Джулдариги
Впервые сыграл | Известен по крайней мере с 1500 г. н.э. |
---|---|
Характеристики | |
Контакт | Бесконтактный |
Смешанный пол | Да |
Тип | Командный вид спорта , традиционный, на открытом воздухе |
Оборудование | из рисовой соломы Веревки , бинёмок . колышек |
Присутствие | |
Страна или регион | Корея , особенно Танджин и Ёнсан. |
Джулдариги ( корейский : 줄다리기 , также чулдариги ) — традиционный корейский вид спорта, похожий на перетягивание каната . Он имеет ритуальное и гадательное значение для многих сельскохозяйственных общин страны, его исполняют на фестивалях и общественных собраниях. В этом виде спорта используются две огромные веревки из рисовой соломы, соединенные центральным колышком, за которые тянут команды, представляющие восточную и западную части деревни (соревнование часто строится в пользу западной команды). До и после соревнований проводится ряд религиозных и традиционных ритуалов.
В нескольких районах Кореи есть свои собственные разновидности джулдариги , и подобные игры в перетягивание каната, связанные с сельским хозяйством, можно найти в сельских общинах по всей Юго-Восточной Азии .
Он внесен в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО с 2015 года как « Ритуалы и игры перетягивания » наряду с другими подобными формами в Камбодже, на Филиппинах и во Вьетнаме. С 1969 года он также внесен в список нематериальных культурных ценностей Южной Кореи .
Культурное значение
[ редактировать ]Джулдариги является важной частью нескольких сельскохозяйственных праздников и обычным событием лунного фестиваля Тэбореум . [1]
Как и во многих корейских сельских народных традициях, этот вид спорта считается предсказателем будущих событий, особенно урожая. Результат ритуального состязания между двумя сторонами деревни (востоком и западом) рассматривался как показатель обилия (или иного) урожая риса в этом году, который будет собран осенью; в результате джулдариги и подобные народные виды спорта преобладают в рисоводческих районах Юга. [1] [2] Это связано с распространенной в Юго-Восточной Азии ассоциацией между драконами веревки джулдариги ) (которых , как полагают, напоминают и дождем; в результате юлдариги или подобные церемонии перетягивания каната исторически также проводились в периоды засухи. [3] Соединение двух используемых веревок (при этом меньшая петля одной веревки проходит через большую петлю другой) напоминает половой акт, что также приводит к ассоциации этого вида спорта с плодовитостью. [1]
Оборудование
[ редактировать ]Соломенные веревки, используемые в юлдариги , огромны: до 200 метров в длину и 1 метр в диаметре. Они могут весить до 40 тонн. [4] Они сделаны из скрученной рисовой соломы; такой выбор материала символичен, поскольку рис является основным зерном в районах, где джулдариги практикуется . Процесс строительства является общественным мероприятием, отражающим общинный характер выращивания риса. [5] Используются две веревки, по одной на каждую команду; они соединены деревянной балкой или пнем, известным как бинёмок , длиной около трех метров. [3] [6] Веревка, которую держит восточная команда, называется сутджуль ( корейский : 숫줄 « мужская веревка»), а западная команда держит амджуль ( корейский : 암줄 «женская веревка»). [1] Из-за большого размера веревок за них невозможно схватиться напрямую; игроки прикрепляли к основной веревке боковые веревки меньшего размера, которые служили ручками, и перетирали ее концы, чтобы обеспечить дополнительные опоры для рук. [3] [6]
Церемония
[ редактировать ]Церемония, предшествующая перетягиванию каната, начинается около полуночи накануне фестиваля. Обе команды восстанавливают свои канаты и возносят молитвы о победе; этот обряд известен как гою ( корейский : 고유 ; ханджа : 告由 ). В это время команды охраняют свои веревки от взлома, а также не позволяют членам противоположной команды переступить через них (считается, что женщина, перешагнувшая в это время через веревку, зачнет наследника мужского пола). Наказания могут быть суровыми; Есть записи о том, как в начале 20 века за такое нарушение женщину забили камнями до смерти. [3] Затем команды собираются на месте фестиваля и совершают дальнейшие молитвы, на этот раз за безопасность и процветание деревни; жертвоприношения также приносятся Теодзюсин , богине земли. Эти общинные ритуалы называются госа ( корейский : 고사 ; ханджа : 告祀 ). На рассвете, после завершения этих церемоний, обе команды приносят веревки на место; это шествие с флагами и костюмами в сопровождении ударной музыки. Затем происходит постановочная дискуссия по поводу соединения двух веревок, имеющая символический сексуальный аспект; инсинуации и непристойные насмешки в адрес другой команды являются обычным явлением. [1] [3]
Как только две веревки связаны вокруг бинёмока , начинается состязание под крики и аплодисменты празднующих. На самом деле соревнования короткие, и победа обычно определяется после одной попытки (хотя в некоторых соревнованиях игра ведется до трех побед). Из-за ассоциации западного направления с концепцией плодородия и плодовитости матч часто определяется так, чтобы гарантировать победу команды Запада (и, таким образом, обеспечить обильный урожай). После празднования в доме капитана своей команды победители направятся в дом капитана проигравшей команды, чтобы выразить свои соболезнования; это часто напоминает похоронную процессию. [1] Обе веревки забирает победившая команда, разрезает и продает; Считается, что взятая из них солома обладает необычными защитными или питательными свойствами. [3]
Детская версия, известная как госат джулдариги ( корейский : 고삿줄다리기 , «перетягивание перетягивания на аллее»), часто разыгрывается на улицах перед главным событием. [1]
Региональные вариации
[ редактировать ]Две формы джулдариги , из Гиджиси ( Танджин ) и Ёнсанг , признаны важными нематериальными культурными ценностями Кореи . [5] [6] [7] [8] Церемония Ёнсан проводится позже в году, чем где-либо еще, поскольку в середине двадцатого века лунный фестиваль был перенесен с лунного фестиваля на 1 марта (в ознаменование Движения 1 марта ). [3] В 2009 году в Южной Корее была отчеканена специальная монета номиналом 20 000 фунтов стерлингов в честь Ёнсан джулдариги . [9] В Гиджиси, где этим видом спорта занимаются уже не менее 500 лет, [4] Традиционное разделение на Восток и Запад заменяется разделением команд на верхние и нижние реки. Говорят, что форма веревки, похожая на многоножку, напоминает расположение деревень этого региона. [5] В Гиджиси также находится музей, посвященный практике джулдариги . [4]
Фестиваль Мирьян Пэкджунг представляет собой уникальную форму этого вида спорта, называемую геджулдариги ( корейский : 게줄다리기 ) или «перетягивание крабового перетягивания», которая является уникальной для Мирьяна. [10] В этой версии участников привязывают веревками к центральному кольцу и тянут во всех направлениях. [3] [11]
Подобные общественные игры в перетягивание каната проводятся в Лаосе , Камбодже и Мьянме , и во всех случаях они связаны с плодовитостью и перспективой получения обильного урожая. [3]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Энциклопедия корейской народной культуры» . Национальный фольклорный музей Кореи . Проверено 23 апреля 2013 г.
- ^ «Ёнсан Джулдариги» . 100 икон корейской культуры . Ариран ТВ . Архивировано из оригинала 7 апреля 2014 года . Проверено 23 апреля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Ким, Кван-он (1995). «Перетягивание каната: перетягивание веревки ради обильного урожая» . Кореана . 9 (4). Архивировано из оригинала 16 декабря 2013 года . Проверено 23 апреля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с «Музей Гиджиси Юлдариги» . Энергичный Танджин . Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 года . Проверено 23 апреля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с «Гиджисиджулдариги, перетягивание каната, призванное помолиться за обильный урожай» . Наследие предков . Ариран ТВ . Архивировано из оригинала 3 февраля 2022 года . Проверено 23 апреля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с «Республика Корея: Народные игры и обряд» . Архив ICH . ЮНЕСКО. Архивировано из оригинала 6 августа 2014 года . Проверено 23 апреля 2013 г.
- ^ Мён Чжон Ю; Джи-Хе Ли; Сон Ён Чон (2008). Сто культурных символов Кореи . Дискавери Медиа. ISBN 978-89-956091-6-3 . Проверено 23 апреля 2013 г.
- ^ Корея (Южная). Мунхваджае Кваллигук (2001). Корейские нематериальные культурные ценности: . Народные драмы, игры и обряды . Холлим Международная Корпорация. п. 102. ИСБН 978-1-56591-164-2 . Проверено 23 апреля 2013 г.
- ^ «20 000 вон: Серия традиционных народных игр - Ёнсан Джулдариги (игра в перетягивание каната)» . База данных коллекционных монет . Проверено 23 апреля 2013 г.
- ^ «Дерните за веревку терпения» .
- ^ Джон Х.Т. Харви; Сидней Ким (2005). Корейские культурные идеи . Корейская туристическая организация . п. 37 . Проверено 4 апреля 2013 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Музей Гиджиси Джулдариги (на корейском языке)