Jump to content

ГАЗ-51

ГАЗ-51
Обзор
Производитель ГАЗ
Также называется FSC Люблин-51 (Польша)
Сунгри-58 (Северная Корея)
Юэджин NJ-130 (Китай)
Производство 1946–1979 (производство в СССР остановлено в 1975 г.) [ 1 ]
Кузов и шасси
Макет макет ФР
Силовой агрегат
Двигатель 3,5л ГАЗ-51 И6
Передача инфекции 4-ступенчатая механическая
Хронология
Предшественник ГАЗ-ММ
Преемник ГАЗ-53

ГАЗ грузовой -51 (прозвище Газон ) — советский автомобиль производства ГАЗа . Первые его прототипы были выпущены еще до окончания Второй мировой войны , причем на грузовике в итоге использовалась сильно модифицированная версия кабины Studebaker US6 , которая в больших количествах поставлялась в Советский Союз по договору ленд-лиза , хотя шасси и внутренние механические детали были советского производства и не использовались в американской модели. [ 2 ] [ 3 ]

Стандартный вариант 4×2 массой 2,5 тонны. [ 1 ] В 1947 году к нему присоединился почти идентичный 2-тонный ГАЗ-63 с колесной формулой 4х4 . Оба варианта были оснащены 6-цилиндровыми двигателями объемом 3485 куб.см мощностью 70 л.с. (51 кВт). ГАЗ-63 выпускался с некоторыми изменениями до 1968 года, а производство ГАЗ-51 продолжалось до 2 апреля 1975 года. Грузовики также производились по советской лицензии в Польше (как FSC Люблин-51), Северной Корее (как Сунгри -58) . ) и Китай (как Yuejin NJ-130). [ 4 ] [ 5 ]

Почтовая марка СССР № 4579. 1976 г.
Бывший эстонский военный грузовик

Проектирование автомобиля ГАЗ-51, который первоначально назывался ГАЗ-51-420 (а не ГАЗ-11-51, как иногда утверждают) по системе «номер модели шасси — номер модели кузова», скопированной у Форда, началось в Февраль 1937 года. [ 6 ] Концепция автомобиля была сформулирована предельно четко: простой и надежный универсальный грузовик, собранный из лучших комплектующих того времени, хорошо зарекомендовавший себя и проверенный мировой практикой.

В июне 1938 года началось производство комплектующих, в январе 1939 года началась сборка, и уже в мае первый грузовик вышел на дорожные испытания, завершившиеся в июле 1940 года. Летом 1940 года появился опытный образец ГАЗ-51 (с новой кабиной и капот) экспонировался на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве в числе лучших образцов советского машиностроения.

Успешные испытания позволили заводу начать подготовку к серийному производству ГАЗ-51 в 1941 году, но началась Великая Отечественная война . Ряд агрегатов ГАЗ-51 ( двигатель , сцепление с центробежными грузами, увеличивающими давление на нажимной диск, коробка передач , карданные шарниры на игольчатых подшипниках ) были к тому времени собраны заводом и нашли широкое применение в других автомобилях, выпускавшихся в те годы.

В 1942 году грузоподъемность проектируемого ГАЗ-51 подняли с 2 до 2,5 тонны за счет усиления отдельных агрегатов и увеличения шин - существует легенда, что это было сделано по личному указанию Сталина, но это не подтверждено и может быть быть фикцией. [ 7 ]

Производство возобновилось в 1943 году. Быстрое развитие техники в годы войны внесло неизбежные коррективы в конструкцию ГАЗ-51. Ведущий конструктор А. Д. Просвирнин радикально перекомпоновал и модифицировал грузовик, и от довоенного ГАЗ-51 по существу осталось только название. Накопленный опыт эксплуатации шестицилиндровых двигателей на боевых машинах позволил существенно усовершенствовать двигатель и обслуживающие его системы. было решено использовать слегка модифицированную кабину Studebaker US6 . В итоге на грузовике ГАЗ-51 [ 8 ] Проект включил в себя хорошо зарекомендовавший себя в мировой практике гидравлический привод тормозов, а также спроектировал более современные и комфортабельные кабину и обшивку. Были увеличены размеры шин , увеличена грузоподъемность автомобиля — до оптимальных 2,5 тонн, удалось добиться еще большей (до 80%) унификации с полноприводной версией грузовика — ГАЗ-63, которая была спроектирована параллельно на соседних макетных платах, а по двигателю - с четырехцилиндровым двигателем будущей " Победы ".

В мае и сентябре 1944 года были построены две новые модели ГАЗ-51 (по-прежнему с кабиной «Студебекер», но с измененной передней частью), а в июне 1945 года — еще две, окончательно доработанные (предсерийные). построен. Уверенность в высоком качестве конструкции нового грузовика позволила заводу немедленно начать подготовку к его производству. 19 июня 1945 года ГАЗ-51 вместе с другими новыми советскими автомобилями был показан членам правительства в Кремле и получил полное одобрение.

Производство

[ редактировать ]
ГАЗ-51 в Москве.

Завод очень быстро освоил выпуск грузовика – военного времени сказался опыт . Уже в конце 1945 года была выпущена начальная партия из двух десятков машин, а в 1946 году, еще до завершения испытаний, страна получила 3136 серийных грузовиков нового поколения.

В 1947 году создатели ГАЗ-51 вместе с главным конструктором завода А. А. Липгартом были удостоены Сталинской премии .

С конца 1940-х годов сборка ГАЗ-51 была дополнительно организована на Иркутском (1950-1952 годы) и Одесском (1948-1975 годы) заводах. За короткое время ГАЗ-51 стал самым распространенным автомобилем в стране. В 1958 году годовой выпуск ГАЗ-51 достиг своего пика – свыше 173 тысяч. Грузовик выпускался 29 лет – довольно редкий срок службы. Последний ГАЗ-51А сошел с конвейера 2 апреля 1975 года и был отправлен в заводской музей. Общий тираж «газонов» составил 3 481 033 экземпляра, в том числе 11 418 машин, произведенных на Иркутском автосборочном заводе.

Польское производство грузовиков «Люблин-51» продолжалось с 1951 по 1959 год и составило 17 479 единиц. [ 9 ]

началось производство ГАЗ-51 (под названием «Сунгри-58») . В 1958 году на Токчонском автомобильном заводе в городе Токчон [ 10 ]

Двигатель ГАЗ-51Ф из экспозиции Музея истории ОАО «ГАЗ», Нижний Новгород .
Двигатель ГАЗ-51
Надпись на боку капота раннего ГАЗ-51.
Надпись на боку капота ГАЗ-51 позднего выпуска.

Прогрессивная компоновка грузовика ГАЗ-51 (двигатель и кабина были перенесены вперед, что при относительно короткой базе позволило иметь достаточно длинную платформу) стала традиционной для грузовиков с капотной компоновкой.

Двигатель грузовика представлял собой дальнейшее развитие ГАЗ-11, в свое время созданного на базе силового агрегата Dodge (в свою очередь, бывшей версии нижнеклапанного двигателя Chrysler ), лицензия на производство которого была приобретена. заводом еще в 1937 году. [ 11 ] [ 12 ] Несмотря на то, что он был достаточно старым, по американским меркам (двигатель пошел в производство еще в 1928 году), он был и достаточно продвинутым по конструкции для 1940-х годов (его варианты устанавливались на легковые автомобили различных филиалов компании «Крайслер» до 1959 года включительно, на для пикапов - до начала 1960-х годов, а для различных типов коммерческих автомобилей и стационарных установок - до середины 70-х годов), что было особенно заметно по сравнению с архаичными двигателями типа Форд А , выпускавшимися на ГАЗе в те годы.

Многие технические новшества, использованные в грузовике, впоследствии были использованы советскими автопроизводителями на других автомобилях. К ним относятся износостойкие гильзы цилиндров двигателя, изготовленные из специального чугуна, хромированные поршневые кольца, жалюзи радиатора, предпусковой подогреватель с питанием от паяльной лампы и масляный радиатор, применение которых резко повысило долговечность двигателя, тонкостенные биметаллические вкладыши коленчатого вала (сталебаббитовые, вместо заполненных баббитовыми подшипниками без вкладышей, а позже и сталеалюминиевые).

На ГАЗ-51 впервые в СССР и достаточно успешно были реализованы такие решения, ставшие впоследствии общепринятыми, как алюминиевая головка блока , вставные седла клапанов, регулируемый подогрев смеси, двойная фильтрация масла, закрытая вентиляция картера, легко были использованы съемные тормозные барабаны и многое другое. Эти передовые для тех лет технические решения впоследствии были использованы другими автозаводами, в частности, при модернизации грузовиков ЗИС-5 и ЗИС-150 , а доведенный до возможного совершенства задний мост ГАЗ-51 впоследствии был практически полностью повторен. на трехосном ЗИС-151 .

На протяжении многих лет грузовик постоянно модернизировался. Его усовершенствованием занимался ведущий конструктор Б. И. Шихов. Была усовершенствована система электроснабжения, деревянная кабина сначала стала комбинированной (в 1950 году), а затем и цельнометаллической. В 1954 году его начали отапливать. Собственный вес автомобиля уменьшался из года в год, снизившись к 1962 году до 2296 кг. На ГАЗ-51А, производство которого началось в 1955 году, платформу увеличили, на ней установили откидные борта, установили более надежный и эффективный ручной тормоз. На седельном тягаче ГАЗ-51П впервые в стране применен гидровакуумный усилитель тормозов.

Двигатель ГАЗ-51 также оказался достаточно выносливым и долговечным. [ нужна ссылка ] Выпускаясь с 1946 года, двигатель до 1989 года использовался также на грузовике ГАЗ-52 , а также автобусах, тракторах и спецавтомобилях. Усовершенствованный вариант этого двигателя (форсированный до 90 л.с. за счет установки двух карбюраторов и оснащенный гидромуфтой ) применялся также на ГАЗ-12 легковых автомобилях БТР-40 , БТР-60 и БРДМ-1. , а затем на плавающих бронетранспортерах перевозчики .

Конструкция ГАЗ-51 повлияла на конструкцию других грузовиков — кутаисского КАЗ-150 и УралЗИС -355М . Но с 1960-х годов ГАЗ в угоду мимолетной моде отошел от этого удачного стилистического решения, хотя в некоторой степени оно было возрождено в дизайне кабин семейства ГАЗ-3307 грузовиков . Даже после прекращения производства в 1975 году наследие ГАЗ-51 продолжалось. Многие механические детали ГАЗ-51 все еще использовались, позже применялись в ГАЗ-53 , а затем и в ГАЗ-3307/3309 до конца 2010-х годов.

КФС Люблин-51

[ редактировать ]
Грузовик Люблин-51

В декабре 1948 года было принято решение о начале производства грузовиков по лицензии модели ГАЗ-51 на довоенных заводах Lilpop, Rau и Loewenstein в Люблине . Соглашение с Советами было подписано 22 июля 1950 года. По первоначальным предположениям годовой объём производства завода должен был составить примерно 12 000 экземпляров, но в конце 1950 года производственная мощность была увеличена до 25 000 штук в год. Первый экземпляр этого грузовика был собран 7 ноября 1951 года из деталей, поставленных лицензиаром. [ нужна ссылка ]

Модернизации проводились в ходе производства. нового типа Был использован карбюратор с вакуумным регулятором , система привода вакуумных стеклоочистителей заменена на электродвигатели и запущена в производство полностью металлическая кабина. [ нужна ссылка ]

Несмотря на модернизацию, устранить основные недостатки этой машины не удалось: слишком малую для грузовика грузоподъемность и большой расход топлива. Производство закончилось в июне 1959 года, после того как было выпущено 17 479 единиц. [ нужна ссылка ]

На шасси модели FSC Люблин-51 монтировались различные варианты кузовов, такие как грузовой фургон, кузова-фургоны производства Zakłady Budowy Ażużu Samochodowych в Нысе , кузова для передвижных кинотеатров, ремонтных мастерских и санитарные кузова типа Н-243, выпускаемые автор Zakłady Budowy Ażużu Samochodowych в Нысе ( Ельч ). [ нужна ссылка ]

На смену модели пришла разработанная в Польше машина доставки FSC Żuk . Всего было выпущено 17 479 экземпляров FSC «Люблин-51».

Варианты

[ редактировать ]
ГАЗ-51, установлены боковые зеркала от ГАЗ-53.
  • ГАЗ-11-51: предшественник ГАЗ-51.

Оригинальная версия

[ редактировать ]
  • ГАЗ-51: Стандартная серийная версия. [ 1 ] Годы выпуска 1946–1955 гг.
  • ГАЗ-51Б: Двухтопливная версия (СПГ и бензин). Годы выпуска 1950-1956 гг.
  • ГАЗ-51Д: Укороченная версия (под самосвальный кузов). Выпускается с 1958 года.
    • ГАЗ-51ДУ: Экспортная версия.
    • ГАЗ-51ДЮ: Экспортная версия для тропического климата.
  • ГАЗ-51И: Капотно-шасси (для автобусов). Годы выпуска 1950–1973 гг.
    • ГАЗ-51ИУ: Экспортная версия.
    • ГАЗ-51ИЮ: Экспортная версия для тропического климата.
  • ГАЗ-51К: Шасси санитарной машины (для ГАЗ-653 и позже ПАЗ-653). Годы выпуска 1951-1957 гг.
  • ГАЗ-51КЮ: Экспортная версия для тропического климата.
  • ГАЗ-51М: вариант с кабиной-шасси (для пожарных машин). Годы выпуска 1948-1967 гг.
  • ГАЗ-51Н: десантно-грузовой вариант с дополнительным топливным баком и кузовом ГАЗ-63. Год выпуска 1948–1975.
    • ГАЗ-51НУ: Экспортная версия.
  • ГАЗ-51Ж: версия, работающая на сжиженном нефтяном газе. Год выпуска 1954–1963.
    • GAZ-51ZhU: Export version.

Модернизированная версия

[ редактировать ]
  • ГАЗ-51А: Модернизированный ГАЗ-51. Год выпуска 1956–1975.
    • ГАЗ-51АС: версия сельскохозяйственного грузовика. Годы выпуска 1956-1975 гг.
    • ГАЗ-51АУ: Экспортная версия. Год выпуска 1956–1975.
  • ГАЗ-51С: версия сельскохозяйственного грузовика. Год выпуска 1956–1975.
  • ГАЗ-51П: Вариант тягача с прицепом. Год выпуска 1956–1975.
    • ГАЗ-51ПУ: Экспортная версия.
    • ГАЗ-51ПЮ: Экспортная версия для тропического климата.
  • ГАЗ-51Р: вариант пассажирского и грузового такси. Год выпуска 1956–1975.
    • ГАЗ-51РУ: Экспортная версия.
  • ГАЗ-51С: ГАЗ-51А с дополнительным топливным баком. Годы выпуска 1956-1975 гг.
    • ГАЗ-51СЭ: Версия с экранированным электрооборудованием.
  • ГАЗ-51ШМ: Удлиненная версия (для кузовов-фургонов). Годы выпуска 1956-1965 гг.
  • ГАЗ-51Т: Версия грузового такси. Год выпуска 1956–1975.
  • ГАЗ-51В: Экспортная версия.
  • ГАЗ-51Ю: Экспортная версия для тропического климата. Годы выпуска 1956-1975 гг.

GAZ-63 variants

[ редактировать ]
  • ГАЗ-63: версия 4х4. Год выпуска 1948–1968.
    • ГАЗ-63А: Версия с передней лебедкой.
      • ГАЗ-63АУ: Экспортная версия.
    • ГАЗ-63Д: Вариант тягача с прицепом (для самосвалов). В отличие от ГАЗ-63, ГАЗ-63Д имел сдвоенные задние колеса.
    • ГАЗ-63Э: Шасси автобуса (для ПАЗ-659 и ПАЗ-663)
      • ГАЗ-63ЭУ: Экспортная версия.
    • ГАЗ-63П: Вариант тягача с прицепом (для полуприцепов). Как и ГАЗ-63Д, он имел сдвоенные задние колеса, но отсутствовал ВОМ, как у ГАЗ-63Д.
      • ГАЗ-63ПУ: Экспортная версия.
    • ГАЗ-63Е: Версия с экранированным электрооборудованием.
      • ГАЗ-63АЕ: Как ГАЗ-63Е, но с передней лебедкой.
      • ГАЗ-63ЕУ: Экспортная версия ГАЗ-63ЕУ.
    • ГАЗ-63У: Экспортная версия.
    • ГАЗ-63В: Опытный образец модернизированной версии ГАЗ-63. Он отличался колесами большего размера, заниженной грузовой платформой, стояночным тормозом, экранированным электрооборудованием, задними указателями поворота и индикатором перегрева охлаждающей жидкости.
      • ГАЗ-63АВ: Как ГАЗ-63В, за исключением передней лебедки, кабины с брезентовым верхом, цельнометаллического кузова с креплениями для подрамников, брезентовой крышки грузового отделения, новой приборной панели и неэкранированного электрооборудования.
    • ГАЗ-63Ю: Экспортная версия для тропического климата.
    • ГАЗ-66: Опытный образец улучшенной версии ГАЗ-63. На нем были установлены колеса и оси от БРДМ-1, а также новая, более современная кабина (проект Б. Б. Лебедева); эта кабина предназначалась и для ГАЗ-52.
    • ГАЗ-66А: замена прототипа ГАЗ-63. Шасси, двигатель, кабина и подвеска были от ГАЗ-52Ф, грузовая платформа, раздаточная коробка и лебедка от ГАЗ-63, мосты от ГАЗ-63В и колеса от БАВ 485.
    • ГАЗ-66П: Прототип тягача с прицепом, созданный на базе ГАЗ-66А и предназначенный для замены ГАЗ-63П.

Другие варианты

[ редактировать ]
  • ГАЗ-51АЖ: Опытный образец двухтопливной версии (СУГ и бензин). Год выпуска 1963.
  • ГАЗ-51ПЖ: Опытный образец тягача-прицепа, работающего на сжиженном нефтяном газе. Год выпуска 1956.
  • ГАЗ-51Ф: ГАЗ-51 с экспериментальным двигателем с послойным наддувом. Отменено из-за сложности и многочисленных неисправностей.
  • ГАЗ-51Щ: Опытный вариант со щелочной железо-никелевой батареей. Год выпуска 1958.
  • АП-41/ГАЗ-41: Прототип полугусеничного автомобиля на базе ГАЗ-51. Годы выпуска 1949-1953 гг.
  • ГАЗ-93: Версия самосвала (производства ОдАЗ). Год выпуска 1951–1958.
    • ГАЗ-93Д: Версия зерноуборочного грузовика. Годы выпуска 1954-1956 гг.
  • ГАЗ-93А: Модернизированный ГАЗ-93 (построен на САЗе). Год выпуска 1958–1976.
  • ГАЗ-93Б: Версия с цельнометаллическим самосвальным кузовом большего размера, замена ГАЗ-91Д. Выпускался в 1956-1958 годах на ОдАЗе, затем в 1959 году передан на САЗ.

Операторы

[ редактировать ]

Литература

[ редактировать ]
  • Энди Томпсон, Грузовики Советского Союза: Полная история , Behemoth Publishing LTD, 2017. ISBN   978-0992876951
  1. ^ Jump up to: а б с инженер Л. Шугуров. Грузовики // журнал " Наука и жизнь ", № 12, 1979. стр.30-32
  2. ^ "Свой парень: ретротест грузовика ГАЗ-51" . Za Rulem . Retrieved 28 October 2021 .
  3. ^ "ГАЗ-51: автомобиль, почти построивший коммунизм" . matador.tech . Dmitriy Yurasov . Retrieved 4 February 2024 .
  4. ^ СДЕЛАНО В СЕВЕРНОЙ КОРЕЕ, Китайский центр документации автотранспортных средств. «САНГРИ 58» . Китайские автомобили . Проверено 8 июня 2021 г.
  5. ^ де Фейтер, Тихо (5 февраля 2012 г.). «История: грузовик Nanjing Yuejin NJ130» . Автомобильные новости Китая . Архивировано из оригинала 30 июня 2022 года.
  6. ^ Дашко, Дмитрий (31 March 2015). Советские грузовики 1919-1945 (in Russian). {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  7. ^ Дашко, Дмитрий (September 2011). "История создания ГАЗ-51" . www.gruzovikpress.ru (in Russian) . Retrieved 20 December 2022 .
  8. ^ Кануников, Сергей. "Двадцать лет без войны : Как создавался полноприводный грузовик ГАЗ-63 : Off-road drive" . www.off-road-drive.ru . Retrieved 3 April 2022 .
  9. ^ "Архив За рулем #09 Сентябрь 1991 год" . www.zr.ru . Retrieved 13 February 2015 .
  10. ^ КНДР строит автомобили // журнал «За рулем», № 12, 1974. стр.36
  11. ^ Алексеенко, Артем. "Двигатель машины" . www.gaz20.spb.ru . Retrieved 22 January 2010 .
  12. ^ Кириндас, Александр. " "Двигатель" №4 (40) 2005 г. ТУРБУЛЕНТНОСТЬ, ВИХРИ И ЖГУТЫ" . engine.aviaport.ru . Retrieved 5 May 2012 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 360026a023424f1523248f05e462287e__1723379160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/36/7e/360026a023424f1523248f05e462287e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
GAZ-51 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)