Ральф-Стетис
Ральф-Стетис | |
---|---|
Обзор | |
Производитель | К. Рудзки и С-ка |
Также называется | Стетыш |
Производство | 1924-1929 |
Сборка | Польша : Варшава Франция : Париж |
Дизайнер | Стефан Тышкевич |
Силовой агрегат | |
Двигатель | Р4 1500 куб.см Р6 2760 куб.см |
Ralf-Stetysz ( [ˈralf stɛtɨʂ] ) — марка одного из первых польских производителей автомобилей , основанная во Франции и переведенная в Польшу в 1920-х годах. [ 1 ] Она была образована в 1924 году, когда граф Стефан Тышкевич , изобретатель и инженер-механик, основал небольшую автомобильную фирму «Automobiles Ralf Stetysz» в Булонь-Бийанкур под Парижем . Название представляло собой аббревиатуру на польском языке от названия « R olniczo A utomobilowo- L otnicza F abryka Ste fana Tysz kiewicza» — «Сельскохозяйственный автомобильно-авиационный завод Стефана Тышкевича»). [ 2 ]
Тышкевич спроектировал несколько прототипов, во многом опираясь на конструкции современных французских автомобилей, но лучше подходящих для унылых польских дорог того времени. Был построен единственный прототип с усиленной подвеской, блокируемым дифференциалом и мощным двигателем Continental . Он был представлен на Парижском автосалоне 1926 и 1927 годов , где получил положительные отзывы как хороший «колониальный автомобиль». [ 3 ] Прототип оказался интересным, и в 1927 году Тышкевичу удалось наладить сотрудничество с варшавской компанией K. Rudzki i S-ka , чтобы начать серийное производство под маркой Stetysz. Компания производила все механические детали и собирала автомобили, а кузова производила Plage i Laśkiewicz из Люблина авиационная компания .
В конце концов, Ральф-Стетис выпустил две модели 1929 модельного года, обе доступные в нескольких конфигурациях:
- Стетыш ТА , с 4-цилиндровым двигателем Continental рабочим объемом 1500 куб.см.
- Стетыш ТС , с 6-цилиндровым двигателем Continental объемом 2760 куб.см.
Первоначальная партия из примерно 200 автомобилей обеих моделей оказалась прочной, и их продажи выглядели многообещающе. Автомобили были представлены на Международной выставке в Познани и продавались как «первые автомобили польского производства» и как транспортное средство, «идеально подходящее для плохих дорог». [ 4 ] Автомобиль принимал участие в многочисленных ралли, в том числе в ралли Монте-Карло 1929 года , где поначалу показал себя очень хорошо, прибыв первым в Париж. Однако недалеко от Лиона штурман заболел, и его пришлось госпитализировать, что отняло столько времени, что машина была вынуждена сойти с дистанции.
11 февраля 1929 года варшавский завод Стетиса был полностью уничтожен пожаром вместе с рядом уже готовых автомобилей, ожидающих доставки. Тышкевич хотел восстановить завод, но этот шаг был заблокирован акционерами K. Rudzki & S-ka, фирмы, специализирующейся в основном на строительстве мостов. В конце концов, Стефан Тышкевич смирился с закрытием собственного бренда и вместо этого сосредоточился на импорте и производстве по лицензии моделей FIAT и Mercedes .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сова Александра (2010). Легенды нашего автопрома (PDF) . Сосновец: Wydawnictwo Internetowe E-bookowo. стр. 14. ISBN 9788361184805 .
- ^ Качоровский Б., изд. (2008). «Стефан Тышкевич». Отличные биографии. 3. Первооткрыватели, изобретатели, учёные . Варшава: Научное издательство PWN . стр. 620–621. ISBN 9788301151089 .
- ^ "Автомобиль". Все французские автомобили 1927 года (выставка [Париж, октябрь] 1926 года). Париж: История и коллекции. 78-е: стр. 57. 2006.
- ^ http://polskie-auta.pl/stara/ralf.htm Фотографии автомобилей Ральф-Стетис - Фотографии автомобилей Стетис.
Библиография
[ редактировать ]- http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k605534p.texte Репортаж об автомобиле в парижской ежедневной газете Le Petit Parisien.
- «Автомобиль». Все французские автомобили 1927 года (выставка [Париж, октябрь] 1926 года). Париж: История и коллекции. № 78: стр. 57. 2006.