Мешреп
Мешреп | |
---|---|
Страна | Китай |
Домены | устные традиции и выражения, исполнительское искусство, социальные практики |
Ссылка | 304 |
Область | Азия и Тихоокеанский регион |
История надписи | |
Надпись | 2010 г. (5-я сессия) |
Список | нуждается в срочной охране |
Мешреп , букв. «Праздник урожая») - ( уйгурский : مەشرەپ , мәшрәп ; китайский : 麦西热甫 ; пиньинь : màixīrèfϔ это традиционное мужское уйгурское собрание, которое обычно включает в себя «поэзию, музыку, танцы и разговоры в структурном контексте». . [1] Мешрепы обычно включают музыку в стиле мукам и специальные трибуналы по моральным вопросам. Мешреп обычно проводятся в мечетях, общественных местах, во дворе семейного дома одного из членов.
Традиционная структура
[ редактировать ]Практика мэшрепа разнообразна в уйгурских общинах, но есть некоторые общие черты. Традиционно мэшреп проводился только во время сбора урожая , а также на свадьбах , обрезаниях девочек и совершеннолетии . [2] Каждый мэшреп состоит из руководителя ( йигит баши , пожилой мужчина), воспитателя ( пассип беги ) и 30 молодых мужчин ( оттуз огул ), которые сидят на ковре по старшинству. [1] Поскольку мешрепы были в основном мероприятиями мужского общения , [1] женщины и дети семьи хозяина должны были оставаться в доме и общаться с мужчинами только для того, чтобы приносить им еду или иным образом обслуживать их. [2] Музыка является важным компонентом мэшрепа, и во время мэшрепа мужчины играют все более быстрые мелодии мукама на дутаре , в то время как другие соревнуются, кто сможет исполнить кружащиеся хороводы в течение самого длительного периода времени. В некоторых мэшрепах также представлены песни, пародии и лекции религиозных лидеров. [2] Помимо развлекательной ценности мэшрэпа, эти группы также составляли часть неформальной структуры управления уйгурскими общинами и до сих пор действуют за пределами Китая. [3] Внутри мэшрепа моральные проступки мужчин, такие как многоженство , публично ругаются, а мужчин унижают пощечиной. [2] или порка палкой . [4] Нет ограничений на продолжительность и посещаемость мэшрепа, и доланские уйгуры славились тем, что устраивали мэшреп, «на котором присутствовали сотни людей, и часто он длился всю ночь». [2]
Ili Youth Meshrep
[ редактировать ]Мешреп засвидетельствован в современной китайской литературе еще в 1942 году в соцреалистической пьесе «Гульнисса» , где мешреп изображается как светская совместного обучения молодежная культура . [1] В то время мешреп в Инине (Кульджа) состоял из музыкальных представлений и «неформальных судебных слушаний» для диссидентов сообщества. [2] Уйгуры в Казахстане начали практиковать мэшреп еще в 1970-х годах. [3] в Китае После экономических реформ в 1980-х годах в Китае начал развиваться средний класс, и у простых китайцев было больше свободного времени и дискреционных доходов. [5] В то же время политический и религиозный контроль ослаблялся, а китайские чиновники поощряли строительство мечетей и ношение чадры на женщинах . [1] Современные события в регионе, в том числе глобальное исламское возрождение и независимость советских государств Центральной Азии в 1992 году, вдохновили уйгуров на чувство независимости и создание воинствующих группировок, таких как Исламское движение Восточного Туркестана (ETIM). [6] И все же в 1990-е годы общественно-политическая жизнь в городе Инин (Кульджа) носила преимущественно светский характер. В Инине молодые уйгурские мужчины неофициально собирались, обычно раз в неделю, чтобы выпить байцзю , исполнить стихи и музыку и пообщаться другими способами. Эти собрания, называемые ольтуракс , стали выполнять важные политические и экономические функции в жизни Инина. [5]
исламский [4] Молодежные группы, организуемые по вечерам, выросли в оппозиции олтураксу и в конечном итоге затмили его, также служа «очагами уйгурского сопротивления китайскому правлению». [5] [6] Называя себя «мешрепами», клубы раскритиковали светский характер олтуракса. [7] и употребление алкоголя внутри страны считается неисламским . [5] Эти мешрепы, которых сравнивают с католическими рыцарями Колумба , [8] были более формальными, чем олтуракс: им было поручено обеспечивать «моральное руководство», они вели строгие списки членов и организовывали регулярные встречи, на которых члены читали отрывки из Корана . [1] Практикующие Мешреп в своей повседневной жизни придерживались строгого кодекса исламского поведения, включая воздержание от алкоголя и гашиша . Посвящение в мешреп включало в себя ритуалы дедовщины , [4] и после признания мужчины, которые не продолжали соответствовать стандартам мусульманского благочестия, подвергались телесным наказаниям , таким как избиение палкой , [4] или мелкие штрафы со стороны группы. [5] Эти практики значительно отличались от светской традиции мэшрэпа. [1] и таким образом возродил мешреп в Инине с «новыми религиозными и националистическими смыслами». [2]
Первоначально и социальные реформаторы, и местное правительство поддерживали мешрепов, поскольку они давали выход молодым уйгурским мужчинам в среде, изобилующей безработицей, алкоголизмом, злоупотреблением наркотиками и азартными играми. [1] [7] Но по мере того, как популярность мэшрепа росла, группы мэшрепа стали более настойчиво выступать против целей правительства. [1] Весной и летом 1995 года мешрепы начали кампанию бойкота и запугивания магазинов, торгующих спиртными напитками , в Инине и близлежащих деревнях. [4] Опасаясь политического потенциала мэшрэпа, власти Синьцзяна запретили собрания в июле 1995 года. [8] Однако большинство групп мэшрепов продолжали действовать тайно или делегировали свои обязанности по обеспечению морали законным группам наблюдения за районами . [5] Когда власти отменили футбольный матч , организованный подпольными командами мешрепов, мешреп мобилизовал несколько сотен уйгурских мужчин, чтобы они прошли через правительственные учреждения и собрались на главной площади Инина, хотя насилия не было, и толпа разошлась через несколько дней. Затем власти провели различие между «здоровым, традиционным» мешрепом и «незаконным» политическим и религиозным мешрепом, поощряя первый, но подавляя второй. [5] В 1997 году национальная кампания по борьбе с преступностью привела к арестам лидеров мэшрепов и талибов в Инине, что привело к массовым беспорядкам, получившим название « Инцидент в Кульдже» . [7]
Современный мэшреп
[ редактировать ]После Кульджинского инцидента местные антиправительственные уйгуры мигрировали в Алматы в Казахстане, где продолжали практиковать мэшреп, как и в Или. [9] В ноябре 2010 года ЮНЕСКО одобрила включение Китая в Список нематериального культурного наследия, нуждающегося в срочной охране . [10] Из-за репрессий китайского правительства в отношении уйгуров с 2016 года местным уйгурским общинам становилось все труднее организовывать свои собственные мэшрепы, за исключением организованных правительством выступлений, нацеленных на туристов. [11]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Туэйтс, Дилбер Кахраман (лето 2005 г.). «Уйгурская дихотомия Мешрепа». Обзор исследований Центральной Евразии . 4 (2): 22–25.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Харрис, Рэйчел А. (2008). Создание музыкального канона в китайской Центральной Азии: уйгурские двенадцать мукамов . Издательство Эшгейт . стр. 24–25, 104–106.
- ^ Jump up to: а б Робертс, Шон Р. (2007), « Рассвет Востока: портрет уйгурской общины между Китаем и Казахстаном», в Беллер-Ханн, Ильдико (ред.), Положение уйгуров между Китаем и Центральной Азией , Антропология и история культуры в Азии и Индо-Тихоокеанском регионе, Ashgate Publishing, стр. 204, ISBN 978-0-7546-7041-4
- ^ Jump up to: а б с д и Уэйн, Мартин И. (2008). Война Китая с терроризмом: борьба с повстанцами, политика и внутренняя безопасность . Психология Пресс .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Старр, С. Фредерик (2004). Синьцзян: мусульманская граница Китая . Я Шарп . стр. 109, 282, 284–287.
- ^ Jump up to: а б Булард, Мартина (август 2009 г.). «Дикий Запад Китая» . Дипломатический мир .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Jump up to: а б с Тайлер, Кристиан (2004). Дикий Запад Китая: Укрощение Синьцзяна . Издательство Университета Рутгерса . стр. 168, 171.
- ^ Jump up to: а б Рид, Дж. Тодд; Рашке, Диана (2010). ETIM: исламские боевики Китая и глобальная террористическая угроза . АВС-КЛИО . п. 23.
- ^ Атабаки, Турадж; Мехендейл, Санджьот (2005). Центральная Азия и Кавказ: транснационализм и диаспора . Психология Пресс . стр. 159, 161.
- ^ «Три номинации Китая включены в Список нематериального культурного наследия, нуждающегося в срочной охране» . Синьхуа . 15 ноября 2010 г. Архивировано из оригинала 4 апреля 2012 года . Проверено 30 июля 2011 г.
- ^ «Уйгурский мешреп: традиционное собрание общины, подвергнутое цензуре в Китае» . Глобальные голоса . 8 июля 2020 г.