ГАЗ-21
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Март 2021 г. ) |
ГАЗ-21 | |
---|---|
![]() | |
Обзор | |
Производитель | ГАЗ |
Также называется | Дунфанхун BJ760 (Китай) [1] |
Производство | 1956–1970 |
Кузов и шасси | |
Сорт | Представительский автомобиль ( E ) |
Тип кузова |
|
Силовой агрегат | |
Двигатель | |
Передача инфекции |
|
Размеры | |
Колесная база | 2700 мм (110 дюймов) [2] |
Длина | 4810 мм (189 дюймов) |
Ширина | 1800 мм (71 дюйм) |
Высота | 1610 мм (63 дюйма) |
Хронология | |
Предшественник | GAZ-M20 Pobeda |
Преемник | ГАЗ-24 Волга |
ГАЗ М21 Волга — автомобиль, производившийся в Советском Союзе на заводе ГАЗ (Горьковский автомобильный завод) с 1956 по 1970 год. Первый автомобиль с названием «Волга » был разработан в начале 1950-х годов. Волги имели большой клиренс (что придавало ей особый «высокий» вид, в отличие от «низко-длинно-обтекаемого» вида западных автомобилей аналогичной конструкции), прочную подвеску , мощный и щадящий двигатель и защиту от ржавчины. неслыханную в 1950-е годы.
Волга стилистически соответствовала основным американским производителям того периода, когда она была представлена, и включала в себя такие роскошные на тот момент функции, как откидывающееся переднее сиденье, прикуриватель, обогреватель, омыватель лобового стекла и трехволновое радио.
Когда в 1959 году была снята с производства шестицилиндровая линейка автомобилей ГАЗ, ГАЗ М-21 «Волга» стала самым большим и роскошным автомобилем, официально продававшимся отдельным владельцам в СССР в больших количествах; хотя из-за очень высокой цены он был недоступен для большинства покупателей автомобилей, всего было произведено 639 478 автомобилей. [3]
Три серии ГАЗ-21
[ редактировать ]Было выпущено три серии ГАЗ-21, легче всего отличить их по решетке радиатора. Первая серия (1956–58), известная как « Звезда» , представляла собой решетку из трех больших горизонтальных полос, в центре которых находился медальон со звездой. Автомобили второй серии (1958–1962), известные как Shark , отличались решеткой радиатора с 16 вертикальными прорезями. Наконец, третья серия (1962–1970), известная как Baleen , отличалась решеткой радиатора с 34 тонкими вертикальными стержнями.

Первая серия 1956–1958 гг.
[ редактировать ]Процесс проектирования, приведший к созданию ГАЗ-21, начался в ноябре 1953 года. Александру Невзорову , руководителю группы конструкторов, была предоставлена полная свобода действий в разработке всего, что он хотел, с целью конкурировать с американскими автомобилями. [4] Дизайнер Лев Еремеев решил следовать моде, заданной Chevrolet Bel Air , Plymouth Savoy и Ford Mainline ; Готовый продукт имеет сходство с Mainline 1955 года . [4] хотя, согласно архивным документам, последний был приобретен для сравнения и ходовых испытаний ГАЗом только в середине 1954 года, после того как первые опытные образцы ГАЗ-21 уже были построены и испытаны. [5] [6] Прототип появился в первом квартале 1954 года, оснащенный рядной четверкой с верхним распределительным валом (с цепным приводом) и поперечноточной полусферической головкой . [4] Поскольку двигатель OHV не был готов вовремя, серийные M21 имели двигатель мощностью 65 л.с. (48 кВт ; 64 л.с. ) и объемом 2432 куб. См (148,4 куб. Дюймов) четырехклапанный , основанный на ГАЗ-20 . «Волга» предлагалась с трехступенчатой коробкой передач — механической (с синхронизацией второй и третьей передач) или автоматической . Передняя подвеска была независимой , задняя — ведущим мостом с полуэллиптическими рессорами ; рычажные амортизаторы находились на всех четырех углах. [4] Смазка осуществлялась центральной смазочной системой из барабана и ножного насоса; маслопроводы были склонны к проколам, и не все из 19 смазанных точек подавались одинаково. [7] «Волга» предлагала передние сиденья, которые можно было сложить (мало чем отличалось от современного варианта Nash ), и в стандартной комплектации поставлялась с прикуривателем и радио. [8] (все еще не является обязательным для большинства автомобилей в США). [9] Тремя вариантами были стандартный M21G, такси M21B (с таксометром вместо радио и ковшеобразными сиденьями спереди вместо скамейки) и тропическая модель M21GYU, все с орнаментом на капоте в виде прыгающего оленя ГАЗ . [4] [8] Коэффициент аэродинамического сопротивления оказался на удивление хорошим — 0,42. [8] Единственное, что было общего у «Волги» и Mainline, — это трансмиссия Ford-O-Matic , которую завод ГАЗ лицензировал для использования на своих автомобилях. [10]
Публичный дебют «Волги» состоялся в 1955 году, когда три автомобиля совершили демонстрационную поездку из Москвы в Крым: две модели с автоматической коробкой передач и с механической коробкой передач. [4] Однако он был еще далек от готовности к производству; в первый, 1956 год, было собрано всего пять машин, первая — 10 октября 1956 года. [4] Полномасштабное производство началось в 1957 году при прейскурантной цене 5400 рублей . [8] Новые автомобили выпуска 1957 года, известные как Series Ones, имели совершенно новый верхнеклапанный двигатель объемом 2445 куб.см (149,2 куб.дюйма) - первую модель, произведенную Заволжским моторным заводом ( Заволжский моторный завод , ЗМЗ). с зубчатым приводом Необычно для того времени: у него были алюминиевый блок и головка, распределительный вал и степень сжатия 6,6: 1; он производил 70 л.с. (51 кВт; 69 л.с.) при 4000 об/мин и 123 фунт-фут (167 Нм ) при 2200 об/мин. [8]
Модель с автоматической коробкой передач вскоре была снята с производства, и было построено всего 700 экземпляров: ее широко критиковали как слишком сложную для советских водителей в обслуживании, для выполнения этой работы было мало станций технического обслуживания нехватка трансмиссионного масла. , мало квалифицированных частных механиков, а также существовала . [11] С 1958 года единственной доступной коробкой передач была трехступенчатая механическая коробка передач с синхронизатором на двух верхних передачах; это был M21V, а такси стало M21A. [12] Автомат впоследствии использовался на малосерийной ГАЗ-13 «Чайка», которую также обслуживали профессионалы. [12] Стандартное оборудование всех моделей включало запасные части и два набора инструментов с гаечными ключами , гаечными ключами , отвертками , насосом для шин и баллончиком с краской для устранения мелких вмятин. [13]
Кроме того, были построены экспортные модели: M21D с механической коробкой передач и M21E с автоматической коробкой передач, обе с двигателем с более высокой степенью сжатия 7,2: 1 и мощностью 80 л.с. (59 кВт; 79 л.с.). [12]
Автомобили, выпущенные осенью 1958 года, сочетали в себе черты первой и второй серий.

Вторая серия 1959–1962 гг.
[ редактировать ]Волги второй серии были представлены в 1959 году с новой решеткой радиатора, окрашенной в цвет кузова или хромированной. В середине производственного цикла 1959 года ( модельный год 1959) 1 ⁄ 2 ), виниловый чехол. на приборную панель был добавлен [14] Добавлены омыватели ветрового стекла и бескамерные шины. [14] Незадолго до завершения производства второй серии рычажные амортизаторы заменили телескопические амортизаторы. «Волги» 1961 года выпуска стоили 5100 рублей. [7]
Варианты этой серии включали такси M21I и M21A с рядным четырехцилиндровым двигателем мощностью 70 л.с. (51 кВт; 69 л.с.), а также M21K и M21H с правым рулем (на экспорт) с двигателем мощностью 80 л.с. (59 кВт; 79 л.с.). [7]
«Волга» была показана на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году и вместе с грузовиком ГАЗ-52 и ГАЗ-13 «Чайка» получила награду. [15] В этом же году началось производство на экспорт. [7] Волги второй серии стали известны своим отсутствием излишеств, но выдающейся долговечностью, чему способствовал дорожный просвет 230 мм (9,1 дюйма). [13] В 1959 году «Волга» одержала победу в классе на ралли «Тысяча озер» в Финляндии и заняла третье место на ралли «Акрополь» . [7] В том же году централизованная система смазки была удалена в пользу более традиционного местного ниппеля для нанесения смазки. [7]
В начале 1962 года было построено небольшое количество автомобилей, сочетавших в себе черты второй и третьей серий.
Третья серия 1962–1970 гг.
[ редактировать ]Третья серия производилась с 1962 по 1970 год. В моделях 1962 года отказался от орнамента на капоте в виде прыгающего оленя и появилась новая решетка радиатора. [7] В нем использовался двигатель со степенью сжатия 6,7: 1 мощностью 75 л.с. (55 кВт; 74 л.с.) с дополнительным сжатием 7,65: 1 мощностью 80 л.с. (59 кВт; 79 л.с.) (обычно предназначенный для экспортных моделей). [16] Обивка потолка изменилась с тканевой на виниловую, а радио стало необязательным. [16] Он предлагался как стандартное такси M21L, M21T и экспортная модель M21N с правым рулем. [16]
Также в 1962 году ГАЗ рекламировал модель универсал / универсал М22; большинство из них было экспортировано или зарезервировано для официального использования. [16] Первые универсалы/универсалы были поставлены в 1963 году. [16] и имели обозначения M22 (75 л.с. (55 кВт; 74 л.с.)), M22G (экспорт, 75 л.с. (56 кВт; 76 л.с.)), M22T (экспорт, 85 л.с. (63 кВт; 84 л.с.)); машины скорой помощи были M22B (75 л.с. (55 кВт; 74 л.с.)) и M22BK (85 л.с. (63 кВт; 84 л.с.)). [17] прототип полноприводного Также был построен универсала/универсала M22 и фургон M22A . [17]
Бельгийский импортер Sobimpex NV собирал «Волги» на месте для продажи в Западной Европе. Они часто оснащались дизельными двигателями; машины прибыли в Антверпен без двигателя и с коробкой передач в багажнике. Первоначально (начиная с 1960 года) Sobimpex оснащался 1,6-литровым двигателем Perkins 4,99, более крупный двигатель Rover заменил его в 1963 году, а более современные Indenor четырехцилиндровые двигатели [18] Автомобили бельгийского производства продавались как «Скальдия-Волга», названные в честь латинского названия реки Шельда . Хотя дизельные модели стоили значительно дороже, чем модели с оригинальным двигателем, они были довольно популярны благодаря своей экономичности и надежности и превосходили по продажам бензиновые модели как в Бельгии, так и в Нидерландах. [18]
Модели
[ редактировать ]Большой размер автомобиля и прочная конструкция сделали его популярным в полиции и такси, а версии с двигателем V8 (обозначенные ГАЗ М23) производились для КГБ . Автоматическая коробка передач некоторое время предлагалась в конце 1950-х годов, но позже была снята с производства из-за отсутствия сервисных станций, а затем, в течение 1960-х годов, только на версии КГБ V8, при этом органы управления водителем были очень похожи на снятую с производства «гражданскую» автоматическую коробку передач.
М21 Волга выпускалась в кузове седан с 1956 по 1970 год и в кузове универсал (ГАЗ М22 Универсал) с 1962 по 1970 год. В результате конструкция к 1960-м годам сильно устарела. ГАЗ разработал более квадратную и современную замену, и в 1970 году платформа М21 была снята с производства ГАЗом. Однако до конца 1970-х годов запчасти производились на разных заводах по всему СССР, а некоторые заводы восстанавливали М21, используя запчасти, битые и вышедшие из строя автомобили. В 1988 году в СССР было зарегистрировано около 80 000 «Волг» М21. [ нужна ссылка ]
Вариант Deluxe имеет дополнительную хромированную окантовку вокруг окон, а также передние и задние фары, причем задние имеют плавниковую форму. Они также обычно включали двигатели мощностью 79 л.с. (59 кВт) вместо стандартных двигателей мощностью 69 л.с. (51 кВт).
Один М21 был передан Юрию Гагарину после его орбитального полета ; Гагарин очень любил свою «Волгу». [19]
на микроавтобусе На вездеходе УАЗ-469 используется двигатель ГАЗ-21А, а РАФ-977 — двигатель и трансмиссия ГАЗ-21.
Специальный вариант ГАЗ-23 «Волга» производился только для советских спецслужб с 5,53-литровым двигателем V8 мощностью 160 л.с. (120 кВт; 160 л.с.) от «Чайки». [7] Они также были оснащены автоматической коробкой передач «Чайки». Это позволило M23 развивать скорость 170 км/ч (110 миль в час). [20] В период с 1962 по 1970 год было построено всего 603 M23. [7]
Галерея
[ редактировать ]- Вторая серия (1959–1962)
- Третья серия (1962–1970)
- Интерьер
- «Волга» третьей серии по индивидуальному заказу, Украина.
- Вид сбоку
- Вид сзади на 3/4
- ГАЗ-22 Ольга Киев , Украина
- ГАЗ-22 Волга
- ГАЗ-22Б Волга (машина скорой помощи)
- ГАЗ-22 Волга вид сзади 3/4
- ГАЗ-22 Волга
Популярная культура
[ редактировать ]- ГАЗ-21 — главный автомобиль, представленный в Rammstein клипе группы на песню « Du hast ».
- В советском культовом фильме « Берегись автомобиля» главный герой Юрий Деточкин угоняет автомобили «Волги» у чиновников, злоупотребляя своими полномочиями.
- Главный герой российского супергеройского фильма 2009 года «Черная молния» борется с преступностью на своем летающем автомобиле — черном ГАЗ-21 1966 года выпуска. [21]
- Автомобиль представлен в мобильной игре Retro Garage, в которой представлено множество других автомобилей, произведенных в советские времена, а также некоторые на основе немецких автомобилей.
- Одной из возможных моделей городской легенды « Черной Волги » является ГАЗ-21.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Российская производная ГАЗ Волга М21» . История китайских автомобилей . 15 марта 2022 г.
- ^ Глур, Роджер (2007). Все автомобили 1950-х годов, 1945–1960 [ Все автомобили 1950-х годов, 1945–1960 ] (на немецком языке) (1-е изд.). Штутгарт: Motorbuch Verlag. ISBN 978-3-613-02808-1 .
- ^ Tverdiukova, Elena (11 February 2015). " "Стиляга" с волнистой обивкой: "Волга" ГАЗ-21 на экспорт" [Stylish with wavy upholstery: Volga GAZ-21 for export]. Rossiyskaya Gazeta (in Russian). Federal State Budgetary Institution.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Томпсон, Энди (2008), Автомобили Советского Союза: определенная история , Спаркфорд, Йовил, Сомерсет: Хейнс, с. 61, ISBN 978-1-84425-483-5
- ^ Отчет ГАЗ о Ford Mainline (PDF)
- ^ «Статья об истории ГАЗ-21 в журнале «Автомобильный моделизм »» . Архивировано из оригинала 27 декабря 2013 года . Проверено 24 февраля 2016 г. .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Томпсон , стр. 65.
- ^ Jump up to: а б с д и Томпсон , стр. 62.
- ^ Флори, Дж. «Келли», младший. American Cars 1946–1959 (Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Coy, 2008), passim .
- ^ «Ford Cruise-O-Matic и семейство автоматических трансмиссий C (Часть III)» . Техтелеграф . 15 июня 2022 г.
- ^ Томпсон , стр. 62–63.
- ^ Jump up to: а б с Томпсон , стр. 63.
- ^ Jump up to: а б Томпсон , стр. 66.
- ^ Jump up to: а б Томпсон , стр. 64.
- ^ «Экспо-1958» . Волга.nl .
- ^ Jump up to: а б с д и Томпсон , стр. 123.
- ^ Jump up to: а б Томпсон , стр. 124.
- ^ Jump up to: а б "Дизельные ГАЗ-21 "Волга" в Бельгии" [Diesel GAZ-21 "Volga" in Belgium]. GAZ21Volga.com (in Russian). Archived from the original on 25 February 2011.
- ^ Томпсон , стр. 121.
- ^ GAZ-21S Militsya , Avtomobil Na Sluzhbie, No.2, DeAgostini 2010, ISBN 978-5-9774-0418-1 (на русском языке)
- ^ Internet Movie Car Database: 1966 GAZ 21 Volga in Chernaya molniya, Movie, 2009
Внешние ссылки
[ редактировать ]