ГАЗ-51
ГАЗ-51 | |
---|---|
![]() | |
Обзор | |
Производитель | ГАЗ |
Также называется | FSC Люблин-51 (Польша) Сунгри-58 (Северная Корея) Юэджин NJ-130 (Китай) |
Производство | 1946–1979 (производство в СССР остановлено в 1975 г.) [ 1 ] |
Кузов и шасси | |
Макет | макет ФР |
Силовой агрегат | |
Двигатель | 3,5л ГАЗ-51 И6 |
Передача инфекции | 4-ступенчатая механическая |
Хронология | |
Предшественник | ГАЗ-ММ |
Преемник | ГАЗ-53 |
ГАЗ грузовой -51 (прозвище Газон ) — советский автомобиль производства ГАЗа . Первые его прототипы были выпущены еще до окончания Второй мировой войны , причем на грузовике в итоге использовалась сильно модифицированная версия кабины Studebaker US6 , которая в больших количествах поставлялась в Советский Союз по договору ленд-лиза , хотя шасси и внутренние механические детали были советского производства и не использовались в американской модели. [ 2 ] [ 3 ]
Стандартный вариант 4×2 массой 2,5 тонны. [ 1 ] В 1947 году к нему присоединился почти идентичный 2-тонный ГАЗ-63 с колесной формулой 4х4 . Оба варианта были оснащены 6-цилиндровыми двигателями объемом 3485 куб.см мощностью 70 л.с. (51 кВт). ГАЗ-63 выпускался с некоторыми изменениями до 1968 года, а производство ГАЗ-51 продолжалось до 2 апреля 1975 года. Грузовики также производились по советской лицензии в Польше (как FSC Люблин-51), Северной Корее (как Сунгри -58) . ) и Китай (как Yuejin NJ-130). [ 4 ] [ 5 ]
История
[ редактировать ]

Проектирование автомобиля ГАЗ-51, который первоначально назывался ГАЗ-51-420 (а не ГАЗ-11-51, как иногда утверждают) по системе «номер модели шасси — номер модели кузова», скопированной у Форда, началось в Февраль 1937 года. [ 6 ] Концепция автомобиля была сформулирована предельно четко: простой и надежный универсальный грузовик, собранный из лучших комплектующих того времени, хорошо зарекомендовавший себя и проверенный мировой практикой.
В июне 1938 года началось производство комплектующих, в январе 1939 года началась сборка, и уже в мае первый грузовик вышел на дорожные испытания, завершившиеся в июле 1940 года. Летом 1940 года появился опытный образец ГАЗ-51 (с новой кабиной и капот) экспонировался на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве в числе лучших образцов советского машиностроения.
Успешные испытания позволили заводу начать подготовку к серийному производству ГАЗ-51 в 1941 году, но началась Великая Отечественная война . Ряд агрегатов ГАЗ-51 ( двигатель , сцепление с центробежными грузами, увеличивающими давление на нажимной диск, коробка передач , карданные шарниры на игольчатых подшипниках ) были к тому времени собраны заводом и нашли широкое применение в других автомобилях, выпускавшихся в те годы.
В 1942 году грузоподъемность проектируемого ГАЗ-51 подняли с 2 до 2,5 тонны за счет усиления отдельных агрегатов и увеличения шин - существует легенда, что это было сделано по личному указанию Сталина, но это не подтверждено и может быть быть фикцией. [ 7 ]
Производство возобновилось в 1943 году. Быстрое развитие техники в годы войны внесло неизбежные коррективы в конструкцию ГАЗ-51. Ведущий конструктор А. Д. Просвирнин радикально перекомпоновал и модифицировал грузовик, и от довоенного ГАЗ-51 по существу осталось только название. Накопленный опыт эксплуатации шестицилиндровых двигателей на боевых машинах позволил существенно усовершенствовать двигатель и обслуживающие его системы. было решено использовать слегка модифицированную кабину Studebaker US6 . В итоге на грузовике ГАЗ-51 [ 8 ] Проект включил в себя хорошо зарекомендовавший себя в мировой практике гидравлический привод тормозов, а также спроектировал более современные и комфортабельные кабину и обшивку. Были увеличены размеры шин , увеличена грузоподъемность автомобиля — до оптимальных 2,5 тонн, удалось добиться еще большей (до 80%) унификации с полноприводной версией грузовика — ГАЗ-63, которая была спроектирована параллельно на соседних макетных платах, а по двигателю - с четырехцилиндровым двигателем будущей " Победы ".
В мае и сентябре 1944 года были построены две новые модели ГАЗ-51 (по-прежнему с кабиной «Студебекер», но с измененной передней частью), а в июне 1945 года — еще две, окончательно доработанные (предсерийные). построен. Уверенность в высоком качестве конструкции нового грузовика позволила заводу немедленно начать подготовку к его производству. 19 июня 1945 года ГАЗ-51 вместе с другими новыми советскими автомобилями был показан членам правительства в Кремле и получил полное одобрение.
Производство
[ редактировать ]
Завод очень быстро освоил выпуск грузовика – военного времени сказался опыт . Уже в конце 1945 года была выпущена начальная партия из двух десятков машин, а в 1946 году, еще до завершения испытаний, страна получила 3136 серийных грузовиков нового поколения.
В 1947 году создатели ГАЗ-51 вместе с главным конструктором завода А. А. Липгартом были удостоены Сталинской премии .
С конца 1940-х годов сборка ГАЗ-51 была дополнительно организована на Иркутском (1950-1952 годы) и Одесском (1948-1975 годы) заводах. За короткое время ГАЗ-51 стал самым распространенным автомобилем в стране. В 1958 году годовой выпуск ГАЗ-51 достиг своего пика – свыше 173 тысяч. Грузовик выпускался 29 лет – довольно редкий срок службы. Последний ГАЗ-51А сошел с конвейера 2 апреля 1975 года и был отправлен в заводской музей. Общий тираж «газонов» составил 3 481 033 экземпляра, в том числе 11 418 машин, произведенных на Иркутском автосборочном заводе.
Польское производство грузовиков «Люблин-51» продолжалось с 1951 по 1959 год и составило 17 479 единиц. [ 9 ]
началось производство ГАЗ-51 (под названием «Сунгри-58») . В 1958 году на Токчонском автомобильном заводе в городе Токчон [ 10 ]
Дизайн
[ редактировать ]

Прогрессивная компоновка грузовика ГАЗ-51 (двигатель и кабина были перенесены вперед, что при относительно короткой базе позволило иметь достаточно длинную платформу) стала традиционной для грузовиков с капотной компоновкой.
Двигатель грузовика представлял собой дальнейшее развитие ГАЗ-11, в свое время созданного на базе силового агрегата Dodge (в свою очередь, бывшей версии нижнеклапанного двигателя Chrysler ), лицензия на производство которого была приобретена. заводом еще в 1937 году. [ 11 ] [ 12 ] Несмотря на то, что он был достаточно старым, по американским меркам (двигатель пошел в производство еще в 1928 году), он был и достаточно продвинутым по конструкции для 1940-х годов (его варианты устанавливались на легковые автомобили различных филиалов компании «Крайслер» до 1959 года включительно, на для пикапов - до начала 1960-х годов, а для различных типов коммерческих автомобилей и стационарных установок - до середины 70-х годов), что было особенно заметно по сравнению с архаичными двигателями типа Форд А , выпускавшимися на ГАЗе в те годы.
Многие технические новшества, использованные в грузовике, впоследствии были использованы советскими автопроизводителями на других автомобилях. К ним относятся износостойкие гильзы цилиндров двигателя, изготовленные из специального чугуна, хромированные поршневые кольца, жалюзи радиатора, предпусковой подогреватель с питанием от паяльной лампы и масляный радиатор, применение которых резко повысило долговечность двигателя, тонкостенные биметаллические вкладыши коленчатого вала (сталебаббитовые, вместо заполненных баббитовыми подшипниками без вкладышей, а позже и сталеалюминиевые).
На ГАЗ-51 впервые в СССР и достаточно успешно были реализованы такие решения, ставшие впоследствии общепринятыми, как алюминиевая головка блока , вставные седла клапанов, регулируемый подогрев смеси, двойная фильтрация масла, закрытая вентиляция картера, легко были использованы съемные тормозные барабаны и многое другое. Эти передовые для тех лет технические решения впоследствии были использованы другими автозаводами, в частности, при модернизации грузовиков ЗИС-5 и ЗИС-150 , а доведенный до возможного совершенства задний мост ГАЗ-51 впоследствии был практически полностью повторен. на трехосном ЗИС-151 .
На протяжении многих лет грузовик постоянно модернизировался. Его усовершенствованием занимался ведущий конструктор Б. И. Шихов. Была усовершенствована система электроснабжения, деревянная кабина сначала стала комбинированной (в 1950 году), а затем и цельнометаллической. В 1954 году его начали отапливать. Собственный вес автомобиля уменьшался из года в год, снизившись к 1962 году до 2296 кг. На ГАЗ-51А, производство которого началось в 1955 году, платформу увеличили, на ней установили откидные борта, установили более надежный и эффективный ручной тормоз. На седельном тягаче ГАЗ-51П впервые в стране применен гидровакуумный усилитель тормозов.
Двигатель ГАЗ-51 также оказался достаточно выносливым и долговечным. [ нужна ссылка ] Выпускаясь с 1946 года, двигатель до 1989 года использовался также на грузовике ГАЗ-52 , а также автобусах, тракторах и спецавтомобилях. Усовершенствованный вариант этого двигателя (форсированный до 90 л.с. за счет установки двух карбюраторов и оснащенный гидромуфтой ) применялся также на ГАЗ-12 легковых автомобилях БТР-40 , БТР-60 и БРДМ-1. , а затем на плавающих бронетранспортерах перевозчики .
Конструкция ГАЗ-51 повлияла на конструкцию других грузовиков — кутаисского КАЗ-150 и УралЗИС -355М . Но с 1960-х годов ГАЗ в угоду мимолетной моде отошел от этого удачного стилистического решения, хотя в некоторой степени оно было возрождено в дизайне кабин семейства ГАЗ-3307 грузовиков . Даже после прекращения производства в 1975 году наследие ГАЗ-51 продолжалось. Многие механические детали ГАЗ-51 все еще использовались, позже применялись в ГАЗ-53 , а затем и в ГАЗ-3307/3309 до конца 2010-х годов.
КФС Люблин-51
[ редактировать ]
В декабре 1948 года было принято решение о начале производства грузовиков по лицензии модели ГАЗ-51 на довоенных заводах Lilpop, Rau и Loewenstein в Люблине . Соглашение с Советами было подписано 22 июля 1950 года. По первоначальным предположениям годовой объём производства завода должен был составить примерно 12 000 экземпляров, но в конце 1950 года производственная мощность была увеличена до 25 000 штук в год. Первый экземпляр этого грузовика был собран 7 ноября 1951 года из деталей, поставленных лицензиаром. [ нужна ссылка ]
Модернизации проводились в ходе производства. нового типа Был использован карбюратор с вакуумным регулятором , система привода вакуумных стеклоочистителей заменена на электродвигатели и запущена в производство полностью металлическая кабина. [ нужна ссылка ]
Несмотря на модернизацию, устранить основные недостатки этой машины не удалось: слишком малую для грузовика грузоподъемность и большой расход топлива. Производство закончилось в июне 1959 года, после того как было выпущено 17 479 единиц. [ нужна ссылка ]
На шасси модели FSC Люблин-51 монтировались различные варианты кузовов, такие как грузовой фургон, кузова-фургоны производства Zakłady Budowy Ażużu Samochodowych в Нысе , кузова для передвижных кинотеатров, ремонтных мастерских и санитарные кузова типа Н-243, выпускаемые автор Zakłady Budowy Ażużu Samochodowych в Нысе ( Ельч ). [ нужна ссылка ]
На смену модели пришла разработанная в Польше машина доставки FSC Żuk . Всего было выпущено 17 479 экземпляров FSC «Люблин-51».
Варианты
[ редактировать ]- ГАЗ-11-51: предшественник ГАЗ-51.
Оригинальная версия
[ редактировать ]- ГАЗ-51: Стандартная серийная версия. [ 1 ] Годы выпуска 1946–1955 гг.
- ГАЗ-51Б: Двухтопливная версия (СПГ и бензин). Годы выпуска 1950-1956 гг.
- ГАЗ-51Д: Укороченная версия (под самосвальный кузов). Выпускается с 1958 года.
- ГАЗ-51ДУ: Экспортная версия.
- ГАЗ-51ДЮ: Экспортная версия для тропического климата.
- ГАЗ-51И: Капотно-шасси (для автобусов). Годы выпуска 1950–1973 гг.
- ГАЗ-51ИУ: Экспортная версия.
- ГАЗ-51ИЮ: Экспортная версия для тропического климата.
- ГАЗ-51К: Шасси санитарной машины (для ГАЗ-653 и позже ПАЗ-653). Годы выпуска 1951-1957 гг.
- ГАЗ-51КЮ: Экспортная версия для тропического климата.
- ГАЗ-51М: вариант с кабиной-шасси (для пожарных машин). Годы выпуска 1948-1967 гг.
- ГАЗ-51Н: десантно-грузовой вариант с дополнительным топливным баком и кузовом ГАЗ-63. Год выпуска 1948–1975.
- ГАЗ-51НУ: Экспортная версия.
- ГАЗ-51Ж: версия, работающая на сжиженном нефтяном газе. Год выпуска 1954–1963.
- GAZ-51ZhU: Export version.
Модернизированная версия
[ редактировать ]- ГАЗ-51А: Модернизированный ГАЗ-51. Год выпуска 1956–1975.
- ГАЗ-51АС: версия сельскохозяйственного грузовика. Годы выпуска 1956-1975 гг.
- ГАЗ-51АУ: Экспортная версия. Год выпуска 1956–1975.
- ГАЗ-51С: версия сельскохозяйственного грузовика. Год выпуска 1956–1975.
- ГАЗ-51П: Вариант тягача с прицепом. Год выпуска 1956–1975.
- ГАЗ-51ПУ: Экспортная версия.
- ГАЗ-51ПЮ: Экспортная версия для тропического климата.
- ГАЗ-51Р: вариант пассажирского и грузового такси. Год выпуска 1956–1975.
- ГАЗ-51РУ: Экспортная версия.
- ГАЗ-51С: ГАЗ-51А с дополнительным топливным баком. Годы выпуска 1956-1975 гг.
- ГАЗ-51СЭ: Версия с экранированным электрооборудованием.
- ГАЗ-51ШМ: Удлиненная версия (для кузовов-фургонов). Годы выпуска 1956-1965 гг.
- ГАЗ-51Т: Версия грузового такси. Год выпуска 1956–1975.
- ГАЗ-51В: Экспортная версия.
- ГАЗ-51Ю: Экспортная версия для тропического климата. Годы выпуска 1956-1975 гг.
GAZ-63 variants
[ редактировать ]- ГАЗ-63: версия 4х4. Год выпуска 1948–1968.
- ГАЗ-63А: Версия с передней лебедкой.
- ГАЗ-63АУ: Экспортная версия.
- ГАЗ-63Д: Вариант тягача с прицепом (для самосвалов). В отличие от ГАЗ-63, ГАЗ-63Д имел сдвоенные задние колеса.
- ГАЗ-63Э: Шасси автобуса (для ПАЗ-659 и ПАЗ-663)
- ГАЗ-63ЭУ: Экспортная версия.
- ГАЗ-63П: Вариант тягача с прицепом (для полуприцепов). Как и ГАЗ-63Д, он имел сдвоенные задние колеса, но отсутствовал ВОМ, как у ГАЗ-63Д.
- ГАЗ-63ПУ: Экспортная версия.
- ГАЗ-63Е: Версия с экранированным электрооборудованием.
- ГАЗ-63АЕ: Как ГАЗ-63Е, но с передней лебедкой.
- ГАЗ-63ЕУ: Экспортная версия ГАЗ-63ЕУ.
- ГАЗ-63У: Экспортная версия.
- ГАЗ-63В: Опытный образец модернизированной версии ГАЗ-63. Он отличался колесами большего размера, заниженной грузовой платформой, стояночным тормозом, экранированным электрооборудованием, задними указателями поворота и индикатором перегрева охлаждающей жидкости.
- ГАЗ-63АВ: Как ГАЗ-63В, за исключением передней лебедки, кабины с брезентовым верхом, цельнометаллического кузова с креплениями для подрамников, брезентовой крышки грузового отделения, новой приборной панели и неэкранированного электрооборудования.
- ГАЗ-63Ю: Экспортная версия для тропического климата.
- ГАЗ-66: Опытный образец улучшенной версии ГАЗ-63. На нем были установлены колеса и оси от БРДМ-1, а также новая, более современная кабина (проект Б. Б. Лебедева); эта кабина предназначалась и для ГАЗ-52.
- ГАЗ-66А: замена прототипа ГАЗ-63. Шасси, двигатель, кабина и подвеска были от ГАЗ-52Ф, грузовая платформа, раздаточная коробка и лебедка от ГАЗ-63, мосты от ГАЗ-63В и колеса от БАВ 485.
- ГАЗ-66П: Прототип тягача с прицепом, созданный на базе ГАЗ-66А и предназначенный для замены ГАЗ-63П.
- ГАЗ-63А: Версия с передней лебедкой.
Другие варианты
[ редактировать ]- ГАЗ-51АЖ: Опытный образец двухтопливной версии (СУГ и бензин). Год выпуска 1963.
- ГАЗ-51ПЖ: Опытный образец тягача-прицепа, работающего на сжиженном нефтяном газе. Год выпуска 1956.
- ГАЗ-51Ф: ГАЗ-51 с экспериментальным двигателем с послойным наддувом. Отменено из-за сложности и многочисленных неисправностей.
- ГАЗ-51Щ: Опытный вариант со щелочной железо-никелевой батареей. Год выпуска 1958.
- АП-41/ГАЗ-41: Прототип полугусеничного автомобиля на базе ГАЗ-51. Годы выпуска 1949-1953 гг.
- ГАЗ-93: Версия самосвала (производства ОдАЗ). Год выпуска 1951–1958.
- ГАЗ-93Д: Версия зерноуборочного грузовика. Годы выпуска 1954-1956 гг.
- ГАЗ-93А: Модернизированный ГАЗ-93 (построен на САЗе). Год выпуска 1958–1976.
- ГАЗ-93Б: Версия с цельнометаллическим самосвальным кузовом большего размера, замена ГАЗ-91Д. Выпускался в 1956-1958 годах на ОдАЗе, затем в 1959 году передан на САЗ.
Операторы
[ редактировать ]Литература
[ редактировать ]- Энди Томпсон, Грузовики Советского Союза: Полная история , Behemoth Publishing LTD, 2017. ISBN 978-0992876951
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с инженер Л. Шугуров. Грузовики // журнал " Наука и жизнь ", № 12, 1979. стр.30-32
- ^ "Свой парень: ретротест грузовика ГАЗ-51" . Za Rulem . Retrieved 28 October 2021 .
- ^ "ГАЗ-51: автомобиль, почти построивший коммунизм" . matador.tech . Dmitriy Yurasov . Retrieved 4 February 2024 .
- ^ СДЕЛАНО В СЕВЕРНОЙ КОРЕЕ, Китайский центр документации автотранспортных средств. «САНГРИ 58» . Китайские автомобили . Проверено 8 июня 2021 г.
- ^ де Фейтер, Тихо (5 февраля 2012 г.). «История: грузовик Nanjing Yuejin NJ130» . Автомобильные новости Китая . Архивировано из оригинала 30 июня 2022 года.
- ^ Дашко, Дмитрий (31 March 2015). Советские грузовики 1919-1945 (in Russian).
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Дашко, Дмитрий (September 2011). "История создания ГАЗ-51" . www.gruzovikpress.ru (in Russian) . Retrieved 20 December 2022 .
- ^ Кануников, Сергей. "Двадцать лет без войны : Как создавался полноприводный грузовик ГАЗ-63 : Off-road drive" . www.off-road-drive.ru . Retrieved 3 April 2022 .
- ^ "Архив За рулем #09 Сентябрь 1991 год" . www.zr.ru . Retrieved 13 February 2015 .
- ^ КНДР строит автомобили // журнал «За рулем», № 12, 1974. стр.36
- ^ Алексеенко, Артем. "Двигатель машины" . www.gaz20.spb.ru . Retrieved 22 January 2010 .
- ^ Кириндас, Александр. " "Двигатель" №4 (40) 2005 г. ТУРБУЛЕНТНОСТЬ, ВИХРИ И ЖГУТЫ" . engine.aviaport.ru . Retrieved 5 May 2012 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]