Стефан Тышкевич
Стефан Евгениуш Тышкевич | |
---|---|
Рожденный | 24 ноября 1894 г. Варшава , Польша |
Умер | 6 февраля 1976 г. Лондон, Великобритания | ( 81 год
Известный | проектирование и производство автомобилей, электронные устройства |
Награды | Орден Святого Георгия (Россия) 1915 Военная мощь (Польша) Гран- при Всемирной выставки в Брюсселе 1958 года. |
Научная карьера | |
Поля | машиностроение, аэрокосмическая промышленность |
Учреждения | Стетыш , 1-й Креховецкий уланский полк , Польский Красный Крест , Суверенный Военный Мальтийский Орден |
Фамильный герб Тышкевичей | |
---|---|
Текущий регион | Польша, Украина, Беларусь, Литва |
Сплоченные семьи | Дом Любомирских , княгини Черногорской Анастасии , Лейхтенберг , Дом Савойи-Кариньяно |
Отличия | Рыцарь Мальты |
Поместье(а) | Ландварув |
Стефан Евгениуш Тышкевич , по-польски Стефан Евгениуш Мария Тышкевич-Логойский z Landwarowa , герб Лелива , (родился 24 ноября 1894 года в Варшаве , умер 6 февраля 1976 года в Лондоне) был представителем польского дворянства , землевладельцем, инженером, изобретателем и пионер польской автомобильной промышленности. Он был награжденным ветераном как мировых войн, так и польско-большевистской войны, а также общественным деятелем. После 1945 года он стал изгнанником, занялся издательским делом и политикой в качестве члена Польского национального совета в Лондоне. До конца своей жизни он был всемирно известным изобретателем.
Фон
[ редактировать ]Стефан был первенцем и вторым ребенком из четырех человек графа Владислава Тышкевича и его жены, княгини Кристины Марии Любомирской . Семья была не просто дворянином, но и магнатом , и Стефан должен был стать последним наследником поместья Лентварис в Литве. Его старшая сестра, Софья Рожа, славилась великой красавицей и вышла замуж за графа Клеменса Потоцкого . [1] Уже в детстве Стефан проявил замечательные способности к технике. В возрасте 14 лет ему удалось получить профессиональное водительское удостоверение в Милане . В 1911 году, когда ему было всего 17 лет, он получил патенты на две системы отопления: одну для автомобилей, другую для летательных аппаратов . В 1913 году он поступил на бакалавриат инженерного факультета Оксфордского университета .
Первая мировая война и русская революция
[ редактировать ]Он был в Польше во время своих первых летних каникул в Оксфорде, когда была объявлена Первая мировая война. Ему так и не удалось вернуться к мечтающим шпилям, а вместо этого он пошел добровольцем в российское отделение Международного Красного Креста . За проявленную храбрость при спасении под огнем семи тяжелораненых солдат он был награжден орденом Святого Георгия . В 1915 году его призвали в армию. Он ушел из Пажеского корпуса в Петербурге . С конца 1916 года — адъютант генерала великого князя Николая Романова , главнокомандующего Кавказской армией . Он познакомился с падчерицей великого князя Николая, которая сама была родственницей нескольких королевских домов Европы, принцессой Еленой Лейхтенбергской (1892–1971). Она была дочерью Георгия Максимилиановича, 6-го герцога Лейхтенбергского и принцессы Анастасии Черногорской . Они поженились в Ялте в июле 1917 года. [2] У пары остался один ребенок, графиня Наталья Тышкевич (1921–2003), которая провела большую часть своей дальнейшей жизни в Швейцарии. [3]
Тышкевич и его жена находились в Крыму в момент начала Октябрьской революции . Стефан смог помочь многим своим соотечественникам уехать оттуда и вернуться в Польшу. Сам он покинул полуостров вместе со своей женой на борту британского корабля вместе с другими членами большой российской королевской семьи после того, как король Георг V смог убедить тогдашнего сопротивляющегося британского премьер-министра Ллойда Джорджа спасти их.
1920-е годы
[ редактировать ]После недолгого пребывания в Италии Тышкевичи вернулись в свою усадьбу Лентварис в 1919 году. Вскоре после этого разразилась польско-большевистская война, и Тышкевичи пошли добровольцем в кавалерию в Виленской области . В 1921 году в качестве делегата начальника штаба Войска Польского он принял участие в работе комиссии Лиги Наций по определению новой польско-литовской границы. После рождения дочери Тышкевич уехал в Париж, чтобы возобновить академическое обучение, прерванное семью годами ранее в Оксфорде. В 1921 году он был принят в Школу политических наук на степень политолога и одновременно посещал лекции в Центральной школе искусств и производств по автомобильным технологиям.
Ральф Стетис
[ редактировать ]В 1924 году он начал работу над проектом конструкции автомобиля с идеей развития моторизованного автомобильного транспорта в Польше. Для этой цели он основал товарищество в Булони-Бийанкуре , пригороде Парижа. Он назвал его «Автомобили Ральфа Стетиша» (сокращение его имени с аббревиатурой на польском языке: R olniczo A utomobilowo- L otnicza F abryka Ste fana Tysz kiewicza , что переводится как «Сельскохозяйственный авиационно-автомобильный завод Стефана Тышкевича»). В его прототипе автомобиля использовался американский двигатель компании Continental Motors . Целью было создание вездеходного пассажирского перевозчика, адаптированного к очень плохой дорожной инфраструктуре и легкого в обслуживании и ремонте. В 1925 году ему удалось выпустить две модели:
- Модель TC с 6-цилиндровым двигателем объемом 2760 см³ и мощностью 42 лошадиные силы.
- Модель ТА с 4-цилиндровым двигателем объемом 1500 см³ и мощностью 20 лошадиных сил. [4]
Автомобиль выставлялся на международных Парижских автосалонах в 1926 и 1927 годах , где завоевал репутацию качественного «колониального» автомобиля. [5] Он также добился успеха на польских спортивных и триальных соревнованиях и участвовал в Восьмом ралли Монте-Карло 1929 года , где получил признание и приз за комфорт и адаптируемость к дальним поездкам. В 1928 году производство было перенесено в Варшаву, на действующую фабрику «К. Рудзки и С-ка'. Кузова автомобилей были изготовлены специалистом по авиатехнике Plage & Laskiewicz из Люблина . Перенося операцию в Польшу, Тышкевичу пришлось поставить под залог все свое семейное состояние. В знак поддержки его жена рассталась с собственной семейной реликвией — изумрудной брошью весом 86 карат, некогда принадлежавшей Екатерине Великой .
11 февраля 1929 года Варшавский завод сгорел. Шесть завершенных автомобилей были потеряны, а 27 близятся к завершению. Одного или двоих удалось спасти. Тышкевич намеревался возобновить производство в своем имении в Лентварисе, но не смог убедить акционеров компании «Стетыш». Всего было выпущено 200 автомобилей Ralf Stetysz. Поэтому после пожара Тышкевич смирился с импортом Mercedes-Benz и Fiat в Польшу автомобилей . Он стал соучредителем «Дорожной лиги» – «Лиги Дроговы» и стал ее президентом в 1933 году. Он также писал об автомобилизации в Польше.
Вторая мировая война
[ редактировать ]Начало войны в 1939 году застало его и его семью на территории Литовской республики, где из-за нехватки бензина он занимался переделкой бензиновых двигателей в газовые. Благодаря контактам с итальянской миссией в Литве он помог полякам избежать конфликта. После оккупации Литвы Советским Союзом в июне 1940 года Тышкевич был арестован и доставлен в Москву, где его пригласили сотрудничать с НКВД , но он отклонил это предложение, запросив вместо этого пропуск в Италию. Он был освобожден из Лубянской тюрьмы в октябре 1941 года и направился в генерала Андерса . армию формировавшуюся тогда в рамках подготовки к массовому исходу из СССР Он был назначен командиром моторизованной части 2-го польского корпуса . Пройдя в Иран, затем в Палестину и Египет, в должности ротмистра – капитана – 1-го Креховецкого уланского полка и офицера связи (или личного адъютанта) ген. Андерса, в 1944 году он был особенно полезен, связавшись с Итальянские части сражаются на стороне союзников. Во время итальянской кампании он был директором Красного Креста в армии Андерса . [6] Во время подготовки к битве при Монте-Кассино он изобрел механизм обнаружения и уничтожения немагнитных противопехотных мин . Его полк был награжден орденом Virtuti Militari .
Послевоенные годы
[ редактировать ]Добравшись с армией Андерса после прекращения боевых действий до Великобритании, Тышкевич поселился в Лондоне. В 1949 году вместе со Станиславом Мацкевичем он опубликовал еженедельник под названием Lwów i Wilno - «Львов и Вильнюс», агитационное издание после аннексии Советским Союзом этих двух этнически разнообразных городов во Второй Польской республике и перемещения сотен тысяч их жителей. , некоторые из которых нашли убежище в Великобритании. [7] Его союзы во время войны привлекли его к полякам, обосновавшимся в Великобритании, но его жена предпочитала жить в Риме, куда он часто бывал. Тем временем его дочь предпочла жить в Женеве , и Брож сообщает, что при встрече они разговаривали на русском языке. У семьи была вилла на Антибе . [8]
В 1950-х годах Тышкевич работал в Турине в компании Fiat, после чего сосредоточился на электронике . Он получил ряд новых патентов, например, «стеновокс», одно из первых записывающих устройств, позже усовершенствованное как «Стетифон». [9] Оба изобретения принесли ему Гран-при на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году. Он также работал над гидроусилителем рулевого управления . Он разработал инвалидное кресло, которое благодаря автоматически изменяемой длине оси могло подниматься и спускаться по лестницам, включая эскалаторы. Еще одним запатентованным изобретением стала багажная тележка, очень похожая на те, которые повсеместно распространены в современных аэропортах. За эти устройства он был награжден золотыми медалями на ярмарках изобретателей в Женеве в 1972 году и Нью-Йорке в 1973 году. Он разработал промышленный степлер, который был отмечен в Брюсселе в 1965 году и в Женеве в 1972 году. Его улучшения в области топливной эффективности двигателей внутреннего сгорания Stetair был награжден на Женевском автосалоне в 1974 году.
Тышкевич давно интересовался аэронавтикой и сотрудничал с бывшей Европейской организацией по разработке ракет-носителей в области несущих ракет, а позже был связан с Европейской организации космических исследований и Европейского космического агентства проектами .
Он принадлежал к Польскому национальному совету. который консультировал польское правительство в изгнании. Он был рыцарем Мальты и трижды избирался в Большой совет. [10] Стефан Тышкевич умер в Лондоне в 1976 году и был похоронен на семейном участке на лондонском Бромптонском кладбище .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ежи Минаковский, Марек. «Стефан Евгениуш граф Тышкевич-Логойский из Ландваровского герба Леливы» .
- ^ Робинсон, Пол (2014). Великий князь Николай Николаевич. Верховный главнокомандующий Российской Армии . Де Калб, Иллинойс: NIU Press.
- ^ Дюран, Николя. «Профиль персонажа – Женевское общество генеалогии» .
- ^ http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k605534p.texte Репортаж о машине в парижской ежедневной газете Le Petit Parisien .
- ^ «Автомобиль». Все французские автомобили 1927 г. (Салон [Париж, октябрь] 1926 г.) . Полет. 78 с. Париж: История и коллекции. 2006. с. 57.
- ^ Пиотровский, Яцек, Эд. Дневники деятельности президента Республики Польша Владислава Рачкевича : 1939 - 1947 - Вроцлав: Видон. Вроцлавский университет, 2004 г. (Acta Universitatis Wratislaviensis; 2687), ISBN 83-229-2566-2 , телефонный номер Берлинской государственной библиотеки: 3 А 128733-2 1а: 3 А 128733-2, с. 527 - Журналы президента Рашкевича, 1939-1947 гг.
- ^ http://ebuw.uw.edu.pl/dlibra/docmetadata?id=7370&from=публикация из библиотеки Варшавского университета, где Тышкевич изображен как редактор в 1949 году.
- ^ Брож, Адам. «Наша газета» , ЗПКМ, 2000: http://archiwum2000.tripod.com/526/malta.html, дата доступа 22 августа 2016 г. Личные воспоминания автора на польском языке о Мальтийских рыцарях и конкретно о С.Тышкевиче.
- ^ «СТЕФАНО ТЫСКЕВИЧ» .
- ^ Брож, Адам. «Наша Газета» , ЗПКМ, 2000: http://archiwum2000.tripod.com/526/malta.html.
[1] http://www.tygodnik.lt/200951/bliska5.htm [ постоянная мертвая ссылка ] Наркович Лилиана «Беженец и лицо без гражданства», доступ 14 апреля 2012 г., рецензия: Tygodnik Wileńszczyzny 51 (483) декабрь 2009 г.
Библиография
[ редактировать ]- Качоровский Б., изд. (2008). «Стефан Тышкевич». Отличные биографии. 3. Первооткрыватели, изобретатели, учёные . Варшава: Научное издательство PWN . стр. 620–621. ISBN 9788301151089 .
- Наркович Лилиана (2013). Семья Тышкевичей родом из Ландварова . Варшава: Неритон. ISBN 978-83-7543-304-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Российский Императорский Пажеский корпус. Каталог онлайн-выставки // Библиотека редких книг и рукописей (RBML) Колумбийского университета.
- Патент Стефано Тышкевича 1955 года на машины для записи звука. [ постоянная мертвая ссылка ] . Патенты Google.
- Патент Стефана Тышкевича 1972 года на промышленный степлер для бумаги. [ мертвая ссылка ] . Патенты Google.
- Патент С. Е. Тышкевича от 1974 г. на багажную тележку. [ мертвая ссылка ] . Патенты Google.
- Ральф-Стетис Фотографии автомобилей Стетиса.
- ^ Сова Александра (2010). Легенды нашего автопрома (PDF) . Сосновец: Wydawnictwo Internetowe E-bookowo. стр. 14. ISBN 9788361184805 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- 1894 рождения
- 1976 смертей
- Бизнесмены из Варшавы
- Польские военнослужащие в Российской Императорской армии Первой мировой войны.
- Польские помещики XX века
- Поляки во время польско-советской войны
- Польские депортированные в Советский Союз
- офицеры польской армии
- Польские военнопленные
- Польские эмигранты в Соединенном Королевстве
- Польские военнослужащие Второй мировой войны
- Польские военнослужащие ХХ века
- Польские антикоммунисты
- Польские ссыльные
- Польские изобретатели
- Инженеры-механики
- Инженеры-электрики
- Автомобильная промышленность Польши
- Дворянство из Варшавы
- Польские католики
- Семья Тышкевичей
- Рыцари Мальты
- Похороны на Бромптонском кладбище