Лхамо
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2021 г. ) |




Лхамо ( стандартный тибетский : ལྷ་མོ , латинизированный: Лха мо ) или Аче Лхамо — классический светский театр Тибета с музыкой и танцами, который исполнялся на протяжении веков, ближайшим западным эквивалентом которого является опера. В спектаклях повествование и простые диалоги перемежаются комедией и сатирой; персонажи носят красочные маски. Основные сюжеты этих театральных постановок взяты в основном из древних индийских буддийских народных сказок, жизней выдающихся людей и исторических событий тибетской цивилизации. Однако церемониальные, танцевальные и ритуальные зрелища ярко отражают тибетский королевский династический период.
Очень похожие традиции встречаются в Бутане и других регионах, находящихся под влиянием тибетского буддизма и тибетской культуры. существует как минимум три уникальные школы В Лхамо : Кьимулунга, Гьянгара и Чунгба. [1]
История
[ редактировать ]Устные свидетельства приписывают основание традиции Аче Лхамо мистическому писателю XIV века Тханг Тонг Гьялпо . Считается, что Лхамо имеет как духовные, так и недуховные корни. [2] Процедура и стиль исполнения Аче Лхамо мало изменились со времени возникновения в 14-15 веках. Сегодня перед началом каждого выступления проводятся одни и те же ритуалы открытия, носят аутентичные костюмы, строго соблюдаются пение, танцы и музыкальные традиции.
Мало что известно о развитии трупп Лхамо до времен пятого -ламы Далай Нгаванга Лобсанга Гьяцо (1617-1682 гг. н.э.). На стенах дворца Потала есть фрески с историями лхамо, которые, как полагают, были написаны между 1695 и 1705 годами. Согласно некоторым устным рассказам, костюмы и маска Охотника или Рыбака (тибетский: Нгонпа ) были созданы пятым Далай-ламой. Лама, исходя из своей личной мечты. К началу XIX века представления Аче Лхамо можно было встретить по всему Тибету, причем в каждом крупном районе существовала постоянная любительская труппа, выступавшая для местного сообщества на различных официальных мероприятиях в течение года.
Некоторые известные труппы, в том числе Таши Шолпа, Чонге Пхундун, Шангпа, Гялкхара, Чунгпа и Кёрмулунг, пользуются большим спросом и всегда являются постоянными участниками официальных фестивалей в Норбу Лхингкха, монастыре Дрепунг и монастыре Сера. Исполнители — монахи и миряне, любящие лхамо. Многие тибетцы знакомы с ариями (тиб. намтарс) и часто поют их для себя или для развлечения на общественных собраниях. Все стили традиции лхамо в основном опираются на барабан и тарелку. [3]
На тибетском языке опера называется Аль-че-лха-мо , актер Лха-мо-ба и сценарий Храб-гжунг Тибетская опера считается одним из примеров кристаллизации культурной мудрости тибетского народа для тысяч людей. лет. Он считается «живым ископаемым» тибетской культуры и в 2009 году был включен ЮНЕСКО в «Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества». [4]
Тан Тонг Гьялпо
[ редактировать ]Принято считать, что традицию исполнения Аче Лхамо, или Тибетской оперы, заложил мистик XIV века Тханг Тонг Гьялпо, который родился в семье крестьянина в уезде Шигадзе в Тибете в 1361 году. Когда он был ребенком, его родители дали ему имя Тровобендон и отправили в местный монастырь для изучения культурных знаний. Он провел годы в монастырском обучении и стал очень умным, поэтому его назвали Цуэндуэ Сангпо. Затем он приехал в Лхасу, чтобы получить больше знаний. Однажды в гавани реки Лхасы он увидел множество людей, которые не могли пересечь реку, потому что у них не было достаточно денег. Он попросил капитана позволить им бесплатно переправиться через реку. Вместо этого капитан избил его, после чего решил построить мост через реку.
Чтобы построить мосты, ему требовалась рабочая сила и ресурсы. Так, во время строительства моста в Чово Ри он выбрал из своей рабочей бригады семь сестер из округа Лхока в Тибете и научил их танцам и песням. Они составили хор и украсили его красивыми костюмами; они путешествовали по городам и деревням, исполняя танцы, чтобы собрать ресурсы. Йоги били в барабаны и тарелки, а девушки танцевали и пели. Впечатлённая публика провозгласила исполнителей «богинями» (тибетский: Лхамо ); с тех пор они были известны как сестры-богини. (тибетский: Аче Лхамо ); С этого момента возникла традиция Аче Лхамо.
За несколько лет Тханг Тонг Гьялпо смог построить 58 железных и 60 деревянных мостов через города и деревни. Он умер в преклонном возрасте в Тоэ Ривоче в 1485 году.
Остатки некоторых из его железных цепных мостов до сих пор стоят в некоторых местах Тибета и Бутана. У тибетцев стало традицией устанавливать его изображения и статуи при поселении в новый дом. Во время вступительного ритуального танца каждая лхамо или оперная группа устанавливает свою статую посередине сцены и отдает ему дань уважения.
Известные исполнители
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- Юнгчен Лхамо
- Округ Намлинг , где находится Тибетская опера Сянба.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ахмед, Сайед Джамиль (весна 2006 г.). «Тибетская народная опера: «Лхамо» в современной культурной политике» . Азиатский театральный журнал . 23 (1): 149–178. дои : 10.1353/atj.2006.0001 . JSTOR 4137092 . S2CID 49340054 . Проверено 7 апреля 2021 г.
- ^ Фицджеральд, Кэти (весна 2014 г.). «Тибетская опера в Тибетском автономном районе и за его пределами» . Азиатский театральный журнал . 31 (1): 271. doi : 10.1353/atj.2014.0001 . JSTOR 43187296 . S2CID 162151558 .
- ^ Дорджи, Лобсанг; Жозефина, CB; Церинг, Мигмар (лето 1984 г.). «Народная опера Тибета » Тибетский журнал . 9 (2) JSTOR 21. :
- ^ «Тибетская опера – нематериальное наследие – Сектор культуры – ЮНЕСКО» . Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры . Проверено 13 апреля 2021 г.
