Jump to content

Ходжа (Туркестан)

Шейх Ходжа Ахрар (Мастер свободы)

Ходжа или Ходжа ( казахский : қожа ; киргизский : кожо ; уйгурский : خوجا ; персидский : خواجه ; таджикский : хӯҷа ; узбекский : xo'ja ; китайский : 和卓 ; пиньинь : hézhuó ), персидское слово, буквально означающее «господин» или « «Господин» использовался в Центральной Азии как титул потомков известного среднеазиатского -накшбанди суфийского учителя Ахмада Касани (1461–1542) или других представителей интеллектуальной линии Накшбанди до Баха ад-дина Накшбанда. Самым влиятельным религиозным деятелем в эпоху позднего Тимуридов был Накшбандийский шейх Ходжа Ахрар . [1] Ходжи часто назначались администраторами монгольских правителей в Алтишахре или современном регионе Таримской котловины в Синьцзяне , Китай .

Ходжи Алтишахра утверждали, что они являются Сайидами (потомками Мухаммеда ), и люди из братства Алтишахра до сих пор считают их таковыми. Хотя сам Ахмад Касани, известный как Махдум-и-Азам своим последователям или «Великий Мастер», никогда не посещал Алтишахр (сегодняшняя Таримская котловина), многие из его потомков, известных как Махдумзада и носивших титул Ходжа (правильно пишется и произносится Ходжа ) играл важную роль в политике региона с 17 по 19 века.

После смерти Ахмада Касани среди ходжей произошел раскол, в результате которого одна партия стала последователями старшего сына Махдума Ходжи Мухаммада Амина, более известного как Ишан-и-Калан, а другая присоединилась к его младшему сыну Ходже Мухаммаду Исхаку Вали. Последователи Ишан-и-Калана, по-видимому, приобрели имена Ак Таглики или Белые горцы и Исхак Кара Таглики или Черные горцы, но эти имена не имели никакого отношения к местам, где жили их приверженцы. Все они были жителями низменностей и городов Восточного Туркестана, но каждая часть находила союзников среди кыргызов соседних гор и, видимо, субсидировала их в междоусобных боях. Кыргызские племена хребтов Западного Тянь-Шаня , лежащие к северу от Кашгара, были известны как Белые горцы , а киргизские племена Памира , Каракорума и Куньлуня как Черные горцы с Яркендом в качестве их главного города влияния, так что ходжи пришли принять на себя титулы своих кыргызских союзников.

Чагатайский язык Тадкира и Ходжаган ( Тадкира ) был написан М. Садиком Кашгари. [2]

Список ходжей

[ редактировать ]

Примечание. Следующий список неполный и иногда, возможно, немного неточный. Он также исключает несколько побочных линий, которые управляли второстепенными территориями и были относительно неважны.

Ак Таглик (Белые горцы) Кара Таглик (Черные альпинисты)
Ходжа
Хаваджа
Махдум-и-Азам (Великий Мастер)
Махдум Азам
Махдум-и-Нура (Великий Свет)
Хазрат Ходжа Хаванд Махмуд Шихаб-уд-дин
Муж Хазрата Ходжи Махмуд Шахабуддин
Ахмад Касани
 ?
? – 1542 г. н. э.
Ишан-и-Калан
Клан Ишан
Ходжа Мухаммад Амин
Мохаммад Амин
Ходжа Мухаммад Исхак Вали
Мохаммад Исхак Вали
? - 1599 г. н.э.
Ходжа Мухаммад Юсуф
Мохаммад Юсуф
?CE
Ходжа Шади
Афак Ходжа (Хозяин горизонтов)
Афак Хаваджа
Ходжа Хидаятулла
Руководство Аллаха
? - 1693/94 г. н.э.
Ходжа Убайдулла (Ходжа Абдулла?)
Зунгарское ханство под предводительством Галдана Бошугту-хана в 1680 году завоевало Таримскую впадину и предоставило ходжам административную власть над регионом, начиная с Афак-ходжи .
Афак Ходжа (Хозяин горизонтов)
Афак Хаваджа
Ходжа Хидаятулла
Руководство Аллаха
? - 1693/94 г. н.э.
Хан Ходжан
Хан Хаваджа Ян
Ходжа Яхья
Хаваджа Яхья
? - 1693/94 г. н.э.
Искать Дэниела
Хаваджа Даниял
Ходжа Акбаш
Ходжа Акбаш
Ходжа Ахмед
Хаваджа Ахмед
Искать Дэниела
Хаваджа Даниял
Зунгарское ханство под командованием Цеванга Арабтана в 1720 году н.э. назначило Хожу Данияла администратором Алтишахра (или Шести городов), но с ойратскими надзирателями, что сделало Кара Таглика абсолютными хозяевами.
1720–1754 гг. н. э.
Зунгарское ханство под руководством Галдана Церена разделило регион Алтишахр после смерти Ходжи Данияла между его сыновьями, опять же с ойратскими надзирателями. Так Яркенд отправился к Ходже Чагану; Аксу отправился к Ходже Аюбу; Хотан отправился к Ходже Абдулле; а главный город Кашгар достался Ходже Юсуфу, так как его мать была ойрат-нойянкой.
Ходжа Юсуф
Хаваджа Юсуф
Он объединит своих братьев и города после того, как на него было совершено покушение, а его брат Ходжа Чаган был похищен и заключен в тюрьму ойратами и руководителями городов, выступавшими против власти ходжей. Юсуф добился успеха и в 1754–55 гг. Н. Э. освободил территорию Зунгарского ханства .
1754–1757 гг. н. э.
Зунгарское ханство под руководством Амарсаны разработало план замены Кара Тагликов Тагликами Ак . Он вернул изгнанных сыновей Ходжи Ахмеда из Ирин-Хабиргана в верховьях реки Ила к востоку от Кульджи . Это были Ходжа Бурхан-уд-дин и Хан Ходжа . Хан Ходжа находился в заложниках, тогда как Ходжа Бурхан-уд-дин был отправлен с ойратами, китайцами и турками, чтобы повторно завоевать Алтишахр, что было достигнуто в 1758 году нашей эры.
Ходжа Бурхан-уд-дин
Хаваджа Бурхануддин
Он вместе со своим братом Ханом Ходжой восстал против своих ойратских, а затем и китайских повелителей из династии Цин . Но в конце концов были изгнаны из региона в Бадахшан , где правитель Султан-шах убил их обоих. Кашгар был присоединен как неотъемлемая часть Китайской империи под властью губернатора провинции Или (регион вокруг реки Или ). В этой войне четверо сыновей семьи Ак Таглик были убиты в бою, а двое были отправлены в плен в Пекин для казни там. Лишь одному сыну Ходжи Бурхан-уд-дина удалось спастись; Его звали Ходжа Саадат Али, обычно называемый Саримсак . Он бежал в Кокандское ханство . У него было там три сына; Юсуф Ходжа , который жил в Бухаре, затем был Бахауддин и, наконец, Джахангир Ходжа , который поднял восстание против китайцев в 1825 году нашей эры.
1758 г. н. э.
Династия Цин , чтобы укрепить свою власть в этой западной провинции своей империи, в 1764 году н. э. построила Хой Юань Чен на реке Или и переселила ойратов в регион Джунгария , который был обезлюден в результате резни полумиллиона человек китайскими эмигрантами. и изгнанники из Ганьсу вместе с колонистами Сибо Солон и Даур , а также маньчжурский гарнизон солдат знамени Зеленого Дракона . В Илийском округе семь тысяч мусульманских семей были обращены в крепостное право в качестве земледельцев, а остаткам ойратов были предоставлены кочевья на их прежнем месте. Генерал Или , по сути являвшийся вице-королем с тремя лейтенантами в Или , Турбагатае и Кашгаре , имел общий контроль, но детали местного управления, как и прежде, оставлялись в ведении мусульманских офицеров. Однако китайские гарнизоны располагались в главных городах с заставами, установленными на границах, и на почтовых перегонах, построенных на всех основных путях быстрого сообщения. Эти шаги позволили китайцам закрепить свое завоевание. Этот успех китайского оружия встревожил исламское государство по всей Центральной Азии, хотя пограничные вожди, непосредственно находящиеся под их влиянием, заявили о своей вассальной зависимости от китайского императора. В 1766 году Абул-Мансур-хан Средней Орды подчинился императору Цяньлуну и получил титул князя . Нур Али-бек (годы правления 1748–1786) из Малой Орды в знак подчинения отправил послов в Пекин, а в 1758 году Ирдана-бек из Кокандского ханства , а затем его преемник Нарбута-бек признали протекторат Китая. Остальная часть Центральной Азии была охвачена паникой из-за установления китайского правления на их границах. В 1762 году китайские мандарины с эскортом в сто тридцать человек отправились к хану Абул-Мансуру и потребовали лошадей и припасы для армии, которая вторгнется в Туркестан и Самарканд весной . В результате Ирдана-бек из Кокандского ханства и Фазл-бек из Худжанда , а также независимые кыргызские вожди отправили послов просить помощи у афганской империи Дуррани , которая в то время была самой могущественной страной Востока, помимо Китая. Ахмад Шах Дуррани направил отряд афганцев для защиты границы между Ташкентом и Кокандом . В то же время он направил посольство прямо в Пекин, чтобы потребовать реституции мусульманских государств Восточного Туркестана. Тем временем в 1765 году жители Уш- Турфан, опередив рассчитывавшую на помощь мусульман, поднял восстание, но восстание было сразу подавлено резней горожан и полным разрушением города. Афганская депутация не была хорошо принята в китайской столице, и Ахмад Шах Дуррани в то время был слишком занят борьбой с сикхами , чтобы обратить свое внимание в этом направлении; А китайцев, со своей стороны, удержало от дальнейших завоеваний беспомощных государств Центральной Азии на западе присутствие пятнадцатитысячной Бадахшане афганской армии в , посланной туда, чтобы опустошить страну и казнить короля Султан-шаха в отместку за его убийство двух ходжей-беженцев в 1760 году. Однако китайцы подчинили себе киргизов на северо-западе и ежегодно посылали войска из Кашгара и Турбагатая в сопровождении китайских торговцев для бартера, чтобы получить годовой доход в размере 1% от лошадей и крупного рогатого скота. и одну на тысячу овец в обмен на привилегию пастись в степи между озером Балхаш. и Алатаг . Таким образом, китайское правление оставалось неизменным до 1816 года н. э.
Ходжа Зия-уд-дин Ахунд
Хаваджа Зиауддин Ахунд
Он был родом из Ташмалика или Ташбалыга, также известного как каменный город , к западу от Кашгара . Он восстал и с отрядом кыргызов совершил набег на китайские аванпосты. Вскоре он был схвачен и казнен, но его сын Ашраф-бек продолжал войну, пока его не постигла та же участь. Однако его младшего брата отправили в Пекин, где он был казнен по достижении совершеннолетия.
1816 г. н.э.
Династия Цин снова правила без помех до 1825 года н.э.
Джахангир Ходжа
Ходжа Джахангир
Сайед Джахангир Султан
Сайед Джахангир Султан
С помощью своего Кокандского ханства и киргизских союзников он взял Кашгар в 1825 году. После падения Кашгара жители Янгихисара , Яркенда и Хотана восстали одновременно и, повсеместно уничтожая китайцев, разрушили их форты и перешли на службу Ходже. Но у ходжи сразу же возникли проблемы со своими союзниками из Кокандского ханства , и они начали воевать между собой. К сентябрю 1827 года китайцы собрали в Аксу 70-тысячную армию под командованием военного губернатора Или Чан Лина и в январе 1828 года двинулись против Джахангир-ходжи. Он потерпел поражение в битве при Янгабаде и в отчаянии бежал, пока его собственные киргизские союзники, опасавшиеся китайцев, не выдали его им. Его доставили в Китай, и император Даогуан был доволен успехом Китая, когда ходжу сначала пытали, а затем казнили. Китайцы, вернув себе контроль над восставшими городами, восстановили свою власть путем многочисленных казней, пыток и конфискаций, а также путем вывоза двенадцати тысяч мусульманских семей из От Кашгара до Кульджи , где их поселили в качестве крепостных под именем Таранчи или тех, кто потеет, т.е. чернорабочих.
1825–1828 гг. н. э.
династии Цин восстановлено. Правление
Юсуф Ходжа
Хаваджа Юсуф
Мухаммед Али-хан , хан Коканда, недавно присоединил кыргызские территории и теперь в 1829 году решил напасть на китайцев. Для этой цели он пригласил Юсуфа-ходжу, старшего брата Джахангир-ходжи из Бухары , и посадил его на трон своих предков. Юсуф вышел в бой в сентябре 1830 года с отрядом в 20 000 человек, в основном андижанскими и ташкентскими войсками, а также некоторыми каратигинскими рекрутами и кашгарскими беженцами, все под командованием Мингбаши Хак Кули Бека , зятя Мухаммеда Али-хана. Китайцы с 3000 человек выступили, чтобы противостоять им, но потерпели поражение при Мингёле , и захватчики, наступившие на Кашгар, захватили Кашгар , где Юсуф сразу же занял трон. Янгихиссар , Яркенд, Хотан и Аксу вплоть до перевала Мюзарт быстро перешли в его владение, и китайцы по-прежнему были повсюду убиты, а прибытие их войск из Кульджи задерживалось из-за отсутствия обоза. Это наступление кокандской армии вызвало враждебность Бухарского эмирата к Андижану и Мухаммад Али-хану, чтобы предотвратить нападение, угрожавшее Наср-Аллах Хан бин Хайдар Тора сразу же отозвал своего генерала Хак Кули Бека , и Юсуф, неспособный удерживать свою позицию без поддержки среди непостоянных мусульман Кашгара, вернулся с ним в ноябре или декабре после правления всего лишь девяноста дней.
1830 г. н. э.
Династия Цин изменила свою политику в регионе из-за роста влияния и могущества Кокандского ханства при Мухаммед Али-хане и практически отказалась от контроля над торговлей и некоторыми доходами региона по договору с ним в 1831–1832 годах н.э. Часть Мухаммеда Али-хана заключалась в том, чтобы сдерживать ходжей, и поэтому он строго следил за их передвижениями.
Зухур-уд-Дин
Захуруддин
1832–1846 гг. н. э.
Восстание Хафта Ходжаджана
(Восстание семи ходжей)
Его провели именно такое количество членов «Ак Тагликов». Старшим из них был Эхсан Хан Ходжа, которого обычно называли Катта Тора или Великий Лорд , а среди других были Ходжа Бузург Хан , Ходжа Вали Хан , Ходжа Кичик Хан и Ходжа Таваккул Хан, все из которых впоследствии участвовали в завоевании страны Якубом Бегом Аталиком. Гази .
1846 г. н. э.
Эшан Хан Ходжа
Хаваджа Ишан Хан
Катта Тора теперь взял на себя управление Кашгаром и назначил остальных в близлежащие города и поселения. Он и его родственники начали грабить дома правительственных чиновников, назначенных китайцами, и захватывать их жен и дочерей, чтобы наполнить свои гаремы, сразу же предавшись курсу необузданного распутства и разврата. Мангшин . Но в течение 75 дней прибыли китайцы и разгромили ходжей в битве при Кок-Рабате .
1846 г. н. э.
династии Цин восстановлено. Правление
Ахмед Ван
Ахмед Ван
1846–1857 гг. н.э.
Ходжа Вали Хан
Ходжа Вали Хан
В течение 1855–1856 годов Ходжа Вали-хан и его брат Ходжа Кичик-хан предприняли несколько попыток вторгнуться в Кашгар, но каждый раз были отбиты на пограничных пикетах из-за своей численной слабости. Однако весной 16 мая 1857 года Ходжа Вали-хан после совершения молитв Рамадана отправился из Коканда с семью кашгарскими эмиссарами и небольшой группой верных сторонников, чтобы осуществить заранее согласованное предприятие против китайцев. Они прибыли в форт Оджалар, принадлежащий Коканду, на дороге Уш-Турфан и Кашгар ночью и, застигнув небольшой гарнизон, убили коменданта и убедили солдат присоединиться к ходже. Постепенно его ряды пополнялись. В то же время несколько посланных китайцами разведчиков были схвачены и доставлены к Вали-хану, который начал свою кровавую карьеру, сразу же отрубив им головы собственной рукой. Затем он двинулся дальше и переправился через Кизилский брод, застигнув врасплох тамошний пикет, когда они дремали под воздействием своих опиумных трубок, убили каждую душу из них и на рассвете появились перед Кум Дарваза или Песчаные ворота на южной стороне города Кашгар . Он взял город и был принят как Бузург-хан Тора . В замешательстве мусульманский правитель Ахмад Ван со стороны китайцев вместе с несколькими другими бежал через противоположные ворота и укрылся в Мангшине или Янгишахре вместе с китайским гарнизоном. Он начал укреплять свою власть и послал командиров взять оставшиеся китайские форты. Но китайские силы по оказанию помощи спасли осажденных и вернули потерянные территории, вынудив Вали-хана бежать, но были схвачены и доставлены к Мухаммаду Худаяр-хану , хану Коканда. Таким образом, после правления всего 115 дней в сентябре 1857 года закончилось последнее восстание ходжи.
Май – сентябрь 1857 г. н.э.
династии Цин Правление восстанавливалось до 1865 года, когда Якуб-бек стал главнокомандующим армией Кокандского ханства . Воспользовавшись Хуэйским восстанием в западном Китае, он захватил Кашгар и Яркенд у китайцев и постепенно взял под свой контроль большую часть региона, включая Аксу , Куча и другие города в 1867 году. Он сделал себя правителем Кашгарии со столицей в Кашгар. Примерно в это время он получил титул Аталика Гази .
  • Синий ряд означает прародителя ходжей Алтишахра .
    • Зеленые ряды обозначают Ак Таглики .
      • Розовые ряды обозначают Кара Тагликов .
        • Оранжевые ряды обозначают китайских губернаторов .

См. также

[ редактировать ]

Литература

[ редактировать ]
  • Ким Ходонг, «Священная война в Китае: мусульманское восстание и государство в китайской Центральной Азии, 1864–1877». Издательство Стэнфордского университета (март 2004 г.). ISBN   0-8047-4884-5 . (Текст с возможностью поиска доступен на Amazon.com)
  • Глэдни, Дрю . «Движение Салафия на северо-западе Китая: исламский фундаментализм среди китайских мусульман?» Первоначально опубликовано в книге «Мусульманское разнообразие: местный ислам в глобальном контексте». Лейф Мангер, Эд. Суррей: Curzon Press. Северный институт азиатских исследований, № 26. С. 102–149.
  • Ахмад Касани. Архивировано 19 октября 2006 г. в Wayback Machine в Энциклопедии Ираника (для правильного просмотра необходимы специальные шрифты).
  • Азим Маликов, Системы родства групп Ходжа в Южном Казахстане в антропологии Ближнего Востока, Том 12, Выпуск 2, зима 2017, стр.78-91
  • Азим Маликов, Священные родословные в Центральной Азии: транслокальность и идентичность в мобильности, границах и идеях путешествий: переосмысление транслокальности за пределами Центральной Азии и Кавказа под редакцией Мани Стефан-Эммрих и Филиппа Шредера (Кембридж: Open Book Publishers), 2018, стр. . 121–150
  • Азим Маликов, Ходжа в Казахстане: трансформация идентичности в Институте социальной антропологии Макса Планка. Отдел «Интеграция и конфликты». Полевые заметки и исследовательские проекты. VI CASCA – Центр антропологических исследований Центральной Азии: рамки исследования, первоначальные проекты. Ред.: Гюнтер Шлее. Галле/Заале, 2013, стр. 101–107.
  1. ^ Письма Ходжи Убайд Аллаха Ахрара и его соратников. Перевод Джо-Энн Гросс. Лейден: БРИЛЛ, 2002.
  2. ^ Калифорния Стори (февраль 2002 г.). Персидская литература: биобиблиографический обзор . Психология Пресс. п. 1026. ИСБН  978-0-947593-38-4 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 828a968c792e5ebdd555d11eedeba91b__1720421700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/82/1b/828a968c792e5ebdd555d11eedeba91b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Khoja (Turkestan) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)