Истрийский масштаб
Истрийский масштаб | |
---|---|
![]() Истрийский режим на C. [1] [гептатоника] | |
Стилистическое происхождение | Хорватская музыка |
Культурное происхождение | Истрия и Кварнер |
Двухголосное пение и игра в истрийском масштабе. | |
---|---|
Страна | Хорватия |
Ссылка | 00231 |
Область | Европа и Северная Америка |
История надписи | |
Надпись | 2009 г. (4-я сессия) |
Список | Представитель |


« Истрийский масштаб » относится одновременно к «уникальным» [2] музыкальной гамме и жанрам народной музыки Истрии и Кварнера , использующим эту гамму. [3] Он назван в честь полуострова Истрия. Истрийская народная музыка основана на характерной шеститональной музыкальной гамме (так называемая истрийская гамма) и двухголосном слегка гнусавом пении полуострова. Двухчастное пение и игра в истрийском масштабе, традиционная практика пения, характерная для региона Истрии, а также прибрежной зоны и островов северной Адриатики, была внесена в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО в 2009 году. [4]
Жанры включают канат и таранкандже ; методы включают носовой тон , вариацию и импровизацию , а также разрешение в унисон или октаву ; и инструменты включают двойные трости, такие как сопеле , шаумы , волынки и другие инструменты, такие как флейты и тамбура- лютни. [3] Впервые его назвал Иван Матетич Ронжгов в начале двадцатого века. [2] помогая ему в изучении и записи хорватской музыки .
Описание
[ редактировать ]Неровный характер , [2] [5] гамму можно приблизительно обозначить как: EFGA ♭ -B ♭ -C ♭ [гексатоника] (см.: энгармоника ), первые шесть нот октатонической гаммы на E. Ее можно понимать по-разному, например, как григорианский фригийский режим с пониженной 4-й, 5-й и 6-й ступенями (на Е: EFGA ♭ -B ♭ -C ♭ -D [гептатонический]). [6] В исполнениях присутствует диафония и фригийский каденция (в ми мажоре: фа и ре переходят в ми). [6]
Хотя «относительная интонация значительно варьируется от примера к примеру [и между инструментами]». [5] гамма также была описана как полученная только из интонации : субгармоники от семи до четырнадцати (приблизительно D, E, F, G ♭ , A ♭ , B ♭ , C, D') ( и ). [7]
В Гайдна струнном квартете фа минор , соч. 20 №5, [2] Встречается что-то вроде истрийского лада, но без верхней ноты. [1] В книге Уроша Крека Inventiones Ferales (1962) масштаб используется «замаскированным образом». [8] Тартини, возможно, изучил масштаб, [2] и Барток обратил внимание на масштаб. [7] Кароля Пахора Цикл из 15 пьес «Истриянка» (1950) стал результатом изучения истрийского лада, как и Данило Швары « Симфония да камера в модо истриано» (1957). [9] Истрийский лад встречается в Иосипа Штолцера-Славенского ( «Балканофонии» 1927). [10]
По всей территории Истрии и Кварнерского залива распространилось своеобразное вокальное пение, состоящее из чередующихся полутонов и целых шагов, которые, особенно в исполнениях старых певцов и инструменталистов, не темперированы. Песни исполняются парами певцов (мужчины, женщины или смешанные) в характерной двухголосной полифонии в минорных терциях (или мажорных секстах) с каденцией в унисон или октаву. Певцы различают верхнюю ( на танко «тонкая») часть от нижней ( на дебело «толстая»). [11]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Ван дер Мерве, Питер (2005). Корни классики , стр.227-8. ISBN 978-0-19-816647-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Тэмми Эванс, Рудольф Абрахам (2013). Истрия: Хорватский полуостров, Риека, Словенская Адриатика , стр.17. ISBN 9781841624457 .
- ^ Перейти обратно: а б « Двуголосное пение и игра в истрийском масштабе », ЮНЕСКО.org .
- ^ Антос, Звездана; Фромм, Аннетт Б.; и Голдинг, Вив (2017). Музеи и инновации , стр.78. Кембриджские ученые. ISBN 9781443862561 . Цитирует: [1] .
- ^ Перейти обратно: а б Марушич, Дарио. « Рецепция истрийских музыкальных традиций », Музыковедение 7/2007 (VII) (« Рецепция истрийских музыкальных традиций », doiSerbia ).
- ^ Перейти обратно: а б Жганец, Винко ; Сремец, Нада, ред. Хорватские народные песни и танцы . Том. 1. Загреб: Селячка слога. стр. 228.
- ^ Перейти обратно: а б Руланд, Хайнер (1992). Расширение тонального восприятия , стр. 43. Рудольф Штайнер. ISBN 9781855841703 . Описано Кэтлин Шлезингер на греческом авлосе.
- ^ (2001). Музыковедческий сборник: Музыковедческий ежегодник, тома 37–39 , с.86. [ нужна полная цитата ]
- ^ Рэй Робинсон, Регина Чупичка, ред. Этюды Пендерецкого: Пендерецкий и авангард , с.137. ISBN 9780911009118 .
- ^ Самсон, Джим (2013). Музыка на Балканах , с.381. Брилл. ISBN 9789004250383 .
- ^ Райс, Тимоти; Портер, Джеймс; и Герцен, Крис (2017). Энциклопедия мировой музыки Garland: Европа , без страниц. Рутледж. ISBN 9781351544269 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Безич, Йерко. «Югославия, Народная музыка: Хорватия», словарь New Grove 2:594.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- « Двуголосное пение и игра в истрийском масштабе » (ЮНЕСКО), YouTube.com .
- « Несколько слов о традиционной истрийской музыке и танце », Истрия из Смрикве .
- « Народная музыка острова Крк », Золотые и Серебряные точки .