Лилпоп, Рау и Левенштейн

Lilpop, Rau i Loewenstein ( [ˈlilpɔp rau̯ i lɛvɛnʂtai̯n] , часто сокращается до Lilpop или LRL ) — польская инжиниринговая компания. Основанный в 1818 году как чугунолитейный завод, со временем он превратился в крупный холдинг, специализирующийся на производстве чугуна и стали, а также всех видов машин и металлических изделий.
Самый крупный завод находился в Варшаве . Между 1860-ми годами и Второй мировой войной компания была крупнейшим польским производителем машин, автомобилей, грузовиков и железнодорожного оборудования. [ 1 ] Ассортимент продукции, разработанной и производимой Lilpop, включал двигатели поездов , рельсы, железнодорожные вагоны и оборудование для железных дорог, автомобильные двигатели, лицензионные грузовые автомобили (Chevrolet и Buick), паровые турбины, электроприборы и многие другие виды техники.
Главный завод Lilpop, Rau i Loewenstein в Варшаве, был разграблен немцами во время Второй мировой войны , а здания снесены. После войны предприятие не восстанавливалось.
История
[ редактировать ]Ранние годы (1818–1855)
[ редактировать ]Предшественником компании Lilpop, Rau i Loewenstein была Odlewnia i Rządowa Fabryka Machin («Завод литейного и государственного машиностроения»), первый чугунолитейный завод в Варшаве. Основанная в 1818 году, ее первоначально возглавляли Томас Эванс и Джозеф Моррис, два британских подданных, действовавших в Королевстве Польском в то время . В 1824 году Моррис покинул бизнес, и его переняли Томас Эванс и его брат Эндрю. [ 2 ] поэтому она была переименована в «Брасия Эванс» – Evans Brothers Co. Позже к ним присоединились Дуглас Эванс, Альфред Эванс и инженер Джошуа Рутледж . Компания производила в основном чугунную сельскохозяйственную технику и имела штат около 150 рабочих. [ 2 ] Первоначально занимавший небольшой участок земли на улице Пьеша, вскоре он был перенесен на территорию бывшего монастыря и лишенной сана церкви Св. Георгия на улице Свентоерской. [ 2 ] Современная фабрика, первая в Варшаве, где использовалось газовое освещение . [ 2 ]
Во время Ноябрьского восстания завод расширил ассортимент своей продукции, включив в него пушки для Войска Польского . [ 2 ] Компания процветала до начала Крымской войны в 1854 году, когда всем британским гражданам, включая Альфреда и Дугласа Эвансов, пришлось покинуть Российскую империю и ее зависимые территории. [ 3 ]
Незадолго до своего отъезда в 1855 году братья Эванс пригласили в компанию двух новых людей: Вильгельма Рау и Станислава Лилпопа . Лилпоп, сын часовщика, переехавшего в Варшаву из Штирии в конце 18 века, окончил Варшавскую школу пиаристов в 1833 году и поступил стажером в компанию Evans Brothers. [ 3 ] Многообещающий инженер, Банк Польши выделил ему стипендию, и его отправили в Германию, Англию и Францию для обучения паровому машиностроению . [ 3 ] По возвращении он возглавил бывший Государственный машиностроительный завод (тогда его возглавлял Вильгельм Рау, который продолжал работать в Lilpop) сначала в качестве его управляющего директора, а затем в качестве владельца. [ 3 ] Производство различных сельскохозяйственных машин его собственной конструкции, в частности жаток по конструкции Уильяма Мэннинга, позволило ему накопить значительное состояние, и вскоре его фирма была объединена с фирмой братьев Эванс под новым названием «Evans, Lilpop et Comp». [ 3 ]
Приход к власти (1855–1866)
[ редактировать ]Новая компания стала теперь первым настоящим концерном в Польше: ей принадлежали не только механические заводы в Варшаве, но также два железорудных рудника и сталелитейные заводы в Джевицах и Розвадах , оба недалеко от Радома . [ 3 ] Lilpop модернизировала производство, превратив варшавский завод из простой мануфактуры в современную механизированную фабрику. [ 3 ] Он также начал сотрудничать с банками и ввел продажу своей сельскохозяйственной техники в кредит, что в то время было новинкой для Польши. [ 3 ] К 1866 году Варшавский завод включал в себя чугунолитейный и латунный заводы, а также механические мастерские, оснащенные паровой машиной мощностью 40 лошадиных сил. [ 3 ] В этом году завод продал 22 паровые машины и 1422 различные машины на 360 000 рублей , сталелитейные заводы Розвад и Джевицы принесли дополнительно 300 000 дохода. [ 3 ] Коллектив завода увеличился с 300 до 450 человек, плюс 250 человек работают в Розвадах и Джевице. [ 3 ]
Одним из самых продаваемых продуктов компании была жатка под названием Amerykanka – The American , основанная на более ранних разработках Lilpop. Жнец имел большой коммерческий успех (только в период с 1857 по 1863 год было продано более 90 экземпляров), и британская компания Ransomes & Sims купила лицензию на его производство в Соединенном Королевстве . [ 3 ] Он получил серебряную медаль на Международной выставке 1867 года в Париже и производился почти до конца века. [ 3 ]
Компания начала производить оборудование для железнодорожных компаний, в том числе рельсы и вагоны, в частности для железной дороги Варшава-Вена . К 1866 году Лилпоп и Рау выкупили оставшиеся акции фирмы Evans Brothers и переименовали ее в «Lilpop i Rau». Лилпоп умер позже в том же году в Биаррице . [ 3 ] но его вдова, Джоанна Лилпоп , взяла на себя и его акции, и место в совете директоров. [ 4 ] Она была первой и на протяжении многих лет единственной женщиной, которая занимала место в совете директоров крупной промышленной фирмы в Польше. [ 4 ] Позже к ней присоединились их сыновья: Кароль Лилпоп (1849–1924), Виктор Лилпоп (1851–1922) и Мариан Лилпоп (1855–1889). [ 2 ]
Перед Великой войной (1866–1914)
[ редактировать ]После смерти Лилпопа Бонавентура Теплиц новым генеральным директором стал Леон Левенштейн , а в 1868 году в партнерство был приглашен [ 1 ] [ 5 ] Левенштейн, еврейский предприниматель из Берлина, был племянником и зятем Леопольда Кроненберга , богатейшего банкира, промышленника и железнодорожного магната Польши. [ 5 ] При финансовой поддержке Кроненберга (первоначально прямой, позже через его Коммерческий банк ) переименованная в то время компания Lilpop, Rau i Loewenstein выросла и стала крупнейшим промышленным конгломератом Польши и одной из крупнейших компаний Императорской России . [ 5 ] Самое главное, что Ян Готлиб Блох и Кроненберг разместили на заводе Лилпоп огромные заказы на двигатели и вагоны для своих постоянно расширяющихся железнодорожных империй. [ 5 ] В результате к 1877 году на Лилпоп, Рау и Левенштейн приходилось более четверти всего промышленного производства Польши. [ 5 ] Кроме того, предприятие производило всевозможные железные и стальные конструкции, трубы, машины, артиллерийские снаряды, полевые кухни и военную технику. [ 1 ] [ 2 ]

Кризис наступил в 1877 году, когда Россия обратилась к меркантилизму, чтобы защитить свои рынки. Высокие тарифы были введены на импорт, в частности, угля, руд, железа и стали; также была создана таможенная граница между Конгрессом Польши и остальной частью России. Чтобы противостоять угрозе лишения сырья, в 1879 году компания Lilpop заключила партнерство с несколькими банкирами и превратила свой старый чугунолитейный завод в современный сталелитейный завод, крупнейший подобный завод в Польше. [ 6 ] Вскоре после этого был построен гигантский железопрокатный завод. [ 6 ] К концу века общий объем производства стали в Королевстве Польском вырос с 18 000 тонн в 1877 году до 270 000 тонн, причем примерно четверть производилась компаниями Lilpop, Rau i Loewenstein. [ 6 ] Кроме того, компания открыла новые заводы по другую сторону новой таможенной границы — в Белой Церкви (до 1878 г.) и Славуте (до 1910 г.). [ 1 ] Он также имел постоянные торговые представительства в Санкт-Петербурге , Москве , Тбилиси , Одессе и Баку . [ 2 ]
В 1885 году завод был электрифицирован и стал одним из первых зданий в Варшаве ; компания также начала экспериментировать с дуговой сваркой , что было новинкой для того времени. [ 7 ] К концу века только на Варшавском заводе работало более 1300 человек. [ 2 ]
В 1905 году умер Бонавентура Теплиц, руководивший компанией 39 лет. [ 5 ] Одним из его последних планов, реализованных в течение следующего десятилетия, был переезд главного завода и его главных офисов в новое, более современное помещение на улице Бема. [ 2 ]
Последние десятилетия (1914–1945)
[ редактировать ]

После начала Первой мировой войны , в 1915 году, завод вместе с большей частью коллектива (около 2000 рабочих в 1914 году) [ 2 ] был эвакуирован в Кременчуг . царскими властями [ 8 ] [ 1 ] Там оборудование завода было захвачено красными в ходе Гражданской войны в России и лишь небольшая часть была возвращена в Варшаву после Советско-польской войны и Рижского мира . [ 1 ] [ 2 ] Тем не менее завод в Варшаве был перестроен и продолжал процветать как один из главных промышленных центров страны. [ 1 ] Между 1921 и 1931 годами завод был модернизирован и расширен, расширив линейку продукции за счет двигателей внутреннего сгорания. [ 1 ] Завод Lilpop производил двигатели поездов, железнодорожные и трамвайные вагоны, кузова автобусов, ходовые части грузовых автомобилей (совместно с Hanomag ), водяные турбины, промышленные стиральные машины, ротодинамические насосы и многие другие изделия. [ 2 ]
В 1925 году фабрика Lilpop представила электрический трамвай Lilpop C , реконструированную и слегка улучшенную версию устаревшего трамвая Typ A , созданную немецким консорциумом, в который входили компании Van der Zyper & Charlier , Siemens-Schuckert , MAN и Falkenried . Основанный на трамвае, представленном 20 лет назад, тип C (купленный в небольших количествах городом Варшавой) стал первым в длинной линейке современных трамваев на его основе, начиная с Lilpop I (1927 г.), [ 9 ] Лилпоп II [ 10 ] и Лилпоп LRL (1929), [ 11 ] Лилпоп G (1932) и Лилпоп III (1939). [ 12 ] Трамваи использовались в Лодзи до 1973 года, некоторые из них были куплены другими городами. [ 12 ]
В 1936 году Lilpop также вошла в автомобильную промышленность. [ 1 ] В начале 1930-х годов государственный холдинг Państwowe Zakłady Inżynieryjne (PZInż) обладал фактически установленной государством монополией на сборку автомобилей. Монополия была отменена в 1936 году, и Lilpop немедленно подписала контракт с General Motors и Opel на сборку автомобилей на их заводах в Варшаве и Люблине. [ 1 ] Решение об отмене монополии привело к тому, что все руководство PZInż ушло со своих постов. [ 13 ]
Производство автомобилей в Lilpop началось менее чем через год и имело большой портфель автомобилей местной сборки. Среди них были легковые автомобили нескольких марок: Buick ( 41 и 90 ), Chevrolet ( Master , Imperial , [ нужна ссылка ] и Седан Такси ), Opel ( P4 , Kadett и Olimpia ). Кроме того, компания предлагала ряд коммерческих и грузовых автомобилей, в том числе фургон Chevrolet 112 , 121 , 131 и 157 грузовик 183 , а также автобус . В период между мировыми войнами Польша была преимущественно аграрной страной со слаборазвитой дорожной сетью и высокими налогами на роскошь автомобилей. Из-за этого общий объем производства оставался низким: в 1938-1939 годах в Польше было собрано около 7000 легковых и грузовых автомобилей. Большинство из них были собраны Lilpop. [ 14 ] [ 1 ]
В 1938 году на заводе работало 3900 рабочих. [ 2 ] В том же году руководство начало строительство нового автозавода в Люблине , которое должно было завершиться в 1940 году и принять на себя автомобильную часть производства. Однако война началась, не успев завершиться. [ 2 ]
Во время Второй мировой войны завод был передан Германии и передан в управление Reichswerke Hermann Göring и продолжил производство, на этот раз для Вермахта . [ 1 ] Когда в 1944 году вспыхнуло Варшавское восстание , оборудование было разобрано и отправлено в Германию вместе с большей частью рабочих. [ 1 ] Пожалуй, самым известным автомобилем, произведенным LRL, был 3-тонный грузовик Chevrolet 157 под названием Kubuś , переоборудованный во время восстания в импровизированный бронетранспортер. После восстания завод был взорван немецкими войсками. [ 1 ] вместе с остальной частью города . Войну пережили только офисные здания. [ 2 ]
Наследие
[ редактировать ]После войны новые коммунистические власти Польши национализировали практически все частные компании, и у компании Lilpop, Rau i Loewenstein не было шансов восстановить частное предприятие. Остальные здания на улице Бема продолжают использоваться как офисы. Пожалуй, единственной частью некогда мощного концерна LRL, которая все еще существует, является Fabryka Samochodów Ciężarowych , люблинское автомобильное отделение Lilpop, которое было перестроено после войны и продолжает производить автомобили, в частности грузовик Tarpan Honker , используемый Польской армией . [ 2 ] Другой частью довоенного концерна, продолжавшего производство после войны, был FSC Star , до 1939 года частично находившийся в собственности дочернего предприятия, производившего компоненты грузовиков для автомобилей Chevrolet производства Lilpop.
За время своего существования компания Lilpop, Rau i Loewenstein также подготовила многих важнейших польских инженеров. Среди тех, кто сотрудничал с компанией, был Кароль Адамецкий. [ 8 ] и пионер дуговой сварки Станислав Ольшевский . [ 7 ] Однако одним из самых известных работников Lilpop является Болеслав Прус , известный польский писатель, который несколько лет проработал там офисным клерком. [ 15 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н ПВН , §1.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Свентек , §1.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Пилатович , с. 139–142.
- ^ Jump up to: а б Моравский , стр. 127, 130–131.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Маркус , с. 85.
- ^ Jump up to: а б с Маркус , с. 86.
- ^ Jump up to: а б Пилатович , с. 180–181.
- ^ Jump up to: а б Пилатович , с. 9–10.
- ^ Дембски , §Lilpop I.
- ^ Дембски , §Lilpop II.
- ^ Дембски , §Lilpop LRL.
- ^ Jump up to: а б Дембски , §Lilpop III.
- ^ Пилатович , стр. 126.
- ^ Маркус , с. 118.
- ^ Песчиковский , стр. 19, 148.
Ссылки
[ редактировать ]- (на польском языке) Войцех Дембски (2006). «Трамвайный подвижной состав» [Трамваи]. Лодзинские трамваи и автобусы . Проверено 13 апреля 2014 г.
- (на польском языке) Песчиковский, Эдвард (1985). Болеслав Прус (2-е изд.). Варшава: Национальное научное издательство. ISBN 83-01-05593-6 .
- (по-английски) Джозеф Маркус (1983). Социальная и политическая история евреев в Польше, 1919–1939 гг . Исследования в области социальных наук. Том. 37. Вальтер де Грюйтер . п. 569. ИСБН 9789027932396 .
- (на польском языке) Кароль Моравски (1997). Лексикон Воли [ Лексикон Воли ]. Варшава: Издательство ПТТК «Край». ISBN 83-7005-389-0 .
- (на польском языке) Юзеф Пилатович; Михал Чапский; Мацей Жак (2001). Юзеф Пилатович; Болеслав Орловский (ред.). Польские инженеры XIX и веков [ XX ] PDF . Том 7: 100 самых выдающихся польских создателей техники. Варшава: Польское общество истории техники. стр. 285. ISBN 8387992151 . Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 г. Проверено 10 апреля 2014 г.
- (на польском языке) PWN (корпоративный автор) (2013). «Towarzystwo Akcyjna Przemysłowe Zakłady Mechanicznych «Lilpop, Rau i Loewenstein» SA» . Экономический словарь PWN . Варшава: Польское научное издательство PWN .
{{cite encyclopedia}}
:|author=
имеет общее имя ( справка ) - (на польском языке) Тадеуш Владислав Свентек (2013). Магдалена Добрановска-Виттельс (ред.). «Металлургический завод Lilpop, Rau and Loewenstein SA» . Сделано в Воле . Проверено 12 апреля 2014 г.
