Степень (музыка)
В теории музыки степень гаммы — это позиция конкретной ноты на гамме. [1] относительно тоники — первая и главная нота гаммы, с которой каждой октавы предполагается начало . Градусы полезны для указания размера интервалов и аккордов , а также того, является ли интервал мажорным или минорным .
В самом общем смысле степень гаммы — это число, присвоенное каждой ступени гаммы, обычно начиная с 1 для тоники. Такое определение подразумевает, что указан тоник. Например, 7-тоновая диатоническая гамма может стать мажорной гаммой, если в качестве тоники выбрана соответствующая ступень (например, до -мажорная гамма C-D-E-F-G-A-B, в которой C является тоникой). ). Если в гамме нет тоники, начальную ступень нужно выбирать произвольно. в теории множеств Например, 12 ступеней хроматической гаммы обычно нумеруются, начиная с C=0, а двенадцать классов высоты тона нумеруются от 0 до 11.
В более конкретном смысле степеням шкалы присваиваются имена, указывающие на их конкретную функцию внутри шкалы (см. таблицу ниже ). Это подразумевает функциональную гамму, как в случае с тональной музыкой .
В этом примере приведены названия функций ступеней гаммы семинотной диатонической гаммы . Названия мажорной и минорной гамм одинаковы, только седьмая ступень меняет название при уплощении: [2]
Термин « шаг масштаба» иногда используется как синоним степени масштаба, но в качестве альтернативы он может относиться к расстоянию между двумя последовательными и соседними степенями масштаба (см. « Шаги и пропуски »). Термины « целый шаг » и « полушаг » обычно используются в качестве названий интервалов (хотя «шаг всей шкалы» или «шаг половины шкалы» не используются). Количество градусов шкалы и расстояние между ними вместе определяют масштаб, в котором они находятся.
В шенкеровском анализе Шенкера «степень гаммы» (или «шаг гаммы») переводится с немецкого Stufe , обозначая «аккорд, получивший структурное значение» (см. Шенкеровский анализ#Гармония ).
Мажорные и минорные гаммы
[ редактировать ]Степени традиционных мажорных и минорных гамм можно определить несколькими способами:
- по их порядковым номерам, как первая, вторая, третья, четвертая, пятая, шестая или седьмая степени шкалы, иногда повышенная или пониженная;
- арабскими цифрами (1, 2, 3, 4...), как в Нэшвиллской системе счисления , иногда с каретками ( , , , ...);
- римскими цифрами (I, II, III, IV…); [3]
- по английскому названию их функции: тоника , супертоника , срединная , субдоминантная , доминантная , субмедиантная , субтоническая или ведущая нота ( ведущий тон в США) и снова тоника. Эти названия взяты из схемы, в которой тоническая нота является «центром». Тогда супертоника и субтоника находятся соответственно на секунду выше и ниже тоники; медиата и субмедианта находятся по трети выше и ниже ее; а доминанта и субдоминанта — квинта выше и ниже тоники: [4]
Слово субтоника употребляется, когда интервал между ним и тоникой верхней октавы составляет целую ступень ; ведущая нота используется, когда интервал составляет полтона .Тоник Субтонический Супертоник Посредничество через Субдоминант Доминантный - по их названию по подвижной системе до сольфеджио : до , ре , ми , фа , со ( л ), ла и си (или ти ).
Названия степеней шкалы
[ редактировать ]Степень | Имя | Соответствующий режим (основной ключ) | Соответствующий режим (второстепенная тональность) | Значение | Примечание (до мажор) | Примечание (до минор) | Полутона |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Тоник | Ионический | Эолийский | Тональный центр, нота окончательного разрешения | С | С | 0 |
2 | Супертоник | Дориан | локрийский | На целый шаг выше тоника | Д | Д | 2 |
3 | через | фригийский | Ионический | На полпути между тоникой и доминантой, (в минорной тональности) тоника относительной мажорной тональности. | И | E ♭ | 3-4 |
4 | Субдоминант | лидийский | Дориан | Нижняя доминанта, имеет тот же интервал ниже тоники, что и доминанта выше тоники. | Ф | Ф | 5 |
5 | Доминантный | миксолидийский | фригийский | Второй по значимости после тоника | Г | Г | 7 |
6 | Посредничество | Эолийский | лидийский | Нижняя медиата, середина между тоникой и субдоминантой, (в мажорной тональности) тоника относительной минорной тональности. | А | A ♭ | 8-9 |
7 | Субтоника (в гамме натурального минора ) | миксолидийский | На целую ступень ниже тоники в гамме натурального минора. | B ♭ | 10 | ||
Ведущий тон (в мажорной гамме ) | локрийский | На полтона ниже тоники. Мелодически сильная близость к тонике и приводит к | Б | 11 | |||
1 | Тоника ( октава ) | Ионический | Эолийский | Тональный центр, нота окончательного разрешения | С | С | 12 |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Колб, Том (2005). Теория музыки , с. 16. ISBN 0-634-06651-X .
- ^ Бенвард и Сакер (2003). Музыка: В теории и практике, вып. Я , стр. 32–33. Седьмое издание. ISBN 978-0-07-294262-0 . «Названия ступеней гаммы: каждая ступень семитоновой диатонической гаммы имеет название, соответствующее ее функции. Эти термины используются как в мажорной гамме, так и во всех трех формах минорной гаммы».
- ^ Йонас, Освальд (1982). Введение в теорию Генриха Шенкера (1934: Сущность музыкального произведения искусства: Введение в учение Генриха Шенкера ), стр.22. Пер. Джон РотГеб. ISBN 0-582-28227-6 . Обозначается римскими цифрами в верхнем регистре.
- ^ Николя Меес, «Гаммы, полифония, гармония», Музыкальная энциклопедия , Ж.-Ж. Наттиез изд. Турин, Эйнауди, т. II, Музыкальные знания , 2002. с. 84.