контролировал всю страну и ее население при короле Нородоме Сиамони в Пномпене . В июне 2020 года была официально открыта штаб-квартира Народной партии Камбоджи для всего поколения для всех граждан Камбоджи.
Движение «Молодые монахи».
[ редактировать ]Еще одно раскол в камбоджийской сангхе можно увидеть в так называемом движении «молодых монахов» — небольшой группе политически активных монахов (в первую очередь Маха Никайи), выражающих общественную оппозицию действующему правительству. «Молодые монахи» — это в основном младшие представители духовенства, набранные из храмов Пномпеня и его окрестностей. В отличие от модернистов «Заинтересованности», их интерес заключается не в использовании авторитета сангхи для поддержки программ социального развития, а, скорее, в выражении прямой оппозиции политике правительства и коррупции. После выборов 1993 года, прошедших под наблюдением ООН, монахам разрешили голосовать в Камбодже (против этого шага выступили некоторые старшие монахи). Хотя это не привело к какой-либо широкомасштабной мобилизации сангхи как политической силы, оно вовлекло некоторых молодых монахов в более активное участие в парламентской политике. Многие из этих молодых монахов связаны с оппозиционным деятелем Сэмом Рейнси и его политической партией SRP .
Члены движения молодых монахов участвовали и организовывали публичные демонстрации в Пномпене, направленные на привлечение внимания к предполагаемым злодеяниям правительства. Иерархия Маха Никаи осудила эту форму политической активности, призвав арестовать одних монахов и лишить сана других. [5]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Кхмерский : ជាតិន និយម ខ្មែរ , латинизированный : Chéatĕnĭnĭyôm Khmêr ; Кхмерское произношение: [ciət.nijɔm kʰmae]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Филип Шорт , Анатомия кошмара Пол Пота , Деноэль, 2007, стр. 47
- ^ Suckhoedoisong.vn (09.01.2009). « Если бы не вьетнамские солдаты-добровольцы, не было бы этого чуда» « . Suckhoedoisong.vn (на вьетнамском языке) . Проверено 04 октября 2020 г.
- ^ «Содержимое не найдено!» . www.cpv.org.vn. Проверено 04 октября 2020 г.
- ^ Чендлер 1992 , с. 110; Short 2004 , стр. 296–98.
- ^ ( Харрис 2001 , стр. 91–2)
Источники
[ редактировать ]- Чендлер, Дэвид П. (1992). Брат номер один: Политическая биография Пол Пота . Боулдер, Сан-Франциско и Оксфорд: Westview Press. ISBN 0-8133-0927-1 .
- Харрис, Ян (август 2001 г.), «Группы Сангхи в Камбодже» , Обзор буддийских исследований , 18 (I), Ассоциация буддийских исследований Великобритании: 73–106, doi : 10.1558/bsrv.v18i1.14469 , S2CID 247890925
- Коротко, Филип (2004). Пол Пот: История кошмара . Лондон: Джон Мюррей. ISBN 978-0719565694 .