Тренировка слуха
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Апрель 2016 г. ) |
В музыке музыканты тренировка слуха — это изучение и практика, в ходе которой осваивают различные слуховые навыки , позволяющие определять и определять высоту звука , интервалы , мелодию , аккорды , ритмы , сольфеджио и другие основные элементы музыки исключительно на слух. Говорят, что тот, кто может точно определить высоту звука без какого-либо контекста, имеет абсолютный слух , а тот, кто может определить высоту звука только при наличии эталонного тона или другого музыкального контекста, считается обладающим относительным слухом . О том, кто вообще не может воспринимать эти качества, говорят, что он глухой . Применение этого навыка в некоторой степени аналогично диктовке письменной /устной речи. Как процесс, тренировка слуха, по сути, является обратным чтению музыки , которое представляет собой способность расшифровывать музыкальное произведение , читая нотную запись . Тренировка слуха обычно является компонентом формального музыкального обучения и фундаментальным, важным навыком, необходимым в музыкальных школах и для овладения музыкой.
Функциональное распознавание высоты звука
[ редактировать ]Функциональное распознавание высоты звука включает в себя определение функции или роли отдельного звука в контексте установленной тоники . После того, как тоника определена, каждая последующая высота звука может быть классифицирована без прямой ссылки на сопровождающую ее высоту. Например, как только тоника соль установлена, слушатели могут признать, что высота звука D играет роль доминанты в тональности соль. Для установления этого факта не требуется никаких ссылок на какую-либо другую высоту звука.
Многие музыканты используют функциональное распознавание высоты звука, чтобы идентифицировать, понять и оценить роль и значение высоты звука в тональности. В этом отношении могут оказаться весьма полезными масштабные числа или подвижных до сольмизация ( do, re, mi и т. д.). При использовании таких систем высоты звука с идентичными функциями (например, ключевая нота или тоника) ассоциируются с одинаковыми метками ( , 1 или do например ).
Функциональное распознавание высоты тона — это не то же самое, что с фиксированным до сольфеджио , например, до, ре, ми и т. д. Функциональное распознавание высоты тона подчеркивает роль высоты звука по отношению к тонике, тогда как символы сольфеджио с фиксированным до являются метками для абсолютных значений высоты тона ( do =C, re =D и т. д. в любой тональности). В системе фиксированного -до (используемой в консерваториях романоязычных стран, например, в Париже, Мадриде, Риме, а также в Джульярдской школе и Кертисовском институте в США) символы сольфеджио не описывают роль звуков по отношению к высоте звука. тоника, а скорее настоящие высоты. В системе movable-do существует соответствие между символом сольфеджио и ролью питча. Однако нет требования, чтобы музыканты связывали символы сольфеджио со ступенями гаммы. Фактически, музыканты могут использовать систему movable- do для обозначения высоты звука, одновременно мысленно отслеживая интервалы, чтобы определить последовательность символов сольфеджио.
Функциональное распознавание высоты звука имеет несколько сильных сторон. Поскольку большая часть музыки является тональной, эта техника широко применима. Поскольку эталонные высоты не требуются, музыка может быть разбита на сложные и трудно поддающиеся анализу группы тонов, например, последовательность ударных инструментов, и анализ высоты звука может возобновиться немедленно, как только труба сыграет более легко идентифицируемую высоту звука, например, нет необходимости отслеживать последнюю ноту предыдущей строки или соло, а также нет необходимости отслеживать серию интервалов, возвращающихся к началу пьесы. Поскольку функция классов высоты звука является ключевым элементом, проблема составных интервалов с распознаванием интервалов не является проблемой - играются ли ноты в мелодии в пределах одной октавы или во многих октавах, не имеет значения.
Функциональное распознавание высоты звука имеет некоторые недостатки. Музыка без тоники и двусмысленной тональности [1] не обеспечивает систему отсчета, необходимую для такого типа анализа. Имея дело с изменениями тональности, студент должен знать, как учитывать распознавание функции высоты звука после изменения тональности: сохранить исходную тонику или изменить систему отсчета на новую тонику. Этот последний аспект, в частности, требует постоянного (даже упреждающего) анализа музыки в реальном времени, который осложняется модуляциями и является главным ущербом для системы movable-do.
Распознавание интервалов
[ редактировать ]Распознавание интервалов также является полезным навыком для музыкантов: чтобы определять ноты в мелодии , музыкант должен обладать некоторой способностью распознавать интервалы. Некоторые учителя музыки учат своих учеников относительному слуху, заставляя их ассоциировать каждый возможный интервал с первыми двумя нотами популярной песни. [2] Однако другие показали, что такие ассоциации со знакомой мелодией весьма ограничены по объему и применимы только к определенным ступеням гаммы, присутствующим в каждой мелодии. [3]
Кроме того, существуют различные системы (в том числе сольфеджио , саргама и числовое пение с листа ), которые присваивают определенные слоги разным нотам гаммы . Помимо прочего, это позволяет легче услышать, как звучат интервалы в разных контекстах, например, когда они начинаются с разных нот одной и той же гаммы.
Распознавание аккордов
[ редактировать ]В дополнение к распознаванию мелодии песни можно услышать гармонические структуры, которые ее поддерживают. Музыканты часто тренируются слышать разные типы аккордов и их обращения вне контекста, просто чтобы услышать характерное звучание аккорда. Они также изучают последовательность аккордов , чтобы услышать, как аккорды соотносятся друг с другом в контексте музыкального произведения.
Распознавание микротональных аккордов и интервалов
[ редактировать ]Этот процесс аналогичен тренировке двенадцатитонового слуха, но здесь необходимо различать гораздо больше интервалов. Аспекты микротональной тренировки слуха описаны в книге «Harmonic Experience» В. А. Матье с упражнениями на пение с листа, такими как пение под гул , чтобы научиться распознавать только интонационные интервалы. Также реализуются или уже завершены проекты программного обеспечения, направленные на тренировку слуха или помощь в работе с микротонами.
Гро Шетелиг из Норвежской музыкальной академии работает над разработкой метода микротональной тренировки слуха для певцов. [4] и разработал программное обеспечение Micropalette, [5] инструмент для прослушивания микротональных тонов, аккордов и интервалов. Аарон Хант из Hi Pi Instruments разработал Xentone, [6] еще один инструмент для микротональной тренировки слуха. Кроме того, веб-приложения Reel Ear [7] выпустили приложение для тренировки слуха Melodic Microtone, основанное на диктовках при вызове и ответе.
Распознавание ритма
[ редактировать ]Один из способов отработки ритмов музыкантами — разбиение их на более мелкие, более легко распознаваемые подпаттерны. [8] Например, можно начать с изучения звучания всех комбинаций четырех восьмых нот и восьмых пауз, а затем приступить к соединению вместе различных моделей из четырех нот.
Другой способ практиковать ритмы — это мышечная память или обучение ритму различных мышц тела. Можно начать с отстукивания ритма руками и ногами по отдельности или пропевания ритма по слогу (например, «та»). На более поздних стадиях можно сочетать выдерживание ритма рукой, ногой или голосом с одновременным отстукиванием ритма и отбиванием нескольких перекрывающихся ритмов.
. метроном Для поддержания точного темпа можно использовать
Распознавание тембра
[ редактировать ]Каждый тип музыкального инструмента имеет характерное качество звука, которое в значительной степени не зависит от высоты тона и громкости. Некоторые инструменты имеют более одного тембра, например, звук щипковой скрипки отличается от звука смычковой скрипки. В некоторых инструментах используется несколько техник ручного исполнения или амбушюра для достижения одинаковой высоты звука с помощью различных тембров. Если эти тембры важны для мелодии или функции, как в музыке сякухати , то одной лишь тренировки высоты звука будет недостаточно для полного распознавания музыки. Научиться распознавать и различать различные тембры — важный музыкальный навык, который можно приобрести и улучшить путем тренировки.
Транскрипция
[ редактировать ]Учителя музыки часто рекомендуют расшифровывать записанную музыку как способ попрактиковаться во всем вышеперечисленном, включая распознавание ритма, мелодии и гармонии. Учитель также может исполнять («диктовать») короткие сочинения, а ученик слушает и записывает их на бумагу.
Современные методы обучения
[ редактировать ]Для точного определения и воспроизведения музыкальных интервалов, гамм, аккордов, ритмов и других слышимых параметров часто требуется большая практика. Упражнения, связанные с идентификацией, часто требуют, чтобы знающий партнер воспроизвел соответствующие отрывки и оценил полученные ответы. Специализированное программное обеспечение по теории музыки может устранить необходимость в партнере, адаптировать обучение к потребностям пользователя и точно отслеживать прогресс. Консерватории и университетские музыкальные факультеты часто лицензируют для своих студентов коммерческое программное обеспечение, такое как Meludia . [9] ЭарМастер , [10] Ауралия , [11] [12] [13] и МакГАМУТ, [14] чтобы они могли отслеживать и управлять оценками учащихся в компьютерной сети. Аналогичное программное обеспечение для отслеживания данных, такое как MyMusicianship , [15] и СоникФит [16] сосредоточены на тренировке слуха певцов и лицензированы школами и общественными хорами. Также существует множество бесплатного программного обеспечения, либо в виде приложений для браузера, либо в виде загружаемых исполняемых файлов . Например, бесплатное программное обеспечение с открытым исходным кодом под лицензией GPL , такое как GNU Solfege , часто предоставляет множество функций, сравнимых с функциями популярных проприетарных продуктов. [ нужна ссылка ] Большинство программ для тренировки слуха основаны на MIDI , что позволяет пользователю настраивать используемые инструменты и даже получать входные данные от MIDI-совместимых устройств, таких как электронные клавиатуры . Интерактивные приложения для тренировки слуха также доступны для смартфонов . [17] [18] [19]
См. также
[ редактировать ]- Электронный тюнер
- Изучение музыки на слух
- Музыкальные способности
- Тональная память
- Тональная глухота
Ссылки
[ редактировать ]- ^ О когнитивных основах атональности см. Хамфрис, Ли. «Атональность, информация и политика восприятия» , Энклитика , Vol. III, № 1 (весна 1979 г.).
- ^ Мэйфилд, Конни Э. (2002). Основы теории, том I: Комплексный подход к гармонии, тренировке слуха и навыкам игры на клавиатуре . Нью-Йорк: Ширмер. ISBN 0-534-57231-6 .
- ^ Роджерс, Майкл (1983): «За пределами интервалов: обучение тональному слуху», Журнал музыкальной педагогики , (6): 18-34
- ^ Художественный руководитель проекта «Конкресценция» , профессор Лассе Торесен, Норвежская академия, Осло
- ^ Микропалитра. Архивировано 17 июня 2016 г. в Wayback Machine от Concrescent.
- ^ Xentone в Hi Pi Instruments
- ^ «Микротоны для тренировки слуха онлайн» .
- ^ Эрнст, Рой (1 июля 2001 г.). «Музыка для жизни» . Журнал музыкальных педагогов . 88 (1): 47–51. дои : 10.2307/3399777 . ISSN 0027-4321 . JSTOR 3399777 . S2CID 143189775 .
- ^ «Мелюдия становится первым интерактивным онлайн-методом обучения, признанным Институтом музыки Кертиса» . Архивировано из оригинала 8 марта 2016 г. Проверено 8 марта 2016 г.
- ^ Штат Платтсбург - доктор Дрю Уотерс. Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine.
- ^ http://www.risingsoftware.com/auralia/ Опубликовано Rising Software.
- ^ Преподавание музыки с помощью технологий
- ^ Доктор Мика Эверетт - Музыкальный отдел ULM - Информация о курсе слуховых навыков, заархивированная 12 февраля 2012 г. в Wayback Machine
- ^ Курсы теории музыки колледжа Августана. Архивировано 14 мая 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Архивировано 26 декабря 2022 г. на сайтеdrive.google.com (ошибка: неизвестный URL-адрес архива).
- ^ Архивировано 26 декабря 2022 г. на сайтеdrive.google.com (ошибка: неизвестный URL-адрес архива).
- ^ «Упражнения для тренировки слуха» . Легкая тренировка слуха . Проверено 24 июня 2016 г.
- ^ «Слуховая интервальная тренировка» . Агилигатор . Проверено 7 сентября 2018 г.
- ^ «Лучшие уши» . апсолют . Проверено 7 сентября 2018 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Карпински, Гэри С. (2000). Приобретение слуховых навыков: развитие навыков слушания, чтения и исполнения у музыкантов колледжа . Издательство Оксфордского университета, США. ISBN 978-0-19-511785-1 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Проссер, Стив (2000). Основная тренировка слуха для современного музыканта . Беркли Пресс. ISBN 0-634-00640-1 .
- Фридманн, Майкл Л. (1990). Тренировка слуха под музыку двадцатого века . Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-04536-0 .
- Карпински, Гэри С. (2007). Руководство по тренировке слуха и пению с листа . Нортон. ISBN 978-0-393-97663-2 .
- Карпински, Гэри С. (2006). Антология пения с листа . Нортон. ISBN 978-0-393-97382-2 .
- Тек, Кэтрин (1994). Тренировка слуха для тела: Путеводитель по музыке для танцора . Принстонская книжная компания. ISBN 978-0-87127-192-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Понимание любого музыкального произведения на слух. Научит чувствовать тональность и тональный центр любого музыкального произведения, а также предложит упражнения, которые можно попробовать самостоятельно.
- E-MusicMaestro Aural Test Training Поэтапная программа слуховой тренировки, которая одновременно обучает и тестирует.
- Онлайн-тренировка слуха. Архивировано 29 января 2013 г. на Wayback Machine. Комплексный обзор программного обеспечения для тренировки слуха — с открытым исходным кодом, коммерческие, бесплатные и онлайн-курсы.