Jump to content

К. Рудзки и С-ка

К. Рудзки и С-ка
Основан Варшава, Польша (1858 ( 1858 ) )
Основатель Константин Рудзкий
Несуществующий 1948  ( 1948 )
Судьба национализирован и распущен после 1945 г.
Преемник Завод Кранового Оборудования
Штаб-квартира ,
Польша
Количество локаций
2
Владелец Константин Рудзкий
Количество сотрудников
100 в 1860 году
221 в 1879 году
более 1000 в 1914 г. [ 1 ] [ 2 ]

K. Rudzki i S-ka (Konstanty Rudzki & Co. Ltd.) — польская машиностроительная компания. Основанная в Варшаве в 1858 году как чугунолитейный завод судостроительным магнатом Анджеем Артуром Замойским и возглавляемая Константином Рудзким , она вскоре расширилась до машиностроения, стали и машиностроения. К концу 19 века компания со штаб-квартирой в Варшаве и крупным заводом в Минске-Мазовецком стала одним из крупнейших и наиболее опытных подрядчиков по строительству мостов в Центральной и Восточной Европе. [ 3 ] [ 2 ] около 20% мостов, построенных в Российской империи, имеют логотип К. Руцкого. После Первой мировой войны компания пришла в упадок и прекратила производство машин, но продолжила заниматься инжинирингом и строительством. он был национализирован и ликвидирован После Второй мировой войны .

За время своего существования компания отвечала за некоторые из самых инновационных мостовых проектов в мире, в том числе мост Понятовского 1914 года , Хабаровский мост 1916 года (на протяжении десятилетий самый длинный мост в Евразии длиной более 2500 метров) и мост Мауржице 1927 года . первый сварной автомобильный мост в мире.

Акция К. Рудзки и С-ка выпуска 1926 г.

Первоначально литейный завод, составивший ядро ​​будущей компании, назывался просто «К. Рудзки и С-ка» — «К. Рудзки и Ко». (S-ka — современное сокращение слова «Spółka», что означает «Компания»). [ 4 ] Когда фирма расширилась до машиностроения, машиностроения и других областей, ее название было изменено, и до 1932 года она называлась «Towarzystwo Akcyjne Fabryki Machin i Odlewów» K. Рудзки и Ска», что примерно можно перевести как «К. Рудзки и Ко». Завод машин и литья, Акционерное общество». [ 4 ] Официальное название было затем изменено на «Towarzystwo Przemysłu Metalowego» K. Rudzki i Spółka "SA" - "Металлургическая компания 'K. Rudzki & Co. Ltd.'". [ 4 ] Независимо от официального названия компании, фамилия ее основателя стала почти синонимом самой компании, особенно после того, как Константин Рудзкий умер в 1899 году, в разгар расширения компании.

В 1858 году граф Замойский поручил Константину Рудзкому, польскому инженеру, имевшему опыт работы в сталелитейной и горнодобывающей промышленности Западной Европы, создать литейный завод в Варшаве. [ 4 ] Замойскому нужна была специализированная местная фирма для сотрудничества с его расширяющимся судостроительным бизнесом, поэтому он профинансировал создание литейного завода имени К. Рудзки и компания. [ 4 ] Изначально компания фактически представляла собой совместное предприятие трех сторон. Замойский был финансовым спонсором и основным клиентом. [ 5 ] Второй стороной было партнерство Якуба Бэрда и Самуэля Хирша Мюльрада , менеджеров сталелитейных и чугунолитейных заводов в Старопольском промышленном регионе . [ 6 ] Третьим лицом был сам Рудзки, который предоставил необходимые ноу-хау и чья доля должна была быть погашена будущей прибылью новой компании, поскольку он не принес в компанию денег. [ 5 ]

Фотография сепии, на которой видно строительство моста через Неман. С обеих сторон видны завершенные части моста, окруженные деревянными лесами. Между ними собирается деревянный плавучий кран в форме пирамиды.
К. Рудзки и С-ка была единственной фирмой во всей Российской империи, которая одновременно проектировала мосты, производила их, перевозила их части на строительную площадку и строила их вместе с кессонными конструкциями , пилонами и плацдармами . На фото строительство моста через Неман, 1899 г.

Новый завод, первоначально расположенный на пересечении улиц Черняковской и Розбрата в варшавском районе Чернякув , в месте, которое должно было стать Черняковским портом , был одним из самых современных литейных заводов в Королевстве Польском . [ 4 ] Этот район был выбран как из-за близости к порту и основному клиенту, так и из-за доступности рабочих, многие из которых жили в близлежащих районах Варшавы. [ 7 ] Завод был оснащен современной паровой машиной, приводившей в действие вентиляторы двух вагранок , при этом пар в машине нагревался за счет самих печей. [ 4 ] Кроме того, паровая машина приводила в действие токарный завод и ряд других механизмов. [ 4 ] Топливом обеспечивали шесть коксовых печей, установленных на территории предприятия. [ 4 ] В 1860 году на фабрике работало около 100 рабочих, и она производила все виды чугунных , медных и латунных изделий: от сельскохозяйственных машин, железных труб и весов до машин для деревообрабатывающей, пищевой и бумажной промышленности. [ 4 ]

В марте 1860 года Якуб Бэрд умер, и его активы в компании перешли к графу Замойскому. [ 8 ] [ 9 ] В 1862 году он планировал объединить сталелитейный завод К. Рудзки со своей речной верфью и продлить существование предприятия еще на 20 лет, но начало Январского восстания помешало осуществлению его планов. [ 8 ] После восстания Замойский был сослан во Францию, а его речная флотилия и речная верфь перешли в руки других компаний. [ 8 ] [ 9 ] Хотя он оставался де-юре владельцем большинства акций компании еще пару лет, уже 29 января 1863 года Замойскому и Мюльраду было запрещено иметь какой-либо эффективный контроль над компанией. [ 8 ] В результате Рудзки остался фактически единственным акционером и единственным членом совета директоров, который еще имел право голоса. [ 8 ]

После аннексии Конгресса Польши

[ редактировать ]

Компания Рудзки пережила войну и продолжила свою деятельность без поддержки своего некогда главного клиента. [ 4 ] В конце 1860-х годов компания расширила производство машин, открыв новые механические мастерские. [ 4 ] На столетней выставке 1876 года в Филадельфии компания «К. Рудзки и С-ка» представила « Варшавянку» , революционную механическую жатку , считающуюся одним из главных польских изобретений конца XIX века. [ 4 ]

Фотография в стиле сепии, на которой изображены шесть рабочих, стоящих под деревянными лесами, возведенными над кучей камней, в центре которого виден желоб для смешивания цемента.
Рабочие и инженеры на строительстве нового железнодорожного моста через реку Неман близ Олиты , до 1899 года.

В 1866 году Константин Рудзкий подарил часть двора фабрики городу Варшаве и там была построена новая улица, с 1869 года известная как Фабричная – «Фабричная улица». [ 9 ]

К 1873 году Константину Рудзкому удалось приобрести все находящиеся в обращении акции компании за 51 600 рублей. [ 4 ] [ 10 ] Однако он вложил слишком много средств, и компания не смогла погасить свой долг в 12 000 рублей, поэтому в 1878 году Константин Рудзкий был вынужден искать новых партнеров. [ 4 ] [ 11 ] [ 10 ] В конце концов он сохранил за собой 52 процента акций, а остальная часть находилась в руках Альфреда Чарномского , Владислава Мазуровского и Юзефа Корицкого . [ 4 ] [ 12 ] С тех пор компания начала быстро расширяться. В 1879 г. на варшавском заводе Рудзкого работал 221 рабочий, к концу 19 в. их число возросло до 890, а стоимость продукции выросла со 180 000 руб. до 2 132 000 руб. [ 4 ] В 1892 году компания также была официально преобразована в акционерное общество . [ 4 ] [ 13 ]

Фотография сепии строительных работ в виленском местечке Звежинец. Река наполнена деревянными понтонами и элементами возводимых деревянных лесов, на переднем плане на ближнем берегу реки слева виден паровой двигатель, справа группа рабочих управляет высоким деревянным сваебойным станком. На дальнем берегу виден такой же сваебой, а также несколько таунхаусов.
Звежинецкий мост в Вильне построил К. Рудзки и С-ка в 1906 году.
Черно-белая фотография, на которой изображена одна ферма возводимого моста. Стальная полукруглая ферменная конструкция готова и опирается на два пилона, возведенных посреди реки и окруженных строительными лесами. Под мостом виден пароход, а также деревянные временные дамбы и понтонные мосты, по которым можно попасть на строительную площадку.
Строительство Хабаровского моста по проекту Проскурякова

Первоначально К. Рудзки и С-ка извлекли выгоду из быстрой индустриализации Царства Польского. В 1881 году компания получила патент на инновационный метод производства труб, что позволило ей стать одним из главных подрядчиков при строительстве Варшавской водопроводной и канализационной системы. [ 4 ] Другой крупной отраслью деятельности К. Руцкого были железные дороги Российской империи . Компания вышла на рынок как производитель канализационных труб для вокзалов, но вскоре расширилась и занялась строительством мостов. [ 4 ] Благодаря новаторскому подходу Константина Руцкого его фирма стала единственной фирмой во всей Российской империи, способной спроектировать мост, изготовить его, доставить на строительную площадку и построить на месте с кессонными сооружениями и плацдармами. [ 4 ] Кроме того, это была единственная компания в Российской империи, которая строила сложные мосты в отдаленных местах. [ 1 ]

Между 1891 и 1899 годами компания построила множество железнодорожных мостов по всей Российской империи, через реки Волга , Амударья , реки Амур , реки Нева , [ 1 ] Нерча , Инга , [ 14 ] Северная Двина , Хор , Иман и Бикин , [ 4 ] и многие другие. [ 1 ] Основными клиентами были Варшавско-Тереспольская железная дорога , Седльце-Плоцкая железная дорога , Варшавско-Калишская железная дорога , Пермь-Котласская железная дорога , Юго-Западная железная дорога на Украине и Уссурийская железная дорога . [ 4 ] Большинство крупных железнодорожных мостов, построенных в Польше в этот период, также были построены компанией К. Рудзки, в том числе Модлинский мост через Бугонарев и Звежинецкий мост 1906 года в Вильне . [ 15 ] Почти 20% всех мостов, построенных в России в тот период, были построены Константином Рудзким и его инженерами. [ 1 ]

Стальные элементы были полностью произведены на новом заводе, построенном в Минске-Мазовецком . [ 4 ] Затем они доставлялись до конечного пункта либо по железной дороге, либо на корабле (из порта Одессы через Суэцкий канал в Николаевск-на-Амуре на Дальнем Востоке , а затем на речных баржах вверх по течению), а затем собирались работниками компании. и инженеры на месте. [ 4 ] [ 1 ] [ 16 ] В дополнение к производству мостов в 1897 году компания основала новый подшипниковый завод в Варшаве, а также новый завод по производству литой стали , первое подобное предприятие в Варшаве. [ 4 ] В 1893 году Константин Рудзкий отошел от управления повседневной деятельностью компании, но оставался ее президентом до своей смерти в 1899 году. [ 4 ] В этот последний период он сосредоточился в основном на улучшении условий труда и безопасности. Среди других действий он профинансировал создание приюта для престарелых и рабочих-инвалидов, а в 1895 году оплатил страхование всех рабочих . [ 4 ]

Мост Понятовского , Варшава, построен в 1904–1914 гг.

В начале 20 века деятельность по строительству мостов расширилась еще больше. В 1902 К. Рудзки и С-ка заключили картельное соглашение с несколькими аналогичными русскими фирмами и обеспечили себе 17 процентов всех контрактов на строительство мостов в Российской империи. [ 4 ] [ 17 ] Всего за первые два десятилетия 20-го века компания построила 5000 метров стальных автомобильных мостов и 24000 метров различных железнодорожных мостов для 37 различных железнодорожных компаний, а также обеспечила их сетью водопроводов протяженностью более 2 миллионов метров. [ 1 ] Среди стальных мостов, построенных К. Рудзким, был варшавский мост Понятовского , а также большинство Транссибирской магистрали речных переходов , в том числе Хабаровский мост 1916 года (длиной более 2500 метров на протяжении десятилетий являвшийся самым длинным мостом в Евразии). [ 18 ] ). [ 1 ] Компания также строила мосты для железной дороги Оренбург-Ташкент . [ 19 ] Санкт-Петербург-Варшавская железная дорога , Амурская железная дорога (все мосты на восточном и среднем участках линии), Уссурийская железная дорога и Китайско-Восточная железная дорога и другие. [ 3 ] Компания также была одним из основных подрядчиков при строительстве костела Св. Петра и Павла в Варшаве (ныне церковь Св. Варвары в Варшаве ) (1894 г.) и Гале Мировских (1899-1901 гг.), [ 4 ] она также продолжала производить оборудование для железнодорожных компаний, мостовые краны , лифты, артиллерию , котлы , центробежные насосы , водяные турбины и многие другие виды техники. [ 20 ] [ 21 ] Он также был одним из главных военных подрядчиков, производя артиллерийские снаряды (с 1905 г.), шрапнельные боеприпасы (с 1909 г.) и ангары для дирижаблей (1914 г.). [ 21 ] За период с 1893 по 1914 год капитал общества увеличился в 6 раз, с 600 000 рублей до более 4 миллионов. [ 20 ] Общая стоимость продажи за 1914 год составила 11,6 миллиона рублей. [ 20 ]

Мауржицкий мост , построенный в 1929 году.
Ральф-Стетис Автомобиль

Рост компании остановился из-за начала Первой мировой войны. [ 20 ] После войны, русской революции и польско-большевистской войны компания была навсегда отрезана от своих восточных рынков, а производственные подразделения фирмы так и не восстановились. Она продолжала работать как строительно-инжиниринговая компания. [ 20 ] Несмотря на попытки выйти на рынок автомобильного производства через автомобили Ральфа-Стетиша , в 1933 году Варшавский завод был полностью закрыт, и остался работать только Минский Мазовецкий завод. [ 20 ] Тем не менее капитал послевоенной компании оставался высоким: в 1924 году он составлял более 4,32 миллиона польских злотых . [ 20 ] Компания продолжала участвовать в некоторых из самых сложных инженерных проектов межвоенного периода , включая строительство моста Мауржице , первого сварного автомобильного моста в мире, в 1927 году. [ 22 ] [ 23 ] [ 1 ] Он также построил Трансатлантическую радиостанцию ​​в Старе-Бабицах , одну из крупнейших радиостанций той эпохи. [ 1 ] Однако отчасти из-за Великой депрессии объем продаж продолжал падать: с 17,5 миллионов злотых в 1929 году до 5,7 миллионов в 1936 году. [ 20 ] Однако компания по-прежнему была одним из основных строителей мостов в Польше, обеспечив множество престижных контрактов, таких как мост Игнация Мосцицкого в Пулавах . [ 1 ]

Одним из последних мостов, построенных К. Рудзким и С-кой перед войной, был мост Легионов маршала Юзефа Пилсудского через Вислу в Плоцке . [ 1 ] Трудное строительство самого длинного на тот момент моста в Польше завершили менее чем за два года К. Рудзки и С-ка и еще одна компания, Przedsiębiorstwo Robot Inżynieryjnych Leszek Muszyński. [ 24 ] Мост был открыт для движения в конце 1938 года и снесен только год спустя, на начальных этапах вторжения в Польшу . [ 24 ]

Во время Второй мировой войны завод был национализирован нацистскими немцами, передан концерну Krupp и переименован в Krupp Bridge Factory. Первоначально здесь располагался немецкий лагерь для польских, французских и советских военнопленных . [ 25 ] Со временем лагерь для военнопленных был перенесен в другое место неподалеку, а фабрика стала все больше полагаться на рабский труд , особенно из Миньско-Мазовецкого гетто . [ 25 ] После ликвидации гетто в 1942 году на бывшем заводе Рудзки осталось несколько сотен еврейских рабочих, но последние 104 из них были массово убиты немцами 5 июня 1943 года.

После Второй мировой войны завод был национализирован и официально прекратил свое существование в 1948 году. [ 20 ] Ее производственный завод в Минске-Мазовецком во время войны не пострадал. [ 25 ] но был национализирован, а затем перешел во владение новой государственной компании, производящей стальные элементы для строительства мостов, мостовых кранов и аналогичного оборудования. Ее потомок сейчас действует под названием Fabryka Urządzeń Dźwigowych .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л МБ , стр. 10–11.
  2. ^ Jump up to: а б Езерский и Лещиньская , стр. 185.
  3. ^ Jump up to: а б Войдыга , с. 63–67.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление Пилатович , с. 210–213.
  5. ^ Jump up to: а б Косим, ​​Колодейчик и Лескевичова , с. 63–68.
  6. ^ Косим, ​​Колодзейчик и Лескевичова , стр. 63–64.
  7. ^ Казимерский , стр. 303–306.
  8. ^ Jump up to: а б с д и Косим, ​​Колодзейчик и Лескевичова , стр. 76.
  9. ^ Jump up to: а б с Казимерский , стр. 303.
  10. ^ Jump up to: а б Пустула , стр. 151.
  11. ^ Косим, ​​Колодзейчик и Лескевичова , стр. 78.
  12. ^ Косим, ​​Колодзейчик и Лескевичова , стр. 79–82.
  13. ^ Косим, ​​Колодзейчик и Лескевичова , стр. 87.
  14. ^ Орловский , стр. 47.
  15. ^ Янковский , с. 210.
  16. ^ Янковский , с. 272.
  17. ^ Казимерский , стр. 306.
  18. ^ Орловский , стр. 46–48.
  19. ^ Янковский , стр. 268–272.
  20. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я ПВН , §1.
  21. ^ Jump up to: а б Казимерский , стр. 308.
  22. ^ Чен и Дуань , стр. 600–601.
  23. ^ Войдыга , стр. 70.
  24. ^ Jump up to: а б Блинкевич , §Новаторские фонды.
  25. ^ Jump up to: а б с Кулиговский , с. 9–26.

Библиография

[ редактировать ]
  • (на польском языке) Кшиштоф Блинкевич (19 декабря 2013 г.). « Мосту Легионов – 75 лет». Газета Выборча (19.12.2013). ISSN   0860-908X . Проверено 8 апреля 2014 г.
  • (на польском языке) Анджей Езерский; Цецилия Лещиньская (1997). Польши Экономическая история . Варшава: Ключевой текст. стр. 560. ISBN  8387251100 .
  • (на польском языке) Болеслав Орловский (октябрь 2006 г.). «Транссибирская магистраль: вклад Польши в ее строительство » (PDF) . Инженер-строитель . ISSN   1732-3428 . Проверено 14 апреля 2014 г.
  • (по-английски) Чен, Вай-Фа; Дуань, Лиан (2013). Справочник по международному мостостроению . ЦРК Пресс . ISBN  978-1-4398-1029-3 .
  • (на польском языке) Януш Янковский (1973). Польская академия наук (корпоративный автор) (ред.). Мосты в Польше и польские мостостроители: с древнейших времен до конца Первой мировой войны [ Мосты в Польше и польские мостостроители; с древнейших времен до конца Первой мировой войны ]. Монографии по истории науки и техники. Том 83. Гданьск: Zakład Narodowy im. Семья Оссолинских . стр. 346. ПБ 1974/1633. {{cite book}}: |editor1= имеет общее имя ( справка )
  • (на польском языке) разные авторы (1978). Юзеф Казимерский (ред.). Крупные промышленные предприятия Варшавы . Варшава: PWN. стр. 860. ПБ 1978/4462.
  • (на польском языке) разные авторы; Институт истории Польской академии наук (корпоративный автор) (1971). Джон Косим; Рышард Колодзейчик; Янина Лескевичова (ред.). Варшава в XIX веке: 1795-1918, вып. 2 [ Варшава в XIX веке: 1795-1918, т. 2 ]. Варшавские исследования. Том 9. Варшава: Państwowe Wydawnictwo Naukowe . стр. 349. ПБ 1971/8744. {{cite book}}: |author2= имеет общее имя ( справка )
  • (на польском языке) Януш Кулиговский (2001). Януш Кулиговский; Кшиштоф Щиперский (ред.). « Кратчайшая история Минска-Мазовецкого » (PDF) . Ежегодник Минско-Мазовецкого воеводства (8). Минск-Мазовецкий: ТПММ. ISSN   1232-633X .
  • (на польском языке) мб (октябрь 2009 г.). Агнешка Кузьма-Филипек (ред.). «Historia warta zapamiętania» [История, которую стоит помнить] (PDF) . Панорама . 04 (17): 10–11. Архивировано из оригинала (PDF) 10 июня 2015 года . Проверено 7 ноября 2013 г.
  • (на польском языке) Юзеф Пилатович; Михал Чапский; Мацей Жак (2001). Юзеф Пилатович; Болеслав Орловский (ред.). Польские инженеры XIX и веков [ XX ] PDF . Том 7: 100 самых выдающихся польских создателей техники. Варшава: Польское общество истории техники. стр. 285. ISBN  8387992151 . Архивировано из оригинала (PDF) 1 февраля 2014 г. Проверено 7 апреля 2014 г.
  • (на польском языке) Збигнев Пустула (1968). Институт истории Польской академии наук (корпоративный автор) (ред.). Истоки монополистического капитала в сталелитейной промышленности Королевства Польского: 1882-1900 [ Первые дни монополистического капитала в сталелитейной промышленности Королевства Польского; 1882-1900 ]. Исследования по истории промышленности и рабочего класса в Польше. Том 7. Варшава: Национальное научное издательство. стр. 285. ПБ 1968/7917. {{cite book}}: |editor1= имеет общее имя ( справка )
  • (на польском языке) Войдыга, Петр (2009). «Мосты К. Рудзки и Ко» (pdf) . Миньско-Мазовецкий ежегодник . 2009 (17): 63–74. ISSN   1232-633X . Проверено 7 ноября 2013 г.
  • (на польском языке) PWN (корпоративный автор) (2013). «Общество металлургической промышленности» К. Рудзки и Спулка «СА» . Экономический словарь PWN . Варшава: Польское научное издательство PWN . {{cite encyclopedia}}: |author= имеет общее имя ( справка )
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 125928bfcb36094bec07d6b9b9769df8__1702988220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/12/f8/125928bfcb36094bec07d6b9b9769df8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
K. Rudzki i S-ka - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)