Jump to content

Джунгарское завоевание Алтишахра

Джунгарское завоевание Алтишахра
Дата 1678–1680
Расположение
Результат Джунгарская победа
Территориальный
изменения
Алтишахр ( Таримская котловина ) включен в состав Джунгарского ханства.
Воюющие стороны
Джунгарское ханство
Афаки Афакийя Ак таглик (Белая гора) Накшбанди Суфий Ходжас (Хваджа)
Турфанское ханство
Кумульское ханство
Чагатайское ханство ( Яркентское ханство )
Исхаки Исхакийя Кара таглик (Черная гора) Накшбандийский суфий Ходжас (Хваджа)
Командиры и лидеры
Галдан Бошугту Хан [ 1 ]
Пятый Далай-лама
Афак Ходжа
Яркенд Хан
Исмаил Хан ( военнопленный )
Принц Бабак Султан
Задействованные подразделения
120 000 джунгаров
Афаки-тюркские последователи
Турфанские и Кумульские тюркские воины
Чагатайские тюркские воины

Джунгарское завоевание Алтишахра привело к тому, что тибетское буддийское Джунгарское ханство в Джунгарии завоевало и подчинило Чингизидами управляемое Яркентское ханство в Алтишахре ( Таримский бассейн на юге Синьцзяна ). Оно положило окончательный конец независимости Чагатайского ханства .

Завоевание

[ редактировать ]
Физическая карта, показывающая разделение Джунгарии и Таримской котловины Тянь -Шанем.

Тюркские мусульманские оседлые народы Таримской впадины первоначально находились под властью Чагатайского ханства (или его ответвления Яркентского ханства ), в то время как кочевые ойратские джунгарские буддисты в Джунгарии правили Джунгарским ханством .

Наследники Джунгар подверглись нападению со стороны Сенгге во время правления Абдулла-хана. [ 2 ]

Джунгария (красный) и Таримский бассейн (синий)
Северный Синьцзян (Джунгарский бассейн) (желтый), Восточный Синьцзян- Турфанская впадина ( префектура Турфан и Хами ) (красный) и Таримский бассейн (синий)

Накшбандийские суфийские ходжи , потомки Пророка Мухаммеда, заменили Чагатайид-ханов в качестве правящей власти Таримского бассейна в начале 17 века. Произошла борьба между двумя фракциями Ходжаса: фракцией Афаки (Белая гора) и фракцией Ишаки (Черная гора). Ишаки разгромили афаки, в результате чего афаки-ходжа пригласил 5-го Далай-ламу, лидера тибетских буддистов, вмешаться от его имени в 1677 году. Затем 5-й Далай-лама призвал своих джунгарских буддийских последователей в Джунгарском ханстве действовать. по этому приглашению. Затем в 1680 году Джунгарское ханство завоевало Таримскую котловину, назначив Афаки-ходжу своим марионеточным правителем.

Ходжа Афак попросил 5-го Далай-ламу, когда тот бежал в Лхасу, помочь его фракции Афаки взять под контроль Таримский бассейн (Кашгария). [ 3 ] Затем Далай-лама попросил джунгарского лидера Галдана восстановить Ходжа Афака на посту правителя Кашгарии. [ 4 ] Ходжа Афак сотрудничал с джунгарами Галдана, когда джунгары завоевали Таримскую впадину в 1678-1680 годах и сделали афаки-ходжей марионеточными правителями-клиентами. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Пятый Далай-лама благословил завоевание Галданом Таримской и Турфанской впадин. [ 10 ] Далай-лама V получил от джунгарского хана Галдана военные трофеи, захваченные у мусульман. Они называли мусульман «еретиками». [ 11 ]

«Каратаглик» («Черные горы») распространял литературу, направленную против афак-ходжи. За свои действия по приглашению джунгарского вторжения и правления некоторые уйгурские националисты рассматривают Афак Ходжа как вероломного пособника-предателя, в то время как он и его могила все еще почитались и почитались как святые другими уйгурами. [ 12 ]

Джунгарское господство над Алтишахром

[ редактировать ]
Карта 1616 года, показывающая ойратов в Джунгарии и Чагатайское ханство в Таримской котловине.
Карта 1689 года, показывающая Джунгарское ханство после завоевания Чагатайского ханства в Таримской котловине.
Карта 1757 года, показывающая походы против джунгар и умиротворение Синьцзяна (1755–1759 гг.)

«Теперь мы подходим к возникновению зунгар или калмыков, монгольской расы, которая тогда проживала в Или и прилегающих районах. При хале Халдане Бокоше, одном из выдающихся деятелей того периода, их власть простиралась на север до Сибири и на юг до Кучи. , Карашар и Куня-Турфан, но Халдан восстал против китайцев и был решительно разбит;

Его племянник и преемник Це Ван Рабдан правил от Хами на востоке до Коканда на западе и до своего убийства в 1727 году был самым могущественным из зунгарских правителей. Торгут-монголы из страха перед ним бежали на берега Волги. Сэр Генри Ховорт дает интересный отчет об отношениях между Цзе Вангом и русскими, из которого следует, что Петр Великий, привлеченный слухами о золоте в Восточном Туркестане, отправил отряд из 3000 человек вверх по Иртышу, имея в качестве цели Яркенд; но гунгары атаковали колонну и заставили ее отступить.

Возвращаясь к семье Ходжи, самым знаменитым ее членом был Хидаят Улла, известный как Хазрат Апак или «Его Высочество Присутствие», глава Ак Таулинов, который считался вторым Пророком после Мухаммеда. Изгнанный из Кашгара, он нашел убежище в Лхасе, где Далай-лама подружился с ним и посоветовал обратиться за помощью к гунгарам. В 1678 году последние захватили Кашгар, который оставался под их властью в течение многих лет, и Хазрат Апак правил как заместитель хана, выплачивая дань, эквивалентную 62 000 фунтов стерлингов в год. В преклонном возрасте святой ушел из мира, чтобы закончить свои дни среди своих учеников». - Сэр Перси Сайкс и Элла Сайкс. Сайкс, Элла и Перси Сайкс. страницы 270-271. Через пустыни и оазисы Центральной Азии. Лондон. Макмиллан и Компания Лимитед, 1920 год.

Джунгарский хан Галдан начал вторжение в Таримскую котловину в 1680 году. Джунгары получили подчинение от Хами и Турфана, которые послали солдат присоединиться к 120-тысячным джунгарским силам во время вторжения. Джунгарская ойратская армия и ее союзники из секты Белой Горы затем легко завоевали Тарим, победив и убив чагатайского принца Бабак Султана, сына чагатайского вождя Исмаил-хана . Кашгар и Яркенд перешли к джунгарам, и они убили чагатайского генерала Ивазибо-бека. Джунгары депортировали чагатайскую царскую семью Исмаил-хана в Или после их захвата. [ 13 ]

Чагатайский королевский Абдур-Рашид Хан II был выбран Галданом марионеточным правителем, однако Афак Ходжа вскоре вызвал проблемы, и раздор между Афаком и Абдур-Рашидом привел к второму изгнанию Афака, и Абдур-Рашид также был вынужден покинуть страну. в Или после того, как в Яркенде в 1682 году произошла вспышка насилия, и его заменил Мухаммад Амин-хан, который был его младшим братом. Цинский Китай дважды получал дань от Мухаммада Амина через Турфан, в 1690-х годах Моголы принимали от него посольство, а в 1691 году Мухаммад Амин просил избавления от «киргизских неверных» (джунгар), когда бухарский хан Субхан Кули принял свое посольство. это были попытки Мухаммеда Амина попросить эти зарубежные страны (Цинский Китай, Индию Великих Моголов и Бухару) о помощи против джунгар для восстановления независимости. [ 14 ]

Сторонники Афаки Ходжи Белой Горы восстали и убили Мухаммада Амина в 1694 году и захватили власть под руководством Яхья Ходжи, сына Афака Ходжи, но правление Афаки продолжалось всего два года, прежде чем восстания привели к убийству сына и отца Ходжаса. Мухаммад Мумин (Акбаш-хан) , другой младший брат Абдур-Рашида, был провозглашен ханом в 1696 году, однако Кашгар просит милостыни, и кыргызы устроили восстание и схватили Мухаммеда Мумина во время нападения на Яркенд, после чего джунгарам было предложено Вмешательство яркендских просьб, в результате чего джунгары разгромили кыргызов и полностью положило конец правлению Чагатая, установив Мирзу Алим Шаха Бека правителем Яркенда. [ 15 ]

С 1680 года джунгары правили Таримом как сюзерены, еще 16 лет используя чагатаев в качестве своих марионеточных правителей. Джунгары использовали заложников, чтобы управлять Таримской котловиной, держа в качестве заложников в Или либо сыновей вождей, таких как ходжи и ханы, либо самих вождей. Хотя культура и религия уйгуров остались в стороне, джунгары существенно эксплуатировали их в экономическом плане. [ 16 ]

Джунгары облагали уйгуров многочисленными налогами, которые были обременительными и устанавливались в определенной сумме, и которые они даже не имели возможности платить. Они включали налог на охрану водных ресурсов, налог на тягловых животных, налог на фрукты, подушный налог, земельный налог, налог на деревья и траву, налог на золото и серебро и торговый налог. джунгары взимали с кашгарцев налог в размере 67 000 танга серебра Ежегодно во времена правления Галдана Церена , пятипроцентный налог взимался с иностранных торговцев и десятипроцентный налог - с мусульманских купцов, люди должны были платить налог на фрукты, если они владели фруктовыми садами и купцы должны были платить налог на медь и серебро. Ежегодно джунгары извлекали из Яркенда в качестве налога 100 000 серебряных таньга и облагали их налогом на скот, морилку, торговлю и золото. По словам русского топографа Якова Филисова, джунгары добыли 700 таэлей золота, а также хлопок, медь и ткань в шести регионах Керия, Кашгар, Хотан, Куча, Яркенд и Аксу. Джунгары отбирали свыше 50% урожая пшеницы мусульман по Ци-и-ши (Чунь Юань), 30-40% урожая пшеницы мусульман по Сию тужи, называвшей этот налог «грабежом» Мусульмане. Джунгары также вымогали у мусульман дополнительные налоги на хлопок, серебро, золото и торговые товары, помимо того, что заставляли их платить официальный налог. «Вино, мясо и женщины» и «прощальный подарок» ежедневно насильно извлекались у уйгуров джунгарами, которые отправлялись физически собирать налоги с уйгурских мусульман, и если они были недовольны полученным, то насиловали женщин. грабят и крадут имущество и скот. Золотые ожерелья, бриллианты, жемчуг и драгоценные камни из Индии были добыты у уйгуров при Данияле Ходже Цеванг Рабтан, когда его дочь выходила замуж. [ 17 ]

67 000 патманов (каждый патман составляет 4 пикуля и 5 пеков) зерна (48 000 унций серебра) были вынуждены ежегодно выплачиваться Кашгаром джунгарам, а остальные города также выплачивались джунгарам наличными. Торговые, мукомольные и винокуренные налоги, барщинный труд, шафран, хлопок и зерно добывались джунгарами также из Таримской котловины. Каждый сезон сбора урожая джунгарам приходилось предоставлять женщин и еду, когда они приходили собирать с них налоги. [ 18 ]

Когда джунгары взимали традиционный подушный налог кочевых албанцев с мусульман Алтишахра, мусульмане рассматривали его как выплату джизьи (налога, традиционно взимаемого с немусульман мусульманскими завоевателями). [ 19 ]

Уйгуры, известные как тариячины, были порабощены и принудительно переселены в Или и другие части Джунгарии для участия в сельскохозяйственных работах на фермах джунгарами, а джунгары сурово наказывали мусульман, которые пытались бежать, рассматривая уйгуров как подчиненных. [ 20 ] Джунгары вынудили тюркских фермеров-мусульман, ставших их пленниками, переселиться из южного Синьцзяна (Алтишахр) в северный Синьцзян (Джунгария) для работы на фермах в Или, чтобы джунгары могли получать пользу от продуктов, выращенных на фермах. [ 21 ] [ 22 ]

Уйгуров, переселившихся в Или, облагали всевозможным трудом и высокими налогами. Уйгурские купцы (бодерге) играли решающую роль в торговле как посредники между иностранцами и джунгарской знатью, но даже тогда джунгары считали их неполноценными и «рабами». Цяньлун сказал: «Во времена расцвета джунгар их [уйгуров] заставляли работать как рабов, заставляли покинуть свои прежние жилища и переселяться в Или, а также заставляли перенаправлять воду для посадки риса. Они служили и платили налоги, не осмеливаясь снизить их, годами они питали ненависть!» [ 23 ]

В основном это была джунгарская элита, такая как дворяне, ламы и чиновники, которые получали выгоду от грабежей других народов, хорошо питались и хорошо одевались благодаря строительству впечатляющих храмов, в то время как обычные джунгарские пастухи оставались в нищете. Это была система «расового и классового притеснения» джунгарами простых уйгуров, которая привела к оппозиции уйгуров джунгарскому правлению. [ 24 ]

Цинское поражение джунгар шло рука об руку с антиджунгарским сопротивлением простых уйгуров: «многие из них, не в силах вынести своих страданий, которые были подобны жизни в огненном море, бежали, но не смогли найти себе выхода». место для мирного поселения». Уйгуры совершали «акты сопротивления», такие как сокрытие товаров, собранных в качестве налогов, или яростное сопротивление сборщикам налогов джунгар-ойратов, но эти инциденты были нечастыми, и широкомасштабная антиджунгарская оппозиция не материализовалась. Многие противники джунгарского правления, такие как уйгуры и некоторые диссиденты-джунгары, бежали и перешли на сторону Цинского Китая в 1737–1754 годах, предоставили Цин информацию о джунгарах и выразили свое недовольство. Абдул-Лах Тархан Бег и его хами-уйгуры дезертировали и подчинились Цинскому Китаю после того, как Цин нанес сокрушительное поражение в битве при Джао Модо джунгарскому вождю Галдану в сентябре 1696 года. [ 25 ]

Джунгарское ханство (около 1750 г.) (в синих границах)

Уйгурский лидер Эмин Ходжа (Амин Ходжа) из Турфана восстал против джунгар в 1720 году, когда джунгары под предводительством Цеванг Рабтана подверглись нападению со стороны Цин, а затем он также дезертировал и подчинился Цин. Уйгуры в Кашгаре под предводительством Юсуфа и его старшего брата Джахана Ходжи из Яркенда восстали в 1754 году против джунгар, но Джахан был взят в плен джунгарами после того, как его предали уч-турфанские уйгуры Сибоке Ходжа и Аксу уйгур Айюб Ходжа. Кашгар и Яркенд подверглись нападению 7000 хотанских уйгуров под предводительством Садика, сына Джахана Ходжи. Уйгуры поддержали нападение Цин на джунгаров в Или в 1755 году, которое произошло одновременно с восстанием уйгуров против джунгар. Уйгуры, такие как Эмин Ходжа, Абду ль-Мумин и Юсуф Бег, поддержали нападение Цин на Давачи , Джунгарского хана. [ 26 ] Уч-Турфанский уйгурский бек ходжи (Ходжиси) поддержал цинского генерала Бан-ди, который обманул Давачи и взял его в плен. Цин и Амин Ходжа и его сыновья вместе работали над победой над джунгарами под предводительством Амурсаны. [ 27 ]

С XVII до середины XVIII века между собственно Китаем и Трансоксанией вся земля находилась под властью джунгар. В это время джунгары стали пионерами местного проявления «военной революции» в Центральной Евразии после усовершенствования процесса производства порохового оружия местного производства. Они также создали на своих землях смешанную аграрно-пастбищную экономику, а также дополнительные горнодобывающую и обрабатывающую промышленность. Кроме того, джунгарам удалось принять общеимперскую систему законов и политики, направленную на расширение использования ойратского языка в регионе. [ 28 ] Однако после того, как оспа опустошила регион, Джунгарская империя была уничтожена Цинским Китаем в 1755-1758 годах. [ 29 ]

  1. ^ Такахиро Онума (2010). «Сборник документов от казахских султанов до династии Цин» . Серия исследований Центральной Евразии (Спецвыпуск 1): 91.
  2. ^ Дэни и Массон 2003 , стр. 184–.
  3. ^ Миллуорд 2007 , с. 86.
  4. ^ Миллуорд 2007 , с. 87.
  5. ^ Миллуорд 2007 , с. 88.
  6. ^ Старр 2004 , с. 50.
  7. ^ Ким 2008 , с. 117.
  8. ^ Ньюби 1998 , с. 279.
  9. ^ Йохан Эльверског (6 июня 2011 г.). Буддизм и ислам на Шелковом пути . Издательство Пенсильванского университета. стр. 225–. ISBN  978-0-8122-0531-2 .
  10. ^ Миллуорд 2007 , с. 90.
  11. ^ Дэни и Массон 2003 , стр. 791–.
  12. ^ Риан Тум (13 октября 2014 г.). Священные маршруты уйгурской истории Издательство Гарвардского университета. стр. 100-1 230–. ISBN  978-0-674-96702-1 .
  13. ^ Дэни и Массон 2003 , стр. 191–2.
  14. ^ Дэни и Массон 2003 , с. 192.
  15. ^ Дэни и Массон 2003 , стр. 192–3.
  16. ^ Дэни и Массон 2003 , с. 193.
  17. ^ Дэни и Массон 2003 , стр. 196–7.
  18. ^ Миллуорд 2007 , с. 92.
  19. ^ Ким 2008 , с. 175.
  20. ^ Дэни и Массон 2003 , с. 197.
  21. ^ Беллер-Ханн 2007 , с. 26.
  22. ^ Миллуорд 2007 , с. 118.
  23. ^ Дэни и Массон 2003 , с. 198.
  24. ^ Дэни и Массон 2003 , стр. 198–9.
  25. ^ Дэни и Массон 2003 , с. 199.
  26. ^ Дэни и Массон 2003 , с. 200.
  27. ^ Дэни и Массон 2003 , с. 201.
  28. ^ Хейнс, Спенсер (2017). «Военная революция» приходит в Центрально-Евразийскую степь: уникальный случай Зунгара (1676–1745)». Монголика: Международный журнал монгольских исследований . 51 : 170–185.
  29. ^ Дэни и Массон 2003 , с. 334.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 179bfe628d1e3569744da7ad4344900f__1714043940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/17/0f/179bfe628d1e3569744da7ad4344900f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dzungar conquest of Altishahr - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)