Jump to content

Самарканд

Координаты : 39 ° 39'17 "N 66 ° 58'33" E  /  39,65472 ° N 66,97583 ° E  / 39,65472; 66,97583
(Перенаправлено из Самарканда )
Самарканд
Самарканд / Самарканд   ( узбекский )
Самарканд   ( персидский )
Самарканд
Город
По часовой стрелке сверху:
Регистан Площадь , некрополь Шах-и-Зинда , мечеть Биби-Ханым , вид внутри Шах-и-Зинда , медресе Шер-Дор в Регистане, Гур мавзолей Тимура -э-Амир .
Официальная печать Самарканда
Самарканд находится в Узбекистане.
Самарканд
Самарканд
Расположение в Узбекистане
Координаты: 39 ° 39'17 "N 66 ° 58'33" E  /  39,65472 ° N 66,97583 ° E  / 39,65472; 66,97583
Страна  Узбекистан
Вилайет Самаркандский вилаят
Поселенный 8 век до нашей эры
Правительство
• Тип Администрация города
• Тело Судья (мэр)
Область
• Город 120 км 2 (50 квадратных миль)
Высота
705 м (2313 футов)
Население
 (1 января 2019 г.)
• Город 513,572 [1]
Метро
950,000
Demonym Самаркандский / Самаркандский
Часовой пояс UTC+5
Почтовый индекс
140100
Веб-сайт samarkand.uz
Официальное название Самарканд – перекресток культур
Критерии Культурный: i, ii, iv
Ссылка 603
Надпись 2001 г. (25-я сессия )
Область 1123 га
Буферная зона 1369 га

Самарканд или Самарканд ( / ˈ s æ m ər k æ n d / SAM -ər-kand ; узбекский и таджикский : Samarkand/Самарканд, произносится [sæmærqænd, -ænt] ; ) — город на юго-востоке Узбекистана и один из старейших постоянно населенных городов Центральной Азии . Самарканд — столица Самаркандской области и город районного значения, в состав которого входят посёлки городского типа Кимёгарлар , Фарход и Хишрав . [2] С населением 551 700 человек (2021 г.), [3] это третий по величине город Узбекистана .

Есть свидетельства человеческой деятельности на территории города, относящиеся к эпохе позднего палеолита . Хотя прямых доказательств того, когда был основан Самарканд, нет, некоторые теории предполагают, что он был основан между 8-м и 7-м веками до нашей эры. Процветая благодаря своему расположению на Шелковом пути между Китаем , Персией и Европой , Самарканд временами был одним из крупнейших городов мира. [4] города Средней Азии , [5] и был важным городом империй Великого Ирана . [6] Ко времени Персидской империи Ахеменидов он был столицей Согдийской сатрапии . Город был завоеван Александром Македонским переводилось в 329 году до нашей эры, когда он был известен как Марканда, что по -гречески как Μαράκανδα . [7] Городом управляла череда иранских и тюркских правителей, пока он не был завоеван монголами под предводительством Чингисхана в 1220 году.

Город известен как центр исламских научных исследований и место зарождения Тимуридского Возрождения . В 14 веке Тимур сделал его столицей своей империи и местом своего мавзолея Гур-э-Амир . Мечеть Биби-Ханым , перестроенная в советские времена, остается одной из самых примечательных достопримечательностей города. в Самарканде Площадь Регистан была древним центром города и ограничена тремя монументальными религиозными зданиями. В городе бережно сохранены традиции старинных ремесел: вышивка, золотое шитье, шелкоткачество, резьба по меди, керамика, резьба по дереву, роспись по дереву. [8] В 2001 году ЮНЕСКО включила город в список всемирного наследия под названием «Самарканд – перекресток культур» .

Современный Самарканд разделен на две части: старый город и новый город, застроенный во времена Российской Империи и Советского Союза . Старый город включает в себя исторические памятники, магазины и старые частные дома; В новый город вошли административные здания, культурные центры и образовательные учреждения. [9] 15–16 сентября 2022 года в городе прошел саммит ШОС-2022 .

Самарканд имеет многокультурную и многоязычную историю, которая была существенно изменена процессом национального разграничения в Центральной Азии . Многие жители города являются носителями или двуязычными носителями таджикского языка . [10] [11] тогда как узбекский язык является официальным языком, а русский также широко используется в общественной сфере в соответствии с языковой политикой Узбекистана .

Этимология

[ редактировать ]

Название происходит от согдийского слова «самар» «камень, скала» и «канд » «крепость, город». [12] В этом отношении Самарканд имеет то же значение, что и название узбекской столицы Ташкент , где таш – тюркский термин, обозначающий «камень», а –кент – тюркский аналог канда . [13]

По словам ученого XI века Махмуда аль-Кашгари , город был известен в Караханиде как Самизкенд ( СМЕЗКАНД ‎), что означает «толстый город». [14] Император Великих Моголов XVI века Бабур также упоминал город под этим названием, а кастильский путешественник XV века Руй Гонсалес де Клавихо заявил, что Самарканд был просто искаженной его формой. [15]

Ранняя история

[ редактировать ]

Наряду с Бухарой , [16] Самарканд — один из старейших населенных городов Центральной Азии , процветающий благодаря своему расположению на торговом пути между Китаем и Европой. Прямых данных о том, когда он был основан, нет. Исследователи Института археологии Самарканда относят основание города к VIII–VII векам до нашей эры.

Археологические раскопки, проведенные в черте города (Сиоб и центр города), а также в пригородных районах (Ходжамазгил, Сазагон), обнаружили 40 000-летние свидетельства человеческой деятельности, относящиеся к верхнему палеолиту . Группа археологических памятников эпохи мезолита (XII–VII тыс. до н. э.) обнаружена в окрестностях Сазагон-1, Замичатоша и Охалика. Сёб и Даргъом Каналы , снабжающие водой город и его пригороды, появились примерно в VII–V веках до нашей эры (ранний железный век ).

Самарканд с первых дней своего существования был одним из главных центров согдийской цивилизации. Ко времени правления династии Ахеменидов в Персии город стал столицей Согдийской сатрапии .

Эллинистический период

[ редактировать ]
Древние городские стены Самарканда, IV век до н.э.
Александр Македонский, убивающий Клита в Самарканде , картина Даниэля де Блика .
Художественная галерея Ференса , Халл.

Александр Македонский завоевал Самарканд в 329 году до нашей эры. называли город Мараканда (Μαράκανδα). Греки [17] Письменные источники дают небольшие подсказки относительно последующей системы правления. [18] Упоминается некий Орепий, ставший правителем «не от предков, а в дар Александра». [19]

Хотя Самарканд понес значительный ущерб во время первоначального завоевания Александра, город быстро восстановился и процветал под новым эллинским влиянием. Появились также важные новые строительные технологии. Продолговатые кирпичи были заменены квадратными, более совершенные методы кладки и штукатурки . были введены [20]

Завоевания Александра принесли классическую греческую культуру в Среднюю Азию, и какое-то время греческая эстетика сильно влияла на местных ремесленников. Это эллинистическое наследие продолжалось, поскольку в течение столетий после смерти Александра город стал частью различных государств-преемников, Империи Селевкидов , Греко-Бактрийского царства и Кушанской империи (хотя сами Кушаны возникли в Центральной Азии). После того, как Кушанское государство потеряло контроль над Согдианой в III веке нашей эры, Самарканд пришел в упадок как центр экономической, культурной и политической власти. Он не возродился значительно до V века.

Сасанидская эпоха

[ редактировать ]

Самарканд был завоеван персидскими сасанидами ок. 260 г. н.э. Под властью Сасанидов этот регион стал важным местом манихейства и способствовал распространению религии по всей Центральной Азии. [21]

Эфталиты и эпоха Тюркского каганата

[ редактировать ]

В 350–375 гг. н.э. Самарканд был завоеван кочевыми племенами хионитов , происхождение которых остается спорным. [22] Переселение кочевых групп в Самарканд подтверждает археологический материал IV века. культура кочевников бассейна Средней Сырдарьи . В регионе распространяется [23] В 457–509 гг. Самарканд входил в состав Кидаритского государства. [24]

Тюркские офицеры во время аудиенции у царя Вархумана самаркандского . 648–651 гг. н.э., фрески Афрасиаба , Самарканд. [25] [26]

После того как эфталиты («белые гунны») завоевали Самарканд, они контролировали его до тех пор , пока гектюрки в союзе с сасанидскими персами не завоевали его в битве при Бухаре , ок. 560 г. н.э. [27]

В середине VI века на Алтае образовалось тюркское государство, основанное династией Ашина. Новое государственное образование получило название Тюркский каганат по имени народа тюрков, во главе которого стоял правитель – каган. В 557–561 гг. империя эфталитов была разгромлена совместными действиями тюрков и Сасанидов, что привело к установлению общей границы между двумя империями. [28]

В раннем средневековье Самарканд был окружен четырьмя рядами оборонительных стен и имел четверо ворот. [29]

На территории Самарканда исследовано древнетюркское захоронение с лошадью. Оно датируется VI веком. [30]

В период правления Западно-Тюркского каганата Тонг Ябгу кагана (618–630) с правителем Самарканда установились родственные связи – Тонг Ябгу каган подарил ему свою дочь. [31]

Некоторые части Самарканда были христианскими с IV века. В V веке ​​несторианская в Самарканде была установлена кафедра. В начале VIII века он был преобразован в несторианскую митрополию. [32] Между согдийскими последователями христианства и манихейства возникли дискуссии и полемика , нашедшие отражение в документах. [33]

Ранняя исламская эпоха

[ редактировать ]
Coin of Sogdian ruler Turgar, last Ikhshid of Samarqand, Penjikent, 8th century CE, National Museum of Antiquities of Tajikistan.[34]

The armies of the Umayyad Caliphate under Qutayba ibn Muslim captured the city from the Tang dynasty c. 710 CE.[21]

During this period, Samarqand was a diverse religious community and was home to a number of religions, including Zoroastrianism, Buddhism, Hinduism, Manichaeism, Judaism, and Nestorian Christianity, with most of the population following Zoroastrianism.[35]

Qutayba generally did not settle Arabs in Central Asia; he forced the local rulers to pay him tribute but largely left them to their own devices. Samarqand was the major exception to this policy: Qutayba established an Arab garrison and Arab governmental administration in the city, its Zoroastrian fire temples were razed, and a mosque was built.[36] Much of the city's population converted to Islam.[37]

As a long-term result, Samarqand developed into a center of Islamic and Arabic learning.[36] At the end of the 740s, a movement of those dissatisfied with the power of the Umayyads emerged in the Arab Caliphate, led by the Abbasid commander Abu Muslim, who, after the victory of the uprising, became the governor of Khorasan and Maverannahr (750–755). He chose Samarqand as his residence. His name is associated with the construction of a multi-kilometer defensive wall around the city and the palace.[38]

Legend has it that during Abbasid rule,[39] the secret of papermaking was obtained from two Chinese prisoners from the Battle of Talas in 751, which led to the foundation of the first paper mill in the Islamic world at Samarqand. The invention then spread to the rest of the Islamic world and thence to Europe.[citation needed]

Gold dinar of caliph al-Mu'tazz, minted at Samarqand in AH 253 (867 CE). His reign marks the apogee of the decline of the Caliphate's central authority

Abbasid control of Samarqand soon dissipated and was replaced with that of the Samanids (875–999), though the Samanids were still nominal vassals of the Caliph during their control of Samarqand. Under Samanid rule the city became a capital of the Samanid dynasty and an even more important node of numerous trade routes. The Samanids were overthrown by the Karakhanids around 999. Over the next 200 years, Samarqand would be ruled by a succession of Turkic tribes, including the Seljuqs and the Khwarazmshahs.[40]

The 10th-century Persian author Istakhri, who travelled in Transoxiana, provides a vivid description of the natural riches of the region he calls "Smarkandian Sogd":

I know no place in it or in Samarqand itself where if one ascends some elevated ground one does not see greenery and a pleasant place, and nowhere near it are mountains lacking in trees or a dusty steppe... Samakandian Sogd... [extends] eight days travel through unbroken greenery and gardens... . The greenery of the trees and sown land extends along both sides of the river [Sogd]... and beyond these fields is pasture for flocks. Every town and settlement has a fortress... It is the most fruitful of all the countries of Allah; in it are the best trees and fruits, in every home are gardens, cisterns and flowing water.

Karakhanid (Ilek-Khanid) period (11th–12th centuries)

[edit]
Shah-i Zinda memorial complex, 11th–15th centuries

After the fall of the Samanids state in the year 999, it was replaced by the Qarakhanid State, where the Turkic Qarakhanid dynasty ruled.[41] After the state of the Qarakhanids split into two parts, Samarqand became a part of the West Karakhanid Kaganate and in 1040–1212 was its capital.[41] The founder of the Western Qarakhanid Kaganate was Ibrahim Tamgach Khan (1040–1068).[41] For the first time, he built a madrasah in Samarqand with state funds and supported the development of culture in the region. During his reign, a public hospital (bemoristan) and a madrasah were established in Samarqand, where medicine was also taught.

The memorial complex Shah-i-Zinda was founded by the rulers of the Karakhanid dynasty in the 11th century.[42]

The most striking monument of the Qarakhanid era in Samarqand was the palace of Ibrahim ibn Hussein (1178–1202), which was built in the citadel in the 12th century. During the excavations, fragments of monumental painting were discovered. On the eastern wall, a Turkic warrior was depicted, dressed in a yellow caftan and holding a bow. Horses, hunting dogs, birds and periodlike women were also depicted here.[43]

Mongol period

[edit]
Ruins of Afrasiab – ancient Samarkand destroyed by Genghis Khan.

The Mongols conquered Samarqand in 1220. Juvayni writes that Genghis killed all who took refuge in the citadel and the mosque, pillaged the city completely, and conscripted 30,000 young men along with 30,000 craftsmen. Samarqand suffered at least one other Mongol sack by Khan Baraq to get treasure he needed to pay an army. It remained part of the Chagatai Khanate (one of four Mongol successor realms) until 1370.

The Travels of Marco Polo, where Polo records his journey along the Silk Road in the late 13th century, describes Samarqand as "a very large and splendid city..."[44]

The Yenisei area had a community of weavers of Chinese origin, and Samarqand and Outer Mongolia both had artisans of Chinese origin, as reported by Changchun.[45] After Genghis Khan conquered Central Asia, foreigners were chosen as governmental administrators; Chinese and Qara-Khitays (Khitans) were appointed as co-managers of gardens and fields in Samarqand, which Muslims were not permitted to manage on their own.[46][47] The khanate allowed the establishment of Christian bishoprics (see below).

Timur's rule (1370–1405)

[edit]
Bibi-Khanym Friday Mosque, 1399–1404

Ibn Battuta, who visited in 1333, called Samarqand "one of the greatest and finest of cities, and most perfect of them in beauty." He also noted that the orchards were supplied water via norias.[48]

In 1365, a revolt against Chagatai Mongol control occurred in Samarqand.[49] In 1370, the conqueror Timur (Tamerlane), the founder and ruler of the Timurid Empire, made Samarqand his capital. Timur used various tools for legitimisation, including urban planning in his capital, Samarkand.[50] Over the next 35 years, he rebuilt most of the city and populated it with great artisans and craftsmen from across the empire. Timur gained a reputation as a patron of the arts, and Samarqand grew to become the centre of the region of Transoxiana. Timur's commitment to the arts is evident in how, in contrast with the ruthlessness he showed his enemies, he demonstrated mercy toward those with special artistic abilities. The lives of artists, craftsmen, and architects were spared so that they could improve and beautify Timur's capital.[citation needed]

Timur was also directly involved in construction projects, and his visions often exceeded the technical abilities of his workers. The city was in a state of constant construction, and Timur would often order buildings to be done and redone quickly if he was unsatisfied with the results.[51] By his orders, Samarqand could be reached only by roads; deep ditches were dug, and walls 8 km (5 mi) in circumference separated the city from its surrounding neighbors.[52] At this time, the city had a population of about 150,000.[53]

Henry III of Castile's ambassador Ruy Gonzalez de Clavijo, who was stationed at Samarqand between 1403 and 1406, attested to the never-ending construction that went on in the city. "The Mosque which Timur had built seemed to us the noblest of all those we visited in the city of Samarqand. "[54]

Ulugh Beg's period (1409–1449)

[edit]
Many prominent astronomers worked at Ulugh Beg's observatory, which contained this mural sextant, constructed in Samarkand during the 15th century.

In 1417–1420, Timur's grandson Ulugh Beg built a madrasah in Samarqand, which became the first building in the architectural ensemble of Registan. Ulugh Beg invited a large number of astronomers and mathematicians of the Islamic world to this madrasah. Under Ulugh Beg, Samarqand became one of the world centers of medieval science. In the first half of the 15th century, a whole scientific school arose around Ulugh Beg, uniting prominent astronomers and mathematicians including Jamshid al-Kashi, Qāḍī Zāda al-Rūmī, and Ali Qushji. Ulugh Beg's main interest in science was astronomy, and he constructed an observatory in 1428. Its main instrument was the wall quadrant, which was unique in the world.[55] It was known as the "Fakhri Sextant" and had a radius of 40 meters.[56] Seen in the image on the left, the arc was finely constructed with a staircase on either side to provide access for the assistants who performed the measurements.

16th–18th centuries

[edit]

In 1500, nomadic Uzbek warriors took control of Samarqand.[53] The Shaybanids emerged as the city's leaders at or about this time. In 1501, Samarqand was finally taken by Muhammad Shaybani from the Uzbek dynasty of Shaybanids, and the city became part of the newly formed “Bukhara Khanate”. Samarqand was chosen as the capital of this state, in which Muhammad Shaybani Khan was crowned. In Samarqand, Muhammad Shaybani Khan ordered to build a large madrasah, where he later took part in scientific and religious disputes. The first dated news about the Shaybani Khan madrasah dates back to 1504 (it was completely destroyed during the years of Soviet power). Muhammad Salikh wrote that Sheibani Khan built a madrasah in Samarqand to perpetuate the memory of his brother Mahmud Sultan.[57]

Fazlallah ibn Ruzbihan [who?] in "Mikhmon-namei Bukhara" expresses his admiration for the majestic building of the madrasah, its gilded roof, high hujras, spacious courtyard and quotes a verse praising the madrasah.[58] Zayn ad-din Vasifi, who visited the Sheibani-khan madrasah several years later, wrote in his memoirs that the veranda, hall and courtyard of the madrassah are spacious and magnificent.[57]

Abdulatif Khan, the son of Mirzo Ulugbek's grandson Kuchkunji Khan, who ruled in Samarqand in 1540–1551, was considered an expert in the history of Maverannahr and the Shibanid dynasty. He patronized poets and scientists. Abdulatif Khan himself wrote poetry under the literary pseudonym Khush.[59]

During the reign of the Ashtarkhanid Imam Quli Khan (1611–1642) famous architectural masterpieces were built in Samarqand. In 1612–1656, the governor of Samarqand, Yalangtush Bahadur, built a cathedral mosque, Tillya-Kari madrasah and Sherdor madrasah.[citation needed]

Zarafshan Water Bridge is a brick bridge built on the left bank of the Zarafshan River, 7–8 km northeast of the center of Samarkand, built by Shaibani Khan at the beginning of the 16th century.[60][61]

After an assault by the Afshar Shahanshah Nader Shah, the city was abandoned in the early 1720s.[62] From 1599 to 1756, Samarqand was ruled by the Ashtrakhanid branch of the Khanate of Bukhara.

Second half of the 18th–19th centuries

[edit]
Khazrat Hizr mosque, 1854

From 1756 to 1868, it was ruled by the Manghud Emirs of Bukhara.[63] The revival of the city began during the reign of the founder of the Uzbek dynasty, the Mangyts, Muhammad Rakhim (1756–1758), who became famous for his strong-willed qualities and military art. Muhammad Rakhimbiy made some attempts to revive Samarqand.[64]

Russian Empire period

[edit]
Samarqand in 1890

The city came under imperial Russian rule after the citadel had been taken by a force under Colonel Konstantin Petrovich von Kaufman in 1868. Shortly thereafter the small Russian garrison of 500 men were themselves besieged. The assault, which was led by Abdul Malik Tura, the rebellious elder son of the Bukharan Emir, as well as Baba Beg of Shahrisabz and Jura Beg of Kitab, was repelled with heavy losses. General Alexander Konstantinovich Abramov became the first Governor of the Military Okrug, which the Russians established along the course of the Zeravshan River with Samarqand as the administrative centre. The Russian section of the city was built after this point, largely west of the old city.

In 1886, the city became the capital of the newly formed Samarkand Oblast of Russian Turkestan and regained even more importance when the Trans-Caspian railway reached it in 1888.

Soviet period

[edit]
Downtown with Bibi-Khanym Mosque in 1990s

Samarqand was the capital of the Uzbek SSR from 1925 to 1930, before being replaced by Tashkent. During World War II, after Nazi Germany invaded the Soviet Union, a number of Samarqand's citizens were sent to Smolensk to fight the enemy. Many were taken captive or killed by the Nazis.[65][66] Additionally, thousands of refugees from the occupied western regions of the USSR fled to the city, and it served as one of the main hubs for the fleeing civilians in the Uzbek Soviet Socialist Republic and the Soviet Union as a whole.[citation needed]

Triumph by Vasily Vereshchagin, depicting the Sher-Dor Madrasa in Registan.

European study of the history of Samarqand began after the conquest of Samarqand by the Russian Empire in 1868. The first studies of the history of Samarqand belong to N. Veselovsky, V. Bartold and V. Vyatkin. In the Soviet period, the generalization of materials on the history of Samarqand was reflected in the two-volume History of Samarqand edited by the academician of Uzbekistan Ibrohim Moʻminov.[67]

On the initiative of Academician of the Academy of Sciences of the Uzbek SSR I. Muminov and with the support of Sharaf Rashidov, the 2500th anniversary of Samarqand was widely celebrated in 1970. In this regard, a monument to Ulugh Beg was opened, the Museum of the History of Samarqand was founded, and a two-volume history of Samarqand was prepared and published.[68][69]

After Uzbekistan gained independence, several monographs were published on the ancient and medieval history of Samarqand.[70][71]

Geography

[edit]
Samarqand from space in September 2013.[72]

Samarqand is located in southeastern Uzbekistan, in the Zarefshan River valley, 135 km from Qarshi. Road M37 connects Samarqand to Bukhara, 240 km away. Road M39 connects it to Tashkent, 270 km away. The Tajikistan border is about 35 km from Samarqand; the Tajik capital Dushanbe is 210 km away from Samarqand. Road M39 connects Samarqand to Mazar-i-Sharif in Afghanistan, which is 340 km away.

Climate

[edit]

В Самарканде холодный полузасушливый климат ( классификация климата Кеппена : BSk ) с жарким сухим летом и относительно влажной, изменчивой зимой, в которой периоды теплой погоды чередуются с периодами холодной погоды. Июль и август — самые жаркие месяцы в году, температура достигает и превышает 40 °C (104 °F). Осадки выпадают редко с июня по октябрь, но увеличиваются до максимума с февраля по апрель. Январь 2008 года был особенно холодным; температура упала до -22 ° C (-8 ° F). [73]

Климатические данные для Самарканда (1991–2020 гг., крайности с 1891 г. по настоящее время)
Месяц Ян февраль Мар апрель Может июнь июль август Сентябрь октябрь ноябрь декабрь Год
Рекордно высокий °C (°F) 23.2
(73.8)
26.7
(80.1)
32.2
(90.0)
36.2
(97.2)
39.5
(103.1)
41.6
(106.9)
42.4
(108.3)
41.0
(105.8)
38.6
(101.5)
35.2
(95.4)
31.5
(88.7)
27.5
(81.5)
42.4
(108.3)
Среднесуточный максимум °C (°F) 7.3
(45.1)
9.5
(49.1)
15.2
(59.4)
21.4
(70.5)
27.0
(80.6)
32.4
(90.3)
34.5
(94.1)
33.3
(91.9)
28.6
(83.5)
22.0
(71.6)
14.4
(57.9)
9.1
(48.4)
21.2
(70.2)
Среднесуточное значение °C (°F) 2.3
(36.1)
4.0
(39.2)
9.3
(48.7)
15.2
(59.4)
20.4
(68.7)
25.4
(77.7)
27.2
(81.0)
25.6
(78.1)
20.6
(69.1)
14.1
(57.4)
8.0
(46.4)
3.7
(38.7)
14.7
(58.4)
Среднесуточный минимум °C (°F) −1.3
(29.7)
−0.2
(31.6)
4.6
(40.3)
9.7
(49.5)
14.1
(57.4)
18.0
(64.4)
19.5
(67.1)
17.9
(64.2)
13.5
(56.3)
7.8
(46.0)
3.2
(37.8)
−0.2
(31.6)
8.9
(48.0)
Рекордно низкий °C (°F) −25.4
(−13.7)
−22
(−8)
−14.9
(5.2)
−6.8
(19.8)
−1.3
(29.7)
4.8
(40.6)
8.6
(47.5)
7.8
(46.0)
0.0
(32.0)
−6.4
(20.5)
−18.1
(−0.6)
−22.8
(−9.0)
−25.4
(−13.7)
Среднее количество осадков , мм (дюймы) 41
(1.6)
53
(2.1)
73
(2.9)
64
(2.5)
41
(1.6)
7
(0.3)
2
(0.1)
2
(0.1)
3
(0.1)
16
(0.6)
40
(1.6)
39
(1.5)
381
(15)
Среднее количество дождливых дней 8 10 13 11 9 3 2 1 2 6 8 9 82
Среднее количество снежных дней 9 7 3 0.3 0.1 0 0 0 0 0.3 2 6 28
Средняя относительная влажность (%) 76 74 70 63 54 42 42 43 47 59 68 74 59
Средняя точка росы °C (°F) −2
(28)
−1
(30)
2
(36)
6
(43)
9
(48)
9
(48)
10
(50)
9
(48)
6
(43)
4
(39)
2
(36)
−1
(30)
4
(40)
Среднемесячное количество солнечных часов 119.2 130.9 172.2 228.8 297.7 345.5 373.1 358.9 305.9 242.6 150.7 120.2 2,845.7
Средний индекс ультрафиолета 2 3 3 4 5 6 6 6 4 3 2 2 4
Источник 1: Pogoda.ru.net [74]
Источник 2: Атлас погоды (УФ). [75] Время и дата (точки росы, 1985–2015 гг.), [76] НОАА [77]

По официальным данным, большинство жителей Самарканда составляют узбеки , хотя во многих источниках город считается преимущественно таджикским . [78] [79] [80] [81] до 70 процентов населения города. [82] Таджики особенно сконцентрированы в восточной части города, где расположены основные архитектурные достопримечательности.

По данным различных независимых источников, таджики являются основной этнической группой Самарканда. Этнические узбеки – вторая по численности группа. [83] и наиболее сконцентрированы на западе Самарканда. Точные демографические данные получить трудно, поскольку некоторые люди в Узбекистане идентифицируют себя как «узбеки», хотя они говорят на таджикском языке как на своем родном языке, часто потому, что они зарегистрированы центральным правительством как узбеки, несмотря на их таджикский язык и идентичность. Как объяснил Пол Бергне :

Во время переписи 1926 года значительная часть таджикского населения была зарегистрирована как узбеки. Так, например, по переписи 1920 года в городе Самарканде таджиков было зафиксировано 44 758 человек, а узбеков - только 3301. По переписи 1926 года численность узбеков была зафиксирована как 43 364 человека, а таджиков - всего 10 716 человек. В ряде кишлаков [сел] Ходжандского округа, население которых было зарегистрировано как таджики в 1920 году, например, в Аште, Калаче, Акжаре и Таджике и других, по переписи 1926 года они были зарегистрированы как узбеки. Аналогичные факты можно привести и в отношении Ферганской, Самаркандской и особенно Бухарской областей. [83]

Самарканд также является домом для крупных этнических общин « иранцев » (старое, персоязычное , шиитское население города Мерва и оазиса, массово депортированное в этот район в конце 18 века), русских , украинцев , белорусов , армян , азербайджанцев. , татары , корейцы , поляки и немцы , все они живут в основном в центре и западных районах города. Эти народы эмигрировали в Самарканд с конца XIX века, особенно в советское время; по большому счету они говорят на русском языке .

На крайнем западе и юго-западе Самарканда проживает среднеазиатские арабы , говорящие в основном на узбекском языке; лишь небольшая часть старшего поколения говорит на среднеазиатском арабском языке . В восточном Самарканде когда-то существовала большая махалля бухарских (среднеазиатских) евреев , но начиная с 1970-х годов сотни тысяч евреев покинули Узбекистан и уехали в Израиль , США , Канаду , Австралию и Европу . Сегодня в Самарканде осталось всего несколько еврейских семей.

Также в восточной части Самарканда есть несколько кварталов, где проживают среднеазиатские «цыгане». [84] ( Люли , Джуги, Парья и другие группы) живут. Эти народы начали прибывать в Самарканд несколько столетий назад из нынешних Индии и Пакистана . В основном они говорят на диалекте таджикского языка, а также на своих собственных языках, в первую очередь на парийском .

Приветствие на двух языках: узбекском (латиница) и таджикском (кириллица) при входе в одну из махаллей (Бози) Самарканда.

Государственным и официальным языком в Самарканде, как и во всем Узбекистане, является узбекский язык . Узбекский язык — один из тюркских языков и родной язык узбеков , туркмен , самаркандских иранцев и большинства самаркандских арабов , проживающих в Самарканде.

Как и в остальной части Узбекистана, русский язык является де-факто вторым официальным языком в Самарканде, и около 5% вывесок и надписей в Самарканде выполнены на этом языке. Русские , белорусы , поляки , немцы , корейцы , большинство украинцев , большинство армян , греки , некоторые татары и некоторые азербайджанцы в Самарканде говорят по-русски. В Самарканде издается несколько русскоязычных газет, наиболее популярной из которых Самаркандский » вестник является « . Самаркандский телеканал СТВ ведет часть вещания на русском языке.

Де-факто наиболее распространенным родным языком в Самарканде является таджикский , который является диалектом или вариантом персидского языка . Самарканд был одним из городов, в которых развивался персидский язык. Многие классические персидские поэты и писатели жили или посещали Самарканд на протяжении тысячелетий, наиболее известными из которых были Абулкасем Фирдоуси , Омар Хайям , Абдурахман Джами , Абу Абдулла Рудаки , Сузани Самарканди и Камаль Худжанди .

Хотя официальная позиция заключается в том, что узбекский язык является наиболее распространенным языком в Самарканде, некоторые данные показывают, что только около 30% жителей говорят на нем как на родном языке. Для остальных 70% таджикский язык является родным, вторым языком является узбекский, а третьим – русский. Однако, поскольку с 1989 года в Узбекистане не проводилась перепись населения, точных данных по этому вопросу нет. Несмотря на то, что таджикский язык является вторым по распространенности языком в Самарканде, он не имеет статуса официального или регионального языка. [85] [79] [80] [86] [81] [87] Тем не менее, в Самаркандском государственном университете десять факультетов предлагают курсы таджикского языка, а на факультете таджикского языка и литературы обучается более 170 студентов. [88] Только одна газета в Самарканде издается на таджики, на таджикской кириллице : «Овози Самарканд» (таджикский: Овози Самарқанд Голос Самарканда ). Местные самаркандские телеканалы СТВ и «Самарканд» ведут некоторые передачи на таджикском языке, а также одна региональная радиостанция. ежеквартальный литературный журнал на таджикском языке « Дурдонай Шарк ». В 2022 году в Самарканде запустился [88]

Помимо узбекского, таджикского и русского, родными языками в Самарканде являются украинский , армянский , азербайджанский , татарский , крымскотатарский , арабский (для очень небольшого процента самаркандских арабов) и другие.

Современный Самарканд – динамичный город, а в 2019 году здесь прошел первый Самаркандский полумарафон. [89] В 2022 году сюда также впервые вошел полный марафон.

Ислам проник в Самарканд в VIII веке, во время вторжения арабов в Среднюю Азию ( Омейядский халифат ). До этого почти все жители Самарканда были зороастрийцами , немало несторианцев и буддистов также в городе проживало . С этого момента, на протяжении всего правления многих мусульманских правящих держав, многочисленные мечети , медресе , минареты , святыни и мавзолеи в городе были построены . Многие сохранились. Например, здесь находится Храм Имама Бухари , исламского ученого , который является автором сборника хадисов , известного как Сахих аль-Бухари , который мусульмане-сунниты считают одним из наиболее достоверных ( сахих ) сборников хадисов . Среди других его книг - «Аль-Адаб аль-Муфрад» . В Самарканде также находится храм имама Матуриди , основателя матуридизма , и мавзолей пророка Даниила , почитаемого в исламе , иудаизме и христианстве .

Большинство жителей Самарканда — мусульмане, в первую очередь сунниты (в основном ханафиты ) и суфии . Примерно 80–85% мусульман города — сунниты, включая почти всех проживающих в нем таджиков , узбеков и самаркандских арабов. Самые известные исламские священные линии Самарканда — потомки суфийских лидеров.такие как Ходжа Ахрор Вали (1404–1490) и Махдуми Азам (1461–1542), потомки Сайида Аты (первая половина 14 в.) и Миракони Ходжаса (Сайиды из Миракона, деревни в Иране). [90] Либеральная политика президента Шавката Мирзиёева открыла новые возможности для выражения религиозной идентичности. В Самарканде с 2018 года наблюдается рост числа женщин, носящих хиджаб. [91]

Мусульмане-шииты

[ редактировать ]

Самаркандский вилаят — один из двух регионов Узбекистана (наряду с Бухарским вилаятом ), где проживает большое количество шиитов. Общая численность населения Самаркандского вилаята составляет более 3 720 000 человек (2019 г.).

Точных данных о численности шиитов в городе Самарканде нет, но в городе имеется несколько шиитских мечетей и медресе. Крупнейшие из них — Пенджабская мечеть, Пенджабское медресе и мавзолей Мурада Авлия. Ежегодно шииты Самарканда отмечают Ашуру , а также другие памятные шиитские даты и праздники.

Шииты в Самарканде – это в основном самаркандские иранцы , называющие себя иранцами . Их предки начали прибывать в Самарканд еще в XVIII веке. Некоторые мигрировали тудав поисках лучшей жизни другие были проданы в рабство туркменскими захватчиками, а третьи были солдатами , отправленными в Самарканд. В основном они прибыли из Хорасана , Мешхеда , Сабзевара , Нишапура и Мерва ; и, во вторую очередь, из иранского Азербайджана , Зенджана , Тебриза и Ардебиля . Самаркандские шииты также включают азербайджанцев , а также небольшое количество таджиков и узбеков.

Официальных данных об общей численности шиитов в Узбекистане нет, но она оценивается в «несколько сотен тысяч». Согласно просочившимся дипломатическим телеграммам , в 2007–2008 годах посол США по международной религиозной свободе провел серию встреч с суннитскими муллами и шиитскими имамами в Узбекистане. В ходе одной из бесед имам шиитской мечети в Бухаре сообщил, что около 300 тысяч шиитов проживают в Бухарском влияте и 1 миллион в Самаркандском вилаяте. Посол слегка усомнился в достоверности этих цифр, подчеркнув в своем докладе, что данные о численности религиозных и этнических меньшинств, предоставленные правительством Узбекистана, считаются очень "деликатной темой" из-за их способности провоцировать межэтнические и межрелигиозные конфликты. Все посланники посла старались подчеркнуть, что традиционный ислам, особенно суфизм и суннизм , в регионах Бухары и Самарканда характеризуется большой религиозной толерантностью по отношению к другим религиям и сектам, включая шиизм. [92] [93] [94]

христианство

[ редактировать ]
Провинции Церкви Востока в 10 веке

Христианство пришло в Самарканд, когда он был частью Согдианы, задолго до проникновения ислама в Среднюю Азию. Город затем стал одним из центров несторианства в Средней Азии . [95] Большинство населения тогда составляли зороастрийцы , но поскольку Самарканд был перекрестком торговых путей между Китаем , Персией и Европой , он был религиозно толерантным. При Омейядском халифате зороастрийцы и несториане подвергались гонениям со стороны арабских завоевателей; [ нужна ссылка ] выжившие бежали в другие места или приняли ислам. В Самарканде было построено несколько несторианских храмов, но они не сохранились. Их останки были найдены археологами на древнем городище Афрасиаб и на окраине Самарканда.

За три десятилетия 1329–1359 годов Самаркандская епархия Римско -католической церкви обслуживала несколько тысяч католиков, проживавших в городе. По данным Марко Поло и Иоганна Элемосина, потомок Чагатай-хана , основатель династии Чагатай , Эльджигидей принял христианство и принял крещение. При содействии Эльджигидея в Самарканде была построена католическая церковь Святого Иоанна Крестителя . Однако через некоторое время ислам полностью вытеснил католицизм.

Христианство вновь появилось в Самарканде несколько столетий спустя, начиная с середины XIX века, после захвата города Российской империей . Русское православие было введено в Самарканде в 1868 году, было построено несколько церквей и храмов. В начале 20 века было построено еще несколько православных соборов, церквей и храмов, большинство из которых были снесены, когда Самарканд был в составе СССР .

В настоящее время христианство является второй по численности религиозной группой в Самарканде, преобладающей формой которой является Русская Православная Церковь (Московский Патриархат) . Более 5% жителей Самарканда — православные, в основном русские , украинцы и белорусы , а также некоторые корейцы и греки . Самарканд — центр Самаркандского филиала (в который входят Самаркандская , Кашкадарьинская и Сурхандарьинская области Узбекистана) Узбекско-Ташкентской епархии Среднеазиатского митрополичьего округа Русской Православной Церкви Московского Патриархата . В городе есть несколько действующих православных храмов: собор Святого Алексия Московского , церковь Покрова Пресвятой Богородицы и церковь Георгия Победоносца . Есть также ряд недействующих православных церквей и храмов, например церковь Георгия Победоносца . [96] [97]

также есть несколько десятков тысяч католиков В Самарканде , в основном поляки , немцы и некоторые украинцы . В центре Самарканда находится католическая церковь Святого Иоанна Предтечи , построенная в начале 20 века. Самарканд входит в состав Апостольской администрации Узбекистана . [98]

Третьей по величине христианской сектой в Самарканде является Армянская апостольская церковь , за которой следуют несколько десятков тысяч армян-самаркандцев. Армянские христиане начали эмигрировать в Самарканд в конце XIX века, причем этот поток особенно увеличился в советское время. [99] На западе Самарканда находится армянская церковь Сурб Аствацацин . [100]

В Самарканде также проживает несколько тысяч протестантов , в том числе лютеран , баптистов , мормонов , Свидетелей Иеговы , адвентистов и членов Корейской пресвитерианской церкви . Эти христианские движения появились в Самарканде в основном после обретения Узбекистаном независимости в 1991 году. [101]

Достопримечательности

[ редактировать ]

Шелковый путь Самарканд (Вечный город)

[ редактировать ]

Silk Road Samarqand — это современный мультиплекс, который откроется в начале 2022 года в восточном Самарканде. Комплекс занимает площадь 260 гектаров и включает в себя бизнес- и медицинские отели мирового уровня, рестораны, места отдыха, парковые зоны, этнографический уголок и большой конгресс-зал для проведения международных мероприятий. [102]

Вечный город, расположенный в комплексе Silk Road Samarqand. Этот участок, занимающий 17 гектаров, точно воссоздает для гостей Самарканда дух древнего города, подкрепленный историей и традициями узбекских земель и узбекского народа. На узких улочках здесь расположено множество магазинов художников, ремесленников и ремесленников. Павильоны Вечного города были вдохновлены реальными домами и живописными площадями, описанными в старинных книгах. Именно здесь можно окунуться в прекрасную восточную сказку: с бирюзовыми куполами, мозаикой на дворцах и высокими минаретами, пронзающими небо.

Посетители Вечного города смогут попробовать национальные блюда разных эпох и регионов страны, а также увидеть аутентичные уличные представления. Вечный город представляет собой уникальное сочетание парфянской, эллинистической и исламской культур, чтобы гости могли представить себе многостороннее наследие прошлых веков во всем великолепии. Проект был вдохновлен и разработан известным современным художником Бобуром Исмоиловым. [103]

Архитектура

[ редактировать ]
Строительство Великой мечети Самарканда. Иллюстрация Бихзада для «Зафар-Наме» . Текст скопирован в Герате в 1467–1468 гг. и освещен в конце 1480-х гг. Коллекция Джона Уорка Гаррета, Библиотека Милтона С. Эйзенхауэра, Университет Джонса Хопкинса, Балтимор.

Тимур инициировал строительство Биби-Ханума после своего похода 1398–1399 годов в Индию. Первоначально в Биби-Ханум было около 450 мраморных колонн, которые были перевезены туда и установлены с помощью 95 слонов, привезенных Тимуром из Индостана. Купол мечети спроектировали ремесленники и каменщики из Индии, что придало ей особый вид среди других построек. Землетрясение 1897 года разрушило колонны, которые при последующей реконструкции не были полностью восстановлены. [51]

Самая известная достопримечательность Самарканда – мавзолей Гур-и Амир. Он демонстрирует влияние многих культур, прошлых цивилизаций, соседних народов и религий, особенно ислама. Несмотря на опустошение, нанесенное монголами дотимуридской исламской архитектуре Самарканда, при Тимуре эти архитектурные стили были возрождены, воссозданы и восстановлены. План и планировка самой мечети, с ее точными размерами, демонстрируют исламскую страсть к геометрии . Вход в Гур-и Амир украшен арабской каллиграфией и надписями, что является обычным явлением в исламской архитектуре. Пристальное внимание Тимура к деталям особенно очевидно внутри мавзолея: облицованные плиткой стены представляют собой чудесный образец мозаичного фаянса — иранской техники, при которой каждая плитка вырезается, окрашивается и устанавливается на место индивидуально. [51] Плитки Гур-и Амира также были расположены так, что на них были написаны религиозные слова, такие как « Мухаммад » и «Аллах». [51]

Орнамент стен Гур-и Амира включает цветочные и растительные мотивы, обозначающие сады; напольная плитка украшена непрерывным цветочным узором. В исламе сады являются символами рая, поэтому их изображали на стенах гробниц и выращивали в самом Самарканде. [51] В Самарканде было два больших сада — Новый сад и Сад сердечной радости, которые стали центральными местами развлечений для послов и важных гостей. В 1218 году друг Чингисхана по имени Елю Чукай сообщал, что Самарканд был самым красивым городом из всех, так как «он был окружен многочисленными садами. В каждом доме был сад, и все сады были хорошо спроектированы, с каналами и фонтанами. который снабжал водой пруды круглой или квадратной формы. Пейзаж включал ряды ив и кипарисов, а плечом к плечу располагались персиковые и сливовые сады». [104] Персидские ковры с цветочными узорами также были найдены в некоторых постройках Тимуридов. [105]

Элементы традиционной исламской архитектуры можно увидеть в традиционных узбекских домах из сырцового кирпича, построенных вокруг центральных дворов с садами. [106] Большинство этих домов имеют окрашенные деревянные потолки и стены. Напротив, дома на западе города представляют собой в основном дома в европейском стиле, построенные в 19 и 20 веках. [106]

Тюрко-монгольское влияние заметно и в архитектуре Самарканда. Считается, что купола мавзолеев в форме дыни были созданы, чтобы перекликаться с юртами или герами , традиционными монгольскими палатками, в которых тела умерших выставлялись перед захоронением или другим захоронением. Тимур построил свои палатки из более прочных материалов, таких как кирпич и дерево, но их назначение практически не изменилось. [51] Камера, в которой было положено тело Тимура, включала в себя « буксиры » — шесты, вершины которых были увешаны круговым расположением волос из хвостов лошадей или яков. Эти знамена символизировали древнюю тюркскую традицию принесения в жертву лошадей, которые были ценным товаром, в честь умерших. [51] Буксиры также были разновидностью кавалерийского штандарта, использовавшегося многими кочевниками вплоть до времен турок-османов.

Цвета зданий в Самарканде также имеют большое значение. Доминирующим архитектурным цветом является синий, который Тимур использовал для передачи широкого спектра концепций. Например, оттенки синего в «Гур-и Амире» — цвета траура; в ту эпоху синий был цветом траура в Центральной Азии, как и сегодня в различных культурах. Синий также считался цветом, защищающим от « сглаза » в Средней Азии; Об этом свидетельствует количество выкрашенных в синий цвет дверей в городе и его окрестностях. Кроме того, синий цвет символизировал воду, особенно редкий ресурс на Ближнем Востоке и в Центральной Азии; стены, окрашенные в синий цвет, символизировали богатство города.

Золото также имеет сильное присутствие в городе. Увлечение Тимура сводами объясняет чрезмерное использование золота в Гур-и Амире, а также использование вышитой золотой ткани как в городе, так и в его зданиях. Монголы очень интересовались золотыми шелковыми тканями в китайском и персидском стиле, а также насиджем. [107] ткут в Иране и Трансоксиане. Монгольские лидеры, такие как Угедей-хан, построили в своих городах текстильные мастерские, чтобы иметь возможность самостоятельно производить золотые ткани.

Пригород

[ редактировать ]

Suburbs of the city include: Gulyakandoz, Superfosfatnyy, Bukharishlak, Ulugbek, Ravanak, Kattakishlak, Registan, Zebiniso, Kaftarkhona, Uzbankinty. [108]

Транспорт

[ редактировать ]

В Самарканде развита система общественного транспорта. С советских времен и по сегодняшний день городские автобусы и такси ( ГАЗ-21 , ГАЗ-24 , ГАЗ-3102 , ВАЗ-2101 , ВАЗ-2106 и ВАЗ-2107 в Самарканде курсируют ). Автобусы, в основном SamAuto и Isuzu , — самый распространенный и популярный вид транспорта в городе. Такси, в основном это автомобили Chevrolet и седаны Daewoo , обычно желтого цвета. С 2017 года также действует несколько самаркандских трамвайных линий , в основном чешские трамваи Vario LF.S. С советских времен и до 2005 года самаркандцы также передвигались на троллейбусах . Наконец, в Самарканде есть так называемые « Маршрутки » — Daewoo Damas и «ГАЗель» микроавтобусы .

До 1950 года основными видами транспорта в Самарканде были экипажи и « арабы » с лошадьми и ослами . Однако в 1924–1930 годах в городе был паровой трамвай, а в 1947–1973 годах были более современные трамваи.

Воздушный транспорт

[ редактировать ]

На севере города находится международный аэропорт Самарканда , открытый в 1930-е годы при Советском Союзе. По состоянию на весну 2019 года международный аэропорт Самарканда выполняет рейсы в Ташкент , Нукус , Москву , Санкт-Петербург , Екатеринбург , Казань , Стамбул и Душанбе ; Также доступны чартерные рейсы в другие города.

железная дорога

[ редактировать ]

Современный Самарканд — важный железнодорожный узел Узбекистана, через город проходят все национальные железнодорожные маршруты восток-запад. Самый важный и длинный из них – Ташкент Кунград . Высокоскоростные поезда Ташкент-Самарканд курсируют между Ташкентом, Самаркандом и Бухарой. Самарканд имеет также международное железнодорожное сообщение: Саратов -Самарканд, Москва -Самарканд и Астана -Самарканд.

В 1879–1891 годах Российская империя построила Закаспийскую железную дорогу , чтобы облегчить свою экспансию в Среднюю Азию. Железная дорога берёт своё начало в Красноводске (ныне Туркменбаши ) на побережье Каспийского моря . Первоначально ее конечной точкой был Самарканд, станция которого впервые открылась в мае 1888 года. Однако десять лет спустя железная дорога была продлена на восток до Ташкента и Андижана , а ее название было изменено на Среднеазиатские железные дороги. Тем не менее, Самарканд оставался одной из крупнейших и важнейших станций Узбекской ССР и советской Средней Азии .

Международные отношения

[ редактировать ]

Самарканд является побратимом : [109]


Самарканд поддерживает дружественные отношения с: [109] [111]

В литературе

[ редактировать ]

В 2002 году нобелевский лауреат Воле Сойинка назвал свой сборник стихов «Самарканд и другие рынки, которые я знал». [112]

Известные люди

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике» . Архивировано из оригинала 29 апреля 2020 г. Проверено 26 апреля 2020 г.
  2. ^ «Система классификации территориальных единиц Республики Узбекистан» (на узбекском и русском языках). Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике. июль 2020.
  3. ^ «Городское и сельское население по районам» (на узбекском языке). Самаркандское областное управление статистики. Архивировано из оригинала (PDF) 13 февраля 2022 г.
  4. ^ Варадараджан, Тунку (24 октября 2009 г.). «Столичная слава» . Уолл Стрит Джорнал .
  5. ^ Путеводитель по истории Самарканда", ISBN   978-9943-01-139-7
  6. ^ НикТалаб, Попак (2019). От переулков Самарканда до побережья Средиземного моря (Эволюция мира детской и подростковой литературы) . Тегеран, Иран: Издательство Фарадид. стр. 18–27. ISBN  9786226606622 .
  7. ^ «История Самарканда» . Сезамтревел. Архивировано из оригинала 3 ноября 2013 года . Проверено 1 ноября 2013 г.
  8. ^ Энциклопедия туризма Кирилла и Мефодия. 2008.
  9. ^ «История Самарканда» . www.advantour.com . Архивировано из оригинала 16 мая 2018 г. Проверено 15 мая 2018 г.
  10. ^ «Пероязычные города Бухара и Самарканд, которые современные таджики по праву считают историческими центрами таджикской цивилизации» Фольц, Ричард. История таджиков: иранцы Востока. ИБ Таврида, 2019. стр.9
  11. ^ Д.И. Кертцер/Д. Арел, Перепись и идентичность. Архивировано 17 ноября 2022 г. в Wayback Machine , Cambridge University Press, 2001, стр. 186–188.
  12. ^ Комната, Адриан (2006). Топонимы мира: происхождение и значение названий 6600 стран, городов, территорий, природных объектов и исторических мест (2-е изд.). Лондон: МакФарланд. п. 330. ИСБН  978-0-7864-2248-7 . Город Самарканд, юго-восточный Узбекистан. Город здесь уже назывался Мараканда , когда он был захвачен Александром Македонским в 329 году до нашей эры. Его собственное название происходит от согдийских слов самар — «камень, скала» и канд — «крепость, город».
  13. ^ Сачау, Индия Эдварда К. Альберуни: отчет о религии. Философия, литература, география, хронология, астрономия, обычаи, законы и астрология Индии около 1030 г. н.э., том. 1 Лондон: КЕГАН ПОЛ, ТРЕНЧ, TRtJBNBR & CO. 1910. стр. 298.
  14. ^ аль-Кашгари, Махмуд (1074 г.). Сборник тюркских диалектов . Часть 1. Перевод Данкоффа, Роберта ; Келли, Джеймс Майкл. Типография Гарвардского университета (опубликовано в 1982 г.). п. 270 – через Archive.org . sämiz känd, что означает «Толстый город (balda samina)», назван так из-за своих больших размеров; по-персидски это Самарканд.
  15. ^ Раганин, Элизабетта (2020). «О Марко Поло Самарканде» . Узбекистан: Язык и культура . 3 (3). Ташкентский государственный университет узбекского языка и литературы имени Алишера Навои [ уз ] : 79–87. ISSN   2181-922X .
  16. ^ Владимир Бабак, Демьян Вайсман, Арье Вассерман, Политическая организация в Центральной Азии и Азербайджане: источники и документы , с. 374
  17. ^ Справочник Columbia-Lippincott Gazetteer (Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, переиздание 1972 г.), стр. 1657 г.
  18. ^ Вуд, Фрэнсис (2002). Шелковый путь: две тысячи лет в сердце Азии . Лондон. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  19. ^ Шичкина, Г.В. (1994). «Древний Самарканд: столица Согда». Бюллетень Азиатского института . 8:83 .
  20. ^ Шичкина, Г.В. (1994). «Древний Самарканд: столица Согда». Бюллетень Азиатского института . 8:86 .
  21. ^ Jump up to: а б Дампер, Стэнли (2007). Города Ближнего Востока и Северной Африки: Историческая энциклопедия . Калифорния: ABC-CLIO. стр. 319–320.
  22. ^ Гренет Франц, Региональное взаимодействие в Центральной Азии и северо-западной Индии в периоды кидаритов и эфталитов в индоиранских языках и народах. Под редакцией Николаса Симса-Уильямса. Издательство Оксфордского университета, 2003. С.219–220.
  23. ^ Buryakov Y.F. Iz istorii arkheologicheskikh rabot v zonakh oroshayemogo zemledeliya Uzbekistana // Arkheologicheskiye raboty na novostroykakh Uzbekistana. Tashkent, 1990. pp. 9–10.
  24. ^ Этьен де ла Васьер, согдийские торговцы. История. Перевод Джеймса Уорда. Брилл. Лейден. Бостон, 2005, стр. 108–111.
  25. ^ Баумер, Кристоф (18 апреля 2018 г.). История Средней Азии, The: 4-х томник . Издательство Блумсбери. п. 243. ИСБН  978-1-83860-868-2 .
  26. ^ Грене, Франц (2004). «Мараканда/Самарканд, домонгольский мегаполис» . Анналы. История, Общественные науки . 5/6 : Рис. б.
  27. ^ Бивар, Энциклопедия ADH Ираника, Том. XII, Фаск. 2 . Лондон и др. стр. 198–201.
  28. ^ История цивилизаций Центральной Азии: Перекресток цивилизаций, 250–750 гг. Н.э. Том. 3. ЮНЕСКО, 1996. с. 332
  29. ^ Belenitskiy A.M., Bentovich I.B., Bolshakov O.G. Srednevekovyy gorod Sredney Azii. L., 1973.
  30. ^ Sprishevskiy V.I. Pogrebeniye s konem serediny I tysyacheletiya n.e., obnaruzhennoye okolo observatorii Ulugbeka. // Tr. Muzeya istorii narodov Uzbekistana. T.1.- Tashkent, 1951.
  31. ^ Klyashtornyy S. G., Savinov D. G., Stepnyye imperii drevney Yevrazii. Sankt-Peterburg: Filologicheskiy fakul'tet SPbGU, 2005 god, s. 97
  32. ^ Masson M.Ye., Proiskhozhdeniye dvukh nestorianskikh namogilnykh galek Sredney Azii // Obshchestvennyye nauki v Uzbekistane, 1978, №10, p. 53.
  33. ^ Симс-Уильямс Николас, Христианская согдийская полемика против манихейцев // Религиозные темы и тексты доисламского Ирана и Центральной Азии. Под редакцией Карло Г. Черети, Мауро Магги и Элио Провази. Висбаден: доктор Людвиг Райхерт Верлаг, 2003, стр. 399–407.
  34. ^ Таджикистан: в стране золотых рек . Париж: Музей Гиме. 2021. с. 152. ИСБН  978-9461616272 .
  35. ^ Дампер, Стэнли (2007). Города Ближнего Востока и Северной Африки: Историческая энциклопедия . Калифорния. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  36. ^ Jump up to: а б Веллхаузен, Дж. (1927). Вейр, Маргарет Грэм (ред.). Арабское королевство и его падение . Университет Калькутты. стр. 437–438. ISBN  9780415209045 . Архивировано из оригинала 21 апреля 2019 г. Проверено 4 мая 2019 г.
  37. ^ Уитфилд, Сьюзен (1999). Жизнь на Шелковом пути . Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. п. 33.
  38. ^ Bartold V. V., Abu Muslim//Akademik V. V. Bartol'd. Sochineniya. Tom VII. Moskva: Nauka, 1971
  39. ^ Курайши, Силим «Обзор развития производства бумаги в исламских странах», Bookbinder , 1989 (3): 29–36.
  40. ^ Дампер, Стэнли (2007). Города Ближнего Востока и Северной Африки: Историческая энциклопедия . Калифорния. п. 320. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  41. ^ Jump up to: а б с Kochnev B. D., Numizmaticheskaya istoriya Karakhanidskogo kaganata (991—1209 gg.). Moskva «Sofiya», 2006
  42. ^ Nemtseva, N.B., Shvab, IU. Ansambl Shah-i Zinda: istoriko-arkhitektymyi ocherk. Tashent: 1979.
  43. ^ Карев, Юрий. Настенные росписи Караханидов в цитадели Самарканда: Первый отчет и предварительные наблюдения в Мукарнасе 22 (2005): 45–84.
  44. ^ «Путеводитель по Самарканду» . Караванистан . Проверено 20 марта 2021 г.
  45. ^ Жак Жерне (31 мая 1996 г.). История китайской цивилизации . Издательство Кембриджского университета. стр. 377 –. ISBN  978-0-521-49781-7 . Архивировано из оригинала 15 июня 2016 года . Проверено 25 января 2020 г.
  46. ^ Мемориальная серия EJW Гибба . 1928. с. 451.
  47. ^ Э. Бретшнейдер (1888). «Путешествие Чан Чуня на Запад, 1220–1223 гг., Записанные его учеником Ли Чи Чангом». Средневековые исследования по восточноазиатским источникам . Барнс и Ноубл. стр. 37–108. Архивировано из оригинала 30 апреля 2018 г. Проверено 26 апреля 2018 г.
  48. ^ Баттута, Ибн (2002). Путешествие Ибн Баттуты . Лондон: Пикадор. п. 143. ИСБН  9780330418799 .
  49. ^ Британская энциклопедия , 15-е изд, стр. 204
  50. ^ Маликов Азим, Культурные традиции градостроительства Самарканда в эпоху Тимура. В: Баумер К., Новак М. и Рутисхаузер С. Культуры в контакте. Центральная Азия как фокус торговли, культурного обмена и передачи знаний. Харрасовиц. 2022, стр.343
  51. ^ Jump up to: а б с д и ж г Марефат, Ройя (лето 1992 г.). «Небесный город Самарканд». Ежеквартальный журнал Уилсона . 16 (3): 33–38. JSTOR   40258334 .
  52. ^ Вуд, Фрэнсис (2002). Шелковый путь: две тысячи колосьев в самом сердце Азии . Беркли. стр. 136–7. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  53. ^ Jump up to: а б Справочник Колумбии-Липпинкотта , стр. 1657 г.
  54. ^ Ле Стрэндж, Гай (транс) (1928). Клавихо: Посольство в Тамерлане 1403–1406 гг . Лондон. п. 280. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  55. ^ «Улугбек – Биография» . История математики .
  56. ^ Улугбек. Словарь научной биографии .
  57. ^ Jump up to: а б Mukminova R. G., K istorii agrarnykh otnosheniy v Uzbekistane XVI veke. Po materialam «Vakf-name». Tashkent. Nauka. 1966
  58. ^ Fazlallakh ibn Ruzbikhan Isfakhani. Mikhman-name-yi Bukhara (Zapiski bukharskogo gostya). M. Vostochnaya literatura. 1976, p. 3
  59. ^ B.V. Norik. Rol' shibanidskikh praviteley v literaturnoy zhizni Maverannakhra XVI veka. Sankt-Peterburg: Rakhmat-name, 2008. p. 233.
  60. ^ «ЗАРАФШАНСКИЙ ВОДНЫЙ МОСТ» . uzsmart.uz Проверено 14 ноября 2023 г.
  61. ^ "МОСТ ШЕЙБАНИ-ХАНА" . www.centralasia-travel.com . Retrieved 2023-11-14 .
  62. ^ Британника . 15-е изд., с. 204
  63. ^ Справочник Колумбии-Липпинкотта . п. 1657 г.
  64. ^ Materialy po istorii Sredney i Tsentral'noy Azii X—XIX veka. Tashkent: Fan, 1988, рр. 270—271
  65. ^ "Советское Поле Славы" . www.soldat.ru . Archived from the original on April 13, 2020.
  66. ^ Рустам Кобил (09.05.2017). «Почему в 1942 году в Нидерландах был убит 101 узбек?» . Би-би-си. Архивировано из оригинала 30 марта 2020 г. Проверено 9 мая 2017 г.
  67. ^ Монтгомери Дэвид. Самарканд таарихи (История Самарканда) И.М.Муминова, Американское историческое обозрение, том 81, № 8 (октябрь 1976 г.), стр. 914–915.
  68. ^ Istoriya Samarkanda v dvukh tomakh. Pod redaktsiyey I. Muminova. Tashkent, 1970
  69. ^ Монтгомери Дэвид, Обзор самаркандских таарихи И.М. Муминова и др. // Американский исторический обзор, том 81, вып. 4 (октябрь 1976 г.)
  70. ^ Shirinov T.SH., Isamiddinov M.KH. Arkheologiya drevnego Samarkanda. Tashkent, 2007
  71. ^ Malikov A.M. Istoriya Samarkanda (s drevnikh vremen do serediny XIV veka). Tom. 1. Tashkent: Paradigma, 2017.
  72. ^ «Самарканд, Узбекистан» . Earthobservatory.nasa.gov. 23 сентября 2013 г. Архивировано из оригинала 17 сентября 2015 г. Проверено 23 августа 2014 г.
  73. ^ Самарканд.инфо. «Погода в Самарканде» . Архивировано из оригинала 4 июня 2009 г. Проверено 11 июня 2009 г.
  74. ^ «Погода и климат-Климат Самарканда» (на русском языке). Погода и климат . Проверено 18 января 2021 г.
  75. ^ «Самарканд, Узбекистан – Подробная информация о климате и прогноз погоды на месяц» . Погодный Атлас . Проверено 1 августа 2022 г.
  76. ^ «Климат и погода в Самарканде» . Время и дата . Проверено 24 июля 2022 г.
  77. ^ «Климатические нормы Самарканда 1991–2020 гг.» . Национальное управление океанических и атмосферных исследований . Проверено 1 ноября 2023 г.
  78. ^ Акинер, Ширин; Джалили, Мохаммад-Реза; Граре, Фредерик (2013). Таджикистан: Испытания независимости. Рутледж. ISBN   978-1-136-10490-9 стр. 78, «Бухара и Самарканд, населенные заметным таджикским большинством (...)»
  79. ^ Jump up to: а б Лена Джонсон (1976) «Таджикистан в новой Центральной Азии», IBTauris, с. 108: "По официальной узбекской статистике, в Узбекистане проживает чуть более 1 миллиона таджиков или около 3% населения. Неофициальная цифра - более 6 миллионов таджиков. Они сосредоточены в Сухандарьинской, Самаркандской и Бухарской областях".
  80. ^ Jump up to: а б "Узбекистан: Таджикский язык подавляется" . catoday.org — ИА "Озодагон" . Archived from the original on 22 March 2019 . Retrieved 22 March 2019 .
  81. ^ Jump up to: а б "Таджики – иранцы Востока? Рецензия книги от Камолиддина Абдуллаева" . «ASIA-Plus» Media Group / Tajikistan — news.tj . Archived from the original on 27 March 2019 . Retrieved 22 March 2019 .
  82. ^ Ричард Фольц (1996). «Таджики Узбекистана». Центральноазиатское исследование . 15 (2): 213–216. дои : 10.1080/02634939608400946 .
  83. ^ Jump up to: а б Пол Бергне : Рождение Таджикистана. Национальная идентичность и истоки республики . Международная библиотека исследований Центральной Азии. ИБ Таурис . 2007. Стр. 106
  84. ^ Марусякова; Попов, Веселин (январь 2014 г.). Миграции и идентичность среднеазиатских «цыган» . Конференция Азиатско-Тихоокеанской социологической ассоциации (APSA) «Трансформация общества: противоречия и конвергенции в Азиатско-Тихоокеанском регионе». дои : 10.1057/ces.2008.3 . S2CID   154689140 . Проверено 28 февраля 2022 г.
  85. ^ Карл Корделл, «Этническая принадлежность и демократизация в Новой Европе», Routledge, 1998. с. 201: «Следовательно, количество граждан, считающих себя таджиками, определить сложно. Таджики внутри и за пределами республики, академические и международные комментаторы Самаркандского государственного университета (СамГУ) предполагают, что в Узбекистане может быть от шести до семи миллионов таджиков. , что составляет 30% от 22-миллионного населения республики, а не официальная цифра в 4,7% (Foltz 1996: 213; Carlisle 1995: 88).
  86. ^ "Статус таджикского языка в Узбекистане" . Лингвомания.info — lingvomania.info . Archived from the original on 29 October 2016 . Retrieved 22 March 2019 .
  87. ^ "Есть ли шансы на выживание таджикского языка в Узбекистане — эксперты" . "Биржевой лидер" — pfori-forex.org . Archived from the original on 22 March 2019 . Retrieved 22 March 2019 .
  88. ^ Jump up to: а б Фольц, Ричард (2023). История таджиков: иранцы Востока, 2-е издание . Издательство Блумсбери. п. 186. ИСБН  978-0-7556-4964-8 .
  89. ^ Самаркандский полумарафон
  90. ^ Маликов Азим, Священные линии Самарканда: история и идентичность в антропологии Ближнего Востока, Том 15, Выпуск 1, Лето 2020 г., стр.36
  91. ^ https://www.ajol.info/index.php/ijma/article/view/218533 Маликов А. и Джураева Д. 2021. Женщины, ислам и политика в Самарканде (1991–2021), Международный журнал современной антропологии. . 2 (16): 561
  92. ^ "Шииты в Узбекистане" . www.islamsng.com . Archived from the original on October 3, 2017 . Retrieved April 3, 2019 .
  93. ^ "Ташкент озабочен делами шиитов" . www.dn.kz . Archived from the original on 2019-04-03 . Retrieved April 3, 2019 .
  94. ^ "Узбекистан: Иранцы-шииты сталкиваются c проблемами с правоохранительными органами" . catoday.org . Archived from the original on September 5, 2017 . Retrieved April 3, 2019 .
  95. ^ Диккенс, Марк «Несторианское христианство в Центральной Азии. стр. 17».
  96. ^ В. А. Нильсен. У истоков современного градостроительства Узбекистана (ΧΙΧ — начало ΧΧ веков). —Ташкент: Издательство литературы и искусства имени Гафура Гуляма, 1988. 208 с.
  97. ^ Голенберг В. А. «Старинные храмы туркестанского края». Ташкент 2011 год
  98. ^ Католичество в Узбекистане. Ташкент, 1990.
  99. ^ Армяне. Этнический атлас Узбекистана, 2000.
  100. ^ Назарьян Р.Г. Армяне Самарканда. Москва. 2007
  101. ^ Бабина Ю. Ё. Новые христианские течения и страны мира. Фолкв, 1995.
  102. ^ «Туристический комплекс «Шелковый путь Самарканд»» . www.advantour.com . Проверено 20 января 2023 г.
  103. ^ «Вечный город» . www.silkroad-samarkand.com . Проверено 20 января 2023 г.
  104. ^ Лю, Синьру (2010). Шелковый путь в мировой истории . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-516174-8 .
  105. ^ Кон-Винер, Эрнст (июнь 1935 г.). «Неизвестное здание Тимуридов». Журнал Burlington для ценителей . 66 (387): 272–273+277. JSTOR   866154 .
  106. ^ Jump up to: а б «Самарканд – перекресток культур» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Архивировано из оригинала 16 мая 2018 г. Проверено 15 мая 2018 г.
  107. ^ «Текстиль в «Мире Хубилай-хана» @ Метрополитен-музей, Нью-Йорк» . Ален Р.Труонг . 25 декабря 2010 г. Архивировано из оригинала 18 ноября 2019 г. Проверено 23 мая 2020 г.
  108. ^ "Superfosfatnyy · Uzbekistan" . Superfosfatnyy · Uzbekistan .
  109. ^ Jump up to: а б "Самарканд и Валенсия станут городами-побратимами" . podrobno.uz (in Russian). 2018-01-27 . Retrieved 2020-11-15 .
  110. ^ «Между городами Нара и Самарканд подписан договор о братстве» .
  111. ^ "Внешнеэкономическое сотрудничество" . bobruisk.by (in Russian). Babruysk . Retrieved 2020-11-15 .
  112. ^ «Самарканд и другие рынки, которые я знал | стихи Сойинки | Британника» . Британская энциклопедия . Проверено 17 сентября 2023 г.

Общие и цитируемые ссылки

[ редактировать ]
  • Азим Маликов, «Культ святых и святынь в Самаркандской области Узбекистана». Международный журнал современной антропологии . № 4. 2010. С. 116–123.
  • Азим Маликов, "Политика памяти в Самарканде в постсоветский период". Международный журнал современной антропологии . (2018) Том. 2. Выпуск № 11. С. 127–145.
  • Азим Маликов, «Священные роды Самарканда: история и самобытность». Антропология Ближнего Востока , Том 15, Выпуск 1, Лето 2020, стр. 34–49.
  • Александр Моррисон, Русское правление в Самарканде 1868–1910: сравнение с Британской Индией (Оксфорд, ОУП, 2008) (Оксфордские исторические монографии).
[ редактировать ]
Предшественник
-
Столица империи Саманидов
819–892
Преемник
Предшественник Столица Хорезмийской империи.
1212–1220
Преемник
Предшественник
-
Столица империи Тимуридов
1370–1405
Преемник
Предшественник Столица Узбекской ССР.
1925-1930
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 100ba08df7378591e87f640bb7489e17__1722465720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/10/17/100ba08df7378591e87f640bb7489e17.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Samarkand - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)