Jump to content

Стефан Тышкевич

Стефан Евгениуш Тышкевич
Стефан Тышкевич со своим творением в компании механиков, 1926 год.
Рожденный 24 ноября 1894 г.
Варшава , Польша
Умер 6 февраля 1976 г. ) ( 1976-02-06 ) ( 81 год
Лондон, Великобритания
Известный проектирование и производство автомобилей, электронные устройства
Награды
Орден Святого Георгия (Россия) 1915
Военная мощь (Польша)
Гран- при Всемирной выставки в Брюсселе 1958 года.
Научная карьера
Поля машиностроение, аэрокосмическая промышленность
Учреждения Стетыш , 1-й Креховецкий уланский полк , Польский Красный Крест , Суверенный Военный Мальтийский Орден
Фамильный герб Тышкевичей
Текущий регион Польша, Украина, Беларусь, Литва
Сплоченные семьи Дом Любомирских , княгини Черногорской Анастасии , Лейхтенберг , Дом Савойи-Кариньяно
Отличия Рыцарь Мальты
Поместье(а) Ландварув

Стефан Евгениуш Тышкевич , по-польски Стефан Евгениуш Мария Тышкевич-Логойский z Landwarowa , герб Лелива , (родился 24 ноября 1894 года в Варшаве , умер 6 февраля 1976 года в Лондоне) был представителем польского дворянства , землевладельцем, инженером, изобретателем и пионер польской автомобильной промышленности. Он был награжденным ветераном как мировых войн, так и польско-большевистской войны, а также общественным деятелем. После 1945 года он стал изгнанником, занялся издательским делом и политикой в ​​качестве члена Польского национального совета в Лондоне. До конца своей жизни он был всемирно известным изобретателем.

Усадьба Лентварис, Литва

Стефан был первенцем и вторым ребенком из четырех человек графа Владислава Тышкевича и его жены, княгини Кристины Марии Любомирской . Семья была не просто дворянином, но и магнатом , и Стефан должен был стать последним наследником поместья Лентварис в Литве. Его старшая сестра, Софья Рожа, славилась великой красавицей и вышла замуж за графа Клеменса Потоцкого . [1] Уже в детстве Стефан проявил замечательные способности к технике. В возрасте 14 лет ему удалось получить профессиональное водительское удостоверение в Милане . В 1911 году, когда ему было всего 17 лет, он получил патенты на две системы отопления: одну для автомобилей, другую для летательных аппаратов . В 1913 году он поступил на бакалавриат инженерного факультета Оксфордского университета .

Первая мировая война и русская революция

[ редактировать ]

Он был в Польше во время своих первых летних каникул в Оксфорде, когда была объявлена ​​Первая мировая война. Ему так и не удалось вернуться к мечтающим шпилям, а вместо этого он пошел добровольцем в российское отделение Международного Красного Креста . За проявленную храбрость при спасении под огнем семи тяжелораненых солдат он был награжден орденом Святого Георгия . В 1915 году его призвали в армию. Он ушел из Пажеского корпуса в Петербурге . С конца 1916 года — адъютант генерала великого князя Николая Романова , главнокомандующего Кавказской армией . Он познакомился с падчерицей великого князя Николая, которая сама была родственницей нескольких королевских домов Европы, принцессой Еленой Лейхтенбергской (1892–1971). Она была дочерью Георгия Максимилиановича, 6-го герцога Лейхтенбергского и принцессы Анастасии Черногорской . Они поженились в Ялте в июле 1917 года. [2] У пары остался один ребенок, графиня Наталья Тышкевич (1921–2003), которая провела большую часть своей дальнейшей жизни в Швейцарии. [3]

Тышкевич и его жена находились в Крыму в момент начала Октябрьской революции . Стефан смог помочь многим своим соотечественникам уехать оттуда и вернуться в Польшу. Сам он покинул полуостров вместе со своей женой на борту британского корабля вместе с другими членами большой российской королевской семьи после того, как король Георг V смог убедить тогдашнего сопротивляющегося британского премьер-министра Ллойда Джорджа спасти их.

1920-е годы

[ редактировать ]

После недолгого пребывания в Италии Тышкевичи вернулись в свою усадьбу Лентварис в 1919 году. Вскоре после этого разразилась польско-большевистская война, и Тышкевичи пошли добровольцем в кавалерию в Виленской области . В 1921 году в качестве делегата начальника штаба Войска Польского он принял участие в работе комиссии Лиги Наций по определению новой польско-литовской границы. После рождения дочери Тышкевич уехал в Париж, чтобы возобновить академическое обучение, прерванное семью годами ранее в Оксфорде. В 1921 году он был принят в Школу политических наук на степень политолога и одновременно посещал лекции в Центральной школе искусств и производств по автомобильным технологиям.

Ральф Стетис

[ редактировать ]
Реклама автомобиля «Стетис» 1928 года.

В 1924 году он начал работу над проектом конструкции автомобиля с идеей развития моторизованного автомобильного транспорта в Польше. Для этой цели он основал товарищество в Булони-Бийанкуре , пригороде Парижа. Он назвал его «Автомобили Ральфа Стетиша» (сокращение его имени с аббревиатурой на польском языке: R olniczo A utomobilowo- L otnicza F abryka Ste fana Tysz kiewicza , что переводится как «Сельскохозяйственный авиационно-автомобильный завод Стефана Тышкевича»). В его прототипе автомобиля использовался американский двигатель компании Continental Motors . Целью было создание вездеходного пассажирского перевозчика, адаптированного к очень плохой дорожной инфраструктуре и легкого в обслуживании и ремонте. В 1925 году ему удалось выпустить две модели:

  • Модель TC с 6-цилиндровым двигателем объемом 2760 см³ и мощностью 42 лошадиные силы.
  • Модель ТА с 4-цилиндровым двигателем объемом 1500 см³ и мощностью 20 лошадиных сил. [4]

Автомобиль выставлялся на международных Парижских автосалонах в 1926 и 1927 годах , где завоевал репутацию качественного «колониального» автомобиля. [5] Он также добился успеха на польских спортивных и триальных соревнованиях и участвовал в Восьмом ралли Монте-Карло 1929 года , где получил признание и приз за комфорт и адаптируемость к дальним поездкам. В 1928 году производство было перенесено в Варшаву, на действующую фабрику «К. Рудзки и С-ка'. Кузова автомобилей были изготовлены специалистом по авиатехнике Plage & Laskiewicz из Люблина . Перенося операцию в Польшу, Тышкевичу пришлось поставить под залог все свое семейное состояние. В знак поддержки его жена рассталась с собственной семейной реликвией — изумрудной брошью весом 86 карат, некогда принадлежавшей Екатерине Великой .

11 февраля 1929 года Варшавский завод сгорел. Шесть завершенных автомобилей были потеряны, а 27 близятся к завершению. Одного или двоих удалось спасти. Тышкевич намеревался возобновить производство в своем имении в Лентварисе, но не смог убедить акционеров компании «Стетыш». Всего было выпущено 200 автомобилей Ralf Stetysz. Поэтому после пожара Тышкевич смирился с импортом Mercedes-Benz и Fiat в Польшу автомобилей . Он стал соучредителем «Дорожной лиги» – «Лиги Дроговы» и стал ее президентом в 1933 году. Он также писал об автомобилизации в Польше.

Вторая мировая война

[ редактировать ]

Начало войны в 1939 году застало его и его семью на территории Литовской республики, где из-за нехватки бензина он занимался переделкой бензиновых двигателей в газовые. Благодаря контактам с итальянской миссией в Литве он помог полякам избежать конфликта. После оккупации Литвы Советским Союзом в июне 1940 года Тышкевич был арестован и доставлен в Москву, где его пригласили сотрудничать с НКВД , но он отклонил это предложение, запросив вместо этого пропуск в Италию. Он был освобожден из Лубянской тюрьмы в октябре 1941 года и направился в генерала Андерса . армию формировавшуюся тогда в рамках подготовки к массовому исходу из СССР Он был назначен командиром моторизованной части 2-го польского корпуса . Пройдя в Иран, затем в Палестину и Египет, в должности ротмистра – капитана – 1-го Креховецкого уланского полка и офицера связи (или личного адъютанта) ген. Андерса, в 1944 году он был особенно полезен, связавшись с Итальянские части сражаются на стороне союзников. Во время итальянской кампании он был директором Красного Креста в армии Андерса . [6] Во время подготовки к битве при Монте-Кассино он изобрел механизм обнаружения и уничтожения немагнитных противопехотных мин . Его полк был награжден орденом Virtuti Militari .

Послевоенные годы

[ редактировать ]

Добравшись с армией Андерса после прекращения боевых действий до Великобритании, Тышкевич поселился в Лондоне. В 1949 году вместе со Станиславом Мацкевичем он опубликовал еженедельник под названием Lwów i Wilno - «Львов и Вильнюс», агитационное издание после аннексии Советским Союзом этих двух этнически разнообразных городов во Второй Польской республике и перемещения сотен тысяч их жителей. , некоторые из которых нашли убежище в Великобритании. [7] Его союзы во время войны привлекли его к полякам, обосновавшимся в Великобритании, но его жена предпочитала жить в Риме, куда он часто бывал. Тем временем его дочь предпочла жить в Женеве , и Брож сообщает, что при встрече они разговаривали на русском языке. У семьи была вилла на Антибе . [8]

В 1950-х годах Тышкевич работал в Турине в компании Fiat, после чего сосредоточился на электронике . Он получил ряд новых патентов, например, «стеновокс», одно из первых записывающих устройств, позже усовершенствованное как «Стетифон». [9] Оба изобретения принесли ему Гран-при на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году. Он также работал над гидроусилителем рулевого управления . Он разработал инвалидное кресло, которое благодаря автоматически изменяемой длине оси могло подниматься и спускаться по лестницам, включая эскалаторы. Еще одним запатентованным изобретением стала багажная тележка, очень похожая на те, которые повсеместно распространены в современных аэропортах. За эти устройства он был награжден золотыми медалями на ярмарках изобретателей в Женеве в 1972 году и Нью-Йорке в 1973 году. Он разработал промышленный степлер, который был отмечен в Брюсселе в 1965 году и в Женеве в 1972 году. Его улучшения в области топливной эффективности двигателей внутреннего сгорания Stetair был награжден на Женевском автосалоне в 1974 году.

Тышкевич давно интересовался аэронавтикой и сотрудничал с бывшей Европейской организацией по разработке ракет-носителей в области несущих ракет, а позже был связан с Европейской организации космических исследований и Европейского космического агентства проектами .

Он принадлежал к Польскому национальному совету. который консультировал польское правительство в изгнании. Он был рыцарем Мальты и трижды избирался в Большой совет. [10] Стефан Тышкевич умер в Лондоне в 1976 году и был похоронен на семейном участке на лондонском Бромптонском кладбище .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Ежи Минаковский, Марек. «Стефан Евгениуш граф Тышкевич-Логойский из Ландваровского герба Леливы» .
  2. ^ Робинсон, Пол (2014). Великий князь Николай Николаевич. Верховный главнокомандующий Российской Армии . Де Калб, Иллинойс: NIU Press.
  3. ^ Дюран, Николя. «Профиль персонажа – Женевское общество генеалогии» .
  4. ^ http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k605534p.texte Репортаж о машине в парижской ежедневной газете Le Petit Parisien .
  5. ^ «Автомобиль». Все французские автомобили 1927 г. (Салон [Париж, октябрь] 1926 г.) . Полет. 78 с. Париж: История и коллекции. 2006. с. 57.
  6. ^ Пиотровский, Яцек, Эд. Дневники деятельности президента Республики Польша Владислава Рачкевича : 1939 - 1947 - Вроцлав: Видон. Вроцлавский университет, 2004 г. (Acta Universitatis Wratislaviensis; 2687), ISBN   83-229-2566-2 , телефонный номер Берлинской государственной библиотеки: 3 А 128733-2 1а: 3 А 128733-2, с. 527 - Журналы президента Рашкевича, 1939-1947 гг.
  7. ^ http://ebuw.uw.edu.pl/dlibra/docmetadata?id=7370&from=публикация из библиотеки Варшавского университета, где Тышкевич изображен как редактор в 1949 году.
  8. ^ Брож, Адам. «Наша газета» , ЗПКМ, 2000: http://archiwum2000.tripod.com/526/malta.html, дата доступа 22 августа 2016 г. Личные воспоминания автора на польском языке о Мальтийских рыцарях и конкретно о С.Тышкевиче.
  9. ^ «СТЕФАНО ТЫСКЕВИЧ» .
  10. ^ Брож, Адам. «Наша Газета» , ЗПКМ, 2000: http://archiwum2000.tripod.com/526/malta.html.

[1] http://www.tygodnik.lt/200951/bliska5.htm [ постоянная мертвая ссылка ] Наркович Лилиана «Беженец и лицо без гражданства», доступ 14 апреля 2012 г., рецензия: Tygodnik Wileńszczyzny 51 (483) декабрь 2009 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Качоровский Б., изд. (2008). «Стефан Тышкевич». Отличные биографии. 3. Первооткрыватели, изобретатели, учёные . Варшава: Научное издательство PWN . стр. 620–621. ISBN  9788301151089 .
  • Наркович Лилиана (2013). Семья Тышкевичей родом из Ландварова . Варшава: Неритон. ISBN  978-83-7543-304-3 .
[ редактировать ]
  1. ^ Сова Александра (2010). Легенды нашего автопрома (PDF) . Сосновец: Wydawnictwo Internetowe E-bookowo. стр. 14. ISBN  9788361184805 . [ постоянная мертвая ссылка ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f2cb2599aae3bf281453e0e294a1a9e7__1721565060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f2/e7/f2cb2599aae3bf281453e0e294a1a9e7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Stefan Tyszkiewicz - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)