Бокатор
![]() Демонстрация Бокатора | |
Также известен как | Кун Л'Бокатор |
---|---|
Фокус | Удары , борьба , борьба , борьба в партере , [1] вооружение |
Твердость | Полный контакт |
Страна происхождения | Камбоджа |
Известные практики | Сан Ким Шон (Грандмастер), Тарот Сэм , Нанг Сован, Чан Ротана |
Потомки искусства | Только кхмерский [2] |
Кун Л'Бокатор, традиционные боевые искусства Камбоджи. | |
---|---|
Страна | Камбоджа |
Домены | Боевые искусства |
Ссылка | [1] |
Область | Азия и Тихоокеанский регион |
История надписи | |
Надпись | 29 ноября 2022 г. (17-я сессия) |
Список | Включен в 2022 году (17.COM) в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества. |
![]() |
Бокатор ( кхмерский : ល្បុក្កតោ , lbŏkkâtaô [lɓokkatao] ) или Кун Л'Бокатор ( គុនល្បុក្កតោ , кун lbŏkkataô [кун lɓ okkatao] , букв. « искусство избиения льва » ) — древнее Камбоджи боевое искусство . Это одна из старейших боевых систем, существующих в мире. [3] и признан наследием ЮНЕСКО нематериальным культурным . [4]
Устная традиция указывает, что Бокатор (или его ранняя форма) был системой ближнего боя, использовавшейся древними камбоджийскими армиями до основания Ангкора . Боевое искусство включает в себя приемы рукопашного боя, борьбы и владения оружием. [5]
Этимология
Кхмерские боевые искусства исторически были известны под разными названиями в зависимости от региона и мастеров, но теперь большинство называют их Бокатор . [6] Слово Бокатор упоминается в первом кхмерском словаре, разработанном в 1938 году буддийским учёным Чуон Натхом . [7] Считается, что этот термин произошел от фразы бок тао ( кхмерский : បុកតោ ), означающей «бить льва». Согласно мифу о происхождении, лев напал на деревню, когда воин, вооруженный только ножом, победил животное голыми руками, убив его одним ударом колена . [8]
История


Бокатор считается старейшим боевым искусством, практикуемым в настоящее время в Королевстве Камбоджа . Считается, что это боевое искусство зародилось в I веке нашей эры. [3] [9] время, когда ранние кхмеры, жившие среди дикой природы, ради выживания подражали движениям животных, что привело к появлению техник, вдохновленных животными, найденных в Бокаторе. [10]
Боевые искусства в Камбодже имеют давнюю традицию; надпись, датируемая VII веком (надпись К.367), обнаруженная в Ват Фу, восхваляет «науку борьбы» короля Джаявармана I :
Он [Джаяварман I], первый из тех, кто познал науку борьбы со стремительностью слонов, силой конницы, волей человека. [11]
Дополнительные свидетельства боевых традиций можно найти в надписи 9-го века из Тнал Барая (надпись K.282C), в которой король Ясоварман I изображен как опытный борец:
Занимаясь борьбой, он быстро одолел десять очень сильных борцов и свалил их на землю тысячами ударов своих рук, как это сделал сын Критаварьи в бою за того, у кого было десять лиц. [12]
Несколько постановлений Ясовармана I (9 век) проливают свет на правила, регулирующие охрану храмов и монастырей. Одно постановление разрешает бойцам вход в храмы и свидетельствует об их почетном статусе в обществе Кхмерской империи :
Особенно следует уважать смелых, доказавших свою отвагу в боях. К тому, кто готов сражаться, следует относиться с большим уважением, чем к тому, кто уклоняется, ибо на нем лежит защита права. [13]
Две внушительные статуи борцов, построенные по заказу короля Джаявармана IV, были обнаружены на острове Кер и датируются примерно 930 годом нашей эры. [2] Бокс был известен и практиковался во времена Кхмерской империи , о чем свидетельствуют как резьба, так и надписи. Надпись из Прасат Та Сиу, датированная 966 годом нашей эры, известная как надпись Кок Самрона, повествует о боксерском поединке, назначенном королевским указом, в результате которого было предоставлено рисовое поле. [14] В другой надписи из Прасат Чара, датированной 979 годом нашей эры (надпись К.257), упоминается, что принц Нарапатиндраварман, сын Джаявармана IV , купил землю у боксера. Затем он использовал эту землю для строительства храма, посвященного богине Махисасуре, в честь своей покойной матери, царицы Нарапатиндрадеви. [15] В той же надписи прямо упоминаются имена трех боксеров, призванных ко двору короля: Дэн , Ин и Аяк , тогда как другой боксер по имени Вит описывается как позаимствовавший ряд предметов. Аяк представлен как мастер боксеров Гамряна , ныне известного как Пном Мрех в провинции Преах Вихеа . [16]
Бокатор в том виде, в котором он практикуется сегодня, представляет собой современную форму боевого искусства, используемую кхмерскими солдатами в период Ангкора (9–15 века) и изображенную на резьбе и барельефах, найденных во всех храмах Ангкора . [17] [18] [19] На многих барельефах изображены группы солдат у входа или во флигелях дворцов, участвующих в поединках по боевым искусствам. [20] изображено большое количество нарукавных, ручных и шейных замков, используемых в Бокаторе На стенах храма Байон . [21]
Лонгвек , столица Камбоджи в 16 веке, раньше служил центром армии страны. Это было место сбора людей знаний, включая ученых и мастеров боевых искусств. [3] По словам мастера Бокатора Ом Йома, такие районы, как район Свай Хрум , Краинг Лив и Пунгро в районе Ролеа Биер провинции Кампонгчнанг, раньше были районами, известными для обучения боевым искусствам. Королевские вооруженные силы Камбоджи и сегодня продолжают обучение в этом районе. [22] стихотворении 1773 года В сиамском упоминается кхмерский бокс , описывающий поединок между кхмерским мастером боевых искусств и вьетнамским слугой. [23] В 1800-х годах король Нородом проводил и наблюдал за традиционными боями боевых искусств в королевском дворце и исключительно в окружении своего двора. [24] Французский исследователь Огюст Пави с 1876 по 1879 год руководил телеграфной станцией в отдаленном камбоджийском порту Кампот . Во время своего пребывания в Камбодже он погрузился в камбоджийскую культуру и перенял местный образ жизни. [25] [26] Во введении к своей книге Au royaume dumillion d'éléphant («В Королевстве миллиона слонов») Пави ярко описывает кхмерские боевые искусства в том виде, в котором они практиковались во время больших фестивалей. Бои на палках практиковались с уважением, порядком и дисциплиной, очаровывая толпы, когда помолвленные мужчины состязались на глазах у своего жениха. Сильные удары обычно вызывали неодобрение публики, тогда как точные и контролируемые удары сопровождались аплодисментами. Проигравших утешала публика. Боксеры обматывали руки тканью, на которую во время жарких поединков мог посыпаться песок или даже битое стекло. Пави дополнительно предоставляет подробный отчет о поединке между кхмером и борцом чамов . Борцы участвовали в игривых предварительных действиях: чам начал с юмористического изучения мускулов камбоджийца, что побудило кхмера принять ответные меры, имитируя ловушку на своих запястьях. Оба борца весело подыгрывали перед началом боя, заслужив восхищение и поддержку со стороны мужчин и вызывая крики обеспокоенных женщин. [27]

20 век


Бокс, бой на палках и борьба, являющиеся основными компонентами Бокатора, были описаны во французских записях в 1905 году как одни из любимых занятий кхмеров . [28] В выпуске « Международного обзора социологии» 1907 года отмечалось, что турниры по боевым искусствам обычно включаются в крупные праздники, часто включая матчи между чемпионами кхмеров и чамов . Было отмечено, что эти соревнования характеризуются взаимным уважением, при этом публика остается беспристрастной по отношению к обеим соперничающим сторонам. [29] В эпоху французского правления буддийские монахи сыграли значительную роль в оспаривании власти французской администрации посредством своей активности. [30] В ответ французская колониальная администрация в 1920 году запретила буддийским монахам обучать кхмерским боевым искусствам и участвовать в них, стремясь предотвратить их потенциальный вклад в социальные потрясения. [31] Сапфо Маршаль, эксперт по кхмерскому искусству и автор французского журнала Revue des arts asiatiques , подробно описала в 1927 году церемониальный танец, известный как Твай Бангкум Ромлеук Кун Кру , исполняемый перед каждым боем. [32] Этот ритуал, который существует и сегодня, является неотъемлемой частью Бокатора.В апреле 1930 года король Сисоват Монивонг пригласил настоятеля Фернана Мари Жозефа Антуана Лавита стать свидетелем традиционных боевых искусств в Королевском дворце в рамках празднования кхмерского Нового года . Накануне Второй мировой войны в Пномпене проводились разнообразные спортивные мероприятия, в том числе соревнования по кхмерским боевым искусствам. [24] Раньше этим видом спорта занимались на песке, а не на ринге. Турниры обычно проводились крупных фестивалях и пользовались огромной популярностью. У каждого министра и видного деятеля была своя конюшня бойцов, которые также выполняли функцию их телохранителей. Король выступал в роли покровителя спорта, а аристократия принимала активное участие в соревнованиях. король Сисоват Говорят, что часто выигрывал соревнования. Турниры проводились во многом ради славы, поскольку не предполагали какого-либо финансового вознаграждения. [33]
Бокатор практиковали члены основанного в 1945 году антиколониального движения «Кхмер Иссарак» , боровшегося за независимость Камбоджи. В беспокойную эпоху Кхмерской Республики с 1970 по 1975 год практика Бокатора привела к подозрениям в мятеже как на территориях, контролируемых красными кхмерами, так и на территориях, контролируемых правительством. В результате бойцы Бокатора не тренировались публично, а вместо этого были вынуждены прибегнуть к секретным тренировкам. [3] Во времена режима Пол Пота (1975–1979) те, кто практиковал традиционные искусства, либо систематически истреблялись « красными кхмерами» , либо бежали как беженцы, либо перестали преподавать и скрылись. После режима красных кхмеров началась вьетнамская оккупация Камбоджи, и местные боевые искусства были полностью объявлены вне закона. Сан Кима Шона часто называют отцом современного Бокатора, и ему во многом приписывают возрождение этого искусства. После эпохи Пол Пота Сан Ким Шон был вынужден бежать из Камбоджи из-за обвинений вьетнамцев в обучении хапкидо и бокатору (которым он и был) и начале формирования армии, в чем он был невиновен. Оказавшись в Америке, он начал преподавать хапкидо в местной YMCA в Хьюстоне, штат Техас, а затем переехал в Лонг-Бич, штат Калифорния. Прожив некоторое время в Соединенных Штатах и преподавая и продвигая хапкидо, он заметил недостаточную осведомленность о Бокаторе. В 1995 году он принял решение вернуться в Камбоджу с целью вновь представить Бокатор и повысить его известность во всем мире. [1] [34]
21 век
В 2001 году Сан Ким Шон вернулся в Пномпень и, получив разрешение от нового короля, начал преподавать Бокатор местной молодежи. В том же году в надежде собрать вместе всех оставшихся в живых мастеров он начал путешествовать по стране в поисках Бокатор лок кру , или инструкторов, переживших режим. Те немногие мужчины, которых он нашел, были старыми, в возрасте от шестидесяти до девяноста лет, уставшими от 30 лет угнетения; многие боялись преподавать это искусство открыто. [35] После долгих уговоров и с одобрения правительства [36] бывшие хозяева уступили, и Шон фактически вновь представил Бокатор камбоджийскому народу. Первые национальные соревнования по бокатору прошли в Пномпене на Олимпийском стадионе в 2006 году. В соревнованиях приняли участие 300 участников. [36] [37]
Бокатор был внесен в 2022 году (17.COM) в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества . [38]

В Бокаторе около 7000 практикующих как в Камбодже, так и за рубежом. Преданные гроссмейстеры, в том числе Ит Пен, Сен Сэм Ат, Сан Ким Шон, Рос Серей, Ам Йом, Суонг Ненг, Пон Гын, Военг Софал, Ке Сам Он, Ким Чиев, Чет Ай и Као Коб, неустанно работают над сохранением и передачей. по этой традиции. В тринадцати провинциях Камбоджи существуют общественные школы Бокатор, где эти гроссмейстеры преподают и получают поддержку от местных сообществ. [9]
Для дальнейшего продвижения и защиты Бокатора при Национальном олимпийском комитете Камбоджи при поддержке Министерства образования, молодежи и спорта была создана Федерация Кун Бокатора Камбоджи. Эти усилия позволяют мастерам и ученикам со всей страны продолжать свою практику. Это искусство также практикуется за пределами Камбоджи, особенно в США, Европе и Австралии, при поддержке сообществ камбоджийской диаспоры . В 2020 году мастера из различных провинций Камбоджи сформировали межпровинциальную сеть для обмена опытом, методами обучения и документирования своих знаний. Примечательно, что Бокатор был добавлен в качестве новой дисциплины к Играм Юго-Восточной Азии в 2023 году. [9] В Индии первый национальный чемпионат по Кун Бокатору прошел в 2023 году в Сринагаре , организованный Федерацией Кун Бокатора Индии. В мероприятии приняли участие представители 12 государств, а также два тренера из Камбоджи, которые поделились своим опытом. Для тренеров и судей был проведен семинар по Кун Бокатору национального уровня, чтобы обеспечить бесперебойную работу. Чемпионат вызвал повышенный интерес к этому виду спорта среди кашмирских игроков. [39]

Федерация Кун Бокатора Камбоджи (CKBF), созданная в 2004 году, играет ключевую роль в содействии обучению, семинарам, семинарам и семинарам на национальном уровне, а также документированию техник и навыков Бокатора. Он предоставляет мастерам платформу для обмена информацией и знаниями. С 2020 года Министерство образования, молодежи и спорта (MoEYS) работает над интеграцией Бокатора в учебные программы формального и неформального образования, при этом он уже является частью программы обучения для полиции и вооруженных сил. Мастера, имеющие не менее пяти лет опыта работы в Бокаторе, передают свои знания и навыки новым поколениям, часто у себя дома, предлагая гибкие графики обучения для размещения учеников, которые обычно являются учениками местных государственных школ. Практикующие мужчины и женщины тренируются вместе несколько раз в неделю. [9]
Турниры проводятся на региональном и национальном уровнях, иногда при координации Федерации Кунбокатор Камбоджи (CKBF) и активном участии мастеров. CKBF также поддерживает организацию представлений, тренингов и документацию, чтобы обеспечить непрерывность искусства. [9]
Обзор стиля


Для Бокатора характерен рукопашный бой и интенсивное применение оружия. Бокатор использует разнообразные удары локтями и коленями, удары ногами по голени, сабмишены и борьбу в партере . [1] В число оружия, используемого в Бокаторе, входят бамбуковый посох, короткие палки, меч и палка лотоса (деревянная палка длиной 20 см).оружие). [40] [41] [42]
Перед любым боем спортсмены бокатора отдают дань уважения своему хозяину, исполняя ритуальный танец, называемый Твай Бангкум Ромлеук Кун Кру ( кхмерский : ថ្វាយបង្គំ រម្លឹក គុណគ្រូ , букв. ' чтобы отдать дань уважения и вспомнить мастер ' ) [43] Этот ритуал проводится под музыку под названием Пленг Прадал ( кхмер : ភ្លេង ប្រដាល់ , букв. « боксерская музыка » ), которую играет оркестр, состоящий из барабанов, тарелок и сралай . [44]

Во время боев спортсмены Бокатора до сих пор носят форму древних кхмерских армий. Крама синие и красные шелковые шнуры, называемые сангвар (шарф) оборачивается вокруг их талии, а день вокруг головы и бицепсов бойца обвязываются . Раньше считалось, что шнуры зачарованы для увеличения силы, но сейчас они носят лишь церемониальный характер. [45] Продвинутые практикующие Бокатора учатся использовать краму как оружие. Он служит различным целям, включая вытягивание, связывание, борьбу, удушение и блокировку суставов. Кроме того, они могут использовать шарф как кнут, целясь в глаза противника, ухудшая его зрение. Камни также можно спрятать в шарфе и запустить, подобно древним снарядам из пращи. [2] Бойцы Бокатора обматывали руки белой верёвкой. Для этого нужно было плотно обернуть веревку вокруг всех пяти пальцев, гарантируя, что они надежно прикреплены. Веревка, используемая для техники ручного связывания, называется Ампе Плорк ( кхмерский : អំបោះភ្លុក , букв. « Веревка из слоновой кости » ). [46] Затем на руки бойцов вылили своеобразный цемент, отчего их кулаки стали еще тверже. Эта практика была задокументирована французской газетой Le Saïgon sportif в 1933 году и, как утверждается, позволяет бойцам наносить тяжелые травмы ударом кулака. Бойцы наносили специальную мазь, чтобы сделать кожу более жесткой. [33]
Некоторые ученики Бокатора посвящают свою жизнь освоению боевого искусства. Многие из них проживают в школе боевых искусств. Они послушно следуют указаниям своего хозяина, который берет на себя двойную роль инструктора и опекуна, обеспечивая пропитание и заботясь об их благополучии. Эти студенты проходят строгие тренировки, часто длящиеся до восьми часов в день. Занятия обычно заканчиваются медитацией и дыхательными упражнениями, призванными улучшить кровообращение, сочетая духовные и физические аспекты. [2]
Бокатор демонстрирует небольшие региональные различия, включающие различия в физических техниках, инструментах, терминологии и предпочтительных навыках. Например, мастера Бокатора из Пурсата , Вихеар Сур и Компонгчнанга сделали упор на мастерство борьбы. [21]
Система рангов
Для своей школы Бокатор Сан Ким Шон разработал систему, основанную на краме , аналогичную системе поясов, для организации и представления уровней обучения. [47] Бокатор включает в себя более 10 000 приемов, и по мере того, как ученики постепенно осваивают их, они получают краму разного цвета, обозначающую их прогресс. Начиная с белой крамы, новички продвигаются через зеленую, синюю, красную, коричневую и затем десять степеней черного. Золотая крама предназначена для гроссмейстеров, посвятивших свою жизнь Бокатору. [2]
Система рангов Бокатора | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Имена | Белая Крама | Зеленая Крама | Синяя Крама | Красная Крама | Браун Крама | Черные манеры | Золотая Крама | ||
Манеры | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
Техники

В техниках бокатора используется широкий спектр частей тела и оружия, включая руки, локти, колени, ступни, палки, мечи и копья. Методы разделены на пять основных подмножеств: Tvear, Kol, Mesorm, Kbach и Sneat. [6]
Бокатор включает в себя 12 основных боевых приемов, которые по-кхмерски называются «Твеар» . Кроме того, Твеар Маха Ромдо считается особой боевой техникой. Эти 12 Твеар, наряду со специальным Твеаром, в дальнейшем организованы в три основных подразделения, известных как Хан . Первый Хан, Атман Ют , включает в себя Твеар с 1 по 8 и фокусируется на техниках рук и ног. Второй хан, Хорн Ют , состоит из твеаров с 9 по 10, которые в основном связаны с использованием палок. Третий хан, Хан Ют , включает в себя Твеара с 11 по 12 и использует техники с использованием мечей и копий. [6]
Каждый Tvear включает в себя множество дополнительных техник. В пределах этих 12 Твеаров имеется 374 второстепенных боевых техники, называемых «Ме» . [6] Множественные Я основаны на животных и божествах. Белая Крама образует Меня, основанную на Ханумане , льве, слоне, апсаре и крокодиле, тогда как зеленая Крама соответствует стилям утки, краба, лошади, птицы и дракона. [35] Примеры обычного Sneat включают в себя:
Sneat Bet Chongkong Rong Chomhos Kpuos (Блокирование в высокой стойке)
Этот подхалим — это защитный прием, используемый для отражения удара противника, направленного в область ребер, когда оба бойца находятся в вертикальном положении. Эта техника предполагает использование колена для блокировки приближающегося удара ногой и может быть выполнена в двух вариантах: стиль блокировки в том же направлении и скользящая блокада.В том же стиле блокировки защищающийся блокирует атаку, используя колено и поднимая обе руки перед лицом, чтобы предотвратить лобовые атаки. Это требует от практикующего сильной позиции и быстрой реакции. Эффективность этого приема зависит от последовательности ударов, наносимых противником.Этот подхалим считается одним из девяти основных и основных движений блокировки и защиты в Бокаторе. [48]
Снит Хрот Эйсей (Толкающий отшельник)
Этот снит представляет собой базовую технику толкающего удара, направленную на использование брешей в защите противника. Удар можно наносить пяткой или ногой, причем последний предпочтительнее из-за его скорости и силы. Цели для толкающего удара варьируются от пояса до груди и даже до лица, каждая из которых предлагает разные уровни воздействия и потенциального ущерба. [49]
Sneat Kapear Tea Кач Бамбак (Утка, ломающаяся)
В этом сните удар противника захватывается любой рукой в зависимости от направления удара. Как только удар пойман, практикующий наносит удар локтем по бедру противника, нацеливаясь на мышцу, чтобы причинить боль и прервать атаку. [50]
В фольклоре
Согласно местным поверьям, коммуна Сампрух ( кхмер : សំព្រោជ ) в провинции Кампонгтхом была домом для многих мастеров боевых искусств Бокатор и была названа в честь события, произошедшего во время сиамской оккупации северо-западных провинций Камбоджи с 1795 по 1907 год. Сиамские солдаты Сообщается, что они напали на деревню, пытаясь похитить молодых девушек, но жители деревни, владеющие навыками Бокатора, успешно защитились, в результате чего солдаты поспешно бежали. В честь этого события деревня была названа Сием Пруч ( кхмер : សៀមប្រូច ), что означает бегство сиамцев , что позже превратилось в Сампрух . [51]
Помимо боевых искусств, Бокатор находит художественное применение в Чхай Ям, традиционном кхмерском танце, а также в театральных представлениях в кхмерском стиле, таких как Лакхон Бассак . [9]
В популярной культуре
Фильмы
- В 2017 году Бокатор засветился в камбоджийском фильме о боевых искусствах «Побег из тюрьмы» . [52] [53]
- 2021 года В диснеевском фильме «Райя и последний дракон» изображены различные культуры Юго-Восточной Азии. Исследовательская группа, в частности, черпала вдохновение из Бокатора в Камбодже. [54]
- В 2022 году Стивен Шварц, продюсер Power Rangers: Origins , заметил практикующего бокатора Кима Самбо за его навыки боевых искусств. В результате Самбо внес свой вклад в кинопроизводство, выступив в качестве организатора декораций для батальных сцен и включив в них Бокатора. [55]
Литература
- Бокатор — основное боевое искусство, используемое в трилогии-антиутопии «Дуга косы » , написанной Нилом Шустерманом ; в романах дополнительно используется вымышленная форма Бокатора под названием «Черная вдова Бокатор», которая показана и описана как более оскорбительная и жестокая форма боевого искусства. [56]
Комиксы
- Бокатор появляется в манге «Tough: Ryū wo Tsugu Otoko» манги Тэцуя Саруватари . [57]
Музыка
- В музыкальном видео «6 лет в игре» камбоджийского рэпера Ваннды и японского рэпера Авича представлены спортсмены Bokator. [58]
Галерея изображений
- Мастер боевых искусств бокатор с пхкаком, традиционным кхмерским топором.
- Барельеф короля, несущего пхак, традиционный кхмерский топор. Расположен в Ангкор-Вате ( 1100-е годы ).
- Практикующий Бокатор демонстрирует колющий удар ( тект ) своему партнеру по тренировке.
- Деревянные нарукавные щиты, известные как стаупе или камбоджийская «тонфа».
- Барельеф нарукавного щита. Расположен в Ангкор-Вате ( 1100-е годы ).
- Копье Бокатора и длинный посох
- Техника наземных ударов: захват ног и атака копьем с земли. Барельеф в храме Байон (12/13 века)
- Барельеф заднего обнаженного дросселя
- Ангкорская статуя борьбы Кхмерской империи
- Сцена боя в Ангкор-Вате . Техника сабмишена в верхнем левом и нижнем левом углу с уколом в середине и ударом локтем в центре.
- Удержание сабмишена за спиной слева. Наземные бои посередине. Барельеф в Ангкор-Вате ( 1100-е гг .)
- Нож Бокатор (Камбет Бантох)
- Атака с восхождением: мастер боевых искусств поднимается на четвереньки, чтобы атаковать сверху. В Ангкор-Вате .
- Резьба по камню с ударом по колену в храме Байон (12/13 века)
- «Трабиет» — это инструмент для обмолота риса, используемый фермерами, и оружие боевых искусств.
- Барельеф удара локтем. Расположен в Ангкор-Вате ( 12 век ).
- Барельеф удара локтем. Расположен в Ангкор-Вате ( 12 век ).
См. также
Ссылки
- ^ Перейти обратно: а б с Мейкснер, Сет (14 октября 2007 г.). « Бокатор» внезапно возвращается в Камбоджу» . Тайбэй Таймс . Проверено 9 августа 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Грасеффо, Антонио. «Сравнение камбоджийских и китайских боевых искусств (документ на английском языке)» . Проверено 6 марта 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Сони, ой; Китон-Олсен, Даниэль (12 января 2021 г.). «Древнее боевое искусство, преобразованное временем и войной, стремится вернуть себе известность» . Голос Америки . Проверено 26 февраля 2021 г.
- ^ «Просмотрите списки нематериального культурного наследия и реестр передовой практики его охраны» .
- ^ «Житель Вест-Вэлли продолжает традицию камбоджийских боевых искусств» . Городской журнал Вест-Вэлли . 5 января 2024 г.
Ким говорит, что он сочетает в себе ключевые элементы различных форм дисциплины. «У нас есть формы с пустыми руками, формы животных (имитирующие атакующее животное), борьба, борьба», — сказал он. Он также включает в себя использование рукопашного боя и оружия. «По сути, это полная система древних стилей боевых искусств», — сказал Ким, выпускник средней школы Хантера в 2013 году.
- ^ Перейти обратно: а б с д Министерство культуры и изящных искусств Камбоджи. «Инвентаризация нематериального культурного наследия Камбоджи» .
- ^ Кертин, Джозеф (4 сентября 2015 г.). «Вернулся на ринг и борюсь за то, чтобы его помнили» . Пномпень Пост . Проверено 26 февраля 2021 г.
- ^ Уитон, Тим (23 октября 2023 г.). «Бокатор – Древнее искусство Кун Лбокатора» . Муай Тай.com . Проверено 1 марта 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Кун Л'Бокатор, традиционные боевые искусства Камбоджи» . сайт ЮНЕСКО.org .
- ^ Каррутерс, Марисса (17 апреля 2018 г.). «Боевое искусство, породившее Муай Тай, возрождается в Камбодже» . Южно-Китайская Морнинг Пост . Архивировано из оригинала 10 марта 2023 года . Проверено 10 марта 2023 г.
Есть свидетельства того, что боевое искусство зародилось еще до эпохи Ангкора. Считается, что жители деревень, фермеры и люди, живущие глубоко в горах и джунглях, разработали более 10 000 техник, которые включают удары коленями и локтями, удары ногами по голеням, борьбу в партере, мастерство подчинения и использование оружия как средства выживания. . «Техника, используемая в бокаторе, — это звериный стиль», — говорит Сан Ким Шон. «Людям, живущим в сельской местности, нужно было выжить, им нужна была еда и защита от хищников, поэтому они копировали животных. Они следовали за обезьяной на дерево в поисках фруктов или наблюдали, как птица ловит рыбу из воды».
- ^ Бриггс, Лоуренс Палмер (1962). Древняя Кхмерская империя . Труды Американского философского общества.
- ^ Барт, Огюст (1885). Санскритские надписи Камбоджи (PDF) (на французском языке). Национальная типография. п. 498.
Во время занятий борьбой он похитил в одно мгновение десять очень сильных борцов и бросил их на землю в кучу импульсом своей тысячи рук [тысячи импульсов своих рук], как это сделал в бою сын Критаварья для того, у кого было десять лиц.
- ^ Грослиер, Джордж (1921). Исследования камбоджийцев (PDF) (на французском языке). Огюстен ШАЛЛАМЕЛЬ, редактор. п. 331.
- ^ «Корпус кхмерских надписей» . Классика ЮВА, кхмерский . К.239.
Эта надпись описывает строительство святилища Шри Джаганнатхакешвары и дар божеству несколькими людьми 10 участков рисовых угодий вместе с рабами, скотом и мелкими предметами. Одно рисовое поле (строки S: 34–35) приобретается королевским грантом в результате боксерского поединка (от S: 39 до N: 1–3), а другое поле (N: 3–5) передается божеству посредством королевская директива. Текст представляет обычный грамматический интерес.
- ^ Вонгсатит Анаке, У-Тайн (август 2012 г.). Санскритские имена в камбоджийских надписях (кандидатская диссертация). Университет Пуны.
Имя «Махисасура» — это краткая форма имени «Махисасурамардини», обозначающего богиню Дургу, убийцу Асура Махиса. Богиня упоминается под титулом «Бхагавати» в К.257, датированном 979 годом нашей эры. В надписи упоминается, что Нарапатиндраварман, купив землю у боксера (Мустиуддхи), основал храм богини Махисасуры в честь своей покойной матери.
- ^ «Корпус кхмерских надписей» . Классика ЮВА, кхмерский (на французском языке). К.257Н.
Мратан Хлон Шри Нарапативарман предъявил обвинение. . . . племянник Мратана Хлона, чтобы привести в суд Вап Дана, боксера. . . Вап Ин, хлон джнвал боксеров, Вап Го мула, Вап Гап мула, Вап Дан мула, Вап [Аяк] мула боксеров земли Гамрян. [...] Он объяснил, что Вап Вит, хлон джнвал боксеров, одолжил под проценты джьян серебра, води весом шесть джьян и десять лет одежды у Мратана Клон Шри Нарапативиравармана, чтобы купить их. . . Мандира
- ^ Чхорн, Норн (19 октября 2022 г.). «Федерация Бокатор создана для Игр ЮВА» . Пномпень Пост . Проверено 2 марта 2024 г.
Бокатор в том виде, в котором он практикуется сегодня, представляет собой современную версию боевого искусства, которое долгое время использовалось кхмерскими солдатами на древних полях сражений Кхмерской империи.
- ^ «Кбах Кун Кхмер Боран» . Министерство иностранных дел и международного сотрудничества Камбоджи . 30 октября 2016 г. Проверено 2 марта 2024 г.
Кбач Кун Кхмер Боран (кхмерские боевые искусства) возникли более тысячи лет назад, о чем свидетельствуют резьба и барельефы в храмах Ангкора. К боевым искусствам относятся Бокатор, Прадал Серей, Баок Чамбаб, Кбач Кун Дамбонг Венг и другие.
- ^ Лим, Нари (31 января 2023 г.). «Археолог показывает камбоджийские скульптуры боевых искусств в кхмерских храмах» . Кхмер Таймс . Проверено 2 марта 2024 г.
Опытный археолог Национального управления APSARA представил барельефы камбоджийских боевых искусств в храмах археологического парка Ангкор, провинция Сиемреап. Археолог Пхеунг Дара сказал, что некоторые камбоджийские барельефы боевых искусств связаны с Кун Кхмером, борьбой и Лбокатором.
- ^ Грослиер, Джордж (1921). Исследования камбоджийцев (PDF) (на французском языке). Огюстен ШАЛЛАМЕЛЬ, редактор. п. 85.
Эта группа солдат у входа или во флигелях дворца постоянна на всех барельефах. Они играют в рестлинги, общаются и смотрят танцевальные сцены.
- ^ Перейти обратно: а б Кун Л'Бокатор, традиционные боевые искусства Камбоджи . unesco.org (видео).
- ^ Бут, Кимсей (23 июня 2016 г.). «Солдаты RCAF будут тренироваться в древнем боевом искусстве» . Камбоджа Дейли . Проверено 26 февраля 2021 г.
- ^ том 5» «Поэзия Паджита Кумары , vajirayana.org (на тайском языке).
Ударьте в гонг и крикните «Лук Чао Ку Као». Кхмерский бокс, мы заботимся о теле Его Величества Драка с вьетнамским слугой Встал и вошел прямо во внутренний круг. поклонитесь ногам Его Величества и займите стойку Камбоджа схватил его и ударил кулаком по лицу. Вьетнамец двинулся и схватил ножницы за ногу. Люди, которым это нравится, кричат, что это то же самое. Десять пар по десять картинок красивы, как новый бокс. Но люди в камергере Пхра Чом Хвана Отдать дань уважения Апивану С самого начала это был боксерский поединок.
- ^ Перейти обратно: а б Фоссард, Брайс (2013). «Король Сисоват Монивонг и появление западного спорта в Камбодже. На пути к модернизации камбоджийской монархии» . Брайс Фоссар (на французском языке). 31 . 85-106 . Проверено 22 марта 2024 г.
- ^ «Огюст Павия» . Трансбореальный (на французском языке).
Затем Огюст Пави был переведен в Камбоджу в 1876 году, где он на три года погрузился в кхмерскую культуру и принял местный образ жизни под доброжелательным учением буддийских монахов.
- ^ «ПАВИЯ Август» . Комитет по историческим и научным работам Института Национальной школы чартов (на французском языке).
Репатриированный по медицинским показаниям (1870 г.) для участия в войне, он вернулся в Индокитай, получив назначение на почту Лонгюйен, затем в Кампот в Камбодже (1876 г.).
- ^ Пави, Огюст (1995). В королевстве миллиона слонов, исследование Лаоса и Тонкина, 1887–1895 гг. (на французском языке). Харматтан. стр. 20–25. ISBN 9782738435200 .
- ^ Общий справочник национальной и международной торговли; универсальный справочник по импорту и экспорту, разделенный по странам и отслеживающий правовые, финансовые и промышленные изменения посредством ежегодного периодического издания (на французском языке). Полет. 3. 1905. с. 534.
[...] их любимые игры - это игры в мяч, пальму, фехтование на палках, бокс, рукопашные бои...
- ^ Шоффар, Эмиль (1907). «Население Камбоджи и Лаоса» . Международное обозрение социологии ( на французском языке) (7–12): 563.
Камбоджийцы также являются большими поклонниками спорта. Они увлечены гонками на слонах, лошадях и буйволах, гонками на лодках, борьбой, боксом или атаками палками. Никаких больших торжеств без этих турниров, где чемпионы Кхмеров обычно противостоят чемпионам Киамов. Борьба всегда вежливая, и между двумя соперничающими партиями общественность не выказывает никаких предпочтений.
- ^ Осборн, Милтон (29 сентября 2014 г.). «Буддийские монахи и политическая активность в Камбодже» . Институт Лоуи .
- ^ Форест, Ален (4 сентября 2008 г.). Камбоджа и французская колонизация, история плавной колонизации (1897-1920) (на французском языке). Харматтан. п. 147. ИСБН 9782858021390 .
- ^ Маршал, Сафо (1927). «Танец в Камбодже» . Обзор азиатского искусства (на французском языке). 4 : 227.
Предварительные занятия по камбоджийскому боксу – это тоже настоящие танцы, движения в которых выполняются частично с согнутыми ногами.
- ^ Перейти обратно: а б «Как мы рассказываем историю» . Спортивный Сайгон (на французском языке). 21 апреля 1933 г. с. 9.
- ^ «Биография» . sankimsean.com .
- ^ Перейти обратно: а б Грасеффо, А. (н. д.). Бокатор Кхмер: древняя форма камбоджийских боевых искусств . Сказки Азии. Проверено 4 апреля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Житель Лонг-Бич, почти уничтоженный геноцидом, помогает возродить камбоджийское боевое искусство» . Телеграмма прессы Лонг-Бич . 17 сентября 2015 г. Проверено 5 марта 2024 г.
- ^ Кей, Кимсонг (27 сентября 2006 г.). «300 человек приняли участие в первых соревнованиях по бокатору» . Камбоджа Дейли . Проверено 5 марта 2024 г.
- ^ «Кун Л'Бокатор, традиционные боевые искусства Камбоджи» . Проверено 19 декабря 2022 г.
- ^ «Национальный чемпионат по Кун Бокатору впервые организован в Сринагаре» . Времена Индии . 8 июня 2023 г. Проверено 1 марта 2024 г.
- ^ Родригес Т. Сенасе, Хосе (5 мая 2020 г.). «Онлайн-доступ Surviving Bokator продлен до 18 мая» . Кхмер Таймс . Проверено 26 февраля 2021 г.
- ^ Таинг, Ринит (7 февраля 2018 г.). «26-летний парень, оживляющий историю Камбоджи с помощью мечей» . Пномпень Пост . Проверено 2 февраля 2021 г.
- ^ Хайн, В. (3 октября 2008 г.). Мастер Bokator предлагает краткий курс обучения иностранцам . Пномпень Пост. Проверено 14 марта 2022 г.
- ^ «Бокатор: Как поклоняться и помнить учителя» . Тмей Тмей (на кхмерском языке). 16 декабря 2017 г.
- ^ Нхим Пен (1970) Образцы и краткое изложение кхмерской музыки , Издательство: Камбоджийская буддийская академия, стр.63 Номер OCLC: 31883145
- ^ Чхорн, Тит (22 октября 2014 г.). «Бокатор — это наследие кхмерских боевых искусств, которые правили Юго-Восточной Азией более 600 лет» . Новости Сабай (на кхмерском языке) . Проверено 8 марта 2024 г.
- ^ Кхмерская традиционная церковь (1968) 12-месячная королевская церемония - Том 1-2-3 , Автор: Чап Пин, Чхим Красем, Издатель: Кхмерская традиционная церковь Буддийской академии Камбоджи, Оригинал: Библиотека Центра кхмерских исследований, Сайт: Library.khmerstudies.org.
- ↑ Соклим, К. (20 марта 2021 г.). Кхмерский бокатор: боевое искусство, заимствованное у животных и растений . Камбоджа. Проверено 8 февраля 2022 г.
- ^ «Защитная техника: Блокирование коленом (Блокирование в высокой стойке)» . Ми Чиет .
- ^ «Техники атаки: Толкающий удар ногой или Хрот Эйсей (Толкающий отшельник)» . Ми Чиет .
- ^ «Техники защиты: Breaking Duck или Mekun Tia» . Ми Чиет .
- ^ «План землепользования в коммуне Сампрух, район Стонг, провинция Кампонгтхом, на 2017–2032 годы» (PDF) (на кхмерском языке). п. 11.
Было сказано, что слово сампроуч является производным от слова Сиам Прох (Сиам поставил босса Проха). В то время Сиам правил провинциями Баттамбанг, Свай Сисофон и Сием Рип, сиамская армия сражалась и захватила Невесту. Местные жители в этом районе не достигли своих целей, потому что большинство камбоджийцев в этом районе знали, как защитить себя, например бокатор, фехтование и боевые искусства, и сражались против сиамской армии, пока не добились успеха. Сиамские воры убегают в своем возрасте, и люди называли это место деревней «Сиам Прох», а затем изменили ее на «Деревню Сампрух», пока эпоха Сангкум Реастр Ниюм не назвала ее. Эта территория до сегодняшнего дня стала «коммуной Сампрух», согласно Пракасу Но. .493 ПРК / от 30 апреля 2001 г.
- ↑ Бокатор на большом экране , Khmer Times , 2 июня 2016 г.
- ↑ Ричард Кейперс, Обзор фильма BiFan: «Побег из тюрьмы» , Variety , 24 июля 2017 г.
- ↑ Ринит, Таинг (4 августа 2020 г.). «Рая и последний дракон», который должен выйти в следующем году, приносит гордость Камбодже
- ^ «Камбоджийская звезда Бокатора преподает древнее камбоджийское боевое искусство Могучим Рейнджерам для голливудского фильма» . Кхмер Таймс . 16 октября 2023 г. Проверено 1 марта 2024 г.
- ^ Шустерман, Нил (2016). Коса . Саймон и Шустерман.
- ^ «ЖЕСТКИЙ Человек, унаследовавший Дракона 6» Шуэйша ( на японском языке.
БОЙ.61 Бокка Тао 21) .
- ^ «(Видео) Ух ты! В новой песне Ванды и Авича показаны кхмерские персонажи и бокаторы, пропагандирующие национальные культурные ценности» . Популярный журнал (на кхмерском языке).
Внешние ссылки
