Jump to content

Истрийский масштаб

Двухголосное пение и игра в истрийском масштабе.
Страна Хорватия
Ссылка 00231
Область Европа и Северная Америка
История надписи
Надпись 2009 г. (4-я сессия)
Список Представитель
Сопилас: маленький/тонкий/высокий и большой/толстый/низкий ( Играть )
Истрийская гамма в Симфонии № 8 си минор Шуберта (1922), 1-я часть, такты 13–20 ( Истрия ); плоская квинта отмечена звездочкой [1]

« Истрийский масштаб » относится одновременно к «уникальным» [2] музыкальной гамме и жанрам народной музыки Истрии и Кварнера , использующим эту гамму. [3] Он назван в честь полуострова Истрия. Истрийская народная музыка основана на характерной шеститональной музыкальной гамме (так называемая истрийская гамма) и двухголосном слегка гнусавом пении полуострова. Двухчастное пение и игра в истрийском масштабе, традиционная практика пения, характерная для региона Истрии, а также прибрежной зоны и островов северной Адриатики, была внесена в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО в 2009 году. [4]

Жанры включают канат и таранкандже ; методы включают носовой тон , вариацию и импровизацию , а также разрешение в унисон или октаву ; и инструменты включают двойные трости, такие как сопеле , шаумы , волынки и другие инструменты, такие как флейты и тамбура- лютни. [3] Впервые его назвал Иван Матетич Ронжгов в начале двадцатого века. [2] помогая ему в изучении и записи хорватской музыки .

Описание

[ редактировать ]

Неровный характер , [2] [5] гамму можно приблизительно обозначить как: EFGA -B -C [гексатоника] (см.: энгармоника ), первые шесть нот октатонической гаммы на E. Ее можно понимать по-разному, например, как григорианский фригийский режим с пониженной 4-й, 5-й и 6-й ступенями (на Е: EFGA -B -C -D [гептатонический]). [6] В исполнениях присутствует диафония и фригийский каденция (в ми мажоре: фа и ре переходят в ми). [6]

Соглашение

Хотя «относительная интонация значительно варьируется от примера к примеру [и между инструментами]». [5] гамма также была описана как полученная только из интонации : субгармоники от семи до четырнадцати (приблизительно D, E, F, G , A , B , C, D') ( Играйте одним голосом и двумя голосами ). [7]

В Гайдна струнном квартете фа минор , соч. 20 №5, [2] Встречается что-то вроде истрийского лада, но без верхней ноты. [1] В книге Уроша Крека Inventiones Ferales (1962) масштаб используется «замаскированным образом». [8] Тартини, возможно, изучил масштаб, [2] и Барток обратил внимание на масштаб. [7] Кароля Пахора Цикл из 15 пьес «Истриянка» (1950) стал результатом изучения истрийского лада, как и Данило Швары « Симфония да камера в модо истриано» (1957). [9] Истрийский лад встречается в Иосипа Штолцера-Славенского ( «Балканофонии» 1927). [10]

По всей территории Истрии и Кварнерского залива распространилось своеобразное вокальное пение, состоящее из чередующихся полутонов и целых шагов, которые, особенно в исполнениях старых певцов и инструменталистов, не темперированы. Песни исполняются парами певцов (мужчины, женщины или смешанные) в характерной двухголосной полифонии в минорных терциях (или мажорных секстах) с каденцией в унисон или октаву. Певцы различают верхнюю ( на танко «тонкая») часть от нижней ( на дебело «толстая»). [11]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Ван дер Мерве, Питер (2005). Корни классики , стр.227-8. ISBN   978-0-19-816647-4 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и Тэмми Эванс, Рудольф Абрахам (2013). Истрия: Хорватский полуостров, Риека, Словенская Адриатика , стр.17. ISBN   9781841624457 .
  3. ^ Перейти обратно: а б « Двуголосное пение и игра в истрийском масштабе », ЮНЕСКО.org .
  4. ^ Антос, Звездана; Фромм, Аннетт Б.; и Голдинг, Вив (2017). Музеи и инновации , стр.78. Кембриджские ученые. ISBN   9781443862561 . Цитирует: [1] .
  5. ^ Перейти обратно: а б Марушич, Дарио. « Рецепция истрийских музыкальных традиций », Музыковедение 7/2007 (VII) Рецепция истрийских музыкальных традиций », doiSerbia ).
  6. ^ Перейти обратно: а б Жганец, Винко ; Сремец, Нада, ред. Хорватские народные песни и танцы . Том. 1. Загреб: Селячка слога. стр. 228.
  7. ^ Перейти обратно: а б Руланд, Хайнер (1992). Расширение тонального восприятия , стр. 43. Рудольф Штайнер. ISBN   9781855841703 . Описано Кэтлин Шлезингер на греческом авлосе.
  8. ^ (2001). Музыковедческий сборник: Музыковедческий ежегодник, тома 37–39 , с.86. [ нужна полная цитата ]
  9. ^ Рэй Робинсон, Регина Чупичка, ред. Этюды Пендерецкого: Пендерецкий и авангард , с.137. ISBN   9780911009118 .
  10. ^ Самсон, Джим (2013). Музыка на Балканах , с.381. Брилл. ISBN   9789004250383 .
  11. ^ Райс, Тимоти; Портер, Джеймс; и Герцен, Крис (2017). Энциклопедия мировой музыки Garland: Европа , без страниц. Рутледж. ISBN   9781351544269 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Безич, Йерко. «Югославия, Народная музыка: Хорватия», словарь New Grove 2:594.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: baee027396f603720db7a134f5491fed__1715895600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ba/ed/baee027396f603720db7a134f5491fed.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Istrian scale - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)