Боу Мэн
Боу Мэн | |
---|---|
Боу Мэн | |
![]() Боу Мэн представляет книгу о себе (написанную Хай Ваннаком ) и DVD в Музее геноцида Туол Сленг , 26 апреля 2018 года. | |
Рожденный | 1941 (82–83 года) [ 1 ] [ 2 ] |
Национальность | камбоджийский |
Занятие | Художник [ 1 ] |
Известный | Выживший в лагере для военнопленных Туол Сленг |
Супруг | Ма Ёын [ 3 ] |

Боу Мэн ( кхмерский : ប៊ុ ម៉ែ ង , Бу Мэн [ɓuː meːŋ] ; родился в 1941 г. [ 2 ] ) является одним из семи известных выживших взрослых. [ 4 ] о заключении красных кхмеров в лагере С-21 Туол Сленг, где 20 000 камбоджийцев . были замучены и казнены [ 5 ] Он был арестован вместе со своей женой Ма Ёын в 1976 году и помещен в тюрьму S-21 ; после этого они больше никогда не встречались. Боу Мэн пытали несколько недель. [ 6 ] с использованием многих видов пыточных средств (электрошок, бамбуковые палки, кнуты, ротанги, оси телег и т. д.) и ему приходилось фабриковать признания. Его спасли от резни только потому, что он был высококвалифицированным художником. [ 7 ] Его жена, согласно записям Туол Сленга, была подвергнута пыткам и убита 16 августа 1977 года. [ 3 ] Его дети попали в детский центр, где в конце концов умерли от голода. [ 8 ]
В 2002 году его считали мертвым. В январе 2002 года камбоджийская газета Phnom Penh Post написала, что он умер в 1990-х годах, а камбоджийский журнал « В поисках истины» написал, что он «исчез». Когда Боу Мэн узнал, что люди думают, что он мертв, он вернулся на S-21 (который был превращен в музей). [ 8 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Боу Мэн родился в 1941 году в крестьянской семье. Его отца звали Бу Хак, а мать - Лэй Кэт; Семья жила вдоль реки Меконг , недалеко от Кампонг Чама . [ 8 ] В то время это было обычным явлением, у многих камбоджийцев не было свидетельства о рождении, и они часто не знали точной даты своего рождения. Его семья была бедной, но их условия мало чем отличались от условий жизни других обычных камбоджийских семей. В то время Камбоджа находилась под протекторатом Франции , и французы обложили камбоджийцев высокими налогами. Это, в сочетании с нехваткой земли для ведения сельского хозяйства, ухудшило условия их жизни. [ 2 ] Другой проблемой было отсутствие больниц в районе, где жил Боу Мэн. Если кто-то заболевал, его приходилось везти в районную больницу. [ 9 ]
Боу Мэн учился в Кор- вате у монахов, поскольку там было очень мало школ и учителей. Там монахи научили его кхмерской литературе и математике . В то же время он очень увлекся живописью, и его интерес становился все сильнее и сильнее. [ 9 ]
В 1956 году, в возрасте 15 лет, Боу Мэн стал монахом. В то время практически в каждой камбоджийской семье был хотя бы сын, ставший монахом, и не иметь монаха в семье было плохо. Тем временем он также посещал малярный цех (названный «Дом специальной живописи»), где ему нравилось наблюдать, как создаются картины, и в том же магазине он встретил нескольких художников. Один китайский художник научил его рисовать черно-белые картины черным порошком из нефти , а другой художник, который учился в Университете изящных искусств в Пномпене, научил его рисовать «все виды картин». [ 10 ]
В 1963 году Боу Мэн вернулся в свой родной город Кампонгтям , где начал работать в кинотеатрах художником. Его работа заключалась в том, чтобы рисовать картинки для каждого фильма. Вскоре это принесло ему хорошую жизнь, и он женился на Ма Ёын. В 1968 году он также управлял небольшой малярной мастерской в районе Чамкар Леу провинции Кампонгчам . [ 11 ]
Присоединение к революции
[ редактировать ]18 марта 1970 года принц Сианук был свергнут в результате государственного переворота , и пришла к Лон Нолу власть в Камбодже . Города и городские районы контролировались Кхмерской Республикой, в которой доминировал Лон Нол , в то время как остальные районы находились под контролем красных кхмеров . [ 12 ]
Вскоре после этого старый друг Боу Менга по имени Най и человек по имени Чхон предложили ему присоединиться к революции/ КПК . Най объяснил, что речь шла об освобождении как страны, так и принца Сианука . Боу Мэн все еще не знал, что делать, но однажды он услышал по радио принца Сианука, выступающего из Пекина и призывающего людей присоединиться к революции. Услышав это, Боу Мэн больше не колебался, присоединившись к революции, и в июне 1971 года вместе с женой покинул деревню и отправился в джунгли, чтобы помочь революционерам. Боу Мэн присоединился к революции главным образом потому, что хотел, чтобы принц Сианук вернулся к власти. [ 13 ]
17 апреля 1975 года «красным кхмерам» удалось взять под контроль Пномпень и всю страну, и все праздновали на территории комплекса, где работал Боу Мэн. Вскоре после этого им было приказано отправиться в Пномпень, и по пути они увидели множество горожан, направлявшихся в противоположном направлении. Многие были грустны, а некоторые дети плакали, потому что не могли найти своих родителей. Боу Мэн «чувствовал себя странно в этих сценах» и с тех пор начал понимать, что революция его обманула. [ 14 ]
Работа в Пномпене и плен в С-21
[ редактировать ]Каждую ночь я смотрел на луну. Я слышал, как люди плакали и вздыхали вокруг здания.
Я слышал, как люди кричали: «Мать, помоги мне!» Мама, помоги мне!
- Боу Мэн, Хай есть - Боу Мэн (2010) [ 6 ]
Оказавшись в Пномпене, Боу Мэн был направлен на работу в государственное коммерческое управление, а его жена Ма Ёын была направлена на работу в больницу. В 1976 году его и его жену направили на работу в другое место, а именно в техническую школу Расси Кео, а их детей отправили в детский центр. [ 15 ]
Вскоре после этого Боу Мэн и его жена были отправлены в кооператив Та-Лей, сельскохозяйственный рабочий участок, где ему приходилось очень тяжело работать «от рассвета до заката», еды было недостаточно, и он терял вес с каждым днем. . Он также узнал, что кооператив Та-Лэй был своего рода центром заключения, и это его шокировало. Они не могли понять, какую ошибку совершили. Он также заметил, что люди в Та-Лей постепенно исчезали и каждый день прибывали новые люди. 16 августа 1977 года двое молодых людей рассказали Боу Менгу, что его направили преподавать в Школу изящных искусств Пномпеня, и он был этому очень рад, так как ему больше не пришлось работать в этом кооперативе. Но после того, как они ушли, они заметили, что это не тот путь в Школу изящных искусств. Их доставили в следственный изолятор — здание, окруженное колючей проволокой ( С-21 ). Боу Мэн сказал им, что они не сделали ничего плохого, но охранник закричал на них, что Ангкар никогда не делает ошибок. [ 16 ] Боу Мэн описал S-21 как «ад на земле» (нораук лок кей). [ 17 ]
Пытка
[ редактировать ]
Боу Мэн в течение нескольких недель допрашивали и пытали, используя такие методы, как электрошок, бамбуковые палки и кнуты. Боу Мэн однажды вспоминал, что «они пытали меня, как животное» и «моя жизнь была такой несчастной». [ 18 ] Боу Мэн всегда отвечал, что он невиновен и не сделал ничего плохого, но охранники продолжали пытать его и спрашивать, где он встретил ЦРУ , КГБ и « юонских глотателей земли», несмотря на то, что он даже не знал, кто они такие. В конце концов он сфабриковал признания, надеясь, что его перестанут пытать. Он сказал, что присоединился к ЦРУ в пагоде вместе с монахами и что мальчик из пагоды попросил его присоединиться к ЦРУ . Охранники также спросили его о сетях ЦРУ в джунглях, и ему пришлось назвать имена 20 человек, которых он встретил в тот период. [ 19 ]
Рисуем пропагандистские картинки внутри С-21
[ редактировать ]Через несколько недель после начала допроса двое молодых людей посетили камеры, чтобы найти заключенных, которые могли бы рисовать портреты и картины. Боу Мэн сказал им, что он справится с этой работой. Но его также предупредили, что его убьют, если картина не будет реалистичной. [ 20 ]
Затем Боу Мэн был доставлен в медпункт тюрьмы, чтобы залечить раны, и он встретился с товарищем Дучом , начальником С-21. Его отношение полностью изменилось после того, как он был назначен художником. Ему приходилось писать портреты Пол Пота , Карла Маркса и другие пропагандистские картины. Он сказал: «Благодаря моим навыкам рисования со мной теперь обращались менее жестко». Он также был в контакте с другими заключенными, к которым было предоставлено особое обращение из-за его навыков, и одним из них был Ванн Нат . [ 21 ]
Побег из S-21
[ редактировать ]Вьетнамцы подходили все ближе и ближе, и 7 января 1979 года Бу Менгу и другим приказали выстроиться в очередь, и их провели к выходным воротам S-21. Боу Мэн был напуган, так как думал, что настал его последний день. Им пришлось идти на запад, не получая еды и воды. Они также проехали Чоенг Эк ( район Полей смерти ), где почувствовали «вонь чего-то вроде мертвых животных на ночном ветру». [ 22 ] В какой-то момент они услышали, как танки вьетнамской армии приближаются и четверо охранников убежали. Заключенным также удалось бежать, в том числе и Боу Мэн, который с другом сбежал на север. По пути Боу Мэн увидел множество убитых людей. Они часто находили трупы лежащими мертвыми, брали у одного из них одежду и ели все, что могли найти, например, фрукты, коренья и так далее. [ 23 ]
В 1981 году Унг Печ , бывший узник S-21 (и один из семи известных выживших взрослых), ставший директором музея , попросил Боу Мэн вернуться на S-21. Боу Мэн никогда не думал о возвращении, но он видел в этом возможность рассказать о боли и страхе, которые он перенес, и рассказать о своем опыте как камбоджийцам, так и всему миру. [ 24 ]
См. также
[ редактировать ]- Камбоджийский геноцид
- Отрицание геноцида в Камбодже
- Демократическая Кампучия
- Чам Мей
- Джон Доусон Дьюхерст
- Товарищ Дач
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Как двое мужчин выжили в тюрьме, где было убито 12 000 человек» . Новости Би-би-си . 11 июня 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Хай Ваннак (2010), с. 16
- ^ Jump up to: а б «День, когда я встретил Боу Мэн» . 27 июня 2011 г.
- ↑ Голоса из S-21: Террор и история в секретной тюрьме Пол Пота Дэвид Чендлер
- ^ «BBC – История – В самое сердце тьмы: отрывки из кинодневника» . Архивировано из оригинала 6 мая 2008 г. Проверено 20 декабря 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Хай Ваннак (2010), с. 1
- ^ Хай Ваннак (2010), стр. 37-43
- ^ Jump up to: а б с Хай Ваннак (2010), с. 11
- ^ Jump up to: а б Хай Ваннак (2010), с. 18
- ^ Хай Ваннак (2010), с. 20
- ^ Хай Ваннак (2010), с. 21
- ^ Хай Ваннак (2010), с. 22
- ^ Хай Ваннак (2010), стр. 24-25
- ^ Хай Ваннак (2010), стр. 29-30
- ^ Хай Ваннак (2010), стр. 30-32
- ^ Хай Ваннак (2010), стр. 32-35
- ^ Хай Ваннак (2010), с. 36
- ^ Хай Ваннак (2010), с. 41
- ^ Хай Ваннак (2010), с. 42
- ^ Хай Ваннак (2010), с. 43
- ^ Хай Ваннак (2010), с. 44
- ^ Хай Ваннак (2010), с. 51
- ^ Хай Ваннак (2010), стр. 50-51
- ^ Хай Ваннак (2010), стр. 54-55

Библиография
[ редактировать ]- Ваннак, Хай (2010). Боу Мэн: выживший из тюрьмы красных кхмеров S-21, правосудие для будущего, а не только для жертв . Центр документации Камбоджи . ISBN 978-9995060190 .