Бун Чанмол
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2022 г. ) |
Бун Чанмол | |
---|---|
Бун Чанмол | |
Рожденный | 1921 |
Умер | 1975 |
Род занятий | Политический деятель, писатель |
Заметная работа | Политическая тюрьма (1972) Чаррет Кхмер (1973) |
Бун Чанмол (кхмерский: ប៊ុណ្ណ ចន្ទម៉ុល) был камбоджийским политическим активистом и писателем , казненным красными кхмерами после падения Пномпеня . По словам политолога Сорпонга Пеу, его самая продаваемая политическая брошюра « Чаррет Кхмер» ( кхмер : ចរិតខ្មែរ , «Кхмерский персонаж») является «возможно, самой читаемой книгой среди камбоджийцев». [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]Самый молодой заключенный после «революции зонтиков»
[ редактировать ]Бун Чанмол родился в Камбодже в 1921 году недалеко от Королевского дворца и был четвертым сыном губернатора округа Та Хмау. В 1934 году, когда ему было 13 лет, его семья отправила его присоединиться к буддийскому монашеству в Ват Лангка под руководством модернистского настоятеля Левеа Эма.
В 1940 году он оставил монашество, чтобы заняться боксом и стал одним из лучших бойцов кхмерского бокатора . После участия в Революции зонтиков, возглавляемой Сон Нгок Тхань против французского протектората в Пномпене в 1942 году, он был самым молодым заключенным в возрасте 22 лет, отправленным вместе со всеми монахами, такими как Хем Чиу и другими политическими активистами, в тюрьму Кон Сон , где размещались тысячи осужденных из Камбоджи, Лаоса и Вьетнама. Там он прославился победами на турнирах по кикбоксингу, организованных тюремными подопечными. Они были освобождены японскими войсками в январе 1945 года, после того как Хиэм Чиу скончался от дизентерии . [ 2 ]
Соучредитель Кхмерского Иссарака и националист-роялист.
[ редактировать ]Когда он вернулся в Камбоджу, его националистический дух не изменился; более того, оно воспалилось. Он снова начал издавать газету «Нокор Ват». После капитуляции Японии в 1945 году он стал соучредителем Кхмер Иссарак антифранцузского движения « ». Однако после того, как 16 октября 1945 года французские войска арестовали Сон Нгок Тхань, Бун Чанмол опасался за свою жизнь. Поэтому Чанмол сбежал, чтобы жить с дядей из семьи Пок, и женился на невесте из Дома Абхайвонгсе в Баттамбанге, что было частью стратегии брачных союзов этой старой тайской династии по сохранению контроля над северо-западом Камбоджи. В то же время, как приверженец ненасилия, он отверг партизанские методы кхмерского Иссарака и быстро расстался с их политбюро .
В 1951 году он стал членом бывшего премьер-министра Иеу Кеуса Демократической партии . В это время Бун Чанмол воссоединился с потомками Тиунна , которые также были удалены из внутреннего круга Королевского дворца королем Сиануком. Его младшая сестра Банчан Моли была замужем за Тиунном Холем, отцом Тиунна Мумма и других важных членов красных кхмеров. Недовольный этой оппозицией, король Нородом Сианук распустил парламент в 1953 году. После встречи с Сиануком, несмотря на заверения короля в том, что они будут в безопасности, Бун Чанмол и другие члены Демократической партии подверглись жестокому обращению, в них бросали камни, в результате чего ушибы и травмы. [ 3 ]
Писатель и пропагандист националистической идеологии до последнего дня Кхмерской Республики.
[ редактировать ]В сентябре 1970 года вместе с Со Нэмом , бывшим министром национального образования Камбоджи, он возглавил делегацию делегатов камбоджийских буддистов на встречу в Корее. Там Бун Чанмол отредактировал обращение Буддийской ассоциации Камбоджи по поводу агрессии, совершенной силами Вьетконга Северного Вьетнама против Камбоджи, которая придерживалась нейтральной политики до государственного переворота 1970 года . В новой Кхмерской республике Бун Чанмол работал под руководством Лон Нола заместителем министра по пропаганде и религии.
В 1972 году он опубликовал свою автобиографию « Политическая тюрьма», которая сразу же стала бестселлером. Через три месяца после первого выхода книги новое издание уже вышло в печать. [ 4 ] В 1973 году он опубликовал еще одну книгу, которая представляла собой политическое эссе о моральном разложении и необходимом обновлении кхмерского характера.
Как и многие влиятельные интеллектуалы своего поколения, он был одним из первых людей, казненных в апреле 1975 года, когда «красные кхмеры» вошли в Пномпень и установили режим террора и грабежей.
Наследие: определение кхмерского характера
[ редактировать ]Кхмер не хочет, чтобы кто-либо, кроме него самого, стал более популярным, и не может доверять кому-либо настолько, чтобы позволить последнему взлететь выше него самого. Он должен быть верховным лидером, стоящим выше всех остальных.
- Бун Чанмол, кхмерский персонаж [ 5 ]
Автобиография Бун Чанмоля 1972 года под названием «Политическая тюрьма» стала классикой канонической литературы послевоенной Камбоджи. За его бестселлером последовала еще одна книга о кхмерском характере. Он хотел возродить дух «Кхмерских строителей Ангкора» и «Кхмерской породы ангкорских воинов» для будущего Камбоджи с прочным миром и процветанием для всех камбоджийцев. [ 6 ] Он особенно критически относился к таким фигурам, как кровожадный губернатор Сиемреапа Дап Чуон . Однако некоторые сочли его критику осуждающим осуждением характера кхмеров: «Бун Чанмол размышляет о глубоко укоренившемся недоверии, которое отличало лидерство на протяжении всей истории кхмеров». [ 7 ] Он сетует на «зверский характер и разногласия в освободительном движении кхмеров Иссарак». [ 8 ] Таким образом, некоторые пришли к выводу, что в его книге нет ничего конкретного о кхмерском персонаже и что он выражает лишь его собственное негодование. [ 9 ] Его кхмерский национализм также был запятнан сильными антивьетнамскими настроениями . Фактически он считал, что « Юон [вьетнамцы] поддержал Сианука , чтобы завоевать оставшуюся территорию Камбоджи и уничтожить кхмерскую расу». [ 10 ] Его роль в националистическом движении высоко оценил его родственник и кхмерский историк Бун Тан в своей книге 1995 года « Прават Нак Тасоу Кхмер» («История кхмерских героев»). После этого его анализ испорченности кхмерского характера во время гражданской войны в Камбодже и необходимости вернуться к героическому характеру прошлых героев Камбоджи вдохновил Хун Сена , который рекомендовал напечатать книгу и прочитать ее еще раз в 1995 году. [ 11 ] и это продолжает вдохновлять молодые кхмерские поколения в третьем тысячелетии. [ 12 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Стедман, Стивен Джон; Ротшильд, Дональд С.; Ротшильд, Дональд; Казенс, Элизабет М. (2002). Прекращение гражданских войн: реализация мирных соглашений . Издательство Линн Риннер. п. 511. ИСБН 978-1-58826-083-3 .
- ^ Таинг, Ринит (12 октября 2018 г.). «Почти забыто: антиколониальные националисты Камбоджи» . Европейская солидарность без границ . Проверено 06 сентября 2022 г.
- ^ Пеу, Сорпонг (2000). Вмешательство и перемены в Камбодже: на пути к демократии? . Институт исследований Юго-Восточной Азии. п. 71. ИСБН 978-981-230-042-3 .
- ^ Таинг, Ринит (18 июля 2019 г.). «Забытый чемпион-заключенный» . Кхмер Таймс . Проверено 06 сентября 2022 г.
- ^ Морада, Ноэль М. (1999). Камбоджа после 1998 года: от политики войны в джунглях к политике приспособления? . Центр исследований интеграции и развития Филиппинского университета. п. 19.
- ^ Сим, Вирак (10 января 2019 г.). «Кхмерский характер» . Почтовый кхмер (на кхмерском языке) . Проверено 06 сентября 2022 г.
- ^ Голуэй, Мэтью (2022). Возникновение глобального маоизма: красный евангелизм Китая и коммунистическое движение Камбоджи, 1949–1979 гг . Издательство Корнельского университета. стр. 155–199. ISBN 978-1-5017-6184-3 . JSTOR 10.7591/j.ctv1k13b2n .
- ^ Стедман, Стивен Джон; Ротшильд, Дональд С.; Ротшильд, Дональд; Казенс, Элизабет М. (2002). Прекращение гражданских войн: реализация мирных соглашений . Издательство Линн Риннер. п. 527. ИСБН 978-1-58826-083-3 .
- ^ Пеу, Сорпонг (2000). Вмешательство и перемены в Камбодже: на пути к демократии? . Институт исследований Юго-Восточной Азии. п. 29. ISBN 978-981-230-042-3 .
- ^ Кео, Дуунг (2012). Национализм и массовые убийства. Крайний национализм красных кхмеров против Вьетнама (PDF) . Сием Рип: Центр кхмерских исследований. п. 5.
- ^ Ежедневный отчет: Восточная Азия . Служба. 1995.
- ^ Туф, Провиденс (2017). «Нашел свою жизненную цель, Тхо — эссе на получение стипендии за май 2017 г.» . Репетиторы университета . Проверено 06 сентября 2022 г.
Библиография
[ редактировать ]- Мол, Банчан; Таинг, Ринит (2021). «Из политической тюрьмы» . Маноа . 34 (1): 205–211. дои : 10.1353/man.2021.0061 . S2CID 250437699 .