К. Рудзки и С-ка
![]() | |
![]() Мемориальная доска на мосту Понятовского в Варшаве , на которой в качестве подрядчика указан К. Рудзки и С-ка. | |
Основан | Варшава, Польша (1858 | )
---|---|
Основатель | Константин Рудзкий |
Несуществующий | 1948 |
Судьба | национализирован и распущен после 1945 г. |
Преемник | Завод Кранового Оборудования |
Штаб-квартира | Варшава и Минск-Мазовецкий. , Польша |
Количество локаций | 2 |
Владелец | Константин Рудзкий |
Количество сотрудников | 100 в 1860 году 221 в 1879 году более 1000 в 1914 г. [ 1 ] [ 2 ] |
K. Rudzki i S-ka (Konstanty Rudzki & Co. Ltd.) — польская машиностроительная компания. Основанная в Варшаве в 1858 году как чугунолитейный завод судостроительным магнатом Анджеем Артуром Замойским и возглавляемая Константином Рудзким , она вскоре расширилась до машиностроения, стали и машиностроения. К концу 19 века компания со штаб-квартирой в Варшаве и крупным заводом в Минске-Мазовецком стала одним из крупнейших и наиболее опытных подрядчиков по строительству мостов в Центральной и Восточной Европе. [ 3 ] [ 2 ] около 20% мостов, построенных в Российской империи, имеют логотип К. Руцкого. После Первой мировой войны компания пришла в упадок и прекратила производство машин, но продолжила заниматься инжинирингом и строительством. он был национализирован и ликвидирован После Второй мировой войны .
За время своего существования компания отвечала за некоторые из самых инновационных мостовых проектов в мире, в том числе мост Понятовского 1914 года , Хабаровский мост 1916 года (на протяжении десятилетий самый длинный мост в Евразии длиной более 2500 метров) и мост Мауржице 1927 года . первый сварной автомобильный мост в мире.
Имена
[ редактировать ]
Первоначально литейный завод, составивший ядро будущей компании, назывался просто «К. Рудзки и С-ка» — «К. Рудзки и Ко». (S-ka — современное сокращение слова «Spółka», что означает «Компания»). [ 4 ] Когда фирма расширилась до машиностроения, машиностроения и других областей, ее название было изменено, и до 1932 года она называлась «Towarzystwo Akcyjne Fabryki Machin i Odlewów» K. Рудзки и Ска», что примерно можно перевести как «К. Рудзки и Ко». Завод машин и литья, Акционерное общество». [ 4 ] Официальное название было затем изменено на «Towarzystwo Przemysłu Metalowego» K. Rudzki i Spółka "SA" - "Металлургическая компания 'K. Rudzki & Co. Ltd.'". [ 4 ] Независимо от официального названия компании, фамилия ее основателя стала почти синонимом самой компании, особенно после того, как Константин Рудзкий умер в 1899 году, в разгар расширения компании.
История
[ редактировать ]В 1858 году граф Замойский поручил Константину Рудзкому, польскому инженеру, имевшему опыт работы в сталелитейной и горнодобывающей промышленности Западной Европы, создать литейный завод в Варшаве. [ 4 ] Замойскому нужна была специализированная местная фирма для сотрудничества с его расширяющимся судостроительным бизнесом, поэтому он профинансировал создание литейного завода имени К. Рудзки и компания. [ 4 ] Изначально компания фактически представляла собой совместное предприятие трех сторон. Замойский был финансовым спонсором и основным клиентом. [ 5 ] Второй стороной было партнерство Якуба Бэрда и Самуэля Хирша Мюльрада , менеджеров сталелитейных и чугунолитейных заводов в Старопольском промышленном регионе . [ 6 ] Третьим лицом был сам Рудзки, который предоставил необходимые ноу-хау и чья доля должна была быть погашена будущей прибылью новой компании, поскольку он не принес в компанию денег. [ 5 ]

Новый завод, первоначально расположенный на пересечении улиц Черняковской и Розбрата в варшавском районе Чернякув , в месте, которое должно было стать Черняковским портом , был одним из самых современных литейных заводов в Королевстве Польском . [ 4 ] Этот район был выбран как из-за близости к порту и основному клиенту, так и из-за доступности рабочих, многие из которых жили в близлежащих районах Варшавы. [ 7 ] Завод был оснащен современной паровой машиной, приводившей в действие вентиляторы двух вагранок , при этом пар в машине нагревался за счет самих печей. [ 4 ] Кроме того, паровая машина приводила в действие токарный завод и ряд других механизмов. [ 4 ] Топливом обеспечивали шесть коксовых печей, установленных на территории предприятия. [ 4 ] В 1860 году на фабрике работало около 100 рабочих, и она производила все виды чугунных , медных и латунных изделий: от сельскохозяйственных машин, железных труб и весов до машин для деревообрабатывающей, пищевой и бумажной промышленности. [ 4 ]
В марте 1860 года Якуб Бэрд умер, и его активы в компании перешли к графу Замойскому. [ 8 ] [ 9 ] В 1862 году он планировал объединить сталелитейный завод К. Рудзки со своей речной верфью и продлить существование предприятия еще на 20 лет, но начало Январского восстания помешало осуществлению его планов. [ 8 ] После восстания Замойский был сослан во Францию, а его речная флотилия и речная верфь перешли в руки других компаний. [ 8 ] [ 9 ] Хотя он оставался де-юре владельцем большинства акций компании еще пару лет, уже 29 января 1863 года Замойскому и Мюльраду было запрещено иметь какой-либо эффективный контроль над компанией. [ 8 ] В результате Рудзки остался фактически единственным акционером и единственным членом совета директоров, который еще имел право голоса. [ 8 ]
После аннексии Конгресса Польши
[ редактировать ]Компания Рудзки пережила войну и продолжила свою деятельность без поддержки своего некогда главного клиента. [ 4 ] В конце 1860-х годов компания расширила производство машин, открыв новые механические мастерские. [ 4 ] На столетней выставке 1876 года в Филадельфии компания «К. Рудзки и С-ка» представила « Варшавянку» , революционную механическую жатку , считающуюся одним из главных польских изобретений конца XIX века. [ 4 ]

В 1866 году Константин Рудзкий подарил часть двора фабрики городу Варшаве и там была построена новая улица, с 1869 года известная как Фабричная – «Фабричная улица». [ 9 ]
К 1873 году Константину Рудзкому удалось приобрести все находящиеся в обращении акции компании за 51 600 рублей. [ 4 ] [ 10 ] Однако он вложил слишком много средств, и компания не смогла погасить свой долг в 12 000 рублей, поэтому в 1878 году Константин Рудзкий был вынужден искать новых партнеров. [ 4 ] [ 11 ] [ 10 ] В конце концов он сохранил за собой 52 процента акций, а остальная часть находилась в руках Альфреда Чарномского , Владислава Мазуровского и Юзефа Корицкого . [ 4 ] [ 12 ] С тех пор компания начала быстро расширяться. В 1879 г. на варшавском заводе Рудзкого работал 221 рабочий, к концу 19 в. их число возросло до 890, а стоимость продукции выросла со 180 000 руб. до 2 132 000 руб. [ 4 ] В 1892 году компания также была официально преобразована в акционерное общество . [ 4 ] [ 13 ]


Первоначально К. Рудзки и С-ка извлекли выгоду из быстрой индустриализации Царства Польского. В 1881 году компания получила патент на инновационный метод производства труб, что позволило ей стать одним из главных подрядчиков при строительстве Варшавской водопроводной и канализационной системы. [ 4 ] Другой крупной отраслью деятельности К. Руцкого были железные дороги Российской империи . Компания вышла на рынок как производитель канализационных труб для вокзалов, но вскоре расширилась и занялась строительством мостов. [ 4 ] Благодаря новаторскому подходу Константина Руцкого его фирма стала единственной фирмой во всей Российской империи, способной спроектировать мост, изготовить его, доставить на строительную площадку и построить на месте с кессонными сооружениями и плацдармами. [ 4 ] Кроме того, это была единственная компания в Российской империи, которая строила сложные мосты в отдаленных местах. [ 1 ]
Между 1891 и 1899 годами компания построила множество железнодорожных мостов по всей Российской империи, через реки Волга , Амударья , реки Амур , реки Нева , [ 1 ] Нерча , Инга , [ 14 ] Северная Двина , Хор , Иман и Бикин , [ 4 ] и многие другие. [ 1 ] Основными клиентами были Варшавско-Тереспольская железная дорога , Седльце-Плоцкая железная дорога , Варшавско-Калишская железная дорога , Пермь-Котласская железная дорога , Юго-Западная железная дорога на Украине и Уссурийская железная дорога . [ 4 ] Большинство крупных железнодорожных мостов, построенных в Польше в этот период, также были построены компанией К. Рудзки, в том числе Модлинский мост через Бугонарев и Звежинецкий мост 1906 года в Вильне . [ 15 ] Почти 20% всех мостов, построенных в России в тот период, были построены Константином Рудзким и его инженерами. [ 1 ]
Стальные элементы были полностью произведены на новом заводе, построенном в Минске-Мазовецком . [ 4 ] Затем они доставлялись до конечного пункта либо по железной дороге, либо на корабле (из порта Одессы через Суэцкий канал в Николаевск-на-Амуре на Дальнем Востоке , а затем на речных баржах вверх по течению), а затем собирались работниками компании. и инженеры на месте. [ 4 ] [ 1 ] [ 16 ] В дополнение к производству мостов в 1897 году компания основала новый подшипниковый завод в Варшаве, а также новый завод по производству литой стали , первое подобное предприятие в Варшаве. [ 4 ] В 1893 году Константин Рудзкий отошел от управления повседневной деятельностью компании, но оставался ее президентом до своей смерти в 1899 году. [ 4 ] В этот последний период он сосредоточился в основном на улучшении условий труда и безопасности. Среди других действий он профинансировал создание приюта для престарелых и рабочих-инвалидов, а в 1895 году оплатил страхование всех рабочих . [ 4 ]
20 век
[ редактировать ]В начале 20 века деятельность по строительству мостов расширилась еще больше. В 1902 К. Рудзки и С-ка заключили картельное соглашение с несколькими аналогичными русскими фирмами и обеспечили себе 17 процентов всех контрактов на строительство мостов в Российской империи. [ 4 ] [ 17 ] Всего за первые два десятилетия 20-го века компания построила 5000 метров стальных автомобильных мостов и 24000 метров различных железнодорожных мостов для 37 различных железнодорожных компаний, а также обеспечила их сетью водопроводов протяженностью более 2 миллионов метров. [ 1 ] Среди стальных мостов, построенных К. Рудзким, был варшавский мост Понятовского , а также большинство Транссибирской магистрали речных переходов , в том числе Хабаровский мост 1916 года (длиной более 2500 метров на протяжении десятилетий являвшийся самым длинным мостом в Евразии). [ 18 ] ). [ 1 ] Компания также строила мосты для железной дороги Оренбург-Ташкент . [ 19 ] Санкт-Петербург-Варшавская железная дорога , Амурская железная дорога (все мосты на восточном и среднем участках линии), Уссурийская железная дорога и Китайско-Восточная железная дорога и другие. [ 3 ] Компания также была одним из основных подрядчиков при строительстве костела Св. Петра и Павла в Варшаве (ныне церковь Св. Варвары в Варшаве ) (1894 г.) и Гале Мировских (1899-1901 гг.), [ 4 ] она также продолжала производить оборудование для железнодорожных компаний, мостовые краны , лифты, артиллерию , котлы , центробежные насосы , водяные турбины и многие другие виды техники. [ 20 ] [ 21 ] Он также был одним из главных военных подрядчиков, производя артиллерийские снаряды (с 1905 г.), шрапнельные боеприпасы (с 1909 г.) и ангары для дирижаблей (1914 г.). [ 21 ] За период с 1893 по 1914 год капитал общества увеличился в 6 раз, с 600 000 рублей до более 4 миллионов. [ 20 ] Общая стоимость продажи за 1914 год составила 11,6 миллиона рублей. [ 20 ]


Рост компании остановился из-за начала Первой мировой войны. [ 20 ] После войны, русской революции и польско-большевистской войны компания была навсегда отрезана от своих восточных рынков, а производственные подразделения фирмы так и не восстановились. Она продолжала работать как строительно-инжиниринговая компания. [ 20 ] Несмотря на попытки выйти на рынок автомобильного производства через автомобили Ральфа-Стетиша , в 1933 году Варшавский завод был полностью закрыт, и остался работать только Минский Мазовецкий завод. [ 20 ] Тем не менее капитал послевоенной компании оставался высоким: в 1924 году он составлял более 4,32 миллиона польских злотых . [ 20 ] Компания продолжала участвовать в некоторых из самых сложных инженерных проектов межвоенного периода , включая строительство моста Мауржице , первого сварного автомобильного моста в мире, в 1927 году. [ 22 ] [ 23 ] [ 1 ] Он также построил Трансатлантическую радиостанцию в Старе-Бабицах , одну из крупнейших радиостанций той эпохи. [ 1 ] Однако отчасти из-за Великой депрессии объем продаж продолжал падать: с 17,5 миллионов злотых в 1929 году до 5,7 миллионов в 1936 году. [ 20 ] Однако компания по-прежнему была одним из основных строителей мостов в Польше, обеспечив множество престижных контрактов, таких как мост Игнация Мосцицкого в Пулавах . [ 1 ]
Одним из последних мостов, построенных К. Рудзким и С-кой перед войной, был мост Легионов маршала Юзефа Пилсудского через Вислу в Плоцке . [ 1 ] Трудное строительство самого длинного на тот момент моста в Польше завершили менее чем за два года К. Рудзки и С-ка и еще одна компания, Przedsiębiorstwo Robot Inżynieryjnych Leszek Muszyński. [ 24 ] Мост был открыт для движения в конце 1938 года и снесен только год спустя, на начальных этапах вторжения в Польшу . [ 24 ]
Во время Второй мировой войны завод был национализирован нацистскими немцами, передан концерну Krupp и переименован в Krupp Bridge Factory. Первоначально здесь располагался немецкий лагерь для польских, французских и советских военнопленных . [ 25 ] Со временем лагерь для военнопленных был перенесен в другое место неподалеку, а фабрика стала все больше полагаться на рабский труд , особенно из Миньско-Мазовецкого гетто . [ 25 ] После ликвидации гетто в 1942 году на бывшем заводе Рудзки осталось несколько сотен еврейских рабочих, но последние 104 из них были массово убиты немцами 5 июня 1943 года.
После Второй мировой войны завод был национализирован и официально прекратил свое существование в 1948 году. [ 20 ] Ее производственный завод в Минске-Мазовецком во время войны не пострадал. [ 25 ] но был национализирован, а затем перешел во владение новой государственной компании, производящей стальные элементы для строительства мостов, мостовых кранов и аналогичного оборудования. Ее потомок сейчас действует под названием Fabryka Urządzeń Dźwigowych .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л МБ , стр. 10–11.
- ^ Jump up to: а б Езерский и Лещиньская , стр. 185.
- ^ Jump up to: а б Войдыга , с. 63–67.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление Пилатович , с. 210–213.
- ^ Jump up to: а б Косим, Колодейчик и Лескевичова , с. 63–68.
- ^ Косим, Колодзейчик и Лескевичова , стр. 63–64.
- ^ Казимерский , стр. 303–306.
- ^ Jump up to: а б с д и Косим, Колодзейчик и Лескевичова , стр. 76.
- ^ Jump up to: а б с Казимерский , стр. 303.
- ^ Jump up to: а б Пустула , стр. 151.
- ^ Косим, Колодзейчик и Лескевичова , стр. 78.
- ^ Косим, Колодзейчик и Лескевичова , стр. 79–82.
- ^ Косим, Колодзейчик и Лескевичова , стр. 87.
- ^ Орловский , стр. 47.
- ^ Янковский , с. 210.
- ^ Янковский , с. 272.
- ^ Казимерский , стр. 306.
- ^ Орловский , стр. 46–48.
- ^ Янковский , стр. 268–272.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я ПВН , §1.
- ^ Jump up to: а б Казимерский , стр. 308.
- ^ Чен и Дуань , стр. 600–601.
- ^ Войдыга , стр. 70.
- ^ Jump up to: а б Блинкевич , §Новаторские фонды.
- ^ Jump up to: а б с Кулиговский , с. 9–26.
Библиография
[ редактировать ]- (на польском языке) Кшиштоф Блинкевич (19 декабря 2013 г.). « Мосту Легионов – 75 лет». Газета Выборча (19.12.2013). ISSN 0860-908X . Проверено 8 апреля 2014 г.
- (на польском языке) Анджей Езерский; Цецилия Лещиньская (1997). Польши Экономическая история . Варшава: Ключевой текст. стр. 560. ISBN 8387251100 .
- (на польском языке) Болеслав Орловский (октябрь 2006 г.). «Транссибирская магистраль: вклад Польши в ее строительство » (PDF) . Инженер-строитель . ISSN 1732-3428 . Проверено 14 апреля 2014 г.
- (по-английски) Чен, Вай-Фа; Дуань, Лиан (2013). Справочник по международному мостостроению . ЦРК Пресс . ISBN 978-1-4398-1029-3 .
- (на польском языке) Януш Янковский (1973). Польская академия наук (корпоративный автор) (ред.). Мосты в Польше и польские мостостроители: с древнейших времен до конца Первой мировой войны [ Мосты в Польше и польские мостостроители; с древнейших времен до конца Первой мировой войны ]. Монографии по истории науки и техники. Том 83. Гданьск: Zakład Narodowy im. Семья Оссолинских . стр. 346. ПБ 1974/1633.
{{cite book}}
:|editor1=
имеет общее имя ( справка ) - (на польском языке) разные авторы (1978). Юзеф Казимерский (ред.). Крупные промышленные предприятия Варшавы . Варшава: PWN. стр. 860. ПБ 1978/4462.
- (на польском языке) разные авторы; Институт истории Польской академии наук (корпоративный автор) (1971). Джон Косим; Рышард Колодзейчик; Янина Лескевичова (ред.). Варшава в XIX веке: 1795-1918, вып. 2 [ Варшава в XIX веке: 1795-1918, т. 2 ]. Варшавские исследования. Том 9. Варшава: Państwowe Wydawnictwo Naukowe . стр. 349. ПБ 1971/8744.
{{cite book}}
:|author2=
имеет общее имя ( справка ) - (на польском языке) Януш Кулиговский (2001). Януш Кулиговский; Кшиштоф Щиперский (ред.). « Кратчайшая история Минска-Мазовецкого » (PDF) . Ежегодник Минско-Мазовецкого воеводства (8). Минск-Мазовецкий: ТПММ. ISSN 1232-633X .
- (на польском языке) мб (октябрь 2009 г.). Агнешка Кузьма-Филипек (ред.). «Historia warta zapamiętania» [История, которую стоит помнить] (PDF) . Панорама . 04 (17): 10–11. Архивировано из оригинала (PDF) 10 июня 2015 года . Проверено 7 ноября 2013 г.
- (на польском языке) Юзеф Пилатович; Михал Чапский; Мацей Жак (2001). Юзеф Пилатович; Болеслав Орловский (ред.). Польские инженеры XIX и веков [ XX ] PDF . Том 7: 100 самых выдающихся польских создателей техники. Варшава: Польское общество истории техники. стр. 285. ISBN 8387992151 . Архивировано из оригинала (PDF) 1 февраля 2014 г. Проверено 7 апреля 2014 г.
- (на польском языке) Збигнев Пустула (1968). Институт истории Польской академии наук (корпоративный автор) (ред.). Истоки монополистического капитала в сталелитейной промышленности Королевства Польского: 1882-1900 [ Первые дни монополистического капитала в сталелитейной промышленности Королевства Польского; 1882-1900 ]. Исследования по истории промышленности и рабочего класса в Польше. Том 7. Варшава: Национальное научное издательство. стр. 285. ПБ 1968/7917.
{{cite book}}
:|editor1=
имеет общее имя ( справка ) - (на польском языке) Войдыга, Петр (2009). «Мосты К. Рудзки и Ко» (pdf) . Миньско-Мазовецкий ежегодник . 2009 (17): 63–74. ISSN 1232-633X . Проверено 7 ноября 2013 г.
- (на польском языке) PWN (корпоративный автор) (2013). «Общество металлургической промышленности» К. Рудзки и Спулка «СА» . Экономический словарь PWN . Варшава: Польское научное издательство PWN .
{{cite encyclopedia}}
:|author=
имеет общее имя ( справка )

- Производственные компании, основанные в 1858 году.
- Производственные компании ликвидированы в 1948 году.
- Инжиниринговые компании Польши
- Несуществующие компании Польши
- Компании, базирующиеся в Варшаве
- Мостовые компании
- Заведения 1858 года в Российской Империи
- 1858 заведений в Польше
- Места Холокоста в Польше
- Компании, причастные к Холокосту
- Строительные и инженерные компании Польши
- Строительные и инженерные компании, основанные в 1858 году.
- Несуществующие производственные компании Польши
- Компании, созданные во Второй Польской Республике
- Польские акционерные общества